Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 12 сентября 1980 года ф 3 стр. ПЯТИЛЕТКА, УЧИТЕЛЬ, КАЧЕСТВО Классный руоквдоитеьл Нет у учителя заботы более важной и ответственной , чем забота о воспитании тех , кого призван он обучать. И он гл у ­ боко осознает свою ответствен­ ность за идей но-нравственное взросление школьников . Ибо каждого из них научить учить­ ся , жить и работать по-коммуни­ стически — основное требование сегодняшнего дня , обращенное к школе . Каждый учитель — воспитатель . Классный руководитель — вос­ питатель вдвойне. Какой бы предмет он ни преподавал , как бы хорошо им ни владел , ему нужны дополнительные знания, умения , высокие нравственные качества . Мудрость учителя - воспита­ теля , щедрость его души , иск­ ренность коммунистических убеждений подвергаю тся каж до ­ дневному испытанию во взаимо­ отношениях с детьми . Поэтому педагог должен не только по­ стоянно учиться , но и воспиты­ вать себя , ибо забота его о своем нравственном и идейном совершенствовании — одна из главнейших составных частей профессиональной деятельности . «Что вы считаете самым глав­ ным в работе классного руково ­ дителя?» — мой вопрос был обращен к педа го гам , которых я знаю как опытных, вдумчивых воспитателей . - «Любовь к детям » — у тверж ­ дае т Т. Л . С а хад эе (СШ № 23). «Понимание ребенка и ра зум ­ ная требовательность , которая не униж ает его достоинства , а воспитывает в нем веру в свои силы. Требовательность и строгость без человечности , без учета осо­ бенностей характера не воспиты­ вают, а разруш аю т вер у расту­ щего человека в себя . Важна та доброж ела тельность , при кото­ рой самый трудный ученик зна­ е т , что воспитатель не «против него» , а «за него», — убеждена В, В. Орловская (СШ № 3). «Самое важное в работе клас­ сного руководи теля— это контакт с детьми , — считает М . Ф . Зм е- евская (СШ № 21), — интерес к каждом у ребен ку , педагогиче­ ская зоркость . Каждый наш воспитанник хо ­ чет, чтобы классный руководи ­ тель «видел» е го , замечал у с ­ пехи и поощрял их. Он хочет чувствовать м атеринскую опеку , и ту т так важна преемствен­ ность м еж д у классными руко ­ водителями 4-х классов и учите­ лями начальной школы» . М етодист гороно Л . М. Яро- викова, руководи тель м е тдд эбъе - динения классных руководи телей 4-7 классов , видит первоочеред­ ную задачу воспитателей в овла­ дении глубокими знаниями в об­ ласти нравственного , эстетиче­ ского , трудово го , политического воспитания. Говорит о необходи­ мости выработки в каждой шко­ ле единых требований по реше­ нию наиболее принципиальных вопросов коммунистического воспитания школьников. ...А в гус то в ско е совещание клас­ сных руководи телей было са­ мым многолюдным . В нем при­ няли участие более 150 человек . Задача его — повышение идей­ но-теоретической и научно-ме­ тодической подготовки воспита­ телей . Вооружение их методикой воспитательной работы с кол­ лективом учащихся . Классные руководители про­ слушали р я д докладов из опыта школ по идеологическому вос­ питанию. С . И. Пашкова (СШ № 22) рассказала об использовании материалов о жизни и дея тел ь ­ ности В. И. Ленина в процессе формирования коммунистиче­ ских убеждений школьника и о ленинском м у зе е как центре идеологической работы в учеб­ ном заведении . С тарш ая пионервожатая Н. Н. Новикова (СШ № 3) на приме­ р е участия пионеров своей шко­ лы во Всесою зном марше «Пио­ неры всей страны делу Ленина верны» показала ведущ ую роль пионерской организации в идей­ но-политическом воспитании подростка . Классные руководители стар ­ ших классов ознакомились с опы­ том воспитательной работы на примере жизни и деятельности В. И. Ленина в 8-10 классах СШ № 22 (докладчик В. М. Ш а­ талова). Учитель биологии Л. А . Ф а с то - ва поделилась опытом работы по атеистическому воспитанию в СШ № 8. Одна из составных частей в рабо те м е тодического объедине­ ния классных руководи телей — изучение , обобщение и внедре­ ние передового опыта воспита­ ния, а также организация нового на основе рекомендаций пере­ довой науки . Опы т классного руководи теля КОРРЕСПОНДЕНТЫ АПН СООБЩАЮТ: И хочется, и колется На дня х Лондон посмотрел в глаза израильскому те р р о р у . Сю ­ д а прибыл на лечение м эр Наб­ луса Бассам Ш акаа , ко тором у в июне оторвало обе ноги взры ­ вом бомбы , подложенной в е го * автомашину сионистскими экст­ ремистами . Увечье сковало спо­ собность это го человека двигать­ ся , но не его мы сль . М еня о со ­ бенно поразила та убеж д енно с ть , с которой он пр ед упр еди л : ны ­ нешняя ситуация на оккупиро­ ванном Западном бер е гу Иор­ дана «одна из наихудших и кр и ­ тических , с какими то л ь ко стал­ кивался наш народ» . Никто не переспросил Басса- ма Ш акаа , какой народ? После июньской декларации Е Э С по Ближнему Востоку , принятой на встрече глав этих стран в Вене­ ции, официальный Лондон уже не ставит ф ак т существования арабского народа Палестины в один р я д с проблемой летающих тарелок . Д окум ен т как будто признает и сущ ествование О р ­ ганизации освобождения П але­ стины (О ОП ) . Первая реакция здравомы с­ лящих наблюдателей была одно­ значной : это ш аг в нужном на­ правлении, участники встречи в Венеции как бы выдали кэмп- д эвидском у соглашению сви­ детельство о его банкротстве . Западная Европа наконец нашла в себе силы довести до Вашинг­ тона свои страхи за собственные позиции в арабском мире . С об ­ ственные , а не «союзнические» . И хотя такое противопоставле­ ние звучало д ля американского уха кощунственно , выслушать его все-таки пришлось. Видимо , не­ совпадение интересов Западной Европы и Соединенны х Штатов по Ближнему Востоку зашло так далеко , что совмещать его с идеалами атлантической соли­ дарности стало невозможно . Переговоры во имя чего? Казало сь , назрело время для какой-то новой западноевропей­ ской инициативы в этом раска­ ленном ре гионе . Но ожидания пока не сбылись . Мало н адежд , что они сб уд у тся и после 15 сен тября , когда специальный посланник Е Э С Гастон Тоон пр ед ­ ставит докл ад о своей попытке постичь суть арабо-израильско­ го конфликта за считанные ча­ сы м еж д у взлетами и посадками его лайнера в ближневосточных столицах . Д ело не в том , что у Западной Европы не хватает по­ рож дается в каждодневном кон­ такте с учащимися . «Что вы считаете самым тр уд ­ ным в работе классного руко­ водителя?» — продолжаю я на­ чатую с педагогами б е сед у . Т. Л. С а ха д зе : «Работу с роди­ телями , Преодоление их пед а го ­ гических заблуж дений , пассивно­ сти, а зачастую нежелания помо­ гать школе в воспитании детей» . В. В . О рловская : «Самое тр у д ­ ное — проникнуть в психологию воспитанника и предвидеть его поступки . Учесть влияние на него внешкольной среды , пра­ вильно оценить степень во здей ­ ствия на него твоих слов . П р е д ­ видеть воспитательный эф ф е к т своих усилий» . М. Ф . Зм е е в ск а я : «С ам ое тр у д ­ ное — найти классному руково ­ дителю (ведь он ж е ещ е и учи­ тель , у которого те тради , подго­ товка к урокам , ме тодическая учеба) время , достаточное для то го , чтобы ни одного ученика не упустить из поля зрения , ра з­ вить его способности . Главное — не допустить форм али зм а . Четвертый кла сс , где я клас­ сный руководи тель , — это горя­ чие сердц а . С каким жаром они за все бер утся ! Но со временем , бывает, остывают, если огонь не поддерж ивается . Мои горнисты и барабанщи­ ки! Их ни разу не собрали в Дом е пионеров. Мои доброволь­ ные юные пожарники! Их тоже никогда не собирали , не прово­ дили с ними б е сед . Вот причи­ на, по которой у многих ш коль­ ников к старшим классам сни­ жается общественная актив­ ность». Ф орм али зм в воспитании — самое опасное в педагогике . Они вещи несовместимые . По­ тому что воспитание предпола га­ ет очень индивидуальную , со­ вершенно конкретную работу . М ежду тем в жизни наших школ мы нередко встречаем эту не­ совместимость в примелькав­ шихся уж е вариантах. Так что порой сами воспринимаем ее как нечто обычное и не бьем трево ги . Из-за массовых м еро ­ приятий не видим конкретного ученика . Нотациями заменяем кропотливую работу «выпрям­ ления» тр удно го подростка . В ответ на форм альное вос­ питание ученик быстро начинает реагировать столь же форм ально . Классный руководи тель р а з ­ мыш ляет . Учи тся . Совещ ается на методических объединениях и ищет положительный опыт. С о зд ае т его . О. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженная учительница школы Р С Ф С Р . нимания, с чего следовало бы начать. Не хватает , видимо , р е ­ шимости сойти со следа , протоп­ танного Вашингтоном в окрестно­ стях Персидско го залива , на свою собственную тропу. Наиболее свежим до ка за те ль ­ ством этого мож ет быть голосо­ вание по резолюции в поддерж ­ ку палестинского народа на V I I специальной сессии Генер аль ­ ной А ссамблеи ООН 29 июля этого года . «Д евятка» в данном случае дружно воздерж алась . Те, кто только что кокетничал в Венеции новизной ф орм ули ро ­ вок, ушли в сторону от о с уж д е ­ ния израильской оккупации и призывов к Израилю безо гово ­ рочно уйти с чужих зем ель . Как заметил выходящий здесь бюллетень «Сауди рипорт ' Ин­ тернэшнл» , поведение стран Е Э С на Генеральной А с сам блее остав­ л яе т впечаггление, что Западная Европа предпочитает млеть под гипнозом ошибочной ам ерикан ­ ской концепции ближневосточно­ го урегулирования . То гда что же такое венецианская декл ар а ­ ция «девятки» — игра или ма­ невр? — спрашивает журнал . Ни то , ни д р у го е . С кор ее , это отражение беспомощ ны х м е ­ таний западной дипломатии м еж ­ д у необходимостью учитывать политические реальности на Ближнем Востоке и р еф ле к то р ­ ным послушанием Вашингтону. Как говорится , и хоче тся , и ко­ лется . Страны Е Э С оставляю т для Цех-миллионер В 1,4 раза увеличил выпуск продукции в десятой пятилетке коллектив мета л.по заготови­ тельного цеха завода «Эльта» . Партийная , профсою зная и комсомольская организации це­ ха сумели мобилизовать кол­ лектив на выполнение задач , поставленных X X V съездом КП С С , а именно — выпускать продукции больше , лучшего качества , с меньшими за тра та­ ми, Большую роль' здесь сы ­ грал переход на новую ф о р ­ му организации оплаты тр уд а— в настоящее время 17 бригад в цехе работают по единому на­ р я д у . Повысилась производитель­ ность тр уд а , возросла о твет­ ственность каждо го члена кол­ лектива за результаты сзоей работы . Многие метал лоза готов ите ли подхватили инициативу своего товарище кавалера ордена Трудового Красного Знамени окрасчицы приборов М. М . По­ ляковой , обязавшись завершить план двух месяцев 1981 года к 23 февраля — дню открытия съезда . Л. НИКОЛАЕВА, наш внештатный корреспондент . Слаженной работе коллектива кондитерской фабрики во многом способствовал планово-профилактический ремонт обо­ рудования, который велся здесь в летние месяцы. Причем вы­ пуск продукции не был приостановлен, более того^яе умень­ шился. Ударно трудились кондитеры. Примером коммунистического отношения к делу стала для многих машинист завертывающей машины член КПСС Валентина Васильевна Шевякова. В эти предсъездовские дни передовик производства не снижает тем­ пов, значительно перевыполняет сменные задания. НА СНИМКЕ: В. В. Шевякова. Фото А. БОЕВА. ООП место за столом перегово­ ров , но увиливают от того , что­ бы признать за этой организаци­ ей исключительное право пред ­ ставлять народ Палестины . Из декларации неясно та кж е : пере ­ говоры во имя чего? Закупоренный котел Толкование докум ен та неред ­ ко важнее его буквы . То, что говорится сейчас в официальных кру гах Лондона , наводит на мы сль , что здесь находят для себя удобным поскорее со­ скользнуть с позиций, заняты х «девяткой» в Венеции. Ян Гил- м ур , лорд-хранитель печати, по­ яснил , например , на днях бри­ танским парламентариям : « .. .У нас нет никаких намерений при­ знавать ООП . После этого зон ­ дажа (миссии Гастона Торна — В. С . ) не б уде т никаких перего­ воров д о те х пор, пока ООН не признает право Израиля на су­ ществование». Э то старый ар гум ен т о теле ге , которая якобы должна быть впереди лош ади . Стараниями ее конкретных исполнителей ближ ­ невосточная инициатива Е Э С яв­ но вырождается в попытку вы­ рвать у палестинцев кусок по­ жирней без обещаний дать им что-то взамен . В таком виде за­ падноевропейская дипломатия на Ближнем Востоке рискует превратиться в продолжение порочного процесса , начатого Кэмп -Дэвидом . Окрик президен ­ та Картера «не подрывать Кэмп- Д эвид» , каж ется , до сти гае т сво­ ей цели . Результатом такого закупори­ вания ближневосточного котла мож ет быть только его взрыв. Саудовский наследный принц Ф а х д на днях предупредил об этом своим предсказанием «джи­ хада» — священной м усульм ан ­ ской войны . С уд я по шумихе , устроенной вокру г этой фразы лондонской припой, она за тро ­ нула здесь самое больное — тайные страхи Западной Евро ­ пы, что в один прекрасный день танкеры придут из Персидского залива пустыми . На пресс-конференции в лон­ донском аэропорту мэр Наблуса Бассам Шакаа рассказал нам, как израильские власти вели «рас­ следование» покушения, совер­ шенного на него сионистскими террористами . — Ко гда пришел полицейский инспектор , мы показали ем у с ле ­ ды преступника , пересекавшие задний двор . Он аккуратно стер их, попросив и д альш е информи­ ровать о всех уликах. В области урегулирования ближневосточного конфликта примерно тем же ме тодом поль­ зую тся сегодня СШ А . Владимир СИМОНОВ , соб . корр . АПН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz