Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр . 26 марта 1958 г., Лй 35 Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания математики и физики в школе П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Учебный год заканчивается 13. Недостатки в работе учителей-матеяатиков Н а страницах газеты «Ленинская правда» выступил целый ряд учи телей математики и физики, которые поделились лучшим опытом своей работы. Мне хочется особо пого ворить о недостатках в ра боте учителей математики, которые мешают добиться ирочных и полноценных зна ний по математике и физи ке в каждой школе (намой взгляд). У нас крайне недоста точно количество трениро вочного материала для раз вития логического матема тического мышления у уча щихся. Так, например, в те чение урока в начальной школе учителя решают все го только по одной задаче. Однако учителя не ищут путей увеличения количе ства и качества трениро вочных упражнений. Но учительница Уеман- ской школы № 1 Макеева Б. В. р е ш а е т по 4—5 задач (2 класс) и по 30 примеров за одйн урок. Причём, она работает со всем составом класса (32 ученика) без исключения и добивается такой высокой работоспособности учащих ся, научив детей последо вательно, точно, лаконично рассуждать при решении примеров и задач. Она на каждый урок арифметики приносит наглядные посо бия по условиям задач, что помогает ей экономить вре мя. У нее каждая доля се кунды на учете. Учительница Тербунской средней школы № 1 Калаш никова Л. Н. применяет с а мые разнообразные приемы и методы урока: устный счет, решение примеров по схеме, «игру в молчанку», придумывание задач но дан- I ным числам и т . д. В ре- I зультате такой работы у ] нее высокая активность | учащихся. По ее команде учащиеся записывают и ! располагает примеры и з а дачи в тетрадях правильно. Но ведь часть учителей продолжает работать по- ! старинке и не ищет твор- ! ческих путей и средств по- \ вышения успеваемости. 1 Второй недостаток—это | слабая постановка практи- | ческой работы на местно- ; сти (измерение холмов, : обрывов). На уроке все 1 теоремы доказывают сами учителя, мало практикуя ] доказательство теоремы пу тем беседы и еще м ен ьш е - путем проведения уроков- консультаций. Кроме того, в 8—10 классах устный счет забыт учителями и не . практикуется, в то время , когда все возможности для этого есть. Учащиеся гото вят у доски, допустим, до казательство теорем, а учи тель с классом может ре шать устно задачи, разви вая мышление у учащихся, повторять пройденный ма териал, исходя из которого и составлять задачи. Но для этого нужно боль ше поработать над состав лением устных задач. Та кую работу я наблюдала у учительницы Пикаловой А. Т. в Тербунской средней школе № 1 в 10-х классах ( на уроке геометрии. Подчас плохо учат учи теля 5—7 классов. Особен но слабыми к нам приходят учащиеся Бурдинской семи летней школы и Дубровской. Учащиеся не знают процен тов, пропорциональной зави симости, в результате очень затрудняются решать зад а чи не только по математи ке, но и по физике и химии. Большим недостатком в работе математиков являет ся то, что очень слаба по становка внеклассной и внешкольной работы по это му предмету. Так, например, если в ч" шей школе хорошо поставлена работа физико- технического кружка, тони один из учителей математи ки не заикнулся об орга низации и хорошей работе математического кружка. И даже не хотят провести математическую викторину, интересный математический вечер, физико-математиче скую олимпиаду, ссылаясь на то, что нет материала. А кто же, как не они, учи теля математики, должны прививать интерес и любовь к математике, расширять познавательные способности наших учащихся ? А где же занимательная математика ? И хотелось бы в заключение сказать о личности учителя математики как обществен нике. Очень слабо участву ют они в общественной жиз ни. Так, например, учителя математики нашей школы с докладами и лекциями перед учащимися и перед населением не выступают. Чего недостает учите лям математики? Горячего увлечения своей любимой наукой, своей работой, свои ми учащимися. Прав был К.Д. Ушинский, который писал, что когда будешь хорошо знать свою науку и горячо любить ее, то тебя и твою науку по любят дети. Т. Колтунова, директор 2-й Тербунской средней школы. Партийное просвещение в районе стало более конкрет ным и действенным средством воспитания коммунистов и вов лечения их в производствен ную работу, помогает им быть хорошими производственника ми и политическими руководи телями масс. Коммунисты и комсомольцы стали способными вовремя под метить новое, передовое, что рождается в жизни, в произ водстве, успешнее выполнять задачи, поставленные партией и правительством. В районе в сети партпросве щения в 1957—58 учебном году работает 35 кружков с охватом 802 человек. Боль шинство кружков работает хо рошо, в них регулярно прово дятся занятия с хорошей яв кой слушателей. Активно проходит обсужде ние материала слушателями в кружках при парторганиза циях колхозов им. Сталина (руководитель т. Полев В. С.), «Родина» (руководитель тов. Труфанов), им. Жданова (ру ководитель тов. Филатов) и других. Учебный год в сети партий ного просвещения — накануне завершения, однако, не везде е учебой коммунистов дело обстоит хорошо. Не регулярно проходили з а нятия при парторганизациях колхозов им. Ленина (руково дитель т. Лапин), «Путь Лени на» (руководитель тов. Бузу- нов), «Прогресс» (руководитель т. Астафьев) и другие. 1-го апреля 1958 года закан чивается учеба в кружках при парторганизациях колхозов, | МТС, совхозов. В эго остав шееся время должны быть изу чены решения февральского Пленума ЦК КПСС и тезисы доклада т. Хрущева «О даль нейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС». Задача руководителей и секретарей парторганизаций-^- организованно завершить учеб ный год в сети партпросвеще- ^ г ния. Но завершить учебный год—это не значит просто прекратить занятия, ибо за год коммунисты приобрели какую- то сумму знаний, и очень важ но закрепить эти знания пу тем проведения одного—двух итоговых занятий, путем ожив ленной товарищеской беседы, разбором оставшихся неясных вопросов. Каждый пропагандист дол жен заранее посоветоваться со слушателями и наметить темы на обсуждение. На итоговых занятиях не надо ограничи ваться простым повторением г пройденного программного ма териала. Итоговые занятия да ют возможность глубже, пол нее и правильнее разбираться во всех нерешенных вопросах. Не следует превращать ито говые занятия в своего рода экзамены, школярские ответы, когда слушатели отвечают на заранее разработанные пропа гандистом вопросы. Побольше непринужденности и свобод ного, делового товарищеского обсуждения интересующих воп росов слушателей. Это даст возможность слушателю полу чить ясный, конкретный, ис черпывающий ответ. Только так должны пройти итоговые занятия. На итоговых занятиях про пагандист вместе с секретарем парторганизации должен в бе седах с коммунистами выяс нить их желание, какую фор му учебы в новом 1958 учеб ном году они изберут для себя. Итоги учебного года необ ходимо обсудить на „ партсоб раниях с выявлением и обсуж дением всех недостатков, ко торые имелись в течение учеб ного года с тем, чтобы не повторить их в новом учебном году. Г. Полухин, зав. отделом пропаганды и агитации РК КПСС. Столицы социалистических стран Б Е Л Г Р А Д В Белград я летел впер вые и, несмотря на это, вполне осязаемо представлял себе столицу Югославии. Мае довольно ясно рисовались вы сокие холмы, на которых она расположилась, крутые спуски к Саве и Дунаю, сливающимся у городских стен, тенистые парки и скверы, неширокие прямые улицы, крохотные пло щади. Накануне отъезда в Белг рад я встретился со своим другом и односельчанином Але ксеем Ивановичем Герасимо вым, который осенью 1944 го да участвовал в освобождении Белграда. Жители города в знак благодарности подарили ему маленький в сафьяновом переплете альбом с фотогра фиями улиц и площадей, с изображениями памятников и достопримечательных мест. Листая пожелтевшие страницы с фотографиями, он пояснял: —Это Калемегдац. Крепость. Она построена много веков на зад. Жаркие бои были тут. Фа шисты засели за толстыми стенами крепости и не хотели сдаваться. Но мы, действуя рука об руку с югославскими солдатами и партизанами, все же выкурили их из крепости! Это, обрати внимание,—про должал он,—Теразия. Корот кая уличка. Может быть, са мая короткая в мире. А кра сива. На ней стоит многоэтаж ный каменный дом с огромной надиасью на крыше: «Москва». Это гостиница. А это мост через Саву. Гит леровцы хотели взорвать его. Поставили всюду мины. Но белградский учитель Зария Зарич сорвал злодейский з а мысел фашистов: иод огнем врага он обезвредил мины. На одном из снимков запе чатлена Дунайская флотилия. Наши корабли пришли в Белг рад на второй день после его о св о б ож д ен и я. Они привезли голодающим жителям города хлеб, уголь, сахар. Дунай тог да кишел минами. Отступая, фашисты сплошь заминировали реку. С верховий она пускали плавучие мины, этакие огром ные рогастые тыквы. Но наши моряки преодолели все опас ности и пришли в Белград вовремя. Григорий Охрименко —командир тральщиков—полу чил за этот беспримерный иод- виг звание Народного героя Югославии. Белград—большой и краси вый город. В нем живет почти 600 тысяч человек. Улицы его застроены преимущественно двух-и трехэтажными камен ными домами. Есть и много этажные дома, высится даже один «небоскреб». Но больших зданий в городе не так мно го. Центральные улицы Белг рада оживленные, шумные, особенно утром и вечером. По ним к а ты в разных направ лениях многочисленные авто мобили, среди которых можно увидеть «Победы» и «Москви чи». Тысячи людей заполняют с утра тротуары, спеша на р а боту, на службу и по другим делам= Белград—главный город Фе деративной Народной Респуб лики Югославии, ее культур ный центр. В нем находятся центральные правительствен ные учреждения, Центральный Комитет Союза коммунистов Югославии. В городе имеются университет, насчитывающий почти два десятка кафедр, Сербская академия наук, че тыре драматических театра и опера, три картинные галереи, четыре государственные биб лиотеки, двенадцать музеев и множество других культурных учреждений. В послевоенные годы в Бел граде построены крупные про мышленные предприятия: з а вод сельскохозяйственных машин и тракторный завод, машиностроительный завод и ряд других предприятий. Среди пестро одетой белградской пуб лики нетрудно встретить в любом уголке города рабочего или работницу в комбинезоне и синем берете. С каждым го дом в городе становится все больше рабочих. Белград довольно сильно пострадал от фашистского на шествия. Немало домов в цент ре города и на окраинах было разрушено гитлеровцами при отступлении. Взлетели в воз дух мосты через Саву и Ду най. Раны войны в основном залечены, и неискушенный глаз с трудом замечает, где еще совсем недавно были раз- —- валины. Теперь здесь высят ся новые дома или разбиты тенистые парки и скверы, в которых деловито обосновались крохотные уютные кафе. Через реки близнецы п о в и с л и сталь ные громады восстановленных мостов. Через Саву перекинул ся новый красивый шоссейный мост. Жилищное строительство в го роде вплоть до последнего времени серьезно отставало. Взявшись за создание индуст рии, страна на время замед лила строительство жилых до мов. Если кое что и строилось, то очень медленно. За десять лет—с 1946 по 1956 год—в Белграде было построено всего лишь 19 тысяч квартир. Т е - 1 ^ перь наступило время бурной стройки жилых домов. Начи ная с 1958 года в строй еже годно будет вводиться до шес ти тысяч квартир. В городе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz