Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
14 февраля 1958 г. № 19 Л е н и н с к а я п р а в д а ------------ М <и—1■» !■ ”~имцю»у»»—И--------- ----- «* Заочная конфершция по вопросу^преподаванин математ н а Ау в 7 к Т - з а л УЧа1ЦИХСЯ 3 ' 0СН0ВНЬ1Е НЕДОСТАТКИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ У Р У^П0ХЙ О наш век бурного раз- ^ вития науки и техни ки математика получает еще большее значение, ведь этот предмет является фун даментом техники. Естественно, что перед нами, учителями математи ки, ставится трудная, но почетная задача—подгото вить подрастающее поколе ние к широкой деятельнос ти в области науки и тех ники. А для этого нужно знать математику, уметь логически мыслить, знать ее законы, уметь пользо ваться законами, свойства ми, теоремами на практике, владеть навыками вычисли тельных приемов, уметь изображать и читать черте жи и т. д. Это достигает ся на основе политехниче ского обучения. Я поделюсь кратко сво ими методами в обучении учащихся. Прежде всего, я думаю, надо добиться, чтобы каж дая минута на уроке была рационально использована. Проверку домашней письмен ной работы я довел до ми нимума, сделав упор в ос новном на домашнюю про верку работ учащихся. Дома я тщательно прове ряю, классифицирую ошиб ки. При наличии общих серь езных ошибок у нескольких учеников останавливаюсь, разъясняю, исправляю ошибки на уроке. Для уча щихся с индивидуальными ошибками указываю пара граф, даю образец решения и примеры для решения. Таким образом, мне удает ся покончить с домашней работой за 5—7 минут. Изучение нового матери ала можно построить в большинстве случаев путем активного участия учащих ся. Беседа, в которой учащие ся отвечают на вопросы, в о с п р о и з в о д я т изу ченное, подмечают новое и, наконец, делают необхо димые выводы, является лучшим методом изучения нового материала. Этой беседой я стараюсь увлечь весь класс, доби ваясь стопроцентной актив ности. Упор делаю на сред него ученика, всячески по ощряя активность и ответы слабых. Вселяю уверенность в учащихся, подбадриваю их, и они действительно горды за свои достижения. У уче ника гордая мысль: «Ведь это я самостоятельно вы вел формулу, доказал тео рему, открыл закон!» Отсюда заинтересован ность у учащихся. А ведь наша цель—самый «сухой» математический материал сделать интересным. Как приятно учителю после объ яснения увидеть детские улыбки, говорящие об у с пешном усвоении нового! Закреплению нового ма териала придаю решающее значение. В арифметике, алгебре закрепление чаще всего заключается в реше нии примеров и задач, под бирая их в порядке повы шения трудности и разно образия для повышения интереса учеников. Часто практикую в ариф метике составление формул, решение задач и составле ние задач по известным данным. После достаточно го упражнения даю самосто ятельную работу. Для закрепления геомет рического материала вызы ваю нескольких учеников для повторения -теоремы. Иногда это происходит пу тем вопросно ответной бесе ды. Но главным я считаю практическую часть закреп ления: решение задач, по строение и измерение углов, проведение высот, медиан, биссектрис в треугольни ках и т. д. Опрос на уроках алгебры и арифметики чаще всего растворяется во всем объ еме урока. На уроках гео метрии опрос провожу при активном участии всего класса. 1—2 учащихся вы зываются к доске для до казательства изученных теорем, один ученик '^вызы вается для решения зад а чи на построение. Для про верки решения можно выз вать совсем другого учени ка. Остальные учащиеся при нимают самое активное участие, ведь в конце уро ка я назову активных, воз можно и оценку поставлю, а нерадивых пожурю. При опросе, проверке домашней работы, закреплении—ста раюсь в большей мере зат ронуть прошлый материал. Так, например, зная всю важность формул сокращен ного умножения, я ни од ного урока не провожу по алгебре в 7 классе, чтобы в каком-либо случае не встретились эти формулы. Этим самым мне почти всег да удается в совершенстве научить пользоваться фор мулами и другим важным материалом. Очень важными являются логические упражнения для учащихся. Они то застав ляют мысль ученика рабо тать до предела. Такие ло гические упражнения важ ны и необходимы в каждом классе. Например: написать раз ность утроенного числа «Х»и половины числа «ЗЕТ». Прочитать выражение: 2 .(а—в > (х + у ); а 2- В 2; и т. д. Эти логические уп ражнения повышают мате матическую грамотность. Контрольные работы даю часто. Длительность их от 15 до 45 минут. Еще хочу сказать о том, что запись решений и усло вий примеров и задач ч а с о свете Директив XX съез- да КПСС о повышении уровня учебно-воспитательной работы школ и дальнейшего развития политехнического обучения еще более повышает ся роль математики в школь ном образовании. В учебном плане общеобразовательной школы на преподавание ма тематики выделяется около 20 процентов всего учебного вре мени. В последнде годы Министер ство просвещения РСФСР осу ществило ряд мер, направлен ных на перестройку препода вания математики,в частности, внесены существенные изме нения в учебные программы. Новые программы по мате матике в настоящее время вве дены в школах с 1 по IX класс, создан ряд новых учебников, задачников и т. д. Вот эта перестройка в воп росах преподавания математи ки положительно сказалась на знаниях учащихся и работе учителей математики. Лучшие учителя математики нашего района обеспечивают достаточно высокий уровень преподавания этого предмета в школах и добиваются осоз нанных и прочных знаний, твердых умений и навыков учащихся по курсу, умело увязывают преподавание с практикой, добиваясь связи обучения с жизнью, любят свой предмет и творчески его пре подают. К такой группе учителей можно отнести Бурцеву А. Н. (Висло-Полянская семилетняя школа), Понарьину А. Т. (2 Тербунская средняя школа), Пикалову А. Т. (1 Тербунская средняя школа), Дубинину Д.И. (Б,-Полянская средняя школа) и ряд других. Нужно прямо сказать, что за последние два-три года знания учащихся по матема тике значительно улучшились. Однако в ряде школ препода вание математики поставлено неудовлетворительно. За 1 полугодие 1957—58 то ведется неправильно, небрежно. Выставка конт рольных работ в прошлом году показала это нагляд но. И мне ошибка со зн а ком равенства тоже очень часто встречается. Например: 3 .2 0 + 7 0 = 6 0 + 7 0 = 130 нишут 3 .2 0 + 7 0 = 3 .2 0 = 6 0 + 7 0 = 130 4 - 5 3= 5 .5 .5 = 1 2 5 .4 = 5 0 0 и т. д. К этим ошибкам я отно шусь критически, ведь это очень грубые ошибки. Ре шаю много аналогичных примеров. В заключение хочется сказать, что уроки строят ся на основе творческого разнообразия. Но главным я считаю активное участие учеников в работе на уро ках во всех его звеньях. В этом залог успеха. Г. Цуцура, учитель математики Туль ской семилетней школы. учебного года в школах рай она только по арифметике не успевало 166, по алгебре- 5 7 , и по геометрии с тригономет рией—88 учащихся. На низком уровне ведется преподавание математики в Озерской семилетней школе (учитель Нонарьина М. Ф.). Без напряжения работают учителя математики Степаненко А. В. (Б.-Полянская средняя школа), Лунев И. Е. (М.-Борковская се милетняя школа), Топало ва. А. К, (семилетняя школа им. Ленина). Каковы же основные недо статки в преподавании мате матики? Значительная часть учащихся не получает еще необходимого объема теорети ческих знаний и не приобре тает требуемых программой умений и навыков в решении примеров и задач. Многие учащиеся не умеют теоретические знания приме нить на практике, недостаточ но владеют вычислительными навыками, особенно в устном счете, допускают ошибки в решении примеров, не умеют использовать полученные зна ния при решении задач, в осо бенности из области физики, экономики и т. д. Слабы знания учащихся по арифметике. Учащиеся началь ных классов не получают проч ных навыков в правильном вы полнении арифметических дей ствий над многозначными чис лами. Учащиеся V—VI классов недостаточно овладевают тех никой вычислений обыкновен ных и десятичных дробей. По курсу алгебры учащиеся имеют недостаточно твердые знания по вопросам, относя щимся к изучению функций и их графиков, слабо ориенти руются в решении задач на составление и решение систем уравнений. По геометрии учащиеся зат рудняются в усвоении доказа тельства теорем, слабо умеют решать задачи на вычисление а построение. По курсу тригонометрии наб людается нетвердое усвоение учащимися общих формул кор ней тригонометрических урав нений, слабые навыки имеют учащиеся в вычерчивании гра фиков тригонометрических функций. Основной причиной крупных недостатков в математической подготовке учащихся являет ся низкий теоретический и методический уровень препо давания математики. В неко торых школах (Михайловской, Новосильской, М.-Борковской семилетних школах) препода вание математики ведется учителями, не имеющими тре буемой квалификации. Зачастую уроки математики строятся учителями трафарет- но, слабо применяются нагляд ные пособия, новый материал часто излагается недостаточ но четко и ясно и плохо зак репляется на уроке. Неудовлетворительно в ряде школ "поставлены учет знаний учащихся, система письмен ных работ, наблюдается пе регрузка учащихся домашними заданиями и т. д. Что нужно сделать во вто ром полугодии, чтобы поста вить на должную высоту пре подавание математики в шко лах района? Прежде всего принять дей ственные меры к устранению вышеуказанных недостатков, уделив особое внимание повы шению уровня математической культуры и математического развития школьников; обеспе чению прочности знаний и н а выков учащихся и умения прак тически применять их; уста новлению тесной связи мате матики с жизнью, с производ ством. На очередных заседаниях педагогических советов обсу дить вопрос о состоянии и кон кретных мерах по улучшению постановки преподавания и повышения качества знаний учащихся по математике. Педагогическому кабинету районо, руководителям кусто вых методических объедине ний при средних школах—ор ганизовать глубокое изучение и внедрение в практику школы опыта передовых учителей математики. Руководителям школ—улуч шить борьбу за качество зна ний учащихся по математике, взяв под особый контроль ра боту учителей, которые ведут преподавание математики на низком уровне; поставить на должную высоту работу пред метных комиссий по матема тике, широко использовать проведение открытых уроков по математике, организовать взаимопосещение. Учителям математики дан ные уроки проводить только отлично, тщательно и глу боко готовясь к ним, уметь учить ребят на уроке, не пе регружая их домашними зад а ниями. Проводить уроки математики на высоком теоретическом уров не, четче и яснее объяснять материал с последующим зак реплением. Правильно органи зовать учет знаний учащихся, систему письменных работ; до биться такого положения, что бы учащиеся полученные тео ретические знания могли при менять на практике, в жизни. Большое значение в улуч шении преподавания матема тики имеет и внеклассная ра бота, как-то: проведение олим пиад, организация математи ческих кружков, изготовление учебно-наглядных пособий по математике, проведение мате матических конференций, ве черов. Вот основные задачи, нап равленные на улучшение пре подавания математических дисциплин, над которыми и должен работать весь педаго гический коллектив района во И-м полугодии 1957—58 учеб ного года. Вот о чем должны высказаться учителя на стра ницах газеты с трибуны заоч ной конференции. М. Строев, зав. районо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz