Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
4 стр. Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания математики и физики в школах 9. Улучшить экспериментальную часть урока и е д а в н о я проводил 1 1 урок по физике в 10 классе на тему: «Трансфор матор. Трансформация то ка». Устройство трансфор матора, процесс трансфор мации на основе электро магнитной индукции не вызвали у учащихся затруд нения, но когда речь заш ла о токе нагрузки в пер вичной катушке при вклю чении во вторичную кату шку потребителя электро энергии, многие учащиеся не сразу постигли смысл физических процессов, про текающих в трансформато ре. Меня огорчило это обсто ятельство. Урок не дал то го эффекта, какого я ожи дал. Почему так получи лось? Анализируя урок, я пришел к выводу, что вино ват, в основном, сам я. Иногда нам, учителям, неко торые физические процессы и явления представляются просто, тогда как для уча щихся они по их интеллекту —сложны. Но мы иногда над этим не задумываемся, а отсюда и получается не полноценный урок. Надо было бы на данном уроке проделать несложный, а по времени небольшой опыт: в первичную катуш ку трансформатора включить амперметр, а во вторичную катушку—лампочку на 220 вольт и выключатель. При выключенной вторичной к а тушке амперметр показывал ток холостого хода, при включении лампы ампер метр давал резкое увеличе ние тока по сравнению с то ком холостого хода. Конечно, на очередном уроке этот опыт был проде лан и убедил учащихся в наличии взаимозависимости между токами в катушках трансформатора, но время было все-таки упущено, и это сказалось на качестве знаний учащихся. Поэтому даже простое физическое явление, хорошо известное учащимся, должно быть вос произведено при объяснении нового материала. Учащиеся 9 классов ясно понимают, что при измене нии температуры у метал лических стержней, полос, балок развиваются огром ные силы в связи с удлине нием или сжатием их. И все-таки опыт, доказываю щий наличие таких сил, ну жно воспроизвести. Тогда яснее понимается необходи мость иметь зазор между рельсами на железнодорож ном полотне и наличие не закрепленной части пролета металлических мостов. Поэтому, когда обсужда ется вопрос об улучшении преподавания таких дисцип лин, как физика, то прежде всего необходимо улучшить экспериментальную часть урока: некоторые опыты на столько эффективны, что запоминаются надолго, а ★ ★ ★ Н. Нехорошее , р у к о в о д и т е л ь м е т о д и ч е с к о й к ом и сси и у ч и т е л е й ф и з и к и 11-ой Т е р б у н с к о й с р е д н е й ш к олы ★ ★ ★ времени на их демонстрацию идет мало. По теме: «Элек тромагнитные колебания и волны» я обязательно про вожу, например, ряд опытов с трансформатором Тесла, на которых учащиеся видят свойства высокочастот ных токов. Без эксперимен т а—утверждение, что токи высокой частоты вызывают свечение газов и другие явления—пустой звук. Бывает так, что нет воз можности провести опыт. Тогда на помощь прихо дят учебные кинофильмы. Каждый год по той или иной теме курса я в шко ле демонстрирую короткомет ражные фильмы, выписыва емые из областной фильмо теки. Улучшение знаний и на выков учащихся по физике, а это относится и к урокам математики и черчения, з а висит от подготовленности учителя к уроку. Я придаю большое значение той ча сти в деятельности учителя, когда он готовится к оче редному уроку. Я каждый раз перед со бой ставлю такие вопросы: кого спросить в течение всего урока, как именно (фронтально или у доски), что спросить,как наилучшим образом объяснить новый материал, каким опытом подтвердить изучение явле ния, где данное явление имеет значение в быту, тех нике, в народном хозяйстве, каким навыкам научить учащихся, в какой мере воспользоваться учебной литературой, какую задачу решить на основании полу ченных теоретических зна ний. Большим для себя недо статком считаю, когда урок проведен, в силу тех или ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Гу- с е в с к и й з а в о д .С т е к л о в о л о к н о * . На с н и м к е : р а б о т н и ц а к р у т и л ь ного ц е х а к р у т и л ь щ и ц а А. Н. Ов ч и н н и к о в а . Она с и с т е м а т и ч е с к и л е р е в ы п о л н я е т нормы в [п ол то р а р а з а и д а е т п р о д у к ц и ю о т л и ч н о го к а ч е с т в а . иных причин, без должного времени на закрепление вновь изученного материала. Это не большое зло, когда объяснение нового матери ала и выводы проводились при участии всего класса. Но ведь бывают уроки и лекционного характера. Вот на таких уроках учитель должен оставить время для выяснения того, правильно ли учащиеся поняли объяс ненное и каким образом это новое обогащает навыки учащихся. Посещая уроки учителей физики и математики на шей школы, приходится еще наблюдать такого рода уро ки, когда на закрепление нового материала не остает ся времени или остается очень мало. Забывается пра вило: отсутствие закрепле ния сводит на-нет весь урок. За последние месяцы те кущего года на страницах газет, на различного рода совещаниях при областном институте усовершенствова ния учителей выдвигается требование активизировать работу учащихся на уроке, чтобы урок был главной ступенью в обучении, воспи тании и привитии умения и навыков по данному предме ту. Это безусловно правильно. Еще проводятся уроки до вольно утомительные по своему однообразию, когда изо дня в день учащиеся присутствуют в классе, но не тревожатся и не привле каются к активной созна тельной работе, фактически отсутствуют.Это происходит потому, что учитель рабо тает с одним—двумя учени ками, забывая про класс. Иногда по таким предме там, как физика, где больше преобладает теоретический учебный материал, чем, нап ример, в математике, при ходится тратить много вре мени на проверку знаний учащихся чаще всего в по рядке выслушивания рас сказа учащегося. Класс в это время, особенно подго товленная его часть, оста ется пассивным. Мне ка жется можно и нужно на время опроса давать уча щимся возможность решать задачу, прочесть учебник, вычертить ту или иную схему, подготовляя тем с а мым класс к восприятию очередного материала учеб ной программы. Коротко суммируя все из ложенное, думаю, что самое главное в нашей работе— это тщательно заботиться о каждом уроке, разнообра зить приемы обучения, боль ше применять наглядные пособия при демонстрации опытов, шире внедрять на уроке элементы самостоя тельного труда учащихся, особенно это важно на уро ках математики. 9 марта 1958 г., Ла 28 В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ В е н ге р с к а я Н а р о д н а я Р е с п у б л и к а . Земледельческий [производствен ный кооператив Кишбербаттьянпуста (область Комаром). Правление кооператива наметило в этом году построить коровник на 32 коровы, кормокухню. На снимке: на молочной ферме кооператива. Народная Республика Болгарии. Здание министерства электрификации в Софии. Внешкольное воспитание детей С реди посетителей клубов, изб-читален и библиотек много детей школьного воз раста. Им открыт широкий доступ для участия в работе этих учреждений. Различные кружки, физкультурные сек ции при правильной постанов ке массовой работы могли бы оказать серьезную помощь школам в деле воспитания учащихся. В Покровском сельском клу бе проводится некоторая рабо та с учащимися. Например, уже в этом году силами школь ников в клубе проведено не сколько вечеров художествен ной самодеятельности, пионер ских сборов. Работники клуба организовали несколько кино- сеансов для детей в дневное время. Но этого недостаточно. Ученик 6 класса Леонов В. и ученики 7 класса Косы гин Н. п Воронов А. плохо учатся, недисциплинированны, но она каждый вечер посеща ют клуб. Конечно, для приго товления уроков у них не остается времени. Существует приказ Минист ра просвещения РСФСР, запре щающий школьникам посеще ние зрелищных мероприятий в будви. На этот счет есть и постановление Липецкого обл исполкома. Но работники клу бов нарушают установленный порядок. Районный отдел культуры ежемесячно в репертуарном |плане кинофильмов планирует I несколько детских фильмов для демонстрации их на ста ционарных и передвижных киноаппаратах. Но в большин стве своем мы их не получаем. Поступают кинокартины, где в паспорте отмечено «Кроме детей» или же и этого не от мечено, но, зная их содержа ние, приходится задумываться над демонстрацией дневных сеансов для детей. Что ос тается делать школьникам и работникам клубов? Объявлен вечерний сеанс. Вечером вместе со взрослыми идут в кино и школьники, ко торые умоляют контролера про пустить их. Контролер, конеч но, как говорится, «не камен ный», «пожалел» детей и дал им возможность посмотреть картину. Итак, проходит ве чер. Учителя Покровской семи летней школы и работники клуба стремятся иметь между собой контакт, уделяют боль шое внимание внешкольному воспитанию школьников, но такие препятствия нарушают строй работы клуба и школы. Общими усилиями работни ки школ и клубов должны устранить этп большие недо статки. Надо установить, что школьники могут посещать клубы только но субботам и воскресеньям в дневные часы. К этому времени им необхо димо подготовить мероприятие, соответствующее их возрасту. В. Енин. Редактор В. АБАНЬШИН. Тербуны. Липецкой области, типография газеты .Ленинская правда* Тираж 2570 экз. Заказ № 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz