Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
22 февраля 1957 г., № 23 Л е нинскаяправда 3 стр. ♦ н а э к о н о м и ч е с к и е т е м ы Пути внедрения хозрасчета в машинно-тракторны х станциях XX съезд КПСС признал це лесообразным в течение бли жайших лет п остепенно пере вести все МТС на хозяйствен ный расчет. Целью п оставленной зада чи является усиление к онтроля рублем за производственно-фи нансовой деятел ьностью МТС и стимулирование борьбы МТС за резкое увеличение в колхо зах выхода продукции на 100 га сельскохозяйственных уго дий с минимальными затрата ми труда и средств. Работа МТС оценивается те перь по урожайности и про дуктивности животноводства в обслуживаемых колхозах. Од нако это только одна сторона деятельности МТС, а вторая сторона — это себестоимость произведенной сельскохозяй ственной продукции. Вот этот вопрос, вопрос себестоимости сельскохозяйственной продук ции нам и необходимо предва рительно осветить, тогда бу дет яснее влияние хозрасчета на производственно-финансо вую деятельность МТС. I. Себестоимость— важнейший экономический показатель Ка к нам известно, сельско хозяйственная продукция, про изведенная в результате сов местных затрат МТС и колхо зов, является собственностью колхозов. Затраты МТС на производство сельскохозяй ственной продукции возмеща ются колхозами государству в виде натуральной или денеж ной оплаты за произведенные работы. Эти затраты, отнесен ные на единицу выполненной работы, характеризуют себе стоимость тракторных работ, а отнесенные на единицу про дукции, полученной от колхозов в порядке натуроплаты за вы полненные работы, характери зуют себестоимость натуропла ты. Себестоимость тракторных работ и продукции, полученной в порядке натуроплаты—это важнейшие экономическпе по казатели, характеризующие качество всей производствен но-финансовой деятельности МТС. Из чего же складываются затраты МТС, оказывающие влияние на себестоимость ра бот п продукции? Затраты МТС складываются из: а) затрат на использован ные в процессе производства средства производства и б) затрат на оплату труда. По видам затрат все произ водственные затраты МТС со стоят из затрат на: горючее и смазочные материалы, ре монт тракторов п сельхозма шин и техуход за ними, зар плату производственным рабо чим с начислениями, зарплату ИТР и служащим с начисле ниями, админ-управленческие и хозяйственные расходы, кап ремонт зданий, сооружений и оборудования. Для того, чтобы яснее представить себе в ка кой степени влияет каждый из перечисленных видов, не обходимо отметить, что затра ты на горючее и смазочные составляют около 20 процентов всех затрат, ремонт машин и техуход за ними — около 25 процентов, зарплата производ ственным рабочим — около 37 процентов, зарплата ИТР—око ло 17 процентов и админ - уп равленческие расходы—около 3 процентов. Б. Эль, директор МТС ★ Лекция, прочитанная слу шателям, изучающим „Воп росы конкретной экономи ки" в кружке при партор ганизации МТС „Путь Ильича". II. Пути снижения себестоимости Каковы же пути снижения себестоимости тракторных ра бот и натуроплаты? Прежде всего надо понять, что в интересах государства л колхозов необходимо, чтобы борьба за снижение себестои мости работ и натуроплаты умело сочеталась с выполне нием главной задачи МТС— получением в обслуживаемых колхозах на каждые 100 га земли наибольшего количества продукции. Снижение себестои мости, влекущее ухудшение качества и уменьшение коли чества продукции в обслужи ваемых колхозах, недопустимо. Что же влияет на себестои мость натуроплаты и ра бот? Во-первых, оснащение МТС более совершенными п эконо мичными машинами, внедрение' более совершенной технологии выполнения сельскохозяйст венных работ и ремонта. В последнее время МТС ос нащаются более экономичны ми дизельными тракторами, навесными орудиями, новым типом сеялки для квадратно- гнездового сева кукурузы и подсолнечника с автоматиче ским переносом проволоки (что дает возможность на севе обойтись без дополнительной затраты людей и др.). Во-вторых, степень исполь зования основных средств про изводства и уровень произво дительности труда, экономное расходование материалов (го рючего, смазочных, ремонтных и других материалов); береж ное отношение к машинам и сохранение их в хорошем со стоянии, внедрение достиже ний науки и передовой прак тики, ликвидация штатных из лишеств и совершенствование системы управления МТС. Важнейшим условием сни жения себестоимости работ и натуроплаты по всем элемен там затрат является: улучше ние использования и иовыше- ние производительности ма шинно-тракторного парка МТС, особенно увеличение сменной п суточной выработки тракто ров и комбайнов. Это дости гается прежде всего тщатель ным уходом за машинами и содержанием их в хорошем техническом состоянии, устра нением всякого рода простоев, более полным использованием мощности тракторов, в резуль тате правильного комплектова ния агрегатов и маневрирова ния передачами с примене нием работы на повышенных скоростях. III. Неиспользованные резервы Если же посмотреть ка к ис пользуется машинно-трактор ный парк в нашей МТС, то можно безошибочно сказать, что у нас имеются огромные неиспользуемые резервы. Всего по МТС за 1956 год отработано 10101 тракторосме- на, простои же составляют 4915 тракторосмен, в т. ч. по техническим неисправностям 1187 тракторосмен. Цифры го ворят сами за себя. Уменьшив только простои мы могли бы в полтора раза сделать боль ший объем работ, чем мы сде лали. Передовые МТС и трактор ные бригады добиваются уве личения сезонной выработки тракторов и комбайнов за счет повышения сменной произво дительности машин при одно временном улучшении качест ва работ. И в нашей МТС есть трак торные бригады, резко отли чающиеся результатами годо вой работы. Если тракторная бригада Горюнова II. В. при отличном качестве выполнен ных работ достигла выработ ки на 15 - сильный трактор 600 га, то бригада П0- ЛЕВА Н. С. с удовлетворител ь ным качеств ом достипла то ль к о выработки 391 га нахо- ты. В бригаде ГОРБШОВА простои по техни ческим неис правн остям составляют 70 смен, а в бригаде ДОЛЕВА про стои составляют 179 тракто росмен при чуть ли не вдв ое мен ьшем выполненном объеме работ. Бригада Горюнова добивает ся не тол ьк о иовышения се зонной выработки машин, но и обесп ечивает пр оведение ра бот в но рмальные агр отехни ческие ср оки, повышает кул ь туру земледелия, благ одаря чему в озрастает урожайност ь сельск охозяйственных кул ьтур. Ц в от резул ьтат: ур ожайност ь зерновых за 1956 год по бригаде ГОРЮНОВА— 10 цент неров с га, в бригаде ПОЛЕ- ВА—5,1 центнера с га. Уро жайност ь сахарн ой свеклы в бригаде ГОРЮНОВА — 160 центнеров с га, а в бригаде ПОЛЕВА—49. Экономия нефтепродуктов играет существенную ро ль в снижении себест оимости. И в приведеных ранее бригадах в вопросе экономного расходова ния горю чег о имеется суще ственная разница. Если в бригаде Горюнова нет пере расхода, то в бригаде Нолева! перерасход составляет 22471 килограммов. 1 Несвоевременный и недобро ка чественный технический ух од ведет к простоям машин из-за неисправностей и поло мок, к зна чительн ому сокра щению межремонтных сроков, усложнению и удорожанию ремонта. Некоторые МТС сейчас при меняют устан овление проме жутков между техуходами не в зависимости от числа ча сов работы трактора или га мяг кой пахоты, а в зависимости от коли чества израс ходованно го горю чег о. Для контроля трактористу выдается талон на получение горючего с та ким расчетом, чтобы ему хва тило только доработать до очередного техухода и только после проведения техухода мо жет быть выдан талон на по лучение горючего для даль нейшей работы. Передовые МТС широко вне дряют систему круглогодово го ремонта с использованием обменных узлов и агрегатов. Система круглогодового ре монта дает возможность лик видировать штурмовщину и обеспечить равномерную заг рузку ремонтных мастерских, более рационально организо вать труд, повысить его про изводительность, обеспечить хорошее качество ремонта и значительно снизить производ ственные затраты МТС на эти цели. IV. Пути внедрения хозрасчета Каковы же задачи и пути внедрения хозяйственного рас чета в МТС? В снижении себестоимости работ и продукции, получаемой в порядке натуроплаты,перво степенную роль призвано сыг рать внедрение и укрепление в МТС хозяйственного расчета, Хозрасчет предполагает сравнение затрат и результа тов производства в денежном выражении, возмещение зат рат предприятия его собствен ными доходами и обеспечение прибыльности (рентабельности) производства. Задача перевода МТС на хозрасчет состоит в том, что бы системой экономических и финансовых рычагов, усилени ем контроля рублем за произ водственно-финансовой дея тельностью стимулировать борьбу МТС за резкое увели чение в колхозах выхода про дукции на 100 га с-х угодий с минимальными затратами труда и средств, побуждать экономически работников МТС вскрывать и полностью исполь зовать внутренние резервы, добиваться систематического снижения себестоимости трак торных работ и сокращения затрат государства на цент нер продукции, получаемой в порядке натуроплаты за рабо ты МТС в колхозах. Для введения хозрасчета в МТС потребуется правильно установить зональные сдаточ ные цены на продукцию, пос тупающую в порядке натуро платы. Экономически обоснованны ми могут быть признаны та кие цены, которые позволяют возместить общественно-необ ходимые затраты МТС на ра боты под ту или другую куль туру, включая и амортизацион ные отчисления на капиталь ный ремонт и обновление ма шин, построек и других основ ных Средств производства. Хозрасчетные МТС должны иметь возможность получать от Госбанка кредиты на пок рытие сезонных производст венных расходов, на образова ние сверхнормативных запасов нефтепродуктов, топлива, за пасных частей, ремматериалов, на расходы, вызываемые пере выполнением плана работ в колхозах под урожай будуще го года п перевыполнением плана ремонта тракторов и ма шин в четвертом квартале и на другие временные нужды. Полученные ссуды должны погашаться доходами МТС в сроки,установленные для сда чи колхозами натуроплаты и для расчетов по денежным платежам за выполненные ра боты. В годы засух и других сти хийных бедствий возможны случаи, когда хозрасчетные МТС не будут иметь возмож ности полностью покрыть своп расходы доходами от нату ральной оплаты их работ кол хозами. Поэтому необходимо создание централизованного страхового фонда денежных средств за счет ежегодных от числений определенной части прибылей МТС. В хозрасчетных МТС соз^ дается «фонд предприятия» для культурно-бытового строи тельства и поощрения работ ников МТС. V. Хозрасчет в тракторных бригадах Одной из действенных форм решения этой задачи являет ся последовательное примене ние внутрихозяйственного рас чета, то есть внедрение элемен тов хозрасчета в тракторных бригадах, ремонтных мастер ских и др. производственных звеньях МТС. На тракторные бригады и рем. мастерские ложится 80 процентов затрат МТС, поэто му внедрение хозрас чета в этих звеньях имеет пе рвосте пенное зн ачение. Организа ционные формы осуществления внутрихозяйственного рас чета отли чаются от хозрас чета МТС в це лом и имеют ряд сущест венных особенностей. 1. Введение хозрас чета в пр оизводственных звен ьях не озна чает их п олного хозяйст венного обособления, то ест ь они не заклю чают договоров с колхозами, не имеют ирямого взаимоотношения с финансо выми, снабжен ческими и др. организациями. (О кон ча ние н а 4 стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz