Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)
2 стр. ® 23 января 1980 года ф «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» БОЛЬШИЕЗАДАЧИКОЛЕКТИВА С СОБРАНИЯ ПАРТИЙНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО АКТИВА ЗАВОДА ТРАКТОРНЫХ ГИДРОАГРЕГАТОВ --------------- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ --------------- ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА И ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУР А Мы уже писали о елецкой мужской воскрес ной школе, о которой В. И. Ленин упоминал в работе «О чем думают наши министры^ (1895 год). _ . Сегодня публикуем статью нашего внештат ного корреспондента Е. Н. Дерюгина «Воск ресная школа н демократическая культура». В ней автор рассказывает о том, как работа воскресной школы влияла на создание этой культуры. 1тОЛЛЕКТИВ завода трак ах торных гидроагрегатов успешно справился с задани ем 1979 года по основным технико-экономическим пока зателям. План по выпуску валовой продукции превышен на 259 тысяч рублей, по про изводительности труда выпол нен на 100,1 процента. Удель ный вес продукции, выпускае мой с почетным пятиугольни ком, составил 16,9 процен-, та, что почти на 13 процентов больше по сравнению с пре дыдущим годом. В производство внедрены восемь новых технологических процессов, 34 наименования прогрессивного инструмента и приспособлений. Путевку в жизнь получило 71 организа ционно-техническое мероприя тие с общим условным эконо мическим эффектом 233,8 ты сячи рублей. Все эти данные привел в своем докладе на собрании партийно-хозяйственного акти ва предприятия главный ин женер завода Владимир Ни колаевич Трубицын. Он также отметил, что боль шой вклад в выполнение плана внесли рационализаторы. Ими подано 170 предложений, от внедрения которых получена экономия 227 тысяч рублей. Особое внимание уделялось повышению роли социалисти ческого соревнования. Осу ществляется ежедневный конт роль за его ходом. В честь победителей в цехах поднима ется флаг трудовой славы. Широкое развитие получи ла работа по лицевым счетам экономии. И вот результат: в течение года сбережено 15 тонн металла, 1 миллион 118 тысяч киловатт-часбв электроэнергии, 881 гигакало рия тепла. На основе дальнейшего внед рения и совершенствования комплексной системы управле ния качеством продукции раз вивается движение за безде фектное изготовление деталей, сдачу их с первого предъявле ния. Этого права удостоены уже 166 производственников. В докладе В. Н. Трубицы на приведено немало других цифр, характеризующих рост Творческой инициативы агре гатчиков, их стремление тру диться более успешно. Однако основное внимание докладчика и выступающих в прениях было обращено на нерешенные задачи, на выпол нение напряженного плана последнего года десятой пя тилетки. Особо больным вопросом является низкое качество про дукции. По сравнению с 1978 годом потери от брака несколь ко возросли и составили 166 тысяч рублей. — Нам, технологам, есть над чем поработать, — сказал по этому поводу начальник технического бюро № 2 отде ла главного технолога Генна дий Сергеевич Грачев. Начальник первого цеха В. А. Неделин обратил внима ние участников собрания на то, что некоторые конвейерные линии на сборке гидроцилинд ров морально устарели, тре буют замены или модерниза ции. Необходимо как можно быстрее пустить в действие стружкоуборочный конвейер, что значительно улучшит культуру производства. Эти проблемы должен решать кол лектив отдела главного меха ника, но пока сдвигов не вид но. Начальник второго механо сборочного цеха Виктор Пет рович Черных, анализируя при чины срыва выполнения пла на в октябре-декабре прошлого года, пояснил, что произошел он из-за отсутствия крышек и штоков, которые поставляет Харьковский тракторный за вод. В. П. Черных предложил обратиться с письмом в парт ком тракторостроителей с просьбой принять действенные меры, улучшить поставку не обходимых комплектующих деталей. Пути устранения имеющих ся недостатков указывали электросварщик первого меха носборочного цеха А. И. Кар пухин, начальник финансово го отдела завода К. М. Хали това, председатель группы на родного контроля Н. Ф. Мер кулов и другие. Заместитель секретаря парт кома завода Н. А. Черных под черкнул, что многое предстоит сделать агрегатчикам и в пла не социально-экономического развития. В одиннадцатой пяти летке будет продолжено рас ширение производственных площадей, вырастут новые жи лые дома, Дворец культуры, два детских комбината. Приложить максимум уси лий для того, чтобы справить ся с поставленными задачами. — эта мысль была главной в принятом собранием поста новлении. А. ЕГОРОВ, работник завода • тракторных гидроагрегатов. п работе «Критические за- ° метки по национальному вопросу» В. И. Ленин писал: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не раз витые, элементы демократи ческой и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуа тируемая масса, условия жиз ни которой неизбежно порожда ют идеологию демократиче скую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотен ная и клерикальная) — при том не в виде только «эле ментов», а в виде господству ющей культуры...» Каковы же были «условия жизни» трудового народа Ель ца и- уезда в год открытия мужской воскресной школы? 28 марта 1895 года губерн ская газета «Орловский вест ник» в статье «Народные сто ловые и призрение бедных в г. Ельце» писала: «Г. Елец, имеющий свыше 60 тысяч жителей, раскинулся на огромном пространстве, причем центральная его часть, собственно город, занимает сравнительно небольшое прост ранство, главный же контин гент населемия ютится по ши роко раскинувшимся слобо дам — Александровской, Чер нослободской. Аргамачьей, За- сосенской и Лучку. Обитатели этих слобод состоят, главным образом, из матросов, рабо чих на местных заводах и на вокзале, и из людей, не имею щих определенных, а зачастую и никаких заработков. В большинстве случаев это люди многосемейные, и об становка их жизни представ ляет самую ужасную картину. Избенки и домишки малень кие, тесные, темные, пора жающие своей антигигиенич- ностыо; причем зачастую они настолько вртхи и дырявы, что в ветреную погоду отовсюду дует, а в дождливую пол пред ставляет из себя сплошную лужу». Вот еще картины поляри зации богатства и нищеты. 22 июня 18911 года на экст ренном земском'собрании пред седатель его М. А. Стахович сказал, что «... недавно имев ший место в Краснополянской волости случай повесившейся от отчаянной нужды бабы край не взволновал население». А 23 июня 1891 года «...господин председатель довел до сведе ния собрания, что в настоящее время элеватор засыпан поч ти сполна ( в нем 420 тысяч пудов) и почти весь хлеб при надлежит трем-четырем круп ным владельцам и человекам пятнадцати из мелких...» Голод—и десятки и сотни тысяч пудов хлеба у одного человека. Эта тогдашняя елец кая действительность не мог ла не порождать идеологию де мократическую и социалисти ческую. И видимые на поверх ности элементы демократиче ской культуры, появлению ко торых содействовала работа мужской воскресной школы, представляются в следующем виде. Воскресная школа начала действовать в год создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». У пролетариата фор мировалось классовое само сознание. Естественно-научный подход в объяснении явлений природы содействовал формированию научного мировоззрения у учащихся школы. Элементом демократической культуры было и ослабление религиозного влияния на слу шателей школы. В отчете о ее работе за первый год сущест вования (отчет представлялся духовному ведомству) с глубо ко запрятанной иронией его авторы писали, что батюшка сокрушался: «рабочие никак не могут понять, что такое святая троица». Один из врачей согласился (безвозмездно) посещать воск ресную школу или принимать учащихся у себя на дому. Вра чебной помощью за полгода пользовались 9 учеников. Классовое самосознание уси ливалось влиянием высланных под надзор полиции. (Елецкое начальство обращалось с просьбой прекратить высылку в город политических поднад зорных). Элементом демократической культуры нужно считать и оптимизм, свойственный под нимающемуся рабочему клас су, осознающему себя обще ственной силой. Что же касается «господст вующей культуры», то о ней вскользь сказал А. П, Чехов в «Чайке». Героиня пьесы Нина говорит: «Завтра рано утром ехать 'в Елец..., а в Ельце об разованные купцы будут при ставать с любезностями. Груба жизнь!» В понятие культуры — со вокупности материальных и ду ховных ценностей, созданных народом, — входит и состоя ние школьного дела. Основ ными типами низших школ Ельца и уезда были школы церковно-приходокие и зем ские. В качестве их характери стик приведем следующее. В 1910 году отмечалось двадцатипятилетие церковно приходских школ. Представи тель епархиального училищно го совета, священник, говорил: «Ободренное призывом госу даря, духовенство с особой энергией взялось за дело на родного просвещения, насаж дая школы всюду, где было возможно». Газета «Елецкая жизнь» 12 января 1910 года писала о земском съезде учителей, на котором двумя учительницами были прочитаны доклады. В одном из них сказано: «Зада чи народной школы заключа ются не в том, чтобы научить детей читать и считать, нет, нужно еще возбудить в ребен ке стремление к знанию, нау чить его критически относить ся к книге и окружающему его миру, — одним словом, нужно уметь создать человека- гражданина». Елецкая мужская воскрес ная школа взяла все лучшее, что имела земская. Примечательна одновремен ность событий: Елецкая воск ресная школа с начала 1895 года делала свои первые шаги, а 'в апреле этого же года В. И. Ленин в Петербурге провел со вещание с группой учитель ниц воскресной школы этого города (Н. К. Крупская, Л. М, Книпович и др.). на котором присутствовал и Г. М. Кржи жановский. В работе «Что делать?» В. И. Ленин писал, что социа листическое сознание вносит ся в рабочее движение парти ей пролетариата в борьбе с буржуазией. Попытки внесения социали стического сознания были в деятельности и Елецкой муж ской воскресной школы. N 1111111111111111111111111111111111111111111111111 ИНТЕРВЬЮ АПН ' 111111111111111111111111111111111111111111111,111 За дымовой завесой клеветы Наращивание вооруженных сил США в районе Ближнего и Среднего Востока, которое официальный Вашингтон без успешно пытается оправдать «событиями в Иране и Афгани- I стане», вызывает растущую тревогу и возмущение амеои- канской общественности. Вот [ что заявил по этому поводу I корреспонденту АПН извест- | ный общественный деятель I Соединенных Штатов Джеймс Джексон, член Политического коми тета ЦК Компартии США Политика «большой лжи» всегда была в арсенале аме риканского империализма, всегда использовалась Ва шингтоном для маскировки своих гегемонистских устрем лений. Новый опасный реци див этой политики мы наблю даем сегодня, когда американ ская пропаганда в ООН и за ее пределами пытается пред ставить временное присутст вие ограниченных советских военных контингентов в Аф ганистане как «угрозу миру». Ведь ни для кого не секрет, что военщина США в сговоре с китайскими милитаристами на протяжении долгого вре мени вела активную подрыв ную деятельность против на родного Афганистана, Пото му-то прогрессивная общест венность в Соединенных Шта тах и, я уверен, во всем мире с пониманием и одобрением встретила сообщение о том, что Советский Союз, верный своему , интернациональному долгу, откликнулся на прось бу афганского правительст ва об оказании ему экономи ческой и военной поддержки. Помощь эта оказывается в со ответствии с Договором о дружбе, добрососедстве и со трудничестве между СССР и Афганистаном и ни в какой степени не создает угрозы миру и стабильности на Ближ нем Востоке. Такая угроза создается, напротив, именно в результате массированного наращивания вооруженных сил США в районе Персид ского залива. Э БАСКАКОВ, соб, корр. АПН. В Казани много памятных мест, связанных с именем В. И. Ленина. Здесь молодой Владимир Ульянов учился на юриди ческом факультете, университета, здесь начал свою револю ционную деятельность. За активное участие в революционном движении студентов в декабре 1887 года он был арестован, исключен из универ ситета и выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции. В октябре 1888 года ему было разрешено вернуться в Казань. На снимке: комната Владимира Ульянова в доме № 58 на улице Ульяновых, где жила семья Ульяновых после возвра щения Ленина из первой ссылки (1888 —1889 годы). фото Ю. Набатова (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz