Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

_________ Л е н и н с к а я п р а в д а ПРИМЕТЫ "И СУЕВЕРИЯ 28 августа 1957 г., Ns 102 СО ВСЕХ КО НЦОВ СТРАНЫ П О Д в и г Б Е С Е Д Ы НА АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ Т Е М Ы Вечером в клуб села Салты­ кове собрались колхозники и рабочие, чтобы оосмотреть но­ вый фильм. Зрительный зал был переполнен. Вдруг на эк­ ране появилось отражение пла­ мени. Один из зрителей зак­ ричал: «Горим!». Все мгновенно вскочили с мест и устремились к выходу, но он был объят огнем. Запас­ ных выходов в клубе не было. Огонь распространялся быстро и вскоре охватил окна—един­ ственный путь к спасению. Гибель грозила и тридцати ребятишкам, не успевшим выб­ раться на улицу. В этот мо­ мент Мария Федоровна Копы­ лова бросилась в огонь, чтобы спасти детей. Едкий дым ос­ лепляя глаза, затруднял ды­ хание, но Копылова упорно •----- » М е д в е д ь и б а н к а Н А НАШЕЙ ЗАСТАВЕ про­ изошел недавно любо­ пытный случай. Застава рас­ положена в дремучей уссурий­ ской тайге, среди сопок гор­ ного хребта. И вот однажды во двор вбежал большой мед­ ведь. Пограничникам не раз приходилось встречаться в тайге не только с медведями, но и с уссурийскими леопар­ дами. Но на этот раз проис­ ходило что-то необычное. На голове у мишки торчала же­ лезная квадратная банка (та­ кие банки обычно употребля­ ются для упаковки консервов). Мишка мотал головой из стороны в сторону, жалобно скулил. Пограничники пыта­ лись помочь косолапому, но все попытки снять банку окан­ чивались неудачей. Снять банку оказалось не­ возможным: она прочно сидела на мпшкиной голове. Косола­ пый жалобно кричал. Приш­ лось распилить банку. Только после этого стала понятна за­ гадка этого необычного случая. Когда-то в банке был мед, потом ее выбросили на свалку. Мишка, рассчитывая поживить­ ся, сунул в банку голову. Су- нуть-то сунул, а вот вынуть не смог. После нескольких часов безуспешной «борьбы» с ранкой медведь «обратился» за помощью к людям. После темного плена, осле­ пленный лучами солнца, мед­ ведь долго жмурил глаза, с шумом вдыхал свежий воздух и, казалось, совсем не обра­ щал внимания на своих изба­ вителей. Из его маленьких глазок вытекали слезинки. Мишку посадили на цепь и накормили. За один, как го­ ворится, присест он выпил семь ведер воды п съел две буханки хлеба. Освоившись, медведь стал «предъявлятьпретензии», сде­ лался злым и раздражитель­ ным. Посоветовавшись, погра­ ничники решили выпустить его, считая нечестным держать «гостя» на цепи. В. Харчев, старший лейтенант. _ _ t Подземному музею = 5 миллионов легп продвигалась вперед. Добрав­ шись до цели, смелая женщи­ на взломала заделанный кир­ пичами оконный проем на сце­ не, куда огонь еще не добрал­ ся. и вывела через него часть ребят. Вскоре оказался отре­ занным и этот путь. Бесстра­ шная женщина взломала кир­ пичный заслон еще одного ок­ на и спасла остальных. Копыловой казалось, что еще кто-то остался в горящем помещении, и она еще раз нап­ равилась на розыски, но не вернулась. Бесстрашная жен­ щина погибла от высокой тем­ пературы и сильной концентра­ ции дыма. И. Мялкин. Сердобский район, Пензенская область. С незапамятных времен люди наблюдали все проис­ ходящее в окружающей при­ роде, чтобы судить о пред­ стоящих явлениях в при­ роде и соответственно на­ правлять свою деятельность. Результаты этих наблюде­ ний послужили материалом для многих народных при­ мет. Некоторые из них пред- j восхитили то, что позднее | было подтверждено наукой. Достаточно достоверны, например, народные приме­ ты о погоде: «пала роса— к ясному дню»; «туман под­ нимается—будет дождь», «чистый закат солнца—к вёдру», «духота без грозы не обойдется» и многие дру­ гие. Эти приметы в значи­ тельной мере могут быть обоснованы научно. Одна­ ко они оправдываются не всегда, ибо нельзя о слож­ ных процессах погоды су­ дить по какому-либо одно­ му изолированно взятому признаку. Имеются и такие народ­ ные приметы, которые не противоречат научным дан­ ным, но не вполне досто­ верны из-за трудности их систематической проверки. Таковы многие приметы, ос­ нованные на поведении жи­ вотных, развитии растений и ощущениях человека. Весьма вероятно, например, что пчелы не вылетают за взятком и муравьи пере­ стают сновать вокруг мура­ вейника в предчувствии не­ настья. Ведь для этих насе­ комых неожиданное не­ настье означает гибель, и поэтому, естественно, у них должна была выработаться тонкая чувствительность к изменениям погоды. Но проверить эти приметы очень трудно, поскольку поведе­ ние насекомых определяет­ ся многочисленными факто­ рами помимо погоды. Несмотря, однако, на из­ вестную ограниченность на­ родных примет, они в своей основе правильные, до сих пор сохраняются всеми на­ родами, передаются из по­ коления в поколение. Но наряду с верными на­ родными приметами суще­ ствует множество заведомо неверных, псевдонародных примет или суеверий. Ос­ новывающиеся лишь на сле­ пой вере, они в корне про­ тиворечат практике и от­ вергаются наукой. Суеверия— это предрас­ судки, в силу которых яв­ ления и события в жизни представляются проявлени­ ем сверхестественных сил и предзнаменованием бу­ дущего. При этом суеверия распространяются не толь­ ко на погоду, но и на са­ мые различные стороны быта. Идейная основа у суеве­ рий одна и та же, что и у религиозных предрассудков —вера в чудеса, в сверх- естественное. Такие, напри­ мер, суеверия, как вера в судьбу, в предсказательную силу сновидений, в колдов­ ство, в ворожбу и знахар­ ство, в различные ложные приметы и т. д., являются прямым пережитком древ­ них религиозных верований. От этих суеверий по суще­ ству не отличаются и ре­ лигиозные представления о жизни природы и человека, признаваемые .официальной церковью. Религиозные суеверия держат людей в постоянном страхе перед вымышленны­ ми таинственными силами, которые якобы могут ока­ зать влияние на события человеческой жизни. Тем самым суеверия затемняют сознание человека, сковы­ вают его творческую актив­ ность и инициативу в борь­ бе с силами природы, в строительстве коммунизма. До сих пор, например,бы­ тует поверье: «Если в до­ ме разобьется зеркало, то кто-нибудь из домашних скоро умрет». Откуда взя­ лась такая нелепая приме­ та? Кроется ли за ней ка­ кая-либо действительная связь между явлениями ? Конечно, нет. Поверье о разбитом зерка­ ле, предвещающем смерть, берет свое начало от глу­ бокой древности, когда лю­ ди считали, что тень чело­ века или его отражение на каком-либо предмете есть его «душа». Это было ха ­ рактерно для ранней фор­ мы религии—так называ­ емого анимизма (от латин­ ского слова «анимус»—дух, душа), причем на той его стадии, когда «душу» че­ ловека представляли очень похожей на его тело. У тасманийцев, зулусов и мно­ гих других племен и наро­ дов, находившихся на низ­ кой ступени общественного развития, наличие таких поверий установлено наукой с полной несомненностью. При этом выяснено, что уничтожение тени человека действием считалось равно­ сильным убийству человека. Некоторые люди боятся числа «тринадцать» как чего-то, приносящего несча­ стье. Чтобы понять проис­ хождение этого суеверия, обратимся опять-таки к ста­ рине. Известно, что у перво­ бытных людей счетные спо­ собности были развиты сла­ бо. В основе счисления вна­ чале лежали небольшие числа: два, три. Считали по пальцам, прибавляя одно число к другому. Так, что­ бы обозначить число «семь», многие австралийские пле­ мена говорили «два-два- три». Числа, не входившие в принятую систему счис­ ления, казались людям не­ понятными и даже опасны­ ми. У многих народов древ­ ности, например, у римлян, была двенадцатиричная си­ стема счисления. В запад­ ной Европе счет также дол­ гое время велся по этой системе. Прямым ее отго­ лоском является то, что мно­ гие вещи—столовая и чай­ ная посуда, ножи, вилки и ложки, белье, карандаши, перья и другие предметы и в наше время считаются дюжинами. Люди древности, пользо­ вавшиеся привычной две­ надцатиричной системой, восприняли вначале число «тринадцать» с недоверием. Христианская мифология, как бы желая лишний раз подчеркнуть неприязненное отношение к этому числу, в рассказе о «тайной ве­ чери», то есть о прощаль­ ном ужине мифического Иисуса Христа со своими учениками, изобразила од­ ного из тринадцати при­ сутствовавших предателем. Так возник и пошел гулять по белу свету суеверный страх перед «чертовой дю­ жиной». Или возьмем такой пример: «Черная кошка перебежала дорогу—пути не будет». Источником этой странной приметы также являются не жизненные события, а ре­ лигиозные суеверия. Эта примета связана с древним поверьем об «оборотнях». Народы глубокой старины верили, что злые духи (да и злые люди) будто бы мо­ гут «оборачиваться» в жи­ вотных. А черную кошку, несколько зловещую по цвету и виду, считали су­ ществом наиболее подходя­ щим, чтобы выступать в качестве носительницы «злых духов». Отсюда ее появление и считали приз­ наком приближающейся бе­ ды. В 1955 году в народном суде Петроградского рай­ она города Ленинграда слу­ шалось уголовное дело не­ коей гражданки Касатки­ ной, которая в целях лег­ кой наживы занималась гаданием. Запугивая посе­ тителей якобы угрожавши­ ми им несчастьями, гадал­ ка бралась предотвратить их. Для этого она с таин­ ственным видом давала по­ сетительнице горсть «заго­ воренной» муки и рекомен­ довала рассыпать ее на перекрестке улиц. За это взималось не менее ста руб­ лей. Так, не желая честно трудиться, Касаткина шар­ латански вымогала деньги у своих клиентов. Из всего сказанного о суевериях видно, что они находятся в полном противо­ речии с правильными, на­ учными представлениями о связях и закономерностях явлений природы и общест­ ва. Средством преодоления суеверий, как остатков тем­ ноты и невежества, служат повседневная упорная борь­ ба с ними путем пропаганды научных знаний, научного мировоззрения, всемерный подъем культурного уровня населения. Н. Губанов. Когда-то в глубокой древно­ сти, на Ставрополыцине буше­ вали волны огромного моря. Потом морское дно поднялось на высоту более шестисот мет­ ров над уровнем Мирового океана и образовало громад­ ную Ставропольскую возвышен­ ность... «Растет» Ставрополь­ ская возвышенность и сейчас. За сто лет Ставрополь и его окрестности поднимаются на один метр. Много таинственных загадок хранит здесь природа. Оста­ вила она и следы, по которым человек научился читать древ­ нюю летопись земли. О животных, живших здесь в конце третичного периода, рассказывает, например, одно из многочисленных в этих ме­ стах подземных «хранилищ» — Косякинский карьер. Это пои­ стине неистощимая кладовая древностей, подземный «му­ зей», созданный природой пять- семь миллионов лет назад. Нп одна экспедиция, будь то уче­ ные пли школьники-краеведы, не возвращалась с Косякин- ского карьера с пустыми ру­ ками. Вот и недавно двадцать восемь юных краеведов став­ ропольского городского Дома пионеров добыли здесь бога­ тые «трофеи». Пионерка Тамара Буланова нашла в песчаных отложениях хорошо сохранившийся, с эма­ лью. прочной, как алмаз, зуб ве- ликан'а-мастодонта. Дмитрий Черновадов откопал нижнюю челюсть носорога. Ученые установили, что на территории Косякинского карь­ ера протекала в древности ре­ ка. Она оставила десятимет­ ровую толщу отложений круп­ нозернистого кварцевого пе­ ска. В этих отложениях река «прятала» останки древних животных и птиц, многие сто­ летия собирала экспонаты древнего «музея». П. Рожков. Редактор В. АБАНЬШИН. Тербуны, Липецкой области, типография газеты , Ленинская правда" Тираж 2520 экз. Заказ Л 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz