Красное знамя. 1959 г. (п. Хворостянка Липецкой обл.)
К Р А С Н О Е З Н А М Я 4 сентября 1959 г. % 105 (2577) •швиалшаттт БЕ С Е ДЫ Н А А Т Е И С ТИ Ч Е С КИ Е ТЕМЫ „Престольные"праздники и их вред Когда у верующих спраши вают, что такое «престольные» праздники, то редко кто из них может ответить на этот вопрос. В самом деле, ка к они возникли, в чем их сущность? В свое время, когда древ няя Русь еще не была единым государством и состояла из многих разрозненных кня жеств, правящая верхушка — князья и крупные бояре ста рались для освящения своей власти обзавестись «святыми» и «угодниками», которые бы считались «небесными покро вителями» их княжеств и вот чин. Задавленным нищетой и бесправием крепостным кресть янам внушалось, что власть и привилегии каждого князя и боярина охраняются на не бесах специальными «святы ми», что поэтому всякое про тиводействие этой власти есть не что иное, ка к попытка вос противиться «воле бога». Впоследствии каждый при ход стал иметь своих местных «святых» и «богородиц»: в церквах устанавливались ико ны с их изображением, счита лось, что здесь их земной «престол». Духовенство поу чало верующих, что эти «свя тые» лучше других понимают нужды населения данного при хода, села и местечка, что от, их «промысла» зависят успе хи сельскохозяйственных ра бот, приплод скота, счастье и благополучие каждой семьи. Поэтому люди должны особен но чтить своих «святых покро вителей», всячески угождать км, устраивать в честь их специальные торжества— «пре стольные» праздники. В дни таких праздников в местных церквах совершались пышные богослужения, уси ленно пропагандировались все наиболее реакционные стороны религии. В сознание верующих церковь особенно рьяно внед ряла идеи классового мира. Она поучала, что эксплуата торы и эксплуатируемые перед лицом «святых заступников» — братья, призывала вместе, единой христианской семьей смиренно молиться им. Служи тели церкви проповедовали, что только таким путем, а не борь бой с «сильными мира сего» трудящиеся могут облегчить свое земное существование. В праздниках в честь мест ных «святых» церковь нашла одно из средств своего обога щения. После праздничных бо гослужений духовенство обхо дило дома верующих и прини мало от них приношения: день ги, кур, яйца, зерно и т. д. Нередко за «батюшкой» тянул ся целый обоз таких приноше ний. Ему-то «святой покрови тель» действительно «помо гал». «Престольные» праздники, насаждавшие среди трудовых людей религиозные предрас судки, темноту и невежество, являлись вместе с тем своеоб разной отдушиной для их го ря и отчаяния, к которым при водили каторжный, подневоль ный труд, нищета и беспра вие. В сказках о «святых зас тупниках», в сопровождавшем «престольные» праздники бе зудержном пьянстве люди топи ли*...свой человеческий образ, свои требования на сколько- нибудь достойную человека жизнь» (В. И. Ленин, Соч., т. 10, стр. 06). Во время «престольных» праздников всякий труд счи тался «тяжким грехом». А ведь многие из них приходи лись на самое горячее время, когда «день год кормит», на время посева, сенокоса, убор ки урожая. Какой огромный ущерб это наносило и без то го хилому хозяйству кресть ян! Недаром еще в старину сложились многие пословицы и поговорки, в которых выс меивались обжорство и пьян ство во время «престольных» праздников, показывался их вред для хозяйства: «Угодни ки на пьянку угодливы—-что день, то праздник», «Для б}а;кникови чашников бывает много праздников», «День свят, а дела стоят», «Празд ники часты, а руки одиноки» и т. д. В нашей стране ликвидиро ваны классовые корни рели гии, а огромные успехи сво бодного от эксплуатации тру да воочию показывают, что советские люди прекрасно об ходятся без «святых покрови телей» и успешно строят под линно счастливую жизнь на земле-коммунизм. Однако в силу традиции, унаследован ной от прошлых поколений, «престольные» праздники еще сохранились в сознании и бы ту некоторых советских лю дей. Они и сейчас наносят .немалый вред хозяйству и людям, метают строить ком мунизм. Как сообщалось в нашей печати, в Ветлужском районе, Горьковской области, в тече ние прошлого года верующие отмечали 60 «престольных» праздников. Колхозники Тих винского района, Ленинград ской области, с возмущением говорят: «У нас каждую не делю какой-нибуш церковный праздник. Любители погулять справляют их по нескольку дней и не выходят па рабо ту». Чрезмерное употребление спиртных напитков во время «престольных» праздников не редко приводит к дракам, серьезному расстройству здо ровья верующих и даже к трагическим случаям. Так, в Горьковской области в такой «святой» день перепившиеся бражники убили юношу, окон чившего школу с золотой ме далью. Безудержное пьянство, драки, брань и другие отвра тительные спутники «престо льных» праздников пагубно отражаются на семьях верую щих, особенно на детях. Вместе с другими пережит ками религии эти праздники воспитывают верующих в духе покорности «всемогущей воле бога», мешают им правильно познавать мир и сознательно участвовать в его преобразо вании. Поэтому идейная борь ба против религии и ее обря дов— это борьба за нового че ловека, за приобщение всех советских людей к активно му строительству новой, сча стливой жизни. У пас имеется немало хоро*. ших народных праздников, и среди них—местных. Многие колхозники отмечают «День урожая», годовщину образова ния своего колхоза, умно и ве село проводят «Праздники пес ни», «Дни чествования пере довиков производства» и т. д. Обрела право на жизнь «Русская масленица». Эти праздники являются торжест вом свободного труда, днями культурного отдыха и разум ных развлечений. Они могут и должны окончательно вы теснить такой отвратительный пережиток старого рабского быта, каким являются «прес тольные» праздники. В. Быстров. • • Швейцария. На полигоне горо да Винтертура проходил чемпио нат Европы по стрельбе, в кото ром приняли участие представи тели двенадцати стран. В стрельбе из винтовки произ вольного образца команда СССР заняла первое место, на втором месте команда Финляндии, на третьем—Швейцарии. Звание чемпиона Европы в этом виде стрельбы завоевал Анато лий Богданов, установивший но вый мировой 'рекорд. Его общий результат—1.145 очков из 1.200 возможных. НА СНИМКЕ: А. Богданов. « • н и ш к , ! | | | / | | м 1г | ш н | | | ||Н 1 Н 1 В 1 и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н 1 1 1 1 Н 1 Ь**аа«аааа«амаввва*аам1 Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Герой гражданской войны (Завтра—40 лет со дня гибели В. И. Чапаева) * На Минском станкостроитель ном заводе имени Ворошилова освоен серийный выпуск тяже лых металлорежущих станков новых моделей. Новые станки отвечают современным требо ваниям, удобны в управлении. НА СНИМКЕ:слесарь-испы татель Г. Данилович (справа) и слесарь-сборщик Н. Яроцкий ведут наладку нового продоль но-строгальнбго станка. Стан ки этого типа имеют высокие технические показатели. Фото И. Змитрозича. ...Мчится впереди лавины бойцов всадник в черной бур ке, в заломленной набекрень папахе. Словно срослась с ко нем его ладная сухая фигура. Напряженно смотрит он вдаль, крепко сжимая рукоять обна женной шашки. Таким видим мы прославлен ного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева на картине художника П. Василь ева. I Чапаев родился > 1887 году в семье крестьянина - бедняка Казанской губернии. Тяжелы ми были и детство, и юность будущего героя. Ему приш лось работать ■„мальчиком" у купца, половым в трактире, плотничать по деревням. Призванный в царскую ар мию, Чапаев геройски сражал ся на фронтах первой миро вой войны и был награжден четырьмя героическими крес тами. Вдумчивый и наблюдатель ный, необычно деятельный по натуре, Чапаев не мог оста ваться равнодушным к тому, что происходило на его гла зах, слова большевиков-агита торов заставили его серьезно задуматься над своей жизнью. В сентябре 1917 года Чапаев вступает в ряды Коммунисти ческой партии. Боевая деятельность В. И. Чапаева—красного командира началась в дни Великого О к тября. Посланный местной пар тийной организацией в 138-й пехотный полк, стоявший в Николаевске (теперь Пугачев), он быстро завоевал авторитет у солдат и был избран коман диром полка. Большие орга низаторские способности и во енное дарование привели Ча паева на должность командира Пугачевской бригады. В сен тябре 1918 года бригада Ча паева нанесла тяжелое пора жение контрреволюционной ар мии белогвардейско-эссеров- ского „правительства" Самары В ноябре 1918 года Чапаев был направлен на учебу в А ка демию Генерального штаба. Однако через три месяца он добился отзыва на фронт. Весной и летом 1919 года главным фронтом первого в мире государства рабочих и крестьян сделался Восточный фронт, которому Коммунисти ческая партия и В. И. Ленин уделяли огромное внимание. Направленный сюда М. В. Фрунзе организует ударную группу из лучших боевых час тей Красной Армии для контр наступления. В состав этой группы вошла и 25-я стрелко вая дивизия, командиром ко торой Фрунзе назначил Чапае ва. Особенно ожесточенные бон развернулись в начале июйя под Уфой, где колчаковцы у к репили рубежи реки Белой Раненый Чапаев повел диви зию на штурм Уфы. Несмотря на отчаянное сопротивление б:лых, вечером 9 июня Чапа-, евская дивизия освободила го род. За эту блестяще проведен ную Операцию В. И. Чапаев был награжден орденом Крас ного Знамени. Летом 1919 года дивизия бы ла вновь направлена на южно уральский участок фронта, освободила от белоказаков Уральск и продолжала пресле довать отступавшего врага в степи. Фронт дивизии стал рас тягиваться, положение ее ста новилось все более тяжелым. В ночь на 5 сентября 1919 года белоказачьей коннице удалось ворваться в Лбищенск, где на ходились только штаб и школа дивизии. Силы были слишком неравными. И все же неболь шая группа героев-чапаевцев держалась до последнего пат рона. Бойцы на руках донесли израненного командира до бе рега. Чапаев бросился в воду, но на середине реки Урал его настигла вражеская пуля... С тех пор прошло сорок лет. Но не забыто нашим народом имя легендарного героя. В го ды Великой Отечественной войны оно жило в славных де лах 25-й стрелковой дивизии, героически отстаивавшей Одес су и Севастополь. Живет это имя и поныне, занимая одно из первых мест в плеяде замеча тельных советских полковод цев. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Б Е З В Е С А „Красное з ш ш 8 выходит три раза в неделю: - среду, пйтнйау а воскресенье № ) а (64. На участке первого отделе ния совхоза «Пушкинский» жи вут двадцать две семьи меха низаторов, животноводов, пти чниц. У нас имеется магазин, но вот уже два месяца, к а к он закрыт. Чтобы приобрести не обходимые для хозяйства спи чки, соль, керосин, рабочим приходится отправляться в другие села. Па это уходит много времени. Правда, хлебом у нас тор гуют ежедневно. Обязанность продавца добровольно взяла на себя молоковоз В. Овчин никова. Она завозит хлеб из пекарни и продает его без веса всем желающим. Каждая буханка стоит у ней на 60— 70 копеек дороже, чем в лю бом магазине. Правление рабкоопа знает обо всем этом, но никаких мер не принимает. С. Сливко, бригадир по сельскохозяйствен ным машинам совхоза. Редактор О. ГАЛУШКИН Х М р т О Д Т в ш г р ф * газеты * * № с Редакции: пос. Хворостинка ул. Октябрьская 6. Телефоны: редактора-71, общий—71 (2 зв.). зам, редактора в ответ,секретаря-^, сельхозотдела и отдела писем-94 (2 зв) Тара* 1700 ю .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz