Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр. С в о д к а о ходе за го то в о к и закупо к молока в колхо зах з а 18 м ар т а 1958 год а (в ли трах ) «Гигант» Им. Ленина «Путь к коммунизму» Пм. Жданова «Красное знамя» «Труд» «Верный путь» Им. Кирова «Родина» 412 Им. I I партсъезда 302 «Красный луч» 298 «Знамя труда» 280 «Победа» 210 Им. Сталина 169 Им. Войкова 167 Им. Калинина 167 >«Прогресс» 153 | «Путь Ленина» 137 120 84 83 70 66 64 52 47 З аонная конференция по м атем атике и ф изике Задачам—достойное место Из публикуемых нами дан ных видно, что в течение 18 марта многие колхозы района крайне плохо участвовали в сдаче молока государству. В этот день государству было сдано и продано молока на 400 литров меньше, чем за 17 марта. Насколько в районе плохо организованы заготовки и з а купки молока, можно судить по колхозу «Прогресс». В этом колхозе имеется 175 коров, из них в настоящее время доят ся 74. От 74 дойных коров этот колхоз ухитрился «выде лить» для государства только 52 литра молока. Руководители колхоза «Прогресс» тт. Саплин и Астафьев неоднократно стро го предупреждались о том, что они занимают явно неп равильную линию в заготов ках молока. Однако нужных выводов эти руководители не делают. Не пора ли пресечь подобную распущенность со стороны тт. Санлина и Аста фьева? Исключительно недобросове стно ведут себя руководители колхоза «Путь Ленина» тт. Болгов и Стрельников. Низкую сдачу молока государству они пытаются объяснить различны ми объективными причинами. Но думают ли они о государ ственном плане? И если дума ют, то почему практически его не выполняют? Обращает на себя внимание низкая сдача молока государ ству, которая имеет место в колхозах им. Калинина, им. Войкова, им. Сталина, «Побе да» и «Знамя труда». Предсе датели этих колхозов тт. Во- лобуев, Балашов, Азаров, Сидо ров и Лобко не затрудняют се бя мыслями о досрочном вы полнении плана заготовок и закупок молока I го квартала, это дело они пустили на само тек. До конца 1-го квартала оста лись считанные дни. План пер вого квартала по заготовкам и закупкам молока должен быть выполнен во что бы то ни стало каждым колхозом. Для этого требуется, во-пер вых, резко повысить надои молока и, во-вторых, органи зовать в широких размерах закупку молока и масла у на селения. С в о д н а о ходе закупок молока у н аселени я по с ел ьсоветам з а 18 м а р т а 1958 год а (в литрах). 1. Озерский 501 9. 1-Тербунский 100 2. I.-Березовский 319 10. Яковлевский 98 3. Покровский 224 11. II Тербунский 90 4 . К. Головинский 224 12. Березовский 85 5. Солдатский 135 13. Борковский 67 6. Новосильекий 134 14. В.-Полянский 45 7. Казанский 117 15. Б.-Полянский *_ 8. Бурдинский 107 * 16. Святошенский ♦ — За 18 марта лучше других по закупкам молока у населе ния работал Озерский сельсо вет (председатель тов. Бати щев). Этот сельсовет сдал пя тую часть всего молока, по ступившего за день по всем 16 сельсоветам района. Заметно стал исправляться 1.-Березов- ский сельсовет. Он изо дня в день набирает темпы по з а купке молока у населения. Однако во многих сельсове тах закупка молока у колхоз ников, рабочих и служащих организована крайне неудов летворительно. Об этом вы можете судить сами ио публи куемой нами сводке. Совершенно непонятна та позиция, которую занял пред седатель Святошенского сель совета тов. Жулькпн. В тече ние всего марта месяца от этого сельсовета не поступило ниодного литра молока на маслозавод. В чем же дело? А дело в том, что тов. Жуль- кин потерял чувство ответ ственности за порученное де ло. Не пора ли в конце концов призвать к серьезному ответу тов. Жулькина? Плохо, очень плохо органи зовали закупку молока у н а селения председатели Б.-По лянского, В.-Полянского, Бор ковского, Березовского, 2-го Тербунекого и Яковлевского сельсоветов. Здесь даже нет дисциплины среди сборщиков молока, массово - разъясни тельная работа среди населе ния стоит иа низком уровне. Председатели указанных сель советов тт. Щетинин, Карта шов, Гусев, Полухин, Белго родцев и Пузиков знают об этих серьезных недостатках, но мер к устранению их не принимают. Каждый сельсовет имеет задание на первый квартал но закупке молока у населения. Чтобы выполнить это задание, нужна высокая организован ность со стороны каждого председателя и депутата сель совета, нужна кропотливая и повседневная массово-разъ яснительная работы среди на селения, ■успех в преподавании ма- и тематики зависит, ра- 3Умеется, от учителя, от глу бины его математических зна ний и, что особенно важно, от культуры его мысли. Яркая, предельно сжатая, исключительно последователь ная и хорошо аргументирован ная речь преподавателя мате матики (и предельно четкие действия его на уроке) разви вает у учащихся здоровую а к тивность, заставляет их пра вильно и серьезно мыслить, делать необходимые умозаклю чения. Не случайно поэтому математику называют гимна стикой ума. Этот афоризм— совершенно верен. К сожалению, не всегда и не все учителя правильно под ходят к преподаванию мате матики. Одни из них, забывая о задачах, слишком много увлекаются примерами, дру гие —неоправданным много словием, третьи—преподносят детям математические знания в отрыве от жизни,от практи ки человека, от всего того, что породило науку математику. При таком подходе отдель ных учителей к делу матема тические знания становятся, если можно так выразиться, поверхностными и недолговеч ными: учащиеся хорошо знают формулы сокращенного умно жения, разбираются в сину сах и тангенсах, в биноме Ньютона и теореме Пифагора, а на практике получается так, что они затрудняются опреде лить площадь поля, разбить участок по заданным данным ?или определить объем силос ной траншеи и, что еще хуже, не умеют пользоваться обык новенными конторскими счета ми, не умеют решать задачи на предположение. Чтобы не быть голословным, приведу несколько типичных фактов из жизни нашей школы. Учитель Пузанов И. С., ве дущий в этом году первый класс, уделяет исключительно большое внимание решению задач, а значит и развитию мышления у детей. Учащиеся на его уроках работают е боль шим интересом, активно. В течение первого полугодия первоклассники под руковод ством Пузанова П. С. решали устно от 7 до 12 задач (за один урок) и 2—3 задачи пись менно. Как он мог этого добиться? Очень просто. Во-нервых, он очень настойчиво добивался от учащихся постановки правиль ных вопросов к прочитанным задачам. Например, при изучении сло жения в пределе первого де сятка, читал детям: «Петя купил 5 тетрадей, а Оля—4»... Учащиеся органи зованно, без всякого шума поднимают руки. Многие из них совершенно точно форму лируют вопрос: Сколько Петя и Оля купили всего тетрадей? Или: «Женя прочитал 6 кни жек, а Лш а—4»... Немного подумав, учащиеся и к этой задаче поставили нужный вопрос. Подобные задачи успешно усваивали первоклассники и при изучении вычитания в пре деле первого десятка. «Коля сорвал 8 яблок,—чи тал учитель,—3 из них он от дал сестричке Тане»... «Сколь ко у Коли осталось яблок?» — ставили вопрос учащиеся. Во-вторых, Пузанов И. С. любит тренировать своих перво классников в составлении за дач. Эту «проблему» он ре шает обычно так: «Составьте, дети, задачу, где бы от 9 надо отнять 3»,—обращался он к классу. I дети охотно состав ляли. Вот образцы некоторых з а дач, составленных учащимися. 1. У меня было 9 тетрадей, 3 тетради я отдала Светлане. Сколько у меня осталось тет радей? 2. На ветке сидело три птич ки, потом к ним прилетело еще 4 отички. Сколько на ветке стало птичек? и т. д. Перечень подобных задач можно было бы увеличить. Но суть дела не в перечне, а в том, что Пузанов I . С. на уро ках арифметики заставляет учащихся мыслить, развивает у них устную речь, о чем как раз забывают некоторые учи теля. В самом деле, разве так лег ко построить первокласснику задачу, хотя бы и в одно дей ствие? Ребенку нужно не толь ко цифры, данные учителем, поставить в нужную зависи мость, поставить правильный вопрос к составленной задаче, но и грамотно, литературно правильно прочитать ее. В настоящее время наши первоклассники успешно со ставляют задачи в два дейст вия. Не забывает Пузанов И. С. об устном счете и решении примеров. Его правильный, творческий подход к делу прев ращает арифметику из сухого и скучного предмета, каким он кажется учащимся на уроках ряда учителей, в сочный иин- | тересный предмет. I Совсем иное у нас положе- : ние с преподаванием арифме т и к и в 5 классе. Наши пяти классники очень мало решают задач, а устным счетом почти не занимаются. Все это п а губно отражается на знаниях учащихся. В январе месяце, например, из 21 учащегося 5 класса 16 не справились с контрольной работой. Считаю необходимым привести один из вариантов этой работы. Серьезным рыча гом в повышении грамотвости учащихся по арифметике яв ляется оперативный учет допу щенных ошибок, обязательный и своевременный их анализ. К сожалению, этой полезной работой т. Калабухов занимает ся от случая к случаю, бес системно. Несколько слов хочется сказать и о проверке ученичес ких работ. У некоторых препо давателей математики (в том числе и у преподавателей на шей школы) сложилось такое мнение, что не обязательно проверять каждую ученическую работу, замечать в работах каждую о р ф о г р афическую ошибку. Такое мнение считаю глубоко ошибочным. Во-нервых, потому, что не только школьники, но и взрос лые люди совершенно не без различны к оценке своего тру да. Человек всегда нуждается в оценке своего труда. Нако нец, регулярная проверка уче нических работ хорошо дисцип линирует школьника, застав ляет их настойчиво преодоле вать трудности и т. д. Конеч'но, у хорошего учите ля всегда порядок в тетрадях. Такому учителю не грех прак тиковать выборочную нроверку ученических работ. Но ведь порядок в тетрадях, как и в любом деле, не приходит сам собой, его нужно добиться. Во-вторых, невнимание учи теля математики к орфографи ческим ошибкам в ученических работах говорит о его невни мании к родному слову, к ве ликому русскому языку. Считаю необходимым выска зать свое мнение и о препода вании геометрии. Мне кажется, что программа по геометрии очень мало пре дусматривает практических ра бот (из 132 уроков в 6 и 7 классах только 10 часов). Чрезмерная насыщенность уро ков геометрии теоретическим материалом далеко уводит этот интереснейший предмет от своего первоначального назначения—от практики. Непонятно, с какой целью в программе 8 класса поме щена теорема о площади пря моугольника. Вероятно для того, чтобы затеять разговор о степени точности измерения и вывести формулу 5 = а в . Но ведь это хорошо известно уча щимся 4 класса. Видимо, авто рам учебника не но душе при шлась формулировка учебника арифметики для 4 класса, (чтобы определить площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину). Они отстаивают свою форму лировку: площадь прямоуголь ника равна произведению дли ны его основания на длину его высоты. Принципиальной разницы в указанных формулировках нет. А если нет, зачем тогда з а гружать восьмиклассников ма териалом, им уже известным. Не совсем состоятельны в § 55 (см. учебник Никитина и Фетисова) рассуждения о сте пени точности измерения, так как математика, начиная с 1 класса, не может быть мысли мой без точности. Есть в учебнике геометрии и другие недостатки, которые несомненно затрудняют работу учителя. Надеюсь, что препо даватели геометрии расскажут об этом на страницах райга- зеты. 1отелось бы слышать слово об элементарной практической геометрии. В заключение следует ска зать, что заочная конференция о преподавании математики принесет нашему учительству несомненную пользу. А. Голубев, директор М.-Борковской школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz