Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)

Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)

4 Л Е Н И Н С К А Я И С К Р А 1 мая 1 9 6 0 г . Л« 52 Г2674) В аван гар д е—номмунисты Ставропольский край. Ме­ ханизаторы совхоза „Ай гур- скнй“ Апанасенковского рай­ она включились в социалисти­ ческое соревнование за досроч­ ное выполнение плана второго года семилетки. В первых рядах соревную­ щихся идут коммунисты. Парт­ групорг первой фермы совхо­ за" А. В. Дьяконов в совершен­ стве овладел пятью профессия­ ми: тракториста, комбайнера, слесаря, плотника и каменщи­ ка. Работая на севе колосовых, А. В. Дьяконов за смену засе­ вал по 75^-80 гектаров при норме 40 га. На снимке: А. Дьяконов ре­ гулирует квадратно-гнездовую сеялку. Фото В. Хухлаева и В. Миха­ лева. Фотохроника ТАСС ЖСогдт, го в о р ят с е р д ц е Т В О Р Ч Е С К И Й Т Р У Д Воодушевленный историчес­ кими решениями И Г с ъ е з д а КПСС, коллектив автоколонны Боринского сахарного зав од а борется з а то, чтобы свой с е ­ м и л е т и й план выполнить за 5 л ет. Побуждаемы е этой бл а ­ городной целью, рабочие стр е­ мятся и зо дня в день повы­ шать производительность тру­ д а , м еханизировать трудоем ­ кие процессы . Немалая роль в этом принадлежит рационали­ заторам , людям творческого инициативного тр уда. Их чис­ ло с каждым годом увеличи­ в а ет ся . Они внесли много цен ­ ных, рационали заторских пр ед­ лож ений , способствующих в более короткий с р о к ' ремонти­ ровать автомашины. В прошлом при ремонте ав­ томашин много времени у х о д и ­ ло на то, чтобы снять мотор, к у зов с рамы. Д елалось это то гд а вручную. Слесаря, тока­ ри и други е бросали свои ра­ бочие м еста и шли помогать. Чтобы снять кузов , требовалось 1 0 — 1 2 человек в течение при­ мерно 1 0 минут, для снятия мотора нужно было не. менее 6 человек. Над таким непрои зводитель­ ным расходованием рабочего времени за д ум ал ся старший м еханик т. Порядин. По его предложению был сконструи­ рован подъемный кран, смон­ тированный на автомашине. Теперь с помощью крана один человек снимает кузов за 8 ми­ нут, а мотор— за 5 минут.. До н едавн его времени и з-за неисправностей вентилей авто­ мобильные камеры списывались в утиль. По предложению ра­ бочего т. Злеико автокамеры с вырванными вентилями с т а ­ ли реставрировать, то есть вваривать новые вентили. Это дало возможность значительно продлить срок службы камеры, сэкономить немало средств. Много внедрено и других предлож ений рабочих и и нж е­ нерно-технических работников. Благодаря творческому тру­ д у рабочих производственные за д ан и я по ремонту автомо­ билей перевыполнены . — Это наш подарок Перво­ маю ,— говорят рабочие. А. Шляпин, механик автоколонны. Все чаще и чаще читатели на­ шей газеты стали присылать в редакцию своя стихи. И это вполне естественно. Наша жизнь полна таких событий, о которых так и хочется рассказать стиха­ ми. И поэтому за перо берутся многие, испытывая при этом боль­ шое удовлетворение. Но, как пра­ вило, почти у всех, за исключе­ нием некоторых, стихи не уда­ ются. Одни не умеют пользовать­ ся изобразительными средствами, другие никак не могут найти нужных рифм, а третьи, нечего скрывать, даже не имеют пред­ ставления о самых элементарных правилах стихосложения. Все это приводит к неудачам. Стихи в газете не печатаются. Этот факт, конечно, приносит очень мало радости авторам стихов. Некото­ рые из них даже удивляются: мол, произведения хорошие, а их не публикуют. Поэтому задача этой статьи—дать хотя бы неполный анализ некоторых присланных в редакцию произведений, расска­ зать о их недостатках, отметить удачные места в стихах. 22 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения вождя револю­ ции Владимира Ильича Ленина. Эта дата была торжественно от­ мечена в нашей стране. Не прош­ ли мимо этого события и местные поэты. Выразить любовь к вождю, рассказать о своих глубоких чув­ ствах к нему—вот что руководи­ ло авторами стихов. Вот стихотворение „Юному ле­ нинцу", написанное старшей пио­ нервожатой Боринской средней школы С. Лукашовой. Оно остав­ ляет приятное впечатление: в нем есть проникновенно написанные строки: Ленин! Он с тобой везде и всюду: В классе ли за картою сидишь, Мчишься с горки, моешь ли посуду, Или птицам домик мастеришь. Или: Имя, что всего дороже стало: В нем вся жизнь, все мысли, все мечты. Но в целом произведение нель­ зя признать удовлетворительным: оно страдает многими недостатка­ ми. Во-первых, много слабых гла­ гольных рифм, как, например, „си­ дишь—мастеришь", „носил—жил", „пройдешь—пронесешь", которы­ ми в настоящее время мало кто пользуется. Во-вторых, много не­ оправданных повторений. И, в-третьих, в произведении не вы­ держан до конца стихотворный размер. Так, в последней строфе: С ним пойдешь к победе, к зорям коммунизма, (О б з о р с т и х о в ) С ним любые трудности пройдешь. По путям широким нашей жизни Это имя в сердце пронесешь. Здесь первая и третья строки не перекликаются ударными сло­ гами. Это идет вразрез с прави­ лами стихосложения. Во втором стихотворении С. Лу­ кашовой „Девушке-учительнице, замученной Оберлендерэм" также имеются недоработки, аналогич­ ные первому. Кстати сказать, в обоих стихотворениях встречают­ ся смысловые погрешности. Посвящено В. И. Ленину и сти­ хотворение учительницы Часто- Дубравской с р е д н е й школы К. Сердюк. Произведение с хоро­ шим замыслом, сюжетное. В нем гОторится о том, как старушка рассказывает своему внуку о Ле­ нине, его жизни и борьбе за счастье людей. Содержание хоро­ шее, но остальное заставляет же­ лать много лучшего. Автор часто сбивается с ритма, пользуется не­ точными рифмами, как, например, „хитро—это кто", „большую— вольной", „доме—взоре* и другие. Встречаются и смысловые погреш­ ности. Член сельхозартели „Путь Ле­ нина" Я. Растегаев старается пи­ сать о том, что близко его душе, народу. Он также в своих стихах допускает ошибки, показанные выше: Октябрь великий торжествует, И тот день мы не забудем. В тот день трудящийся народ Сбросил с плеч оковы, гнет, Какой веками нас давил, И тут себя освободил От рабских пут буржуазии. Уж нет помещичьей России С её законом палачей... А вот стихотворение учащегося Васильевской семнлетней школы А. Попова „Отважные" . Оно по­ священо четверке советских сол­ дат, победивших стихию. Произ­ ведение хорошее, но написано оно наспех, и поэтому изобилует многими недостатками. Разве мож­ но писать так: Старик седой разбушевался океан. Непонятно, кто разбушевался: старик седой или океан? Автор, видно, хотел выразиться образно, решив назвать океан седым ста­ риком, но хорошо не подумал над построением этого предложе­ ния, и потому оно получилось не­ грамотным. И таких примеров можно привести немало. Много в стихах прозы: Вот день рождения Крючковского справляли Предложили полкружки сверх пайка. Лида нашла родных Многие жители нашего города знают токаря М етиз­ но-м еханического за в о д а , лыжницу-перворазря д н и ц у Лидию К озлову, но почти никто не зн а е т , что подлин­ ная е ё фамилия не К озло­ ва, а Путилина и что вос­ питали е ё не родители , а совершенно чуж и е люди. Вот как это произошло. Мать Лиды ум ерла, когда дочери исполнилось всего 3 м есяца. Отец, Николай Пу­ тилин, у которого после жены осталось ещ ё четверо д ет ей , тяж ело забол ел , вы­ н уж д ен был отдать малень­ кую Лиду своей сестр е, ко­ торая воспитывала девочку до четырех л ет, а затем , когда овдовела, отвела её в детдом . В 1 9 4 3 г о д у шестилетнюю Лиду взяли и з Саракташ- ского детдом а на воспита­ ние бездетны е супруги Ма­ рия Павловна Байкова и Иван Данилович Козлов. Так Лида приобрела вторых родителей. Козловы очень тепло и сердечно относились к ней, ни в чем н е отка­ зывали. Лида окончила 8 классов, но затем вынужде­ на была оставить школу и пойти на ’ за в о д , так как случилось новое горе: умер отец Иван Данилович К о з­ лов. Не стало ещ ё одного близкого человека. — После смерти отца я особенно почувствовала свое одиночество, несмотря на то, что мать окруж ала меня заботой и вниманием ,— р а с­ сказывает Лидия,— несколь­ ко раз я х отел а разы скать своих подлинных родителей, но не д ел ал а этого, опа­ са я сь оскорбить маму. В конце прошлого г о д а , п о се­ щая политкружок, я п о д е­ лилась своими мыслями с руководителем к р у ж к а Г . . Степановым, который по­ мог мне написать письма в Орловскую и Липецкую об­ л асти , г д е , как нам стало и зв естно, проживает много Путилиных. Через несколь­ ко дней я получила письмо и з Боринского от сестры Гали, которая сообщила о своей радости и п ер едала горячий привет от папы, брата Леонида и сестер Т а­ мары и Валентины . Лидия положила на стол голубой конверт: «...Д ор о ­ га я сестр енка, — читаем мы,— если бы ты зн ал а, как мы были взволнованы и рады, когда у зн ал и , что ты жива и здорова и пом­ нишь о н а с. Лидочка, с е с т ­ ричка, при езж ай скорее к нам . Мы так ж аж д ем встре­ чи!..» — Вы п о ед ет е к своим родным?— спрашиваем Ли­ дию. — Д а ,— отвечает она. — Насовсем? — Нет, только погостить. Я не могу оставить свою вторую мать. Ведь она вос­ питала м еня ...А если решу у ех а т ь н а в сегд а , то толь­ ко вместе с ней. Правильно Лида! Ты по­ ступаеш ь как истинная комсомолка. Нельзя о ст а ­ вить человека, сделавш его для тебя столько хорош его. Ты нашла своих родных. Теперь у тебя две семьи. Обе любят тебя и желают счастья. И ты не долж н а предпочитать одну другой. А. Клящин, токарь ММ3. Л. Сидоренко, фрезеровщица ММ3. Из районной газеты „Новый путь" Кувандыкского района, Оренбургской области. ❖ * * 2 8 апреля Лидия при­ ех ал а в Боринское, к сестр е Г але Рукавишниковой. И сего дн я она впервые в сво­ ей жи зни встречает Первое Мая вместе с отцом, с е с т ­ рами Галиной, Тамарой, Валентиной и братом Леони­ дом. Или: Три раза видели они на „горизонте Не наши проходившие суда. Кстати сказать, здесь допуще­ на ошибка. Во время шторма не­ возможно распознать флаг кораб­ ля. И другое стихотворение А. По­ пова „Весна на полях колхоза* страдает такими же недостатками. А некоторые произведения, при­ сланные в редакцию, даже невоз­ можно назвать стихами. К числу таких можно отнести стихотво­ рение жителя села Маховище A. Голошубова „Поднявшись бу­ рей над волной*. Для примера приводим одну строфу, сохраняя при этом син­ таксис: Я будут плавать пока есть сила Все океаны озарю. Приближусь к берегу поближе И хоть разочек загляну Услышу песню жаворонка И свежим в о зду х о м дыхну. Что хотел показать автор—не­ известно, По-видимому, о-| и сам трудно разбирается в этом. Слабым произведением являет­ ся и стихотворение пенсионера П. Куколева „Весна*. От вышеперечисленных произ­ ведений выгодно отличаются сти­ хи бригадира овощеводческой бригады колхоза „Путь Ленина* B. Егорова. Он хорошо владеет рифмой, пользуется художествен­ ными изобразительными средст­ вами: Не колючая поземка— Сатанинский пересвист, В небе жаворонок звонкий Колокольчиком повис. В этом стихотворении „Не ко­ лючая поземка" образно показа­ на картина подкормки озимых с самолета. Но, стараясь писать образно, В. Егоров иногда переходит гра­ ницы возможного. Так, в стихо­ творении „Раздумье* он пишет: „Рассветилась луна по-свойски*. Как „по-свойски* — непонятно. Метафоры иногда слишком вы­ чурны: Земляки мон-астронавты. Станут гриву её (луны трепетать). Грива может быть у лошади, но только не у луны. Такие недостатки встречаются и в других стихах В. Егорова. Но в целом его стихотворения можно назвать зрелыми. В них видно мастерство, умение автора писать образно. В заключение хочется сказать молодым поэтам нашего района, что все они очень слабо работа­ ют над своими стихами, не учат­ ся мастерству. Это и приводит к неудачам. И поэтому тот, кто хочет научиться писать хоро­ шие стихи, должен быть трудо­ любивым, работать над каждой строкой, отшлифовывать её. Вот что по этому поводу сказал из­ вестный советский писатель Кон­ стантин Симонов: „Литература вообще дело только для добро­ совестных людей, а для людей, не желающих быть добросовест­ ными, она—занятие неподходя­ щее". Да, только путем кропотливо­ го и настойчивого труда можно добиться успехов в поэзии. С. Селезнев. Редактор В. А. ДЕЕВ. В ЛЕТНЕМ КИНОТЕАТРЕ 1 м а я П раздни к свято го Иоргена 2 м а я Последний рейс 3 м а я Повесть о м олод ож ён ах Начало сеан сов в 21 час. Зак, 152 Типография газеты .Ленинская искра" с. Боринское, Липецкая обл. Тираж 1600 вкз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz