Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр . 26 марта 1958 г., Лй 35 Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания математики и физики в школе П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Учебный год заканчивается 13. Недостатки в работе учителей-матеяатиков Н а страницах газеты «Ленинская правда» выступил целый ряд учи­ телей математики и физики, которые поделились лучшим опытом своей работы. Мне хочется особо пого­ ворить о недостатках в ра­ боте учителей математики, которые мешают добиться ирочных и полноценных зна­ ний по математике и физи­ ке в каждой школе (намой взгляд). У нас крайне недоста­ точно количество трениро­ вочного материала для раз­ вития логического матема­ тического мышления у уча­ щихся. Так, например, в те­ чение урока в начальной школе учителя решают все­ го только по одной задаче. Однако учителя не ищут путей увеличения количе­ ства и качества трениро­ вочных упражнений. Но учительница Уеман- ской школы № 1 Макеева Б. В. р е ш а е т по 4—5 задач (2 класс) и по 30 примеров за одйн урок. Причём, она работает со всем составом класса (32 ученика) без исключения и добивается такой высокой работоспособности учащих­ ся, научив детей последо­ вательно, точно, лаконично рассуждать при решении примеров и задач. Она на каждый урок арифметики приносит наглядные посо­ бия по условиям задач, что помогает ей экономить вре­ мя. У нее каждая доля се­ кунды на учете. Учительница Тербунской средней школы № 1 Калаш ­ никова Л. Н. применяет с а ­ мые разнообразные приемы и методы урока: устный счет, решение примеров по схеме, «игру в молчанку», придумывание задач но дан- I ным числам и т . д. В ре- I зультате такой работы у ] нее высокая активность | учащихся. По ее команде учащиеся записывают и ! располагает примеры и з а ­ дачи в тетрадях правильно. Но ведь часть учителей продолжает работать по- ! старинке и не ищет твор- ! ческих путей и средств по- \ вышения успеваемости. 1 Второй недостаток—это | слабая постановка практи- | ческой работы на местно- ; сти (измерение холмов, : обрывов). На уроке все 1 теоремы доказывают сами учителя, мало практикуя ] доказательство теоремы пу­ тем беседы и еще м ен ьш е - путем проведения уроков- консультаций. Кроме того, в 8—10 классах устный счет забыт учителями и не . практикуется, в то время , когда все возможности для этого есть. Учащиеся гото­ вят у доски, допустим, до­ казательство теорем, а учи­ тель с классом может ре­ шать устно задачи, разви­ вая мышление у учащихся, повторять пройденный ма­ териал, исходя из которого и составлять задачи. Но для этого нужно боль­ ше поработать над состав­ лением устных задач. Та­ кую работу я наблюдала у учительницы Пикаловой А. Т. в Тербунской средней школе № 1 в 10-х классах ( на уроке геометрии. Подчас плохо учат учи­ теля 5—7 классов. Особен­ но слабыми к нам приходят учащиеся Бурдинской семи­ летней школы и Дубровской. Учащиеся не знают процен­ тов, пропорциональной зави­ симости, в результате очень затрудняются решать зад а ­ чи не только по математи ке, но и по физике и химии. Большим недостатком в работе математиков являет­ ся то, что очень слаба по­ становка внеклассной и внешкольной работы по это­ му предмету. Так, например, если в ч" шей школе хорошо поставлена работа физико- технического кружка, тони один из учителей математи­ ки не заикнулся об орга­ низации и хорошей работе математического кружка. И даже не хотят провести математическую викторину, интересный математический вечер, физико-математиче­ скую олимпиаду, ссылаясь на то, что нет материала. А кто же, как не они, учи­ теля математики, должны прививать интерес и любовь к математике, расширять познавательные способности наших учащихся ? А где же занимательная математика ? И хотелось бы в заключение сказать о личности учителя математики как обществен­ нике. Очень слабо участву­ ют они в общественной жиз­ ни. Так, например, учителя математики нашей школы с докладами и лекциями перед учащимися и перед населением не выступают. Чего недостает учите­ лям математики? Горячего увлечения своей любимой наукой, своей работой, свои­ ми учащимися. Прав был К.Д. Ушинский, который писал, что когда будешь хорошо знать свою науку и горячо любить ее, то тебя и твою науку по­ любят дети. Т. Колтунова, директор 2-й Тербунской средней школы. Партийное просвещение в районе стало более конкрет­ ным и действенным средством воспитания коммунистов и вов­ лечения их в производствен­ ную работу, помогает им быть хорошими производственника­ ми и политическими руководи­ телями масс. Коммунисты и комсомольцы стали способными вовремя под­ метить новое, передовое, что рождается в жизни, в произ­ водстве, успешнее выполнять задачи, поставленные партией и правительством. В районе в сети партпросве­ щения в 1957—58 учебном году работает 35 кружков с охватом 802 человек. Боль­ шинство кружков работает хо­ рошо, в них регулярно прово­ дятся занятия с хорошей яв­ кой слушателей. Активно проходит обсужде­ ние материала слушателями в кружках при парторганиза­ циях колхозов им. Сталина (руководитель т. Полев В. С.), «Родина» (руководитель тов. Труфанов), им. Жданова (ру­ ководитель тов. Филатов) и других. Учебный год в сети партий­ ного просвещения — накануне завершения, однако, не везде е учебой коммунистов дело обстоит хорошо. Не регулярно проходили з а ­ нятия при парторганизациях колхозов им. Ленина (руково дитель т. Лапин), «Путь Лени­ на» (руководитель тов. Бузу- нов), «Прогресс» (руководитель т. Астафьев) и другие. 1-го апреля 1958 года закан ­ чивается учеба в кружках при парторганизациях колхозов, | МТС, совхозов. В эго остав­ шееся время должны быть изу­ чены решения февральского Пленума ЦК КПСС и тезисы доклада т. Хрущева «О даль­ нейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС». Задача руководителей и секретарей парторганизаций-^- организованно завершить учеб­ ный год в сети партпросвеще- ^ г ния. Но завершить учебный год—это не значит просто прекратить занятия, ибо за год коммунисты приобрели какую- то сумму знаний, и очень важ ­ но закрепить эти знания пу­ тем проведения одного—двух итоговых занятий, путем ожив­ ленной товарищеской беседы, разбором оставшихся неясных вопросов. Каждый пропагандист дол­ жен заранее посоветоваться со слушателями и наметить темы на обсуждение. На итоговых занятиях не надо ограничи­ ваться простым повторением г пройденного программного ма­ териала. Итоговые занятия да­ ют возможность глубже, пол­ нее и правильнее разбираться во всех нерешенных вопросах. Не следует превращать ито­ говые занятия в своего рода экзамены, школярские ответы, когда слушатели отвечают на заранее разработанные пропа­ гандистом вопросы. Побольше непринужденности и свобод­ ного, делового товарищеского обсуждения интересующих воп­ росов слушателей. Это даст возможность слушателю полу­ чить ясный, конкретный, ис­ черпывающий ответ. Только так должны пройти итоговые занятия. На итоговых занятиях про­ пагандист вместе с секретарем парторганизации должен в бе­ седах с коммунистами выяс­ нить их желание, какую фор­ му учебы в новом 1958 учеб­ ном году они изберут для себя. Итоги учебного года необ­ ходимо обсудить на „ партсоб­ раниях с выявлением и обсуж­ дением всех недостатков, ко­ торые имелись в течение учеб­ ного года с тем, чтобы не повторить их в новом учебном году. Г. Полухин, зав. отделом пропаганды и агитации РК КПСС. Столицы социалистических стран Б Е Л Г Р А Д В Белград я летел впер­ вые и, несмотря на это, вполне осязаемо представлял себе столицу Югославии. Мае довольно ясно рисовались вы­ сокие холмы, на которых она расположилась, крутые спуски к Саве и Дунаю, сливающимся у городских стен, тенистые парки и скверы, неширокие прямые улицы, крохотные пло­ щади. Накануне отъезда в Белг­ рад я встретился со своим другом и односельчанином Але­ ксеем Ивановичем Герасимо­ вым, который осенью 1944 го да участвовал в освобождении Белграда. Жители города в знак благодарности подарили ему маленький в сафьяновом переплете альбом с фотогра­ фиями улиц и площадей, с изображениями памятников и достопримечательных мест. Листая пожелтевшие страницы с фотографиями, он пояснял: —Это Калемегдац. Крепость. Она построена много веков на­ зад. Жаркие бои были тут. Фа­ шисты засели за толстыми стенами крепости и не хотели сдаваться. Но мы, действуя рука об руку с югославскими солдатами и партизанами, все же выкурили их из крепости! Это, обрати внимание,—про­ должал он,—Теразия. Корот­ кая уличка. Может быть, са­ мая короткая в мире. А кра­ сива. На ней стоит многоэтаж­ ный каменный дом с огромной надиасью на крыше: «Москва». Это гостиница. А это мост через Саву. Гит­ леровцы хотели взорвать его. Поставили всюду мины. Но белградский учитель Зария Зарич сорвал злодейский з а ­ мысел фашистов: иод огнем врага он обезвредил мины. На одном из снимков запе­ чатлена Дунайская флотилия. Наши корабли пришли в Белг­ рад на второй день после его о св о б ож д ен и я. Они привезли голодающим жителям города хлеб, уголь, сахар. Дунай тог­ да кишел минами. Отступая, фашисты сплошь заминировали реку. С верховий она пускали плавучие мины, этакие огром­ ные рогастые тыквы. Но наши моряки преодолели все опас­ ности и пришли в Белград вовремя. Григорий Охрименко —командир тральщиков—полу­ чил за этот беспримерный иод- виг звание Народного героя Югославии. Белград—большой и краси­ вый город. В нем живет почти 600 тысяч человек. Улицы его застроены преимущественно двух-и трехэтажными камен­ ными домами. Есть и много­ этажные дома, высится даже один «небоскреб». Но больших зданий в городе не так мно­ го. Центральные улицы Белг­ рада оживленные, шумные, особенно утром и вечером. По ним к а ты в разных направ­ лениях многочисленные авто­ мобили, среди которых можно увидеть «Победы» и «Москви­ чи». Тысячи людей заполняют с утра тротуары, спеша на р а ­ боту, на службу и по другим делам= Белград—главный город Фе­ деративной Народной Респуб­ лики Югославии, ее культур­ ный центр. В нем находятся центральные правительствен­ ные учреждения, Центральный Комитет Союза коммунистов Югославии. В городе имеются университет, насчитывающий почти два десятка кафедр, Сербская академия наук, че­ тыре драматических театра и опера, три картинные галереи, четыре государственные биб­ лиотеки, двенадцать музеев и множество других культурных учреждений. В послевоенные годы в Бел­ граде построены крупные про­ мышленные предприятия: з а ­ вод сельскохозяйственных машин и тракторный завод, машиностроительный завод и ряд других предприятий. Среди пестро одетой белградской пуб­ лики нетрудно встретить в любом уголке города рабочего или работницу в комбинезоне и синем берете. С каждым го­ дом в городе становится все больше рабочих. Белград довольно сильно пострадал от фашистского на­ шествия. Немало домов в цент­ ре города и на окраинах было разрушено гитлеровцами при отступлении. Взлетели в воз­ дух мосты через Саву и Ду­ най. Раны войны в основном залечены, и неискушенный глаз с трудом замечает, где еще совсем недавно были раз- —- валины. Теперь здесь высят­ ся новые дома или разбиты тенистые парки и скверы, в которых деловито обосновались крохотные уютные кафе. Через реки близнецы п о в и с л и сталь­ ные громады восстановленных мостов. Через Саву перекинул­ ся новый красивый шоссейный мост. Жилищное строительство в го­ роде вплоть до последнего времени серьезно отставало. Взявшись за создание индуст­ рии, страна на время замед­ лила строительство жилых до­ мов. Если кое что и строилось, то очень медленно. За десять лет—с 1946 по 1956 год—в Белграде было построено всего лишь 19 тысяч квартир. Т е - 1 ^ перь наступило время бурной стройки жилых домов. Начи­ ная с 1958 года в строй еже­ годно будет вводиться до шес­ ти тысяч квартир. В городе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz