Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
26 декабря 195 8 г., Л 149 Л е н и н е к а я п р а в д а 3 ет р. Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР Мои предложения Перестройка системы народ- * » ного образования выдвя нула перед школой большие задачи, успешно разрешать ко торые может только сплочен ный, грамотный и работоспо собный учительский коллектив при несомненном наличии в школе отвечающей требовани ям жизни материальной базы Пока еще эта база слаба. В ряде наших школ нет мастер ских, а имеющиеся—плохо оборудованы. Нет в наших школах спортивных залов, нет и необходимых учебных каби нетов. В укреплении материаль ной базы могут и должны оказать серьезную помощь школам колхозы и совхозы, они должны взять шефство над ними. Построить мастерскую или спортивный зал для детей мо жет любой колхоз и совхоз, а разве это не благородное де ло! Могут они привести в надлежащий вид и школьные здания, которые должны быть самыми лучшими, самыми кра сивыми и благоустроенными. К сожалению, хозяйства наше го района мало думают об этом, а руководители их упор но молчат. Дело чести каждого колхо за и совхоза—укрепить мате риальную базу школ. Этого требуют интересы государства, этого требует жизнь. Хотелось бы остановиться и на других вопросах, связан ных с перестройкой школы. До сих пор пение, рисование и физкультура преподаются в абсолютном большинстве на ших школ неподготовленными учителями, которые не только не могут научить ребенка петь и рисовать, но и, что совсем никуда не годится, не могут своевременно обнаружить у своих воспитанников способ ность к овладению тем или иным видом искусства. Чтобы поднять эстетическое воспитание детей на должную высоту, для этого необходимо, на мой взгляд, следующее: Во-аервых, иметь в каждой школе набор музыкальных ин струментов и специальный класс для ведения уроков му зыки (а не пения!). Можно для этих уроков использовать и спортзалы. Во-вторых, на каждые две школы иметь одного квалифи цированного учителя рисова ния и одного специалиста му зыки, передав им ведение ри сования и музыки в 1—4 клас сах. При таком условии эстети ческое воспитание учащихся заметно улучшится. Определить порядок работы такого учителя-специалиста не трудно: определенные дни в неделю он работает, напри мер, в БоркоЕСКой школе, а остальные—дни в Мало-Борков- ской. У него, несомненно, бу дет приличная учебная наг рузка. Тоже самое следует ска зать и о специалистах физи ческого воспитания. Вопрос о преподавания му зыки, рисования или физкуль туры можно решить, мне ду мается, и другим путем. На должность пионерских вожа тых (а в школе восьмилетке они обязательно должны быть) надо присылать таких выпуск ников педагогических учебных заведений, которые были бы достаточно грамотны, чтобы могли успешно вести, скажем, уроки музыки или рисования. Такой пионервожатый (он же и специалист одного из пред метов) должен работать толь ко в одной школе. Серьезной критики заслужи вает существующей ныне учеб ный план школы. Десяти одиннадцатилетние детишки з а нимаются в школе 4—6 часов, тогда как их родители трудят ся 7—8, а то и 6 часов в день. Такое положение нельзя счи тать нормальным. Учебный алан, и особенно в начальных классах, надо разгрузить. У учащихся 1—3 классов сле дует оставить не более 3-х уроков в день. Нельзя не сказать и об учеб ной нагрузке преподавателей языков и математики. Их наг рузка, как эго на странно, приравнивается до сих пор к нагрузке преяодавателей исто рии, биологии, географии. На до, чтобы преподаватели язы ков и математики имели не более 14 часов в неделю с сохранением ставки за полную учебную нагрузку, т. е. 18 часов, так как они больше расходуют времени для под готовки к урокам, чем препо даватели других дисциплин, не имеющие дела с учениче скими тетрадями, с анализом ошибок в письменных работах и т. д. Необходимо также освобо дить учителей начальных клас сов от ведения музыки, рисо в а н и я и физкультуры. Эти ча- ‘ сы надо передать учителям- специалистам. Следовало бы пересмотреть вопрос и о наполняемости классов. Известно, что пре дельная наполняемость 1-го класса 41 человек, а 10-го— 35. Здесь нет даже элементар ной педагогической логики. Трудно понять, какими моти вами руководствовались работ ники министерства финансов и просвещения, утверждая эти цифры. Каждому, кто имеет де ло с обучением и воспитанием детей, ясно, что с первоклассни ками работы куда больше, чем с десятиклассниками. Учителю начальных классов приходится ежедневно прове рять 100—120 тетрадей, а то и больше. Научать ребенка (а не только поставить ему оценку, как эго делают в стар ших классах) правильно пи сать буквы и цифры, научить его аккуратно веста тетрадь, соблюдать правила поведения и многое другое—разве этот большой труд не заслуживает внимания!? И, наконец, где труднее осуществлять весь учебно-воспитательный про цесс? Конечно, в начальных классах. Поэтому я за то, чтобы труд учителя начальных классов был облегчен. Учитель в этих классах должен вести не более 18 часов в неделю и иметь у себя воспитанников не более 30. А. Голубев, директор М.-Борковской семи летней школы. Свердловск. Уральский завод тяжелого машиностроения изготовляет ковочный пресс с усилием "6 тысяч тонн. Общей вес всей установки 1320 тонн. На снимке: обработка колонны пресса. Фото Б. Назарова и А. Брянова. Фотохроника ТАСТГ ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ Важная кампания к Каждый человек, живя в коммунистиче ском обществе, должен вносить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее раз витие этого общества. Лаборатории Киевского техно логического института легкой промышленности мало чем отли чаются от настоящего производ ства. Кругом станки, машины, различное оборудование самых последних моделей. Здесь студен ты учатся выделывать кожу, шить обувь и одежду. На одном только факультете технологии швейного производ ства имеются 72 универсальные машины, 65 специальных столов с индивидуальными электроприво дами, более 50 швейных машин. На снимке: на кафедре машин и аппаратов. Студентки IV курса факультета технологии швейного производства Алла Богунова (сле ва) и Антонина Ляшко за налад кой сложной петельной машины. О тчетно-выборные профсоюз ные собрания,которые нач нутся в январе 1959 года являются большим событием в жизни профсоюзных органи заций. Члены профсоюза под ведут итоги работы местных комитетов профсоюзных орга низаций за прошедший год и наметят на 1959 год новые мероприятия, способствующие устранению недостатков, вскрытых на профсоюзных собраниях. Декабрьский Пленум ЦК КПСС 1957 года, обсуждая вопрос о работе профсоюзов, очень много уделял внимания работе профсоюзов по ор ганизации и руководству со циалистическим соревновани ем. Надо, чтобы вопросы со- 1ревнования работников куль ' туры находились в центре внимания отчетно - выборных 'профсоюзных собраний. Как показала проверка, ме стный комитет профсоюза от дела культуры неудовлетво рительно руководит соревнова нием, эти вопросы почти не ставятся для обсуждения на соб раниях и заседаниях местных комитетов. В районе имеются хорошие клубы, библиотеки, та кие, как Покровский сельский, клуб совхоза «Пятилетка» Хутор-Березовская библиотека Работники этих учреждений культуры явились инициатора ми массового социалистичес кого соревнования за лучшую постановку культурно-просве тительной работы на селе и в своей работе имеют много по ложительного. Однако распространением работы этих учреждений куль туры местком занимается пло хо. Хотелось бы, чтобы вопро сы организации соревнования культработников, распростра нения среди них лучшего на чинания широко обсуждались на предстоящем отчетно-вы борном собрании. Заслуживают внимания воп росы охраны труда и техники безопасности работников куль туры. Это очень важный воп рос, ибо именно профсоюзам полошено проявлять макси мум заботы об условиях, в которых приходится им рабо тать. Приходится встречаться с такими случаями, когда киномеханики не имеют спец одежды и приспособлений, в отдельных случаях они рабо тают в холодных помещени ях, что совершенно недопус тимо. При таких условиях портится аппаратура, снижа ется качество кинопоказа, хо лодно во многих самих [по мещениях клубов и библиотек. Местный комитет профсою за работников культуры мо жет многое сделать для уст ранения этих недостатков, по ка же он этого не делает и поэтому члены профсоюза вполне вправе спросить чле нов месткома и его председа теля тов. Лесных, почему они не проявляют необходимой з а боты об условиях работы культ просветработников? Надо, наконец, чтобы отчет но-выборные собрания предъя вили серьезные требования к членам профсоюза, системати чески не уплачивающим проф союзные членские взносы. Как ни странно, но в среде работ ников учреждений культуры имеются неаккуратные в этом вопросе товарищи. Чем, нап ример, можно объяснить, что зав. Висло Полянской библи отекой тов. Щетинина на про тяжении более полугода не платит членские взвось? Эго объясняется её недисциплини рованностью и только. К сожа лению, есть и некоторые ра ботники, которые позволяют себе неаккуратно относиться к обязанностям члена профсо юза. Можно не сомневаться, что отчетно-выборные собрания в первичных профорганизациях пройдут организованно, на высоком идейно-политичес ком уровне, в обстановке острой критики и самокритики недо статков, под знаком достой ной встречи XXI съезда КПСС и будут способствовать зна- чительному улучшению работы культурно-просветительных уч реждений района. Н Кудинов, председатель РК Союза работни ков культуры-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz