Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

26 декабря 195 8 г., Л 149 Л е н и н е к а я п р а в д а 3 ет р. Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР Мои предложения Перестройка системы народ- * » ного образования выдвя нула перед школой большие задачи, успешно разрешать ко торые может только сплочен­ ный, грамотный и работоспо­ собный учительский коллектив при несомненном наличии в школе отвечающей требовани ям жизни материальной базы Пока еще эта база слаба. В ряде наших школ нет мастер ских, а имеющиеся—плохо оборудованы. Нет в наших школах спортивных залов, нет и необходимых учебных каби­ нетов. В укреплении материаль­ ной базы могут и должны оказать серьезную помощь школам колхозы и совхозы, они должны взять шефство над ними. Построить мастерскую или спортивный зал для детей мо­ жет любой колхоз и совхоз, а разве это не благородное де­ ло! Могут они привести в надлежащий вид и школьные здания, которые должны быть самыми лучшими, самыми кра­ сивыми и благоустроенными. К сожалению, хозяйства наше­ го района мало думают об этом, а руководители их упор­ но молчат. Дело чести каждого колхо­ за и совхоза—укрепить мате­ риальную базу школ. Этого требуют интересы государства, этого требует жизнь. Хотелось бы остановиться и на других вопросах, связан­ ных с перестройкой школы. До сих пор пение, рисование и физкультура преподаются в абсолютном большинстве на­ ших школ неподготовленными учителями, которые не только не могут научить ребенка петь и рисовать, но и, что совсем никуда не годится, не могут своевременно обнаружить у своих воспитанников способ­ ность к овладению тем или иным видом искусства. Чтобы поднять эстетическое воспитание детей на должную высоту, для этого необходимо, на мой взгляд, следующее: Во-аервых, иметь в каждой школе набор музыкальных ин­ струментов и специальный класс для ведения уроков му­ зыки (а не пения!). Можно для этих уроков использовать и спортзалы. Во-вторых, на каждые две школы иметь одного квалифи цированного учителя рисова­ ния и одного специалиста му­ зыки, передав им ведение ри сования и музыки в 1—4 клас­ сах. При таком условии эстети ческое воспитание учащихся заметно улучшится. Определить порядок работы такого учителя-специалиста не трудно: определенные дни в неделю он работает, напри­ мер, в БоркоЕСКой школе, а остальные—дни в Мало-Борков- ской. У него, несомненно, бу­ дет приличная учебная наг­ рузка. Тоже самое следует ска­ зать и о специалистах физи­ ческого воспитания. Вопрос о преподавания му­ зыки, рисования или физкуль­ туры можно решить, мне ду­ мается, и другим путем. На должность пионерских вожа­ тых (а в школе восьмилетке они обязательно должны быть) надо присылать таких выпуск­ ников педагогических учебных заведений, которые были бы достаточно грамотны, чтобы могли успешно вести, скажем, уроки музыки или рисования. Такой пионервожатый (он же и специалист одного из пред­ метов) должен работать толь­ ко в одной школе. Серьезной критики заслужи­ вает существующей ныне учеб­ ный план школы. Десяти­ одиннадцатилетние детишки з а ­ нимаются в школе 4—6 часов, тогда как их родители трудят­ ся 7—8, а то и 6 часов в день. Такое положение нельзя счи­ тать нормальным. Учебный алан, и особенно в начальных классах, надо разгрузить. У учащихся 1—3 классов сле­ дует оставить не более 3-х уроков в день. Нельзя не сказать и об учеб ной нагрузке преподавателей языков и математики. Их наг­ рузка, как эго на странно, приравнивается до сих пор к нагрузке преяодавателей исто­ рии, биологии, географии. На­ до, чтобы преподаватели язы ­ ков и математики имели не более 14 часов в неделю с сохранением ставки за полную учебную нагрузку, т. е. 18 часов, так как они больше расходуют времени для под­ готовки к урокам, чем препо­ даватели других дисциплин, не имеющие дела с учениче­ скими тетрадями, с анализом ошибок в письменных работах и т. д. Необходимо также освобо­ дить учителей начальных клас­ сов от ведения музыки, рисо­ в а н и я и физкультуры. Эти ча- ‘ сы надо передать учителям- специалистам. Следовало бы пересмотреть вопрос и о наполняемости классов. Известно, что пре­ дельная наполняемость 1-го класса 41 человек, а 10-го— 35. Здесь нет даже элементар­ ной педагогической логики. Трудно понять, какими моти­ вами руководствовались работ­ ники министерства финансов и просвещения, утверждая эти цифры. Каждому, кто имеет де­ ло с обучением и воспитанием детей, ясно, что с первоклассни­ ками работы куда больше, чем с десятиклассниками. Учителю начальных классов приходится ежедневно прове­ рять 100—120 тетрадей, а то и больше. Научать ребенка (а не только поставить ему оценку, как эго делают в стар­ ших классах) правильно пи­ сать буквы и цифры, научить его аккуратно веста тетрадь, соблюдать правила поведения и многое другое—разве этот большой труд не заслуживает внимания!? И, наконец, где труднее осуществлять весь учебно-воспитательный про­ цесс? Конечно, в начальных классах. Поэтому я за то, чтобы труд учителя начальных классов был облегчен. Учитель в этих классах должен вести не более 18 часов в неделю и иметь у себя воспитанников не более 30. А. Голубев, директор М.-Борковской семи­ летней школы. Свердловск. Уральский завод тяжелого машиностроения изготовляет ковочный пресс с усилием "6 тысяч тонн. Общей вес всей установки 1320 тонн. На снимке: обработка колонны пресса. Фото Б. Назарова и А. Брянова. Фотохроника ТАСТГ ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ Важная кампания к Каждый человек, живя в коммунистиче­ ском обществе, должен вносить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее раз ­ витие этого общества. Лаборатории Киевского техно­ логического института легкой промышленности мало чем отли­ чаются от настоящего производ­ ства. Кругом станки, машины, различное оборудование самых последних моделей. Здесь студен­ ты учатся выделывать кожу, шить обувь и одежду. На одном только факультете технологии швейного производ­ ства имеются 72 универсальные машины, 65 специальных столов с индивидуальными электроприво­ дами, более 50 швейных машин. На снимке: на кафедре машин и аппаратов. Студентки IV курса факультета технологии швейного производства Алла Богунова (сле­ ва) и Антонина Ляшко за налад­ кой сложной петельной машины. О тчетно-выборные профсоюз­ ные собрания,которые нач­ нутся в январе 1959 года являются большим событием в жизни профсоюзных органи­ заций. Члены профсоюза под­ ведут итоги работы местных комитетов профсоюзных орга­ низаций за прошедший год и наметят на 1959 год новые мероприятия, способствующие устранению недостатков, вскрытых на профсоюзных собраниях. Декабрьский Пленум ЦК КПСС 1957 года, обсуждая вопрос о работе профсоюзов, очень много уделял внимания работе профсоюзов по ор­ ганизации и руководству со­ циалистическим соревновани­ ем. Надо, чтобы вопросы со- 1ревнования работников куль ' туры находились в центре внимания отчетно - выборных 'профсоюзных собраний. Как показала проверка, ме­ стный комитет профсоюза от­ дела культуры неудовлетво­ рительно руководит соревнова­ нием, эти вопросы почти не ставятся для обсуждения на соб раниях и заседаниях местных комитетов. В районе имеются хорошие клубы, библиотеки, та­ кие, как Покровский сельский, клуб совхоза «Пятилетка» Хутор-Березовская библиотека Работники этих учреждений культуры явились инициатора­ ми массового социалистичес­ кого соревнования за лучшую постановку культурно-просве­ тительной работы на селе и в своей работе имеют много по­ ложительного. Однако распространением работы этих учреждений куль­ туры местком занимается пло­ хо. Хотелось бы, чтобы вопро­ сы организации соревнования культработников, распростра­ нения среди них лучшего на­ чинания широко обсуждались на предстоящем отчетно-вы­ борном собрании. Заслуживают внимания воп­ росы охраны труда и техники безопасности работников куль­ туры. Это очень важный воп­ рос, ибо именно профсоюзам полошено проявлять макси­ мум заботы об условиях, в которых приходится им рабо­ тать. Приходится встречаться с такими случаями, когда киномеханики не имеют спец­ одежды и приспособлений, в отдельных случаях они рабо­ тают в холодных помещени­ ях, что совершенно недопус­ тимо. При таких условиях портится аппаратура, снижа­ ется качество кинопоказа, хо­ лодно во многих самих [по­ мещениях клубов и библиотек. Местный комитет профсою­ за работников культуры мо­ жет многое сделать для уст­ ранения этих недостатков, по­ ка же он этого не делает и поэтому члены профсоюза вполне вправе спросить чле­ нов месткома и его председа­ теля тов. Лесных, почему они не проявляют необходимой з а ­ боты об условиях работы культ­ просветработников? Надо, наконец, чтобы отчет­ но-выборные собрания предъя­ вили серьезные требования к членам профсоюза, системати­ чески не уплачивающим проф­ союзные членские взносы. Как ни странно, но в среде работ­ ников учреждений культуры имеются неаккуратные в этом вопросе товарищи. Чем, нап­ ример, можно объяснить, что зав. Висло Полянской библи­ отекой тов. Щетинина на про­ тяжении более полугода не платит членские взвось? Эго объясняется её недисциплини­ рованностью и только. К сожа­ лению, есть и некоторые ра­ ботники, которые позволяют себе неаккуратно относиться к обязанностям члена профсо­ юза. Можно не сомневаться, что отчетно-выборные собрания в первичных профорганизациях пройдут организованно, на высоком идейно-политичес­ ком уровне, в обстановке острой критики и самокритики недо­ статков, под знаком достой­ ной встречи XXI съезда КПСС и будут способствовать зна- чительному улучшению работы культурно-просветительных уч реждений района. Н Кудинов, председатель РК Союза работни­ ков культуры-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz