Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

« К Р А С НО Е З НАМЯ » 2 февраля 1985 гола 3 стр. К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. И. ЧЕХОВА „ М ы д р у г ДРУГУ не чужды *1 Незабываемо его лицо. Чи­ стый высокий лоб, зачесан­ ные вверх волосы, борода клинышком. Сквозь стекла пенсне с фотографии на нас смотрят чуть прищуренные, внимательные и немного лу­ кавые глаза. Вглядитесь. Ка­ жется, еще секунда, и с губ сорвутся слова: —...Я думаю, что мы друг другу не чужды. Прав я или нет; я не знаю, но мне прият­ но так думать. Эти строки принадлежат, Антону Павловичу Чехову. Они адресованы писателю В. Г. Короленко. Но они мо­ гут быть обращены и к каж­ дому из нас, к тем, кто зна­ ет и любит его произведения. О Чехове написано немало. Но даже самые подробные трактаты о его жизни и твор­ честве не могут сказать боль­ ше того, что сказал он уста­ ми своих героев. Народный артист СССР И. В. Ильинский как-то заме­ тил: — Чехов — неуловимый драматург. К нему обраща­ лись и обращаются много- - кратно. И все-таки многое в пьесах Чехова осталось не­ распознанным. Так какой же он—Чехов? Он был необыкновенно де­ ятелен: «Вы советуете мне не го­ няться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях ме­ дициной... Но я чувствую се­ бя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно... Медицина— под законная жена, а литера­ тура- —-.. любовница». (Из письма А.' С. Суворину). Ему присуще огромное чув­ ство юмора. «Первым делом поздрав­ ляю тебя и твою половину с благополучным ~ разрешением и прибылью, а г- Таганрог со свеженькой гражданкой. Да живет (...крестись!) новорож­ денная ' многие годы, преиз- быточествуя (крестись!) кра­ сотою физическою и нравст­ венною, златом, гласом, тол- каетикой, и да цапнет себе со временем мужа доблестна (крестись, дурак!), прельстив предварительно и повергнув в уныние всех ' таганрогских гимназистов!!!» (Из письма Ал. П. Чехову). Он был благодарным: «Отец и мать единственные для меня люди на всем зем­ ном шаре, для которых я ни­ чего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук,- славные они люди...» (Из письма М. М. Че­ хову). ...И преданным: , «Я тебя люблю,., очень люблю и сильно по тебе ску­ чаю. Мне даже кажется неве­ роятным, что мы увидимся когда-нибудь. Без тебя я ни­ куда не годен». (Из письма О. Л. Книппер-Чеховой). Перечитывая заново пись­ ма писателя, понимаешь, как многогранен, ярок, богат и не­ повторим дар Чехова, как свеж и мудр его язьщ. Трудно с чем-либо сравнить его жизнь. Разве что с чайкой в свободном полете. С чайкой, парящей над бурными .волна­ ми жизни, над стихией люд­ ских судеб. Ведь недаром именно чеховская чайка ста­ ла символом Московского Ху­ дожественного академичес­ кого театра. Откройте книгу Чехова, и вы поймете: его произведения наполнены безграничной лю­ бовью к людям. О. КОШЕЛЕВА, корр. «Красного знамени». Т , Х р е н н и к о в : « , и с ч а с т ь я , Заблаговременно готовя праздничный ново­ годний номер газеты, редакция «Красного зна­ мени» решила обратиться к почетному гражда­ нину нашего города, Герою Социалистического Труда, кандидату в члены ЦК КПСС, депутату Верховного Совета СССР, первому секретарю правления Союза композиторов СССР Т, Н. Хренникову с просьбой ответить на вопросы интервью: «Чем памятен для вас минувший 1984 год? Планы на новый год». Письмо с новогодними поздравлениями и вопросами было отослано в Москву. ' Вскоре, однако, мы узнали, что Тихон Ни- з ем л я к и !» колаевич болен, находится в клинике. Беспо­ коить вновь его мы не решились, а так как надежд на ответ и времени для подготовки но­ вогоднего выпуска газеты с каждым днем ос­ тавалось все меньше и меньше, в первоначаль­ ный план были внесены соответствующие коррективы. Номер вышел в свет 1 января, но без предполагаемого интервью. И вот недавно мы получили долгожданную весточку. В ней — ответы Тихона Николае­ вича Хренникова на интересующие нас во­ просы. Предлагаем вниманию сльчан его письмо. Дорогие товарищи! К большому моему сожалению, я не мог откликнуться вовремя на ваше письмо, так как с 7 декабря нахо­ жусь до' сих пор еще в больнице и, откро­ венно говоря, было не до писем. На днях я уже выписываюсь из больницы и хотя ’с большим опозданием, .но 1все же счастлив своих земляков, ель- чан, „поздравить с нас­ тупившим 1985 . го­ дом и пожелать доро-' гим моему сердцу лю­ дям больших успехов в жизни и счастья. Прошедший год был* для меня насыщен, большими событиями общественного и лич­ ного порядка. Круп­ нейшее из них—изб­ рание меня вновь де­ путатом Верховного Совета СССР, прове­ дение Союзом компо­ зиторов СССР второ­ го Международного музыкального фести­ валя в Москве, кото­ рый вызвал огромный резонанс во всем ми­ ре, выступления с ис­ полнением своих со­ чинений в Финляндии, Японии, пленум прав­ ления Всесоюзной ком­ позиторской организа­ ции и фестиваль со­ ветской музыки в Ка­ захстане, который прошел с огромным подъемом и . успехом. Творческий резуль­ тат прошлого года— написание комичес­ кой оперы «Золотой теленок» по Ильфу и Петрову. Эта опера сейчас репетируется в родном для меня му­ зыкальном театре име­ ни Станиславского и Немировича - Данчен­ ко, где идут почти все написанные мною опе­ ры. Премьера «Золо­ того теленка». назна­ чена на 9 марта. Две­ надцатого марта нач­ нется очередной (седь­ мой) съезд Союза ком­ позиторов СССР, ко­ торый продлится до 16 марта. Сейчас мы уже заняты активной к нему подготовкой. . Год .1985' — год больших событий в нашей стране. Сорок лет разгрома немец­ кого фашизма, Все­ мирный фестиваль мо­ лодежи и студентов в Москве и подготовка к XXVII съезду нашей великой партии. 7 композиторов непоча­ тый край работы. Вот ' все вкратце, чем могу с вами поде­ литься. Еще раз сер­ дечно приветствую вас, моих дорогих ель- чан. Ваш Тихон Хренников. ЭТО ИНТЕРЕСНО Х у д ож н и к , литник, писатель Назовите любому имя Антуа­ на де Сент-Экзюпери, и вам не­ медленно ответят: знаем, это замечательный французский пи­ сатель. Все это так. Но вот стоит пройтись по залам открытой в парижском дворце Роан выс­ тавки, как обнаруживаешь для себя другие стороны деятель­ ности Сент-Экзюпери, кото­ рые занимали в его жизни от­ нюдь не меньшее, вероятно, да-, же большее место, чем литера­ тура. Ведь он был летчиком, пионером почтовой и транспорт­ ной авиации, одним из тех, чьему самоотверженному труду и повседневному бесстрашию человечество, обязано появле­ нием регулярных авиалиний, связывающих континенты зем­ ного шара. Но й это не все. Он был также одаренным изо­ бретателем, крупным журнали­ стом - репортером, автором ки­ носценариев, художником. Д и сц и п ли н и р у ет -.. ц в е т Некоторые канадские и аме- Ариканские психологи считают, что цвет оказывает существен­ ное влияние на поведение и психологию человека. Результаты исследования, проведенного профессором уни­ верситета провинции Альберта (Канада) Гарри Ухолфартом, показали, что изменение цвето­ вой гаммы н освещения в одной из школ привели к повышению успеваемости ряда учащихся/ уменьшению числа пропусков занятий и укреплению дисцип­ лины.. Программа этого исследо­ вания' . 'предусматривала замену желтого и оранжевого цветов белым, бежевым. и коричневым, а также, замену дамп дневного освещения. 10 эк зем п л яр ов в м ин уту В библиотеке Конгресса США сейчас хранится более 80 млн. экземпляров печатных из­ даний, и библиотечный фонд увеличивается ежеминутно на 10 экземпляров. ПО СООБЩЕНИЯМ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ТАСС и АПН, Ы Е РАЗ ВИДЕЛИ ель-. 1 1чане экспозиции работ членов фотоклуба «Елец», но нынешняя, которая де­ монстрируется в зале художе­ ственного отдела краеведче­ ского музея, выходит из об­ щего ряда. Это первая персо­ нальная выставка, организо­ ванная творческим объеди­ нением. Принадлежит она ве­ дущему фотографу клуба, его. основателю и художественно­ му руководителю Юрию Ни­ колаевичу Титову. По снимкам, сделанным в разные годы, можно просле­ дить профессиональный рост фотографа. От высокой техни­ ки исполнения снимков ав­ тор последовательно шел к- художественной их вырази­ тельности. Вот ночной сни.мок реки Быстрой Сосны. Лето. Кара­ кумский мост. Яркий диск лу­ ны в черном бархате неба. От­ блески прибрежных огней на поверхности воды. Пейзаж, а именно к этому жанру более всего тяготеет Юрий Никола­ евич, красив. Но не только. Сделана попытка увидеть род­ ной город по:своему, передать его тишину и покой после трудового дня. Не все уда­ лось. Внешняя привлекательг ность довлеет над содержани­ ем. теряется главная мысль. Это снимок я впервые, уви­ дел лет десят.ь назад, когда не был еще знаком с Юрием П О И С К И И У Д А Ч И Николаевичем, не видел дру­ гих его работ. Тогда эта фо­ тография понравилась. Но се­ годня, останавливаясь перед выставочными снимками, по­ нимаешь, как далеко ушел ав­ тор вперед. Большинство выставочные снимков пейзажные. «Солнеч­ ная роща», «Белые деревья», «Вечерняя заводь», «Шаги весны», «Середина весны», «Засентябрило» —уже по на­ званиям можно судить о жанре фоторабот. Техничес­ ки грамотно выполненные, раз­ нообразные в композиционном отношении, они передают кра­ соту родной природы. Автор старается увидеть ее в буд^ ничном, обыденном, мимо че­ го мы порой проходим, не за­ мечая. Эти работы очень ли­ ричны. Но среди всех пейзаж­ ных снимков особенно выде­ ляется один, названный «Вре­ мя». Он немудрен и очень ла­ коничен. - И в то же время эмоционален, наводит на глу­ бокие размышления о скоро­ течности времени... На первом плане — толь­ ко что нарубленные дрова. Чуть дальше — большое, на­ половину засохшее дерево, которое в скором времени, оче­ видно, тоже пойдет на сруб, но еще борется со смертью, распластав над землей пос­ ледние сучья некогда широкой кроны. Тяготеет Юрий Николаевич и к репортажному снимку. Взгляд художника выхваты­ вает фрагменты, повседневной жизни. Но не фиксирует уви­ денное, а старается передать его на снимке так, чтобы зри­ тель сопереживал, радовал­ ся, удивлялся, задумывался. В общем, не был равнодуш­ ным. К таким относится и сни­ мок «Старость и младость». Хотя в этой работе и произош­ ло размывание жанров —ее можно отнести и к группово­ му портрету, _ все же преоб­ ладают репортажные начала, она сюжетна. Окраина города. Домик, которому столько же лет, сколько и старушке, сидящей в окружении вну­ чат. Кажете», сейчас они уй­ дут от нее, а она останется одна. И будет ' вспоминать свою молодость. А вот, пожалуй, самый ейльный из ренортажных снимков — «Конфликт в по­ ле». Недаром он был отмечен наградами межклубных фо­ товыставок страны. Глядя на него,, нельзя не улыбнуться, но и не посочувствовать глав­ ному герою — руководителю шефов, который, начав распе­ кать за что-то работавших женщин, сам попал в осадное положение. «Матаня» — так называет­ ся другая работа из того же жанрового ряда. Праздник русской зимы, залихватски играет гармонист, лихо от­ плясывают его подруги. Сде­ ланный в чуточку размытых тонах снимок необыкновенно динамичен. Как и всякий художник, Ю. Н. Титов, конечно, не обо­ шелся без творческих неудач. Это естественно. Но, к со­ жалению, часть слабых работ попала и на выставочные стенды. Например, очень на­ думай постановочный сни­ мок «Старый роман», мало мысли в фотографиях «Елоч­ ка», «Сказка». И еще один момент. До обидного мало присутствуют в творчестве Ю. Н. Титова елецкие мотивы. А ведь древ­ ний наш город —это находка для мастера фотографии. Общий же итог — выстав­ ка удалась. Остается поже­ лать Юрию Николаевичу но­ вых успехов! И, ВОЛГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz