Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Д К Т ^ Д Л Ь Н О Е М Н Е Н И Великая сила слова Женщина со слезами рас­ сказывала мне, как обругал, оскорбил ее сосед: «Он-то уже и забыл обо всем, веселый ходит, а я прямо-таки заболе­ ла. Ни за какое дело взяться не могу». Слушая ее, я вспо­ минала ссоры, вспыхивающие в переполненном автобусе, ког­ да спорящие не стесняются в выражениях, и недружелюб­ ные отношения в трудовом коллективе, где возникшая из- за пустяка переналка на весь день выбивала из рабочего рит­ ма ее участников, и нецензур­ ную брань молодых мужчин, собравшихся в тесный кру­ жок во дворе дома... К сожалению, нам не все­ гда удается сдерживать свое дурное настроение и мы сры­ ваем его на окружающих. И забываем о последствиях. О том, что из-за минутной не­ сдержанности нередко возни­ кает цепная реакция: руково­ дитель нетактично обошелся с мастером, мастер обругал рабочего, а тот сорвал зло на жене или детях. Последова­ тельность этой цепи может быть другой, но результат всегда один: портится наст­ роение, тратятся нервы у многих людей. Мы редко задумываемся в повседневной сутолоке своих дел и забот над вещами, на первый взгляд, не "имеющими к нам прямого отношения. Поэтому далеко не каждый сознает, какое глубокое со­ держание скрывается за стро­ гим и емким словом «нравст­ венность». А ведь наша собственная судьба и судьбы окружающих, наших детей зависят от того, как мы влияем на других, воспитываем в себе н в своих детях нравственное чувство, умение властвовать собою, Проблема сдержанности, куль­ туры общения давно перерос­ ла в проблему нравственного воспитания. Есть нормы че­ ловеческого поведения, обяза­ тельные для каждого, будь те­ бе 7 шш 70 лет. Но как же часто мы нх нарушаем! Некоторые рассуждают: «Я прямой человек, рубелю в гла­ за правду-матку. Пусть я н гру­ боват, но главное—искрен­ ность...» Однако надо разли­ чать искренность и распущен­ ность, прямоту н черствость. Разве в том проявляется иск­ ренность, чтобы сначала вы­ сказаться, не выбирая выра­ жений, оскорбить собеседни­ ка, а потом, ког'щ отлегло от сердца, вернуться к нормаль­ ному тону? Однажды Аркадия Райкина спросили: какие отрицатель­ ные качества вы считаете для себя, как сатирика, самыми яростными врагами? Он отве­ тил: «Бескультурие, отсутст­ вие чуткости, толстокожесть». Без сомнения, к категории этих пороков относится и сквернословие. Только в этом году комиссия по делам несо­ вершеннолетних при горне иолкоме обсудила и наказала несовершеннолетних скверно­ словов учащихся ОПТУ № 25 Белошапкина, Трубицына, Бу­ лавина, Титова, ученика сред­ ней школы № 3 Парамонова, Камынина — учащегося тех­ никума железнодорожного транспорта и других. При об­ суждении подобных дел неиз­ менно задумываешься: в чем истоки такого поведения? Наше общество уделягт пристальное внимание проб­ лемам формирования лично­ сти, ее нравственного уровня. Школа, комсомол много ра­ ботают над воспитанием в мо­ лодом человеке патриотизма, гражданственности. Но до­ статочно ли мы занимаемся воспитанием чувств? Плодо­ творно ли лечим от душевной слепоты, неграмотности? ^Недавно наблюдала за группой девочек-подростков 14—15 лет, собравшихся на остановке в ожидании автобу­ са. Такие нарядные, ухожен­ ные, здоровые девочки. Они весело толковали о каких-то происшествиях в классе, и я не поверила своим ушам — какие слова и обороты речи срывались с их «невинных» уст! Возмутилась: «Как вы можете?» Сказала только три слова, но школьницы смешались, отошли подальше, а потом и совсем ушли, не дождавшись автобуса. Они выражались не­ цензурно не потому, что не знали, что это плохо. Подрост­ ки наверняка приобрели при­ вычку так говорить и не сте­ снялись этой привычки. Но, подумала я, еще не все поте­ ряно, если им при замечании стало неловко. И еще: что-то упущено в их семейном и школьном воспитании. «В начале жизни школу помню я...»—повторяем мы пушкинские строки. Всю свою жизнь помним мы учителей и не только помним, но, сами того не замечая, стараемся подражать им. Много лет, посещая школь­ ные уроки, я наблюдала: у учителей со спокойным, доб­ рожелательным голосом дети говорят негромко, в классе тихо. Там, где учитель подчас не сдержан, —и дети другие. Учитель - воспитатель кри­ чит на детей. И его нер­ возный тон вызывает не толь­ ко психическую травму, но и ответную реакцию — жела­ ние кричать, дерзить. Кто-то мне скажет, как тя­ жел труд учителя! Какие не­ воспитанные дети приходят к ним из семьи! Что ж, случает­ ся и такое. Но ведь профес­ сия педагога - воспитателя требует наличия у него осо­ бых качеств. Профессия за­ ставляет человека поднимать­ ся над своими слабостями, бороться с распущенностью, приобретать достоинства, ко­ торыми он был обделен при­ родой или воспитанием. Рабо­ та учителя поставлена на осо­ бую общественную высоту. И коли ты ее избрал, будь во всем примером. Дети не изолированы от мира взрослых. И нх поведе­ ние зеркало не только лично­ сти, но и образа жизни семьи, их окружения. ...У Юры П. в детском са­ ду неприятности: он обзывает детей плохими словами. Воспи­ тательница спрашивает: отку­ да ты взял это слово? Маль­ чик еще не умеет лукавить, отвечает: «Так говорит мама, когда ругается...» Об окружающих, детях нужно всегда помнить, и если в вашей душе накопилось раз­ дражение, не спешите его из­ лить на других. Это не толь­ ко несправедливо и бессмыс­ ленно, но и общественно вред­ но. Приглядитесь к себе. Как вы выясняете отношения с товарищем, женой, матерью? Как решаете конфликты в производственном коллекти­ ве? Прислушайтесь к своей речи. Боритесь с несдержан­ ностью не только в поступ­ ках, но и в словах. Насколь­ ко лучше, светлее была бы наша жизнь, если бы, работая для будущего, мы учились са­ ми и учили наших детей не осквернять прекрасный рус­ ский язык уже сейчас, в на­ стоящем. Вероятно, мы не властны над своими душев­ ными бурями, но вполне в на­ ших силах, чтобы эти бури не выходили наружу в слове оскорбляющем достоинство человека. О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы РСФСР. П р о л е т а р и и в с е х ~ стран, со единяйтесь! К Р Я С з н а м я Ор г а н Е л е ц к о г о г о р о д с к о г о к о и т е т а КПСС и г о р о д с к о г о С о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в Л и п е ц к о й о б л а с т и ГАЗЕТА ИЗДАЕТСЯ СО 2 ЯНВАРД 1918 г. № 57; П5282) ПЯТНИЦА, 2 2 МАРТА 1985 г- Цена 3 коп. ИЗ ИСКР ВЕЛИКОГО ПОЧИНА Инициатива передовых нредприятий города о проведении У9 апреля коммунистического субботника в честь 115-й годов­ щины со дня рождения В. И. Ленина нашла широкую поддер жку в коллективе завода медицинского оборудования. На предприятии началась подготовка к празднику труда. Решено в день «красной субботы» достичь высокой выработ­ ки, выпустить продукции больше, чем обычно. Прочную осно ву для этого имеют многие заводчане. Опережающими темпа­ ми работают и упаковщицы изделий В. И. Прокофьева и В. А. Черных (на снимке слева направо). Фото В. ДУРНЕВА. В ф о н д с у б б о т н и к а Важный пункт социалисти­ ческих обязательств, принятых в честь 115-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, выполнил комсомольско-мо­ лодежный коллектив имени XIX съезда ВЛКСМ локомо­ тивного депо Елец, где руко­ водителем является Е. И. Иванников, групкомсоргом— Сергей Шеин. Сорок восемь безмозмезд- ных поездок в фонд предсто­ ящего ленинского коммуни­ стического субботника совер­ шили экипажи машинистов и их помощники. Одними из первых свой вклад в общую копилку внес­ ли групкомсорг колонны Сер­ гей Каширин. член обкома ВЛКСМ Сергей Шеин, другие машинисты. Н. ЧУКАРДИН, секретарь комитета ВЛКСМ железнодорожного узла. Больш е , чем обычно Коллектив горно-обо­ гатительного рудника од­ ним из первых поддер­ жал в городе почин моск­ вичей о проведении 20 апреля Всесоюзного ком­ мунистического суббот­ ника в честь 115-й го­ довщины со дня рожде­ ния В. И. Ленина. О том, как осуществляется под­ готовка к празднику тру­ да наш корреспондент беседует с председателем профкома рудника II. Т. Агеевым. — Хотелось бы узнать, что намечено горняками на день «красной субботы». — Планы большие. Во- первых, решено провести суб­ ботник на высоком идейном уровне, хорошо организовать труд и. конечно, добиться максимальных результатов. Так, основной продукции — щебня — мы наметили выпустить 4388 кубических метров, что выше кормы. Также больше задания реше­ но выработать известняковой муки — 727 тонн при ежедне­ вном плане 700. Товарной продукции коллектив произ­ ведет на 14 тысяч рублей. — На каких участках, кро­ ме своих рабочих мест, будут трудиться члены коллектива? — Будем заниматься по­ садкой деревьев — решено высадить полторы сотни са­ женцев. Уберем территорию рудника на площади 7600 квадратных метров. Решено собрать и сдать участку «Вторчермет» семь тонн ме­ таллолома. Кроме того, наши работни­ ки в этот день будут заняты ремонтом дороги на улице Маяковского — восстановят около 1,5 километра, покры­ тия. — Сколько человек при­ мут участие в субботнике я какая сумма денег будет ими заработана? — Из 450 человек, работа­ ющих на предприятии, непо­ средственное участие в празд­ нике труда примут 400. Ос­ тальные отработают этот день заранее. Всего будет перечис­ лено в фонд XI пятилетки 870 рублей. Эта сумма, кста­ ти, больше прошлогодней. Записал И. ЧИЧИНОВ, корр. «Красного знамени». В ИСПОЛКОМЕ ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ О приближении Состоялось очередное засе­ дание паводковой комиссии под председательством перво­ го заместителя председателя исполкома городского Совета народных депутатов В. С. Су шенцева. На заседании проверен ход выполнения мероприятий, ут­ вержденных решением испол­ кома городского Совета народ­ ных депутатов «О подготовке к пропуску весенхшх паводко­ вых вод». Особое внимание уделено оснащению необходимыми плавсредствами и техникой спасательных пунктов, подго- паводка товке мест -но приему и по рядку , эвакуации жителей подготовке к пропуску весен них паводковых вод на про мышленных предприятиях. На заседании принято ре шение об организации да журств на спасательных цудо тах, начиная с 21 март*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz