Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 5 апреля 1985 года ф 3 стр. ОТ ЗАДУМКИ - К ВНЕДРЕНИЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕКЯНИЗМ , мозяйствовяния ГТОЖАЛУИ, тот мартов- ** ский день должен за помниться главным инжене рам, специалистам БРИЗов председателям первичных ор ганизаций ВОИР ведущих промышленных предприятий Ельца. Обычно, чтобы обсу дить насущные вопросы раз вития научно-технического прогресса, они собираются в горсовете ВОИР. Но на сей раз расширенное заседание его президиума проходило на заводе «Эльта» имени 60-ле- тия Союза ССР. Скорей это было даже не заседание, а изучение возможностей для более быстрого внедрения в производство технических разработок новаторов. Но почему ' была выбрана «Эльта», а не иное предприя тие? Сошлемся па такие циф ры и факты. В 1983 году за водскими . новаторами было осуществлено 34 темы по но вой технике, давшие почти миллион рублей экономии, а р прошлом году — уже 39 тем с общим эффектом ИЗО ты сяч рублей. Эльтовцы твердо держат курс на автоматиза цию и механизацию производ ственных процессов. Их пред приятие первым в Липецкой области применяло робототех нику. Не все из увиденного уча стники заседания могли взять для себя на заметку, чтобы в дальнейшем использовать на предприятиях. Ведь слишком разная специфика производст ва у «Эльты» и, скажем, у «Гидропривода». Но в данном случае* обмен опытом предусматривал не сколько иные цели. Среди них можно выделить две ос новные. Во-первых, на кон кретных примевах показать важность ускорения внедре ния достижений научно-тех нического прогресса, а во- вторых, коллективно выяснить причины, мешающие этому ус корению, наметить пути "пре одоления недостатков. А их пока хватает. Может быть, мы чересчур сгустили краски, преувеличи ли проблему? Ведь как-никак городские новаторы досрочно выполнили пятилетнюю про грамму по получению ‘ эконо мического эффекта от внед ренных технических разра боток, и в областном сорев новании рационализаторов они задают тон. Но взять, на пример, тех же эльтовцев. Ни в коей мере не умаляя сде ланного ими, скажем: резуль тативность работы новаторов могла быть выше. Сошлемся на Факты: если в 1983 году на заводе число внедренных предложений к количеству принятых состав ляло 80 процентов, то в про шлом году этот показатель снизился до 80,3 процента. Соответственно за этот отре зок времени возрос и процент новшеств, находящихся в под готовке к использованию — с 19,5 до 25. И это только на одном за воде, причем во многих отно шениях передозом. А как де ло обстоит в целом по горо ду? Предоставим слово пред седателю горсовета ВОИР В. А. Карякину: — Основным показателем рационализаторской работы было и остается наиболее пол ное освоение технических нов шеств. Замечу попутно, что это ежегодно позволяет дости гать ' повышения производи тельности труда в общем ее росте в среднем на 30—35 процентов. Сбережение же энергетических ресурсов и сырья составляет при этом 50—60 процентов от общей их экономии. Между тем сроки освоения наиболее крупных рацпредло жений продолжают оставать ся продолжительными. И ны не основной показатель тех нического творчества остался на уровне 1980 года. Увели чилось число находящихся в подготовке к использованию новшеств на заводах элемент ном, «Прожекторные угли», машиностроительном, сахар ном. И последнее: если на веду щих промышленных пред приятиях города были бы внедрены все технические раз работки, то дополнительный экономический эффект соста вил 330 тысяч рублей. Да, резерв значительный. Но, естественно, все сто про центов рационализаторских предложений, принятых к ис пользованию, внедрить в ко роткие сроки нельзя. Некото рые требуют времени для проведения опытных прове рок. Но можно ли уменьшить сроки внедрения новшеств? Можно! К такому выводу пришли участники заседания. В большинстве случаев длл этого не нужно каких-либо дополнительных затрат. Ведь, как показал анализ, основная причина срыва сроков — низкий контроль за осуществ лением рацпредложений. На той же «Эльте» считают, что прежде всего ВРИЗу необхо димо составлять графики вне дрения наиболее эффектив ных новшеств и строго руко водствоваться ими. В послед нее время на этом заводе су щественно . повысилась роль общественных творческих объ единений в решении вопро сов использования рацпред ложений. Для оказания тех нической помощи рационали заторам созданы четыре твор ческие комплексные бригады и два общественно-конструк торских бюро. Кроме того, в обязанности начальников це хов вменено раз в квартал на цеховых днях качества обсуж дать состояние новаторской деятельности, рассматривать причины задержки внедрения тех или иных предложений... Пока это только начало. Хо рошо будет, если этот опыт найдет распространение. Подчас для реализации круп ных рационализаторских предложений необходима со лидная материально-техниче ская база. На ее отсутствие грех жаловаться таким пред приятиям, как заводы эле ментный, медицинского обору дования, тракторных гидроаг регатов, «Гидропривод»... Трудности здесь возникают иного рода. И вызваны они не чем иным, как опять-таки неорганизованностью. Вряд ли можно рассчитывать на успех, если в ходе подготов ки предложения к внедрению не планируется разработка технической документации, не определяются источники финансирования, материально- технического обеспечения. На это тоже было обращено вни мание участников заседания. В рекомендациях, которые были даны президиумом гор совета ВОИР, отражены ос новные пути ускорения внед рения новшеств в производ ство. Они послужат руковод ством к действию. А. ДЕМЕНТЬЕВ, корр. «Красного знамени». НА СНИМКЕ: участники заседания знакомятся с тех ническими новшествами в це хе цветных кинескопов заво да «Эльта» имени 60-летия Союза ССР. Фото В. ДУРНЕВА. Н А ЗАСЕДАНИЯХ ко- 11миссии по делам несо вершеннолетних нередко при ходится встречаться с под ростками, которые, как гово рится, отбились от родитель ских рук. Они не желают учиться, трудиться, а хотят гулять и развлекаться. И развлечения эти носят под час дикий характер: разби ваются светильники на ули цах и оконные стекла, на сте нах домов появляются надпи си, угоняются мотоциклы, об воровываются подвалы. Неуправляемые дети?.. Гля дя на них, я всегда думаю о том, что в семье им мало уделялось внимания в мла денчестве и отроческом воз расте. Их хорошо одевали, хорошо кормили, но не было у них доверительности отно шений, душевного контакта с отцом и матерью. ...В учительской школы пла- *кала родительница, узнавшая, что ее сын, ученик 6-го клас са. пропускает уроки, дерет ся. «Некогда нам его воспи тывать, мы с отцом работа ем», — отвечает она на спра ведливый упрек учителя в том, что мальчику дома ни кто не уделяет внимания. Права ли она? Можно ли выкроить ежедневно . время для душевного общения со своим ребенком? Припомните, товарищи папы, когда вы по следний раз сидели рядом с детьми и говорили с ними по душам. Не нотации читали под шум включенного теле визора, а беседовали о том, что сыну или дочери инте ресно. Не думайте, что для воспи тания нужны какие-то особые часы. Не думайте, что вашего ребенка надо водить за ручку, все время ему давать указа ния, чтобы отвлечь от шало стей и привлечь к книге. Этим вы - принесете скорее вред. Но найти полчаса ежедневно для своего ребенка может каж дая мать, каждый отец. Толь ко отдавайте это время ему полностью, не отвлекаясь ни чем посторонним. Посадите около себя, раскройте днев ник, посмотрите, что задано ча дом. Спросите, выполнено ли задание. Проверять правиль ность выполнения не обяза тельно. Это сделает учитель. Ваша же обязанность — сле дить, чтобы все домашние задания приготовлялись. Все это займет не более 5 минут. Следующие 10—15 ми нут отведите беседе о том, как прошел у ребенка день. Что было интересного в клас се, пионеротряде, в октяб- рятской звездочке. Как он и его друзья отвечали на уро ках, в какие игры, с кем играл, на улице. Посмейтесь вместе над смешным случаем, пока жите, что все это вам так же интересно, как ему. Вызывай те ребенка на откровенность. И тогда вы обязательно бу дете знать, с кем дружит ваш сын или дочь, что они чита ют, как ведут себя в классе, кто у них любимый учитель. И поверьте, вам не придет ся неожиданно узнавать о раз ных неприятностях и конфлик тах с вашими детьми. Вы бу дете их предугадывать и пре дупреждать. Постепенно в свои разгово ры с детьми вводите какие-то яркие эпизоды из жизни ра бочего коллектива, где вы трудитесь. Или поделитесь мнением об интересном из прочитанной вами неиги, газе ты. Но все это нужно делать ненавязчиво, не с целью по учения, а с желанием погово рить по душам. Трудно это или просто — вот так ежедневно отдавать полчаса школьнику? Просто — ведь это только 30 минут. Сложно — ведь вы должны совершенно конкретно уяс нить себе, чего вы хотите до биться от своего ребенка, и добиваться этого день за днем, призвав на помощь все свое терпение. Самое главное — сделать эти встречи регулярными и не формальными — на фор мальное внимание ребенок формально и отвечает. Пусть они сблизят вас духовно и войдут в радостную привыч ку. Вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились, были трудо любивыми и уважали стар ших? Это зависит главным об разом от вас самих, товари щи родители. От вашего вни мания к ним, терпения, от вашего интереса к их жизни. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР. ЗОЛОТЫЕ РУКИ ЕЛЬЦА ЗАЖЕЧЬ ОГОНЬ СЕРДЕЦ С интересом входят уча щиеся СПТУ-1 в кабинет по тепловозному и электровоз ному хозяйству, всматрива ются в стенды, висящие на стенах. «Все это надо изу чить в учебном году», — го ворят им будущие наставни ки. Н. Е. Казьмин — препода ватель училища — сразу при мечает наиболее пытливых ч смекалистых. Из них, как правило, получаются настоя щие мастера своего дела. За многие годы работы сотни ре бят прошли через его руки и получили специальность по мощника машиниста теплово за-электровоза. Особое внимание Н. Е. Казьмин уделяет проведению теоретических занятий. Пра вильно ли поймут учащиеся тему, получат ли определен ный настрой, необходимую за рядку на успешную учебу? Он понимает, что от этого зависит дальнейшее отноше ние ребят к будущей про фессии. — Меня каждое занятие с учащимися заставляет многое продумывать заново, — гово рит преподаватель. И в самом деле, никогда не полагается он на старый багаж знаний. Упорно рабо тает над повышением своего уровня, совершенствованием методического мастерства. Для Николая Егоровича стало настоятельной необхо димостью вести блокнот, ко торый можно назвать дневни ком преподавателя. Сюда он выписывает наиболее интерес ные мысли и высказывания из прочитанных книг, журналов и газет. Сюда записывает и свои впечатления о просмот ренных технических кино фильмах. Есть записи о но винках железнодорожного транспорта, о жизни базово го предприятия — локомо тивного депо. Хранятся у не го выдержки из технической информации Министерства пу тей сообщения по тепловозно му и •электровозному хозяй ству. Внимательно подбирает Казьмин наглядные пособия к каждой очередной теме. И все это умело использует на теоретических занятиях. — При подготовке к заня тиям, безусловно, материала накапливается много. И обо всем хочется рассказать, — говорит Казьмин. — Учиты ваю, что ребята имеют сред нее образование, почти все знакомы с техникой. Это по зволяет вести живую, творче скую беседу при активном участии учащихся, а не чи тать им сухую лекцию. В на шем классе обе стороны— и преподаватель, и учащиеся- ~ активны. Отсюда — более прочное усвоение материала. В подготовке помощника машиниста не может быть мелочей. Тесная связь теоре тического обучения с практи ческой деятельностью — од но из условий высокого уров ня подготовки специалистов для железнодорожного тран спорта. Поэтому воспитанни ки Н. Е. Казьмина закрепля ют полученные знания на ба зовом предприятии, познают материальную часть, достиже ния елецких тепловозников. Главное для учителя, счита ет Н. Е. Казьмин, — зажечь в юношеских сердцах интерес к будущей профессии, на править их энергию в нужное русло. ■ Ю. ЕРМАКОВ, заместитель директора СПТУ-1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz