Ленинская правда. 1957 г. (с. Тербуны Липецкой обл.)
2 стр. Л е н и н с к а я п р а в д а 9 января 1957 г. Ns 4 Заочная конференция о трудовом воспитании Из опыта работы Борковской средней школы Труд с оздал чел овека,—го ворил Ф. Энгел ьс. Труд являет ся не т ол ьк о создателем че ло века, но и прекрасным воспи тателем его. Вот иочему советская школа в свете исторических решений XX съезда КПСС должна преж де ясего 1уделять неослабное внимание трудовому воспита нию, васпитывать юношей и девушек созидателями мате риальных ценностей для рас цвета Родины. Правда, эта сторона работы школы все еще не пользуется должным вни манием. Нам думается, что в школе должна быть определе на система приобщения уча щихся к труду с момента его прихода в школу. Й мыслится нам она примерно такой: 1. Труд в процессе овладе ния основами наук, т. е. пов седневная учеба. 2. Посильный труд на приш кольном участке. 3. Приобщение к труду в кружках (юннатов, физическом, химическом, авиамоделистов и т. д.). 4. Труд но самообслужива нию в школе и дома. 5. Ручной труд, работа в мастерских и уроки практику ма. 6. И, главное, производи тельный труд в колхозах, сов хозах, МТС и на промышлен ных предприятиях. Именно так организовывал и организует трудовое воспи тание школьников коллектив учителей Борковской средней школы. Мы имеем в этом от ношении некоторый положи тельный опыт. Остановимся на нем подробнее. Г Приобщение детей к посиль ному участию в труде начи нается еще в семье. Многие родителя так и поступают. Де тям с раннего возраста дают ся поручения по уходу за сво ими личными вещами, также по поддержанию иорядка в до ме п возле дома, чтобы вос питывать уважение к труду взрослых родственников, а за тем и, вообще, ко всякому тру ду. Признаться, наш кол лектив недостаточно интере суется постановкой трудового воспитания в семье. Тем не менее положительные факты есть. Возьмем для примера семью Грядунова Ивана Павловича. В его семье четверо детей. Иван Павлович—инвалид Оте чественной войны, здоровье у него плохое. Но он вместе с женой работают в колхозе. Их дети Николай (4 класс), Вален тина (3 класс) и Рая (1 класс), отли чаются активн ост ью, ак куратн ост ью, трудолюбием, и у чатся успешн о. Аналоги чн ое положение в сем ьях Налетовой С. Н., Налетова С. И. п Пус ь (П окровка). Эти примеры крас норе чи во говорят сами за себя. Более системати ческая и квалифицир ованная работа по трудовому воспитанию на чи нается в шк оле, на чиная с перв ого года обу чения. На ши у чителя начальных клас с ов То лмачев Г, У,, Родина П. Г., Каторгина М. Е. доби ваются опрятного прихода в школу, аккуратного содержа ния имущества у ченика и ег о рабочего места, каждодневного труда по добросовестной под готовке уроков. Ведь это п есть начальная стадия воспи тания трудолюбия, усидчивос ти, упорства в труде, борьба с леностью, соблазном излиш ней беготни небрежностью и неряшливостью. В школе борьба за труд в учебе продолжается- и в стар ших классах. Заинтересовывая наукой, борясь против проявления не честного отношения к овла дению знаниями, коллектив учителей добился в 1954—55 учебном году 93 процентов ус певаемости, а в 1955—56—97 процентов. Эти результаты стали возможными потому, что коллектив учителей в' практи ке своей работы, следуя при меру Троекуровской средней школы, добился от учащихся практического осуществления девиза школы «не выносить двойки из школы»; Это озна чает, что если ученик поле нился дома поработать над уроками, он должен остаться после уроков, выучить их, от ветить и идти домой. Полез ность в этом большая. Рабо та с темп, кто не усвоил ма териала урока, ведется в тот же день. Хочется отметить настойчи вую и успешную работу ряда учителей и классных руково дителей по воспитанию" уча щихся в учебном . труде: тт. Немцеву М. С., ЛарскихЗ. В., Шевелеву Л. Д., Гол ьц ову М. Ф., Хаустову К. М. Приоб щат ь к труду в \чебе дел о о чень важн ое- У чеба—главн ое для школ ьник ов. Вед ь кажд о му понятно, чт о нашей стра не нужны не просто, люди, любящие труд, а высоко образо ванные, высоко квалифициро ванные кадры для промышлен ности, для сел ьск ого хозяй ства. Человек без знаний бу дет слепым и немощным в тру де. И Одновременно с учеб ой в классе у чащиеся д олжны при обща ться к п осил ьн ому труду на пришкол ьн ом у частке. Очень жаль, что «зеленая лаборатория» вее еще нахо дится не на высоте положе ния в ряде школ. Коллектив учителей Борковской школы уделял и уделяет большое внимание пришкольному участ ку, где знания, полученные учащимися на уроке, приме няются, сочетаются, конкрети зируются с работой на участ ке. Как только организовалась средняя шкода, сразу нача лись работы па пришкольном участке. Был приведен в по рядок 1 га плодоносящего са да. Удалена была омертвевшая кора, вырезаны сухие и лиш ние сучья, произведена побел ка, опрыскивание парижской зеленью и медным купоросом. В саду поддерживается поря док. В 1955 году школьники посадили 1 га сада. Из i 60 корней прижились 157. Подго товлено к посадке еще 50 саженцев. В молодом саду по сажено 70 корней вишни, подготовлен посадочный мате риал малины, смородины, ви нограда, планируется иметь питомник и ягодник. Думает ся, что учащиеся сделали по лезное дело, посадив на приш кольном участке «ботаниче скую аллею». На этой аллее уже высажены и прижилис ь 48 названий кр оновых ку старниковых дере вьев, сре ди них редкие деревья для нашей местн ости: лиственни ца, пирамидал ьный тонол ь, м ожжевел ьник, барбарис и другие. Раб ота по сбору и посадке новых дере вьев будет продол жат ься. Эт о явится живым гербарием древесных растений нашей местности. Ценно и нужно. Бол ьш ое внимание в работе на пришкол ьн ом у частке уде ляется овощеводству и поле водству. В этом году на кол лекционном у частке были вы сеяны 42 названия культур ных растений, а на остальном поле было: 0.15 га огурцов, 0,15 га помидоров, 0,15 га капусты, 0,04 сахарной свек лы, *0,07 картофеля, 6 сортов кукурузы и других культур. Учащиеся прилежно труди лись па огороде : копали, вно сили удобрения органические и; минеральные, вели система тическую борьбу с сорняками, и участок был всегда чистым. Учащиеся веди наблюдения и опыты над растениями, С дюбовыо к выращиванию рас тений относились Рюмина, Ка торжна, Борисова, Чвилева (ныне выпущенные из школы). Сотникова, Каторгина, Гре- беньков, Борисова, Налетова п многие другие. Резул ьтаты труда учащихся—налиц о. Уро жай сахарной свеклы в пере счете на 1 га с оставил—173 центнера, картофеля — 168 центнеров, капусты—210 цент неров, огурцов—200. Общий доход в денежном выражении с 0,36 га полезной площади у частка с оставил 4123 рубля. В ка честве нед остатка, по вине биологов, следует приз нат ь слаб о поставленную все еще наблюдател ьскую и опыт но-экспериментал ьную раб оту по акклиматизации южных растений, выведению новых сортов путем скрещивания и т. д. Для работы на пришкол ьн ом у частке имеется 25 л опат, 10 железных граблей, 15 тяпок, 10 ру чных оку чник ов, 10 ру ч ных рыхлителей п очвы, ведра, поливалки и т. д. Кто был в Борковской сред ней школе, тот любовался на шими замечательными цветни ками возле школы. Сколько любовного труда вкладывали учащиеся в выращивание 24 различных сортов цветов на илощади около 400 квадрат ных метров и как они их рев ниво охраняют! Сорвать цвет с клумбы считается немыслимым. В любую погоду и в любое вре мя цветники содержатся в образцовом порядке. Нужное дело не тол ьк о для трудового, (Ок ончание см. на 4-й стр.) Отчеты «Ленинской правды » перед своими читателями В настоящее вре мя редакция район ной газеты «Ленин ская правда» прово дит от четы о своей работе иеред чита телями за четвер тый квартал 1956 г ода. Недавно на общем собрании член ов колхоза «Реконст руктор», где при сутствовали сел ьк о ры и читатели рай онной газеты, с от че том о работе га зеты выступил зав. сел ьх озотделом ре дакции тов. Калит- вин. Он подробно рассказал у частни кам собрания о про деланной работе за четвертый квартал и аланах на 1957 г од. —За три месяца, —сказал доклад чик,—редакция по лу чила от сель коров и опубликовала, 427 корреспонденций. Редакция провела вместе с сел ьк орами более 20 рейдов по подготовке колхо зов к весне, провер ке хода зимовки скота и др. В газете регуляр-1 но пе чатаются ма териалы на шк ол ь ные, торговые и другие темы, публи куются сатири че ские статьи, фелье тоны и письма тру дящихся. П осле доклада сел ьк оры п читате ли задали много вопросов. Затем раз вернулис ь выступ ления. Первым выступил п ожилой колхозник- пастух тов. Анти пов Иван Демент ье вич. Он сказал, чт о газета могла бы быть лучше, еще интересней, если бы раб отники редакции чаще бывали на ме стах, вращались бы в сам ой гуще тру- | жеников и привле кали их к у частию в газете. —Редакция,— г о ворит он,—мало ра ботает со своими сел ьк орами. Редко собирает их на со вещания, не доби вается действенно сти публикуемых статей. В своем выступле нии секретар ь пар-. тийн ой организации колхоза тов. Иусов Ф. Ф. сказал, чт о газета редко публи кует материалы по следам своих выступлений. Бол ьшинст во кри ти ческих статей, опубликованных в адрес руководите- тей райпотребсоюза и отдела кул ьтуры, п ол ьзы не дал о. Райпотребсоюз по- прежнему работает плохо. В магазинах нет товаров даже первой необходимо сти. Не старается улу чшить культур н о-просветител ьную работу и райотдел кул ьтуры. Участники собра ния посоветовали редакции добива ть ся от руководите - лей организаций и у чреждений, МТС, к олхозов и совхозов того, чт обы они быстро реагировали на крити ческие вы отупления сел ьк о ров в райгазете. Ча ще собира ть сель коров, бо льше пр о вод ить с ними ра б оты. И. Федоров. О Б З ОР С Т Е Н Н ОЙ П Е Ч А Т И „Голос родителей Мало-Борковская семилет няя школа проявила хорошую инициативу в деле постоянной связи школы с родителями у чащихся. С помощ ью терри ториальной партийной организации и ди рекции школы начала выпу скаться стенная газета «Го лос родителей», орган роди тельского комитета школы. Газета выходит один раз в месяц. Её читают рабочие, колхозники и родители уча щихся. Экземпляры газеты вы вешиваются в конторе совхо за «Ударник», правлении сель хозартели «Реконструктор» и в других населенных пунктах. В первом номере стенгазеты помещена передовая статья и три корреспонденции, подпи санные членами родительско го комитета и родителями. Передовая статья является как бы обращением комитета к родителям с тем, чтобы в тесной связи отцов и матерей помогать школе лучше и все стороннее воспитать детей. В статье тов. Лысова «Шко ла ждет помощи» отмечается, что родительский комитет су ществует 3 года, члены ко торого проделали немалую ра боту. Например, Семенова 0. показывает свое мастерство у чащимся н о вышивке тканей, хорошо занимаются с отдел ь ными учениками члены роди тел ьск ого комитета Козло ва М. Н,, Мосина А., Саве льев И., Комарова Т. Тов. Ртищев II. изъявил желание занимат ься с учащимися в шк ол ьн ом драмкружке. Доступным и понятным для всех языком написаны другие стат ьи, отражающие местные факты из жизнп школы и ро дителей. Член родител ьск ого комите та Савел ьев Н. В. даст упрек н стат ье одному родителю, Ко марову М. Т., который везде хвалит своего сына Толика, ка к работника на все руки. Одновременно Комаров умал чивает о том, чт о его сын Толпк, полу чив деньги за рас чистку к олодца, проиграл в карты до копейки. В стат ье «Бессердечные» прив одятся факты, когда от де льные родители безразли чно относятся к своим детям. Бывают случаи, говорится в статье, когда ученики из-за метели или других погодных причин остаются в школе, и на второй день никто из родите лей из села Святоши и других деревень не приходит и не приезжает за детьми, не встре чает их на пути из школы. Здесь сопоставляется и такой факт, когда у одного из роди телей пропал грошевый поро сенок и хозяин всю ночь про искал этого поросенка, пока не нашел его где-то в колхоз ной скирде. В следующих номерах этой газеты, безусловно, появится еще больше хорошо написан ных и всем понятных статей, отражающих жизнь школы и семьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz