Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)

2 стр. Л е н и н с к а я п р а в д а 9 января 1957 г. Ns 4 Заочная конференция о трудовом воспитании Из опыта работы Борковской средней школы Труд с оздал чел овека,—го­ ворил Ф. Энгел ьс. Труд являет­ ся не т ол ьк о создателем че ло­ века, но и прекрасным воспи­ тателем его. Вот иочему советская школа в свете исторических решений XX съезда КПСС должна преж­ де ясего 1уделять неослабное внимание трудовому воспита­ нию, васпитывать юношей и девушек созидателями мате­ риальных ценностей для рас­ цвета Родины. Правда, эта сторона работы школы все еще не пользуется должным вни­ манием. Нам думается, что в школе должна быть определе­ на система приобщения уча­ щихся к труду с момента его прихода в школу. Й мыслится нам она примерно такой: 1. Труд в процессе овладе­ ния основами наук, т. е. пов­ седневная учеба. 2. Посильный труд на приш­ кольном участке. 3. Приобщение к труду в кружках (юннатов, физическом, химическом, авиамоделистов и т. д.). 4. Труд но самообслужива­ нию в школе и дома. 5. Ручной труд, работа в мастерских и уроки практику­ ма. 6. И, главное, производи­ тельный труд в колхозах, сов­ хозах, МТС и на промышлен­ ных предприятиях. Именно так организовывал и организует трудовое воспи­ тание школьников коллектив учителей Борковской средней школы. Мы имеем в этом от­ ношении некоторый положи­ тельный опыт. Остановимся на нем подробнее. Г Приобщение детей к посиль­ ному участию в труде начи­ нается еще в семье. Многие родителя так и поступают. Де­ тям с раннего возраста дают­ ся поручения по уходу за сво­ ими личными вещами, также по поддержанию иорядка в до­ ме п возле дома, чтобы вос­ питывать уважение к труду взрослых родственников, а за­ тем и, вообще, ко всякому тру­ ду. Признаться, наш кол­ лектив недостаточно интере­ суется постановкой трудового воспитания в семье. Тем не менее положительные факты есть. Возьмем для примера семью Грядунова Ивана Павловича. В его семье четверо детей. Иван Павлович—инвалид Оте­ чественной войны, здоровье у него плохое. Но он вместе с женой работают в колхозе. Их дети Николай (4 класс), Вален­ тина (3 класс) и Рая (1 класс), отли чаются активн ост ью, ак­ куратн ост ью, трудолюбием, и у чатся успешн о. Аналоги чн ое положение в сем ьях Налетовой С. Н., Налетова С. И. п Пус ь (П окровка). Эти примеры крас­ норе чи во говорят сами за себя. Более системати ческая и квалифицир ованная работа по трудовому воспитанию на чи­ нается в шк оле, на чиная с перв ого года обу чения. На­ ши у чителя начальных клас­ с ов То лмачев Г, У,, Родина П. Г., Каторгина М. Е. доби­ ваются опрятного прихода в школу, аккуратного содержа­ ния имущества у ченика и ег о рабочего места, каждодневного труда по добросовестной под­ готовке уроков. Ведь это п есть начальная стадия воспи­ тания трудолюбия, усидчивос­ ти, упорства в труде, борьба с леностью, соблазном излиш­ ней беготни небрежностью и неряшливостью. В школе борьба за труд в учебе продолжается- и в стар­ ших классах. Заинтересовывая наукой, борясь против проявления не­ честного отношения к овла­ дению знаниями, коллектив учителей добился в 1954—55 учебном году 93 процентов ус­ певаемости, а в 1955—56—97 процентов. Эти результаты стали возможными потому, что коллектив учителей в' практи­ ке своей работы, следуя при­ меру Троекуровской средней школы, добился от учащихся практического осуществления девиза школы «не выносить двойки из школы»; Это озна­ чает, что если ученик поле­ нился дома поработать над уроками, он должен остаться после уроков, выучить их, от­ ветить и идти домой. Полез­ ность в этом большая. Рабо­ та с темп, кто не усвоил ма­ териала урока, ведется в тот же день. Хочется отметить настойчи­ вую и успешную работу ряда учителей и классных руково­ дителей по воспитанию" уча­ щихся в учебном . труде: тт. Немцеву М. С., ЛарскихЗ. В., Шевелеву Л. Д., Гол ьц ову М. Ф., Хаустову К. М. Приоб­ щат ь к труду в \чебе дел о о чень важн ое- У чеба—главн ое для школ ьник ов. Вед ь кажд о­ му понятно, чт о нашей стра­ не нужны не просто, люди, любящие труд, а высоко образо­ ванные, высоко квалифициро­ ванные кадры для промышлен­ ности, для сел ьск ого хозяй­ ства. Человек без знаний бу­ дет слепым и немощным в тру­ де. И Одновременно с учеб ой в классе у чащиеся д олжны при­ обща ться к п осил ьн ому труду на пришкол ьн ом у частке. Очень жаль, что «зеленая лаборатория» вее еще нахо­ дится не на высоте положе­ ния в ряде школ. Коллектив учителей Борковской школы уделял и уделяет большое внимание пришкольному участ­ ку, где знания, полученные учащимися на уроке, приме­ няются, сочетаются, конкрети­ зируются с работой на участ­ ке. Как только организовалась средняя шкода, сразу нача­ лись работы па пришкольном участке. Был приведен в по­ рядок 1 га плодоносящего са­ да. Удалена была омертвевшая кора, вырезаны сухие и лиш­ ние сучья, произведена побел­ ка, опрыскивание парижской зеленью и медным купоросом. В саду поддерживается поря­ док. В 1955 году школьники посадили 1 га сада. Из i 60 корней прижились 157. Подго­ товлено к посадке еще 50 саженцев. В молодом саду по­ сажено 70 корней вишни, подготовлен посадочный мате­ риал малины, смородины, ви­ нограда, планируется иметь питомник и ягодник. Думает­ ся, что учащиеся сделали по­ лезное дело, посадив на приш­ кольном участке «ботаниче­ скую аллею». На этой аллее уже высажены и прижилис ь 48 названий кр оновых ку ­ старниковых дере вьев, сре­ ди них редкие деревья для нашей местн ости: лиственни­ ца, пирамидал ьный тонол ь, м ожжевел ьник, барбарис и другие. Раб ота по сбору и посадке новых дере вьев будет продол­ жат ься. Эт о явится живым гербарием древесных растений нашей местности. Ценно и нужно. Бол ьш ое внимание в работе на пришкол ьн ом у частке уде­ ляется овощеводству и поле­ водству. В этом году на кол­ лекционном у частке были вы­ сеяны 42 названия культур­ ных растений, а на остальном поле было: 0.15 га огурцов, 0,15 га помидоров, 0,15 га капусты, 0,04 сахарной свек­ лы, *0,07 картофеля, 6 сортов кукурузы и других культур. Учащиеся прилежно труди­ лись па огороде : копали, вно­ сили удобрения органические и; минеральные, вели система­ тическую борьбу с сорняками, и участок был всегда чистым. Учащиеся веди наблюдения и опыты над растениями, С дюбовыо к выращиванию рас­ тений относились Рюмина, Ка ­ торжна, Борисова, Чвилева (ныне выпущенные из школы). Сотникова, Каторгина, Гре- беньков, Борисова, Налетова п многие другие. Резул ьтаты труда учащихся—налиц о. Уро­ жай сахарной свеклы в пере­ счете на 1 га с оставил—173 центнера, картофеля — 168 центнеров, капусты—210 цент­ неров, огурцов—200. Общий доход в денежном выражении с 0,36 га полезной площади у частка с оставил 4123 рубля. В ка честве нед остатка, по вине биологов, следует приз­ нат ь слаб о поставленную все еще наблюдател ьскую и опыт­ но-экспериментал ьную раб оту по акклиматизации южных растений, выведению новых сортов путем скрещивания и т. д. Для работы на пришкол ьн ом у частке имеется 25 л опат, 10 железных граблей, 15 тяпок, 10 ру чных оку чник ов, 10 ру ч­ ных рыхлителей п очвы, ведра, поливалки и т. д. Кто был в Борковской сред­ ней школе, тот любовался на­ шими замечательными цветни­ ками возле школы. Сколько любовного труда вкладывали учащиеся в выращивание 24 различных сортов цветов на илощади около 400 квадрат­ ных метров и как они их рев­ ниво охраняют! Сорвать цвет с клумбы считается немыслимым. В любую погоду и в любое вре­ мя цветники содержатся в образцовом порядке. Нужное дело не тол ьк о для трудового, (Ок ончание см. на 4-й стр.) Отчеты «Ленинской правды » перед своими читателями В настоящее вре­ мя редакция район­ ной газеты «Ленин­ ская правда» прово­ дит от четы о своей работе иеред чита­ телями за четвер­ тый квартал 1956 г ода. Недавно на общем собрании член ов колхоза «Реконст­ руктор», где при­ сутствовали сел ьк о­ ры и читатели рай­ онной газеты, с от­ че том о работе га ­ зеты выступил зав. сел ьх озотделом ре­ дакции тов. Калит- вин. Он подробно рассказал у частни­ кам собрания о про­ деланной работе за четвертый квартал и аланах на 1957 г од. —За три месяца, —сказал доклад­ чик,—редакция по­ лу чила от сель коров и опубликовала, 427 корреспонденций. Редакция провела вместе с сел ьк орами более 20 рейдов по подготовке колхо­ зов к весне, провер­ ке хода зимовки скота и др. В газете регуляр-1 но пе чатаются ма­ териалы на шк ол ь­ ные, торговые и другие темы, публи­ куются сатири че­ ские статьи, фелье­ тоны и письма тру­ дящихся. П осле доклада сел ьк оры п читате­ ли задали много вопросов. Затем раз­ вернулис ь выступ­ ления. Первым выступил п ожилой колхозник- пастух тов. Анти­ пов Иван Демент ье­ вич. Он сказал, чт о газета могла бы быть лучше, еще интересней, если бы раб отники редакции чаще бывали на ме­ стах, вращались бы в сам ой гуще тру- | жеников и привле­ кали их к у частию в газете. —Редакция,— г о­ ворит он,—мало ра­ ботает со своими сел ьк орами. Редко собирает их на со­ вещания, не доби­ вается действенно­ сти публикуемых статей. В своем выступле­ нии секретар ь пар-. тийн ой организации колхоза тов. Иусов Ф. Ф. сказал, чт о газета редко публи­ кует материалы по следам своих выступлений. Бол ьшинст во кри­ ти ческих статей, опубликованных в адрес руководите- тей райпотребсоюза и отдела кул ьтуры, п ол ьзы не дал о. Райпотребсоюз по- прежнему работает плохо. В магазинах нет товаров даже первой необходимо­ сти. Не старается улу чшить культур­ н о-просветител ьную работу и райотдел кул ьтуры. Участники собра­ ния посоветовали редакции добива ть­ ся от руководите - лей организаций и у чреждений, МТС, к олхозов и совхозов того, чт обы они быстро реагировали на крити ческие вы отупления сел ьк о­ ров в райгазете. Ча­ ще собира ть сель­ коров, бо льше пр о­ вод ить с ними ра­ б оты. И. Федоров. О Б З ОР С Т Е Н Н ОЙ П Е Ч А Т И „Голос родителей Мало-Борковская семилет­ няя школа проявила хорошую инициативу в деле постоянной связи школы с родителями у чащихся. С помощ ью терри ториальной партийной организации и ди­ рекции школы начала выпу­ скаться стенная газета «Го­ лос родителей», орган роди­ тельского комитета школы. Газета выходит один раз в месяц. Её читают рабочие, колхозники и родители уча­ щихся. Экземпляры газеты вы­ вешиваются в конторе совхо­ за «Ударник», правлении сель­ хозартели «Реконструктор» и в других населенных пунктах. В первом номере стенгазеты помещена передовая статья и три корреспонденции, подпи­ санные членами родительско­ го комитета и родителями. Передовая статья является как бы обращением комитета к родителям с тем, чтобы в тесной связи отцов и матерей помогать школе лучше и все­ стороннее воспитать детей. В статье тов. Лысова «Шко­ ла ждет помощи» отмечается, что родительский комитет су­ ществует 3 года, члены ко­ торого проделали немалую ра­ боту. Например, Семенова 0. показывает свое мастерство у чащимся н о вышивке тканей, хорошо занимаются с отдел ь­ ными учениками члены роди­ тел ьск ого комитета Козло­ ва М. Н,, Мосина А., Саве­ льев И., Комарова Т. Тов. Ртищев II. изъявил желание занимат ься с учащимися в шк ол ьн ом драмкружке. Доступным и понятным для всех языком написаны другие стат ьи, отражающие местные факты из жизнп школы и ро­ дителей. Член родител ьск ого комите­ та Савел ьев Н. В. даст упрек н стат ье одному родителю, Ко­ марову М. Т., который везде хвалит своего сына Толика, ка к работника на все руки. Одновременно Комаров умал­ чивает о том, чт о его сын Толпк, полу чив деньги за рас­ чистку к олодца, проиграл в карты до копейки. В стат ье «Бессердечные» прив одятся факты, когда от­ де льные родители безразли чно относятся к своим детям. Бывают случаи, говорится в статье, когда ученики из-за метели или других погодных причин остаются в школе, и на второй день никто из родите­ лей из села Святоши и других деревень не приходит и не приезжает за детьми, не встре­ чает их на пути из школы. Здесь сопоставляется и такой факт, когда у одного из роди­ телей пропал грошевый поро­ сенок и хозяин всю ночь про­ искал этого поросенка, пока не нашел его где-то в колхоз­ ной скирде. В следующих номерах этой газеты, безусловно, появится еще больше хорошо написан ных и всем понятных статей, отражающих жизнь школы и семьи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz