Красное знамя. 1959 г. (п. Хворостянка Липецкой обл.)

Красное знамя. 1959 г. (п. Хворостянка Липецкой обл.)

К Р А С Н О Е З Н А М Я 4 сентября 1959 г. % 105 (2577) •швиалшаттт БЕ С Е ДЫ Н А А Т Е И С ТИ Ч Е С КИ Е ТЕМЫ „Престольные"праздники и их вред Когда у верующих спраши­ вают, что такое «престольные» праздники, то редко кто из них может ответить на этот вопрос. В самом деле, ка к они возникли, в чем их сущность? В свое время, когда древ­ няя Русь еще не была единым государством и состояла из многих разрозненных кня ­ жеств, правящая верхушка — князья и крупные бояре ста­ рались для освящения своей власти обзавестись «святыми» и «угодниками», которые бы считались «небесными покро­ вителями» их княжеств и вот­ чин. Задавленным нищетой и бесправием крепостным кресть янам внушалось, что власть и привилегии каждого князя и боярина охраняются на не­ бесах специальными «святы­ ми», что поэтому всякое про­ тиводействие этой власти есть не что иное, ка к попытка вос­ противиться «воле бога». Впоследствии каждый при­ ход стал иметь своих местных «святых» и «богородиц»: в церквах устанавливались ико­ ны с их изображением, счита­ лось, что здесь их земной «престол». Духовенство поу­ чало верующих, что эти «свя­ тые» лучше других понимают нужды населения данного при­ хода, села и местечка, что от, их «промысла» зависят успе­ хи сельскохозяйственных ра­ бот, приплод скота, счастье и благополучие каждой семьи. Поэтому люди должны особен­ но чтить своих «святых покро вителей», всячески угождать км, устраивать в честь их специальные торжества— «пре­ стольные» праздники. В дни таких праздников в местных церквах совершались пышные богослужения, уси­ ленно пропагандировались все наиболее реакционные стороны религии. В сознание верующих церковь особенно рьяно внед­ ряла идеи классового мира. Она поучала, что эксплуата­ торы и эксплуатируемые перед лицом «святых заступников» — братья, призывала вместе, единой христианской семьей смиренно молиться им. Служи­ тели церкви проповедовали, что только таким путем, а не борь­ бой с «сильными мира сего» трудящиеся могут облегчить свое земное существование. В праздниках в честь мест ных «святых» церковь нашла одно из средств своего обога­ щения. После праздничных бо­ гослужений духовенство обхо­ дило дома верующих и прини­ мало от них приношения: день­ ги, кур, яйца, зерно и т. д. Нередко за «батюшкой» тянул­ ся целый обоз таких приноше­ ний. Ему-то «святой покрови­ тель» действительно «помо­ гал». «Престольные» праздники, насаждавшие среди трудовых людей религиозные предрас­ судки, темноту и невежество, являлись вместе с тем своеоб­ разной отдушиной для их го ­ ря и отчаяния, к которым при­ водили каторжный, подневоль­ ный труд, нищета и беспра­ вие. В сказках о «святых зас­ тупниках», в сопровождавшем «престольные» праздники бе­ зудержном пьянстве люди топи­ ли*...свой человеческий образ, свои требования на сколько- нибудь достойную человека жизнь» (В. И. Ленин, Соч., т. 10, стр. 06). Во время «престольных» праздников всякий труд счи­ тался «тяжким грехом». А ведь многие из них приходи­ лись на самое горячее время, когда «день год кормит», на время посева, сенокоса, убор­ ки урожая. Какой огромный ущерб это наносило и без то­ го хилому хозяйству кресть­ ян! Недаром еще в старину сложились многие пословицы и поговорки, в которых выс­ меивались обжорство и пьян­ ство во время «престольных» праздников, показывался их вред для хозяйства: «Угодни­ ки на пьянку угодливы—-что день, то праздник», «Для б}а;кникови чашников бывает много праздников», «День свят, а дела стоят», «Празд­ ники часты, а руки одиноки» и т. д. В нашей стране ликвидиро­ ваны классовые корни рели­ гии, а огромные успехи сво­ бодного от эксплуатации тру­ да воочию показывают, что советские люди прекрасно об­ ходятся без «святых покрови­ телей» и успешно строят под­ линно счастливую жизнь на земле-коммунизм. Однако в силу традиции, унаследован­ ной от прошлых поколений, «престольные» праздники еще сохранились в сознании и бы­ ту некоторых советских лю­ дей. Они и сейчас наносят .немалый вред хозяйству и людям, метают строить ком­ мунизм. Как сообщалось в нашей печати, в Ветлужском районе, Горьковской области, в тече­ ние прошлого года верующие отмечали 60 «престольных» праздников. Колхозники Тих­ винского района, Ленинград­ ской области, с возмущением говорят: «У нас каждую не­ делю какой-нибуш церковный праздник. Любители погулять справляют их по нескольку дней и не выходят па рабо­ ту». Чрезмерное употребление спиртных напитков во время «престольных» праздников не­ редко приводит к дракам, серьезному расстройству здо­ ровья верующих и даже к трагическим случаям. Так, в Горьковской области в такой «святой» день перепившиеся бражники убили юношу, окон­ чившего школу с золотой ме­ далью. Безудержное пьянство, драки, брань и другие отвра­ тительные спутники «престо­ льных» праздников пагубно отражаются на семьях верую­ щих, особенно на детях. Вместе с другими пережит­ ками религии эти праздники воспитывают верующих в духе покорности «всемогущей воле бога», мешают им правильно познавать мир и сознательно участвовать в его преобразо вании. Поэтому идейная борь­ ба против религии и ее обря­ дов— это борьба за нового че­ ловека, за приобщение всех советских людей к активно­ му строительству новой, сча­ стливой жизни. У пас имеется немало хоро*. ших народных праздников, и среди них—местных. Многие колхозники отмечают «День урожая», годовщину образова­ ния своего колхоза, умно и ве­ село проводят «Праздники пес ни», «Дни чествования пере­ довиков производства» и т. д. Обрела право на жизнь «Русская масленица». Эти праздники являются торжест­ вом свободного труда, днями культурного отдыха и разум­ ных развлечений. Они могут и должны окончательно вы теснить такой отвратительный пережиток старого рабского быта, каким являются «прес­ тольные» праздники. В. Быстров. • • Швейцария. На полигоне горо­ да Винтертура проходил чемпио­ нат Европы по стрельбе, в кото­ ром приняли участие представи­ тели двенадцати стран. В стрельбе из винтовки произ­ вольного образца команда СССР заняла первое место, на втором месте команда Финляндии, на третьем—Швейцарии. Звание чемпиона Европы в этом виде стрельбы завоевал Анато­ лий Богданов, установивший но­ вый мировой 'рекорд. Его общий результат—1.145 очков из 1.200 возможных. НА СНИМКЕ: А. Богданов. « • н и ш к , ! | | | / | | м 1г | ш н | | | ||Н 1 Н 1 В 1 и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Н 1 1 1 1 Н 1 Ь**аа«аааа«амаввва*аам1 Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь Герой гражданской войны (Завтра—40 лет со дня гибели В. И. Чапаева) * На Минском станкостроитель ном заводе имени Ворошилова освоен серийный выпуск тяже лых металлорежущих станков новых моделей. Новые станки отвечают современным требо­ ваниям, удобны в управлении. НА СНИМКЕ:слесарь-испы­ татель Г. Данилович (справа) и слесарь-сборщик Н. Яроцкий ведут наладку нового продоль но-строгальнбго станка. Стан­ ки этого типа имеют высокие технические показатели. Фото И. Змитрозича. ...Мчится впереди лавины бойцов всадник в черной бур­ ке, в заломленной набекрень папахе. Словно срослась с ко­ нем его ладная сухая фигура. Напряженно смотрит он вдаль, крепко сжимая рукоять обна­ женной шашки. Таким видим мы прославлен­ ного героя гражданской войны Василия Ивановича Чапаева на картине художника П. Василь­ ева. I Чапаев родился > 1887 году в семье крестьянина - бедняка Казанской губернии. Тяжелы­ ми были и детство, и юность будущего героя. Ему приш­ лось работать ■„мальчиком" у купца, половым в трактире, плотничать по деревням. Призванный в царскую ар­ мию, Чапаев геройски сражал­ ся на фронтах первой миро­ вой войны и был награжден четырьмя героическими крес­ тами. Вдумчивый и наблюдатель­ ный, необычно деятельный по натуре, Чапаев не мог оста­ ваться равнодушным к тому, что происходило на его гла­ зах, слова большевиков-агита­ торов заставили его серьезно задуматься над своей жизнью. В сентябре 1917 года Чапаев вступает в ряды Коммунисти­ ческой партии. Боевая деятельность В. И. Чапаева—красного командира началась в дни Великого О к­ тября. Посланный местной пар­ тийной организацией в 138-й пехотный полк, стоявший в Николаевске (теперь Пугачев), он быстро завоевал авторитет у солдат и был избран коман­ диром полка. Большие орга­ низаторские способности и во­ енное дарование привели Ча­ паева на должность командира Пугачевской бригады. В сен­ тябре 1918 года бригада Ча­ паева нанесла тяжелое пора­ жение контрреволюционной ар­ мии белогвардейско-эссеров- ского „правительства" Самары В ноябре 1918 года Чапаев был направлен на учебу в А ка­ демию Генерального штаба. Однако через три месяца он добился отзыва на фронт. Весной и летом 1919 года главным фронтом первого в мире государства рабочих и крестьян сделался Восточный фронт, которому Коммунисти­ ческая партия и В. И. Ленин уделяли огромное внимание. Направленный сюда М. В. Фрунзе организует ударную группу из лучших боевых час­ тей Красной Армии для контр­ наступления. В состав этой группы вошла и 25-я стрелко­ вая дивизия, командиром ко ­ торой Фрунзе назначил Чапае­ ва. Особенно ожесточенные бон развернулись в начале июйя под Уфой, где колчаковцы у к репили рубежи реки Белой Раненый Чапаев повел диви­ зию на штурм Уфы. Несмотря на отчаянное сопротивление б:лых, вечером 9 июня Чапа-, евская дивизия освободила го­ род. За эту блестяще проведен­ ную Операцию В. И. Чапаев был награжден орденом Крас­ ного Знамени. Летом 1919 года дивизия бы­ ла вновь направлена на южно­ уральский участок фронта, освободила от белоказаков Уральск и продолжала пресле­ довать отступавшего врага в степи. Фронт дивизии стал рас­ тягиваться, положение ее ста­ новилось все более тяжелым. В ночь на 5 сентября 1919 года белоказачьей коннице удалось ворваться в Лбищенск, где на­ ходились только штаб и школа дивизии. Силы были слишком неравными. И все же неболь­ шая группа героев-чапаевцев держалась до последнего пат­ рона. Бойцы на руках донесли израненного командира до бе­ рега. Чапаев бросился в воду, но на середине реки Урал его настигла вражеская пуля... С тех пор прошло сорок лет. Но не забыто нашим народом имя легендарного героя. В го­ ды Великой Отечественной войны оно жило в славных де­ лах 25-й стрелковой дивизии, героически отстаивавшей Одес­ су и Севастополь. Живет это имя и поныне, занимая одно из первых мест в плеяде замеча­ тельных советских полковод­ цев. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Б Е З В Е С А „Красное з ш ш 8 выходит три раза в неделю: - среду, пйтнйау а воскресенье № ) а (64. На участке первого отделе­ ния совхоза «Пушкинский» жи ­ вут двадцать две семьи меха­ низаторов, животноводов, пти­ чниц. У нас имеется магазин, но вот уже два месяца, к а к он закрыт. Чтобы приобрести не­ обходимые для хозяйства спи­ чки, соль, керосин, рабочим приходится отправляться в другие села. Па это уходит много времени. Правда, хлебом у нас тор­ гуют ежедневно. Обязанность продавца добровольно взяла на себя молоковоз В. Овчин­ никова. Она завозит хлеб из пекарни и продает его без веса всем желающим. Каждая буханка стоит у ней на 60— 70 копеек дороже, чем в лю­ бом магазине. Правление рабкоопа знает обо всем этом, но никаких мер не принимает. С. Сливко, бригадир по сельскохозяйствен­ ным машинам совхоза. Редактор О. ГАЛУШКИН Х М р т О Д Т в ш г р ф * газеты * * № с Редакции: пос. Хворостинка ул. Октябрьская 6. Телефоны: редактора-71, общий—71 (2 зв.). зам, редактора в ответ,секретаря-^, сельхозотдела и отдела писем-94 (2 зв) Тара* 1700 ю .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz