Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

22 февраля 1957 г., № 23 Л е нинскаяправда 3 стр. ♦ н а э к о н о м и ч е с к и е т е м ы Пути внедрения хозрасчета в машинно-тракторны х станциях XX съезд КПСС признал це­ лесообразным в течение бли­ жайших лет п остепенно пере­ вести все МТС на хозяйствен­ ный расчет. Целью п оставленной зада чи является усиление к онтроля рублем за производственно-фи­ нансовой деятел ьностью МТС и стимулирование борьбы МТС за резкое увеличение в колхо­ зах выхода продукции на 100 га сельскохозяйственных уго­ дий с минимальными затрата­ ми труда и средств. Работа МТС оценивается те­ перь по урожайности и про­ дуктивности животноводства в обслуживаемых колхозах. Од­ нако это только одна сторона деятельности МТС, а вторая сторона — это себестоимость произведенной сельскохозяй­ ственной продукции. Вот этот вопрос, вопрос себестоимости сельскохозяйственной продук­ ции нам и необходимо предва­ рительно осветить, тогда бу­ дет яснее влияние хозрасчета на производственно-финансо­ вую деятельность МТС. I. Себестоимость— важнейший экономический показатель Ка к нам известно, сельско­ хозяйственная продукция, про­ изведенная в результате сов­ местных затрат МТС и колхо­ зов, является собственностью колхозов. Затраты МТС на производство сельскохозяй­ ственной продукции возмеща­ ются колхозами государству в виде натуральной или денеж­ ной оплаты за произведенные работы. Эти затраты, отнесен­ ные на единицу выполненной работы, характеризуют себе­ стоимость тракторных работ, а отнесенные на единицу про­ дукции, полученной от колхозов в порядке натуроплаты за вы­ полненные работы, характери­ зуют себестоимость натуропла­ ты. Себестоимость тракторных работ и продукции, полученной в порядке натуроплаты—это важнейшие экономическпе по­ казатели, характеризующие качество всей производствен­ но-финансовой деятельности МТС. Из чего же складываются затраты МТС, оказывающие влияние на себестоимость ра­ бот п продукции? Затраты МТС складываются из: а) затрат на использован­ ные в процессе производства средства производства и б) затрат на оплату труда. По видам затрат все произ­ водственные затраты МТС со­ стоят из затрат на: горючее и смазочные материалы, ре­ монт тракторов п сельхозма­ шин и техуход за ними, зар­ плату производственным рабо­ чим с начислениями, зарплату ИТР и служащим с начисле­ ниями, админ-управленческие и хозяйственные расходы, кап­ ремонт зданий, сооружений и оборудования. Для того, чтобы яснее представить себе в ка ­ кой степени влияет каждый из перечисленных видов, не­ обходимо отметить, что затра­ ты на горючее и смазочные составляют около 20 процентов всех затрат, ремонт машин и техуход за ними — около 25 процентов, зарплата производ­ ственным рабочим — около 37 процентов, зарплата ИТР—око­ ло 17 процентов и админ - уп­ равленческие расходы—около 3 процентов. Б. Эль, директор МТС ★ Лекция, прочитанная слу­ шателям, изучающим „Воп­ росы конкретной экономи­ ки" в кружке при партор­ ганизации МТС „Путь Ильича". II. Пути снижения себестоимости Каковы же пути снижения себестоимости тракторных ра­ бот и натуроплаты? Прежде всего надо понять, что в интересах государства л колхозов необходимо, чтобы борьба за снижение себестои­ мости работ и натуроплаты умело сочеталась с выполне­ нием главной задачи МТС— получением в обслуживаемых колхозах на каждые 100 га земли наибольшего количества продукции. Снижение себестои­ мости, влекущее ухудшение качества и уменьшение коли­ чества продукции в обслужи­ ваемых колхозах, недопустимо. Что же влияет на себестои­ мость натуроплаты и ра­ бот? Во-первых, оснащение МТС более совершенными п эконо­ мичными машинами, внедрение' более совершенной технологии выполнения сельскохозяйст­ венных работ и ремонта. В последнее время МТС ос­ нащаются более экономичны­ ми дизельными тракторами, навесными орудиями, новым типом сеялки для квадратно- гнездового сева кукурузы и подсолнечника с автоматиче­ ским переносом проволоки (что дает возможность на севе обойтись без дополнительной затраты людей и др.). Во-вторых, степень исполь­ зования основных средств про­ изводства и уровень произво­ дительности труда, экономное расходование материалов (го­ рючего, смазочных, ремонтных и других материалов); береж­ ное отношение к машинам и сохранение их в хорошем со­ стоянии, внедрение достиже­ ний науки и передовой прак­ тики, ликвидация штатных из­ лишеств и совершенствование системы управления МТС. Важнейшим условием сни­ жения себестоимости работ и натуроплаты по всем элемен­ там затрат является: улучше­ ние использования и иовыше- ние производительности ма­ шинно-тракторного парка МТС, особенно увеличение сменной п суточной выработки тракто­ ров и комбайнов. Это дости­ гается прежде всего тщатель­ ным уходом за машинами и содержанием их в хорошем техническом состоянии, устра­ нением всякого рода простоев, более полным использованием мощности тракторов, в резуль­ тате правильного комплектова­ ния агрегатов и маневрирова­ ния передачами с примене­ нием работы на повышенных скоростях. III. Неиспользованные резервы Если же посмотреть ка к ис­ пользуется машинно-трактор­ ный парк в нашей МТС, то можно безошибочно сказать, что у нас имеются огромные неиспользуемые резервы. Всего по МТС за 1956 год отработано 10101 тракторосме- на, простои же составляют 4915 тракторосмен, в т. ч. по техническим неисправностям 1187 тракторосмен. Цифры го­ ворят сами за себя. Уменьшив только простои мы могли бы в полтора раза сделать боль­ ший объем работ, чем мы сде­ лали. Передовые МТС и трактор­ ные бригады добиваются уве­ личения сезонной выработки тракторов и комбайнов за счет повышения сменной произво­ дительности машин при одно­ временном улучшении качест­ ва работ. И в нашей МТС есть трак­ торные бригады, резко отли­ чающиеся результатами годо­ вой работы. Если тракторная бригада Горюнова II. В. при отличном качестве выполнен­ ных работ достигла выработ­ ки на 15 - сильный трактор 600 га, то бригада П0- ЛЕВА Н. С. с удовлетворител ь­ ным качеств ом достипла то ль­ к о выработки 391 га нахо- ты. В бригаде ГОРБШОВА простои по техни ческим неис­ правн остям составляют 70 смен, а в бригаде ДОЛЕВА про­ стои составляют 179 тракто­ росмен при чуть ли не вдв ое мен ьшем выполненном объеме работ. Бригада Горюнова добивает­ ся не тол ьк о иовышения се­ зонной выработки машин, но и обесп ечивает пр оведение ра­ бот в но рмальные агр отехни­ ческие ср оки, повышает кул ь­ туру земледелия, благ одаря чему в озрастает урожайност ь сельск охозяйственных кул ьтур. Ц в от резул ьтат: ур ожайност ь зерновых за 1956 год по бригаде ГОРЮНОВА— 10 цент­ неров с га, в бригаде ПОЛЕ- ВА—5,1 центнера с га. Уро­ жайност ь сахарн ой свеклы в бригаде ГОРЮНОВА — 160 центнеров с га, а в бригаде ПОЛЕВА—49. Экономия нефтепродуктов играет существенную ро ль в снижении себест оимости. И в приведеных ранее бригадах в вопросе экономного расходова­ ния горю чег о имеется суще­ ственная разница. Если в бригаде Горюнова нет пере­ расхода, то в бригаде Нолева! перерасход составляет 22471 килограммов. 1 Несвоевременный и недобро­ ка чественный технический ух од ведет к простоям машин из-за неисправностей и поло­ мок, к зна чительн ому сокра­ щению межремонтных сроков, усложнению и удорожанию ремонта. Некоторые МТС сейчас при­ меняют устан овление проме­ жутков между техуходами не в зависимости от числа ча сов работы трактора или га мяг­ кой пахоты, а в зависимости от коли чества израс ходованно­ го горю чег о. Для контроля трактористу выдается талон на получение горючего с та­ ким расчетом, чтобы ему хва­ тило только доработать до очередного техухода и только после проведения техухода мо­ жет быть выдан талон на по­ лучение горючего для даль­ нейшей работы. Передовые МТС широко вне­ дряют систему круглогодово­ го ремонта с использованием обменных узлов и агрегатов. Система круглогодового ре­ монта дает возможность лик­ видировать штурмовщину и обеспечить равномерную заг­ рузку ремонтных мастерских, более рационально организо­ вать труд, повысить его про­ изводительность, обеспечить хорошее качество ремонта и значительно снизить производ­ ственные затраты МТС на эти цели. IV. Пути внедрения хозрасчета Каковы же задачи и пути внедрения хозяйственного рас­ чета в МТС? В снижении себестоимости работ и продукции, получаемой в порядке натуроплаты,перво­ степенную роль призвано сыг­ рать внедрение и укрепление в МТС хозяйственного расчета, Хозрасчет предполагает сравнение затрат и результа­ тов производства в денежном выражении, возмещение зат­ рат предприятия его собствен­ ными доходами и обеспечение прибыльности (рентабельности) производства. Задача перевода МТС на хозрасчет состоит в том, что­ бы системой экономических и финансовых рычагов, усилени­ ем контроля рублем за произ­ водственно-финансовой дея­ тельностью стимулировать борьбу МТС за резкое увели­ чение в колхозах выхода про­ дукции на 100 га с-х угодий с минимальными затратами труда и средств, побуждать экономически работников МТС вскрывать и полностью исполь­ зовать внутренние резервы, добиваться систематического снижения себестоимости трак­ торных работ и сокращения затрат государства на цент­ нер продукции, получаемой в порядке натуроплаты за рабо­ ты МТС в колхозах. Для введения хозрасчета в МТС потребуется правильно установить зональные сдаточ­ ные цены на продукцию, пос­ тупающую в порядке натуро­ платы. Экономически обоснованны­ ми могут быть признаны та­ кие цены, которые позволяют возместить общественно-необ­ ходимые затраты МТС на ра­ боты под ту или другую куль­ туру, включая и амортизацион­ ные отчисления на капиталь­ ный ремонт и обновление ма­ шин, построек и других основ­ ных Средств производства. Хозрасчетные МТС должны иметь возможность получать от Госбанка кредиты на пок­ рытие сезонных производст­ венных расходов, на образова­ ние сверхнормативных запасов нефтепродуктов, топлива, за­ пасных частей, ремматериалов, на расходы, вызываемые пере­ выполнением плана работ в колхозах под урожай будуще­ го года п перевыполнением плана ремонта тракторов и ма­ шин в четвертом квартале и на другие временные нужды. Полученные ссуды должны погашаться доходами МТС в сроки,установленные для сда­ чи колхозами натуроплаты и для расчетов по денежным платежам за выполненные ра­ боты. В годы засух и других сти­ хийных бедствий возможны случаи, когда хозрасчетные МТС не будут иметь возмож­ ности полностью покрыть своп расходы доходами от нату­ ральной оплаты их работ кол­ хозами. Поэтому необходимо создание централизованного страхового фонда денежных средств за счет ежегодных от­ числений определенной части прибылей МТС. В хозрасчетных МТС соз^ дается «фонд предприятия» для культурно-бытового строи­ тельства и поощрения работ­ ников МТС. V. Хозрасчет в тракторных бригадах Одной из действенных форм решения этой задачи являет­ ся последовательное примене­ ние внутрихозяйственного рас­ чета, то есть внедрение элемен­ тов хозрасчета в тракторных бригадах, ремонтных мастер­ ских и др. производственных звеньях МТС. На тракторные бригады и рем. мастерские ложится 80 процентов затрат МТС, поэто­ му внедрение хозрас чета в этих звеньях имеет пе рвосте­ пенное зн ачение. Организа­ ционные формы осуществления внутрихозяйственного рас чета отли чаются от хозрас чета МТС в це лом и имеют ряд сущест­ венных особенностей. 1. Введение хозрас чета в пр оизводственных звен ьях не озна чает их п олного хозяйст­ венного обособления, то ест ь они не заклю чают договоров с колхозами, не имеют ирямого взаимоотношения с финансо­ выми, снабжен ческими и др. организациями. (О кон ча ние н а 4 стр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz