Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

* стр. 14 дарта 1958 г., Лк 30 Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания м атем а т ики и физики 10. ОБ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В соответствии с современ­ ным состоянием физики круг знаний, которым должны обладать учащиеся, довольно велик. Параллельно с ростом развития учащихся из года в год растет и сложность изу­ чаемого курса физики. Поэто­ му овладение знаниями из этой области науки требует определенного постоянного напряжения. Вооружение осознанными знаниями наук всегда было и остается важнейшей зада­ чей. Эта задача, в особеннос­ ти теперь, когда на страни­ цах «Учительской газеты» все больше и больше поднимает­ ся вопрос о том, чтобы обу­ чать, вооружать знаниями учащихся именно на уроке— должна решаться на уроке. Для того, чтобы вооружить учащихся основными знания­ ми на уроке, надо прежде всего изменить структуру уро­ ка, отвести основную часть его на изучение программного материала, добиться от уча­ щихся активного участия в классной работе, ибо их а к ­ тивность является необходи­ мым условием для сознатель­ ного усвоения изучаемого ма­ териала. Активность учащихся я стараюсь поддерживать на всех этапах урока. Так, при проверке домашних заданий, при опросе иногда допускаю, чтобы учащиеся сами задава­ ли вопрос отвечающему, что­ бы вопросы были разнообраз­ ными, заключающиеся не толь­ ко в том, чтобы сформулиро­ вать тот или иной закон, но.и в том, как объяснить то или иное явление, установить функциональную зависимость между величинами, привести примеры практического при­ менения. Перед объяснением нового материала ставлю ясную цель, задачу на весь урок, и объ­ яснение провожу методом бе­ седы, потому что беседа поз­ воляет увлечь весь класс и заставить учащихся слушать не только учителя, но д уточ­ нять, дополнять свои ответы. Большую роль в усвоении материала имеет связь физи ки с математикой. При изу­ чении законов электролиза, закона Джоуля-Ленца и дру­ гих подкрепляю функционалы ную зависимость между вели чинами числовыми данными, ввожу обозначения величин, а учащиеся формулируют з а ­ кон. Таких примеров можно привести много. При «расчете цепи» учащиеся сами сделали вывод, какое соединение (параллельное или последова­ тельное) выгоднее и почему. О прочности усвоения ма­ териала я сужу еще и потому, как учащиеся применяют п о л у ч е н н ы е теорети­ ческие знания к решению задач. Сначала решаем зада­ чи более простые, постепенно усложняя их, а затем они сами приступают к составле­ нию задач. Все составленные задачи я тщательно проверяю, а затем перед всем классом анализирую их. Лучшей считается та зада­ ча, для решения которой вуж - но использовать ранее прой­ денный материал. Хорошо составляют задачи Гомо- зова С., Шацких Н., Юркова Г. и другие из 10 «в» клас­ са, Сорокин, Барабанщикова и др. из 10 «г» класса. Эти к многие другие ученики и зъ ­ являют желание работать над. тем, чтобы составить свой сборник задач. Такой метод составления задач прививает любовь к решению задач, а следовательно, к глубокому, сознательному усвоению изу­ чаемого материала. При решении задач я тре­ бую, чтобы решение не своди­ лось к подысканию подходя­ щей формулы и к соответствую­ щим математическим выклад­ кам, а чтобы учащиеся анали­ зировали задачу, разбирались в ее физической сущности. Прочному усвоению знаний способствуют графические уп­ ражнения. На уроках физики я добиваюсь того, чтобы все графики, чертежи, схемы раз бирались и вычерчивались в тетрадях. А в 10-х классах материал для графических уп­ ражнений очень велик: схемы всевозможных электрических цепей с последовательно и параллельно включенными при­ емниками тока и электро-из- мерительными приборами, по­ строение изображений, дава­ емых зеркалами и линзами, ход лучей в оптических при­ борах и т. д. Отдельные схемы вычерчи­ ваем на больших листках, тем самым пополняем физический кабинет наглядными посо­ биями. А как приятно, когда ученики по простому чертежу, читая его, подмечают все тон­ кости связи между отдельны ми деталями. Процесс усвоения материа­ ла требует определенной дли­ тельности, которая зависит от сложности изучаемого мате­ риала. Например, темы в 10 классе «Электромагнитная ин­ дукция», «Магнитное поле» трудные и очень важные. Кто не знает, что на принципе электромагнитной индукции основано устройство генера­ торов постоянного и перемен­ ного тока? Перед началом изучения темы я ставлю «перспектив­ ный план», коротко останав­ ливаюсь на практическом ис­ пользовании ее. Например, проделывая опыты получения электрического- тока при пере­ сечении замкнутого проводни­ ка магнитными силовыми ли­ ниями, я указываю на приме­ нение этого явления в прос­ тейшей динамомашине, на влияние самоиндукции в цепи, устройство генераторов, трансформаторов и т. д. При прохождении нового материала учащиеся повторя­ ют уже пройденный материал, и тем самым их знания ста­ новятся глубокими и прочны­ ми. Таким образом, применяя различные методы при обуче­ ния на уроке, разнообразя структуру урока и активизи­ руя учащихся, можно добить­ ся прочного, сознательного усвоения изучаемого мате­ риала. А. Андросова, учительница Тербунской средней школы № 1. З а г р а н и ц е й СОВЕЩАНИЕ НА Н Е О Т Л О Ж ДЕЛИ, 10 марта. Индий­ ская печать продолжает уделять большое внимание предложению Советского Союза о созыве совещания на высшем уровнщ В связи с этим газета «Серчлайт» в передовой статье указывает: «Вашин­ гтон должен понять, что ненужные возражения про­ тив совещания министров иностранных дел поставят Соединенные Штаты в невы­ годное положение перед судом мирового обществен­ ного мнения». Газета «Ассам трибюн» указывает, что, «несмотря на неоднократные предло­ жения Советского Союза провести совещание на выс­ шем уровне и урегулировать разногласия между Восто­ ком и Западом, государ­ ственный секретарь Соеди­ ненных Штатов Даллес удивляет весь мир своей неразумной и упрямой по­ зицией. Своим упорным отказом немедленно провести сове­ щание на выешем уровне Даллес вызывает подозре­ ние в том, что он является поджигателем войны». Весь мир знает, нодчер- ВЫСШЕМ УРОВНЕ— К Ю Е Д Е Л О кивает в заключение га зе ­ та, что Советский Союз ис­ кренне пытается положить конец «холодной войне» между Востоком и Западом, предлагая безоговорочно запрещение ядерного ору- | жия и прогрессивное сокра­ щение обычных вооруже- Л 8 Й . В связи с согласием Со­ ветского Союза на созыв со- :вещания министров иност­ ранных дел для подготовки повестки дня переговоров на высшем уровне газета «Свад- хината» подчеркивает, что Советский Союз сделал еще один шаг в пользу дела ми­ ра. Это устраняет всякое сомнение в искренности и горячем стремлении Совет­ ского Союза к миру. Весь мир смотрит на Со­ ветский Союз, пишет в зак­ лючение газета, изумляясь его неуклонному и твердому движению вперед. Если со­ вещание на высшем уровне даже и теперь не состоится, то западные державы долж­ ны неети ответственность за его провал. Пусть они остерегаются опасности играть с огнем мирового об­ щественного мнения. ТАСС. -Ура! Помогают!!! Караул,., помогли .. КУРСКИЕ ЛИМОНЫ На одной из окраин Курска —в Никитском переулке—сто ит маленький особняк. У самой калитки его нас встретил уже немолодой, высокий и худоща­ вый человек в кителе военного образца, с орденскими лентами на груди. Это был хозяин до ма, цитрусовод-мичуринец Ана­ толий Андреевич Фоменко. Ин­ женер-строитель по образова­ нию и опыту работы, он стал цитрусоводом при довольно необычных обстоятельствах. После Отечественной войны Фоменко приехал восстанавли­ вать разрушенный врагом го­ род. Бывший воин горячо взял­ ся за дело, но работать ему пришлось недолго: дали о се ­ бе знать старые раны,контузия и неимоверное напряжение во­ енных лет. Инженер-строитель, лишившись трудоспособности, всем следуя ему,ученик вели­ кого преобразователя природы вынужден был длительное вр е-;проводил опыт за опытом. Он мя лечиться. Для восстанов страшился неудач, не от- ления здоровья ему довелось ступал перед трудностями, побывать на курорте в Сочи настойчиво стремился к сзоей ' —И вот однажды,—расска- дели, зывает Анатолий Андреевич,— | и Вох теперь, когда знако- иовезли нас как экскурсантов?мишься с обширным и чрез- на Сочинскую опытную стан -1 вычайно интересным хозяй- нию субтропических культур. ством цитрусовода, кажется, Я сначала интересовался э ти -|что эго небольшая частица ми культурами не больше,' субтропиков. В самом деле, чем все остальныеэкскурсанты,: Чего только здесь нет: вечно- но все же они мне показались; зеленые лимоны и благородный любопытными. В те дни много;лавр, мушмула п мандарины, говорилось о продвижении цит- инжир и гранат, хурма и чай. русовых на север. Тогда мне и пришла мысль: а что если заняться этим делом? Ведь такая работа по моим силам. Из Сочи Фоменко привез во На площади в четверть гекта­ ра произрастает около четырех сот цитрусовых и других суб­ тропических растений. Многие из них уже даю? урожаи пло- рох посадочного материала.Iдов. Цитрусовые культуры Ш л и г о д ы кропотливого, нап- Фоменко разводит в тр анш еях ряженного труда. Изучая на-1 и грунтовых сараях. Испыты следив И. В. Мичурина, во|ваю тся они и в условиях от­ крытого грунта, без искусст­ венной защиты от морозов. В лимонарии главное место занимают лимоны. Это—дерев­ ца небольшого роста с раски­ дистой кроной, урожайные. Некоторые из них уже на пя­ том—седьмом году жизни да­ ли большой урожай. Вес от­ дельных плодов достигал трех­ сот граммов. Вкусовые каче­ ства курских лимонов не хуже сочинских. Таких растений у Фоменко насчитывается более сотни. Почти все они вступили в пору плодоношения. Курский лимон Фоменко сравнительно легко переносит зиму, при этом сохраняет ли­ ству. Рано весной, с наступ­ лением тепла он вступает в период роста и в условиях здешнего лета успевает дать зрелые плоды. В хозяйстве Анатолия Андреевича имеется й другое замечательное расте­ ние с мелкой и густой глян ­ цевидной листвой — кие-кан. Это гибрид лимона, апельсина и мандарина. Его созревшие плоды достигают размера го­ лубиного яйца желтовато-ро­ зового цвета. Они сочетают в себе вкусовые качества всех трех представителей субтропи­ ков. Массовый сбор урожая кин кана произво дится пример­ но в середине января. Интере­ сен и многолетний помидор— цифомандра. На нем привиты томаты и баклажаны, а также плоды, выведенные мичуринцем путем гибридизации из цифо- мандры и баклажан. До некоторых пор для А. А. Фоменко вполне было достаточ­ но небольшого клочка земли и усилий одного опытника- энтузиаста. Но теперь, когда деревья разрослись, примитив­ ные траншеи их уже не вме­ щают. Да и ухаживать за растениями не под силу одно­ му опытнику. Поэтому А. А. Фоменко решил передать свой лимонарий-траншею со всеми растениями, инвентарем и обо­ рудованием в дар Курскому сельскохозяйственному инсти­ туту в качестве практического пособия для студентов. А. Попов г. Курск Редактор В. АБАНЬШИН. Уербуны, Липецкой области, типография газеты .Ленинская правда" Тираж 2570 экз. Заказ № 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz