Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)
« К Р А С НО Е З НАМЯ » 2 февраля 1985 гола 3 стр. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. И. ЧЕХОВА „ М ы д р у г ДРУГУ не чужды *1 Незабываемо его лицо. Чи стый высокий лоб, зачесан ные вверх волосы, борода клинышком. Сквозь стекла пенсне с фотографии на нас смотрят чуть прищуренные, внимательные и немного лу кавые глаза. Вглядитесь. Ка жется, еще секунда, и с губ сорвутся слова: —...Я думаю, что мы друг другу не чужды. Прав я или нет; я не знаю, но мне прият но так думать. Эти строки принадлежат, Антону Павловичу Чехову. Они адресованы писателю В. Г. Короленко. Но они мо гут быть обращены и к каж дому из нас, к тем, кто зна ет и любит его произведения. О Чехове написано немало. Но даже самые подробные трактаты о его жизни и твор честве не могут сказать боль ше того, что сказал он уста ми своих героев. Народный артист СССР И. В. Ильинский как-то заме тил: — Чехов — неуловимый драматург. К нему обраща лись и обращаются много- - кратно. И все-таки многое в пьесах Чехова осталось не распознанным. Так какой же он—Чехов? Он был необыкновенно де ятелен: «Вы советуете мне не го няться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях ме дициной... Но я чувствую се бя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно... Медицина— под законная жена, а литера тура- —-.. любовница». (Из письма А.' С. Суворину). Ему присуще огромное чув ство юмора. «Первым делом поздрав ляю тебя и твою половину с благополучным ~ разрешением и прибылью, а г- Таганрог со свеженькой гражданкой. Да живет (...крестись!) новорож денная ' многие годы, преиз- быточествуя (крестись!) кра сотою физическою и нравст венною, златом, гласом, тол- каетикой, и да цапнет себе со временем мужа доблестна (крестись, дурак!), прельстив предварительно и повергнув в уныние всех ' таганрогских гимназистов!!!» (Из письма Ал. П. Чехову). Он был благодарным: «Отец и мать единственные для меня люди на всем зем ном шаре, для которых я ни чего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук,- славные они люди...» (Из письма М. М. Че хову). ...И преданным: , «Я тебя люблю,., очень люблю и сильно по тебе ску чаю. Мне даже кажется неве роятным, что мы увидимся когда-нибудь. Без тебя я ни куда не годен». (Из письма О. Л. Книппер-Чеховой). Перечитывая заново пись ма писателя, понимаешь, как многогранен, ярок, богат и не повторим дар Чехова, как свеж и мудр его язьщ. Трудно с чем-либо сравнить его жизнь. Разве что с чайкой в свободном полете. С чайкой, парящей над бурными .волна ми жизни, над стихией люд ских судеб. Ведь недаром именно чеховская чайка ста ла символом Московского Ху дожественного академичес кого театра. Откройте книгу Чехова, и вы поймете: его произведения наполнены безграничной лю бовью к людям. О. КОШЕЛЕВА, корр. «Красного знамени». Т , Х р е н н и к о в : « , и с ч а с т ь я , Заблаговременно готовя праздничный ново годний номер газеты, редакция «Красного зна мени» решила обратиться к почетному гражда нину нашего города, Герою Социалистического Труда, кандидату в члены ЦК КПСС, депутату Верховного Совета СССР, первому секретарю правления Союза композиторов СССР Т, Н. Хренникову с просьбой ответить на вопросы интервью: «Чем памятен для вас минувший 1984 год? Планы на новый год». Письмо с новогодними поздравлениями и вопросами было отослано в Москву. ' Вскоре, однако, мы узнали, что Тихон Ни- з ем л я к и !» колаевич болен, находится в клинике. Беспо коить вновь его мы не решились, а так как надежд на ответ и времени для подготовки но вогоднего выпуска газеты с каждым днем ос тавалось все меньше и меньше, в первоначаль ный план были внесены соответствующие коррективы. Номер вышел в свет 1 января, но без предполагаемого интервью. И вот недавно мы получили долгожданную весточку. В ней — ответы Тихона Николае вича Хренникова на интересующие нас во просы. Предлагаем вниманию сльчан его письмо. Дорогие товарищи! К большому моему сожалению, я не мог откликнуться вовремя на ваше письмо, так как с 7 декабря нахо жусь до' сих пор еще в больнице и, откро венно говоря, было не до писем. На днях я уже выписываюсь из больницы и хотя ’с большим опозданием, .но 1все же счастлив своих земляков, ель- чан, „поздравить с нас тупившим 1985 . го дом и пожелать доро-' гим моему сердцу лю дям больших успехов в жизни и счастья. Прошедший год был* для меня насыщен, большими событиями общественного и лич ного порядка. Круп нейшее из них—изб рание меня вновь де путатом Верховного Совета СССР, прове дение Союзом компо зиторов СССР второ го Международного музыкального фести валя в Москве, кото рый вызвал огромный резонанс во всем ми ре, выступления с ис полнением своих со чинений в Финляндии, Японии, пленум прав ления Всесоюзной ком позиторской организа ции и фестиваль со ветской музыки в Ка захстане, который прошел с огромным подъемом и . успехом. Творческий резуль тат прошлого года— написание комичес кой оперы «Золотой теленок» по Ильфу и Петрову. Эта опера сейчас репетируется в родном для меня му зыкальном театре име ни Станиславского и Немировича - Данчен ко, где идут почти все написанные мною опе ры. Премьера «Золо того теленка». назна чена на 9 марта. Две надцатого марта нач нется очередной (седь мой) съезд Союза ком позиторов СССР, ко торый продлится до 16 марта. Сейчас мы уже заняты активной к нему подготовкой. . Год .1985' — год больших событий в нашей стране. Сорок лет разгрома немец кого фашизма, Все мирный фестиваль мо лодежи и студентов в Москве и подготовка к XXVII съезду нашей великой партии. 7 композиторов непоча тый край работы. Вот ' все вкратце, чем могу с вами поде литься. Еще раз сер дечно приветствую вас, моих дорогих ель- чан. Ваш Тихон Хренников. ЭТО ИНТЕРЕСНО Х у д ож н и к , литник, писатель Назовите любому имя Антуа на де Сент-Экзюпери, и вам не медленно ответят: знаем, это замечательный французский пи сатель. Все это так. Но вот стоит пройтись по залам открытой в парижском дворце Роан выс тавки, как обнаруживаешь для себя другие стороны деятель ности Сент-Экзюпери, кото рые занимали в его жизни от нюдь не меньшее, вероятно, да-, же большее место, чем литера тура. Ведь он был летчиком, пионером почтовой и транспорт ной авиации, одним из тех, чьему самоотверженному труду и повседневному бесстрашию человечество, обязано появле нием регулярных авиалиний, связывающих континенты зем ного шара. Но й это не все. Он был также одаренным изо бретателем, крупным журнали стом - репортером, автором ки носценариев, художником. Д и сц и п ли н и р у ет -.. ц в е т Некоторые канадские и аме- Ариканские психологи считают, что цвет оказывает существен ное влияние на поведение и психологию человека. Результаты исследования, проведенного профессором уни верситета провинции Альберта (Канада) Гарри Ухолфартом, показали, что изменение цвето вой гаммы н освещения в одной из школ привели к повышению успеваемости ряда учащихся/ уменьшению числа пропусков занятий и укреплению дисцип лины.. Программа этого исследо вания' . 'предусматривала замену желтого и оранжевого цветов белым, бежевым. и коричневым, а также, замену дамп дневного освещения. 10 эк зем п л яр ов в м ин уту В библиотеке Конгресса США сейчас хранится более 80 млн. экземпляров печатных из даний, и библиотечный фонд увеличивается ежеминутно на 10 экземпляров. ПО СООБЩЕНИЯМ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ТАСС и АПН, Ы Е РАЗ ВИДЕЛИ ель-. 1 1чане экспозиции работ членов фотоклуба «Елец», но нынешняя, которая де монстрируется в зале художе ственного отдела краеведче ского музея, выходит из об щего ряда. Это первая персо нальная выставка, организо ванная творческим объеди нением. Принадлежит она ве дущему фотографу клуба, его. основателю и художественно му руководителю Юрию Ни колаевичу Титову. По снимкам, сделанным в разные годы, можно просле дить профессиональный рост фотографа. От высокой техни ки исполнения снимков ав тор последовательно шел к- художественной их вырази тельности. Вот ночной сни.мок реки Быстрой Сосны. Лето. Кара кумский мост. Яркий диск лу ны в черном бархате неба. От блески прибрежных огней на поверхности воды. Пейзаж, а именно к этому жанру более всего тяготеет Юрий Никола евич, красив. Но не только. Сделана попытка увидеть род ной город по:своему, передать его тишину и покой после трудового дня. Не все уда лось. Внешняя привлекательг ность довлеет над содержани ем. теряется главная мысль. Это снимок я впервые, уви дел лет десят.ь назад, когда не был еще знаком с Юрием П О И С К И И У Д А Ч И Николаевичем, не видел дру гих его работ. Тогда эта фо тография понравилась. Но се годня, останавливаясь перед выставочными снимками, по нимаешь, как далеко ушел ав тор вперед. Большинство выставочные снимков пейзажные. «Солнеч ная роща», «Белые деревья», «Вечерняя заводь», «Шаги весны», «Середина весны», «Засентябрило» —уже по на званиям можно судить о жанре фоторабот. Техничес ки грамотно выполненные, раз нообразные в композиционном отношении, они передают кра соту родной природы. Автор старается увидеть ее в буд^ ничном, обыденном, мимо че го мы порой проходим, не за мечая. Эти работы очень ли ричны. Но среди всех пейзаж ных снимков особенно выде ляется один, названный «Вре мя». Он немудрен и очень ла коничен. - И в то же время эмоционален, наводит на глу бокие размышления о скоро течности времени... На первом плане — толь ко что нарубленные дрова. Чуть дальше — большое, на половину засохшее дерево, которое в скором времени, оче видно, тоже пойдет на сруб, но еще борется со смертью, распластав над землей пос ледние сучья некогда широкой кроны. Тяготеет Юрий Николаевич и к репортажному снимку. Взгляд художника выхваты вает фрагменты, повседневной жизни. Но не фиксирует уви денное, а старается передать его на снимке так, чтобы зри тель сопереживал, радовал ся, удивлялся, задумывался. В общем, не был равнодуш ным. К таким относится и сни мок «Старость и младость». Хотя в этой работе и произош ло размывание жанров —ее можно отнести и к группово му портрету, _ все же преоб ладают репортажные начала, она сюжетна. Окраина города. Домик, которому столько же лет, сколько и старушке, сидящей в окружении вну чат. Кажете», сейчас они уй дут от нее, а она останется одна. И будет ' вспоминать свою молодость. А вот, пожалуй, самый ейльный из ренортажных снимков — «Конфликт в по ле». Недаром он был отмечен наградами межклубных фо товыставок страны. Глядя на него,, нельзя не улыбнуться, но и не посочувствовать глав ному герою — руководителю шефов, который, начав распе кать за что-то работавших женщин, сам попал в осадное положение. «Матаня» — так называет ся другая работа из того же жанрового ряда. Праздник русской зимы, залихватски играет гармонист, лихо от плясывают его подруги. Сде ланный в чуточку размытых тонах снимок необыкновенно динамичен. Как и всякий художник, Ю. Н. Титов, конечно, не обо шелся без творческих неудач. Это естественно. Но, к со жалению, часть слабых работ попала и на выставочные стенды. Например, очень на думай постановочный сни мок «Старый роман», мало мысли в фотографиях «Елоч ка», «Сказка». И еще один момент. До обидного мало присутствуют в творчестве Ю. Н. Титова елецкие мотивы. А ведь древ ний наш город —это находка для мастера фотографии. Общий же итог — выстав ка удалась. Остается поже лать Юрию Николаевичу но вых успехов! И, ВОЛГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz