Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

14 февраля 1958 г. № 19 Л е н и н с к а я п р а в д а ------------ М <и—1■» !■ ”~имцю»у»»—И--------- ----- «* Заочная конфершция по вопросу^преподаванин математ н а Ау в 7 к Т - з а л УЧа1ЦИХСЯ 3 ' 0СН0ВНЬ1Е НЕДОСТАТКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ У Р У^П0ХЙ О наш век бурного раз- ^ вития науки и техни­ ки математика получает еще большее значение, ведь этот предмет является фун­ даментом техники. Естественно, что перед нами, учителями математи­ ки, ставится трудная, но почетная задача—подгото­ вить подрастающее поколе­ ние к широкой деятельнос­ ти в области науки и тех­ ники. А для этого нужно знать математику, уметь логически мыслить, знать ее законы, уметь пользо­ ваться законами, свойства­ ми, теоремами на практике, владеть навыками вычисли­ тельных приемов, уметь изображать и читать черте­ жи и т. д. Это достигает­ ся на основе политехниче­ ского обучения. Я поделюсь кратко сво­ ими методами в обучении учащихся. Прежде всего, я думаю, надо добиться, чтобы каж ­ дая минута на уроке была рационально использована. Проверку домашней письмен­ ной работы я довел до ми­ нимума, сделав упор в ос­ новном на домашнюю про­ верку работ учащихся. Дома я тщательно прове­ ряю, классифицирую ошиб­ ки. При наличии общих серь­ езных ошибок у нескольких учеников останавливаюсь, разъясняю, исправляю ошибки на уроке. Для уча­ щихся с индивидуальными ошибками указываю пара­ граф, даю образец решения и примеры для решения. Таким образом, мне удает­ ся покончить с домашней работой за 5—7 минут. Изучение нового матери­ ала можно построить в большинстве случаев путем активного участия учащих­ ся. Беседа, в которой учащие­ ся отвечают на вопросы, в о с п р о и з в о д я т изу­ ченное, подмечают новое и, наконец, делают необхо­ димые выводы, является лучшим методом изучения нового материала. Этой беседой я стараюсь увлечь весь класс, доби­ ваясь стопроцентной актив­ ности. Упор делаю на сред­ него ученика, всячески по­ ощряя активность и ответы слабых. Вселяю уверенность в учащихся, подбадриваю их, и они действительно горды за свои достижения. У уче­ ника гордая мысль: «Ведь это я самостоятельно вы­ вел формулу, доказал тео­ рему, открыл закон!» Отсюда заинтересован­ ность у учащихся. А ведь наша цель—самый «сухой» математический материал сделать интересным. Как приятно учителю после объ­ яснения увидеть детские улыбки, говорящие об у с ­ пешном усвоении нового! Закреплению нового ма­ териала придаю решающее значение. В арифметике, алгебре закрепление чаще всего заключается в реше­ нии примеров и задач, под­ бирая их в порядке повы­ шения трудности и разно­ образия для повышения интереса учеников. Часто практикую в ариф­ метике составление формул, решение задач и составле­ ние задач по известным данным. После достаточно­ го упражнения даю самосто­ ятельную работу. Для закрепления геомет­ рического материала вызы­ ваю нескольких учеников для повторения -теоремы. Иногда это происходит пу­ тем вопросно ответной бесе­ ды. Но главным я считаю практическую часть закреп­ ления: решение задач, по­ строение и измерение углов, проведение высот, медиан, биссектрис в треугольни­ ках и т. д. Опрос на уроках алгебры и арифметики чаще всего растворяется во всем объ­ еме урока. На уроках гео­ метрии опрос провожу при активном участии всего класса. 1—2 учащихся вы­ зываются к доске для до­ казательства изученных теорем, один ученик '^вызы­ вается для решения зад а ­ чи на построение. Для про­ верки решения можно выз­ вать совсем другого учени­ ка. Остальные учащиеся при­ нимают самое активное участие, ведь в конце уро­ ка я назову активных, воз­ можно и оценку поставлю, а нерадивых пожурю. При опросе, проверке домашней работы, закреплении—ста­ раюсь в большей мере зат­ ронуть прошлый материал. Так, например, зная всю важность формул сокращен­ ного умножения, я ни од­ ного урока не провожу по алгебре в 7 классе, чтобы в каком-либо случае не встретились эти формулы. Этим самым мне почти всег­ да удается в совершенстве научить пользоваться фор­ мулами и другим важным материалом. Очень важными являются логические упражнения для учащихся. Они то застав­ ляют мысль ученика рабо­ тать до предела. Такие ло­ гические упражнения важ ­ ны и необходимы в каждом классе. Например: написать раз­ ность утроенного числа «Х»и половины числа «ЗЕТ». Прочитать выражение: 2 .(а—в > (х + у ); а 2- В 2; и т. д. Эти логические уп­ ражнения повышают мате­ матическую грамотность. Контрольные работы даю часто. Длительность их от 15 до 45 минут. Еще хочу сказать о том, что запись решений и усло­ вий примеров и задач ч а с ­ о свете Директив XX съез- да КПСС о повышении уровня учебно-воспитательной работы школ и дальнейшего развития политехнического обучения еще более повышает­ ся роль математики в школь­ ном образовании. В учебном плане общеобразовательной школы на преподавание ма­ тематики выделяется около 20 процентов всего учебного вре­ мени. В последнде годы Министер­ ство просвещения РСФСР осу­ ществило ряд мер, направлен­ ных на перестройку препода­ вания математики,в частности, внесены существенные изме­ нения в учебные программы. Новые программы по мате­ матике в настоящее время вве­ дены в школах с 1 по IX класс, создан ряд новых учебников, задачников и т. д. Вот эта перестройка в воп­ росах преподавания математи­ ки положительно сказалась на знаниях учащихся и работе учителей математики. Лучшие учителя математики нашего района обеспечивают достаточно высокий уровень преподавания этого предмета в школах и добиваются осоз­ нанных и прочных знаний, твердых умений и навыков учащихся по курсу, умело увязывают преподавание с практикой, добиваясь связи обучения с жизнью, любят свой предмет и творчески его пре­ подают. К такой группе учителей можно отнести Бурцеву А. Н. (Висло-Полянская семилетняя школа), Понарьину А. Т. (2 Тербунская средняя школа), Пикалову А. Т. (1 Тербунская средняя школа), Дубинину Д.И. (Б,-Полянская средняя школа) и ряд других. Нужно прямо сказать, что за последние два-три года знания учащихся по матема­ тике значительно улучшились. Однако в ряде школ препода­ вание математики поставлено неудовлетворительно. За 1 полугодие 1957—58 то ведется неправильно, небрежно. Выставка конт­ рольных работ в прошлом году показала это нагляд­ но. И мне ошибка со зн а ­ ком равенства тоже очень часто встречается. Например: 3 .2 0 + 7 0 = 6 0 + 7 0 = 130 нишут 3 .2 0 + 7 0 = 3 .2 0 = 6 0 + 7 0 = 130 4 - 5 3= 5 .5 .5 = 1 2 5 .4 = 5 0 0 и т. д. К этим ошибкам я отно­ шусь критически, ведь это очень грубые ошибки. Ре­ шаю много аналогичных примеров. В заключение хочется сказать, что уроки строят­ ся на основе творческого разнообразия. Но главным я считаю активное участие учеников в работе на уро­ ках во всех его звеньях. В этом залог успеха. Г. Цуцура, учитель математики Туль­ ской семилетней школы. учебного года в школах рай­ она только по арифметике не успевало 166, по алгебре- 5 7 , и по геометрии с тригономет­ рией—88 учащихся. На низком уровне ведется преподавание математики в Озерской семилетней школе (учитель Нонарьина М. Ф.). Без напряжения работают учителя математики Степаненко А. В. (Б.-Полянская средняя школа), Лунев И. Е. (М.-Борковская се­ милетняя школа), Топало­ ва. А. К, (семилетняя школа им. Ленина). Каковы же основные недо­ статки в преподавании мате­ матики? Значительная часть учащихся не получает еще необходимого объема теорети­ ческих знаний и не приобре­ тает требуемых программой умений и навыков в решении примеров и задач. Многие учащиеся не умеют теоретические знания приме­ нить на практике, недостаточ­ но владеют вычислительными навыками, особенно в устном счете, допускают ошибки в решении примеров, не умеют использовать полученные зна­ ния при решении задач, в осо­ бенности из области физики, экономики и т. д. Слабы знания учащихся по арифметике. Учащиеся началь­ ных классов не получают проч­ ных навыков в правильном вы­ полнении арифметических дей­ ствий над многозначными чис­ лами. Учащиеся V—VI классов недостаточно овладевают тех­ никой вычислений обыкновен­ ных и десятичных дробей. По курсу алгебры учащиеся имеют недостаточно твердые знания по вопросам, относя­ щимся к изучению функций и их графиков, слабо ориенти­ руются в решении задач на составление и решение систем уравнений. По геометрии учащиеся зат­ рудняются в усвоении доказа­ тельства теорем, слабо умеют решать задачи на вычисление а построение. По курсу тригонометрии наб­ людается нетвердое усвоение учащимися общих формул кор­ ней тригонометрических урав­ нений, слабые навыки имеют учащиеся в вычерчивании гра­ фиков тригонометрических функций. Основной причиной крупных недостатков в математической подготовке учащихся являет­ ся низкий теоретический и методический уровень препо­ давания математики. В неко­ торых школах (Михайловской, Новосильской, М.-Борковской семилетних школах) препода­ вание математики ведется учителями, не имеющими тре­ буемой квалификации. Зачастую уроки математики строятся учителями трафарет- но, слабо применяются нагляд­ ные пособия, новый материал часто излагается недостаточ­ но четко и ясно и плохо зак ­ репляется на уроке. Неудовлетворительно в ряде школ "поставлены учет знаний учащихся, система письмен­ ных работ, наблюдается пе­ регрузка учащихся домашними заданиями и т. д. Что нужно сделать во вто­ ром полугодии, чтобы поста­ вить на должную высоту пре­ подавание математики в шко­ лах района? Прежде всего принять дей­ ственные меры к устранению вышеуказанных недостатков, уделив особое внимание повы­ шению уровня математической культуры и математического развития школьников; обеспе­ чению прочности знаний и н а ­ выков учащихся и умения прак­ тически применять их; уста­ новлению тесной связи мате­ матики с жизнью, с производ­ ством. На очередных заседаниях педагогических советов обсу­ дить вопрос о состоянии и кон­ кретных мерах по улучшению постановки преподавания и повышения качества знаний учащихся по математике. Педагогическому кабинету районо, руководителям кусто­ вых методических объедине­ ний при средних школах—ор­ ганизовать глубокое изучение и внедрение в практику школы опыта передовых учителей математики. Руководителям школ—улуч­ шить борьбу за качество зна­ ний учащихся по математике, взяв под особый контроль ра­ боту учителей, которые ведут преподавание математики на низком уровне; поставить на должную высоту работу пред­ метных комиссий по матема­ тике, широко использовать проведение открытых уроков по математике, организовать взаимопосещение. Учителям математики дан­ ные уроки проводить только отлично, тщательно и глу­ боко готовясь к ним, уметь учить ребят на уроке, не пе­ регружая их домашними зад а ­ ниями. Проводить уроки математики на высоком теоретическом уров­ не, четче и яснее объяснять материал с последующим зак­ реплением. Правильно органи­ зовать учет знаний учащихся, систему письменных работ; до­ биться такого положения, что­ бы учащиеся полученные тео­ ретические знания могли при­ менять на практике, в жизни. Большое значение в улуч­ шении преподавания матема­ тики имеет и внеклассная ра­ бота, как-то: проведение олим­ пиад, организация математи­ ческих кружков, изготовление учебно-наглядных пособий по математике, проведение мате­ матических конференций, ве­ черов. Вот основные задачи, нап­ равленные на улучшение пре­ подавания математических дисциплин, над которыми и должен работать весь педаго­ гический коллектив района во И-м полугодии 1957—58 учеб­ ного года. Вот о чем должны высказаться учителя на стра­ ницах газеты с трибуны заоч­ ной конференции. М. Строев, зав. районо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz