Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

4 стр. 24 января 1985 года «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» Наш земляк писатель Ми­ хаил Михайлович Пришвин не раз подчеркивал, что под­ линный патриотизм советско­ го человека воспитывается на любви к своему краю. Он как бы произрастает из знаний особенностей его историй. Как капля отражает мир, так и неброская, на первый взгляд, биография родного города, края отображает раз­ витие и становление Отечест­ ва. В этом еще и еще раз убеждаешься, обращаясь к прошлому и настоящему ' на­ шего города. Когда-то,, в далеком . про­ шлом, наш край населяли сла­ вянские племена — вятичи. В 964 году киевский князь Святослав, идя на хазар, поко­ рил и вятичей. Природные условия :нашйх мест — леса, населенные дичью, полновод­ ная река с впадающими ручь­ ями, крутыми берегами — способствовали тому, что вскоре здесь вырос город.; Первое упоминание о нем мы 'встречаем в летописи, и от­ носится оно к 11.46 году. В XII—XIV веках шло дол­ гое и трудное формирование русского государства — Ки­ евской Руси. И Ельцу была уготовлена драматическая судьба города-война, стража границ. Вот перечисление лишь некоторых дат, когда он был уничтожен или сож­ жен. В 1155 году Елец постра­ дал от набега половцев: го­ род уничтожен полностью. В 1238 году хан Батый провел по елецким землям орду вои- нов-захватчиков. Пал и город. В 1283 году — нашествие баскака (собирателя дани) хи­ винца Ахмет-Темира, в 1383 году — Тахтомыш опустошил город. В 1395 году (через 15 лет после Куликовской битвы с татаро-монголами) к Ельцу подошли несметные полчища Тамерлана. Он предложил сдаться защитникам крепости, а дома, имущество отдать на разграбление его воинам. Но ельчане предпочли смерть позору. После долгого штурма кре­ пость была взята, а уцелев­ шие защитники ее перебиты. Сейчас невозможно сказать абсолютно точно: почему именно так поступил жесто­ кий хан. Но факт остается фактом: от дымящихся пепе­ лищ Ельца он повернул вой­ ска вспять. Думается, не по­ следнюю роль в принятии та­ кого решения сыграли храб­ рость, мужество, воинское умение, беззаветная любовь наших предков к Отечеству. И позже, в XV—XVI ве­ ках, были часты опустоши­ тельные набеги нагайских я крымских татар. Не раз и чз два в прямом смысле слова Елец и ельчане -заслоняли со­ бой русское государство. За­ слоняли, отдавая за это жизнь. В 1592 году на месте, го­ рода была сооружена новая крепость. Строительством ру­ ководил знатный мастер из Владимира Илья Катеринин. Но в 1618 году она была раз­ рушена войсками гетмана Са- гайдачного-Конашевича. Эга битва осталась в преданиях, ибо это было последнее сра­ жение, которое до основания разрушило город. Однако дотла сгорать и вновь оживать, словно Феник­ су из пепла, городу довелось не раз. Всякий раз на пепе­ лище возвращались люди. И вновь брались за топоры. Кругом рос лес. И дома, церк­ ви, лавки, кабаки ставились из сосен, дуба, ставились гу­ сто. Деревянные строения не раз уничтожались пожарами полностью, как это случилось в 1645 году. Через 63 года после этого огнем была унич­ тожена засосенская часть го­ рода. В летописи осталось свидетельство: в 1761 году в Ельце погибло от пожара 824 дома, 5 церквей, 208 ла­ вок. Оттого ныне невозможно встретить постройки тех вре­ мен — они погибли в пламе­ ни. В первой половине XIX ве­ ка начинается застройка горо­ да каменными зданиями. До­ ма ставились высотою не бо­ лее чем в два этажа. Стены имели большую толщину. В кладке широкое распростране­ ние получили своды. Камень для стен и фундамента добы­ вался и обрабатывался здесь же, в близлежащих камено­ ломнях. , После отмены крепостного права, с началом развития ка­ питализма в России Елец на­ чал бурно расти. Сыграло в этом большую роль строитель­ ство в 1867—1869 годах же­ лезной дороги. В частности, для подготовки рабочих- специалистов, обслуживающих «железку», открылось первое в России техническое учили­ ще. Был построен первый элеватор. По мере разорения крестьян росло население го­ рода, промышленность. В период с 1860 по 1910 годы в Ельце были сооруже­ ны крупный железнодорожный узел, склады, мельницы,. по­ явились первые заводы. Большинство памятников истории и архитектуры,, со­ хранившихся до наших дней, было построено именно в се­ редине и конце XIX' или уже в нашем, XX веке. Сказалось, безусловно, и то, что административное под­ чинение города менялось не раз. В свое время Елец вхо­ дил в состав Азовской про­ винции (1708 г.), Воронеж­ ской (1745 г.). Орловской гу­ берний. Многими архивными данными о начале и оконча­ нии строительства тех или иных сооружений мы сегодня не располагаем, В соответст­ вующей документации, кото­ рая имеется в БТИ, в графе «Срок строительства» значит­ ся лишь одна стереотипная за­ пись: «До 1917 года». А уточнять, разбираться предстоит во многом. В частности, до сего време­ ни точно не установлено мес­ то расположения первого горо­ дища, крепости. Нет точного плана города XVI—XVII ве­ ков. Да и архитектурно­ исторические характеристики памятников, сохранившихся сегодня, отнюдь нё полны. Есть у президиума город­ ского отделения Всероссийско­ го общества охраны памятни­ ков истории й культуры прось­ ба: все'то, что может внести яс­ ность, дополнительную инфор­ мацию об исторических па­ мятниках Ельца (свидетельст­ ва очевидцев, выдержки' из книг, журналов, газет), сооб­ щать нам. А. ЧЕРНЯТИН, член президиума городского отделения ВООПИК. Об истории развития по­ жарной службы в Латвии, ро­ сте ее технической оснащенно­ сти рассказывает обширная экспозиция одного из самых старых в стране пожарно - тех­ нического музея в столице Латвийской ССР городе Ри- пе. Сегодня на вооружении ук­ ротителей огня самая совре­ менная техника, различные средства пожаротушения. За У к р о т и т е л и о г н я полтора века неузнаваемо из­ менился и костюм пожарного. Специальные скафандры по­ зволяют людям этой мужест­ венной профессии находить­ ся в самом пекле — эпицент­ ре пожара. В одном здании с музеем размещается центральный пункт пожарной связи рес­ публики, на который поступа­ ет вся информация о проис­ шествиях с огнем. Любой сиг­ нал о пожаре на одной из по­ лутора тысяч улиц Риги преж­ де всего раздастся именно здесь, В считанные минуты от­ кликнутся на него работники, дежурящие у пульта. НА СНИМКАХ: в этом зда­ нии размещается пожарно-тех­ нический музей и центральный пункт пожарной связи Лат­ вийской ССР; династия пожарных Воин- сов: Висвалдис Янович (в центре) с сыновьями Валдиеом (слева) и Юриеом. (Фотохроника ТАСС), Редактор В. Н. ДЕМИН ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОБРАЩАТЬСЯ В ОТДЕЛ ПО ТРУДУ ГОРИСПОЛКОМА : УЛИЦА МИРА , 78. Вагонному депо требуются столяры, слесари по ремонту вагонов, лаборант, кранов­ щики электрокозлового и мо­ стового кранов, электрогазо­ сварщики, электромонтеры, слесарь-инструментальщик, оа- бочие строительных специ­ альностей, сторож, уборщи­ цы пассажирских вагонов и производственных помещений, составитель поездов. 10—4. Машиностроительному за­ воду требуются главный бух­ галтер. кассир, старший кла­ довщик материального скла­ да, начальник планово-эконо­ мического отдела, начальник отдела материально - техни­ ческого снабжения, инжене­ ры - диспетчеры, старшие то­ вароведы. товароведы, комп­ лектовщики, ■инженеры-эконо­ мисты, инженер по вентиля­ ции, мастера ОТК, старшие мастера н мастера (в произ­ водственные цехи), инжене­ ры - технологи, инжеиеры- конструкторы, механик и энергетик механосборочного цеха, инженер-электроник, наладчик станков ЧПУ, опе­ раторы станков ЧПУ, токари, токари-расточники, фрезе­ ровщики, сверловщики, шли­ фовщики, контролеры ОТК, электромонтеры, слесари по ремонту промышленного обо­ рудования, крановщики мос­ тового крана; в детский заводской комби­ нат — няни, прачки, дворни­ ки, подсобный рабочий. 10—3. Дистанции гражданских со­ оружений Юго-Восточной же­ лезной дороги требуются кро­ вельщики - жестянщики, печ­ ники - трубочисты, стропаль­ щик, машинисты (кочегарьт) котельной на газе (среднее давление), газоэлектроевар- щики, слесари-сантехники, слесари КИП, тракторист. Принятые пользуются льго­ тами работников железнодо­ рожного транспорта. 5—3. Производственное объеди­ нение грузового автотран­ спорта приглашает на работу водителей (для работы на ав­ томашинах БелАЗ в карье­ рах, на автомашине ГАЗ-52, 53 и других для работы по обслуживанию торговых та­ чек города), слесарей по ре­ монту автомашин, кузнеца, стропаля (на автокран), элект­ риков - силовиков, сантехни­ ков, строительных рабочих, инженерно - технических ра­ ботников. 6—3. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДА «ЭЛЬТА» 28 января. Спектакль- рассказ Виктории Токаревой «НИЧЕГО ОСОБЕННОГО» Участвуют артисты Моско*-. ского театра драмы и комедии на Таганке Е, Корнилова, Л, Штейнрайх, И. Петров, Е. Китаев (скрипка). Режиссер — заслуженный артист РСФСР Б, Левинсон, Начало в 18, 21 час. Билеты продаются. 1—1. Психоневрологический дом- интернат № 1 приглашает на работу заведующего складом, завхоза, шофера, свинарку, кочегара, ____________________3—2. Музыкальному училищу требуются секретарь-машини­ стка, кочегары. 3—3. ДЛЯ ВАС, ЕЛЬЧАНЕ! 27 января в 10 часов в го­ родском парке состоится об­ щегородской праздник «Зи­ мы волшебный хоровод». Дорогие ельчане и гости го­ рода! Лучшие повара треста общественного питания приго­ товят для вас в широком ас­ сортименте кулинарные, кон­ дитерские изделия, шашлыки, блины, кулебяки, расстегаи, пирожки, пироги, горячие на­ питки. Шдут вас веселье, пляски, шутки, игры. Зима-красавица зовет честной народ в свой хо­ ровод! 3—1. Автобазе Липецкого облпо­ требсоюза требуются водите­ ли, автослесари, слесарь-мо­ торист, автокрановщик, убор­ щица. Жилплощадь предоставля­ ется в порядке очередности. 5—1. К СВЕДЕНИЮ ЧЛЕНОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГРУППЫ Очередное заседание лите- ратурной группы, действую­ щей при редакции, состоится в пятницу, 25 января, в 17 часов 30 минут. Приглашаются желающие. «РОССИЯ «Спартак» (две серии). Се­ ансы в 9-30, 13, 16-20, 19-40. «УДАРНИК» «Медный ангел». Сеансы в 9-30, 11-30,' 13-30, 16, 18-30, 20-30. «ПРОЖЕКТОР» «Алиби будет обеспечено». Сеансы в 9, И , 13, 15, 1,7 19 20-30. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДА «ЭЛЬТА» «Отверженные» (две серии). Сеансы в 17, 20 час. КЛУБ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ «Почти ровесники». Сеан­ сы в 16, 18, 20 час. Коллектив станции Теле- гино Юго-Восточной желез­ ной дороги выражает собо­ лезнование заместителю на­ чальника станции Телегино и0_ грузовой и коммерческой работе Молчановой Вален­ тине Алексеевне пр поводу смерти ее мужа- МОЛЧАНОВА Аскольда Александровича. Способ печати высокий, объем один печатный лист. Газета выходит ежедневно, кроме воскре­ сенья и понедельника. А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : ул. Советская, 72 Ы1ЕФОНЫ: редактора 2-10-12, заместителя редактора 2-30-01, ответствен­ ного секретаря 2-2о-00, отделов промышленно-транспортного 2-23-14 писем и массовой раооты 2-40-03, партийной жизни и бухгалтерии 2-26-08.* АЭ 55043 Ияд. 399740, г. Елец, типография Управления издательств, полиграфии и книжной торговли,, ул, Свердлова, И. Тираж"20800 Заказ Ай 383

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz