Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
? С т * 10 октября 191>8г , )4 <18 Л е н и н с к а я п р а в д а Месячник сада Каждому колхозу большой сад С>еликий русский биолог са- мородок Мичурин поставил конкретную задачу: «Превра тить нашу Родину в цветущий сад». Что может быть благо роднее этой задачи ? По степени развития садо водства судят о культуре че ловека: чем выше культурный уровень населения, тем шире развито и образцовее постав лено садоводство. При современных приемах садоетроительства на одном гектаре размещается 2 0 0 пло довых деревьев (яблонь). При нормальных условиях ухода в плодоносящем саду урожай 1 0 0 кг. съемных плодов с од ного дерева не является ред костью. На худой конец воз можен сбор с одного гектара 1 0 .0 0 0 килограммов съемных плодов, которые дадут мини мум 1 0 .0 0 0 рублей дохода. Скажите, пожалуйста, какая другая культура способна сравняться по доходу с с а дом? Таково значение сада экономическое. Не меньшее значение про дукты сада имеют в пищевом рационе человека. Известно, что при широком потреблении плодов люди гарантированы от цлнги, меньше страдают от болезней кишечно-желудочных и сердечно-сосудистых орга нов. Точно установлено, что самые долговечные люди про живают в местах с широко р аз витым садоводством. Наш район снискал себе худую славу бессадового. Пло ды и фрукты, вместо неотъем лемой составной части народ ного потребления, являются роскошью. Дело принимает такой курьезнейший оборот, когда продукты садоводства от случая к случаю приобре таются как редкость при по путных поездках в соседний Долгоруковский район или в города Елец, Липецк, Воро неж. Справедливость вынуждает делать критический вывод о том, что все положительные стороны садоводства не дош ли до сознания специалистов сельского хозяйства, руково дителей колхозов и совхозов нашего района. Дело движется самотеком, по-старинке. Успех садостроительства тормозится главным образом тем, что посадки производятся на ми зерных площадях: по 3 - 5 , в крайнем случае — 1 0 гектаров на колхоз. Такие площади не могут иметь хозяйствен ное значение, поэтому к ним относятся как к неиз бежному злу, не обеспечивают уходом, охраной, насаждения понемногу чахнут и, наконец, гибнут. Эти примеры имели место в колхозе «Победа» и некоторых «ругих. Н обходимо повернуть лицом к эт(й благородной отрасли сельскохозяйственную ин спекцию, правления колхозов, директоров совхозов, всех специалистов сельского хо зяйства, поднять всю обще ственность на борьбу за с а доводство и обеспечить з а кладку в каждом колхозе и совхозе по 60—100 гектаров садов. Такие единицы будут иметь значительный удельный вес в хозяйстве, ими будут охотнее заниматься, сады начнут расти, зацветут и бу дут плодоносить. Желательна широкая поддержка инициа тивы колхозников, рабочих и служащих по посадке садов на приусадебных участках. Для этого требуется организа ция продажи посадочного ма териала через потребкоопера цию. Общественные садовые мае сивы обязательно обносить ветрозащитными полосами из декоративных деревьев в 5—6 рядов одновременно с заклад кой плодовых насаждений. Располагать сады не по де ревням, а единым массивом. Садоводство в нашем районе следует объявить предметом социалистического соревнова ния в честь предстоящего XXI съезда КПСС. Ф. Шалимов, пенсионер. ___ _____ Ш к о л ъ и а я ж и з н ь Из опыта организации производительного труда учащихся Т а ш к е н т . Азиатско-африканский подготовительный комитет по созыву конференции писателей стран Азии и Африки приступил к работе. На снимке: чле ни подготовительного комитета Го Сяо -чуань (Китайская Народная Республика) и доктор Бенерагама из Цейло на (справа) в Институте "востоковедения Академии наук Узбек ской ССР, щ настоящее время каждая сельская школа имеет вблизи оснащенные передовой техникой совхозы и колхозы. Поэтому мы можем теперь при общать молодежь не только к выполнению ручных работ, но и к труду механизированному, к работе на машинах. У $ас нет недостатка в людях, ко торые могут квалифицирован но обучать школьников произ водительному труду. В подтверждение сказанно го выше приведем такой при мер. Совхоз «Пятилетка» н а шего района имеет 37 авто машин всех марок, 6 6 трак торов, 550 прицепных машин всех видов, 39 зерноочисти ■ тельных машин, а всего 690 1 различных сельскохозяйствен 1 ных машин. В этом совхозе специалистов с высшим обра зованием и практиков — 2 0 че ловек . А на территории этого (совхоза в 8 — 10 классах обу- |чается 25 человек детей,т. е. (почти на каждого ученика один специалист с высшим и средним образованием. Советская школа накопила большой опыт привлечения учащихся к производительно му труду, нашла многообраз ные формы организации этого труда. Все это говорит о том, что создались объективные предпосылки для более широ кой реализации идеи осново положников марксизма-лени низма о соединении обучения с производительным трудом. Производительный труд осу ществляется как в самой шко ле (в учебных мастерских, на учебно-опытном участке, хо зяйстве), так и в колхозах, совхозах, на стройках. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД в ш к о л ь н ы х МАСТЕРСКИХ Обучение труду в мастер ских начинается с овладения трудовыми приемами и опера циями, с выполнения ряда специальных упражнений; з а тем учащиеся начинают изго товлять полезные изделия. В процессе этой работы происхо дит закрепление и совершен ствовавие трудовых навыков. Мы потребовали от своих учи телей столярного и слесарно го дела точно определить и объявить, какие полезные и з делия учащиеся 5, 6 7 клас сов будут научены изготов лять к концу года. Эго соз дает определенную нерспекти ву у учащихся и обязывает учителей научить учащихся чему-то определенному и но лезному за учебный год. В ряде школ осуществлен интересный опыт привлечения школьников, работающих в мастерских, к выполнению производственных заказов. В 1957—58 учебном году мы то же стали применять такую форму работы в мастерских. Учащиеся начали с выполне ния простейших заказов своей школы. Они изготавливали ящики для проращивания се мян, цветочницы, доски для объявлений и стендов, рамки для портретов и документации, вешалки и другие несложные предметы оборудования шко- ★ Г. БУДАРИН, директор Тербунской средней школы № 1 ★ лы. Учащиеся с большим ста ранием выполняли заказы и добивались высокого качества работы. Многие из них доби лись большого мастерства в работе. Для примера можно назвать Полева Валентина, Щукина Юрия и других. Теперь мы можем серьезно думать и о приеме заказов от других организаций. В 1958— 59 учебном году, например, мы будем изготавливать нес ложные предметы оборудова ния, инструменты, наглядные пособия для школ своего мик рорайона. Сейчас мы оформ ляем выставку указанных из делий, чтобы каждая школа могла выбрать то, что ей нуж но и составить заказ. Наблюдения показали, что постановка перед школьника ми серьезных производствен ных задач благоприятно отра жается на отношении детей к труду: сознание общественной значимости труда повышает у них чувство ответствен ности за выполняемую работу и интерес к ней, пробуждает в детях энергию и желание более тщательно выполнять трудовые задания. Все эго приводит к выводу, что рабо та мастерской по заказу бо лее благоприятна для выра ботки у школг ников комму Биотического отношения к труду. Гармонического сочетания учебных задач мастерской с производственно - хозяйствен ными задачами можно дос тичь соответствующим подбо ром изделий, для изготовле ния которых требуется опре деленный круг операций, пре дусмотренных программой тру дового обучения. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ На школьном учебно-опыт ном участке учащиеся зани маются различными видами труда по растениеводству и животноводству. Некоторые школы удачно сочетают тру довое обучение учащихся с выполнением хозяйственных заданий колхоза: выращивают рассаду овощных растений для колхозного огорода, поса дочный материал в школьном плодово-ягодном питомнике для колхозного сада, проводят по заданию колхоза работу по сортоиспытанию различных ?сельскохозяйственных расте- . ний, занимаются выведением семян необходимых для кол- ’хоза культур. В последнее время в связи с задачами, по ставленными Коммунистиче ской партией по подъему жи вотноводства, многие школы организуют по заданию колхо зов выращивание птицы, кро ликов, свиней. Учителя биологии нашей школы (руководитель методи ческой комиссии Клокова П. П.) тоже стремятся к тому, что бы работа на учебно опытном участке имела какую - либо цель, значение для школы и окружающих совхозов и кол хозов. В 1958 году, например, на чала строить теплицу и пар ники, которые будут обеспечи вать рассадой поселок Тербу- ны и прилегающее к нему н а селенные пункты, приступили к созданию школьной пасеки- питомника и кролиководче ской фермы, выращиванию по садочного материала на пло дово-ягодном участке и про- 466 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД по СТРОИТЕЛЬСТВУ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Большой интерес представ ляет опыт школ, организовав ших производительный труд учащихся по строительству учебных мастерских, гаражей, физкультурных залов, теплиц, крольчатников, птичников и прочее. Участвуя в этих рабо тах, школьники,под руковод ством специалистов, знакомят ся с основами строительного дела, со строительными про фессиями, приобретают перво начальную специализацию в этой области. Вместе с тем, своим трудом они помогают укреплять материальную базу школы, создают более благо приятные условия для -прове дения учебно-воспитательной работы, для осуществления политехнизация. Лотом 1958 года в своей пиоле мы организовали строи тельную бригаду в составе звена каменщиков (звеньевой Черкасов Анатолий), звена столяров (звеньевой П лев Ва лентин) и звена маляров (Кры лов Виктор) Звенья работали под руководством каменщика Черникова В. Т., столяра Вдо вина Н. Г. и маляра Купавых А. Н Бригада строила вдавие для кабинета химии и физи ки, ремонтировала к новому учебному году здание школы и мебель, а сейчас строит те плицу, крольчатник, омшаи- ник. Члены бригады получили нервоначальвые навыки но указанным выше специально стям, а некоторые из них мо гут работать самостоятельно. (Окончание в следующем номере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz