Ленинская искра. 1962 г. (г. Грязи)
2 Л Е Н И Н С К А Я И С К Р А 19 января 1962 года № 9 (4536) Алтайский край. Совхоз «Чис- тюньский» Топчихинского района — опытно-показательный. В пос ледние годы хозяйство выращи вает высокие урожаи зерновых и технических культур, В 1961 году полеводы получили на площади, превышающей 6 тысяч гектаров, по 16,2 центнера зерновых с га. Большое значение для повыше ния урожайности имеет снегоза держание, которое проводится этой зимой на 7 тысячах гекта ров. На снимке: снегозадержание -на полях 1-го отделения совхоза. Фотохроника ТАСС. И з с в е ж е й п о ч т ы А на сердце — тепло Беседы о моральном кодексе строителя коммунизма 2. Мо р а л ь все г о трудящегося человечества Подобно тому, как большая ре ка вбирает в себя многочислен ные ручейки, так и моральный ко. деке строителя коммунизма во брал в себя все лучшее, что выра. ботано предшествующей историей человечества. В Программе КПСС отмечается, что это самая спра ведливая и благородная мораль, потому что она включает в себя простые, элементарные нормы нравственности и справедливости, сложившиеся в широких массах трудового народа. Марксизм признает классовый характер морали и в то же время не отрицает существования про стых норм нравственности, нося щих общечеловеческий характер. К ним марксизм-ленинизм отно сит, во-первых, правила, которые охраняют совместную обществен ную жизнь от таких вредных дей ствий, как порча общественного добра, хулиганство, насилие над женщиной и другие. Эти простей шие правила существуют в каж дом обществе и передаются из поколения в поколение, В. И. Ленин отмечал, что «люди постепенно привыкнут к соблюде нию элементарных, веками извест ных, тысячелетиями повторявших, ся во всех прописях, правил об щежития...» (Соч,, т. 25, стр. 434). Это простейшее правило нашло свое отражение и в нашем мо ральном кодексе, в таких его принципах, как «каждый за всех, все за одного», «нетерпимость к нарушениям общественных инте ресов», «взаимное уважение меж ду людьми» и других. В своей работе «Очередные за дачи Советской власти» В. И. Ле нин подчеркивал строжайшую не обходимость выполнения другого простейшего правила: «Веди ак куратно и добросовестно счет де нег, хозяйничай экономно, не ло дырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде, — именно такие лозунги... стано вятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и главны, ми лозунгами момента» (Соч., т. 27, стр. 215). В моральном ко дексе строителя коммунизма это простейшее правило вошло в та кие принципы, как «забота каждо го о сохранении и умножении об щественного достояния», «высокое сознание общественного долга», «простота и скромность в общест венной и личной жизни» и других. Важное простое правило заклю чено в народной поговорке «кто не работает, тот не ест». Это пра вило имеется у всех народов. В нем выражено пренебрежитель ное отношение к людям, которые не производят, но потребляют, — к тунеядцам. Коммунизм, основы вающийся на обязательном труде всех членов общества, превращает это простейшее правило в прин цип, обязательный для каждого. В моральном кодексе это правило отражено в принципах: «добросо вестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест», «не примиримость к несправедливо сти, тунеядству, нечестности, карь еризму, стяжательству». Простые правила существуют не только в отношениях между от дельными лицами, но и между на. |Эодами. Они требуют уважать другие народы, дружественно от носиться к ним, стремиться все международные разногласия раз решать не путем войн, а мирными средствами, бороться за мир. Тре бование мирных отношений меж ду народами было провозглашено В. И. Лениным еще в первые годы Советской власти. В наше время это требование нашло выражение в принципах Бандунгской конфе ренции. В моральном кодексе эти требо вания зафиксированы в таких принципах, как «дружба и братст во всех, народов СССР, нетерпи мость к национальной и расовой неприязни», «непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов», «братская со лидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами». Эти высокие моральные принципы требуют повышения бдительности всех народов к тем, кто пытается нарушить мир и мирные отноше ния между государствами. Особо важное значение в нрав ственном развитии общества име ет революционная мораль рабо чего класса. Это подчеркивается в Программе партии. Еще Ф. Эн гельс видел в морали рабочего класса много элементов общече ловеческой морали. В то же вре мя мораль, заложенная рабочим классом,— еще не готовая мораль всего будущего человечества. Она носит классовый характер и толь ко с исчезновением классов и классовой борьбы станет общече. ловеческой моралью. Простые, элементарные правила, которые исторически складывают ся в каждом обществе, буржуазия извратила и приспособила к своим классовым интересам. Так, напри мер, злоупотребления элементар ными правилами общежития, со вершаемые представителями бур жуазии, закон эксплуататорского общества не считает аморальными. Но если простые люди труда до пустят нарушения правил обще жития, то это нередко расцени вается как преступление против общества. Или взять такое требование об щечеловеческой мррали, как скромность. Оно означает отвра щение ко всякой спеси, зазнайст ву, восхвалению, культу! В бур жуазной морали и религии это об щечеловеческое требование по дается, как необходимость смире ния, унижения. В религиозных за поведях это звучит так: «я червь», «я раб», человек — несо вершенное существо, он дол жен знать, что все зависит от бо га и потому униженно просить его о ниспослании добра на земле. Именно покорно просить, а не своим трудом и борьбой утверж дать лучшую жизнь на земле. Требование быть справедливым по отношению к другим людям веками существует у всех наро дов. Поступать справедливо — значит поступать честно, не стро ить свое благополучие за счет страданий и бедствий других. Бур жуазия же признает справедли вость только на словах, а на деле попирает ее. Так она поступает по отношению к малым народам, к трудящимся, живя за счет их экс плуатации. В коммунистической морали понятия справедливости, честности, правдивости получили свое истинное значение. Принципы, сформулированные в моральном кодексе, — не вечные принципы. В Программе партии отмечается, что коммунистиче ская мораль в ходе строительства социализма и коммунизма обога щается новыми принципами, но вым содержанием. В моральном кодексе, к примеру, выдвинуто пока что требование добросовест ного, а не добровольного отноше ния к труду. Это связано с тем, что в процессе строительства ко ла . мунизма действует и будет еще долго действовать принцип: «от каждого по способностям, каждо му по труду», требующий раз умного сочетания материальных и моральных стимулов к труду. Но с переходом к принципу: «от каждого по способностям, каждо му по его потребностям» комму нистическая мораль потребует от человека не только добросовест ного, а добровольного отношения к труду как к первой жизненной потребности, как к наслаждению. Это и будет коммунистическое отношение к труду. Все большим содержанием бу дут наполняться и другие принци пы морального кодекса строителя коммунизма. Со временем жизнь выдвинет более высокие мораль ные требования, поскольку обще ству предстоит решать новые сложные задачи. Э. СТРУКОВ. Нам, работникам санитарной эпидстанции, часто приходится ездить по району. Всяко бывает. Иногда много ходим пешком там, где нет автобусов. И на машинах 'ездим. В нашем деле, да и вообще в жизни, очень много значит отно шение людей друг к другу. В сан эпидстанции я всего лишь полто ра года. И честно говоря, особен ных трудностей пока не встреча ла. Но вот однажды произошло то, о чем мне хочется рассказать. Нас было, кроме шофера, трое. Мы ехали в Прябытково. Погода начинала портиться, пошел силь ный снег, поднялся ветер и ра зыгралась пурга. Дорогу заносило снегом. До Прибытково мы, хоть и с большим трудом, но добрались. А вот на обратном пути пришлось туговато: снежку-то прибавилось. Заехали мы в поле, а там ужас что делается. Машина забуксова ла, забеспокоились люди, ехав шие в ней. Как же быть? Чем дольше стоит машина, тем все ху же становится дорога. Кругом по ле, нигде ни домика, ни людей. Что же делать? Как нам выбрать ся отсюда? Мысли эти беспокоили всех. Но, откровенно говоря, я поче му-то не очень волновалась. Мне подсказывало сердце: «Мы выбе ремся, обязательно выберемся». А машина упорно продолжала буксовать, как будто смеялась над всеми усилиями людей. Прошло много времени. И вдруг мы услы шали гул. Медленно пробираясь по снежной перине, к нам прибли жался вездеход. Мы стали сигналить, чтобы остановить автомашину. И нам даже не пришлось уговаривать шофера. Он сам, видно, хорошо понимал, какая участь может ожи дать людей, оставшихся в безлюд ном поле в такую метель. Взяв на буксир нашу машину, он помог нам выбраться на дорогу. Я узнала, кто этот человек. Его фамилия Баранов. Работает он шофером в совхозе «Прибытков- ский». Мы знаем, есть такое неписа ное правило: шоферы помогают ДРУГ другу в пути. Но мы знаем и другое: далеко не все этому пра вилу следуют. А вот у того, что с нами повстречался, хорошая, добрая душа. Ехали мы домой замерзшие, уставшие, все переволновались. А на сердце было тепло и уютно от большой человеческой доброты. Л. СПЕСИВЦЕВА, работник санэпидстанции. Хочется трудиться лучше Вот уже два месяца мы пользу емся диетическим питанием, ко торое организовано в столовой па ровозного депо. Важность этого оздоровительного- мероприятия трудно переоценить. За эту забо ту мы, трудящиеся, выражаем большое спасибо. В организации диетического пи тания много инициативы проявила заведующая столовой Вера Ива новна Богомазова. Она очень вни мательна к людям. С каждым по беседует, поинтересуется, доволь ны ли приготовлением пищи, нет ли жалоб. Вера Ивановна и кол лектив свой организовала хорошо. Мы довольны. Все работники сто ловой, от уборщицы до повара, исключительно вежливы в обра щении с людьми,заботливы. Хотелось бы также отметить внимание к людям, которое прояв ляет фельдшер здравпункта вагон ного депо т. Дунаева. Она интере суется нашим состоянием здо ровья, строго следит за режимом питания. Такое душевное отношение к рабочим очень радует. Хочется и трудиться лучше. И. КАЛАЧЕВ, пенсионер. В. ЧУЛИМОВ, М. ВОЛЧКОВ, В. ЧЕПРАСОВ, слесари вагонного депо, И. ФЕДЕРЯКИН, слесари пункта технического осмотра, А. ДЕУЛИН слесарь паровозного депо, всего 13 подписей. По следам наших выступлений «Дружинники, где вы?» — под таким заголовком печаталась заметка в № 151 нашей газеты. В ней подвергалась критике рабо та добровольной народной дружи ны на комбинате пищевых кон центратов. Как ответил нам заместитель начальника штаба т. Фролов, за метка обсуждалась на заседании штаба добровольной народной дру жины. Факты подтвердились. При нято решение оживить работу Новая механизированная линия На комбинате пищевых концентратов сдана в эксплуатацию ме ханизированная линия по производству картфельной крупки. Ее производительность — 1500 килограммов крупки в сутки. Скоро домохозяйки получат новый концентрированный продукт, из которо го за 10 минут можно будет приготовить картофельное пюре, не уступающее по вкусу и качеству торе домашнего приготовления' дружины, повысить ответствен ность командиров отрядов. Уста новлено дежурство дружинников в столовой комбината. Вместе с тем штаб доброволь ной народной дружины комбината пищевых концентратов считает, что должны улучшить свою рабо ту и дружинники строительно монтажного управления. Тогда об щими усилиями лучше будет под держивать порядок в клубе, на улицах жилого поселка. Эстонская ССР. В шесть с лиш ним раз возрастет к 1965 году вы работка электроэнергии в респуб лике в основном за счет увеличе ния мощности Прибалтийской ГРЭС. Здесь уже действуют 9 мощных котлоагрегатов. В конце года закончен монтаж шестого турбогенератора и тем самым за вершено строительство второй очереди электростанции. Пять действующих агрегато» станции уже выработали около- 2,5 миллиарда киловатт-часов элект роэнергии. На снимке; новый воздушный выключатель, установленный на Прибалтийской ГРЭС, Фотохроника ТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz