Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

В П Е Р В О Й Т Е Р Б У Н С Н О Й С Р Е Д Н Е Й Ш К О Л Е Восемь дней в Москве зимних каникулах мне вместе с областной де­ легацией удалось побывать в Москве на 2-м Всесоюзном слете участников туристской экспедиции пионеров и школь­ ников. Наша делегация пробы­ ла в Москве 8 дней, участво­ вала в работе слета, проводи­ ла экскурсии по Москве. На слет прибыло более 700 деле­ гатов из разных уголков на­ шей Родины, все они приехали в столицу, чтобы поделиться своими впечатлениями, расска­ зать о том, что сделано и что предстоит еще сделать. На открытии слета, которое состоялось 3 января в актовом зале МГУ, главный редактор газеты «Пионерская правда» т. Матвеева поздравила юных путешественников с успешным окончанием Всесоюзной экспе­ диции, похвалила за успехи и достижения. —Этот слет,—сказала она, —подведет итоги вашей кро­ потливой двухлетней работы по изучению истории, природы и природных богатств родного края. Вы хорошо потрудились, прошли по большому маршру­ ту и этот слет—ваш заслужен­ ный привал на пути. На слете мы встречались с такими зна­ менитыми людьми, как Алек­ сей Маресьев, Георгий Арту- нянц, с пулеметчицей чапаев­ ской дивизии Анной Поповой и другими. Мы слушали выс­ тупления гостей: работников музеев инаучных учреждений, дававших задания экспеди­ ционным отрядам. На слете выступал от имени своих товарищей герой «Кур­ ского дела» лейтенант Селива­ нов. Его простой рассказ о том, как одиннадцать советских во­ инов рисковали жизнью ради спасения заводов и жилых домов города, очень взволно­ вал всех присутствовавших. В Москве наша делегация побывала в музее Революции, Шереметьевском дворце (в Ос­ танкино), в МГУ на Ленинских горах, на экскурсии по Крем­ лю, в Третьяковской галерее, в Политехническом музее, в Планетарии, в Мавзолее Ленина—Сталина, на елке в Кремле, в Русском музее и военной академии имени Фрун­ зе. Из рассказов экскурсовода вовремя 60-ти километровой по­ ездки ио Москве мы узнали об огромных размерах нашей столицы, об ее новостройках и достопримечательностях. Мне особенно понравилась экскурсия в музей Революции и в Третьяковскую галерею. В музее Революции мы видели листовки, .призывающие рабо­ чих к борьбе с самодержавием, самодельное оружие дружинни­ ков, участвовавших в револю­ ции 1905 года, картину-пано­ раму «Пресня борется» и дру­ гие документы и экспонаты. В Третьяковке мы рассмат­ ривали картины великих рус­ ских художников Репина, Су­ рикова, Айвазовского, Кицрен- ского, Иванова, Шишкина и других. Больше всех мне пон­ равилась картина Федотова «Крестный ход в деревне» и картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­ тану». Хотя за 8 дней мы не успе ли осмотреть и половины Мос­ квы, все же эта поездка рас -1 ширила наше представление о столице, и она надолго оста­ нется в памяти. В. Шалимов, ученик 10-го класса. Р асск а з старожила Ш января на заседании школьного краеведче­ ского кружка старожил тов. Пятин рассказал об истории поселка Тербуны. Он был ос­ нован в 1893 году, на земле, принадлежавшей помещику Головину. Первыми основателя­ ми поселка были люди состоя­ тельные. Эго—Лоторев (ку­ пец), Солнцев, Абрамов и др. Рассказал он и о том, как строилась железная дорога в Тербунах. Из его рассказа мы узнали, что на месте, где сейчас рас­ положена наша Тербунская средняя школа № 1, раньше стоял частный дом граждани­ на Мишина. Школа тогда на­ ходилась в здании церкви. В ней было 3 класса. Препода­ вательский состав состоял из учителя, законоучителя (попа). Изучали в школе три пред­ мета: закон божий (старый и новый завет), русский язык и арифметику. Законоучителем был поп, ко­ торый был очень жесток в об­ ращении с учениками. За обу­ чение детИй в школе родители должны были вносить плату. Если ученик не вносил плату за обучение вовремя, его не до­ пускали до занятий. Рассказал он о ежегодных традиционных ярмарках, кото­ рые проходили всегда 15 фев­ раля. Па ярмарках продавали скот, различные изделия. Присутствующий на этом за ­ седании директор областной туристско - экскурсионной станции И. Н. Батраков рас­ сказал о нашем областном центре г. Липецке. Краеведы остались очень довольны беседами тт. Пяти­ на и Батракова. А. Филатова. Смелее вп ер ед ! 29 ноября в одном из клу­ бов г. Липецка открылся слет старшеклассников. На откры ­ тии были встречи со стары ­ ми коммунистами. После о т ­ крытия в доме пионеров ра ­ ботала наша секция. От всех школ области были зд е с ь р е ­ бята. Все делились опытом, рассказывали о проведенных походах, о работе кр а ев ед ­ ческих уголков. Была б е седа со старым краеведом Р у дн е ­ вым Ф. Ф. От него> мы услы ­ шали очень много и н т ер е с ­ ного. Он рассказал о живот­ ном мире нашего края, о его полезных ископаемых. Многие обменивались адресами . Наша секция выпустила замечательную по содерж а ­ нию газету „Т урист“. А в честь закрытия слета состо ­ ялся бал. Было очень весело, хорошо и оживленно. Поисти- Йте, нельзя было увидеть ску ­ чающего человека. Сколько было здесь игр, развлечений, сколько спето песен! Но боль­ ше всего мне понравился сам город с его стариной, памя­ тниками и новыми квартала­ ми. Какой замечательный стро ­ ится Дом Советов, а перед ним воздвигнут памятник любимо­ му и великому Ленину, кото­ рый^! кажется, смотрит на липчан и говорит: „Смелее вперед! Так дерзать" . Элланская Эдда, ученицаЧО ,а “'класса Тербунской средней школы № 1. Н е так просто было собрать такой интересный и разно­ образный материал, не легко было привить любовь детям к краеведческой работе, не сразу работа пошла гладко и хорошо. На сбор экспонатов, на кропотли­ вые исследования, на розыск ма­ териала, на приведение его в порядок ушло много времени. Особенно активное участие в оформлении краеведческого музея принимали учителя Рублева И.М., Яикалова А. Т., Каторгина А. И., Гревцева А. Д., Писклова В.В., Ершова Л. К., Аносова А. С., Ко- ротина П. Д. и Клокова П. П. В сборе материала для краеведче­ ского школьного музея и его оформлении активное участие принимали учащиеся члены крае­ ведческого кружка Шалимов Л., Элланская Э,, Филатова А., Ро­ машко В., Мищеряков Э., Шац­ ких Н. и др. Наш музей посещают не толь­ ко ученики школ, но и родители учащихся, жители поселка и рай­ она, учителя других школ, кото­ рые положительно отзываются о нем. Экспонатами краеведческого музея пользуются учителя на уроках истории, биологии, геог­ рафии, и мы очень рады, что ма­ териал, который мы собирали, приносит пользу. Наши планы на будущее: М ы решили заняться изуче­ нием истории каждого се­ ла, деревни нашего района, сбо­ ром семян для лесопитомника школы, сбором лесных пород, находящихся на территории на­ шего района, червей,птиц и зверь­ ков, монет, медалей, оружия и других предметов различной дав­ ности. Создадим фотостенд: «Знатные люди района», «Они участвовали в обороне Москвы, Сталинграда и взятии Вер- лина». Мы организуем походы и эк ­ скурсии «По следам птиц и зве­ рей» зимой, а в дни весенних к а ­ никул проведем туристские по­ ходы «Навстречу весне». Прове­ дем краеведческо-туристские в е ­ чера на тему «Люби свою Роди­ ну», «Широка страна моя род­ ная». В летнее время проведем 8 походов с целью изучения ис­ тории района и изыскания по­ лезных ископаемых, а две груп­ пы будут работать по заданию краеведческого музея области. Все это поможет нам еще ближе1 познакомиться с жизнью нашего района, его прошлым, настоящим и будущим. Задача школьного краеведения состоит не только в том, чтобы помочь использовать природные богатства и производительные силы для строительства социа­ листической жизни родного края и всей Советской Родины. Весьма важна особенность школьного краеведения—его об­ щественный характер. Оно спо­ собствует привлечению школьни­ ков к активному участию в об­ щественно-полезном труде своего края, на важность которого ука­ зывал XII съезд комсомола. Заканчивая свою статью, я ходел обратиться ко всем ком­ сомольцам и несоюзной молодежи, ко всем жителям района с прось­ бой—оказать нам активную по­ мощь в розысках и сборах доку­ ментов местных изданий, плака­ тов, реликвий (знамен, грамот, изделий, орденов,нагрудных знач­ ков, монет, оружия и др.),различ­ ных предметов, представляющих исторический интерес. Этим вы поможете учащимся еще лучше усваивать учебный материал. Г. И, Алексеев. На этих с тр ани ц ах учи ­ тел я и у ч ащ и е с я Т е р б у н ­ ской школы № 1 р а с с к а ­ зы в аю т , к ак п о с т ав л ен а у них к р а е в е д ч е с к а я и экскурсионная р а б о т а . Товарищи д е л я тс я с в о и ­ ми впечатлениями о п р е ­ бы вании на втором в с е с о ­ юзном с л е т е тури стов , ш кольников и пионеров в городе М оскве. Они р а с ­ ск а зы в аю т о готовящ ем ся походе „По следам зв ер ей и птиц ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz