Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
п 9 февраля 1958 г. № 17 Л е н и н с к а я п р а в д а 3 сто. ГГ К 40-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота Подвиг солдата-шофера С аш и н а [осле 6 ти месяцев учебы, получив права шофера 3 го класса и благодарность от начальника школы за от личную успеваемость, Миша прибывает в батальон, обслу живающий авиачасть. Прибыв два дня, ознакомившись с ма териальной частью, он полу чает машину-керосинозаирав щик (КЗ). Вит здесь для Ма ши и началась новая жизнь. Его стараниям не было преде ла. Все приказания командира автороты. Миша исполнял безу коризненно. Но на «КЗ» ему пришлось работать мало. От тяжелой болезни выбы вает из строя шофер, работа ющий на санитарной машине. Мишу, как исполнительного и т р е б о в а т е л ь н о г о к себе с о л д а т а , перево дят на санитарную машину В нервое время ему на этой ма шине не понравилось: «Что это за работа? Выедешь на поле ты и сидишь с капитаном ме- - дицинской службы в домике, то в домино забиваешь, то в шахматы. То ли дело работа у товарищей. Одни—Самолеты буксируют со стоянки на старт, другие—воздухом спешат зап равить, третьи—кислородом. Вот это действительно работа живая, энергичная»—рассуж дал Миша. Но дни шли за днями. Ми ша постеиенно втянулся и в эту работу. Как только стар шина на вечерней поверке объявит, что завтра полеты, Миша думает, как-бы ему не опоздать подогнать машину к санчасти. И вот в утро, 16 октября, которое для Миши стало па мятным, он, как обычно, во время подогнал машину к сан части. Минут через пять из дверей вышел каиитан меди цинской службы Савин, посто янно со смеющимся лицом и хитроватой улыбкой. —Ну, Миша, поехали. Дои граем еще неоконченную пар тию в шахматы? —Поехали, тов. капитан,—с улыбкой ответил Миша. Приехав на аэродром, капи тан иошел проверить летчиков перед полетами, а Миша дос тал книгу «Даурия» и стал читать. Вскоре начались поле ты. Оторвавшись от книги, он ★ Рассказ ★ из окна кабины наблюдал, как самолет за самолетом пробе гали по бетонке, отрывались !и с огромной скоростью уда- ' лялись в голубизне нёба. У не го невольно появилась гор дость за свою Родину, кото рая дала такую замечатель ную технику армии, за своих I конструкторов, которые созда ли эти стальные птицы, про носящиеся со скоростью зву ка над аэродромом. Его мысли перебил капитан Савин. —У меня все в порядке, Миша. Теперь можно идти доигрывать партию. Или не хочешь? А я знаю почему. По тому, что перевес был на моей | стороне. { —Не потому тов. капитан, 1—закрывая кабину, ответил Миша,—Прието у меня сегодня , что то нет настроения играть в шахматы. ) —Не упрямся, не упрямся, пошли,—упорно настаивал ка питан. И они направились к , домику. В это время кто-то !из летчиков заходил на па- . садку. ! —Смотрите, тов. капитан, как красиво летит, словни чайка. | —Да...а, это кажется пять- десятчетверка, лейтенант Смолин. Он вообще хорошо летает, несмотря на то, что только из училища прибыл.—И они оба остановились, сопро вождая взглядом снижающий ся самолет. I —Действительно он, но что- то у него переднее шасси не Iвыпущено, —в недоумении про молвил капитан. Между тем самолет с каждой секундой приближался к посадочной по лосе. Капитан не вытерпел и по бежал к СКП (самолето-ко мандный пункт) на ходу крича: —Наблюдатель, что же ты смотришь, ведь самолет садит ся без выпущенного шасси?! На пункте заметили это и дали команду на взлет. Но было поздно. Самолет уже ка тился по посадочной полосе, с каждой секундой набирая крен в сторону передней части. Не пробежав ЗОН метров, самолет забороздил передней На-тактических занятиях в Н-ской части. Фото Н. Гахмаьоза и В. Мастюкова. частью фюзеляжа по бетону, оставляя позади себя глубо кие борозды от трения. При беспорядочном тормо жении самолет свернул на сторону посадочвой полосы и загорелся. Черные клубы ды ма охватили весь самолет. В эго время полеты прекрати лись. Все летчики, техники, механики устремились к горя щему самолету. «Спасти! Летчика, летчика спасти!»—у всех была единая мысль. Но взрывы снарядов, до ко торых уже дошел огонь, не подпускали личный состав к самолету. На фоне горящего пламени все видели как лет чик вылез из кабины вместе с парашютом на плоскость, спрыгнул на землю и не про бежав пяти метров упал, по теряв сознание. Миша все это видел и его сердце сжалось от боли, что может погибнуть летчик. Спа сти! Долг комсомильца-солдата подсказывает — спасти жизнь товарища, может быть и своей жизнью рискуя. Миша резко нажал на стар тер, мотор заревел, круто раз ворачиваясь, повел машивуна горящий самолет. На полном ходу машины в кабину вско чил каиитан Савин. —Левее, левее держи, Ми ша, ухаб! Но Мише ни ухабы, ни вы боины не мешали вести маши ну к возможной жертве этих вщывов, раздававшихся в ут ренней тишине. В глазах у не го было: горящий самолет и погибающий летчик. За пятнадцать метров от самолета Миша резко развер нулся, поставив машину задом к самолету, затормозил и ус пел крикнуть: —Откройте дверцу машины, тов. капитан! А сам, пригнувшись, быст рым шагом направился к лет чику. Небольшой ветер разду вал пламя в его сторону и от щары у Миши слегка пощипы вало лицо. Все это не помета ло Мише подбежать к летчи ку, взвалить на руки и нести к машине. В это время взор вался бак с горючим. Взрывной волной Мишу бро сило на земь, но он не выро нил свою ношу из рук. Снова поднялся и понес. Идя к ма шине, капитан помог поднять летчика и вместе с ним залез в кабину. Миша закрыл за ними двор цу, вскочил в кабину и повел машину к санчасти. «Быстрее, быстрее доставить, чтобы вра чи оказали первую помощь летчику»—была мысль у Миши. Летчик был благополучно дос тавлен в санитарную часть и принят врачами. Жизнь летчи ка лейтенанта Смолина была спасена. Командование части высоко оценило подвиг рядового ком сомольца Семеника Михаила, наградив его ценным подар ком, с предоставлением крат косрочного отпуска, с выез дом на Родину. Виктор Богданов. - ‘ ' * I • ^ ШМШ В Н ской части. Орудийный расчет гвардии сержанта Т. Попова на занятиях по огневой подготовке. Фото В. Мастюкова и Н. Рахманова. Фотохроника ТАСС ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗНАМЕНИ Л ето 1918 года. Молодая республика Советов в огненном кольце. Грозная об становка сложилась тогда на Восточном фронте, в районе Средней Волги. В те дни у станции Майна, западнее Симбирска, родилась сводная Советская Симбирская дивизия—первая регулярная, дивизия на Восточном фронте. Уже в первых боях за Со ветскую власть это соединение проявило железную стойкость и мужество. Оказавшись на главном направлении наступле ния чехословацкого корпуса и белогвардейцев, дивизия в те чение полутора месяцев вела тяжелые бои, удерживая свои позиции. Дивизии было присвое но наименование «Железной». 30 августа страну облетела тревожная весть: эсерка Кап лан совершила злодейское по кушение на жизнь вождя ре волюции В. И. Ленина, тяжело ранив его. С негодованием узнали об этом бойцы Желез ной дивизии. Они поклялись отомстить врагам за раны лю бимого вождя. Через несколько дней диви зия начала штурм Симбирска. Трое суток продолжались кро вопролитные бои. К полудню 12 сентября несколько полков ворвалось в город. Белогвар дейцы бежали за Волгу. На митинге в ознаменование взятия Симбирска была приня та телеграмма В. И. Ленину: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города —это ответ на Вашу одну ра ну, а за вторую -буд е т Сама ра!» («Ленин, Владимир Ильич. Краткая биография», стр 221). Владимир Ильич ответил красноармейцам: «Взятие Симбирска—моего родного города—есть самая целебная, самая лучшая по вязка на мои раны. Я чувст вую небывалый прилив бодро сти и сил. Поздравляю красно армейцев с победой и от име ни всех трудящихся благода рю за все. их жертвы». (Соч., т. 28, стр. 75). Через несколько дней в Сим бирске состоялся парад частей Железной дивизии. Па параде дивизии было вручено почетное революционное знамя. Под этим знаменем бойцы дивизии сра жалась за Самару и Орск, Уфу и Верхнеуральск; оно вдохнов ляло их в боях под Киевом и Львовом в период разгрома Третьего похода Антавты. Прошли годы. Началась Ве ликая Отечественная война против гитлеровских захватчи ков. Фашистские полчища рва лись на нашу родную землю. Защищая дальние подступы к Минску, Железная дивизия приняла первые удары круп ной танковой группировки нем цев. Стойко защищала она боевые рубежи. Немецко-фашистские войска, получив отпор на главном нап равлении, пошли в обход. Вско ре дивизия оказалась в окру жении. Командир дивизии ге нерал Галицкий приказал:соз дать подвижные отряды и вы ходить на соединение с глав ными силами. Больше месяца красноармей цы вели бои в тылу врага,гро мя его коммуникации и войска и в то же время пробиваясь на соединение со своими час тями. Наконец, дивизия вышла из окружения, сохранив две трети личного состава, штаб. Но ни в одной из частей ди визии знамени не было. Вот что произошло с ним. Августовским вечером жите ли села Анютино, Чериков- ского района, Могилевской об ласти, стали свидетелями жар кого боя красноармейцев с фа шистскими автоматчиками. Трое советских воинов пыта лись пробиться через болото. Но немцы иреградили им путь. Все трое погибли в неравной схватке. Когда стемнело, жители села с риском для жизни разыска ли убитых. Документов и зна ков различая у них не оказа лось. У одного воина под тело грейкой был прикреплен к гим настерке орден Красного Зна мени, а под гимнастеркой— спрятано знамя—то самое по четное знамя, которое было вручено дивизии осенью 1918 года. Советские патриоты втайне от немцев бережно похоронили погибших воинов на местном кладбище. Орден и знамя обер нули нлащ-налаткой и зако- иали вместе с погибшими. Спустя два с лишним года в село Анютино снова пришла (О к он ч а н и е с м . на 4 -й с т р .).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz