Ленинская искра. 1960 г. (с. Боринское Липецкой обл.)
4 Л Е Н И Н С К А Я И С К Р А 1 мая 1 9 6 0 г . Л« 52 Г2674) В аван гар д е—номмунисты Ставропольский край. Ме ханизаторы совхоза „Ай гур- скнй“ Апанасенковского рай она включились в социалисти ческое соревнование за досроч ное выполнение плана второго года семилетки. В первых рядах соревную щихся идут коммунисты. Парт групорг первой фермы совхо за" А. В. Дьяконов в совершен стве овладел пятью профессия ми: тракториста, комбайнера, слесаря, плотника и каменщи ка. Работая на севе колосовых, А. В. Дьяконов за смену засе вал по 75^-80 гектаров при норме 40 га. На снимке: А. Дьяконов ре гулирует квадратно-гнездовую сеялку. Фото В. Хухлаева и В. Миха лева. Фотохроника ТАСС ЖСогдт, го в о р ят с е р д ц е Т В О Р Ч Е С К И Й Т Р У Д Воодушевленный историчес кими решениями И Г с ъ е з д а КПСС, коллектив автоколонны Боринского сахарного зав од а борется з а то, чтобы свой с е м и л е т и й план выполнить за 5 л ет. Побуждаемы е этой бл а городной целью, рабочие стр е мятся и зо дня в день повы шать производительность тру д а , м еханизировать трудоем кие процессы . Немалая роль в этом принадлежит рационали заторам , людям творческого инициативного тр уда. Их чис ло с каждым годом увеличи в а ет ся . Они внесли много цен ных, рационали заторских пр ед лож ений , способствующих в более короткий с р о к ' ремонти ровать автомашины. В прошлом при ремонте ав томашин много времени у х о д и ло на то, чтобы снять мотор, к у зов с рамы. Д елалось это то гд а вручную. Слесаря, тока ри и други е бросали свои ра бочие м еста и шли помогать. Чтобы снять кузов , требовалось 1 0 — 1 2 человек в течение при мерно 1 0 минут, для снятия мотора нужно было не. менее 6 человек. Над таким непрои зводитель ным расходованием рабочего времени за д ум ал ся старший м еханик т. Порядин. По его предложению был сконструи рован подъемный кран, смон тированный на автомашине. Теперь с помощью крана один человек снимает кузов за 8 ми нут, а мотор— за 5 минут.. До н едавн его времени и з-за неисправностей вентилей авто мобильные камеры списывались в утиль. По предложению ра бочего т. Злеико автокамеры с вырванными вентилями с т а ли реставрировать, то есть вваривать новые вентили. Это дало возможность значительно продлить срок службы камеры, сэкономить немало средств. Много внедрено и других предлож ений рабочих и и нж е нерно-технических работников. Благодаря творческому тру д у рабочих производственные за д ан и я по ремонту автомо билей перевыполнены . — Это наш подарок Перво маю ,— говорят рабочие. А. Шляпин, механик автоколонны. Все чаще и чаще читатели на шей газеты стали присылать в редакцию своя стихи. И это вполне естественно. Наша жизнь полна таких событий, о которых так и хочется рассказать стиха ми. И поэтому за перо берутся многие, испытывая при этом боль шое удовлетворение. Но, как пра вило, почти у всех, за исключе нием некоторых, стихи не уда ются. Одни не умеют пользовать ся изобразительными средствами, другие никак не могут найти нужных рифм, а третьи, нечего скрывать, даже не имеют пред ставления о самых элементарных правилах стихосложения. Все это приводит к неудачам. Стихи в газете не печатаются. Этот факт, конечно, приносит очень мало радости авторам стихов. Некото рые из них даже удивляются: мол, произведения хорошие, а их не публикуют. Поэтому задача этой статьи—дать хотя бы неполный анализ некоторых присланных в редакцию произведений, расска зать о их недостатках, отметить удачные места в стихах. 22 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения вождя револю ции Владимира Ильича Ленина. Эта дата была торжественно от мечена в нашей стране. Не прош ли мимо этого события и местные поэты. Выразить любовь к вождю, рассказать о своих глубоких чув ствах к нему—вот что руководи ло авторами стихов. Вот стихотворение „Юному ле нинцу", написанное старшей пио нервожатой Боринской средней школы С. Лукашовой. Оно остав ляет приятное впечатление: в нем есть проникновенно написанные строки: Ленин! Он с тобой везде и всюду: В классе ли за картою сидишь, Мчишься с горки, моешь ли посуду, Или птицам домик мастеришь. Или: Имя, что всего дороже стало: В нем вся жизнь, все мысли, все мечты. Но в целом произведение нель зя признать удовлетворительным: оно страдает многими недостатка ми. Во-первых, много слабых гла гольных рифм, как, например, „си дишь—мастеришь", „носил—жил", „пройдешь—пронесешь", которы ми в настоящее время мало кто пользуется. Во-вторых, много не оправданных повторений. И, в-третьих, в произведении не вы держан до конца стихотворный размер. Так, в последней строфе: С ним пойдешь к победе, к зорям коммунизма, (О б з о р с т и х о в ) С ним любые трудности пройдешь. По путям широким нашей жизни Это имя в сердце пронесешь. Здесь первая и третья строки не перекликаются ударными сло гами. Это идет вразрез с прави лами стихосложения. Во втором стихотворении С. Лу кашовой „Девушке-учительнице, замученной Оберлендерэм" также имеются недоработки, аналогич ные первому. Кстати сказать, в обоих стихотворениях встречают ся смысловые погрешности. Посвящено В. И. Ленину и сти хотворение учительницы Часто- Дубравской с р е д н е й школы К. Сердюк. Произведение с хоро шим замыслом, сюжетное. В нем гОторится о том, как старушка рассказывает своему внуку о Ле нине, его жизни и борьбе за счастье людей. Содержание хоро шее, но остальное заставляет же лать много лучшего. Автор часто сбивается с ритма, пользуется не точными рифмами, как, например, „хитро—это кто", „большую— вольной", „доме—взоре* и другие. Встречаются и смысловые погреш ности. Член сельхозартели „Путь Ле нина" Я. Растегаев старается пи сать о том, что близко его душе, народу. Он также в своих стихах допускает ошибки, показанные выше: Октябрь великий торжествует, И тот день мы не забудем. В тот день трудящийся народ Сбросил с плеч оковы, гнет, Какой веками нас давил, И тут себя освободил От рабских пут буржуазии. Уж нет помещичьей России С её законом палачей... А вот стихотворение учащегося Васильевской семнлетней школы А. Попова „Отважные" . Оно по священо четверке советских сол дат, победивших стихию. Произ ведение хорошее, но написано оно наспех, и поэтому изобилует многими недостатками. Разве мож но писать так: Старик седой разбушевался океан. Непонятно, кто разбушевался: старик седой или океан? Автор, видно, хотел выразиться образно, решив назвать океан седым ста риком, но хорошо не подумал над построением этого предложе ния, и потому оно получилось не грамотным. И таких примеров можно привести немало. Много в стихах прозы: Вот день рождения Крючковского справляли Предложили полкружки сверх пайка. Лида нашла родных Многие жители нашего города знают токаря М етиз но-м еханического за в о д а , лыжницу-перворазря д н и ц у Лидию К озлову, но почти никто не зн а е т , что подлин ная е ё фамилия не К озло ва, а Путилина и что вос питали е ё не родители , а совершенно чуж и е люди. Вот как это произошло. Мать Лиды ум ерла, когда дочери исполнилось всего 3 м есяца. Отец, Николай Пу тилин, у которого после жены осталось ещ ё четверо д ет ей , тяж ело забол ел , вы н уж д ен был отдать малень кую Лиду своей сестр е, ко торая воспитывала девочку до четырех л ет, а затем , когда овдовела, отвела её в детдом . В 1 9 4 3 г о д у шестилетнюю Лиду взяли и з Саракташ- ского детдом а на воспита ние бездетны е супруги Ма рия Павловна Байкова и Иван Данилович Козлов. Так Лида приобрела вторых родителей. Козловы очень тепло и сердечно относились к ней, ни в чем н е отка зывали. Лида окончила 8 классов, но затем вынужде на была оставить школу и пойти на ’ за в о д , так как случилось новое горе: умер отец Иван Данилович К о з лов. Не стало ещ ё одного близкого человека. — После смерти отца я особенно почувствовала свое одиночество, несмотря на то, что мать окруж ала меня заботой и вниманием ,— р а с сказывает Лидия,— несколь ко раз я х отел а разы скать своих подлинных родителей, но не д ел ал а этого, опа са я сь оскорбить маму. В конце прошлого г о д а , п о се щая политкружок, я п о д е лилась своими мыслями с руководителем к р у ж к а Г . . Степановым, который по мог мне написать письма в Орловскую и Липецкую об л асти , г д е , как нам стало и зв естно, проживает много Путилиных. Через несколь ко дней я получила письмо и з Боринского от сестры Гали, которая сообщила о своей радости и п ер едала горячий привет от папы, брата Леонида и сестер Т а мары и Валентины . Лидия положила на стол голубой конверт: «...Д ор о га я сестр енка, — читаем мы,— если бы ты зн ал а, как мы были взволнованы и рады, когда у зн ал и , что ты жива и здорова и пом нишь о н а с. Лидочка, с е с т ричка, при езж ай скорее к нам . Мы так ж аж д ем встре чи!..» — Вы п о ед ет е к своим родным?— спрашиваем Ли дию. — Д а ,— отвечает она. — Насовсем? — Нет, только погостить. Я не могу оставить свою вторую мать. Ведь она вос питала м еня ...А если решу у ех а т ь н а в сегд а , то толь ко вместе с ней. Правильно Лида! Ты по ступаеш ь как истинная комсомолка. Нельзя о ст а вить человека, сделавш его для тебя столько хорош его. Ты нашла своих родных. Теперь у тебя две семьи. Обе любят тебя и желают счастья. И ты не долж н а предпочитать одну другой. А. Клящин, токарь ММ3. Л. Сидоренко, фрезеровщица ММ3. Из районной газеты „Новый путь" Кувандыкского района, Оренбургской области. ❖ * * 2 8 апреля Лидия при ех ал а в Боринское, к сестр е Г але Рукавишниковой. И сего дн я она впервые в сво ей жи зни встречает Первое Мая вместе с отцом, с е с т рами Галиной, Тамарой, Валентиной и братом Леони дом. Или: Три раза видели они на „горизонте Не наши проходившие суда. Кстати сказать, здесь допуще на ошибка. Во время шторма не возможно распознать флаг кораб ля. И другое стихотворение А. По пова „Весна на полях колхоза* страдает такими же недостатками. А некоторые произведения, при сланные в редакцию, даже невоз можно назвать стихами. К числу таких можно отнести стихотво рение жителя села Маховище A. Голошубова „Поднявшись бу рей над волной*. Для примера приводим одну строфу, сохраняя при этом син таксис: Я будут плавать пока есть сила Все океаны озарю. Приближусь к берегу поближе И хоть разочек загляну Услышу песню жаворонка И свежим в о зду х о м дыхну. Что хотел показать автор—не известно, По-видимому, о-| и сам трудно разбирается в этом. Слабым произведением являет ся и стихотворение пенсионера П. Куколева „Весна*. От вышеперечисленных произ ведений выгодно отличаются сти хи бригадира овощеводческой бригады колхоза „Путь Ленина* B. Егорова. Он хорошо владеет рифмой, пользуется художествен ными изобразительными средст вами: Не колючая поземка— Сатанинский пересвист, В небе жаворонок звонкий Колокольчиком повис. В этом стихотворении „Не ко лючая поземка" образно показа на картина подкормки озимых с самолета. Но, стараясь писать образно, В. Егоров иногда переходит гра ницы возможного. Так, в стихо творении „Раздумье* он пишет: „Рассветилась луна по-свойски*. Как „по-свойски* — непонятно. Метафоры иногда слишком вы чурны: Земляки мон-астронавты. Станут гриву её (луны трепетать). Грива может быть у лошади, но только не у луны. Такие недостатки встречаются и в других стихах В. Егорова. Но в целом его стихотворения можно назвать зрелыми. В них видно мастерство, умение автора писать образно. В заключение хочется сказать молодым поэтам нашего района, что все они очень слабо работа ют над своими стихами, не учат ся мастерству. Это и приводит к неудачам. И поэтому тот, кто хочет научиться писать хоро шие стихи, должен быть трудо любивым, работать над каждой строкой, отшлифовывать её. Вот что по этому поводу сказал из вестный советский писатель Кон стантин Симонов: „Литература вообще дело только для добро совестных людей, а для людей, не желающих быть добросовест ными, она—занятие неподходя щее". Да, только путем кропотливо го и настойчивого труда можно добиться успехов в поэзии. С. Селезнев. Редактор В. А. ДЕЕВ. В ЛЕТНЕМ КИНОТЕАТРЕ 1 м а я П раздни к свято го Иоргена 2 м а я Последний рейс 3 м а я Повесть о м олод ож ён ах Начало сеан сов в 21 час. Зак, 152 Типография газеты .Ленинская искра" с. Боринское, Липецкая обл. Тираж 1600 вкз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz