Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 18 мая 1985 года @ 3 стр. СУББОТНИЙ РЕПОРТАЖ С о п р и к о с н о в е ­ н и е с прекрас­ ным произошло... " на войне, когда семнад­ цатилетнему солдату Александру Назарову замполит поручил вы­ пустить боевой листок. С волнением и интере­ сом взялся Саша за не­ знакомую работу. И тем больше она его за­ хватывала и увлекала, чем ярче, оригиналь­ нее, доходчивее были ее результаты. С тех пор и началось его знакомство с кисгыо, карандашом, резцом, штихелем, и палитрой. После Великой Оте­ чественной А. А. Наза­ ров трудился худож­ ником - оформителем на элементном заводе, в художественной мас­ терской, был непло­ хим механиком на швейной фабрике мас­ сового пошива. А пос­ ледние годы работал стеклодувом на суве­ нирном участке заво­ да «Эльта» имени 60- летия Союза ССР. Здесь он изготавливал изумрудных оленей, вих­ рем несущихся коней, I доброго Чебурашку, ве­ селого Зайца, упрямого Волка из цветного стек­ ла, хрусталя. Отсюда Александр Александро­ вич ушел по возрасту на пенсию. Когда есть творчес­ кие силы, когда позво­ ляет здоровье, можно всецело принадлежать тому делу, к которому тянется душа. Так было в с Назаровым. С 1963 года он уча­ стник всех городских и областных выставок са­ модеятельного творчес­ тва: об этом говорят его грамоты и дипломы. Экспонирует он как жи­ вописные работы, так и скульптурные мини­ атюры из дерева, гли­ ны, гипса. Освоил Наза­ ров и один из сложных видов творчества — ху­ дожественное литье ме­ талла. Все Александр Алек­ сандрович делает дома. РАССКАЗЫ О ЗНАТНЫХ ЗЕМЛЯКАХ МЕЧТАЛ О ЕЛЬЦЕ... ТВОРЕНИЕ ЕГО РУК Из темного необорудо­ ванного чуланчика он сделал себе изумитель­ ную студию. У него большая кол­ лекция художественных поделок. Вот задумчи­ вый, грустный, одино­ кий мастер Данила и его прекрасный камен­ ный цветок — и вы словно оказались в сказе Бажова. Вот ме­ таллический подсвеч­ ник — фигура девушки — такой оригиналь­ ный, что, кажется, по­ ставь в него свечу, уст­ рой рядом еловую вет­ ку с шишками и гир­ ляндами, и к вам не­ пременно придут и Дед Мороз, и Новый год. А вот украшенные резь­ бой деревянные кубки и ложки. Все чуждо подража­ тельности. Все выпол­ нено. своеобразно, изящно, со вкусом. Как-то А. А. Наза­ ров увлекся барелье­ фом. Несколько меся­ цев поиска—и вот на плоскости появилось изображение Толсто­ го, Пушкина, Горько­ го, а также знакомых, друзей, сослуживцев. Сейчас Александр Александрович рабо­ тает над серией фрон­ товых полотен. Есть и законченные. Это, на­ пример, «Танковая ата­ ка» (масло). А портрет нашего земляка, подно­ го кавалера ордена Сла­ вы Ивана Петровича Баскакова, рекомендо­ ванный областным вы­ ставочным комитетом на Всесоюзную выстав­ ку художников само­ деятельного творчест­ ва, организованную в Москве, экспонируется там и сегодня. В 1979-м в Ельце бы­ ла организована персо­ нальная выставка Алек­ сандра Александрови­ ча Назарова. Автор по­ казывал тогда картины, написанные маслом и акварелью, портреты жителей города, пейза­ жи, резьбу по дереву, гипсовые изделия, че­ канку, металлическое литье, барельефы. Тысячи людей посе­ тили выставку и пода­ рили А. А. Назарову восторженные благодар­ ные отзывы. А новые творческие планы не дают покоя ху­ дожнику. И верится, что мы еще не раз уви­ дим творение рук его. В. ДУРНЕВ. НА СНИМКАХ: вверху — самодеятель­ ный художник Алек­ сандр Александрович Назаров за реммгой; внизу — миниатюрные скульптуры из дерева, глины, гипса, литье из металла, барельефы. Фото автора. Он родился в 1897 году в Ельце. В 1918-м доброволь­ цем вступил в ряды РКЦА. Демобилизовался в 1920-м и по 1922 год работал в нашем городе художником-декорато- ром городского театра. Затем пять лет упорной учебы в Высших художественных ма­ стерских Москвы. С 1928 по 1963 годы он работал глав­ ным художником Централь­ ного Дома Советской Армии. Его по праву называют выда­ ющимся советским живопис­ цем и графиком. Это Николай Иванович Мос­ калев. Несколько лет назад он по­ дарил часть своих работ на­ шему музею. Йх знают и пом­ нят ельчане. Это «Елец из-за реки Сосны». «Черникин лес после дождя» и другие. И сейчас в экспозиции выстав­ лены его картины «Кружевни­ ца», «Елецкие вишни», «Порт­ рет старика», «Дворик», «Флаг нашей Родины». Остановим свое внимание на последней работе. Зимний вечер. Ленинский Мавзолей покрыт изморозью. Его окружают заснеженные ели. За Мавзолеем и Кремлев­ ской стеной светятся окна До­ ма правительства. И как сим­ вол бессмертия революции и идей В. И. Ленина—Красное знамя с золотыми серпом и молотом. Оно парит в вышине, над куполом Дома правитель­ ства. Но ощущаешь, что оно парит над всей страной, над всем миром. И нет дороже и священнее места для нас на большой планете. Живописные работы Н. И. Москалева находятся в Цент­ ральном музее Советской Ар­ мии, в музеях истории и ре­ конструкции города Москвы, Центрального театра Совет­ ской Армии. ,,. По проектам Н. И. Моска­ лева изготовлены ордена Ку­ тузова трех степеней, Богда­ на Хмельницкого трех степе­ ней, Славы трех степеней и медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За оборо­ ну Кавказа», «Партизану Ве­ ликой Отечественной войны» и другие. ...Зима 1941-го. Президи­ ум Верховного Совета СССР ЭТЮД ЗНОЙНЫЙ ДЕНЬ Весь день нещадно палило солнце. Весна, казалось, за­ ключила с летом такой проч­ ный союз, от которого людей могли спасти лишь прохлада водоемов да вечерние сумер­ ки. Но и в это время зной на­ поминал о себе: щедро одарял теплом нагретый за день ас­ фальт, вода в реке была как парное молоко. Ночью дышалось легче, но с первыми лучами солнца вновь все возвращалось на «круги своя». ...Жарко. И. КНОТЕК. ПАМЯТЬ « Продолжает гореть огонь вечной памяти у солдатских могил, горит огонь вечной памяти в сердцах живых. Для Михаила Ивановича Глазкова, автора повести «Го- рюч-камень», нашего земля­ ка, писателя, журналиста, мальчиком познавшего ужасы фашистского нашествия в родном селе Казаки, военная тема в творчестве закономер­ на. М. И. Глазков изображает главными героями близких э ему людей — ребят, которые 40 лет назад были его друзь­ ями, «мальчишками с его ули­ цы». Точно, достаточно- ярко написаны их образы, ведь их детство и юность закончились в те суровые дни 1941 года: гибнет главный герой повести Петька Рябцев, пытавшийся повторить подвиг русского князя, бросившегося на коне вместе с татарской ордой.с Горюч-камия, убит фашист­ ским поЬицаем разведчик Ленька, разорвало грйнатой фантазера и смельчака Севку, остался слепым Семка, на­ рвавшийся на мину в коле.. Через свою боль,, через боль своего главного героя Мишки Богданова писатель взывает к сердцу читателя. Страницы книга во многом автобиографичны, но реаль­ ные факты в ней переплетают­ ся с'художественным домыс­ лом, с приключенческими элементами, поэтому воспри­ нимаются с большим интере­ сом. „.На недавно прошедшей в средней школе № 5 читатель­ ской конференции учащиеся с волнением встречали авто­ ра книги «Горюч-камень» М. И. Глазкова. Ребята цити­ ровали самые яркие и запом­ нившиеся страницы повести, вспоминали интересные эпи­ зоды, а Михаил Иванович рассказывал о том, как при­ шла война в наш край, как за­ думал он и написал свою кни­ гу. Л. НАЗАРОВА, заведующая детским отделом центральной городской библиотеки. принял решение учредить ор­ дена Кутузова, Суворова н Александра Невского. Соз­ дать эскиз ордена Кутузова поручили Москалеву. Основа его — звезда, соб­ ранная из расходящихся лу­ чей. В центре—четкий баре­ льеф великого полководца на фоне Спасской башни Крем­ ля. Эскиз ордена был принят. •Тревожные дни текли че­ редой. Сводки Советского ин­ формбюро щемили сердце. Николай Иванович снова, как И в гражданскую войну, ‘пи­ шет плакать:. Их фотографи­ ровали и отправляли в воин­ ские части. В конце 1942 года Моска­ леву поручили сделать эскиз орДена Славы, который был учрежден Указом Президиу­ ма Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года и имел три степени. Этим орденом награждали лиц рядового и сержантского состава Крас­ ной Армии, в том числе млад­ ших лейтенантов авиации, за личный подвиг на поле боя. Выдавался орден в строгом порядке — от низшей степени к высшей. Среди.более двух с полови­ ной тысяч полных кавалеров ордена Славы—четверо ель- чан. Это А. И. Нрожизарэв, Н. П. Малявин. И. П. Баска­ ков и М. С. Титов. ...В рабочей комнате Нико­ лая Ивановича среди множе­ ства картин есть небольшое полотно «Куст сирени». Он цветет на крохотном дворике Ельца — дворике матери ху­ дожника, где уют, поцой, бла­ гополучие. Переписываясь с сотрудни­ ками нашего музея, Николай Иванович сообщал: «Собира­ юсь ли я в Елец? Да. Очень и очень собирался. Еще в зим­ нее время думал об этом. Меч­ тал составить с вами програм­ му для своих работ, посвя­ щенных родному городу. Но дела начали складываться как-то. по-другому...» До конца своей жизни Н. И. Москалев мечтал побывать на родине, но этому не суждено было сбыться. В 1968 году его не стало. А. ФИЛИМОНОВ, младший научный сотрудник музея. УГОЛОК п о э з и и Слова, идущие от сердца * * * Есть, шип у розы для врага, А у барашка есть рога. Но чистая лилия так безоружна, И, кроме любви, ничего ей не нужно. С. МАРШАК. (Из Вильяма Блейка). * * * Вас не зову ни к январю, ни к маю. Ни часа не прошу у вас, ни дня. Вам некогда? Я это понимаю. Я вас люблю, хоть вам не до меня. Е. ШЕВЕЛЕВА. Если в сердце неурядица, Надо верить — все уладится, И нередко так случается. Незаметно все смягчается. Вот подчас горюет девица, На любовь и не надеется, А любовь сама появится, Никуда она не денется. Агния БАРТО. #>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz