Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

4 efp. Л е н и н с к а я п р а в д а 16 ок тября 1 9S? г., Jfe 123Г Г "— Н а п е д а г о г и ч е с к и е т е м ы | ВОС ПИТАНИЕ Д Р УЖБЫ И ТОВАРИЩЕСТВА П ру жба и то варищ ество лЛ есть обязательное усло­ вие успешного воспитания ученического коллектива. Я. К. Крупская писала: «Ре­ бят с юных лет надо воспиты­ вать так, чтобы они умели со­ обща жить и работать». По­ этому воспитанию дружбы и товарищества в нашей школе уделяется большое внимание. Воспитание чувства коллекти­ визма проводится путем разъ­ яснения и убеждения, система­ тической оценки хороших и пло­ хих примеров, выработки у уча­ щихся умения оценивать хоро­ шие и плохие поступки своих товарищей, включения их в кол­ лективную работу в школе и вне школы. Основная работа по воспита­ нию чувства коллективизма проводится в процессе различ­ ных коллективных мероприя­ тий, проводимых учителями, комитетом ВЛКСМ, пионерской организацией и учкомом шко­ лы. Приведем несколько приме­ ров. Уже давно в нашей школе практикуются коллективные диктанты, групиовое выпол­ нение упражнений по русско­ му языку, решение задач и примеров по математике и вы­ полнение различных заданий по другим предметам в стар­ ших классах—под руководст­ вом сильного ученика,и в млад­ ших классах— под руководст­ вом учащихся старших клас­ сов. Такую работу вели, напри­ мер, ученицы выпуска 1956—57 учебного года Орехова Вален­ тина, Артамонова Валентина, Аносова Берта, Лысенко Вик­ тории, Фурманова Валентина, !1алашо»а Нина, Шлеенков Александр, Рязанцев Анато­ лий и другие под руководством учителей русского языка Писк­ ловой В. В., Каторгиной А. И., Лошкарева С. И. и учителей математики Пикаловой А. Т., Махровой В. II. с 8 ио 10 класс. В результате этого все 136 учеников успешно сдали экза­ мены на аттестат зрелости, а Фурманова, Орехова, Аносова, Палашова, Артамонова, Шле­ енков, Лысенко окончили шко­ лу с золотой медалью, Рязан­ цев—с серебряной. Сочинения всех выпускников 10 классов выпуска этого года оказались лучше сочинений выпускников всех прошлых лет. В каждом классе ежегодно проводится коллективная под­ писка на газету «Комсомоль­ ская правда», «Ленинец», «Пионерская правда» (соответ­ ственно возрасту учащихся) и организуется коллективное чтение и обсуждение статей. Эти газеты ценны тем, что являются собственностью клас­ сного коллектива. Они органи­ зуют вокруг себя коллектив класса. Для укрепления дружбы в коллективе учителя умело ис­ пользуют громкие читки, чи­ тательские конференции, кол­ лективные исходы в кино, экс­ курсии, прогулки, туристиче­ ские походы, различные спор- ивные мероприятия п прочее. После каждого удачно про­ веденного мероприятия класс становится дружнее, учащие­ ся внимательнее относятся друг к другу. Там, где живет­ ся дружнее, и работа спорит­ ся. Для примера приведем та­ кой случай: В 1 9 5 6 -5 7 учебном году 9«а », ныне 10«а» класс осенью в течение месяца работал на уборке картофеля в колхозе «Великий Октябрь», ныне сов­ хоз «Ударник». Классный ру­ ководитель этого класса забо­ лел. Указанный класс в на­ шей школе самый организован­ ный, самый дружный. Поэтому решили договориться, чтобы этот класс работал без клас­ сного руководителя. Учащиеся охотно согласились на это. В течение всего времени ра­ боты в этом классе была 100 процентная явка, высокая ор­ ганизованность и хорошая про­ изводительность. Когда мы стали подводить итоги, то ока­ залось, что этот класс убрал ★ ★ ★ Г. БУДАРИН директор Тербунской средней школы № 1. ★ ★ ★ картофеля больше всех других классов. На 1957—58 учебный год мы поставили себе такую задачу. В каждом клас­ се обсудить вопрос и дружбе и товариществе, провести до­ машние сочинения на эту те­ му, отобрать лучшие из них, обсудить на классных собра­ ниях и общешкольной конфе­ ренции, издать сборник луч­ ших работ. Это даст нам воз­ можность поставить на более высокий уровень работу ио вос­ питанию дружбы и товарище­ ства в школе, побудить кол­ лектив учителей и учащихся на проведение новых мероприя­ тий по этому вопросу. В последние годы мы на­ стойчиво добиваемся того, что­ бы учащиеся старших классов были организаторами общест­ венного ученического коллек­ тива и помощниками учителей в воспитании учащихся млад­ ших классов. Эта работа ока­ зывает большое влияние на младших и старших учащихся. Учащиеся младших классов находятся под большим влия­ нием старших, берут пример с них. Учащиеся старших классов должны сами хорошо вести себя и хорошо учиться, чтобы предъявлять требования к младшим учащимся, быть при­ мером для них, вовлекаться в активную жизнь общешкольно­ го коллектива, преобретать навыки по руководству кол­ лективом. А. С. Макаренко учил: «На­ до добиться такого положения, чтобы 8—9—10 летний маль­ чик смотрел на старшего, на ученика 10 класса, как на свое заветное будущее, чтобы он его любил, чтобы он был в него влюблен и именно влюб­ лен, чтобы он видел в нем что-то более высокое, чтобы старший был для младшего примером». «Такая дружба старших с младшими создает удивительные отношения в кол­ лективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношения младших и старших братьев». Таких примеров дружбы старших и младших учащихся по школе можно привести не­ мало. —Например, ученик 10«а» класса Шалимов Владимир с большой любовью относится к учащимся 1—4 классов, а они ему платят тем же самым. Шалимов Владимир отлично учится, увлекается спортом, шахматами, рисованием, аст­ рономией и прочее. Часто мож­ но видеть Шалимова В. с груп­ пой малышей за изучением шахматной игры или вечером за изучением звездного неба. С самого начала 1957—58 учебного года мы организуем шефство старших классов над младшими. Вопрос об органи­ зации шефства мы обсуждали на партийном собрании и на семинаре классных руководи­ телей и решили организовать его так: Комсомольские организации старших классов выделят луч­ ших комсомольцев вожатыми отрядов в младших классах и берут шефство над теми клас­ сами, в которых их комсомоль­ цы будут вожатыми. Классные руководители шефствующих и подшефных классов догово­ рятся о шефской работе и вместе проведут классные соб­ рания в шефствующих классах с приглашением представите­ лей из подшефных классов, на которых наметят и распреде­ лят работу, какая будет про-, водиться в порядке шефства. Учащиеся шефствующих классов в подшефных классах будут помогать работать во­ жатым отрядов: бороться за высокую успеваемость и дис­ циплину, проводить громкие читки газет и книг, читатель­ ские конференции, организо­ вывать походы в кино, экскур­ сии, прогулки, игры в шахма­ ты и шашки и другие спор­ тивные мероприятия, организо­ вывать игры на переменах, готовить художественную са­ модеятельность и прочее. Чтобы лучше работать, мы сохранили старые кадры вожа­ тых отрядов. В числе их о ка -1 залиеь ученицы 10 классов ( Епифанова Валентина, Сидо­ рова Светлана, Буниена Ва­ лентина, Шилина Мария и другие, которые давно и хо- I рошо работают вожатыми от­ рядов. Шефская работа старших классов над младшими будет один раз в четверть обсуждать­ ся на собраниях шефствующих классов. Как мы решили, так и начали эту работу. Коллек­ тив учителей нашей школы не ограничивается воспитанием дружбы между классами и учащимися внутри только сво­ ей школы. Мы стремимся раз­ вивать дружбу учащихся на­ шей школы с учащимися на­ шего района, области. В 1956—57 учебном году группа учащихся нашей школы под руководством учителя Алек­ сеева и Бударина М. А. со­ вершали поход в Борковскую, Урицкую, Тербунскую средние школы. В составе этой груп­ пы были секретарь комитета ВЛКСМ Палашова Нина, пред­ седатель учкома Емельянова Лидия, участники хора, члены кружка художественной гим­ настики, шахматисты, чтецы и другие, в том числе Лысенко Виктория, Аносова Берта. Фи- липповских Зинаида, Сотни­ ков Вячеслав, Гавшин Иван. В указанных школах наши учащиеся ознакомились с ра­ ботой ученических организа­ ций, творческими работами учащихся, традициями школ, а затем дали концерты худо­ жественной самодеятельности для учащихся и их родителей. Там они были приняты, как дорогие гости. Много хоро­ шего они увидели в этих шко­ лах, что потом стали внедрять у себя; приобрели много хоро­ ших товарищей среди учащих­ ся этих школ. В начале 1955-56 и 1956-57 учебных годов мы приняли в своей школе представителей указанных школ. Наши уча­ щиеся хорошо готовились - к встрече своих новых товари­ щей. Навели отличный порядок в школе, организовали выстав­ ку своих работ, экспонатов краеведческого уголка, стен­ ных газет и прочее, позаботи­ лись о ночлеге и питании для своих товарищей. С большим интересом наши учащиеся просмотрели их художествен­ ную самодеятельность. Это был настоящий праздник наших учащихся. Такие взаимные посещения7 школ, как мы убедились, ока­ зывают большое воспитатель­ ное значение на их коллекти­ вы. Во время летних экскурсион­ но-туристических походов на­ ши учащиеся побывали в Сте- галовской, Долгоруковской, Захаровской, Воловской сред­ них и м н о г и х других школах нашей области и в не­ которых школах Воронежской области. Мы’ и впредь будем разви- , вать и укреплять дружеские связи с другими школами. В 1957—58 учебном году мы решили больше поработать над укреплением дружеских связей со школами своего мик­ рорайона: Васильевской, Ива­ новской, Солдатской,Тульской, Пятилетской семилетними шко­ лами. Пионерская дружина пашей школы переписывается с пио­ нерами 13 школ Советского Союза, в том числе со шко­ лами Армянской ССР, Удмурт­ ской АССР и другими. Учащиеся нашей школы по­ лучают письма от друзей из Стран народной демократии. Но все это не значит, что у пас все хорошо. К нам приходят еще много учащихся в 5 и 8 классы, (которые правой рукой пишут, а левой держат чер­ нильницу, чтобы товарищ не пользовался его чернилами, и такие, как Булавин Василий из 10 класса, который спосо­ бен тряхнуть малыша млад­ шего класса. Коллектив учителей и уча­ щихся нашей школы будет настойчиво бороться с такими пережитками в школе. Редактор В. АБАНЬШНН. V 17 о к т я б р я исполнится 200 лет со дня смер­ ти Р е о м ю р а Реши, извест­ ного нам введе­ нием 80 градус­ ной шкалы тер­ мометра. * * * Реомюр Рене Антуан—французский естествоиспытатель. (1683— 1757). Тербуну, Липецкой области, типография газеты ^Ленинская правда* Тираж 2500 экз. Заказ 'jv 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz