Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
4 efp. Л е н и н с к а я п р а в д а 16 ок тября 1 9S? г., Jfe 123Г Г "— Н а п е д а г о г и ч е с к и е т е м ы | ВОС ПИТАНИЕ Д Р УЖБЫ И ТОВАРИЩЕСТВА П ру жба и то варищ ество лЛ есть обязательное усло вие успешного воспитания ученического коллектива. Я. К. Крупская писала: «Ре бят с юных лет надо воспиты вать так, чтобы они умели со обща жить и работать». По этому воспитанию дружбы и товарищества в нашей школе уделяется большое внимание. Воспитание чувства коллекти визма проводится путем разъ яснения и убеждения, система тической оценки хороших и пло хих примеров, выработки у уча щихся умения оценивать хоро шие и плохие поступки своих товарищей, включения их в кол лективную работу в школе и вне школы. Основная работа по воспита нию чувства коллективизма проводится в процессе различ ных коллективных мероприя тий, проводимых учителями, комитетом ВЛКСМ, пионерской организацией и учкомом шко лы. Приведем несколько приме ров. Уже давно в нашей школе практикуются коллективные диктанты, групиовое выпол нение упражнений по русско му языку, решение задач и примеров по математике и вы полнение различных заданий по другим предметам в стар ших классах—под руководст вом сильного ученика,и в млад ших классах— под руководст вом учащихся старших клас сов. Такую работу вели, напри мер, ученицы выпуска 1956—57 учебного года Орехова Вален тина, Артамонова Валентина, Аносова Берта, Лысенко Вик тории, Фурманова Валентина, !1алашо»а Нина, Шлеенков Александр, Рязанцев Анато лий и другие под руководством учителей русского языка Писк ловой В. В., Каторгиной А. И., Лошкарева С. И. и учителей математики Пикаловой А. Т., Махровой В. II. с 8 ио 10 класс. В результате этого все 136 учеников успешно сдали экза мены на аттестат зрелости, а Фурманова, Орехова, Аносова, Палашова, Артамонова, Шле енков, Лысенко окончили шко лу с золотой медалью, Рязан цев—с серебряной. Сочинения всех выпускников 10 классов выпуска этого года оказались лучше сочинений выпускников всех прошлых лет. В каждом классе ежегодно проводится коллективная под писка на газету «Комсомоль ская правда», «Ленинец», «Пионерская правда» (соответ ственно возрасту учащихся) и организуется коллективное чтение и обсуждение статей. Эти газеты ценны тем, что являются собственностью клас сного коллектива. Они органи зуют вокруг себя коллектив класса. Для укрепления дружбы в коллективе учителя умело ис пользуют громкие читки, чи тательские конференции, кол лективные исходы в кино, экс курсии, прогулки, туристиче ские походы, различные спор- ивные мероприятия п прочее. После каждого удачно про веденного мероприятия класс становится дружнее, учащие ся внимательнее относятся друг к другу. Там, где живет ся дружнее, и работа спорит ся. Для примера приведем та кой случай: В 1 9 5 6 -5 7 учебном году 9«а », ныне 10«а» класс осенью в течение месяца работал на уборке картофеля в колхозе «Великий Октябрь», ныне сов хоз «Ударник». Классный ру ководитель этого класса забо лел. Указанный класс в на шей школе самый организован ный, самый дружный. Поэтому решили договориться, чтобы этот класс работал без клас сного руководителя. Учащиеся охотно согласились на это. В течение всего времени ра боты в этом классе была 100 процентная явка, высокая ор ганизованность и хорошая про изводительность. Когда мы стали подводить итоги, то ока залось, что этот класс убрал ★ ★ ★ Г. БУДАРИН директор Тербунской средней школы № 1. ★ ★ ★ картофеля больше всех других классов. На 1957—58 учебный год мы поставили себе такую задачу. В каждом клас се обсудить вопрос и дружбе и товариществе, провести до машние сочинения на эту те му, отобрать лучшие из них, обсудить на классных собра ниях и общешкольной конфе ренции, издать сборник луч ших работ. Это даст нам воз можность поставить на более высокий уровень работу ио вос питанию дружбы и товарище ства в школе, побудить кол лектив учителей и учащихся на проведение новых мероприя тий по этому вопросу. В последние годы мы на стойчиво добиваемся того, что бы учащиеся старших классов были организаторами общест венного ученического коллек тива и помощниками учителей в воспитании учащихся млад ших классов. Эта работа ока зывает большое влияние на младших и старших учащихся. Учащиеся младших классов находятся под большим влия нием старших, берут пример с них. Учащиеся старших классов должны сами хорошо вести себя и хорошо учиться, чтобы предъявлять требования к младшим учащимся, быть при мером для них, вовлекаться в активную жизнь общешкольно го коллектива, преобретать навыки по руководству кол лективом. А. С. Макаренко учил: «На до добиться такого положения, чтобы 8—9—10 летний маль чик смотрел на старшего, на ученика 10 класса, как на свое заветное будущее, чтобы он его любил, чтобы он был в него влюблен и именно влюб лен, чтобы он видел в нем что-то более высокое, чтобы старший был для младшего примером». «Такая дружба старших с младшими создает удивительные отношения в кол лективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношения младших и старших братьев». Таких примеров дружбы старших и младших учащихся по школе можно привести не мало. —Например, ученик 10«а» класса Шалимов Владимир с большой любовью относится к учащимся 1—4 классов, а они ему платят тем же самым. Шалимов Владимир отлично учится, увлекается спортом, шахматами, рисованием, аст рономией и прочее. Часто мож но видеть Шалимова В. с груп пой малышей за изучением шахматной игры или вечером за изучением звездного неба. С самого начала 1957—58 учебного года мы организуем шефство старших классов над младшими. Вопрос об органи зации шефства мы обсуждали на партийном собрании и на семинаре классных руководи телей и решили организовать его так: Комсомольские организации старших классов выделят луч ших комсомольцев вожатыми отрядов в младших классах и берут шефство над теми клас сами, в которых их комсомоль цы будут вожатыми. Классные руководители шефствующих и подшефных классов догово рятся о шефской работе и вместе проведут классные соб рания в шефствующих классах с приглашением представите лей из подшефных классов, на которых наметят и распреде лят работу, какая будет про-, водиться в порядке шефства. Учащиеся шефствующих классов в подшефных классах будут помогать работать во жатым отрядов: бороться за высокую успеваемость и дис циплину, проводить громкие читки газет и книг, читатель ские конференции, организо вывать походы в кино, экскур сии, прогулки, игры в шахма ты и шашки и другие спор тивные мероприятия, организо вывать игры на переменах, готовить художественную са модеятельность и прочее. Чтобы лучше работать, мы сохранили старые кадры вожа тых отрядов. В числе их о ка -1 залиеь ученицы 10 классов ( Епифанова Валентина, Сидо рова Светлана, Буниена Ва лентина, Шилина Мария и другие, которые давно и хо- I рошо работают вожатыми от рядов. Шефская работа старших классов над младшими будет один раз в четверть обсуждать ся на собраниях шефствующих классов. Как мы решили, так и начали эту работу. Коллек тив учителей нашей школы не ограничивается воспитанием дружбы между классами и учащимися внутри только сво ей школы. Мы стремимся раз вивать дружбу учащихся на шей школы с учащимися на шего района, области. В 1956—57 учебном году группа учащихся нашей школы под руководством учителя Алек сеева и Бударина М. А. со вершали поход в Борковскую, Урицкую, Тербунскую средние школы. В составе этой груп пы были секретарь комитета ВЛКСМ Палашова Нина, пред седатель учкома Емельянова Лидия, участники хора, члены кружка художественной гим настики, шахматисты, чтецы и другие, в том числе Лысенко Виктория, Аносова Берта. Фи- липповских Зинаида, Сотни ков Вячеслав, Гавшин Иван. В указанных школах наши учащиеся ознакомились с ра ботой ученических организа ций, творческими работами учащихся, традициями школ, а затем дали концерты худо жественной самодеятельности для учащихся и их родителей. Там они были приняты, как дорогие гости. Много хоро шего они увидели в этих шко лах, что потом стали внедрять у себя; приобрели много хоро ших товарищей среди учащих ся этих школ. В начале 1955-56 и 1956-57 учебных годов мы приняли в своей школе представителей указанных школ. Наши уча щиеся хорошо готовились - к встрече своих новых товари щей. Навели отличный порядок в школе, организовали выстав ку своих работ, экспонатов краеведческого уголка, стен ных газет и прочее, позаботи лись о ночлеге и питании для своих товарищей. С большим интересом наши учащиеся просмотрели их художествен ную самодеятельность. Это был настоящий праздник наших учащихся. Такие взаимные посещения7 школ, как мы убедились, ока зывают большое воспитатель ное значение на их коллекти вы. Во время летних экскурсион но-туристических походов на ши учащиеся побывали в Сте- галовской, Долгоруковской, Захаровской, Воловской сред них и м н о г и х других школах нашей области и в не которых школах Воронежской области. Мы’ и впредь будем разви- , вать и укреплять дружеские связи с другими школами. В 1957—58 учебном году мы решили больше поработать над укреплением дружеских связей со школами своего мик рорайона: Васильевской, Ива новской, Солдатской,Тульской, Пятилетской семилетними шко лами. Пионерская дружина пашей школы переписывается с пио нерами 13 школ Советского Союза, в том числе со шко лами Армянской ССР, Удмурт ской АССР и другими. Учащиеся нашей школы по лучают письма от друзей из Стран народной демократии. Но все это не значит, что у пас все хорошо. К нам приходят еще много учащихся в 5 и 8 классы, (которые правой рукой пишут, а левой держат чер нильницу, чтобы товарищ не пользовался его чернилами, и такие, как Булавин Василий из 10 класса, который спосо бен тряхнуть малыша млад шего класса. Коллектив учителей и уча щихся нашей школы будет настойчиво бороться с такими пережитками в школе. Редактор В. АБАНЬШНН. V 17 о к т я б р я исполнится 200 лет со дня смер ти Р е о м ю р а Реши, извест ного нам введе нием 80 градус ной шкалы тер мометра. * * * Реомюр Рене Антуан—французский естествоиспытатель. (1683— 1757). Тербуну, Липецкой области, типография газеты ^Ленинская правда* Тираж 2500 экз. Заказ 'jv 268
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz