Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

? С т * 10 октября 191>8г , )4 <18 Л е н и н с к а я п р а в д а Месячник сада Каждому колхозу большой сад С>еликий русский биолог са- мородок Мичурин поставил конкретную задачу: «Превра­ тить нашу Родину в цветущий сад». Что может быть благо­ роднее этой задачи ? По степени развития садо­ водства судят о культуре че ловека: чем выше культурный уровень населения, тем шире развито и образцовее постав лено садоводство. При современных приемах садоетроительства на одном гектаре размещается 2 0 0 пло­ довых деревьев (яблонь). При нормальных условиях ухода в плодоносящем саду урожай 1 0 0 кг. съемных плодов с од­ ного дерева не является ред­ костью. На худой конец воз­ можен сбор с одного гектара 1 0 .0 0 0 килограммов съемных плодов, которые дадут мини­ мум 1 0 .0 0 0 рублей дохода. Скажите, пожалуйста, какая другая культура способна сравняться по доходу с с а ­ дом? Таково значение сада экономическое. Не меньшее значение про­ дукты сада имеют в пищевом рационе человека. Известно, что при широком потреблении плодов люди гарантированы от цлнги, меньше страдают от болезней кишечно-желудочных и сердечно-сосудистых орга­ нов. Точно установлено, что самые долговечные люди про­ живают в местах с широко р аз­ витым садоводством. Наш район снискал себе худую славу бессадового. Пло­ ды и фрукты, вместо неотъем­ лемой составной части народ­ ного потребления, являются роскошью. Дело принимает такой курьезнейший оборот, когда продукты садоводства от случая к случаю приобре­ таются как редкость при по­ путных поездках в соседний Долгоруковский район или в города Елец, Липецк, Воро­ неж. Справедливость вынуждает делать критический вывод о том, что все положительные стороны садоводства не дош­ ли до сознания специалистов сельского хозяйства, руково дителей колхозов и совхозов нашего района. Дело движется самотеком, по-старинке. Успех садостроительства тормозится главным образом тем, что посадки производятся на ми­ зерных площадях: по 3 - 5 , в крайнем случае — 1 0 гектаров на колхоз. Такие площади не могут иметь хозяйствен­ ное значение, поэтому к ним относятся как к неиз­ бежному злу, не обеспечивают уходом, охраной, насаждения понемногу чахнут и, наконец, гибнут. Эти примеры имели место в колхозе «Победа» и некоторых «ругих. Н обходимо повернуть лицом к эт(й благородной отрасли сельскохозяйственную ин­ спекцию, правления колхозов, директоров совхозов, всех специалистов сельского хо зяйства, поднять всю обще­ ственность на борьбу за с а ­ доводство и обеспечить з а ­ кладку в каждом колхозе и совхозе по 60—100 гектаров садов. Такие единицы будут иметь значительный удельный вес в хозяйстве, ими будут охотнее заниматься, сады начнут расти, зацветут и бу­ дут плодоносить. Желательна широкая поддержка инициа­ тивы колхозников, рабочих и служащих по посадке садов на приусадебных участках. Для этого требуется организа­ ция продажи посадочного ма­ териала через потребкоопера­ цию. Общественные садовые мае сивы обязательно обносить ветрозащитными полосами из декоративных деревьев в 5—6 рядов одновременно с заклад­ кой плодовых насаждений. Располагать сады не по де­ ревням, а единым массивом. Садоводство в нашем районе следует объявить предметом социалистического соревнова­ ния в честь предстоящего XXI съезда КПСС. Ф. Шалимов, пенсионер. ___ _____ Ш к о л ъ и а я ж и з н ь Из опыта организации производительного труда учащихся Т а ш к е н т . Азиатско-африканский подготовительный комитет по созыву конференции писателей стран Азии и Африки приступил к работе. На снимке: чле ни подготовительного комитета Го Сяо -чуань (Китайская Народная Республика) и доктор Бенерагама из Цейло­ на (справа) в Институте "востоковедения Академии наук Узбек­ ской ССР, щ настоящее время каждая сельская школа имеет вблизи оснащенные передовой техникой совхозы и колхозы. Поэтому мы можем теперь при­ общать молодежь не только к выполнению ручных работ, но и к труду механизированному, к работе на машинах. У $ас нет недостатка в людях, ко­ торые могут квалифицирован­ но обучать школьников произ­ водительному труду. В подтверждение сказанно­ го выше приведем такой при­ мер. Совхоз «Пятилетка» н а ­ шего района имеет 37 авто машин всех марок, 6 6 трак­ торов, 550 прицепных машин всех видов, 39 зерноочисти ■ тельных машин, а всего 690 1 различных сельскохозяйствен 1 ных машин. В этом совхозе специалистов с высшим обра­ зованием и практиков — 2 0 че­ ловек . А на территории этого (совхоза в 8 — 10 классах обу- |чается 25 человек детей,т. е. (почти на каждого ученика один специалист с высшим и средним образованием. Советская школа накопила большой опыт привлечения учащихся к производительно­ му труду, нашла многообраз­ ные формы организации этого труда. Все это говорит о том, что создались объективные предпосылки для более широ­ кой реализации идеи осново­ положников марксизма-лени­ низма о соединении обучения с производительным трудом. Производительный труд осу­ ществляется как в самой шко­ ле (в учебных мастерских, на учебно-опытном участке, хо­ зяйстве), так и в колхозах, совхозах, на стройках. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД в ш к о л ь н ы х МАСТЕРСКИХ Обучение труду в мастер ских начинается с овладения трудовыми приемами и опера­ циями, с выполнения ряда специальных упражнений; з а ­ тем учащиеся начинают изго­ товлять полезные изделия. В процессе этой работы происхо­ дит закрепление и совершен ствовавие трудовых навыков. Мы потребовали от своих учи телей столярного и слесарно­ го дела точно определить и объявить, какие полезные и з­ делия учащиеся 5, 6 7 клас­ сов будут научены изготов лять к концу года. Эго соз­ дает определенную нерспекти ву у учащихся и обязывает учителей научить учащихся чему-то определенному и но лезному за учебный год. В ряде школ осуществлен интересный опыт привлечения школьников, работающих в мастерских, к выполнению производственных заказов. В 1957—58 учебном году мы то­ же стали применять такую форму работы в мастерских. Учащиеся начали с выполне­ ния простейших заказов своей школы. Они изготавливали ящики для проращивания се­ мян, цветочницы, доски для объявлений и стендов, рамки для портретов и документации, вешалки и другие несложные предметы оборудования шко- ★ Г. БУДАРИН, директор Тербунской средней школы № 1 ★ лы. Учащиеся с большим ста­ ранием выполняли заказы и добивались высокого качества работы. Многие из них доби­ лись большого мастерства в работе. Для примера можно назвать Полева Валентина, Щукина Юрия и других. Теперь мы можем серьезно думать и о приеме заказов от других организаций. В 1958— 59 учебном году, например, мы будем изготавливать нес­ ложные предметы оборудова­ ния, инструменты, наглядные пособия для школ своего мик­ рорайона. Сейчас мы оформ­ ляем выставку указанных из­ делий, чтобы каждая школа могла выбрать то, что ей нуж­ но и составить заказ. Наблюдения показали, что постановка перед школьника­ ми серьезных производствен ных задач благоприятно отра­ жается на отношении детей к труду: сознание общественной значимости труда повышает у них чувство ответствен­ ности за выполняемую работу и интерес к ней, пробуждает в детях энергию и желание более тщательно выполнять трудовые задания. Все эго приводит к выводу, что рабо­ та мастерской по заказу бо­ лее благоприятна для выра­ ботки у школг ников комму Биотического отношения к труду. Гармонического сочетания учебных задач мастерской с производственно - хозяйствен­ ными задачами можно дос­ тичь соответствующим подбо­ ром изделий, для изготовле­ ния которых требуется опре­ деленный круг операций, пре­ дусмотренных программой тру­ дового обучения. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ На школьном учебно-опыт­ ном участке учащиеся зани­ маются различными видами труда по растениеводству и животноводству. Некоторые школы удачно сочетают тру­ довое обучение учащихся с выполнением хозяйственных заданий колхоза: выращивают рассаду овощных растений для колхозного огорода, поса­ дочный материал в школьном плодово-ягодном питомнике для колхозного сада, проводят по заданию колхоза работу по сортоиспытанию различных ?сельскохозяйственных расте- . ний, занимаются выведением семян необходимых для кол- ’хоза культур. В последнее время в связи с задачами, по­ ставленными Коммунистиче­ ской партией по подъему жи­ вотноводства, многие школы организуют по заданию колхо­ зов выращивание птицы, кро­ ликов, свиней. Учителя биологии нашей школы (руководитель методи­ ческой комиссии Клокова П. П.) тоже стремятся к тому, что­ бы работа на учебно опытном участке имела какую - либо цель, значение для школы и окружающих совхозов и кол­ хозов. В 1958 году, например, на­ чала строить теплицу и пар­ ники, которые будут обеспечи­ вать рассадой поселок Тербу- ны и прилегающее к нему н а ­ селенные пункты, приступили к созданию школьной пасеки- питомника и кролиководче­ ской фермы, выращиванию по­ садочного материала на пло­ дово-ягодном участке и про- 466 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД по СТРОИТЕЛЬСТВУ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Большой интерес представ­ ляет опыт школ, организовав­ ших производительный труд учащихся по строительству учебных мастерских, гаражей, физкультурных залов, теплиц, крольчатников, птичников и прочее. Участвуя в этих рабо­ тах, школьники,под руковод­ ством специалистов, знакомят­ ся с основами строительного дела, со строительными про­ фессиями, приобретают перво­ начальную специализацию в этой области. Вместе с тем, своим трудом они помогают укреплять материальную базу школы, создают более благо­ приятные условия для -прове­ дения учебно-воспитательной работы, для осуществления политехнизация. Лотом 1958 года в своей пиоле мы организовали строи­ тельную бригаду в составе звена каменщиков (звеньевой Черкасов Анатолий), звена столяров (звеньевой П лев Ва­ лентин) и звена маляров (Кры­ лов Виктор) Звенья работали под руководством каменщика Черникова В. Т., столяра Вдо­ вина Н. Г. и маляра Купавых А. Н Бригада строила вдавие для кабинета химии и физи­ ки, ремонтировала к новому учебному году здание школы и мебель, а сейчас строит те­ плицу, крольчатник, омшаи- ник. Члены бригады получили нервоначальвые навыки но указанным выше специально­ стям, а некоторые из них мо­ гут работать самостоятельно. (Окончание в следующем номере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz