Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)

Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)

2 Л Е Н И Н С К А Я ИСК Р А 31 августа 1960 г. № 104 (2626) ЗА ТЕСНУЮ СВЯЗЬ ш к о лы с ж и з н ь ю Чтоб труд был овеян романтикой (Из выступлен и я д ирект ора Студено Хуторской вос ь м илетней шк олы тов. Букреева) На днях в Бо ринск ой средней школе состояло сь тра­ дици онное совещан ие учителей школ района. С докладом «Об ит огах работы Всеросс ийск ого съезда уч ителей» вы­ ступ ил з амес титель председател я обл исп олкома П. Пр и- лепский. Д оклад «Об и тогах учебно-восп итательн ой рабо­ ты школ района» сделал заведующ ий рай онным отделом народного образован и я Б. Лукашов. Оба доклада бы ли обсуждены собравш и м ис я уч ител ям и. В прени ях вы ступи­ ли директ ор Студено-Хуторской восьмилетней школы Ф.: Букреев, учительница русского языка Троицкой семи­ летней школы Н. Шкатова, директор Боринской средней школы С. Лапшов, директор Боринского спецдетдома 3. Соболева, учительница немецкого языка Сырской вось­ милетней школы Синицина, заведующая Подгоренской начальной школы Н. Гришина, председатель Стебаевско- го сельсовета Д. Коршиков, преподаватель физвоспитания Сырской восьмилетней школы Ф . Ярморкин, секретарь парторганизации колхоза «Строитель коммунизма» Куз­ нецов, председатель райисполкома Ф . Суханов, секретарь райкома КПСС И. Шагунов и другие товарищи. В каждом выступлении уделялось большое внимание улучшению воспитания подрастающего поколения, укреп­ лению связи школы с жизнью, с производством, с прак­ тикой коммунистического строительства. Ниже печатаются некоторые выступления. Уже три года к ак труд в нашей школе является неотъемлемой частью учеб­ ного процесса. У нас введе­ но самообслуживание. Кро­ ме того, учащиеся работают в мастерской, на пришколь­ ном участке. Мастерская ежегодно по­ полняется новыми современ­ ными станками и другим оборудованием. Школьники научились мастерить стулья, табуреты, столы. Особенно хорошо потрудились учащие­ с я летом этого года. Они Улучшить учебно-воспитательную работу в школах (Из д ок л а д а заведую щ его районо тов. Лукашова) Многие учительские коллек­ тивы, к а к ,' например, Гудов- ской, Соловьевской, Алексан­ дровской, Васильевской, Троиц­ кой и Падовской школ, в минувшем учебном году доби­ лись неплохой успеваемости учащихся. Это результаты упорного и настойчивого труда учителей, улучшения качества преподавания отдельных дис­ циплин. Взять, к примеру, преподавателей русского я зы ­ ка и литературы .' Многие из них навсегда отошли от фор­ мальных методов преподавания и стали значительно больше уделять внимания развитию речи, логическому мышлению, тренировочным работам по закреплению навыков грамот­ ного письма. Е таким учите­ лям можно отнести Н. М. Шка- тову (Троицкая семилетняя школа), А. И. Чеботареву (Сту­ дено-Хуторская восьмилетняя школа), А. И. Сумину (Сырс- к а я восьмилетняя школа), 0 . В. Шагунову, М. Е. Щуки­ ну (Боринская средняя школа) и многих других. На каждом уроке они проводят орфографи­ ческие пятиминутки, словар­ ные диктанты , сочинения по опорным словам, проверяют пра­ вописание отдельных слов при устном опросе, разнообразят виды творческих работ. Словесники перестроили свою работу так, что новый материал, в основном, усваи ­ в ается па уроке. Это дости­ га е тс я тем, что большая часть урока отводится на практи­ ческие работы по закреплению материала, на выработку н а ­ выков применения и зуч енны х правил при письме. То же можно с к а за т ь и о преподавании математики. Большинство учителей матема­ тики обеспечили достаточно высокий уровень преподава­ ния и добились осознанных и прочных знаний учащихся, хорошего развития логическо­ го мышления, успешно разре­ шали задачи перестройки пре­ подавания математики, связи обучения с жизнью и подго­ товки молодого поколения к практической деятельности. Творчески решают эти вопро­ сы учителя Н. В. Дрюкова, А. Н. Попова, Ф. С. Букреева и многие другие. По физике во всех школах были проведены все лабора­ торные и практические работы. В Троицкой семилетней школе учащиеся практически опре­ деляли давление, в целях по­ вторения и закрепления прой­ денного материала, решали экспериментальные задачи. В Падовской, Троицкой, Ва­ сильевской и Часто-Дубравской школах проводились практичес­ кие работы по моделированию, изготовлялись учебно-нагляд­ ные пособия. Многие уроки физики проведены непосред­ ственно на производстве. Проделана такж е большая работа по перестройке препо­ давания биологии и химии в свете требований Закона об укреплении связи школы с жизнью. Учителя биологии Киселева (Крутогорская семи­ летн я я ш к о л а ) , Панкова (Боринская средняя школа), Карамышев (Васильевская се­ милетняя школа), Щедрин (Сырская семнлетняя школа) и другие творчески работают над построением уроков, при­ меняют разнообразные методы и приемы. То же самое можно ск а за т ь и о перестройке преподавания географии, истории и других изучаемых в школе предметов. Но, говоря о достижениях, нельзя не отметить и недостат­ ки, которых, к сожалению, еще немало в практике работы школ, отдельных преподавате­ лей. Не все коллективы н а ­ пряженно трудились в истек­ шем учебном году. Плохую успеваемость показали Ленин­ с к а я , Арх-Борковская, Тернов- с к а я , Лозовская и Ясно-Полян- ская школы. В этих школах не успевает почти каждый восьмой ученик. В Ленинской средней школе, например, из 497 учащихся не успевают 62 человека. А ведь это средняя школа, которая должна з а д а ­ вать тон хорошей и отличной работы. Но этого нет. Низкая успеваемость объясняется тем, что директор школы тов. Га- белко не проявил должной требовательности и настойчи­ вости в улучшении руководст­ ва работой учительского кол­ лектива, пустил дело обуче­ ния на самотек. Очень плохо работала и з а ­ ведующая Ясно-Полянской шко­ лой тов. Перелыгина. Ее уча­ щиеся имеют очень слабые знания и непрочные практиче­ ские навыки. Во многих школах часто много тратится времени на опрос учащихся. Это принодит к тому, что большинство уче­ ников в это время бездейст­ вуют. Теряется ценное время. Некоторые преподаватели рус­ ского язы ка и литературы, ма­ тематики и физики, биологии, химии и других предметов не перестроили свою работу в свя­ зи с требованиями Закона об укреплении связи школы с жизнью, мало уделяют внима­ ния анализу работ учащихся. Много и других недостатков. Повинен в этом, в первую очередь, районный отдел на­ родного образования, который не сумел своевременно предъ­ явить необходимые требования руководителям школ. Не совсем глубоко проверяли работу школ инспектора, неудовлетвори­ тельно проводил работу с ру­ ководителями школ методиче­ ский кабинет. Поэтому в этом учебном го­ ду надо сделать все, чтобы не допустить ошибок прошлого года, улучшить учебно-воспи­ тательную работу с учащими­ ся, отдать все свои силы на выполнение задач , поставлен­ ных Законом об укреплении связи школы с жизнью. приняли активное участие в ремонте школы. Неплохо обстоят дела у ребят с работой и на при­ школьном участке. Они еж е­ годно выращивают неплохой урожай овощей и картофе­ л я . От продажи продуктов школа ежегодно получает доход от 6 до 8 тысяч руб­ лей. Но встречается в нашей работе и много недостатков. В период учебного года де­ л а идут хорошо. Но лишь только преподаватели ухо­ дят в отпуск, положение резко меняется к худшему. Дневники не ведутся, мас­ совая работа среди учащих­ ся прекращается, все пу­ скается на самотек. И как раз в тот момент, когда ребятам особенно нужны наставники. Ведь в это вре­ мя учащиеся принимают активное участие в работе колхо за:заготавли ваю т кор­ ма общественному скоту, ухаживают за посевами, очи­ щают на току зерно. Сейчас, например, школьники помо­ гают труженикам села з а ­ готавливать силос, скирдо­ вать солоМу. А труд их не учитывается, его приписы­ вают бригадиры колхозни­ кам. Т ак а я обезличка тру­ да учащихся к хорошему не приведет. Сейчас, когда мы борем­ ся за претворение в жизнь обучения в соединении с трудом, нужна большая вос­ питательная работа среди учащихся. Все беседы долж ­ ны быть эмоционально з а ­ хватывающими, чтобы уч а­ щиеся поняли, что труд — это тоже романтика. (Из Главное—творческий труд учителей выступления учительницы Троицкой сем илетней школы тов. Шкатовой) 1959—60 учебный год войдет в историю советской школы как год, с которого начинается новый период ее развития. С этого года наша страна приступила к перестройке школы на осно­ ве решений XXI с ъ е зд а Ком­ мунистической партии Совет­ ского Союза и Закона Вер­ ховного Совета СССР об укреплении связи школы с жизнью. В свете этих решений и работала Троицкая семилет­ няя школа в прошедшем учебном году. Серьезное внимание было уделено новым методам преподава­ ния, а оно невозможно без связи обучения с жизнью. Использование, например, на уроках ру сско го язы ка материалов, почерпнутых из жизни учащихся, повыша­ ет эффективность урока, позволяет органически свя­ зать образовательные з а д а ­ чи с воспитательными. Надо постоянно откли­ каться на общественно-поли­ тические кампании в нашей стране. Мы не оставляем без внимания ни одного важного события и приуча­ ем детей обращаться к газетам . При этом учитель преследует грамматическую цель, прививает навыки чтения делового газетного материала и расширяет кру­ гозор учащихся. Должное внимание учите­ лями школы было уделено творческим работам. Опыт работы учителей нашей школы пок азал, что в активизации учебного про­ цесса преподавания русско­ го я зы к а основную роль играют самостоятельные р а­ боты учащихся, сокращение времени на опрос в начале урока или ликвидация опро­ са, осуществление учета знаний на протяжении все­ го урока, повторение прой­ денного материала и окон­ чание урока выводами и объявлением оценок. Переходим иа 11-летнее обучение (И з вы ступления директора Боринской средней школы тов. Лапшова) В предстоящем учебном году наша школа переходит на одиннадцатилетнее обу­ чение учащихся. Исходя из потребностей района и об­ ласти , мы будем готовить плодоовощеводов и механи­ заторов широкого профиля. Для этого у нас есть все необходимое. Силами уч а­ щихся и преподавательского коллектива подготовлен к а ­ бинет машиноведения, кото­ рый будет полностью обес­ печен деталями и узлами автомашин и трактора. Име­ ет школа трактор и автомо­ биль. На 15 тысяч рублей приобретено наглядных по­ собий. Станками, в ер с так а ­ ми и другим оборудованием пополнена мастерская. Кро­ ме того, школа располагает 15 гектарами земли, где учащиеся будут осваивать сельскохозяйственные спе­ циальности. Для обучения намеченным специальностям у нас уже есть опыт. Уже три года мы подготавливаем тракторис- тов-машинистов. В прошед- _ шем учебном году более 40 ’ учащихся получили специ­ альности трактористов-ма- шинистов, плодоовощеводов, мастеров кройки и шитья. Введение политехническо­ го обучения на основе Зако ­ на об укреплении связи шко­ лы с жизнью потребует более разносторонней подготовлен­ ности преподавательского состава к проведению зан я ­ тий. Поэтому учителям нуж ­ но к ак можно лучше изу ­ чить основы сельскохозяй­ ственного производства, в частности, растениеводство, животноводство, машинове­ дение. Потребуется и тща­ тельное изучение полной экономии. Возможно, в процессе учебы у нас встретятся на первых порах и недостатки, но мы постараемся как можно меньше их допускать, приобщим всех учащихся к труду, к ак можно лучше поставим дело коммунисти­ ческого воспитания подрас­ тающего поколения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz