Красное знамя. 1955г. (с. Хворостянка Липецкой обл.)

Красное знамя. 1955г. (с. Хворостянка Липецкой обл.)

2 К Р А С Н О Е З Н А М Я 27 октября 1955 г. № 86 (2071) К 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина ВЕЛИИИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ 27 октября 1955 года ис-|довых растений. После окон- полняется 100 лет со дня рож- чания уездного училища Ми- дения великого советского уче- чуринмечтал о высшемобра- ного-естествоиспытателя и пре­ образователя живой природы Ивана Владимировича Мичу­ рина. Имя Мичруина, создав­ шего новое, материалистиче­ ское направление в биологии, посвятившего всюсвоюжизнь беззаветному служению тру­ дящимся, чтут все народыСо­ ветского Союза, все передовое и прогрессивное человечество. Великая заслуга И. В. Ми­ чурина заключается в том, что он не только объяснил, что такое наследственность расти­ тельных и животных организ­ мов, но и открылнеизвестные до него законы, позволяющие управлять наследственностью и развитием организмов. Тем самым Мичурин увеличил власть человека над природой, вооружил его могучим оружи­ ем в борьбе за создание но­ выхформ (сортов) сельскохо­ зяйственных растений и по­ род животных с желательны­ ми свойствами и качествами. Как известно, природа раз­ вивается независимо от воли и сознания человека, она не может сама по себе удовлет­ воритьегомногообразные,всег­ да растущие жизненные по­ требности. И. В. Мичурин про­ возгласил свой материалисти­ ческий девиз: «Мы не можем ждать милостей от приро­ ды; взять их у неё—наша задача» (Соч., т. 1, стр. 605, изд. 1948 г.). Рассматривая природу как вечный процесс возникновения, изменения,раз­ вития, Мичурин на протяже­ нии всей своей деятельности отстаивал и развивал материа­ листическую идею о разумном вмешательстве человека впри­ родные процессы. Он учил,что «привмешательстве человека является возможным выну­ дить каждую формуживотно­ го или растения более быст­ ро изменяться и притомв сторону, желательную че­ ловеку» (Соч., т. IV, стр.158). Глубоко веря в творческую рольчеловека, в его воздейст­ вие на природу,Мичурин пря­ мо говорил, что человек луч­ ше прирдоы может создавать новыеформы растений. И. В. Мичурин родился в бедной семье отставного воен­ ного чиновника Владимира Ивановича Мичруина, владев­ шего небольшим лесным по­ местьем «Вершина» в Прон­ ской уезде бывшей Рязанской губернии. Детские и школь­ ные годы Мичуринапротекали в лесу с его живописными по­ лянами, опушками, на бере­ гах тихих речек Вершиновки и Вязовки. Отец Мичурина, а также его дядя и тетка были большимилюбителями садовод­ ства, цветоводста, огородниче­ ства и пчеловодства. Они еже­ годно что-нибудь сеяли, са­ жали, делали прививки,полу­ чали откуда-нибудь семена и саженцы и сами куда-нибудь отправляли их. Пример семьи оказал на Мичурина огромное влияние. Уже в восемь летон мастерски выращивал те или другие растения, владел мно­ гими способами прииввки пло- мя, когда наши дикие яблони, груши, вишин и слиыв уже сбрасывали листву, у приви­ тых к ним южных сортов все листья оставались зелеными до тех пор, пока их не уби­ вали морозы. И ученыйначи­ нает искать другие пути для осуществления своей идеи. Мичурин переходит к гибри- воз- §§ зовании и деятельности на­ туралиста. Но в это время отец Мичурина безнадежно за­ болел, семья окончательно ра­ зорилась и распалась. МолдоойМичуринч, тобызара­ батывать себе средства кжиз­ ни, поступил конторщи­ ком втоварную контору железнодорожной стан­ ци Козлов бывшей Там­ бовской губернии. Ведя полуголодное существо­ вание, лишеный мощности, получить офи­ циальное высшее обра­ зование, Мичурин нас­ тойчивозанимается са­ мообразованием. Онуси­ ленно изучает физику, химию и другие науки. Но больше всего онизу­ чает живую природу, жизнь растений, допол­ няяучебу опыатмивсво­ емкрошечном садике. Будучи по всему сво­ ему внутреннему складу прирожденным натура­ листом, И. В. Мичурин двадцатилетним юношей задумал перестроить са­ доводство родной стра­ ны. Он хотел, чтобы в средней исеверной поло­ се России росли в пло­ доносили такие прекрасные дизацип плодовых растений, плодовыерастения юга, как абрикос, персик, виноград, черешня, десертные сорта гру­ ши и яблони. Это стало целью всей его долгой жизни. Изучая учение великого ан­ глийского ученого ЧарлзаДар­ винаи трудынаших отечест­ венных ученых-материалистов, Мичурин не нашел в них пря­ мых ‘теоретических указаний для осуществления своей идеи в конкретных условиях сред­ ней полосы России. Сначала он высевалсемена из наилуч ших южных сортов яблони, груши, вишни, сливы, абрико­ са, надеясь, что среди их са­ женцев обнаружатся такие экземпляры, которыене толь­ ко приспособятся к жизнен­ ным условиям средней полосы России, но и принесут пре­ красные плоды.*Но это было ошибкой. Органзимы южных растений, привыкшие к усло­ виям тепла, не могли приспо­ собиться к новым условяим жизни в суровом климате и в первыеже зимы вымерзали. Многие русские садоводы того времени считали возмож­ ным аклиматизацию западно­ европейских и южных плодо­ вых растений путем прививки их на наши холодостойкие дички. Они утверждали, что холодостойкие дички явятся передатчиками зимостойкости южным растениям. Мичурин решил провреить правильность этих утверждений. На свои средства он выписалбольшую коллекцию южных и западно­ европейских плодовых расте­ ний—свыше 600 сортов. Ведя наблюдения наопытномучаст­ ке, Мичурин установил резкие различия в развитии дичков и привитыхна них южных сор­ тов плодовых растений. Юж­ ные растения весной начияа- подбирая материнские формы из диких восточно-азиатских плодовых растений, самых'хо лодостойких в мире, а отцов­ ские —из западноевропейских и южных культурных плодо­ вых растений. Он устанавли вает, что полученные от скре­ щивания таких родительских растений гибриды, то есть по томство, легче приспосабли­ ваются к условиям средней полосыРоссии. Они сочетают в себе холодостойкость и уро­ жайность материнских произ­ водителей, величину, форму, окраску и высокое качество плодов отцовских производи­ телей. Такой подбор растений, географически отдаленных по месту своей родины, и явился тем «переходным мостом», по которому Мичурин, так ска­ зать, переносил «юг на север», то есть создавал в средней полосе России такие плодово- ягодные растения, которые раньше могли произрастать только на юге. От скрещива­ ния дикой уссурийской груши с южной культурной грушей «бере роял»ь Мичурин создал свойзамечательный сорт груши „бере зимняя Мичурина". Так были получены им зимостой­ кие сорта слив, черешни, аб­ рикоса, винограда, множество прекрасных сортов яблони, вишни,не уступающих по ка­ честву плодов западноевропей­ ским и южнымсортам. Разработав учение о подбо­ ре родительских паррастений- производителей, отдаленных по месту своего географиче­ ского обитания, Мичурин заду­ мал создать совершенно новую 250 граммов, а способность миндаль с персиком, рябину с грушей и т. п. Так полуичл он свой вишнечерешневый гиб­ рид «краса Севера», ввшен- черемуховый гибрид «церапа- дус» —этот совершенно новый в природе вид плодового рас­ тения, гибридырябины«ликер­ ная», «гранатная», «десертная Мичурина» и многие другие. Однакогибрид не глав­ ное в учении Мичурина. Полученные гибриды ча­ сто обладают плохими качествами. Желатель ные признаки по боль­ шей части не проявля­ ются у гибридов, а не­ желательные, плохиека­ чества не исчезают. Се­ лекционер должен вос­ питывать гибридные ра­ стения или животные так, чгобыразвить в них желательные, ценные качества и устранить 1 | | нежелательные.В непри- тШ миримой борьбе против реакционного, идеали­ стического учения Вейс- мана Мичурин разрабо­ тал прогрессивиое, мате­ риалистическое учение о формообразовании новых видов в зависимости от условий жизни, от влия­ ния окружающей среды. Внешняя среда, говроил он, и есть настоящая мать - воспитательница. Уп­ равление развитием организ­ ма растения путем целесо­ образного воспитания —вот в чем сущность учения Мичури­ на. Для развития в гибридах желательных качеств Мичурин подготавливал дляних особую почву, предоставлял различные удобрения и в разных дозах, регулировал подачу воды, из­ менял иногда даже освещение и температуру. Одним из самых действен­ ных методов воспитания гиб­ ридов явился разработанный Мичуриным вперыве в истории научной селекции метод мен­ тора (воспитателя). Метдо мен­ тора —это вершина мичурин­ ской теории управления раз­ витием растительных организ­ мов.Сущность его заключает­ ся в том, что в крону гибри­ дов прививаютчеренки плодо­ вых растений, которые обла­ даюттакимикачествами, каких нет у гибридов. Если, скажем, гибрид яблони недостаточно холодостоек, в его крону нуж­ но привиьт черенки высокохо­ лодостойких сортов—антонов­ ки или грушевки. Если у не­ го мелкие плоды, то в его кронупрививаючетренки круп- ноплодовых сортов. Если нуж­ но, чтобы плоды гибрида доль­ ше сохранялись всвежем виде, тогда в его крону прививают черенки с деревьев тех сор­ тов, плодыкоторых хранятся до зимы иди даже на протя­ жении всей зимы. Так, при помщо и ментора Мичурину удалось увеличить вес плодов своего сорта яблони «бельфлер- китайка» со 154 грамов до плодовуюпороду. Он смело перешел к межвидовой гибри­ дизации, начал скрещивать далекие по родству между со­ бой растения: яблоню с гру- ли расти раньше, но в товре- шей, вишню с черемухой, Хворостянка. Типография газеты „Красное знамя*. сохраняться их в лежке про­ длить на 75 —80 дней. У другого своего сорта яблок — «кандиль-китайка»' Мичурину удалось повысить холодостой­ кость до уровня стойкого рус­ ского сорта «антоновка», а вес плодов увеличить с 35—40 граммов до 210 граммов. Пло­ ды вишне-черешнего гибрида «краса Севера» оказались бе­ лыми; с помощью ментора, красноплодной вишни, Мичу­ рин превратил их в розовые. «Вся дорога моя до ревоюл ­ ции, —писал Иван Владими­ рович, —была выстлана осме­ янием, пренебрежением, забве­ нием... Чиновникииз депар­ тамента кричали на меня:«Не сметь!» Казенные ученые объ­ явили мои гибриды „незакон­ норожденными". Попыгрозили: «Не кощунствуй! Не превра­ щай божьего сада в дом тер­ пимости!» (так характеризова­ лась гибридизация)» (Соч., т. 1, стр. 602 —603). У вели­ кого естествоиспытателя в до­ революционное время был лишь крохотныйпитомник без лабораторий, без теплиц, без научного оборудования; у не­ го не было учеников, помощ­ ников и продолжателей его дела. Великйи перелом в жизни России, совершившийся в ок­ тябре 1917 года, был полным переворотом и в жизни и дея­ тельности И. В. Мичурина. Коммунистическая партия, ве­ ликий Ленин и продолжатель его дела И. В. Сталинпо достоинству оценили труды И. В. Мичуирна и открыли широкий путь для развития мичуринского учения. Благодаря заботам Комму­ нистической партии и Совет­ ского правительства по всей стране развернута сеть инсти­ тутов,зональных опытных стан­ ций, опорных пунктов, кото­ рые ныне продолжают и раз­ вивают идеи и учение Мичу­ рина в растениеводстве, вжи­ вотноводстве, вмикробиологии, в теоретической медицине и ветеринарии. Советские селек­ ционреы-мичуирнцы, продол­ жая дело Мичурниа, только за последние двадцать лет соз­ дали в нашей стране свыше 1.500 новых, выдающихся по урожайности сортов сельско­ хозяйственных растений и де­ сятки высокопродуктивных по­ род домашних животных. Да­ леко на севере, на Урале и в Сибири, в высокогорных райо­ нах Армении, Азербайджана, Киргизии цветут и плодоносят мичуринские сады. Мичурин­ ское’ учение, будучи приложи­ мымко всему живому—к рас­ тениям, животнымимикроорга­ низмам, стало достоянием би­ ологов, микробиологов, агроно­ мов, зоотехников, миллионов тружеников колхозов и совхо­ зов. Дальнейшее всемерное раз­ витие мичуринского учения имеет огромное значение для осуществления программыкру­ того подъема сельского хозяй­ ства, начертанной решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующими реше­ ниями партии и правитель­ ства. А. Бахарев, кандидат сельскохозяйственных наук. г. Мичуринск. За редактора В. Г. ГУДУХИН. Заказ № 372. Тираж 1700 экэ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz