Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1958 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

4 стр. Л е н и н с к а я п р а в д а Заочная конференция по вопросу преподавания математики и физики в школах 9. Улучшить экспериментальную часть урока и е д а в н о я проводил 1 1 урок по физике в 10 классе на тему: «Трансфор­ матор. Трансформация то­ ка». Устройство трансфор­ матора, процесс трансфор­ мации на основе электро­ магнитной индукции не вызвали у учащихся затруд­ нения, но когда речь заш ­ ла о токе нагрузки в пер­ вичной катушке при вклю­ чении во вторичную кату­ шку потребителя электро­ энергии, многие учащиеся не сразу постигли смысл физических процессов, про­ текающих в трансформато­ ре. Меня огорчило это обсто­ ятельство. Урок не дал то­ го эффекта, какого я ожи­ дал. Почему так получи­ лось? Анализируя урок, я пришел к выводу, что вино­ ват, в основном, сам я. Иногда нам, учителям, неко­ торые физические процессы и явления представляются просто, тогда как для уча­ щихся они по их интеллекту —сложны. Но мы иногда над этим не задумываемся, а отсюда и получается не­ полноценный урок. Надо было бы на данном уроке проделать несложный, а по времени небольшой опыт: в первичную катуш­ ку трансформатора включить амперметр, а во вторичную катушку—лампочку на 220 вольт и выключатель. При выключенной вторичной к а ­ тушке амперметр показывал ток холостого хода, при включении лампы ампер­ метр давал резкое увеличе­ ние тока по сравнению с то­ ком холостого хода. Конечно, на очередном уроке этот опыт был проде­ лан и убедил учащихся в наличии взаимозависимости между токами в катушках трансформатора, но время было все-таки упущено, и это сказалось на качестве знаний учащихся. Поэтому даже простое физическое явление, хорошо известное учащимся, должно быть вос­ произведено при объяснении нового материала. Учащиеся 9 классов ясно понимают, что при измене­ нии температуры у метал­ лических стержней, полос, балок развиваются огром­ ные силы в связи с удлине­ нием или сжатием их. И все-таки опыт, доказываю­ щий наличие таких сил, ну­ жно воспроизвести. Тогда яснее понимается необходи­ мость иметь зазор между рельсами на железнодорож­ ном полотне и наличие не­ закрепленной части пролета металлических мостов. Поэтому, когда обсужда­ ется вопрос об улучшении преподавания таких дисцип­ лин, как физика, то прежде всего необходимо улучшить экспериментальную часть урока: некоторые опыты на­ столько эффективны, что запоминаются надолго, а ★ ★ ★ Н. Нехорошее , р у к о в о д и т е л ь м е т о д и ч е с к о й к ом и сси и у ч и т е л е й ф и з и к и 11-ой Т е р б у н с к о й с р е д н е й ш к олы ★ ★ ★ времени на их демонстрацию идет мало. По теме: «Элек­ тромагнитные колебания и волны» я обязательно про­ вожу, например, ряд опытов с трансформатором Тесла, на которых учащиеся видят свойства высокочастот­ ных токов. Без эксперимен­ т а—утверждение, что токи высокой частоты вызывают свечение газов и другие явления—пустой звук. Бывает так, что нет воз­ можности провести опыт. Тогда на помощь прихо­ дят учебные кинофильмы. Каждый год по той или иной теме курса я в шко­ ле демонстрирую короткомет­ ражные фильмы, выписыва­ емые из областной фильмо­ теки. Улучшение знаний и на­ выков учащихся по физике, а это относится и к урокам математики и черчения, з а ­ висит от подготовленности учителя к уроку. Я придаю большое значение той ча­ сти в деятельности учителя, когда он готовится к оче­ редному уроку. Я каждый раз перед со­ бой ставлю такие вопросы: кого спросить в течение всего урока, как именно (фронтально или у доски), что спросить,как наилучшим образом объяснить новый материал, каким опытом подтвердить изучение явле­ ния, где данное явление имеет значение в быту, тех­ нике, в народном хозяйстве, каким навыкам научить учащихся, в какой мере воспользоваться учебной литературой, какую задачу решить на основании полу­ ченных теоретических зна­ ний. Большим для себя недо­ статком считаю, когда урок проведен, в силу тех или ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Гу- с е в с к и й з а в о д .С т е к л о в о л о к н о * . На с н и м к е : р а б о т н и ц а к р у т и л ь ­ ного ц е х а к р у т и л ь щ и ц а А. Н. Ов­ ч и н н и к о в а . Она с и с т е м а т и ч е с к и л е р е в ы п о л н я е т нормы в [п ол то р а р а з а и д а е т п р о д у к ц и ю о т л и ч н о ­ го к а ч е с т в а . иных причин, без должного времени на закрепление вновь изученного материала. Это не большое зло, когда объяснение нового матери­ ала и выводы проводились при участии всего класса. Но ведь бывают уроки и лекционного характера. Вот на таких уроках учитель должен оставить время для выяснения того, правильно ли учащиеся поняли объяс­ ненное и каким образом это новое обогащает навыки учащихся. Посещая уроки учителей физики и математики на­ шей школы, приходится еще наблюдать такого рода уро­ ки, когда на закрепление нового материала не остает­ ся времени или остается очень мало. Забывается пра­ вило: отсутствие закрепле­ ния сводит на-нет весь урок. За последние месяцы те­ кущего года на страницах газет, на различного рода совещаниях при областном институте усовершенствова­ ния учителей выдвигается требование активизировать работу учащихся на уроке, чтобы урок был главной ступенью в обучении, воспи­ тании и привитии умения и навыков по данному предме­ ту. Это безусловно правильно. Еще проводятся уроки до­ вольно утомительные по своему однообразию, когда изо дня в день учащиеся присутствуют в классе, но не тревожатся и не привле­ каются к активной созна­ тельной работе, фактически отсутствуют.Это происходит потому, что учитель рабо­ тает с одним—двумя учени­ ками, забывая про класс. Иногда по таким предме­ там, как физика, где больше преобладает теоретический учебный материал, чем, нап­ ример, в математике, при­ ходится тратить много вре­ мени на проверку знаний учащихся чаще всего в по­ рядке выслушивания рас­ сказа учащегося. Класс в это время, особенно подго­ товленная его часть, оста­ ется пассивным. Мне ка­ жется можно и нужно на время опроса давать уча­ щимся возможность решать задачу, прочесть учебник, вычертить ту или иную схему, подготовляя тем с а ­ мым класс к восприятию очередного материала учеб­ ной программы. Коротко суммируя все из­ ложенное, думаю, что самое главное в нашей работе— это тщательно заботиться о каждом уроке, разнообра­ зить приемы обучения, боль­ ше применять наглядные пособия при демонстрации опытов, шире внедрять на уроке элементы самостоя­ тельного труда учащихся, особенно это важно на уро­ ках математики. 9 марта 1958 г., Ла 28 В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ В е н ге р с к а я Н а р о д н а я Р е с п у б л и к а . Земледельческий [производствен­ ный кооператив Кишбербаттьянпуста (область Комаром). Правление кооператива наметило в этом году построить коровник на 32 коровы, кормокухню. На снимке: на молочной ферме кооператива. Народная Республика Болгарии. Здание министерства электрификации в Софии. Внешкольное воспитание детей С реди посетителей клубов, изб-читален и библиотек много детей школьного воз­ раста. Им открыт широкий доступ для участия в работе этих учреждений. Различные кружки, физкультурные сек­ ции при правильной постанов­ ке массовой работы могли бы оказать серьезную помощь школам в деле воспитания учащихся. В Покровском сельском клу­ бе проводится некоторая рабо­ та с учащимися. Например, уже в этом году силами школь­ ников в клубе проведено не­ сколько вечеров художествен­ ной самодеятельности, пионер­ ских сборов. Работники клуба организовали несколько кино- сеансов для детей в дневное время. Но этого недостаточно. Ученик 6 класса Леонов В. и ученики 7 класса Косы­ гин Н. п Воронов А. плохо учатся, недисциплинированны, но она каждый вечер посеща­ ют клуб. Конечно, для приго­ товления уроков у них не остается времени. Существует приказ Минист­ ра просвещения РСФСР, запре­ щающий школьникам посеще­ ние зрелищных мероприятий в будви. На этот счет есть и постановление Липецкого обл­ исполкома. Но работники клу­ бов нарушают установленный порядок. Районный отдел культуры ежемесячно в репертуарном |плане кинофильмов планирует I несколько детских фильмов для демонстрации их на ста­ ционарных и передвижных киноаппаратах. Но в большин­ стве своем мы их не получаем. Поступают кинокартины, где в паспорте отмечено «Кроме детей» или же и этого не от­ мечено, но, зная их содержа­ ние, приходится задумываться над демонстрацией дневных сеансов для детей. Что ос­ тается делать школьникам и работникам клубов? Объявлен вечерний сеанс. Вечером вместе со взрослыми идут в кино и школьники, ко­ торые умоляют контролера про­ пустить их. Контролер, конеч­ но, как говорится, «не камен­ ный», «пожалел» детей и дал им возможность посмотреть картину. Итак, проходит ве­ чер. Учителя Покровской семи­ летней школы и работники клуба стремятся иметь между собой контакт, уделяют боль­ шое внимание внешкольному воспитанию школьников, но такие препятствия нарушают строй работы клуба и школы. Общими усилиями работни­ ки школ и клубов должны устранить этп большие недо­ статки. Надо установить, что школьники могут посещать клубы только но субботам и воскресеньям в дневные часы. К этому времени им необхо­ димо подготовить мероприятие, соответствующее их возрасту. В. Енин. Редактор В. АБАНЬШИН. Тербуны. Липецкой области, типография газеты .Ленинская правда* Тираж 2570 экз. Заказ № 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz