Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

п 9 февраля 1958 г. № 17 Л е н и н с к а я п р а в д а 3 сто. ГГ К 40-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота Подвиг солдата-шофера С аш и н а [осле 6 ти месяцев учебы, получив права шофера 3 го класса и благодарность от начальника школы за от­ личную успеваемость, Миша прибывает в батальон, обслу­ живающий авиачасть. Прибыв два дня, ознакомившись с ма­ териальной частью, он полу­ чает машину-керосинозаирав щик (КЗ). Вит здесь для Ма­ ши и началась новая жизнь. Его стараниям не было преде­ ла. Все приказания командира автороты. Миша исполнял безу­ коризненно. Но на «КЗ» ему пришлось работать мало. От тяжелой болезни выбы­ вает из строя шофер, работа­ ющий на санитарной машине. Мишу, как исполнительного и т р е б о в а т е л ь н о г о к себе с о л д а т а , перево­ дят на санитарную машину В нервое время ему на этой ма­ шине не понравилось: «Что это за работа? Выедешь на поле­ ты и сидишь с капитаном ме- - дицинской службы в домике, то в домино забиваешь, то в шахматы. То ли дело работа у товарищей. Одни—Самолеты буксируют со стоянки на старт, другие—воздухом спешат зап ­ равить, третьи—кислородом. Вот это действительно работа живая, энергичная»—рассуж­ дал Миша. Но дни шли за днями. Ми­ ша постеиенно втянулся и в эту работу. Как только стар­ шина на вечерней поверке объявит, что завтра полеты, Миша думает, как-бы ему не опоздать подогнать машину к санчасти. И вот в утро, 16 октября, которое для Миши стало па­ мятным, он, как обычно, во­ время подогнал машину к сан­ части. Минут через пять из дверей вышел каиитан меди­ цинской службы Савин, посто­ янно со смеющимся лицом и хитроватой улыбкой. —Ну, Миша, поехали. Дои­ граем еще неоконченную пар­ тию в шахматы? —Поехали, тов. капитан,—с улыбкой ответил Миша. Приехав на аэродром, капи­ тан иошел проверить летчиков перед полетами, а Миша дос­ тал книгу «Даурия» и стал читать. Вскоре начались поле­ ты. Оторвавшись от книги, он ★ Рассказ ★ из окна кабины наблюдал, как самолет за самолетом пробе­ гали по бетонке, отрывались !и с огромной скоростью уда- ' лялись в голубизне нёба. У не­ го невольно появилась гор­ дость за свою Родину, кото­ рая дала такую замечатель­ ную технику армии, за своих I конструкторов, которые созда­ ли эти стальные птицы, про носящиеся со скоростью зву­ ка над аэродромом. Его мысли перебил капитан Савин. —У меня все в порядке, Миша. Теперь можно идти доигрывать партию. Или не хочешь? А я знаю почему. По­ тому, что перевес был на моей | стороне. { —Не потому тов. капитан, 1—закрывая кабину, ответил Миша,—Прието у меня сегодня , что то нет настроения играть в шахматы. ) —Не упрямся, не упрямся, пошли,—упорно настаивал ка­ питан. И они направились к , домику. В это время кто-то !из летчиков заходил на па- . садку. ! —Смотрите, тов. капитан, как красиво летит, словни чайка. | —Да...а, это кажется пять- десятчетверка, лейтенант Смолин. Он вообще хорошо летает, несмотря на то, что только из училища прибыл.—И они оба остановились, сопро­ вождая взглядом снижающий­ ся самолет. I —Действительно он, но что- то у него переднее шасси не Iвыпущено, —в недоумении про­ молвил капитан. Между тем самолет с каждой секундой приближался к посадочной по­ лосе. Капитан не вытерпел и по­ бежал к СКП (самолето-ко­ мандный пункт) на ходу крича: —Наблюдатель, что же ты смотришь, ведь самолет садит­ ся без выпущенного шасси?! На пункте заметили это и дали команду на взлет. Но было поздно. Самолет уже ка­ тился по посадочной полосе, с каждой секундой набирая крен в сторону передней части. Не пробежав ЗОН метров, самолет забороздил передней На-тактических занятиях в Н-ской части. Фото Н. Гахмаьоза и В. Мастюкова. частью фюзеляжа по бетону, оставляя позади себя глубо кие борозды от трения. При беспорядочном тормо­ жении самолет свернул на сторону посадочвой полосы и загорелся. Черные клубы ды­ ма охватили весь самолет. В эго время полеты прекрати лись. Все летчики, техники, механики устремились к горя­ щему самолету. «Спасти! Летчика, летчика спасти!»—у всех была единая мысль. Но взрывы снарядов, до ко­ торых уже дошел огонь, не подпускали личный состав к самолету. На фоне горящего пламени все видели как лет чик вылез из кабины вместе с парашютом на плоскость, спрыгнул на землю и не про­ бежав пяти метров упал, по­ теряв сознание. Миша все это видел и его сердце сжалось от боли, что может погибнуть летчик. Спа­ сти! Долг комсомильца-солдата подсказывает — спасти жизнь товарища, может быть и своей жизнью рискуя. Миша резко нажал на стар­ тер, мотор заревел, круто раз­ ворачиваясь, повел машивуна горящий самолет. На полном ходу машины в кабину вско­ чил каиитан Савин. —Левее, левее держи, Ми­ ша, ухаб! Но Мише ни ухабы, ни вы­ боины не мешали вести маши­ ну к возможной жертве этих вщывов, раздававшихся в ут­ ренней тишине. В глазах у не­ го было: горящий самолет и погибающий летчик. За пятнадцать метров от самолета Миша резко развер нулся, поставив машину задом к самолету, затормозил и ус пел крикнуть: —Откройте дверцу машины, тов. капитан! А сам, пригнувшись, быст­ рым шагом направился к лет­ чику. Небольшой ветер разду вал пламя в его сторону и от щары у Миши слегка пощипы­ вало лицо. Все это не помета ло Мише подбежать к летчи ку, взвалить на руки и нести к машине. В это время взор­ вался бак с горючим. Взрывной волной Мишу бро­ сило на земь, но он не выро­ нил свою ношу из рук. Снова поднялся и понес. Идя к ма­ шине, капитан помог поднять летчика и вместе с ним залез в кабину. Миша закрыл за ними двор­ цу, вскочил в кабину и повел машину к санчасти. «Быстрее, быстрее доставить, чтобы вра­ чи оказали первую помощь летчику»—была мысль у Миши. Летчик был благополучно дос­ тавлен в санитарную часть и принят врачами. Жизнь летчи­ ка лейтенанта Смолина была спасена. Командование части высоко оценило подвиг рядового ком­ сомольца Семеника Михаила, наградив его ценным подар­ ком, с предоставлением крат­ косрочного отпуска, с выез­ дом на Родину. Виктор Богданов. - ‘ ' * I • ^ ШМШ В Н ской части. Орудийный расчет гвардии сержанта Т. Попова на занятиях по огневой подготовке. Фото В. Мастюкова и Н. Рахманова. Фотохроника ТАСС ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗНАМЕНИ Л ето 1918 года. Молодая республика Советов в огненном кольце. Грозная об­ становка сложилась тогда на Восточном фронте, в районе Средней Волги. В те дни у станции Майна, западнее Симбирска, родилась сводная Советская Симбирская дивизия—первая регулярная, дивизия на Восточном фронте. Уже в первых боях за Со­ ветскую власть это соединение проявило железную стойкость и мужество. Оказавшись на главном направлении наступле­ ния чехословацкого корпуса и белогвардейцев, дивизия в те­ чение полутора месяцев вела тяжелые бои, удерживая свои позиции. Дивизии было присвое­ но наименование «Железной». 30 августа страну облетела тревожная весть: эсерка Кап­ лан совершила злодейское по­ кушение на жизнь вождя ре­ волюции В. И. Ленина, тяжело ранив его. С негодованием узнали об этом бойцы Желез­ ной дивизии. Они поклялись отомстить врагам за раны лю­ бимого вождя. Через несколько дней диви­ зия начала штурм Симбирска. Трое суток продолжались кро­ вопролитные бои. К полудню 12 сентября несколько полков ворвалось в город. Белогвар­ дейцы бежали за Волгу. На митинге в ознаменование взятия Симбирска была приня­ та телеграмма В. И. Ленину: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города —это ответ на Вашу одну ра­ ну, а за вторую -буд е т Сама­ ра!» («Ленин, Владимир Ильич. Краткая биография», стр 221). Владимир Ильич ответил красноармейцам: «Взятие Симбирска—моего родного города—есть самая целебная, самая лучшая по­ вязка на мои раны. Я чувст­ вую небывалый прилив бодро­ сти и сил. Поздравляю красно­ армейцев с победой и от име­ ни всех трудящихся благода­ рю за все. их жертвы». (Соч., т. 28, стр. 75). Через несколько дней в Сим­ бирске состоялся парад частей Железной дивизии. Па параде дивизии было вручено почетное революционное знамя. Под этим знаменем бойцы дивизии сра­ жалась за Самару и Орск, Уфу и Верхнеуральск; оно вдохнов­ ляло их в боях под Киевом и Львовом в период разгрома Третьего похода Антавты. Прошли годы. Началась Ве­ ликая Отечественная война против гитлеровских захватчи­ ков. Фашистские полчища рва­ лись на нашу родную землю. Защищая дальние подступы к Минску, Железная дивизия приняла первые удары круп­ ной танковой группировки нем­ цев. Стойко защищала она боевые рубежи. Немецко-фашистские войска, получив отпор на главном нап­ равлении, пошли в обход. Вско­ ре дивизия оказалась в окру­ жении. Командир дивизии ге ­ нерал Галицкий приказал:соз­ дать подвижные отряды и вы­ ходить на соединение с глав­ ными силами. Больше месяца красноармей­ цы вели бои в тылу врага,гро­ мя его коммуникации и войска и в то же время пробиваясь на соединение со своими час­ тями. Наконец, дивизия вышла из окружения, сохранив две трети личного состава, штаб. Но ни в одной из частей ди­ визии знамени не было. Вот что произошло с ним. Августовским вечером жите­ ли села Анютино, Чериков- ского района, Могилевской об­ ласти, стали свидетелями жар­ кого боя красноармейцев с фа­ шистскими автоматчиками. Трое советских воинов пыта­ лись пробиться через болото. Но немцы иреградили им путь. Все трое погибли в неравной схватке. Когда стемнело, жители села с риском для жизни разыска­ ли убитых. Документов и зна­ ков различая у них не оказа­ лось. У одного воина под тело­ грейкой был прикреплен к гим­ настерке орден Красного Зна­ мени, а под гимнастеркой— спрятано знамя—то самое по­ четное знамя, которое было вручено дивизии осенью 1918 года. Советские патриоты втайне от немцев бережно похоронили погибших воинов на местном кладбище. Орден и знамя обер­ нули нлащ-налаткой и зако- иали вместе с погибшими. Спустя два с лишним года в село Анютино снова пришла (О к он ч а н и е с м . на 4 -й с т р .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz