Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
* стр. 14 дарта 1958 г., Лк 30 Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания м атем а т ики и физики 10. ОБ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В соответствии с современ ным состоянием физики круг знаний, которым должны обладать учащиеся, довольно велик. Параллельно с ростом развития учащихся из года в год растет и сложность изу чаемого курса физики. Поэто му овладение знаниями из этой области науки требует определенного постоянного напряжения. Вооружение осознанными знаниями наук всегда было и остается важнейшей зада чей. Эта задача, в особеннос ти теперь, когда на страни цах «Учительской газеты» все больше и больше поднимает ся вопрос о том, чтобы обу чать, вооружать знаниями учащихся именно на уроке— должна решаться на уроке. Для того, чтобы вооружить учащихся основными знания ми на уроке, надо прежде всего изменить структуру уро ка, отвести основную часть его на изучение программного материала, добиться от уча щихся активного участия в классной работе, ибо их а к тивность является необходи мым условием для сознатель ного усвоения изучаемого ма териала. Активность учащихся я стараюсь поддерживать на всех этапах урока. Так, при проверке домашних заданий, при опросе иногда допускаю, чтобы учащиеся сами задава ли вопрос отвечающему, что бы вопросы были разнообраз ными, заключающиеся не толь ко в том, чтобы сформулиро вать тот или иной закон, но.и в том, как объяснить то или иное явление, установить функциональную зависимость между величинами, привести примеры практического при менения. Перед объяснением нового материала ставлю ясную цель, задачу на весь урок, и объ яснение провожу методом бе седы, потому что беседа поз воляет увлечь весь класс и заставить учащихся слушать не только учителя, но д уточ нять, дополнять свои ответы. Большую роль в усвоении материала имеет связь физи ки с математикой. При изу чении законов электролиза, закона Джоуля-Ленца и дру гих подкрепляю функционалы ную зависимость между вели чинами числовыми данными, ввожу обозначения величин, а учащиеся формулируют з а кон. Таких примеров можно привести много. При «расчете цепи» учащиеся сами сделали вывод, какое соединение (параллельное или последова тельное) выгоднее и почему. О прочности усвоения ма териала я сужу еще и потому, как учащиеся применяют п о л у ч е н н ы е теорети ческие знания к решению задач. Сначала решаем зада чи более простые, постепенно усложняя их, а затем они сами приступают к составле нию задач. Все составленные задачи я тщательно проверяю, а затем перед всем классом анализирую их. Лучшей считается та зада ча, для решения которой вуж - но использовать ранее прой денный материал. Хорошо составляют задачи Гомо- зова С., Шацких Н., Юркова Г. и другие из 10 «в» клас са, Сорокин, Барабанщикова и др. из 10 «г» класса. Эти к многие другие ученики и зъ являют желание работать над. тем, чтобы составить свой сборник задач. Такой метод составления задач прививает любовь к решению задач, а следовательно, к глубокому, сознательному усвоению изу чаемого материала. При решении задач я тре бую, чтобы решение не своди лось к подысканию подходя щей формулы и к соответствую щим математическим выклад кам, а чтобы учащиеся анали зировали задачу, разбирались в ее физической сущности. Прочному усвоению знаний способствуют графические уп ражнения. На уроках физики я добиваюсь того, чтобы все графики, чертежи, схемы раз бирались и вычерчивались в тетрадях. А в 10-х классах материал для графических уп ражнений очень велик: схемы всевозможных электрических цепей с последовательно и параллельно включенными при емниками тока и электро-из- мерительными приборами, по строение изображений, дава емых зеркалами и линзами, ход лучей в оптических при борах и т. д. Отдельные схемы вычерчи ваем на больших листках, тем самым пополняем физический кабинет наглядными посо биями. А как приятно, когда ученики по простому чертежу, читая его, подмечают все тон кости связи между отдельны ми деталями. Процесс усвоения материа ла требует определенной дли тельности, которая зависит от сложности изучаемого мате риала. Например, темы в 10 классе «Электромагнитная ин дукция», «Магнитное поле» трудные и очень важные. Кто не знает, что на принципе электромагнитной индукции основано устройство генера торов постоянного и перемен ного тока? Перед началом изучения темы я ставлю «перспектив ный план», коротко останав ливаюсь на практическом ис пользовании ее. Например, проделывая опыты получения электрического- тока при пере сечении замкнутого проводни ка магнитными силовыми ли ниями, я указываю на приме нение этого явления в прос тейшей динамомашине, на влияние самоиндукции в цепи, устройство генераторов, трансформаторов и т. д. При прохождении нового материала учащиеся повторя ют уже пройденный материал, и тем самым их знания ста новятся глубокими и прочны ми. Таким образом, применяя различные методы при обуче ния на уроке, разнообразя структуру урока и активизи руя учащихся, можно добить ся прочного, сознательного усвоения изучаемого мате риала. А. Андросова, учительница Тербунской средней школы № 1. З а г р а н и ц е й СОВЕЩАНИЕ НА Н Е О Т Л О Ж ДЕЛИ, 10 марта. Индий ская печать продолжает уделять большое внимание предложению Советского Союза о созыве совещания на высшем уровнщ В связи с этим газета «Серчлайт» в передовой статье указывает: «Вашин гтон должен понять, что ненужные возражения про тив совещания министров иностранных дел поставят Соединенные Штаты в невы годное положение перед судом мирового обществен ного мнения». Газета «Ассам трибюн» указывает, что, «несмотря на неоднократные предло жения Советского Союза провести совещание на выс шем уровне и урегулировать разногласия между Восто ком и Западом, государ ственный секретарь Соеди ненных Штатов Даллес удивляет весь мир своей неразумной и упрямой по зицией. Своим упорным отказом немедленно провести сове щание на выешем уровне Даллес вызывает подозре ние в том, что он является поджигателем войны». Весь мир знает, нодчер- ВЫСШЕМ УРОВНЕ— К Ю Е Д Е Л О кивает в заключение га зе та, что Советский Союз ис кренне пытается положить конец «холодной войне» между Востоком и Западом, предлагая безоговорочно запрещение ядерного ору- | жия и прогрессивное сокра щение обычных вооруже- Л 8 Й . В связи с согласием Со ветского Союза на созыв со- :вещания министров иност ранных дел для подготовки повестки дня переговоров на высшем уровне газета «Свад- хината» подчеркивает, что Советский Союз сделал еще один шаг в пользу дела ми ра. Это устраняет всякое сомнение в искренности и горячем стремлении Совет ского Союза к миру. Весь мир смотрит на Со ветский Союз, пишет в зак лючение газета, изумляясь его неуклонному и твердому движению вперед. Если со вещание на высшем уровне даже и теперь не состоится, то западные державы долж ны неети ответственность за его провал. Пусть они остерегаются опасности играть с огнем мирового об щественного мнения. ТАСС. -Ура! Помогают!!! Караул,., помогли .. КУРСКИЕ ЛИМОНЫ На одной из окраин Курска —в Никитском переулке—сто ит маленький особняк. У самой калитки его нас встретил уже немолодой, высокий и худоща вый человек в кителе военного образца, с орденскими лентами на груди. Это был хозяин до ма, цитрусовод-мичуринец Ана толий Андреевич Фоменко. Ин женер-строитель по образова нию и опыту работы, он стал цитрусоводом при довольно необычных обстоятельствах. После Отечественной войны Фоменко приехал восстанавли вать разрушенный врагом го род. Бывший воин горячо взял ся за дело, но работать ему пришлось недолго: дали о се бе знать старые раны,контузия и неимоверное напряжение во енных лет. Инженер-строитель, лишившись трудоспособности, всем следуя ему,ученик вели кого преобразователя природы вынужден был длительное вр е-;проводил опыт за опытом. Он мя лечиться. Для восстанов страшился неудач, не от- ления здоровья ему довелось ступал перед трудностями, побывать на курорте в Сочи настойчиво стремился к сзоей ' —И вот однажды,—расска- дели, зывает Анатолий Андреевич,— | и Вох теперь, когда знако- иовезли нас как экскурсантов?мишься с обширным и чрез- на Сочинскую опытную стан -1 вычайно интересным хозяй- нию субтропических культур. ством цитрусовода, кажется, Я сначала интересовался э ти -|что эго небольшая частица ми культурами не больше,' субтропиков. В самом деле, чем все остальныеэкскурсанты,: Чего только здесь нет: вечно- но все же они мне показались; зеленые лимоны и благородный любопытными. В те дни много;лавр, мушмула п мандарины, говорилось о продвижении цит- инжир и гранат, хурма и чай. русовых на север. Тогда мне и пришла мысль: а что если заняться этим делом? Ведь такая работа по моим силам. Из Сочи Фоменко привез во На площади в четверть гекта ра произрастает около четырех сот цитрусовых и других суб тропических растений. Многие из них уже даю? урожаи пло- рох посадочного материала.Iдов. Цитрусовые культуры Ш л и г о д ы кропотливого, нап- Фоменко разводит в тр анш еях ряженного труда. Изучая на-1 и грунтовых сараях. Испыты следив И. В. Мичурина, во|ваю тся они и в условиях от крытого грунта, без искусст венной защиты от морозов. В лимонарии главное место занимают лимоны. Это—дерев ца небольшого роста с раски дистой кроной, урожайные. Некоторые из них уже на пя том—седьмом году жизни да ли большой урожай. Вес от дельных плодов достигал трех сот граммов. Вкусовые каче ства курских лимонов не хуже сочинских. Таких растений у Фоменко насчитывается более сотни. Почти все они вступили в пору плодоношения. Курский лимон Фоменко сравнительно легко переносит зиму, при этом сохраняет ли ству. Рано весной, с наступ лением тепла он вступает в период роста и в условиях здешнего лета успевает дать зрелые плоды. В хозяйстве Анатолия Андреевича имеется й другое замечательное расте ние с мелкой и густой глян цевидной листвой — кие-кан. Это гибрид лимона, апельсина и мандарина. Его созревшие плоды достигают размера го лубиного яйца желтовато-ро зового цвета. Они сочетают в себе вкусовые качества всех трех представителей субтропи ков. Массовый сбор урожая кин кана произво дится пример но в середине января. Интере сен и многолетний помидор— цифомандра. На нем привиты томаты и баклажаны, а также плоды, выведенные мичуринцем путем гибридизации из цифо- мандры и баклажан. До некоторых пор для А. А. Фоменко вполне было достаточ но небольшого клочка земли и усилий одного опытника- энтузиаста. Но теперь, когда деревья разрослись, примитив ные траншеи их уже не вме щают. Да и ухаживать за растениями не под силу одно му опытнику. Поэтому А. А. Фоменко решил передать свой лимонарий-траншею со всеми растениями, инвентарем и обо рудованием в дар Курскому сельскохозяйственному инсти туту в качестве практического пособия для студентов. А. Попов г. Курск Редактор В. АБАНЬШИН. Уербуны, Липецкой области, типография газеты .Ленинская правда" Тираж 2570 экз. Заказ № 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz