Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

Красное знамя. 1985 г. (г. Елец Липецкой обл.)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ1» ф 6 февраля 1985 года ф 3 стр. ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ПРОИЗВОДСТВО И НЕТ ДУШЕ ПОКОЯ с о в р е м е н н о м р у к о в о д и т е л е Каждое шестое обработанное шлифовщицей завода «Гидро­ привод». В. И. Петрищевой изделие — сверхплановое. Ояа станочница высокой квалификации, ударник 1 коммунистичес­ кого труда, старается с честью выполнить личные соцобяза­ тельства, принятые на завершающий год пятилетки. НА СНИМКЕ: В. И. Петрищева. Фото В. ДУРНЕВА. ШАГИ РЕФОРМЫ РУКА ОБ РУКУ р а с с к а з о Нервничал капитан. — Шеня, ну ты же можешь ставить блок! Где же он?! А легкий волейбольный мяч, словно издеваясь, все па­ дал и падал на площадку, «на­ кручивая» очки, и никак не хотел приземляться на поло­ вине соперника. И вновь под сводами зала сильный голос капитана: — Первый пас на меня! Есть в волейболе такой тер­ мин — «диспетчер». Это 09 решает, с какого номера на­ чать атаку, кому дать пас. Роль не из легких. Прежде всего, ее непросто взять на себя. Для этого нужны мастер­ ство, непререкаемый автори­ тет и безусловная вера коман­ ды. Вера в то, что будет найден — в считанные секун­ ды —* тот единственно вер­ ный, оптимальный ход, кото­ рый приведет к победе. Сысо­ ев в своей команде — сбор­ ной элементного завода —' «диспетчер». ОТ АВТОРА . Таким я впер­ вые увидел его, героя своего будущего рассказа. Энергич­ ным, напористым, где-то из­ лишне эмоциональным. Но это было еще не знакомство. Оно состоялось позже, в Ли­ пецке. Шло областное первенство ДСО «Труд». Сысоев входил в состав елецкой сбоиной. После соревнований, в гос­ тинице, команда отдыхала. Была гитара. Пели многие, а запомнился он, Сысоев. Как- то сразу притихли ребята при звуках сильного, по-своему красивого голоса. И пел он красиво, играл глазами, улыб­ кой. Грешен, мне тогда поду­ малось: а ведь он любуется собой. ЗАВОД. Женщина плакала. Не потому, что пришла к на­ чальнику цеха с намерением разжалобить его. Обида жгла сердце,- -г- Успокойтесь, разберем­ ся. Я лично займусь. Идите и спокойно работайте, — Сысо­ ев встал из-за стола. Когда за рабочей закрылась дверь, начальник повернулся к старшему мастеру. — Это что ж такое, Нико­ лай Григорьевич? Почему ра­ бочие не обеспечены материа­ лами? Сам знаю, что трудно- - 'ста. Но люди-то ни при чем, им в дом копейку нести надо. Сысоев почти не повышает голоса. Он твердо смотрит со­ беседнику в глаза и. словно гвозди вколачивает, твердо ру- [" бит каждое слово: •—.• «Ура» мы все можем кричать. Но я, например, за од­ но это «ура» работать не со­ гласен. Мне еще и заработок подавай. Но заканчивает уже мягче: — Так что давайте разби­ райтесь’, и чтоб люди по на­ шей вине не маялись. Подчиненные зовут его по имени-оТчеетву — Николай Ми­ хайлович. Кто постарше — просто Михалычем, но обяза­ тельно на «вы». МНЕНИЕ. Н. Г. Селиванов, старший мастер участка пласт­ масс десятого цеха элемент­ ного завода: — Я под началом Сысоева не так давно—два года. Но ус­ пел понять: человек прямой, принципиальный. Если надо спросить — спросит в полной мере. Не зло —■строго. Делу отдается весь. Иной, смот­ ришь: шестнадцать двад­ цать' две —’ пошел к проход­ ной. Николай Михайлович ос­ тается до пятя, до шести. Ес­ ли надо, конечно. И нас, ма­ стеров, приучил к этому. Ес­ ли, говорит, просмотрели, так исправляйте, кто ж за вас бу­ дет делать. С людьми ладит. Есть у не­ го такая дипломатическая струнка. Проводит планерку, видно, что недоволен сильно, но что на душе, не показыва­ ет, выбирает слова. . МОНОЛОГ ГЕРОЯ. Счи­ таю, что начальник должен быть предельно правдивым с подчиненными. Если рабочий мне не верит—какой я, к бо­ гу, руководитель для него! Был у меня такой период, ког­ да я только стал начальником десятого — узнавали меня люди... Трудно было. А вера в чем? В твоих дей­ ствиях, поступках. Люди су­ дят не по тому, что ты ска­ зал — по тому, что сделал. ЗАВОД. — Ну оставьте ме­ ня... Хоть до весны. Ну по­ жалуйста... На него неприятно смот­ реть. Безвольные, опущен­ ные плечи, глаза вымалива­ ют сострадание, во всем вид­ ны черты порока и... страх. Да, именно страх, потому что начальник цеха говорит раз­ меренно, не повышая голоса. — Нет, Василий, Ты прихо­ дишь в цех, где одно оборудо­ вание стоит миллионы, а ты водочку принимаешь. — Ну хоть до понедельни­ ка. ■— Не унижай себя. Ты же мужик! Ушел Василий, Тихо,. — Трудно с этими сантех­ никами, — после паузы гово­ рит Сысоев. —‘ Непростой контингент, а работать неко­ му. Этого? Нет, буду ходатай­ ствовать об увольнении. Он на коллектив пагубно влияет. МОНОЛОГ ГЕРОЯ. А еще я считаю, что руководителю надо, просто необходимо быть добрым. Нет, не добреньким — этаким дядей-«душой»: ладно, мол, Петя, пить пей, но дело разумей. Этот Петя го­ ловой покивает и-пойдет нача­ тое допивать. Доброта не в по­ хлопывании по плечу должна выражаться. В понимании. И опять-таки в делах, наверное... Некоторые мои сослужив­ цы высказывают мне: не при­ ведет, мол, к добру твоя доб­ рота. А я уверен: в сочетании с законной требовательностью, с жесткой, но осознанной дис­ циплиной она будет только на пользу. ОТ АВТОРА. Пьяниц с со­ гласия профкома переводят в дворники. Кого на месяц, ко­ го на больший срок. С «зако­ ренелыми» разговор круче. Просто', Сысоев поясняет, есть рабочие—некоторые в годах, ветераны, собственно,— кото­ рые и работают хорошо, и не нарушают,., а вот возьмет иной ’ и сорвется. Нехорошо? Конеч­ но, нехорошо. Но не выгонять же. воспитывать надо. И вос­ питывают. «Знаешь, каково квалифициг'- ^энному мастеру в дворниках». — в голосе на­ чальника сочувствие. Нет, не жалость. Просто идет в чело­ веке постоянное противоборст­ во между небольшими — по­ тому что личными —■«хочу», «считаю», «думаю» — и од­ ним большим «НАДО». Боль­ шим, потому что общим. Й это общее постоянно перебары­ вает, Растворяет в себе лич­ ное. Но, как это ни странно, в конце концов личное не по­ давляется производственным «НАДО». Оно, напротив, под­ крепляет его закономерность’. МНЕНИЕ. О. Н. Демин, редактор многотиражной га­ зеты «Энергия» элементного завода: — Вот еще что очень важ­ но учесть. Цех, которым ру­ ководит Сысоев, очень и очень непростой. Почему? Дело в том. что щелочное производ­ ство ново не только в масш­ табах нашего завода. Его ос­ воение ведется на уровне от­ расли. Это технология. Ну, и люди: создавая новый произ­ водственный участок, не обес­ печишь его. даже кадровым костяком, формирование, идет по принципу: с миру по нит­ ке. А теперь представим, како­ во было молодому начальнику цеха (а Сысоев один из самых молодых .руководителей это­ го ранга). Шла притирка кол­ лектива—да и сейчас еще не завершена окончательно,—шла и продолжается притирка на­ чальника с коллективом. Он, собственно, как телескопиче­ ский подъемный кран: поста­ вили для него основание, и он сам себя строит и дом. Сек­ цию за секцией. ОТ АВТОРА. А два года назад он не выдержал. Подал одно за другим три заявле­ ния и все-таки ушел из началь­ ников. Инженером в производ­ ственный отдел. Надоело? Ус­ тал от вечной нервотрепки и напряжения? Бывает ведь так: то сырья нет — простои косяком идут, то с дисципли­ ной в коллективе нелады— опять руководителю отдувать­ ся. и — не выдерживает чело­ век. Нет, тут, наверное, другое. Сысоев почувствовал, что, как ни старается, работает не на полную мощность. Дает меньше, чем от него, ждут, чем- хотелось бы давать самому. И давило не напря­ жение —■груз неудовлетворен­ ности от этой впустую\затра­ ченной энергии. Другого вы­ хода он не видел. А работать вполсилы—нет, это не по ого характеру. ЗАВОД. Сначала был лишь уголек конфликта. Собственно, еще и не конфликт — так, не­ избежные производственные трения между мастером и ра­ бочими. Но не оказалось ря­ дом «третейского судьи», ко­ торый дал бы объективную оценку ситуации, а стороны не -хотели уступать. И родился конфликт. По сегодняшней оценке партийного руководств ва, мастер все-таки где-то «пе­ регнул». Что ж,, бывает. Лише бы сам потом понял, что «пе­ регнул». Сысоев тогда точно занял верную позицию — позицию коллектива,- Мастер не захо­ тел уступать, пошел на обост­ рение. Тогда Сысоев предло­ жил: уходи. Спор уладился. Мастер по- прежнему в цехе. За глаза го­ воря о начальнике, Случай этот не вспоминает. И вооб­ ще, не отзывается о Сысоеве плохо. Не то чтобы все пере­ горело. Осадок, конечно, ос­ тался. Но ведь главное: он не мешает работа. . Обычный, кажется, случай. Если бы не одна деталь: на­ чальник и мастер десять лет ходили в один школьный класс. МОНОЛОГ ГЕРОЯ. Не бы­ вает людей исключительно хо­ роших, как говорится, без по­ марок. Как нет Совсем плохих. Это истина. И, кстати, мое глубокое убеждение: надо ве­ рить, что в любом человеке за­ ложено это хорошее. Но прин­ ципы в жизни должны быте у каждого. Есть' что-то святое, (Окончание на 4-й стр.) О том, что начальное зо- енное обучение неотделимо от физической закалки, много го­ ворить не надо. И сегодня призывнику одинаково важ­ но как обладать хорошей об­ щеобразовательной подготов­ кой, так и иметь крепкие мус­ кулы, быть сильным, лов­ ким, выносливым. К сожале­ нию, кое-где об'этом забывают преподаватели физического воспитания, нередко заменяю­ щие свои уроки играми р во­ лейбол, баскетбол или футбол. А военруки и не хотят, и не пытаются поправить дело. Иначе поставлена работа с будущими воинами в среднем профессионально - техниче­ ском ^училище № 1 . Здесь во­ енный руководитель А. Ю. Филиппов и руководитель фи­ зического воспитания А. В. Кашин в полном смысле сло­ ва трудятся рука об руку. На­ пример. занятия по физкуль­ туре, как и по начальной зр- енной подготовке (НВП) всег­ да начинаются с построения, четкого рапорта физорга (как правило, это и командир взво­ да) о готовности класса к уро­ ку. Затем выполняются по­ вороты на месте, перестрое­ ния, движение строевым ша­ гом. Переход учащихся от од­ ного спортивного снаряда к другому, подход к ним осуще­ ствляются, как в армии, стро­ евым шагом. Главное внимание А. В, Кашин обращает на подготовку учащихся к сда­ че нормативов комплекса ГТО, на то, чтобы ребята смогли вы­ полнять физические упраж­ нения, нужные молодым сол­ датам. Это подтягивание на перекладине, прыжки через коня, лазание по канату и так далее. Александр Васильевич по­ стоянно бывает на уроках НВП, знакомится с ее требо­ ваниями, старается лучше усвоить методику преподава­ ния основ военного дела. В свою очередь военрук А. Ю. Филиппов — частый гость в спортзале, на спортплощадке, внимательно . следит за тем, каковы успехи старшекурсни­ ков по физкультуре. Ребя­ там, которые отстают, реко­ мендует посещать занятия группы общефизической под­ готовки. Военный руководитель не только страстный пропаган­ дист военно-прикладных ви­ дов спорта. Он всегда убеди­ тельно и настойчиво совету- В редакцию «Красного зна­ мени» обратился житель ули­ цы Коммунаров инвалид вто­ рой группы В. А. Гридин. Он написал, что ему необоснован­ но задерживают установку до- машнего-телефона. ет учащимся заниматься в спортивных секциях: легкой атлетики, баскетбольной, во­ лейбольной, лыжной. Доби­ вается, чтобы большинство ребят занимались техниче­ скими и военно-прикладными видами спорта. Первичная организация ДОСААФ име­ ет такую возможность. В училище' благодаря ини­ циативе военрука и физрука, с помощью администрации и шефов создана совершенная учебно-материальная ' база по НВП: помимо своего ка­ бинета, есть комната для хра­ нения оружия, тир, комплекс площадок и специально обо­ рудованных мест для отработ- ки .практических навыков. Начальное военное обуче­ ние и физическая закалка зав­ трашних защитников Роди­ ны всегда нах'одятся в цент­ ре внимания администрации, партийной, комсомольской и первичной организация ДОСААФ училища. Так, ра­ ботой специальной комиссии, которая контролирует подго­ товку ребят к сдаче и сда­ чу ими нормативов комплек­ са ГТО, руководит дирек­ тор училища Ю. И. Блехай- зен. Зримым результатом сов­ местного труда военрука и ру­ ководителя физического вос­ питания стали военно-спортив­ ные праздники, проводимые в училище дважды в году— осенью и весной. Они и впрямь военные и спортивные: уча­ щиеся демонстрируют стро­ евые приемы, бросают учеб­ ные гранаты, стреляют в ти­ ре из мелкокалиберной вин­ товки, преодолевают полосу препятствий, подтягиваются на перекладине, соревнуются на беговой дорожке. Серьезный экзамен прохо­ дят ребята в многодневных туристических походах. «Хороший спортсмен—от­ личный воин». Эта Фраза дав­ но стала крылатой. А лиш­ ний раз подтверждают ее пра­ вильность наши выпускники, которые в короткий срок пос­ ле призыва в ряды Воору­ женных Сил становятся от­ личниками боевой и полити­ ческой подготовки, решают по­ святить жизнь армии.’ Только за последние три года пяте­ ро воспитанников поступили в высшие военные училища. Для принятия мер письмо было направлено в районный узел связи. Редакция полу­ чила ответ главного инжене­ ра РУСа С. Ф. Сапрыкина, который сообщил, что телефон на квартире В. А. Гридина устан овл ен . Ю. ЕРМАКОВ, заместитель дивектора СПТУ-1. ХОТЯ ПИСЬМО НЕ ОПУБЛИКОВАНО Т е л е ф о н у с т а н о в л е н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz