Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр. Л е н и н е к а я п р а а д а 22 января 1958 г., Ха 9 К Р А Е В Е Д Ч Е С К А Я И Т У Р И С Т С К А Я Р А Б О Т А Готовьтесь в н и ц ! К концу подходят подгото­ вительные работы в пио­ нерской дружине Тербунской средней школы № 1 по прове­ дению походов „По следам птиц и зверей" в зимний пе­ риод. В ближайшие дни будут избраны маршруты и даны задания похода. Чтобы лучше выбрать мар ­ шруты и места, где больше птиц и зверей , комитет шко­ лы и совет дружины органи­ зую т встречи с охотниками, которые помогут отрядам пи­ онеров лучше и целесообраз­ нее провести свои походы. Большая подготовительная работа должна проходить среди ребят, а именно: они должны изучить отпечатки следов зверей и птиц, кото­ рые обитают на территории Тербунского района. В этом вопросе им помогут охотники и брошюра, выпущенная об ­ ластной детской экскурсион­ но-туристской станцией. Кро ­ ме того, ребята, которые пой­ дут в поход, должны подго­ товить рюкзаки, питание, обувь, дневники для записи. Эти походы сблизят ребят с природой и животным миром в зимний период. Первый поход будут ор ­ ганизован в воскресенье 26 января 1958 года. Ребята, готовьтесь к похо- П о б е л о й т р о п е дам Н. О рехова, ст. пионервожатая. О бластная детская эк­ скурсионное!- турист­ ская станция зимой этого года проводит массовые по­ ходы на тему: «По следам зверей и птиц». Эти похо­ ды, как и «Навстречу вес­ не», «Здравствуй, лето красное» и «Золотая осень» —стали традиционными и проводятся по всей нашей стране. Во время таких по­ ходов пионеры и школьни­ ки изучают все то, что они встречают на пути, приобре­ тают навыки походной жиз­ ни, без которых немыслимо отправляться в многоднев­ ные путешествия за преде­ лы своего родного края. Походы «По следам зверей и птиц» содействуют тому, что глаз следопыта стано­ вится зорче, ухо чутче, у следопыта вырабатывается хорошая смекалка, настой­ чивость, тщательность наб­ людения. Все это поможет находить следы и опреде­ лять, кто их оставил, а также раскрывать по ним жизнь зверей и птиц. Бескормица пли другие невзгоды заставляют зверей и птиц покидать насижен­ ные места. Кому, как не следопыту, взять на себя задачу проследить, чем пи­ таются животные, не стра­ дают ли они от бескорми­ цы, много их или мало, как они проводят зиму и т. д. Наша страна заинтересо­ вана в том, чтобы полезных животных было больше. Юные следопыты могут хо­ рошо помочь в этом деле, если будут своевременно сообщать хозяйственным ор­ ганизациям о всех невзго­ дах, переживаемых дикими животными родного края. В частности, надо уделить особое внимание лосям, ко­ торые переселились в наши места совсем недавно. Перед тем, как отправить­ ся в поход, следует рас­ спросить местных охотни­ ков, прочитать соответству­ ющую литературу, понаблю­ дать за домашними живот­ ными, чтобы сравнить рас­ положение их следов, ког­ да они идут шагом и когда несутся вскач. Необходимо научиться рисовать следы, определять направление, в каком шло животное. Пе­ ред походом нужно тщатель­ но подобрать необходимое снаряжение для зарисовок и записей, каждому соби­ рающемуся в поход необхо­ димо приготовить тетрадь иди блокнот и простой к а ­ рандаш. Умеющим фотогра­ фировать — фотоаппарат. Для измерения величины следа понадобится линееч­ ка. Для сбора остатков пи­ щи, клочков шерсти и т. п. нужны будут коробочки или баночки. При составлении маршру­ та надо помнить, что сле­ дов всегда будет больше там, гд" животные находят для себя корм и воду. По­ этому маршрут должен про­ ходить через молодой осин­ ник, у стогов сена на лу­ гах, через колхозный фрук­ товый сад, огороды, окраи­ ны деревень, заросли сор­ няков, долину речки или ручейка с ключами и по­ лыньями (места водопоя жи­ вотных). По вопросу разработки маршрута есть смысл про­ консультироваться у мест­ ных охотников или люби­ телей природы, которые обычно хорошо знают, в каких местах можно боль­ ше встретить следов зверей и птиц, а также увидеть самих животных. Что касается погоды,в ка­ кую наиболее выгодно идти и поход, то лучше всего от­ правиться по пороше, т. е. после выпавшего накануне снега. Хорошо выйти в по­ ход днем если минувшей ночью шел снег,переставший лишь под утро. Следов бу­ дет немного, но все они бу­ дут свежие. А по свежим следам можно найти место лежки зайца, и даже под­ нять его самого, добраться до норы хорька... Навыками следопыта дол­ жен владеть каждый пио­ нер и школьник. Эти навы­ ки довольно часто выруча­ ют нас в повседневной жиз­ ни и туристских походах,они необходимы охотнику во время охоты,пограничникам —при охране рубежей на­ шей родины. Написано мно­ го книг, в которых расска­ зывается, как выручает и спасает от беды людей уме­ ние читать следы. И. Батраков. Директор областной экскур­ сионной туристской станции. Из опыта краеведческой работы 1 /раеведческая работа в шко- XV ле имеет огромное воспи­ тательное и образовательное зна­ чение. Школьные краеведы помогают лучше познать нашу социалисти­ ческую Родину, еще больше по­ любить ее, вызвать желание у учащихся принести как можно больше пользы нашей Родине. Работа учителя-краеведа напоми­ нает во многом труд научного работника-исследователя. Она сводится к сбору данных об исто­ рии района, села. Изучение своего поселка, села, района поможет понять ту роль, которую играет советский чело­ век в преобразовании края и даль­ нейшем развитии экономики и культуры нашей страны. Велико значение краеведения для более прочного усвоения знаний уча­ щимися. Сила краеведения сос­ тоит в тесной связи теории с практикой, с воспитанием у уча­ щихся глубокого сознания того, что наш край—это неотъемлемая частица всей нашей необъятной Родины. Краеведческая работа полезна не только для учащихся, но и ддя учителя. Она обогащает его точными знаниями в разных областях общественной жизни, экономики и культуры, воору­ жает новыми приемами и мето­ дами работы с детьми. Краеведе­ ние—это путь повышения квали­ фикации учителя. Краеведение- это прекрасная и живая школа. О ней можно сказать словами М. И. Калинина: «Учитель, с одной стороны, от­ дает, с другой стороны, как губ­ ка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки и это лучшее отдает детям». В Тербунском районе с каж ­ дым годом множится число школ и преподавателей, ведущих краеведческую работу. Если рань­ ше мы могли назвать 3 —4 школы, которые занимались краеведени­ ем, то сейчас их вдвое-трое боль­ ше. Краеведением хорошо зани­ маются М.-Борковская школа, Тульская и др. школы, которые за короткий срок добились не плохих результатов. Вырос и краеведческий музей Тербунской средней школы № 1, который за короткий срок обога­ тился новыми реликвиями, доку­ ментами об истории района, гер­ бариями, альбомами, монетами, нагрудными значками, оружием, газетами, издававшимися до 1917 года, костями доисторических жи­ вотных, скульптурой XIX века и другими различными предметами, представляющими исторический интерес. Школьный краеведческий музей нашей школы является одним из средств, возбуждающих интерес учащихся к изучению родниго края. Сбор различных предметов, представляющих историческую ценность, мы начали с система­ тических бесед с членами крае­ ведческого кружка, которые про­ водили соответствующую работу с учащимися но сбору предметов, реликвий и др. материала. Бюро краеведческого музея провело конкурс среди учащихся на изыскание предметов, пред­ ставляющих историческую цен­ ность, это помогло нам быстро пополнить свой музей ценными находками. Так, например, уче­ ник 5 класса Беспалов В. принес очень много медных монет 1763 —1810 гг. Ученик Алексеев сдал медаль времен войны России с Турцией (1877—1878), которой награждались герои Шипки. Уче­ ник 8 класса Киреев доставил оружие, которое в бегстве от на­ тиска частей Советской Армии бросили на полях сражения гит­ леровские офицеры и солдаты. Бюро кружка решило создать в краеведческом музее стенд фести­ вальных значков городов, обла­ стей, краев, республик Советско­ го Союза. В настоящее время мы имеем около 120 таких знач­ ков. Мы собрали в школьный крае­ ведческий музей самый различ­ ный материал по следующим воп­ росам: полезные ископаемые рай­ она,прошлое и настоящее района, животный мир, промышленность, сельское хозяйство района, кар­ та ископаемых животных района. Мы поместили и карту маршру­ тов наших туристских походов, много интересных фотоснимков, альбомов, схем пос. Тербуны, дневники походов и много других экспонатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz