Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 5 апреля 1985 года ф 3 стр. ОТ ЗАДУМКИ - К ВНЕДРЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕКЯНИЗМ , мозяйствовяния ГТОЖАЛУИ, тот мартов- ** ский день должен за­ помниться главным инжене­ рам, специалистам БРИЗов председателям первичных ор­ ганизаций ВОИР ведущих промышленных предприятий Ельца. Обычно, чтобы обсу­ дить насущные вопросы раз­ вития научно-технического прогресса, они собираются в горсовете ВОИР. Но на сей раз расширенное заседание его президиума проходило на заводе «Эльта» имени 60-ле- тия Союза ССР. Скорей это было даже не заседание, а изучение возможностей для более быстрого внедрения в производство технических разработок новаторов. Но почему ' была выбрана «Эльта», а не иное предприя­ тие? Сошлемся па такие циф­ ры и факты. В 1983 году за­ водскими . новаторами было осуществлено 34 темы по но­ вой технике, давшие почти миллион рублей экономии, а р прошлом году — уже 39 тем с общим эффектом ИЗО ты­ сяч рублей. Эльтовцы твердо держат курс на автоматиза­ цию и механизацию производ­ ственных процессов. Их пред­ приятие первым в Липецкой области применяло робототех­ нику. Не все из увиденного уча­ стники заседания могли взять для себя на заметку, чтобы в дальнейшем использовать на предприятиях. Ведь слишком разная специфика производст­ ва у «Эльты» и, скажем, у «Гидропривода». Но в данном случае* обмен опытом предусматривал не­ сколько иные цели. Среди них можно выделить две ос­ новные. Во-первых, на кон­ кретных примевах показать важность ускорения внедре ния достижений научно-тех­ нического прогресса, а во- вторых, коллективно выяснить причины, мешающие этому ус­ корению, наметить пути "пре­ одоления недостатков. А их пока хватает. Может быть, мы чересчур сгустили краски, преувеличи­ ли проблему? Ведь как-никак городские новаторы досрочно выполнили пятилетнюю про­ грамму по получению ‘ эконо мического эффекта от внед­ ренных технических разра­ боток, и в областном сорев­ новании рационализаторов они задают тон. Но взять, на­ пример, тех же эльтовцев. Ни в коей мере не умаляя сде­ ланного ими, скажем: резуль­ тативность работы новаторов могла быть выше. Сошлемся на Факты: если в 1983 году на заводе число внедренных предложений к количеству принятых состав­ ляло 80 процентов, то в про­ шлом году этот показатель снизился до 80,3 процента. Соответственно за этот отре­ зок времени возрос и процент новшеств, находящихся в под­ готовке к использованию — с 19,5 до 25. И это только на одном за­ воде, причем во многих отно­ шениях передозом. А как де­ ло обстоит в целом по горо­ ду? Предоставим слово пред­ седателю горсовета ВОИР В. А. Карякину: — Основным показателем рационализаторской работы было и остается наиболее пол­ ное освоение технических нов­ шеств. Замечу попутно, что это ежегодно позволяет дости­ гать ' повышения производи­ тельности труда в общем ее росте в среднем на 30—35 процентов. Сбережение же энергетических ресурсов и сырья составляет при этом 50—60 процентов от общей их экономии. Между тем сроки освоения наиболее крупных рацпредло­ жений продолжают оставать­ ся продолжительными. И ны­ не основной показатель тех­ нического творчества остался на уровне 1980 года. Увели­ чилось число находящихся в подготовке к использованию новшеств на заводах элемент­ ном, «Прожекторные угли», машиностроительном, сахар­ ном. И последнее: если на веду­ щих промышленных пред­ приятиях города были бы внедрены все технические раз­ работки, то дополнительный экономический эффект соста­ вил 330 тысяч рублей. Да, резерв значительный. Но, естественно, все сто про­ центов рационализаторских предложений, принятых к ис­ пользованию, внедрить в ко­ роткие сроки нельзя. Некото­ рые требуют времени для проведения опытных прове­ рок. Но можно ли уменьшить сроки внедрения новшеств? Можно! К такому выводу пришли участники заседания. В большинстве случаев длл этого не нужно каких-либо дополнительных затрат. Ведь, как показал анализ, основная причина срыва сроков — низкий контроль за осуществ­ лением рацпредложений. На той же «Эльте» считают, что прежде всего ВРИЗу необхо­ димо составлять графики вне­ дрения наиболее эффектив­ ных новшеств и строго руко­ водствоваться ими. В послед­ нее время на этом заводе су­ щественно . повысилась роль общественных творческих объ­ единений в решении вопро­ сов использования рацпред­ ложений. Для оказания тех­ нической помощи рационали­ заторам созданы четыре твор­ ческие комплексные бригады и два общественно-конструк­ торских бюро. Кроме того, в обязанности начальников це­ хов вменено раз в квартал на цеховых днях качества обсуж­ дать состояние новаторской деятельности, рассматривать причины задержки внедрения тех или иных предложений... Пока это только начало. Хо­ рошо будет, если этот опыт найдет распространение. Подчас для реализации круп­ ных рационализаторских предложений необходима со­ лидная материально-техниче­ ская база. На ее отсутствие грех жаловаться таким пред­ приятиям, как заводы эле­ ментный, медицинского обору­ дования, тракторных гидроаг­ регатов, «Гидропривод»... Трудности здесь возникают иного рода. И вызваны они не чем иным, как опять-таки неорганизованностью. Вряд ли можно рассчитывать на успех, если в ходе подготов­ ки предложения к внедрению не планируется разработка технической документации, не определяются источники финансирования, материально- технического обеспечения. На это тоже было обращено вни­ мание участников заседания. В рекомендациях, которые были даны президиумом гор­ совета ВОИР, отражены ос­ новные пути ускорения внед­ рения новшеств в производ­ ство. Они послужат руковод­ ством к действию. А. ДЕМЕНТЬЕВ, корр. «Красного знамени». НА СНИМКЕ: участники заседания знакомятся с тех­ ническими новшествами в це­ хе цветных кинескопов заво­ да «Эльта» имени 60-летия Союза ССР. Фото В. ДУРНЕВА. Н А ЗАСЕДАНИЯХ ко- 11миссии по делам несо­ вершеннолетних нередко при­ ходится встречаться с под­ ростками, которые, как гово­ рится, отбились от родитель­ ских рук. Они не желают учиться, трудиться, а хотят гулять и развлекаться. И развлечения эти носят под­ час дикий характер: разби­ ваются светильники на ули­ цах и оконные стекла, на сте­ нах домов появляются надпи­ си, угоняются мотоциклы, об­ воровываются подвалы. Неуправляемые дети?.. Гля­ дя на них, я всегда думаю о том, что в семье им мало уделялось внимания в мла­ денчестве и отроческом воз­ расте. Их хорошо одевали, хорошо кормили, но не было у них доверительности отно­ шений, душевного контакта с отцом и матерью. ...В учительской школы пла- *кала родительница, узнавшая, что ее сын, ученик 6-го клас­ са. пропускает уроки, дерет­ ся. «Некогда нам его воспи­ тывать, мы с отцом работа ем», — отвечает она на спра­ ведливый упрек учителя в том, что мальчику дома ни­ кто не уделяет внимания. Права ли она? Можно ли выкроить ежедневно . время для душевного общения со своим ребенком? Припомните, товарищи папы, когда вы по­ следний раз сидели рядом с детьми и говорили с ними по душам. Не нотации читали под шум включенного теле­ визора, а беседовали о том, что сыну или дочери инте­ ресно. Не думайте, что для воспи­ тания нужны какие-то особые часы. Не думайте, что вашего ребенка надо водить за ручку, все время ему давать указа­ ния, чтобы отвлечь от шало­ стей и привлечь к книге. Этим вы - принесете скорее вред. Но найти полчаса ежедневно для своего ребенка может каж дая мать, каждый отец. Толь­ ко отдавайте это время ему полностью, не отвлекаясь ни­ чем посторонним. Посадите около себя, раскройте днев­ ник, посмотрите, что задано ча дом. Спросите, выполнено ли задание. Проверять правиль­ ность выполнения не обяза­ тельно. Это сделает учитель. Ваша же обязанность — сле­ дить, чтобы все домашние задания приготовлялись. Все это займет не более 5 минут. Следующие 10—15 ми­ нут отведите беседе о том, как прошел у ребенка день. Что было интересного в клас­ се, пионеротряде, в октяб- рятской звездочке. Как он и его друзья отвечали на уро­ ках, в какие игры, с кем играл, на улице. Посмейтесь вместе над смешным случаем, пока­ жите, что все это вам так же интересно, как ему. Вызывай­ те ребенка на откровенность. И тогда вы обязательно бу­ дете знать, с кем дружит ваш сын или дочь, что они чита­ ют, как ведут себя в классе, кто у них любимый учитель. И поверьте, вам не придет­ ся неожиданно узнавать о раз­ ных неприятностях и конфлик­ тах с вашими детьми. Вы бу­ дете их предугадывать и пре­ дупреждать. Постепенно в свои разгово­ ры с детьми вводите какие-то яркие эпизоды из жизни ра­ бочего коллектива, где вы трудитесь. Или поделитесь мнением об интересном из прочитанной вами неиги, газе­ ты. Но все это нужно делать ненавязчиво, не с целью по­ учения, а с желанием погово­ рить по душам. Трудно это или просто — вот так ежедневно отдавать полчаса школьнику? Просто — ведь это только 30 минут. Сложно — ведь вы должны совершенно конкретно уяс­ нить себе, чего вы хотите до­ биться от своего ребенка, и добиваться этого день за днем, призвав на помощь все свое терпение. Самое главное — сделать эти встречи регулярными и не формальными — на фор­ мальное внимание ребенок формально и отвечает. Пусть они сблизят вас духовно и войдут в радостную привыч­ ку. Вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, были трудо­ любивыми и уважали стар­ ших? Это зависит главным об­ разом от вас самих, товари­ щи родители. От вашего вни­ мания к ним, терпения, от вашего интереса к их жизни. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР. ЗОЛОТЫЕ РУКИ ЕЛЬЦА ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ СЕРДЕЦ С интересом входят уча­ щиеся СПТУ-1 в кабинет по тепловозному и электровоз­ ному хозяйству, всматрива­ ются в стенды, висящие на стенах. «Все это надо изу­ чить в учебном году», — го­ ворят им будущие наставни­ ки. Н. Е. Казьмин — препода­ ватель училища — сразу при мечает наиболее пытливых ч смекалистых. Из них, как правило, получаются настоя­ щие мастера своего дела. За многие годы работы сотни ре­ бят прошли через его руки и получили специальность по­ мощника машиниста теплово­ за-электровоза. Особое внимание Н. Е. Казьмин уделяет проведению теоретических занятий. Пра­ вильно ли поймут учащиеся тему, получат ли определен­ ный настрой, необходимую за­ рядку на успешную учебу? Он понимает, что от этого зависит дальнейшее отноше­ ние ребят к будущей про­ фессии. — Меня каждое занятие с учащимися заставляет многое продумывать заново, — гово­ рит преподаватель. И в самом деле, никогда не полагается он на старый багаж знаний. Упорно рабо­ тает над повышением своего уровня, совершенствованием методического мастерства. Для Николая Егоровича стало настоятельной необхо­ димостью вести блокнот, ко­ торый можно назвать дневни­ ком преподавателя. Сюда он выписывает наиболее интерес­ ные мысли и высказывания из прочитанных книг, журналов и газет. Сюда записывает и свои впечатления о просмот­ ренных технических кино­ фильмах. Есть записи о но­ винках железнодорожного транспорта, о жизни базово­ го предприятия — локомо­ тивного депо. Хранятся у не­ го выдержки из технической информации Министерства пу­ тей сообщения по тепловозно­ му и •электровозному хозяй­ ству. Внимательно подбирает Казьмин наглядные пособия к каждой очередной теме. И все это умело использует на теоретических занятиях. — При подготовке к заня­ тиям, безусловно, материала накапливается много. И обо всем хочется рассказать, — говорит Казьмин. — Учиты­ ваю, что ребята имеют сред­ нее образование, почти все знакомы с техникой. Это по­ зволяет вести живую, творче­ скую беседу при активном участии учащихся, а не чи­ тать им сухую лекцию. В на­ шем классе обе стороны— и преподаватель, и учащиеся- ~ активны. Отсюда — более прочное усвоение материала. В подготовке помощника машиниста не может быть мелочей. Тесная связь теоре­ тического обучения с практи­ ческой деятельностью — од­ но из условий высокого уров­ ня подготовки специалистов для железнодорожного тран­ спорта. Поэтому воспитанни­ ки Н. Е. Казьмина закрепля­ ют полученные знания на ба­ зовом предприятии, познают материальную часть, достиже­ ния елецких тепловозников. Главное для учителя, счита­ ет Н. Е. Казьмин, — зажечь в юношеских сердцах интерес к будущей профессии, на­ править их энергию в нужное русло. ■ Ю. ЕРМАКОВ, заместитель директора СПТУ-1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz