Ленинская искра. 1962 г. (г. Грязи)

Ленинская искра. 1962 г. (г. Грязи)

9 февраля 1962 гада № 1В (4545) Л Е Н И Н С К А Я И С К Р А 3 ‘У-У^г> Чувство коллективизма XXII съезд Коммунистической партии поставил перед советски­ ми людьми очень большую и от­ ветственную задачу — воспитать нового человека, строителя комму­ низма. За успех этого серьезного дела в равной степени ответствен­ ны и родители, и дошкольные детские учреждения, и школа. Работники нашего детского сада не только сами много отдают делу воспитания малышей, но и стара­ ются помочь родителям. В первую очередь мы ставим за­ дачу — воспитать у детей чув­ ство коллективизма. Именно эту цель преследовал проведенный не­ давно у нас день игрушки. В нем активное участие приняли роди­ тели — работники отделения до­ роги тт. Соболев, Дубинина, Кар- гальцева и другие. Они сделали много замечательных игрушек и подарили их детскому саду. Ско­ лько было радости! Ребенок, у которого развито чу­ вство коллективизма, не замкнут, внимателен к товарищам и поль­ зуется у них уважением. Среди таких детей мало бывает конф­ ликтов. Хотелось бы в связи с этим дать родителям несколько полез­ ных советов- Часто, отправляя ребенка в са­ дик, вы даете ему игрушку. И при этом большую ошибку допус­ кают некоторые из вас, наставляя ребенка: ты, мол, никому не да­ вай свою игрушку. Очень неправильное, неумное наставление. Если уж вам самим очень^жаль эту игрушку, то по­ старайтесь, чтобы ребенок не при­ ходил с ней в детский сад. Нель­ зя, чтобы дети росли индивидуа­ листами, эгоистами. Учите ребенка делиться своими радостями и печалями. Для . этого взрослым надо быть ближе к де- Пдо новый урожай Рабочие Плехановского отделе­ ния совхоза «Липецкий» решили провести весенний сев кукурузы, картофеля и сахарной свеклы то­ лько по хорошо удобренной поч­ ве. Свое решение они подкреп­ ляют практическими делами. С первых дней января здесь на заготовке и вывозке местных удо­ брений работает механизирован­ ное звено. В звене тракторы и по. грузчик, Василий Сергеевич Ро­ щупкин ежедневно отгружает 95— 100 тонн навоза. Вывозят его ме- ханизадрры А. А. Безымянных, И. А. Челядин й другие. Удобрения для сахарной свеклы заготовлены полностью. Сейчас механизаторы отделения вывозят навоз под кукурузу. Всего на поля Плехановского отделения вывезе­ но уже свыше 1300 тонн местных удобрений. В. ШИШКИН, заведующий клубом села Плеханово. тям, понимать их душу, уделять им время в играх, удовлетворять их любознательность. Надо пом­ нить, что ласка и внимание роди­ телей — для детей настоящий праздник. Дети — наше будущее. И долг родителей, общественности — во­ спитать в них все самое хорошее. А- СКОРОБОГАТОВА, заведующая детским садом № 23. Харьков. Семичасовое задание за шесть часов выполняют многие комсомольцы, работающие на за­ воде «Красный Октябрь». Большим уважением на заводе пользуется ' изображенный на снимке комсомолец из литейного цеха формовщик Андрей Михай­ ленко. Он уже закончил выпол­ нение своего семилетнего задания. К а к мы изучаем передовой опыт АВНО настало время ска­ зать решительное «нет!» второгодничеству. Оно слишком дорого нам обходится: задержи­ вается нормальное умственное и нравственное развитие части де­ тей, государство несет большие дополнительные расходы. Опыт многих передовых школ страны, в том числе и школ нашей Липецкой области, доказал, что второгодничество — проблема чи. сто педагогическая, на разреше­ ние которой самое существенное влияние оказывает проводимая сейчас перестройка системы обу. чения и воспитания. Научиться творчески обучать и воспитывать учащихся на уроке — вот, пожа­ луй, исходная задача на пути преодоления второгодничества. Именно поэтому наш педагоги­ ческий коллектив на первый план выдвинул задачу — овладеть пе­ редовым опытом лучших педаго­ гов. Методическая работа в школе приобрела новый смысл В этой связи следует сказать, что старые, пассивные формы внутришкольной методической ра­ боты просто оказались непригод­ ными. Они не могут удовлетво­ рить важнейшего требования пе­ рестройки —обеспечить распрост. ранение передовых приемов и методов преподавания, развитие творческой инициативы учителя, повышение его политического уровня и деловой квалификации. Организуя методическую рабо­ ту, мы предусматривали посеще­ ние уроков передовых педагогов как своей, так и других школ рай­ она, проведение внутришкольных «педагогических чтений», методи­ ческих диспутов, практикумов. Большое значение придаем ор­ ганизации изучения передового опыта. В первом полугодии этого учебного года почти все учителя побывали на уроках передовых педагогов средней школы № 2 М. Г. Ищенко, К. А. Кунаковой, 3. И. Митрофановой и других. Обычно мы планируем для каж­ дого учителя определенные дни изучения передового опыта. Надо сказать, что директор школы № 2 А В. Наставшева не возражает и против нашего «внепланового вторжения», всячески способст­ вует, чтобы мы с пользой для де­ ла провели эти посещения. Две­ надцать учителей нашей школы побывали почти на 60 уроках и из­ влекли для себя много полезного. Опыт передовых педагогов теперь успешно внедряется в нашей шко­ ле. |Ц С ТЬ и у нас свои энтузиасты. В первом полугодии мы изучали опыт наших учителей В. И. Панферкина, Н. А. Сиротиной и А. С. Фетисовой. Нам понадоби­ лось посетить не отдельные уро­ ки, а всю систему уроков большой темы и внеклассные мероприятия. Эти учителя, как мы убедились, проявляют творчество и инициати­ ву в перестройке системы обуче­ ния и воспитания детей. Они от­ казались от пресловутой, мертвой схемы комбинированного урока и ввели в практику разнообразней­ шие методы и приемы, позволяю­ щие наиболее эффективно обучать и воспитывать. Одна характерная черта объе­ диняет работу В. И. Панферкина, Н. А. Сиротиной и А. С. Фетисо­ вой — педагогическая полноцен­ ность. На их уроках нет скуки, в течение всех 45 минут идет на­ пряженный трудовой процесс, нет «пассивных» учащихся. Двойка на таких уроках — редчайшее явле­ ние. Результат творческого подхода к делу сказывается в резком сни­ жении количества неуспевающих. И можно надеяться, что эти учите­ ля уже в нынешнем учебном году преодолеют второгодничество в своих классах. Очень важно в методической работе суметь вовремя «схватить» новинки передового опыта, сме­ лее экспериментировать, искать лучшее и внедрять его, отбрасы­ вая прочь все непригодное В этом отношении незаменимой формой является методический диспут. Принимая участие в общесоюз­ ной дискуссии по статье липецко­ го педагога К. Москаленко «Как должен строиться урок», напеча­ танной в журнале «Народное об­ разование» за 1959 год, мы в сво­ ей школе провели в начале прош­ лого учебного Года диспут по од­ ноименной теме с участием всего коллектива. За месяц раньше учителям был предложен ряд вопросов для под­ готовки к диспуту: как вы строите свой урок? Каково ваше мнение о домашних заданиях? Применяете ли вы поурочный балл? В какой связи проблемы перестройки уро­ ка и ликвидации «второгодничест­ ва? Диспут внес ясность в решение многих вопросов. Он помог нам уже в 1960 году начать внедрение в практику всего бесспорно поло­ жительного в «подвижной» струк­ туре урока (насыщенность его са­ мостоятельными и творческими работами, принцип усвоения мате­ риала на уроке, поурочный балл, отказ от сложных домашних за­ даний). Д ЛЯ ОКАЗАНИЯ практической помощи учителям в подготов­ ке к урокам, а также к методиче­ ским семинарам, диспутам и прак­ тикумам у нас в методическом уголке есть постоянно действую­ щая выставка. Называется она «За педагогическое творчество учителя». В ней несколько отде­ лов под такими рубриками: «Но­ вое в обучении и воспитании», «Используй в беседе с учащими­ ся», «Срочно прочитай». На выставке можно увидеть журнальные статьи и брошюры на различные темы теории и практи­ ки обучения и воспитания, поста­ новления партии и правительства о школе, перечень требований к работе учителя, рекомендован­ ный тематический указатель лите­ ратуры, плакат «Основные приз­ наки эффективности урока», опи­ сание опыта учителей шкопы и многое другое. Наиболее активная форма внед­ рения передового опыта — внут- ришкольные педагогические чте­ ния. Мы их проводим один оаз в четверть. Готовимся к чтениям ле­ том Каждый учитель, уходя в от­ пуск, выбирает себе определен­ ную тему и разрабатывает ее. В этом учебном году мы дважды проводили педагогические чтения по темам: «Особенности учебно- воспитательной работы в перкой четверти», «Об индивлдуатьном подходе к учащимся в процессе обучения и воспитания». На своих методических занятиях мы заслушиваем доклады из опы­ та преподавания. Обсуждаются и анализируются вопросы, сгяьен. ные с перестройкой прег одева­ ния, о связи обучения и воспита­ ния с жизнью, трудом, о работе с пионерами и октябрятами и дру­ гие. Часть методических вопросов мы выносим на производственные совещания и решаем их совмест­ но со школьной профсоюзной ор­ ганизацией. Местный комитет во главе с председателем В. И. Пзн- феркиным сумел организовать взаимопосещение уроков. ЖЗЛАГОДАРЯ такому построе- нию методической работы мы смогли в сравнительно корот­ кий срок основательно познако­ мить учителей с главными задача­ ми перестройки уроков, дать пер­ воначальную методическую базу в соответствии с новыми требовани­ ями, выявить и проанализировать наши недостатки, которые сейчас преодолеваются Педагогический труд своеобра­ зен, не сразу увидишь его плоды. Вот уже четвертый год коллектив школы борется за ликвидацию второгодничества. Есть ли поло­ жительные результаты? Да, есть И немалые. В первую очередь мы добились того, что все наши учащиеся стремятся к знаниям, и качество этих знаний поднялось. И все-таки мы имеем еще зна­ чительное количество неуспеваю­ щих по основным предметам учебного плана — русскому язы­ ку и математике. Причины? Явная недоработка учителей. Изучение русского языка и-математики тре­ бует от учителя не только педагог гического мастерства, но и боль­ шой индивидуальной, а порой и дополнительной работы с детьми. К сожалению, не все мри колле­ ги вкладывают,душу в свое дело. Некоторые вообще не считают се­ бя виновными во второгодничест­ ве. * * * т * Н Е НЕ ХОТЕЛОСЬ писать о ^"“ педагогических кадрах. На первый взгляд, этот вопрос не имеет прямого отношения к со­ держанию статьи. Но в нашей школе он имеет. Дело в том, что ежегодно наш коллектив почти наполовину об­ новляется. На педагогическом процессе это сказывается самым отрицательным образом. Только четверо учителей, в том числе ди­ ректор и завуч, — местные жите­ ли, остальные живут в городе. Они-то и меняются ежегодно. Как укомплектовать школу по­ стоянными кадрами? Выход из по­ ложения есть. Нужно предоста­ вить учителям квартиры. Где их взять? В бывшем поселке «Волго- электросетьстрой», на территории которого расположена школа, квартиры освобождаются часто. Но кто постоит за нас? Районный отдел народного образования, ди­ рекция совхоза «ПесковаТский»? И кто вообще должен заботиться об устройстве быта учителей? А. ПОДХАЛЮЗИН, А „ завуч Песковатской ^ - семилетней школы. Минский автомобильный завод переходит на выпуск новых грузо­ вых автомобилей «МАЗ-500» и «МАЗ-503», Эти машины имеют четырехтактный шестицилиндро- вый дизельный двигатель (мощ­ ностью 180 лошадиных сил. Он расположен под металлической кабиной. Для доступа к двигателю кабина опрокидывается с по­ мощью двух пружин. При этом рулевое управление, педали и ры­ чаги, наклоняясь, остаются свя­ занными с теми узлами, которыми они управляют. В зависимости от дорожных ус­ ловий на автомобилях устанавли­ ваются односкоростные и двух­ скоростные задние мосты. Гаше­ ние колебаний во время движе­ ния обеспечивается тем, что пе­ редняя подвеска имеет гидравли­ ческие амортизаторы двухсторон­ него действия телескопического типа. Грузоподъемность «МАЗ- 500» 7500, а «МАЗ-503» — 7000 ки­ лограммов. На снимке: шоферы-испытатели (слева направо) Л. А. Губский, В, И. Полищук и А. В. Жуковень возле опытных автомобилей «МАЗ-500». Фотохроника ТАСС Наш календарь В. И. Чапаев «Обыкновенный человек, сухо­ щавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками; жидкие темно- русые волосы прилипли косичка­ ми ко лбу, пышные фельдфебель­ ские усы... Глаза светлосиние, почти зеленые — быстрые, ум­ ные, немигающие...» — Так совет­ ский писатель Д. Фурманов опи­ сывает внешность легендарного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева в своем рома­ не «Чапаев». Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения В. И. Чапаева (1887 — 1919). Талантливый командир Красной Армии, член Коммуни­ стической партии, он умел спло­ тить своих бойцов. О его бесст­ рашии и героизме народ слагал легенды и песни. Василий Иванович Чапаев ро­ дился в семье крестьянина-бедня. ка в деревне Будайки Чебоксар­ ского уезда Казанской губернии (ныне район студенческой улицы в городе Чебоксары) Он участво­ вал в первой мировой войне и за отвагу был награжден нескольки­ ми георгиевскими крестами. В де­ кабре 1918 года Чапаева избирают командиром 138-го запасного пе­ хотного полка. Затем его назна­ чают военным комиссаром г. Ни­ колаевска (ныне г. Пугачев). По заданию большевистской партии Чапаев формировал отряды для борьбы с контрреволюцией. В но­ ябре 1918 года его направляют на учебу в Академию Генерального штаба, но вскоре по личной про­ сьбе он возвращается в 4-ю ар­ мию, которой командовал М. В. Фрунзе. За успешное руководство боевыми действиями под Уфой Чапаев был награжден орденом Красного Знамени. Погиб Василий Иванович Чапаев в сентябре 1919 года. «...Чапаев живет и будет долго­ долго. жить в народной молве, — писал Д. Фурманов, — ибо он — коренной сын этой среды и к то­ му же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характе­ рам».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz