Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр. Л е н и н е к а я п р а а д а 22 января 1958 г., Ха 9 К Р А Е В Е Д Ч Е С К А Я И Т У Р И С Т С К А Я Р А Б О Т А Готовьтесь в н и ц ! К концу подходят подгото вительные работы в пио нерской дружине Тербунской средней школы № 1 по прове дению походов „По следам птиц и зверей" в зимний пе риод. В ближайшие дни будут избраны маршруты и даны задания похода. Чтобы лучше выбрать мар шруты и места, где больше птиц и зверей , комитет шко лы и совет дружины органи зую т встречи с охотниками, которые помогут отрядам пи онеров лучше и целесообраз нее провести свои походы. Большая подготовительная работа должна проходить среди ребят, а именно: они должны изучить отпечатки следов зверей и птиц, кото рые обитают на территории Тербунского района. В этом вопросе им помогут охотники и брошюра, выпущенная об ластной детской экскурсион но-туристской станцией. Кро ме того, ребята, которые пой дут в поход, должны подго товить рюкзаки, питание, обувь, дневники для записи. Эти походы сблизят ребят с природой и животным миром в зимний период. Первый поход будут ор ганизован в воскресенье 26 января 1958 года. Ребята, готовьтесь к похо- П о б е л о й т р о п е дам Н. О рехова, ст. пионервожатая. О бластная детская эк скурсионное!- турист ская станция зимой этого года проводит массовые по ходы на тему: «По следам зверей и птиц». Эти похо ды, как и «Навстречу вес не», «Здравствуй, лето красное» и «Золотая осень» —стали традиционными и проводятся по всей нашей стране. Во время таких по ходов пионеры и школьни ки изучают все то, что они встречают на пути, приобре тают навыки походной жиз ни, без которых немыслимо отправляться в многоднев ные путешествия за преде лы своего родного края. Походы «По следам зверей и птиц» содействуют тому, что глаз следопыта стано вится зорче, ухо чутче, у следопыта вырабатывается хорошая смекалка, настой чивость, тщательность наб людения. Все это поможет находить следы и опреде лять, кто их оставил, а также раскрывать по ним жизнь зверей и птиц. Бескормица пли другие невзгоды заставляют зверей и птиц покидать насижен ные места. Кому, как не следопыту, взять на себя задачу проследить, чем пи таются животные, не стра дают ли они от бескорми цы, много их или мало, как они проводят зиму и т. д. Наша страна заинтересо вана в том, чтобы полезных животных было больше. Юные следопыты могут хо рошо помочь в этом деле, если будут своевременно сообщать хозяйственным ор ганизациям о всех невзго дах, переживаемых дикими животными родного края. В частности, надо уделить особое внимание лосям, ко торые переселились в наши места совсем недавно. Перед тем, как отправить ся в поход, следует рас спросить местных охотни ков, прочитать соответству ющую литературу, понаблю дать за домашними живот ными, чтобы сравнить рас положение их следов, ког да они идут шагом и когда несутся вскач. Необходимо научиться рисовать следы, определять направление, в каком шло животное. Пе ред походом нужно тщатель но подобрать необходимое снаряжение для зарисовок и записей, каждому соби рающемуся в поход необхо димо приготовить тетрадь иди блокнот и простой к а рандаш. Умеющим фотогра фировать — фотоаппарат. Для измерения величины следа понадобится линееч ка. Для сбора остатков пи щи, клочков шерсти и т. п. нужны будут коробочки или баночки. При составлении маршру та надо помнить, что сле дов всегда будет больше там, гд" животные находят для себя корм и воду. По этому маршрут должен про ходить через молодой осин ник, у стогов сена на лу гах, через колхозный фрук товый сад, огороды, окраи ны деревень, заросли сор няков, долину речки или ручейка с ключами и по лыньями (места водопоя жи вотных). По вопросу разработки маршрута есть смысл про консультироваться у мест ных охотников или люби телей природы, которые обычно хорошо знают, в каких местах можно боль ше встретить следов зверей и птиц, а также увидеть самих животных. Что касается погоды,в ка кую наиболее выгодно идти и поход, то лучше всего от правиться по пороше, т. е. после выпавшего накануне снега. Хорошо выйти в по ход днем если минувшей ночью шел снег,переставший лишь под утро. Следов бу дет немного, но все они бу дут свежие. А по свежим следам можно найти место лежки зайца, и даже под нять его самого, добраться до норы хорька... Навыками следопыта дол жен владеть каждый пио нер и школьник. Эти навы ки довольно часто выруча ют нас в повседневной жиз ни и туристских походах,они необходимы охотнику во время охоты,пограничникам —при охране рубежей на шей родины. Написано мно го книг, в которых расска зывается, как выручает и спасает от беды людей уме ние читать следы. И. Батраков. Директор областной экскур сионной туристской станции. Из опыта краеведческой работы 1 /раеведческая работа в шко- XV ле имеет огромное воспи тательное и образовательное зна чение. Школьные краеведы помогают лучше познать нашу социалисти ческую Родину, еще больше по любить ее, вызвать желание у учащихся принести как можно больше пользы нашей Родине. Работа учителя-краеведа напоми нает во многом труд научного работника-исследователя. Она сводится к сбору данных об исто рии района, села. Изучение своего поселка, села, района поможет понять ту роль, которую играет советский чело век в преобразовании края и даль нейшем развитии экономики и культуры нашей страны. Велико значение краеведения для более прочного усвоения знаний уча щимися. Сила краеведения сос тоит в тесной связи теории с практикой, с воспитанием у уча щихся глубокого сознания того, что наш край—это неотъемлемая частица всей нашей необъятной Родины. Краеведческая работа полезна не только для учащихся, но и ддя учителя. Она обогащает его точными знаниями в разных областях общественной жизни, экономики и культуры, воору жает новыми приемами и мето дами работы с детьми. Краеведе ние—это путь повышения квали фикации учителя. Краеведение- это прекрасная и живая школа. О ней можно сказать словами М. И. Калинина: «Учитель, с одной стороны, от дает, с другой стороны, как губ ка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки и это лучшее отдает детям». В Тербунском районе с каж дым годом множится число школ и преподавателей, ведущих краеведческую работу. Если рань ше мы могли назвать 3 —4 школы, которые занимались краеведени ем, то сейчас их вдвое-трое боль ше. Краеведением хорошо зани маются М.-Борковская школа, Тульская и др. школы, которые за короткий срок добились не плохих результатов. Вырос и краеведческий музей Тербунской средней школы № 1, который за короткий срок обога тился новыми реликвиями, доку ментами об истории района, гер бариями, альбомами, монетами, нагрудными значками, оружием, газетами, издававшимися до 1917 года, костями доисторических жи вотных, скульптурой XIX века и другими различными предметами, представляющими исторический интерес. Школьный краеведческий музей нашей школы является одним из средств, возбуждающих интерес учащихся к изучению родниго края. Сбор различных предметов, представляющих историческую ценность, мы начали с система тических бесед с членами крае ведческого кружка, которые про водили соответствующую работу с учащимися но сбору предметов, реликвий и др. материала. Бюро краеведческого музея провело конкурс среди учащихся на изыскание предметов, пред ставляющих историческую цен ность, это помогло нам быстро пополнить свой музей ценными находками. Так, например, уче ник 5 класса Беспалов В. принес очень много медных монет 1763 —1810 гг. Ученик Алексеев сдал медаль времен войны России с Турцией (1877—1878), которой награждались герои Шипки. Уче ник 8 класса Киреев доставил оружие, которое в бегстве от на тиска частей Советской Армии бросили на полях сражения гит леровские офицеры и солдаты. Бюро кружка решило создать в краеведческом музее стенд фести вальных значков городов, обла стей, краев, республик Советско го Союза. В настоящее время мы имеем около 120 таких знач ков. Мы собрали в школьный крае ведческий музей самый различ ный материал по следующим воп росам: полезные ископаемые рай она,прошлое и настоящее района, животный мир, промышленность, сельское хозяйство района, кар та ископаемых животных района. Мы поместили и карту маршру тов наших туристских походов, много интересных фотоснимков, альбомов, схем пос. Тербуны, дневники походов и много других экспонатов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz