Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)
Л Е Н И Н С К А ! М О К Р А Первый помощник учителей Одно время в семье ученика Шкатулина Ивана создалось ненормальное положение. Квар тира превратилась в дом заез жих для шоферов. Мать не только не препятствовала это му делу, но даже способство вала. Бесконечные попойки, ругань, шум подгулявших слу чайных проезжих' мешали уче нику нормально готовить уро ки дома. Он стал заметно*от ставать в учебе. Квартиру ученика неодно кратно посещала учительница, подолгу беседовала с матерью ученика П. Н. Шкатулиной, убеждала её отказаться от раз гульной жизни, создать нор мальные условия для учебы ребенка. Однако эти беседы не действовали на мать. Не помогали убеждения и дирек ции школы. Тогда на помощь учителям пришла родительская' общест венность. Председатель роди тельского комитета школы На талья Семеновна Бударина не сколько раз посетила кварти ру ученика, обратилась в проф союзную организацию по месту работы матери, в исполком сельского. Совета. Сила общественного воздей ствия не прошла бесследно. Вскоре для ученика, были соз даны нормальные условия, и он стал лучше успевать. Изме нилось и поведение матери. Или такой случай. В семье учеников Красниковых случи лось большое несчастье —умер ла мать, оставив девять чело век детей. Самое горячее уча стие в дальнейшей судьбе* си рот приняла вместе с другими членами родительского комите та Наталья Семеновна. Часто подолгу бывала в семье, по могла определить детей в дет ский дом. А вот стал пропускать уро ки первоклассник' Юра Копы лов*- Чтобы выяснить и устра нить причину, вместе с учи тельницей побывала на квар тире ученика председатель ро дительского комитета, погово рила- с матерью. Ученику была оказана материальная помощь, и пропуски уроков . прекрати лись. Такие примеры можно приво дить без конца. Правда, не все они имеют такой благопо лучный конец. С горечью рас сказывает Наталья Семеновна о тех случаях, когда все при нимаемые меры не приносят нужных результатов. Своей общественной работе Наталья Семеновна Бударина отдает много времени и труда. Пожалуй, ни одно мероприятие в школе не обходится без её участия. Проведение новогод них ёлок, выпускных вечеров, организация лекций для роди телей, родительские собрания и многое другое. Новогоднюю ёлку учащиеся средней школы в этом году встречали не в классной ком нате, как обычно, а в простор ном, только что открытом спор тивном зале. И в том, что де ти получили замечательное по мещение, есть доля труда и заботы общественницы. Зал строился хозяйственным способом. А это значит, что для его строительства не бы ли запланированы строитель ные материалы, оборудование для парового отопления и дру гое. Изыскать излишки строи тельных материалов в других организациях — дело нелегкое. Одно время строительство спортивного зала остановилось из-за отсутствия кровли. На талья Семеновна решила обра титься за помощью к депута ту Верховного Совета СССР. И кровля нашлась. — Наш первый помощник в воспитании детей, — говорят учителя о Наталии Семеновне Будариной, п р е д с е д а т е л е школьного родительского ко митета. К. Михайлов. О' Л Ю Д Я Х ХО Р() Ш и X П О Д А РО К С К Р ОМ Н О Й Ж Е Н Щ И Н Ы Это произошло на днях. Во второй половине дня в Борин- ский детдом пришла почта, а вместе с нею денежный пере вод. Не прошло и несколь ких минут, как все воспитан ники уже знали, что из горо да Липецка пенсионерка Мария Федоровна Бартенева присла ла им подарок. В своем не многословном письме она писа ла: «Дорогие мальчики и де вочки. Примите мой скромный подарок. Я посылаю вам 1000 рублей, на которые можете приобрести музыкальные ин струменты. С приветом! Барте нева Мария Федоровна». В этот же день ребята по слали ответ своей доброй не знакомке. «Здравствуйте, доро гая Мария Федоровна!—писали они.—Примите наш горячий пионерский привет! Сообщаем, что посланные Вами деньги получили. Большое спасибо. Уважаемая Мария Федоров на, на прошедшем слете вос питанников детских домов нас премировали музыкальны ми инструментами. Теперь они у нас есть в достаточном ко личестве. Поэтому мы очень хотим, чтобы Вы разрешили нам использовать деньги на приобретение телевизора. Две сти рублей уже есть в нашей копилке. Мария Федоровна, пригла шаем Вас в гости. Мы будем очень рады Вашему приезду. Желаем Вам всего'хорошего, здоровья и успехов в жизни». Ребята были очень довольны подарком. В любой их беседе речь обязательно сводилась к незнакомой женщине. В своем воображении они старались представить её образ, она должна быть обязательно седо волосая с голубыми глазами, мягким задушевным голосом. И что пенсионерка эта не кто иная, как бывшая учительница Для чего мы запускаем ракеты в космос? Мы отделены от безграничного космического пространства тол стым слоем воздуха, окружающе го земной шар,—земной атмосфе рой. Сквозь нее к нам идут свет от Солнца и звезд, их ультрафи олетовое и рентгеновское излуче ние, радиоволны и загадочные космические лучи. Наблюдая с помощью специаль ных приборов различные виды излучений небесных тел, ученые определяют химический состав, температуру и многие другие свойства этих тел и „межзвездной среды"—черезвычайно разрежен ного вещества в космическом про странстве. Однако излучение, ко торое доходит до поверхности Земли, по своему составу сильно отличается от первоначального. Ультрафиолетовые и рентгенов ские лучи поглащаются в атмос фере, а космические лучи изме няются до неузнаваемости. Для того, чтобы получить правильные представления о свойствах излу чений, необходимо исключить влияние земной атмосферы, то есть измерения производить за ее пределами. Давно уже делались попытки поднять приборы как можно вы ше. Но только создание искусст венных спутников Земли и запуск космических ракет открыли ши рокие перспективы непосредствен ного изучения физических усло вий в космическом пространстве и природы небесных тел. Было естественно начать с ближайшего к нам небесного тела—Луны. Луна—не в точности шар. Она слегка вытянута—приблизительно на одну тысячную долю своего диаметра. Но этого достаточно, чтобы Земля своим притяжением удерживала Луну вытянутостью к себе. В течение каждого оборо та вокруг Земли Луна успевает повернуться к Солнцу всеми сто ронами, а к Земле как бы „при вязана" одной и той же стороной. Обратная ее сторона с нашей планеты невидима. И вот на третьей советской космической ракете, облетевшей Луну и Землю, впервые в истории получены фотографии этой недо ступной для наблюдений стороны Луны. Для того, чтобы ее сфото графировать, нужно было напра вить на нее фотоаппаратуру, рас положенную на ракете. И хотя автоматическая ориентация аппа ратуры в пространстве связана с большими трудностями, советские ученые и эту задачу успешно ре шили. После автоматического проявле ния фотопленки с помощью спе циальной телевизионной системы изображения Луны были переда ны на Землю. Фотоснимки под твердили, что поверхность лунно го полушария, невидимого с Зем ли, принципиально не отличается от полушария, обращенного к ней; она только более гориста. Совет ские ученые завоевали право при своить имена горам и „морям", открытым на обратной стороне Луны. Так появились на карте Луны дорогие советскому чело веку названия: море Москвы, кра теры Циолковский и Ломоносов, горный хребет Советский, море Мечты, кратер Жолио-Кюри, за лив Астронавтов. Успешная передача телевизион ных изображений с борта косми ческой ракеты на Землю с рас стояния 470 тысяч километров открывает перед астрономией за манчивые перспективы изучения планет нашей солнечной системы. Очень важен для изучения небес ных тел метод их облета, осу ществленный советскими людьми в отношении Луны. Этот метод выгоден с точки зрения расхода энергии. Если ракету направить, например, к Марсу, то она через некоторое время без дополнитель ной затраты горючего пройдет на сравнительно небольшом расстоя нии от Земли и передаст людям по радио научную информацию, собранную в районе Марса, и де тальные изображения его поверх ности. Эти данные о Марсе будут очень ценными: они помогут раз решить загадки „каналов" на Мар се и проблему жизни на этой планете. Сведения о физических усло виях в космическом пространстве и на небесных телах имеют не только научное значение. В наши дни они приобретают большой практический интерес. Мы живем в такое время, когда начинает осуществляться многовековая меч та человечества—межпланетные путешествия. Но прежде, чем от- шш воспитательница, которая горячо любит детей. Только одно огорчало вос питанников: Мария Федоровна, по-видимому, из-за своей скром ности не дала свой адрес, лаконично написав «До вост ребования». Но всем хотелось узнать: кто она- такая, чем занимается, каков её жизнен ный путь, где живет, чтобы можно было навестить её, ког да представится возможность. И вот по их просьбе мы ре шили найти Марию Федоровну Бартеневу и рассказать о ней. Отыскать её не представля ло большого труда, хотя в Липецкой: «Горсправке» назва ли несколько Бартеневых, ко торые, притом, все были Ма рии Федоровны. И вот в одном из двухэтаж ных домиков на улице* Макси ма Горького я беседую с пен сионеркой. Она несколько рас терялась ц в то же время об радовалась моему приходу. Долго не могла говорить, тщательно перебирая дрожа щими руками лежавшие на кровати вещи. Ребята, рисуя в своем воображении её образ, во многом не ошиблись, толь ко она была не учительницей и не воспитательницей, а простой рядовой труженицей— работала проводником на пас сажирском поезде. Жизнь её сложилась труд но, после революции 1905 го да, когда ей было 22 года, работу в городе Ельце, где она жила, не отыскать. И мо лодая девушка трудилась по денно, стирала и гладила в править в космос человека, необ ходимо хорошо изучить условия, в которые он попадет, разрабо тать надежные средства его за щиты. Знать процессы, происходящие на Солнце, и их влияние на верх ние слон земной атмосферы необ ходимо для того, чтобы обеспе чить надежную радиосвязь на Земле и предсказывать ее нару шения и „магнитные бури". Такие данные важны для дальней авиа ции и флота. Исследования с о л н е ч н о 'г о ультрафиолетового излучения, ко торые ведутся на ракетах, допол няют наши сведения о спектре Солнца, а спектральный анализ дает возможность судить о физи ческих условиях на Солнце и других звездах и изучать поведе ние вещества при таких давле ниях и температурах, которые современная техника не позволяет воспроизвести в наших лаборато риях. Исследование космических частиц сверхвысоких энергий дает новые сведения о строении ве щества и приближает тот день;' когда мы научимся управлять ядерными реакциями. Тогда атом ная энергия войдет в наш быт, станет повседневной реальностью. Некоторые явления на Земле тоже лучше исследовать с боль шого расстояния. Удаляясь от Земли на сотни и на тысячи ки лометров, можно узнать глубину залегания крупных магнитных аномалий, скрывающих в себе по лезные ископаемые. С большой высоты можно наблюдать облач ный покров Земли одновременно на громадных территориях. Это поможет нашим метеорологам точнее предсказывать погоду, точнее узнать „механизм" воз никновения погоды и ее связи с Солнцем, найти ключ к управле нию ею. Человек будет тогда только направлять процессы при роды в нужное русло, что откро- домах купцов и чиновников. После вышла замуж за маши ниста паровоза. Родился сын Леонид, которому она отдава ла всю свою горячую любовь и ласку. Не прошло и года, как умер муж. Она осталась одна с грудным младенцем. Мно го трудностей пережила, но воспитала сына настоящим со ветским человеком. Он стал боевым командиром нашей ар мии. В годы войны с немецко-фа шистскими захватчиками в одном из кровавых боев Лео нид погиб. Горько онлакивала Мария Федоровна смерть сво его сына, волосы на ее голо ве седеть стали, пошаливало сердце. Работать уже не было сил, и годы говорили свое, ведь к тому времени ей уже 60 лет исполнилось. Сейчас Марии Федоровне уже 76 лет. Но она еще вы глядит неплохо, бодро, сама все делает по хозяйству. Ее часто можно видеть с детьми на улице, в парке, в скверах. Рассказывает сказки, о своей жизни. Когда я прощался с Марией Федоровной, она сказала: — Передайте детям Борин- ского детдома мой большой привет. Желаю им наилучших успехов в жизни и у ч е б е . Пусть они растут настоящими советскими людьми, а сэко номленные мною деньги от пенсии прибавят к своим н купят телевизор. С. Селезнев. ет невиданные перспективы для развития сельского хозяйства. Запуск каждого искусственно го спутника Земли, каждой кос мической ракеты дает что-либо новое и для развития самой ра кетной техники. В недалеком вре мени будут, очевидно, запускаться вечные искусственные спутники с автоматическими промежуточ ными телевизионными станциями. Это даст возможность смотреть десятки телевизионных программ из крупных городов в любой точ ке земного шара. На Луне со временем, возмож но, будет создана сначала посто янно действующая автоматическая научная лаборатория, а затем— обслуживаемая людьми обсервато рия. Это откроет новые возмож ности развития астрономии, гео физики, ядерной физики ^ других наук. Заатмосферная крупная об серватория необходима, например, для детального исследования по верхности и атмосфер больших планет, для окончательного реше ния вопроса о наличии воды на Марсе перед полетом к этой пла нете. Ракетная техника открывает пе ред нами большие возможности, и Советский Союз уверенно дер жит первенство в этой области. В. Давыдов, ученый секретарь Государст венного астрономического института имени П. К. Штенберга. Редактор В. А. ДЕЕВ. САЙ Анастасия Гавриловна, проживающая в с. Сырское, Бо- ринского района, Липецкой обла сти, возбуждает дело о расторже нии брака с САЙ Илларионом Сидоровичем, проживающим в г. Липецк, Студенки, ул. Из вестковая, дом 48. Дело будет слушаться в нарсу де города Липецка. Зак. 21 Типография газеты .Л енинская искра" с. Боринское, Липецкая обл. Тираж 1600 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz