Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)
2 Л Е Н И Н С К А Я ИСК Р А 31 августа 1960 г. № 104 (2626) ЗА ТЕСНУЮ СВЯЗЬ ш к о лы с ж и з н ь ю Чтоб труд был овеян романтикой (Из выступлен и я д ирект ора Студено Хуторской вос ь м илетней шк олы тов. Букреева) На днях в Бо ринск ой средней школе состояло сь тра дици онное совещан ие учителей школ района. С докладом «Об ит огах работы Всеросс ийск ого съезда уч ителей» вы ступ ил з амес титель председател я обл исп олкома П. Пр и- лепский. Д оклад «Об и тогах учебно-восп итательн ой рабо ты школ района» сделал заведующ ий рай онным отделом народного образован и я Б. Лукашов. Оба доклада бы ли обсуждены собравш и м ис я уч ител ям и. В прени ях вы ступи ли директ ор Студено-Хуторской восьмилетней школы Ф.: Букреев, учительница русского языка Троицкой семи летней школы Н. Шкатова, директор Боринской средней школы С. Лапшов, директор Боринского спецдетдома 3. Соболева, учительница немецкого языка Сырской вось милетней школы Синицина, заведующая Подгоренской начальной школы Н. Гришина, председатель Стебаевско- го сельсовета Д. Коршиков, преподаватель физвоспитания Сырской восьмилетней школы Ф . Ярморкин, секретарь парторганизации колхоза «Строитель коммунизма» Куз нецов, председатель райисполкома Ф . Суханов, секретарь райкома КПСС И. Шагунов и другие товарищи. В каждом выступлении уделялось большое внимание улучшению воспитания подрастающего поколения, укреп лению связи школы с жизнью, с производством, с прак тикой коммунистического строительства. Ниже печатаются некоторые выступления. Уже три года к ак труд в нашей школе является неотъемлемой частью учеб ного процесса. У нас введе но самообслуживание. Кро ме того, учащиеся работают в мастерской, на пришколь ном участке. Мастерская ежегодно по полняется новыми современ ными станками и другим оборудованием. Школьники научились мастерить стулья, табуреты, столы. Особенно хорошо потрудились учащие с я летом этого года. Они Улучшить учебно-воспитательную работу в школах (Из д ок л а д а заведую щ его районо тов. Лукашова) Многие учительские коллек тивы, к а к ,' например, Гудов- ской, Соловьевской, Алексан дровской, Васильевской, Троиц кой и Падовской школ, в минувшем учебном году доби лись неплохой успеваемости учащихся. Это результаты упорного и настойчивого труда учителей, улучшения качества преподавания отдельных дис циплин. Взять, к примеру, преподавателей русского я зы ка и литературы .' Многие из них навсегда отошли от фор мальных методов преподавания и стали значительно больше уделять внимания развитию речи, логическому мышлению, тренировочным работам по закреплению навыков грамот ного письма. Е таким учите лям можно отнести Н. М. Шка- тову (Троицкая семилетняя школа), А. И. Чеботареву (Сту дено-Хуторская восьмилетняя школа), А. И. Сумину (Сырс- к а я восьмилетняя школа), 0 . В. Шагунову, М. Е. Щуки ну (Боринская средняя школа) и многих других. На каждом уроке они проводят орфографи ческие пятиминутки, словар ные диктанты , сочинения по опорным словам, проверяют пра вописание отдельных слов при устном опросе, разнообразят виды творческих работ. Словесники перестроили свою работу так, что новый материал, в основном, усваи в ается па уроке. Это дости га е тс я тем, что большая часть урока отводится на практи ческие работы по закреплению материала, на выработку н а выков применения и зуч енны х правил при письме. То же можно с к а за т ь и о преподавании математики. Большинство учителей матема тики обеспечили достаточно высокий уровень преподава ния и добились осознанных и прочных знаний учащихся, хорошего развития логическо го мышления, успешно разре шали задачи перестройки пре подавания математики, связи обучения с жизнью и подго товки молодого поколения к практической деятельности. Творчески решают эти вопро сы учителя Н. В. Дрюкова, А. Н. Попова, Ф. С. Букреева и многие другие. По физике во всех школах были проведены все лабора торные и практические работы. В Троицкой семилетней школе учащиеся практически опре деляли давление, в целях по вторения и закрепления прой денного материала, решали экспериментальные задачи. В Падовской, Троицкой, Ва сильевской и Часто-Дубравской школах проводились практичес кие работы по моделированию, изготовлялись учебно-нагляд ные пособия. Многие уроки физики проведены непосред ственно на производстве. Проделана такж е большая работа по перестройке препо давания биологии и химии в свете требований Закона об укреплении связи школы с жизнью. Учителя биологии Киселева (Крутогорская семи летн я я ш к о л а ) , Панкова (Боринская средняя школа), Карамышев (Васильевская се милетняя школа), Щедрин (Сырская семнлетняя школа) и другие творчески работают над построением уроков, при меняют разнообразные методы и приемы. То же самое можно ск а за т ь и о перестройке преподавания географии, истории и других изучаемых в школе предметов. Но, говоря о достижениях, нельзя не отметить и недостат ки, которых, к сожалению, еще немало в практике работы школ, отдельных преподавате лей. Не все коллективы н а пряженно трудились в истек шем учебном году. Плохую успеваемость показали Ленин с к а я , Арх-Борковская, Тернов- с к а я , Лозовская и Ясно-Полян- ская школы. В этих школах не успевает почти каждый восьмой ученик. В Ленинской средней школе, например, из 497 учащихся не успевают 62 человека. А ведь это средняя школа, которая должна з а д а вать тон хорошей и отличной работы. Но этого нет. Низкая успеваемость объясняется тем, что директор школы тов. Га- белко не проявил должной требовательности и настойчи вости в улучшении руководст ва работой учительского кол лектива, пустил дело обуче ния на самотек. Очень плохо работала и з а ведующая Ясно-Полянской шко лой тов. Перелыгина. Ее уча щиеся имеют очень слабые знания и непрочные практиче ские навыки. Во многих школах часто много тратится времени на опрос учащихся. Это принодит к тому, что большинство уче ников в это время бездейст вуют. Теряется ценное время. Некоторые преподаватели рус ского язы ка и литературы, ма тематики и физики, биологии, химии и других предметов не перестроили свою работу в свя зи с требованиями Закона об укреплении связи школы с жизнью, мало уделяют внима ния анализу работ учащихся. Много и других недостатков. Повинен в этом, в первую очередь, районный отдел на родного образования, который не сумел своевременно предъ явить необходимые требования руководителям школ. Не совсем глубоко проверяли работу школ инспектора, неудовлетвори тельно проводил работу с ру ководителями школ методиче ский кабинет. Поэтому в этом учебном го ду надо сделать все, чтобы не допустить ошибок прошлого года, улучшить учебно-воспи тательную работу с учащими ся, отдать все свои силы на выполнение задач , поставлен ных Законом об укреплении связи школы с жизнью. приняли активное участие в ремонте школы. Неплохо обстоят дела у ребят с работой и на при школьном участке. Они еж е годно выращивают неплохой урожай овощей и картофе л я . От продажи продуктов школа ежегодно получает доход от 6 до 8 тысяч руб лей. Но встречается в нашей работе и много недостатков. В период учебного года де л а идут хорошо. Но лишь только преподаватели ухо дят в отпуск, положение резко меняется к худшему. Дневники не ведутся, мас совая работа среди учащих ся прекращается, все пу скается на самотек. И как раз в тот момент, когда ребятам особенно нужны наставники. Ведь в это вре мя учащиеся принимают активное участие в работе колхо за:заготавли ваю т кор ма общественному скоту, ухаживают за посевами, очи щают на току зерно. Сейчас, например, школьники помо гают труженикам села з а готавливать силос, скирдо вать солоМу. А труд их не учитывается, его приписы вают бригадиры колхозни кам. Т ак а я обезличка тру да учащихся к хорошему не приведет. Сейчас, когда мы борем ся за претворение в жизнь обучения в соединении с трудом, нужна большая вос питательная работа среди учащихся. Все беседы долж ны быть эмоционально з а хватывающими, чтобы уч а щиеся поняли, что труд — это тоже романтика. (Из Главное—творческий труд учителей выступления учительницы Троицкой сем илетней школы тов. Шкатовой) 1959—60 учебный год войдет в историю советской школы как год, с которого начинается новый период ее развития. С этого года наша страна приступила к перестройке школы на осно ве решений XXI с ъ е зд а Ком мунистической партии Совет ского Союза и Закона Вер ховного Совета СССР об укреплении связи школы с жизнью. В свете этих решений и работала Троицкая семилет няя школа в прошедшем учебном году. Серьезное внимание было уделено новым методам преподава ния, а оно невозможно без связи обучения с жизнью. Использование, например, на уроках ру сско го язы ка материалов, почерпнутых из жизни учащихся, повыша ет эффективность урока, позволяет органически свя зать образовательные з а д а чи с воспитательными. Надо постоянно откли каться на общественно-поли тические кампании в нашей стране. Мы не оставляем без внимания ни одного важного события и приуча ем детей обращаться к газетам . При этом учитель преследует грамматическую цель, прививает навыки чтения делового газетного материала и расширяет кру гозор учащихся. Должное внимание учите лями школы было уделено творческим работам. Опыт работы учителей нашей школы пок азал, что в активизации учебного про цесса преподавания русско го я зы к а основную роль играют самостоятельные р а боты учащихся, сокращение времени на опрос в начале урока или ликвидация опро са, осуществление учета знаний на протяжении все го урока, повторение прой денного материала и окон чание урока выводами и объявлением оценок. Переходим иа 11-летнее обучение (И з вы ступления директора Боринской средней школы тов. Лапшова) В предстоящем учебном году наша школа переходит на одиннадцатилетнее обу чение учащихся. Исходя из потребностей района и об ласти , мы будем готовить плодоовощеводов и механи заторов широкого профиля. Для этого у нас есть все необходимое. Силами уч а щихся и преподавательского коллектива подготовлен к а бинет машиноведения, кото рый будет полностью обес печен деталями и узлами автомашин и трактора. Име ет школа трактор и автомо биль. На 15 тысяч рублей приобретено наглядных по собий. Станками, в ер с так а ми и другим оборудованием пополнена мастерская. Кро ме того, школа располагает 15 гектарами земли, где учащиеся будут осваивать сельскохозяйственные спе циальности. Для обучения намеченным специальностям у нас уже есть опыт. Уже три года мы подготавливаем тракторис- тов-машинистов. В прошед- _ шем учебном году более 40 ’ учащихся получили специ альности трактористов-ма- шинистов, плодоовощеводов, мастеров кройки и шитья. Введение политехническо го обучения на основе Зако на об укреплении связи шко лы с жизнью потребует более разносторонней подготовлен ности преподавательского состава к проведению зан я тий. Поэтому учителям нуж но к ак можно лучше изу чить основы сельскохозяй ственного производства, в частности, растениеводство, животноводство, машинове дение. Потребуется и тща тельное изучение полной экономии. Возможно, в процессе учебы у нас встретятся на первых порах и недостатки, но мы постараемся как можно меньше их допускать, приобщим всех учащихся к труду, к ак можно лучше поставим дело коммунисти ческого воспитания подрас тающего поколения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz