Ленинская искра. 1962 г. (г. Грязи)
9 февраля 1962 гада № 1В (4545) Л Е Н И Н С К А Я И С К Р А 3 ‘У-У^г> Чувство коллективизма XXII съезд Коммунистической партии поставил перед советски ми людьми очень большую и от ветственную задачу — воспитать нового человека, строителя комму низма. За успех этого серьезного дела в равной степени ответствен ны и родители, и дошкольные детские учреждения, и школа. Работники нашего детского сада не только сами много отдают делу воспитания малышей, но и стара ются помочь родителям. В первую очередь мы ставим за дачу — воспитать у детей чув ство коллективизма. Именно эту цель преследовал проведенный не давно у нас день игрушки. В нем активное участие приняли роди тели — работники отделения до роги тт. Соболев, Дубинина, Кар- гальцева и другие. Они сделали много замечательных игрушек и подарили их детскому саду. Ско лько было радости! Ребенок, у которого развито чу вство коллективизма, не замкнут, внимателен к товарищам и поль зуется у них уважением. Среди таких детей мало бывает конф ликтов. Хотелось бы в связи с этим дать родителям несколько полез ных советов- Часто, отправляя ребенка в са дик, вы даете ему игрушку. И при этом большую ошибку допус кают некоторые из вас, наставляя ребенка: ты, мол, никому не да вай свою игрушку. Очень неправильное, неумное наставление. Если уж вам самим очень^жаль эту игрушку, то по старайтесь, чтобы ребенок не при ходил с ней в детский сад. Нель зя, чтобы дети росли индивидуа листами, эгоистами. Учите ребенка делиться своими радостями и печалями. Для . этого взрослым надо быть ближе к де- Пдо новый урожай Рабочие Плехановского отделе ния совхоза «Липецкий» решили провести весенний сев кукурузы, картофеля и сахарной свеклы то лько по хорошо удобренной поч ве. Свое решение они подкреп ляют практическими делами. С первых дней января здесь на заготовке и вывозке местных удо брений работает механизирован ное звено. В звене тракторы и по. грузчик, Василий Сергеевич Ро щупкин ежедневно отгружает 95— 100 тонн навоза. Вывозят его ме- ханизадрры А. А. Безымянных, И. А. Челядин й другие. Удобрения для сахарной свеклы заготовлены полностью. Сейчас механизаторы отделения вывозят навоз под кукурузу. Всего на поля Плехановского отделения вывезе но уже свыше 1300 тонн местных удобрений. В. ШИШКИН, заведующий клубом села Плеханово. тям, понимать их душу, уделять им время в играх, удовлетворять их любознательность. Надо пом нить, что ласка и внимание роди телей — для детей настоящий праздник. Дети — наше будущее. И долг родителей, общественности — во спитать в них все самое хорошее. А- СКОРОБОГАТОВА, заведующая детским садом № 23. Харьков. Семичасовое задание за шесть часов выполняют многие комсомольцы, работающие на за воде «Красный Октябрь». Большим уважением на заводе пользуется ' изображенный на снимке комсомолец из литейного цеха формовщик Андрей Михай ленко. Он уже закончил выпол нение своего семилетнего задания. К а к мы изучаем передовой опыт АВНО настало время ска зать решительное «нет!» второгодничеству. Оно слишком дорого нам обходится: задержи вается нормальное умственное и нравственное развитие части де тей, государство несет большие дополнительные расходы. Опыт многих передовых школ страны, в том числе и школ нашей Липецкой области, доказал, что второгодничество — проблема чи. сто педагогическая, на разреше ние которой самое существенное влияние оказывает проводимая сейчас перестройка системы обу. чения и воспитания. Научиться творчески обучать и воспитывать учащихся на уроке — вот, пожа луй, исходная задача на пути преодоления второгодничества. Именно поэтому наш педагоги ческий коллектив на первый план выдвинул задачу — овладеть пе редовым опытом лучших педаго гов. Методическая работа в школе приобрела новый смысл В этой связи следует сказать, что старые, пассивные формы внутришкольной методической ра боты просто оказались непригод ными. Они не могут удовлетво рить важнейшего требования пе рестройки —обеспечить распрост. ранение передовых приемов и методов преподавания, развитие творческой инициативы учителя, повышение его политического уровня и деловой квалификации. Организуя методическую рабо ту, мы предусматривали посеще ние уроков передовых педагогов как своей, так и других школ рай она, проведение внутришкольных «педагогических чтений», методи ческих диспутов, практикумов. Большое значение придаем ор ганизации изучения передового опыта. В первом полугодии этого учебного года почти все учителя побывали на уроках передовых педагогов средней школы № 2 М. Г. Ищенко, К. А. Кунаковой, 3. И. Митрофановой и других. Обычно мы планируем для каж дого учителя определенные дни изучения передового опыта. Надо сказать, что директор школы № 2 А В. Наставшева не возражает и против нашего «внепланового вторжения», всячески способст вует, чтобы мы с пользой для де ла провели эти посещения. Две надцать учителей нашей школы побывали почти на 60 уроках и из влекли для себя много полезного. Опыт передовых педагогов теперь успешно внедряется в нашей шко ле. |Ц С ТЬ и у нас свои энтузиасты. В первом полугодии мы изучали опыт наших учителей В. И. Панферкина, Н. А. Сиротиной и А. С. Фетисовой. Нам понадоби лось посетить не отдельные уро ки, а всю систему уроков большой темы и внеклассные мероприятия. Эти учителя, как мы убедились, проявляют творчество и инициати ву в перестройке системы обуче ния и воспитания детей. Они от казались от пресловутой, мертвой схемы комбинированного урока и ввели в практику разнообразней шие методы и приемы, позволяю щие наиболее эффективно обучать и воспитывать. Одна характерная черта объе диняет работу В. И. Панферкина, Н. А. Сиротиной и А. С. Фетисо вой — педагогическая полноцен ность. На их уроках нет скуки, в течение всех 45 минут идет на пряженный трудовой процесс, нет «пассивных» учащихся. Двойка на таких уроках — редчайшее явле ние. Результат творческого подхода к делу сказывается в резком сни жении количества неуспевающих. И можно надеяться, что эти учите ля уже в нынешнем учебном году преодолеют второгодничество в своих классах. Очень важно в методической работе суметь вовремя «схватить» новинки передового опыта, сме лее экспериментировать, искать лучшее и внедрять его, отбрасы вая прочь все непригодное В этом отношении незаменимой формой является методический диспут. Принимая участие в общесоюз ной дискуссии по статье липецко го педагога К. Москаленко «Как должен строиться урок», напеча танной в журнале «Народное об разование» за 1959 год, мы в сво ей школе провели в начале прош лого учебного Года диспут по од ноименной теме с участием всего коллектива. За месяц раньше учителям был предложен ряд вопросов для под готовки к диспуту: как вы строите свой урок? Каково ваше мнение о домашних заданиях? Применяете ли вы поурочный балл? В какой связи проблемы перестройки уро ка и ликвидации «второгодничест ва? Диспут внес ясность в решение многих вопросов. Он помог нам уже в 1960 году начать внедрение в практику всего бесспорно поло жительного в «подвижной» струк туре урока (насыщенность его са мостоятельными и творческими работами, принцип усвоения мате риала на уроке, поурочный балл, отказ от сложных домашних за даний). Д ЛЯ ОКАЗАНИЯ практической помощи учителям в подготов ке к урокам, а также к методиче ским семинарам, диспутам и прак тикумам у нас в методическом уголке есть постоянно действую щая выставка. Называется она «За педагогическое творчество учителя». В ней несколько отде лов под такими рубриками: «Но вое в обучении и воспитании», «Используй в беседе с учащими ся», «Срочно прочитай». На выставке можно увидеть журнальные статьи и брошюры на различные темы теории и практи ки обучения и воспитания, поста новления партии и правительства о школе, перечень требований к работе учителя, рекомендован ный тематический указатель лите ратуры, плакат «Основные приз наки эффективности урока», опи сание опыта учителей шкопы и многое другое. Наиболее активная форма внед рения передового опыта — внут- ришкольные педагогические чте ния. Мы их проводим один оаз в четверть. Готовимся к чтениям ле том Каждый учитель, уходя в от пуск, выбирает себе определен ную тему и разрабатывает ее. В этом учебном году мы дважды проводили педагогические чтения по темам: «Особенности учебно- воспитательной работы в перкой четверти», «Об индивлдуатьном подходе к учащимся в процессе обучения и воспитания». На своих методических занятиях мы заслушиваем доклады из опы та преподавания. Обсуждаются и анализируются вопросы, сгяьен. ные с перестройкой прег одева ния, о связи обучения и воспита ния с жизнью, трудом, о работе с пионерами и октябрятами и дру гие. Часть методических вопросов мы выносим на производственные совещания и решаем их совмест но со школьной профсоюзной ор ганизацией. Местный комитет во главе с председателем В. И. Пзн- феркиным сумел организовать взаимопосещение уроков. ЖЗЛАГОДАРЯ такому построе- нию методической работы мы смогли в сравнительно корот кий срок основательно познако мить учителей с главными задача ми перестройки уроков, дать пер воначальную методическую базу в соответствии с новыми требовани ями, выявить и проанализировать наши недостатки, которые сейчас преодолеваются Педагогический труд своеобра зен, не сразу увидишь его плоды. Вот уже четвертый год коллектив школы борется за ликвидацию второгодничества. Есть ли поло жительные результаты? Да, есть И немалые. В первую очередь мы добились того, что все наши учащиеся стремятся к знаниям, и качество этих знаний поднялось. И все-таки мы имеем еще зна чительное количество неуспеваю щих по основным предметам учебного плана — русскому язы ку и математике. Причины? Явная недоработка учителей. Изучение русского языка и-математики тре бует от учителя не только педагог гического мастерства, но и боль шой индивидуальной, а порой и дополнительной работы с детьми. К сожалению, не все мри колле ги вкладывают,душу в свое дело. Некоторые вообще не считают се бя виновными во второгодничест ве. * * * т * Н Е НЕ ХОТЕЛОСЬ писать о ^"“ педагогических кадрах. На первый взгляд, этот вопрос не имеет прямого отношения к со держанию статьи. Но в нашей школе он имеет. Дело в том, что ежегодно наш коллектив почти наполовину об новляется. На педагогическом процессе это сказывается самым отрицательным образом. Только четверо учителей, в том числе ди ректор и завуч, — местные жите ли, остальные живут в городе. Они-то и меняются ежегодно. Как укомплектовать школу по стоянными кадрами? Выход из по ложения есть. Нужно предоста вить учителям квартиры. Где их взять? В бывшем поселке «Волго- электросетьстрой», на территории которого расположена школа, квартиры освобождаются часто. Но кто постоит за нас? Районный отдел народного образования, ди рекция совхоза «ПесковаТский»? И кто вообще должен заботиться об устройстве быта учителей? А. ПОДХАЛЮЗИН, А „ завуч Песковатской ^ - семилетней школы. Минский автомобильный завод переходит на выпуск новых грузо вых автомобилей «МАЗ-500» и «МАЗ-503», Эти машины имеют четырехтактный шестицилиндро- вый дизельный двигатель (мощ ностью 180 лошадиных сил. Он расположен под металлической кабиной. Для доступа к двигателю кабина опрокидывается с по мощью двух пружин. При этом рулевое управление, педали и ры чаги, наклоняясь, остаются свя занными с теми узлами, которыми они управляют. В зависимости от дорожных ус ловий на автомобилях устанавли ваются односкоростные и двух скоростные задние мосты. Гаше ние колебаний во время движе ния обеспечивается тем, что пе редняя подвеска имеет гидравли ческие амортизаторы двухсторон него действия телескопического типа. Грузоподъемность «МАЗ- 500» 7500, а «МАЗ-503» — 7000 ки лограммов. На снимке: шоферы-испытатели (слева направо) Л. А. Губский, В, И. Полищук и А. В. Жуковень возле опытных автомобилей «МАЗ-500». Фотохроника ТАСС Наш календарь В. И. Чапаев «Обыкновенный человек, сухо щавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками; жидкие темно- русые волосы прилипли косичка ми ко лбу, пышные фельдфебель ские усы... Глаза светлосиние, почти зеленые — быстрые, ум ные, немигающие...» — Так совет ский писатель Д. Фурманов опи сывает внешность легендарного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева в своем рома не «Чапаев». Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения В. И. Чапаева (1887 — 1919). Талантливый командир Красной Армии, член Коммуни стической партии, он умел спло тить своих бойцов. О его бесст рашии и героизме народ слагал легенды и песни. Василий Иванович Чапаев ро дился в семье крестьянина-бедня. ка в деревне Будайки Чебоксар ского уезда Казанской губернии (ныне район студенческой улицы в городе Чебоксары) Он участво вал в первой мировой войне и за отвагу был награжден нескольки ми георгиевскими крестами. В де кабре 1918 года Чапаева избирают командиром 138-го запасного пе хотного полка. Затем его назна чают военным комиссаром г. Ни колаевска (ныне г. Пугачев). По заданию большевистской партии Чапаев формировал отряды для борьбы с контрреволюцией. В но ябре 1918 года его направляют на учебу в Академию Генерального штаба, но вскоре по личной про сьбе он возвращается в 4-ю ар мию, которой командовал М. В. Фрунзе. За успешное руководство боевыми действиями под Уфой Чапаев был награжден орденом Красного Знамени. Погиб Василий Иванович Чапаев в сентябре 1919 года. «...Чапаев живет и будет долго долго. жить в народной молве, — писал Д. Фурманов, — ибо он — коренной сын этой среды и к то му же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характе рам».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz