Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
_________ Л е н и н с к а я п р а в д а ПРИМЕТЫ "И СУЕВЕРИЯ 28 августа 1957 г., Ns 102 СО ВСЕХ КО НЦОВ СТРАНЫ П О Д в и г Б Е С Е Д Ы НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ Т Е М Ы Вечером в клуб села Салты кове собрались колхозники и рабочие, чтобы оосмотреть но вый фильм. Зрительный зал был переполнен. Вдруг на эк ране появилось отражение пла мени. Один из зрителей зак ричал: «Горим!». Все мгновенно вскочили с мест и устремились к выходу, но он был объят огнем. Запас ных выходов в клубе не было. Огонь распространялся быстро и вскоре охватил окна—един ственный путь к спасению. Гибель грозила и тридцати ребятишкам, не успевшим выб раться на улицу. В этот мо мент Мария Федоровна Копы лова бросилась в огонь, чтобы спасти детей. Едкий дым ос лепляя глаза, затруднял ды хание, но Копылова упорно •----- » М е д в е д ь и б а н к а Н А НАШЕЙ ЗАСТАВЕ про изошел недавно любо пытный случай. Застава рас положена в дремучей уссурий ской тайге, среди сопок гор ного хребта. И вот однажды во двор вбежал большой мед ведь. Пограничникам не раз приходилось встречаться в тайге не только с медведями, но и с уссурийскими леопар дами. Но на этот раз проис ходило что-то необычное. На голове у мишки торчала же лезная квадратная банка (та кие банки обычно употребля ются для упаковки консервов). Мишка мотал головой из стороны в сторону, жалобно скулил. Пограничники пыта лись помочь косолапому, но все попытки снять банку окан чивались неудачей. Снять банку оказалось не возможным: она прочно сидела на мпшкиной голове. Косола пый жалобно кричал. Приш лось распилить банку. Только после этого стала понятна за гадка этого необычного случая. Когда-то в банке был мед, потом ее выбросили на свалку. Мишка, рассчитывая поживить ся, сунул в банку голову. Су- нуть-то сунул, а вот вынуть не смог. После нескольких часов безуспешной «борьбы» с ранкой медведь «обратился» за помощью к людям. После темного плена, осле пленный лучами солнца, мед ведь долго жмурил глаза, с шумом вдыхал свежий воздух и, казалось, совсем не обра щал внимания на своих изба вителей. Из его маленьких глазок вытекали слезинки. Мишку посадили на цепь и накормили. За один, как го ворится, присест он выпил семь ведер воды п съел две буханки хлеба. Освоившись, медведь стал «предъявлятьпретензии», сде лался злым и раздражитель ным. Посоветовавшись, погра ничники решили выпустить его, считая нечестным держать «гостя» на цепи. В. Харчев, старший лейтенант. _ _ t Подземному музею = 5 миллионов легп продвигалась вперед. Добрав шись до цели, смелая женщи на взломала заделанный кир пичами оконный проем на сце не, куда огонь еще не добрал ся. и вывела через него часть ребят. Вскоре оказался отре занным и этот путь. Бесстра шная женщина взломала кир пичный заслон еще одного ок на и спасла остальных. Копыловой казалось, что еще кто-то остался в горящем помещении, и она еще раз нап равилась на розыски, но не вернулась. Бесстрашная жен щина погибла от высокой тем пературы и сильной концентра ции дыма. И. Мялкин. Сердобский район, Пензенская область. С незапамятных времен люди наблюдали все проис ходящее в окружающей при роде, чтобы судить о пред стоящих явлениях в при роде и соответственно на правлять свою деятельность. Результаты этих наблюде ний послужили материалом для многих народных при мет. Некоторые из них пред- j восхитили то, что позднее | было подтверждено наукой. Достаточно достоверны, например, народные приме ты о погоде: «пала роса— к ясному дню»; «туман под нимается—будет дождь», «чистый закат солнца—к вёдру», «духота без грозы не обойдется» и многие дру гие. Эти приметы в значи тельной мере могут быть обоснованы научно. Одна ко они оправдываются не всегда, ибо нельзя о слож ных процессах погоды су дить по какому-либо одно му изолированно взятому признаку. Имеются и такие народ ные приметы, которые не противоречат научным дан ным, но не вполне досто верны из-за трудности их систематической проверки. Таковы многие приметы, ос нованные на поведении жи вотных, развитии растений и ощущениях человека. Весьма вероятно, например, что пчелы не вылетают за взятком и муравьи пере стают сновать вокруг мура вейника в предчувствии не настья. Ведь для этих насе комых неожиданное не настье означает гибель, и поэтому, естественно, у них должна была выработаться тонкая чувствительность к изменениям погоды. Но проверить эти приметы очень трудно, поскольку поведе ние насекомых определяет ся многочисленными факто рами помимо погоды. Несмотря, однако, на из вестную ограниченность на родных примет, они в своей основе правильные, до сих пор сохраняются всеми на родами, передаются из по коления в поколение. Но наряду с верными на родными приметами суще ствует множество заведомо неверных, псевдонародных примет или суеверий. Ос новывающиеся лишь на сле пой вере, они в корне про тиворечат практике и от вергаются наукой. Суеверия— это предрас судки, в силу которых яв ления и события в жизни представляются проявлени ем сверхестественных сил и предзнаменованием бу дущего. При этом суеверия распространяются не толь ко на погоду, но и на са мые различные стороны быта. Идейная основа у суеве рий одна и та же, что и у религиозных предрассудков —вера в чудеса, в сверх- естественное. Такие, напри мер, суеверия, как вера в судьбу, в предсказательную силу сновидений, в колдов ство, в ворожбу и знахар ство, в различные ложные приметы и т. д., являются прямым пережитком древ них религиозных верований. От этих суеверий по суще ству не отличаются и ре лигиозные представления о жизни природы и человека, признаваемые .официальной церковью. Религиозные суеверия держат людей в постоянном страхе перед вымышленны ми таинственными силами, которые якобы могут ока зать влияние на события человеческой жизни. Тем самым суеверия затемняют сознание человека, сковы вают его творческую актив ность и инициативу в борь бе с силами природы, в строительстве коммунизма. До сих пор, например,бы тует поверье: «Если в до ме разобьется зеркало, то кто-нибудь из домашних скоро умрет». Откуда взя лась такая нелепая приме та? Кроется ли за ней ка кая-либо действительная связь между явлениями ? Конечно, нет. Поверье о разбитом зерка ле, предвещающем смерть, берет свое начало от глу бокой древности, когда лю ди считали, что тень чело века или его отражение на каком-либо предмете есть его «душа». Это было ха рактерно для ранней фор мы религии—так называ емого анимизма (от латин ского слова «анимус»—дух, душа), причем на той его стадии, когда «душу» че ловека представляли очень похожей на его тело. У тасманийцев, зулусов и мно гих других племен и наро дов, находившихся на низ кой ступени общественного развития, наличие таких поверий установлено наукой с полной несомненностью. При этом выяснено, что уничтожение тени человека действием считалось равно сильным убийству человека. Некоторые люди боятся числа «тринадцать» как чего-то, приносящего несча стье. Чтобы понять проис хождение этого суеверия, обратимся опять-таки к ста рине. Известно, что у перво бытных людей счетные спо собности были развиты сла бо. В основе счисления вна чале лежали небольшие числа: два, три. Считали по пальцам, прибавляя одно число к другому. Так, что бы обозначить число «семь», многие австралийские пле мена говорили «два-два- три». Числа, не входившие в принятую систему счис ления, казались людям не понятными и даже опасны ми. У многих народов древ ности, например, у римлян, была двенадцатиричная си стема счисления. В запад ной Европе счет также дол гое время велся по этой системе. Прямым ее отго лоском является то, что мно гие вещи—столовая и чай ная посуда, ножи, вилки и ложки, белье, карандаши, перья и другие предметы и в наше время считаются дюжинами. Люди древности, пользо вавшиеся привычной две надцатиричной системой, восприняли вначале число «тринадцать» с недоверием. Христианская мифология, как бы желая лишний раз подчеркнуть неприязненное отношение к этому числу, в рассказе о «тайной ве чери», то есть о прощаль ном ужине мифического Иисуса Христа со своими учениками, изобразила од ного из тринадцати при сутствовавших предателем. Так возник и пошел гулять по белу свету суеверный страх перед «чертовой дю жиной». Или возьмем такой пример: «Черная кошка перебежала дорогу—пути не будет». Источником этой странной приметы также являются не жизненные события, а ре лигиозные суеверия. Эта примета связана с древним поверьем об «оборотнях». Народы глубокой старины верили, что злые духи (да и злые люди) будто бы мо гут «оборачиваться» в жи вотных. А черную кошку, несколько зловещую по цвету и виду, считали су ществом наиболее подходя щим, чтобы выступать в качестве носительницы «злых духов». Отсюда ее появление и считали приз наком приближающейся бе ды. В 1955 году в народном суде Петроградского рай она города Ленинграда слу шалось уголовное дело не коей гражданки Касатки ной, которая в целях лег кой наживы занималась гаданием. Запугивая посе тителей якобы угрожавши ми им несчастьями, гадал ка бралась предотвратить их. Для этого она с таин ственным видом давала по сетительнице горсть «заго воренной» муки и рекомен довала рассыпать ее на перекрестке улиц. За это взималось не менее ста руб лей. Так, не желая честно трудиться, Касаткина шар латански вымогала деньги у своих клиентов. Из всего сказанного о суевериях видно, что они находятся в полном противо речии с правильными, на учными представлениями о связях и закономерностях явлений природы и общест ва. Средством преодоления суеверий, как остатков тем ноты и невежества, служат повседневная упорная борь ба с ними путем пропаганды научных знаний, научного мировоззрения, всемерный подъем культурного уровня населения. Н. Губанов. Когда-то в глубокой древно сти, на Ставрополыцине буше вали волны огромного моря. Потом морское дно поднялось на высоту более шестисот мет ров над уровнем Мирового океана и образовало громад ную Ставропольскую возвышен ность... «Растет» Ставрополь ская возвышенность и сейчас. За сто лет Ставрополь и его окрестности поднимаются на один метр. Много таинственных загадок хранит здесь природа. Оста вила она и следы, по которым человек научился читать древ нюю летопись земли. О животных, живших здесь в конце третичного периода, рассказывает, например, одно из многочисленных в этих ме стах подземных «хранилищ» — Косякинский карьер. Это пои стине неистощимая кладовая древностей, подземный «му зей», созданный природой пять- семь миллионов лет назад. Нп одна экспедиция, будь то уче ные пли школьники-краеведы, не возвращалась с Косякин- ского карьера с пустыми ру ками. Вот и недавно двадцать восемь юных краеведов став ропольского городского Дома пионеров добыли здесь бога тые «трофеи». Пионерка Тамара Буланова нашла в песчаных отложениях хорошо сохранившийся, с эма лью. прочной, как алмаз, зуб ве- ликан'а-мастодонта. Дмитрий Черновадов откопал нижнюю челюсть носорога. Ученые установили, что на территории Косякинского карь ера протекала в древности ре ка. Она оставила десятимет ровую толщу отложений круп нозернистого кварцевого пе ска. В этих отложениях река «прятала» останки древних животных и птиц, многие сто летия собирала экспонаты древнего «музея». П. Рожков. Редактор В. АБАНЬШИН. Тербуны, Липецкой области, типография газеты , Ленинская правда" Тираж 2520 экз. Заказ Л 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz