Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 12 сентября 1980 года ф 3 стр. ПЯТИЛЕТКА, УЧИТЕЛЬ, КАЧЕСТВО Классный руоквдоитеьл Нет у учителя заботы более важной и ответственной , чем забота о воспитании тех , кого призван он обучать. И он гл у боко осознает свою ответствен ность за идей но-нравственное взросление школьников . Ибо каждого из них научить учить ся , жить и работать по-коммуни стически — основное требование сегодняшнего дня , обращенное к школе . Каждый учитель — воспитатель . Классный руководитель — вос питатель вдвойне. Какой бы предмет он ни преподавал , как бы хорошо им ни владел , ему нужны дополнительные знания, умения , высокие нравственные качества . Мудрость учителя - воспита теля , щедрость его души , иск ренность коммунистических убеждений подвергаю тся каж до дневному испытанию во взаимо отношениях с детьми . Поэтому педагог должен не только по стоянно учиться , но и воспиты вать себя , ибо забота его о своем нравственном и идейном совершенствовании — одна из главнейших составных частей профессиональной деятельности . «Что вы считаете самым глав ным в работе классного руково дителя?» — мой вопрос был обращен к педа го гам , которых я знаю как опытных, вдумчивых воспитателей . - «Любовь к детям » — у тверж дае т Т. Л . С а хад эе (СШ № 23). «Понимание ребенка и ра зум ная требовательность , которая не униж ает его достоинства , а воспитывает в нем веру в свои силы. Требовательность и строгость без человечности , без учета осо бенностей характера не воспиты вают, а разруш аю т вер у расту щего человека в себя . Важна та доброж ела тельность , при кото рой самый трудный ученик зна е т , что воспитатель не «против него» , а «за него», — убеждена В, В. Орловская (СШ № 3). «Самое важное в работе клас сного руководи теля— это контакт с детьми , — считает М . Ф . Зм е- евская (СШ № 21), — интерес к каждом у ребен ку , педагогиче ская зоркость . Каждый наш воспитанник хо чет, чтобы классный руководи тель «видел» е го , замечал у с пехи и поощрял их. Он хочет чувствовать м атеринскую опеку , и ту т так важна преемствен ность м еж д у классными руко водителями 4-х классов и учите лями начальной школы» . М етодист гороно Л . М. Яро- викова, руководи тель м е тдд эбъе - динения классных руководи телей 4-7 классов , видит первоочеред ную задачу воспитателей в овла дении глубокими знаниями в об ласти нравственного , эстетиче ского , трудово го , политического воспитания. Говорит о необходи мости выработки в каждой шко ле единых требований по реше нию наиболее принципиальных вопросов коммунистического воспитания школьников. ...А в гус то в ско е совещание клас сных руководи телей было са мым многолюдным . В нем при няли участие более 150 человек . Задача его — повышение идей но-теоретической и научно-ме тодической подготовки воспита телей . Вооружение их методикой воспитательной работы с кол лективом учащихся . Классные руководители про слушали р я д докладов из опыта школ по идеологическому вос питанию. С . И. Пашкова (СШ № 22) рассказала об использовании материалов о жизни и дея тел ь ности В. И. Ленина в процессе формирования коммунистиче ских убеждений школьника и о ленинском м у зе е как центре идеологической работы в учеб ном заведении . С тарш ая пионервожатая Н. Н. Новикова (СШ № 3) на приме р е участия пионеров своей шко лы во Всесою зном марше «Пио неры всей страны делу Ленина верны» показала ведущ ую роль пионерской организации в идей но-политическом воспитании подростка . Классные руководители стар ших классов ознакомились с опы том воспитательной работы на примере жизни и деятельности В. И. Ленина в 8-10 классах СШ № 22 (докладчик В. М. Ш а талова). Учитель биологии Л. А . Ф а с то - ва поделилась опытом работы по атеистическому воспитанию в СШ № 8. Одна из составных частей в рабо те м е тодического объедине ния классных руководи телей — изучение , обобщение и внедре ние передового опыта воспита ния, а также организация нового на основе рекомендаций пере довой науки . Опы т классного руководи теля КОРРЕСПОНДЕНТЫ АПН СООБЩАЮТ: И хочется, и колется На дня х Лондон посмотрел в глаза израильскому те р р о р у . Сю д а прибыл на лечение м эр Наб луса Бассам Ш акаа , ко тором у в июне оторвало обе ноги взры вом бомбы , подложенной в е го * автомашину сионистскими экст ремистами . Увечье сковало спо собность это го человека двигать ся , но не его мы сль . М еня о со бенно поразила та убеж д енно с ть , с которой он пр ед упр еди л : ны нешняя ситуация на оккупиро ванном Западном бер е гу Иор дана «одна из наихудших и кр и тических , с какими то л ь ко стал кивался наш народ» . Никто не переспросил Басса- ма Ш акаа , какой народ? После июньской декларации Е Э С по Ближнему Востоку , принятой на встрече глав этих стран в Вене ции, официальный Лондон уже не ставит ф ак т существования арабского народа Палестины в один р я д с проблемой летающих тарелок . Д окум ен т как будто признает и сущ ествование О р ганизации освобождения П але стины (О ОП ) . Первая реакция здравомы с лящих наблюдателей была одно значной : это ш аг в нужном на правлении, участники встречи в Венеции как бы выдали кэмп- д эвидском у соглашению сви детельство о его банкротстве . Западная Европа наконец нашла в себе силы довести до Вашинг тона свои страхи за собственные позиции в арабском мире . С об ственные , а не «союзнические» . И хотя такое противопоставле ние звучало д ля американского уха кощунственно , выслушать его все-таки пришлось. Видимо , не совпадение интересов Западной Европы и Соединенны х Штатов по Ближнему Востоку зашло так далеко , что совмещать его с идеалами атлантической соли дарности стало невозможно . Переговоры во имя чего? Казало сь , назрело время для какой-то новой западноевропей ской инициативы в этом раска ленном ре гионе . Но ожидания пока не сбылись . Мало н адежд , что они сб уд у тся и после 15 сен тября , когда специальный посланник Е Э С Гастон Тоон пр ед ставит докл ад о своей попытке постичь суть арабо-израильско го конфликта за считанные ча сы м еж д у взлетами и посадками его лайнера в ближневосточных столицах . Д ело не в том , что у Западной Европы не хватает по рож дается в каждодневном кон такте с учащимися . «Что вы считаете самым тр уд ным в работе классного руко водителя?» — продолжаю я на чатую с педагогами б е сед у . Т. Л. С а ха д зе : «Работу с роди телями , Преодоление их пед а го гических заблуж дений , пассивно сти, а зачастую нежелания помо гать школе в воспитании детей» . В. В . О рловская : «Самое тр у д ное — проникнуть в психологию воспитанника и предвидеть его поступки . Учесть влияние на него внешкольной среды , пра вильно оценить степень во здей ствия на него твоих слов . П р е д видеть воспитательный эф ф е к т своих усилий» . М. Ф . Зм е е в ск а я : «С ам ое тр у д ное — найти классному руково дителю (ведь он ж е ещ е и учи тель , у которого те тради , подго товка к урокам , ме тодическая учеба) время , достаточное для то го , чтобы ни одного ученика не упустить из поля зрения , ра з вить его способности . Главное — не допустить форм али зм а . Четвертый кла сс , где я клас сный руководи тель , — это горя чие сердц а . С каким жаром они за все бер утся ! Но со временем , бывает, остывают, если огонь не поддерж ивается . Мои горнисты и барабанщи ки! Их ни разу не собрали в Дом е пионеров. Мои доброволь ные юные пожарники! Их тоже никогда не собирали , не прово дили с ними б е сед . Вот причи на, по которой у многих ш коль ников к старшим классам сни жается общественная актив ность». Ф орм али зм в воспитании — самое опасное в педагогике . Они вещи несовместимые . По тому что воспитание предпола га ет очень индивидуальную , со вершенно конкретную работу . М ежду тем в жизни наших школ мы нередко встречаем эту не совместимость в примелькав шихся уж е вариантах. Так что порой сами воспринимаем ее как нечто обычное и не бьем трево ги . Из-за массовых м еро приятий не видим конкретного ученика . Нотациями заменяем кропотливую работу «выпрям ления» тр удно го подростка . В ответ на форм альное вос питание ученик быстро начинает реагировать столь же форм ально . Классный руководи тель р а з мыш ляет . Учи тся . Совещ ается на методических объединениях и ищет положительный опыт. С о зд ае т его . О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы Р С Ф С Р . нимания, с чего следовало бы начать. Не хватает , видимо , р е шимости сойти со следа , протоп танного Вашингтоном в окрестно стях Персидско го залива , на свою собственную тропу. Наиболее свежим до ка за те ль ством этого мож ет быть голосо вание по резолюции в поддерж ку палестинского народа на V I I специальной сессии Генер аль ной А ссамблеи ООН 29 июля этого года . «Д евятка» в данном случае дружно воздерж алась . Те, кто только что кокетничал в Венеции новизной ф орм ули ро вок, ушли в сторону от о с уж д е ния израильской оккупации и призывов к Израилю безо гово рочно уйти с чужих зем ель . Как заметил выходящий здесь бюллетень «Сауди рипорт ' Ин тернэшнл» , поведение стран Е Э С на Генеральной А с сам блее остав л яе т впечаггление, что Западная Европа предпочитает млеть под гипнозом ошибочной ам ерикан ской концепции ближневосточно го урегулирования . То гда что же такое венецианская декл ар а ция «девятки» — игра или ма невр? — спрашивает журнал . Ни то , ни д р у го е . С кор ее , это отражение беспомощ ны х м е таний западной дипломатии м еж д у необходимостью учитывать политические реальности на Ближнем Востоке и р еф ле к то р ным послушанием Вашингтону. Как говорится , и хоче тся , и ко лется . Страны Е Э С оставляю т для Цех-миллионер В 1,4 раза увеличил выпуск продукции в десятой пятилетке коллектив мета л.по заготови тельного цеха завода «Эльта» . Партийная , профсою зная и комсомольская организации це ха сумели мобилизовать кол лектив на выполнение задач , поставленных X X V съездом КП С С , а именно — выпускать продукции больше , лучшего качества , с меньшими за тра та ми, Большую роль' здесь сы грал переход на новую ф о р му организации оплаты тр уд а— в настоящее время 17 бригад в цехе работают по единому на р я д у . Повысилась производитель ность тр уд а , возросла о твет ственность каждо го члена кол лектива за результаты сзоей работы . Многие метал лоза готов ите ли подхватили инициативу своего товарище кавалера ордена Трудового Красного Знамени окрасчицы приборов М. М . По ляковой , обязавшись завершить план двух месяцев 1981 года к 23 февраля — дню открытия съезда . Л. НИКОЛАЕВА, наш внештатный корреспондент . Слаженной работе коллектива кондитерской фабрики во многом способствовал планово-профилактический ремонт обо рудования, который велся здесь в летние месяцы. Причем вы пуск продукции не был приостановлен, более того^яе умень шился. Ударно трудились кондитеры. Примером коммунистического отношения к делу стала для многих машинист завертывающей машины член КПСС Валентина Васильевна Шевякова. В эти предсъездовские дни передовик производства не снижает тем пов, значительно перевыполняет сменные задания. НА СНИМКЕ: В. В. Шевякова. Фото А. БОЕВА. ООП место за столом перегово ров , но увиливают от того , что бы признать за этой организаци ей исключительное право пред ставлять народ Палестины . Из декларации неясно та кж е : пере говоры во имя чего? Закупоренный котел Толкование докум ен та неред ко важнее его буквы . То, что говорится сейчас в официальных кру гах Лондона , наводит на мы сль , что здесь находят для себя удобным поскорее со скользнуть с позиций, заняты х «девяткой» в Венеции. Ян Гил- м ур , лорд-хранитель печати, по яснил , например , на днях бри танским парламентариям : « .. .У нас нет никаких намерений при знавать ООП . После этого зон дажа (миссии Гастона Торна — В. С . ) не б уде т никаких перего воров д о те х пор, пока ООН не признает право Израиля на су ществование». Э то старый ар гум ен т о теле ге , которая якобы должна быть впереди лош ади . Стараниями ее конкретных исполнителей ближ невосточная инициатива Е Э С яв но вырождается в попытку вы рвать у палестинцев кусок по жирней без обещаний дать им что-то взамен . В таком виде за падноевропейская дипломатия на Ближнем Востоке рискует превратиться в продолжение порочного процесса , начатого Кэмп -Дэвидом . Окрик президен та Картера «не подрывать Кэмп- Д эвид» , каж ется , до сти гае т сво ей цели . Результатом такого закупори вания ближневосточного котла мож ет быть только его взрыв. Саудовский наследный принц Ф а х д на днях предупредил об этом своим предсказанием «джи хада» — священной м усульм ан ской войны . С уд я по шумихе , устроенной вокру г этой фразы лондонской припой, она за тро нула здесь самое больное — тайные страхи Западной Евро пы, что в один прекрасный день танкеры придут из Персидского залива пустыми . На пресс-конференции в лон донском аэропорту мэр Наблуса Бассам Шакаа рассказал нам, как израильские власти вели «рас следование» покушения, совер шенного на него сионистскими террористами . — Ко гда пришел полицейский инспектор , мы показали ем у с ле ды преступника , пересекавшие задний двор . Он аккуратно стер их, попросив и д альш е информи ровать о всех уликах. В области урегулирования ближневосточного конфликта примерно тем же ме тодом поль зую тся сегодня СШ А . Владимир СИМОНОВ , соб . корр . АПН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz