Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр. С в о д к а о ходе за го то в о к и закупо к молока в колхо зах з а 18 м ар т а 1958 год а (в ли трах ) «Гигант» Им. Ленина «Путь к коммунизму» Пм. Жданова «Красное знамя» «Труд» «Верный путь» Им. Кирова «Родина» 412 Им. I I партсъезда 302 «Красный луч» 298 «Знамя труда» 280 «Победа» 210 Им. Сталина 169 Им. Войкова 167 Им. Калинина 167 >«Прогресс» 153 | «Путь Ленина» 137 120 84 83 70 66 64 52 47 З аонная конференция по м атем атике и ф изике Задачам—достойное место Из публикуемых нами дан­ ных видно, что в течение 18 марта многие колхозы района крайне плохо участвовали в сдаче молока государству. В этот день государству было сдано и продано молока на 400 литров меньше, чем за 17 марта. Насколько в районе плохо организованы заготовки и з а ­ купки молока, можно судить по колхозу «Прогресс». В этом колхозе имеется 175 коров, из них в настоящее время доят­ ся 74. От 74 дойных коров этот колхоз ухитрился «выде­ лить» для государства только 52 литра молока. Руководители колхоза «Прогресс» тт. Саплин и Астафьев неоднократно стро­ го предупреждались о том, что они занимают явно неп­ равильную линию в заготов­ ках молока. Однако нужных выводов эти руководители не делают. Не пора ли пресечь подобную распущенность со стороны тт. Санлина и Аста­ фьева? Исключительно недобросове­ стно ведут себя руководители колхоза «Путь Ленина» тт. Болгов и Стрельников. Низкую сдачу молока государству они пытаются объяснить различны­ ми объективными причинами. Но думают ли они о государ­ ственном плане? И если дума­ ют, то почему практически его не выполняют? Обращает на себя внимание низкая сдача молока государ­ ству, которая имеет место в колхозах им. Калинина, им. Войкова, им. Сталина, «Побе­ да» и «Знамя труда». Предсе­ датели этих колхозов тт. Во- лобуев, Балашов, Азаров, Сидо­ ров и Лобко не затрудняют се­ бя мыслями о досрочном вы­ полнении плана заготовок и закупок молока I го квартала, это дело они пустили на само­ тек. До конца 1-го квартала оста­ лись считанные дни. План пер­ вого квартала по заготовкам и закупкам молока должен быть выполнен во что бы то ни стало каждым колхозом. Для этого требуется, во-пер­ вых, резко повысить надои молока и, во-вторых, органи­ зовать в широких размерах закупку молока и масла у на­ селения. С в о д н а о ходе закупок молока у н аселени я по с ел ьсоветам з а 18 м а р т а 1958 год а (в литрах). 1. Озерский 501 9. 1-Тербунский 100 2. I.-Березовский 319 10. Яковлевский 98 3. Покровский 224 11. II Тербунский 90 4 . К. Головинский 224 12. Березовский 85 5. Солдатский 135 13. Борковский 67 6. Новосильекий 134 14. В.-Полянский 45 7. Казанский 117 15. Б.-Полянский *_ 8. Бурдинский 107 * 16. Святошенский ♦ — За 18 марта лучше других по закупкам молока у населе­ ния работал Озерский сельсо­ вет (председатель тов. Бати­ щев). Этот сельсовет сдал пя­ тую часть всего молока, по­ ступившего за день по всем 16 сельсоветам района. Заметно стал исправляться 1.-Березов- ский сельсовет. Он изо дня в день набирает темпы по з а ­ купке молока у населения. Однако во многих сельсове­ тах закупка молока у колхоз­ ников, рабочих и служащих организована крайне неудов­ летворительно. Об этом вы можете судить сами ио публи­ куемой нами сводке. Совершенно непонятна та позиция, которую занял пред­ седатель Святошенского сель­ совета тов. Жулькпн. В тече­ ние всего марта месяца от этого сельсовета не поступило ниодного литра молока на маслозавод. В чем же дело? А дело в том, что тов. Жуль- кин потерял чувство ответ­ ственности за порученное де­ ло. Не пора ли в конце концов призвать к серьезному ответу тов. Жулькина? Плохо, очень плохо органи­ зовали закупку молока у н а ­ селения председатели Б.-По­ лянского, В.-Полянского, Бор­ ковского, Березовского, 2-го Тербунекого и Яковлевского сельсоветов. Здесь даже нет дисциплины среди сборщиков молока, массово - разъясни­ тельная работа среди населе­ ния стоит иа низком уровне. Председатели указанных сель советов тт. Щетинин, Карта­ шов, Гусев, Полухин, Белго­ родцев и Пузиков знают об этих серьезных недостатках, но мер к устранению их не принимают. Каждый сельсовет имеет задание на первый квартал но закупке молока у населения. Чтобы выполнить это задание, нужна высокая организован­ ность со стороны каждого председателя и депутата сель­ совета, нужна кропотливая и повседневная массово-разъ­ яснительная работы среди на­ селения, ■успех в преподавании ма- и тематики зависит, ра- 3Умеется, от учителя, от глу ­ бины его математических зна­ ний и, что особенно важно, от культуры его мысли. Яркая, предельно сжатая, исключительно последователь­ ная и хорошо аргументирован­ ная речь преподавателя мате­ матики (и предельно четкие действия его на уроке) разви­ вает у учащихся здоровую а к ­ тивность, заставляет их пра­ вильно и серьезно мыслить, делать необходимые умозаклю­ чения. Не случайно поэтому математику называют гимна­ стикой ума. Этот афоризм— совершенно верен. К сожалению, не всегда и не все учителя правильно под­ ходят к преподаванию мате­ матики. Одни из них, забывая о задачах, слишком много увлекаются примерами, дру­ гие —неоправданным много­ словием, третьи—преподносят детям математические знания в отрыве от жизни,от практи­ ки человека, от всего того, что породило науку математику. При таком подходе отдель­ ных учителей к делу матема­ тические знания становятся, если можно так выразиться, поверхностными и недолговеч­ ными: учащиеся хорошо знают формулы сокращенного умно­ жения, разбираются в сину­ сах и тангенсах, в биноме Ньютона и теореме Пифагора, а на практике получается так, что они затрудняются опреде­ лить площадь поля, разбить участок по заданным данным ?или определить объем силос­ ной траншеи и, что еще хуже, не умеют пользоваться обык­ новенными конторскими счета­ ми, не умеют решать задачи на предположение. Чтобы не быть голословным, приведу несколько типичных фактов из жизни нашей школы. Учитель Пузанов И. С., ве­ дущий в этом году первый класс, уделяет исключительно большое внимание решению задач, а значит и развитию мышления у детей. Учащиеся на его уроках работают е боль­ шим интересом, активно. В течение первого полугодия первоклассники под руковод­ ством Пузанова П. С. решали устно от 7 до 12 задач (за один урок) и 2—3 задачи пись­ менно. Как он мог этого добиться? Очень просто. Во-нервых, он очень настойчиво добивался от учащихся постановки правиль­ ных вопросов к прочитанным задачам. Например, при изучении сло­ жения в пределе первого де­ сятка, читал детям: «Петя купил 5 тетрадей, а Оля—4»... Учащиеся органи­ зованно, без всякого шума поднимают руки. Многие из них совершенно точно форму­ лируют вопрос: Сколько Петя и Оля купили всего тетрадей? Или: «Женя прочитал 6 кни­ жек, а Лш а—4»... Немного подумав, учащиеся и к этой задаче поставили нужный вопрос. Подобные задачи успешно усваивали первоклассники и при изучении вычитания в пре­ деле первого десятка. «Коля сорвал 8 яблок,—чи­ тал учитель,—3 из них он от­ дал сестричке Тане»... «Сколь­ ко у Коли осталось яблок?» — ставили вопрос учащиеся. Во-вторых, Пузанов И. С. любит тренировать своих перво­ классников в составлении за­ дач. Эту «проблему» он ре­ шает обычно так: «Составьте, дети, задачу, где бы от 9 надо отнять 3»,—обращался он к классу. I дети охотно состав­ ляли. Вот образцы некоторых з а ­ дач, составленных учащимися. 1. У меня было 9 тетрадей, 3 тетради я отдала Светлане. Сколько у меня осталось тет­ радей? 2. На ветке сидело три птич­ ки, потом к ним прилетело еще 4 отички. Сколько на ветке стало птичек? и т. д. Перечень подобных задач можно было бы увеличить. Но суть дела не в перечне, а в том, что Пузанов I . С. на уро­ ках арифметики заставляет учащихся мыслить, развивает у них устную речь, о чем как раз забывают некоторые учи­ теля. В самом деле, разве так лег­ ко построить первокласснику задачу, хотя бы и в одно дей­ ствие? Ребенку нужно не толь­ ко цифры, данные учителем, поставить в нужную зависи мость, поставить правильный вопрос к составленной задаче, но и грамотно, литературно правильно прочитать ее. В настоящее время наши первоклассники успешно со­ ставляют задачи в два дейст­ вия. Не забывает Пузанов И. С. об устном счете и решении примеров. Его правильный, творческий подход к делу прев­ ращает арифметику из сухого и скучного предмета, каким он кажется учащимся на уроках ряда учителей, в сочный иин- | тересный предмет. I Совсем иное у нас положе- : ние с преподаванием арифме­ т и к и в 5 классе. Наши пяти­ классники очень мало решают задач, а устным счетом почти не занимаются. Все это п а ­ губно отражается на знаниях учащихся. В январе месяце, например, из 21 учащегося 5 класса 16 не справились с контрольной работой. Считаю необходимым привести один из вариантов этой работы. Серьезным рыча­ гом в повышении грамотвости учащихся по арифметике яв­ ляется оперативный учет допу­ щенных ошибок, обязательный и своевременный их анализ. К сожалению, этой полезной работой т. Калабухов занимает­ ся от случая к случаю, бес­ системно. Несколько слов хочется сказать и о проверке ученичес­ ких работ. У некоторых препо­ давателей математики (в том числе и у преподавателей на­ шей школы) сложилось такое мнение, что не обязательно проверять каждую ученическую работу, замечать в работах каждую о р ф о г р афическую ошибку. Такое мнение считаю глубоко ошибочным. Во-нервых, потому, что не только школьники, но и взрос­ лые люди совершенно не без­ различны к оценке своего тру­ да. Человек всегда нуждается в оценке своего труда. Нако­ нец, регулярная проверка уче­ нических работ хорошо дисцип­ линирует школьника, застав­ ляет их настойчиво преодоле­ вать трудности и т. д. Конеч'но, у хорошего учите­ ля всегда порядок в тетрадях. Такому учителю не грех прак­ тиковать выборочную нроверку ученических работ. Но ведь порядок в тетрадях, как и в любом деле, не приходит сам собой, его нужно добиться. Во-вторых, невнимание учи­ теля математики к орфографи­ ческим ошибкам в ученических работах говорит о его невни­ мании к родному слову, к ве­ ликому русскому языку. Считаю необходимым выска­ зать свое мнение и о препода­ вании геометрии. Мне кажется, что программа по геометрии очень мало пре­ дусматривает практических ра­ бот (из 132 уроков в 6 и 7 классах только 10 часов). Чрезмерная насыщенность уро­ ков геометрии теоретическим материалом далеко уводит этот интереснейший предмет от своего первоначального назначения—от практики. Непонятно, с какой целью в программе 8 класса поме­ щена теорема о площади пря­ моугольника. Вероятно для того, чтобы затеять разговор о степени точности измерения и вывести формулу 5 = а в . Но ведь это хорошо известно уча­ щимся 4 класса. Видимо, авто­ рам учебника не но душе при­ шлась формулировка учебника арифметики для 4 класса, (чтобы определить площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину). Они отстаивают свою форму­ лировку: площадь прямоуголь­ ника равна произведению дли­ ны его основания на длину его высоты. Принципиальной разницы в указанных формулировках нет. А если нет, зачем тогда з а ­ гружать восьмиклассников ма­ териалом, им уже известным. Не совсем состоятельны в § 55 (см. учебник Никитина и Фетисова) рассуждения о сте­ пени точности измерения, так как математика, начиная с 1 класса, не может быть мысли­ мой без точности. Есть в учебнике геометрии и другие недостатки, которые несомненно затрудняют работу учителя. Надеюсь, что препо­ даватели геометрии расскажут об этом на страницах райга- зеты. 1отелось бы слышать слово об элементарной практической геометрии. В заключение следует ска­ зать, что заочная конференция о преподавании математики принесет нашему учительству несомненную пользу. А. Голубев, директор М.-Борковской школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz