Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

ЗА ЭКОНОМИЮ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ ЛЕТТЯ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР Чем ближе ельчане подходя т к финишу десятой пятилетки , тем сильнее их желание встретить очередной X X V I съе зд КП С С но­ выми трудовыми достижениями . В городе родились новые ф орм ы социалистического соревно­ вания, посвященного знаменательному событию . Многие уже се го дн я преподносят партийному ф о р ум у свои трудовы е по­ дарки . Досрочно справились с заданием пятилетки слесари - сбор ­ щики второго цеха завода «Гидропривод» Вячеслав Никитович Щ едрин (на снимке слева) и Виктор Васильевич Лаврищ ев , Они имею т богатый опыт . Каждый работает на заводе 20 ле т . Оба завоевали вы сокое звание удаоника коммунистического тр уд а . Ф о то А . БО ЕВ А , Не очень беспокоя тся о рацио­ нальном использовании энер ­ гетических ресурсов в строи­ тельных управлениях треста «Елец тяж строй» . На нынешний год здесь разработан план орга­ низационно-технических м еро ­ приятий, направленный на э к о ­ номию электроэнер гии , но ни один пункт его пока не выпол­ нен. Не уде ляю т внимания этому вопросу посты и группы народ­ ного контроля . На объектах го­ рода не увидишь ни одного пла­ ката , который бы поизывэп строителей проявлять бер еж ли ­ вость . Нет положения о преми­ ровании рабочих и инженерно- технических работников за со­ кращение расхода энер горесур ­ сов. Не случайно в первой полови­ не нынешнего года перерасход электроэнергии превысил 300 ты ­ сяч киловатт-часов, за что упла­ чено около 40 тысяч рублей ш тр аф а . Причины таких потерь крою тся в отсутствии надлеж ащ его конт­ роля . В административном здании передвижной механизирован­ ной колонны для освещения бы­ товок, коридоров , приемной применяю тся электролампы мощностью в один киловатт . Ни­ кто не задум ался над тем , ка­ кой ущ ерб наносит государству такая расточительность . А поте­ ри достаточно велики — почти 15 тысяч киловатт-часов элект­ роэнергии в год . Более половины суммы штра­ фов приходится на долю СУ-1 , И это неудивительно . В управ­ лении нет приборов для учета электроэнергии на строительных объектах . Кроме того , эта о р га ­ низация несет большие затраты на оплату электричества по у с ­ тановленным токоприемникам . В колерной СУ-8 применяется водонагреватель кустарного из­ готовления , Казалось бы, м е ­ лочь. Но из-за нее понапрас­ ну р а сход уе тся еж егодно около 2,5 тысячи киловатт-часов элект­ роэнергии . И таких примеров можно привести немало . Нельзя мириться с подобным отношением к режиму эконо­ мии. Нужно принять действенные меры для ликвидации непроиз­ водительных потерь . Наладить четкий контроль за эксплуата­ цией приборов и оборудова­ ния, организовать действенное соревнование за экономию электроэнер гии . И. ГЕОРГИЕВСКИЙ, старший инспектор государственного энергетического надзора . КОРРЕСПОНДЕНТЫ АПН СООБЩАЮТ: Бумага из сахарного тростника В пятидесяти километрах к ю г у о т Гаваны вблизи сахарно го завода идет строи тельство пер­ вого на Кубе предприятия , ко­ торое б уде т производить га­ зе тную бум а гу из отходов са­ харного тростника . Использование сахарного тростника не только для произ­ водства сахара многие годы бы­ ло предметом лабораторных исследований в специально со­ зданном научно-исследователь­ ском институте , с которым со­ трудничаю т специалисты стран дЕЦЕзияяще» «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 16 октября 1980 года ф -3 стр» Л я г ж л е т к а . У чш т е л ъ . К а ч е с т в о , ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ П едагогика учит : воспитание долж но идти в систем е эмоцио­ нального воздействия на ^цетей. «С ерьезную опасность пред­ ставляет отставание чувств от знаний. А это нередко в шко­ ле бывает, Знают подростки много , а глубоко чувствовать не ум ею т» , — предо стер е гае т нас известный педа го г С ухом - линский. Он призывает воспи­ тателей так организовать рабо­ ту с детьми , чтобы они учи­ лись познавать мир сердц ем , «Если у человека сердце слепое , если человек восприни­ мает мир только глазами , то ви­ дит он мало , — утверж д ае т он. — И вот эта черствость , это равнодушие , которое часто проявляется у воспитанников, приносит большое зло ...» Научить познавать мир с ер д ­ ц ем ... Как? Когда? Кто должен делать де тско е сердц е зрячим? Вероятно , каждый , кто явля­ ется воспитателем . П реж де всего учитель. ...Мне довелось побывать на классном часе, посвященном Дню учителя , в 6«а» классе средней школы N° 5. Я увиде­ ла там то , что сразу же на­ звала про себя уроком воспи­ тания чувств. М етодический кабинет горо­ но не случайно пригласил сю ­ д а молоды х учителей города , дав им возможность присмот­ ре ться к одному и з моментов в воспитательной работе Вален­ тины Тихоновны Гавриловой. Целый час мы были свиде те ­ лями — нет участниками ! — праздника . Непосредственного , искреннего , све тло го . В своих оценках того , что они увидели , поняли, молодые учителя были единод уш ны : дети показали себя с необыкновенной сторо­ ны. Пленила не только чудес­ ная подготовка праздника , е г о м узы кальность , содерж ание , оформ лени е . Все безошибочно почувствова­ ли : в 6«ал сплоченный кол­ лектив , где еде активны . По­ этом у так непринужденно , ве­ село , интересно . Т е к п р а з д н и ч ­ ны, улыбчивы тпицз ■шестикласс­ ников. — К л а с с по ка зал , ч ем у м ож но научиться и моим р еб я там . Как организовать в о т та ки е необык­ новенные праздники , чтобы дети раскрывались , как эти вос­ питанники Валентины Тихонов­ ны, красивые , радостные , счаст­ ливые, — сказала О . Н , С квор ­ цова, учитель средней школы № 15. А вот мнение преподавателя средней школы N2 5 Н. Т. А к ­ сеновой. — Что хотела бы я для себя из того , что видела? Иметь та­ кой же контакт с кла ссом . Хо ­ тела бы видеть в своих уче­ никах такую же внешнюю куль ­ тур у , эмоциональность , припод­ нятость. Развитое чувство бла­ годарности . .. .Реб я та проявили много ве­ селой изобретательности , по­ свящая свой классный час учи­ телю'. С тенная га зе та , стихо­ творные плакаты , о громное объ­ явление - афиш а в учительской школы . На стене — вереница листов — репортажей с уроков физики , ал гебры , пения , рус­ ско го языка , истории , ф и з ­ куль туры и др у ги х . Один ученик б ла годари т учи­ теля ф и зкультуры В . И. Ф и л а ­ това, который «учит нас быть сильными , смелыми и никогда не отступать перед тр удно с тя ­ ми». Другой рассказывает , как все ребята класса любят петь : «мы всегда завоевываем на смотрах и конкурсах первые м еста . И в этом заслу га Ю . А . Панина». Третий пишет об уроках ал­ гебры , которые ведет Н. В. Ко- паева : «Незаметно проходит урок , но неизгладимый след буде т жить в наших бедовых го­ ловах, пока будем живыми» . И особенно тепло об уроках рус­ ско го языка своего классно­ го руководи теля В. Т. Гаврило­ вой: « .. .Ч е р е з несколько минут прозвенит звонок. Ребятам хо­ чется , чтобы еще хоть немнож­ ко продлился урок , потом / что так на уроке все увлека­ тельно ! Как учитель готовится к уроку? Он же д ум ае т , ка * и чем увлечь ребят , чтобы им бы­ ло интересно и чтобы они не спешили на перемену» . Таня Лускина и Гена Шилов мастерски вед у т программу . Стихи и песни чередую тся с веселыми сценками . Вот под общий смех разы грывается представление , где ребята пе­ ревоплощ аю тся в учителей , а учителя — в учеников, с кото­ рых и взыскивается за все по всей строгости . А вот и суд еб ­ ный процесс над учителями м а­ тематики и гео графии , обви­ няемыми в том , что не даю т за­ ниматься ученикам посторон­ ними делами , так как ведут свои уроки увлека тельно . При­ говор с уд а : спеть любимые пес­ ни класса! И «виновные» под­ чиняются : Н. В. Копаева ис­ полняет «Беловеж скую пущу» , а Е . Д . Лаврова — «Не остуди свое с ердц е , сынок». Какое наслаждение смот­ реть на светлые лица детей ! Эти ребята ум ею т слуш ать . Ум ею т петь . Знаю т много хороших пе­ с ен . Невозможно не петь с « и м и вместе . Мы , гости класса , испытываем удивительное чув­ с тв о душ евно го единства . С кла ссом . Д р у г с др у гом . Но каж е тся , что самое впе­ чатляющ ее в этом празднике— сердечная бесед а класса с гос­ тям и . С реди них — первые учителя , научившие нынешних шестиклас­ сников азам грамоты и добры х чувств. Это К . М. Бирюкова и А . Л . Кулешова . З де сь и вете­ ран Великой Отечественной войны 3 . В. Трофимова , что с медико - санитарным батальо­ ном 220-й стрелковой дивизии прошла всю войну медицинской сестрой . На груди ее орден Красной З в е зды , медаль «За боевые заслуги» и многие др у ­ гие награды . Как внимательно слушаю т дети ее взволнованную речь, с каким воодушевлением д арят ей песню «Баллада о красках» ! Ребята гордя тся привязан­ ностью 3 . В. Трофимовой имен­ но к их к ла ссу . Она частый гость на классны х часах , уро­ к а х м уж е ства . Ее приход всег­ д а встречается дружным «ура» , Е е поздравляю т со всеми празд ­ никами , навещ аю т , ко гда она бо лее т , бережно хр анят е е 'ф о то гр аф ии , по здр ав лени я , по­ дарим —■ пластинки с песнями- военны х л е т . Мальчик за третьей партой1' щ елкает фо тоаппаратом : б уде т ещ е один снимок почетного пионера Зинаиды Владимиров­ ны Трофимовой . С теплыми , сердечными сло ­ вами обращаю тся ребята к учи­ те лям , даря т им цветы и улыб­ ки. Взволнованно слушаю т , как молодой учитель бла года­ рит старо го , своего бывшего учителя . Как старая учительни­ ца всю жизнь хранит память о своем первом учителе и вос­ питателе . Чувство благодарности — одно из благородны х че­ ловеческих чувств. Благодар­ ность роди телям . Учителям . Родине . Э том у надо учить с детства . Обращение детски х сердец к добром у , прекрасному по­ стоянно в работе классного ру­ ководителя В. Т. Гавриловой. Она убеждена , что эстетические впе­ чатления закрепляю т нравст­ венные правила и привычки. О тсюда ее стремление сделать яркими , праздничными чувст­ ва детей . В этом классе отмечаются дни рождения всех учеников. Праздники красного календа­ ря знаменую тся концертом или «огоньком» с приглашени­ ем родителей . До сих пор р е ­ бята с восторгом вспоминают «огонек» для пап 23 февраля . К каждом у празднику класс у к ­ рашаю т и, соревнуясь , вы­ пускаю т не одну га зе ту , а 10— 15 сразу — чья лучше? З де сь культивируется лю­ бовь к матери . Воспитывается уважение к старшим , помощь сильных в учебе — слабым , здоровых — больным . И все это на совершенно конкретных делах , о которых невозможно рассказать кратко . Если спортсмены класса вы­ ступаю т на соревнованиях , «бо­ леть» за них приходит весь класс во главе с Валентиной Тихоновной. И немедленно вы­ пускается «молния» — поздрав­ ление и благодарность тем , кто защищал спортивную честь класса . Ребята любят вместе слушать м у зы ку (у них своя диско тека , есть проигрыватель). Они имеют свой «архив» , где хранятся письма, фо то графии , газеты , альбомы — история клас­ са за несколько лет . В этом классе не остаю тся на второй год , не говорят грубых слов , в ш колу приходят толь­ ко в опрятной ф о рм е . Среди разных традиций есть и такая— довери тельные беседы класс­ ного руководи теля с девочка­ ми — «девишники» . .. .Д е ти ушли . Гости благодарят классного руководи теля . С кр ом ­ ность, обаяние Валентины Тихо­ новны, третий год ведущей классное руководство в 6«а», и в ее ответных словах : «Я счаст­ лива , что у нас такие прекрас­ ные дети . Благодарю первых учителей , подготовивших таких учеников . Спасибо моим колле­ гам . Ж елаю молодым учите­ лям иметь таких же активных, умеющ и х д ум ать и чувство­ вать ребят» . . . .М ы справедливы , добры , бла городны настолько , н асколь ­ ко подготовлены ‘К справедли­ вости , добр у , бла городству . Так пусть же каждый час на­ ш е го общения с детьми б уде т .д л я них уроком воспитания ' чувств . О. НИКОЛЬСКАЯ, Заслуженная учительница школы РСФ С Р . Для нужд села социалистического содруж ества . В ре зуль та те проведенных ра­ бот подсчитано , что при произ­ водстве 10 миллионов тонн саха­ ра остаю тся о тходы , из которых можно получить 2,5 миллиона тонн газетной бумаги . О тходы сахарно го тростника б уд у т использованы также для производства синтетических тка­ ней. Ю гославские специалисты подсчитали , что гидроэнергети­ ческий потенциал рек страны используе тся лишь на 30 про­ центов. Положение изменится после сдачи в эксплуатацию шестнадцати новых ГЭ С . Боль­ шинство из них уж е строится е южных республиках — М акедо­ нии и Черногории . Программа строительства сис­ темы небольших ГЭС мощно­ стью не более одной тысячи киловатт разработана специали­ стами бел град ско го бюро «Энер ­ гопроект» . Такие электростан ­ ции б уд у т производить энергию для нужд сельской местности , а также небольших предприятий , главным образом деревообра­ батывающих в горных районах страны . (АПН ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz