Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 19 января 1980 года @ 3 сту. I----- —--------------------------------- 5------------------------ ----- - Радость ее Часто, когда у нас заказы­ вают букеты или корзины с цветами на различные торже­ ства, просят, чтобы оформля­ ла их Екатерина Ивановна Ку- зо'влева. У нее хороший вкус, цветы, собранные ею, не толь­ ко хорошо сочетаются, но и дополняют друг друга. Цйеты КатюшВ Кузовлева любила с детства. Любила со­ бирать их, выращивать. В до­ ме, где она росла, всегда было много растений. Катюше нра­ вилось удобрять землю, поли­ вать ростки, пересаживать их весной и осенью. Как-то заглянула она в оран­ жерею елецкой дистанции за­ щитных лесонасаждений, да так и осталась здесь работать. Ухаживать за растениями — стало главным делом ее жизни, С тех пор прошло восемна­ дцать лет. И ни разу она не по­ жалела о сделанном выборе. Екатерина Ивановна гото­ вит растительную смесь, высе­ вает семена в ящики, лучше и быстрее всех пикирует рас­ саду. Много хлопот доставляют ей, комнатные цветы. От тща­ тельного, своевременного ухо­ да за ними во многом зависят их внешний вид, сроки цвете­ ния. Черенкование растений, пе­ ресадка укоренившихся черен­ ков — работа очень кропот­ ливая, требует большого вни­ мания. Но Екатерине Иванов­ не она приносит радость. Неда­ ром результатами своего тру­ да рабочая по праву гордится. ...Когда я вижу, как весной и летом жители нашего города любуются цветниками, разби­ тыми нами, я всегда вспоми­ наю таких скромных, незамет­ ных тружениц, как Е. И. Ку­ зовлева. Благодаря их добро­ совестности, старательности, любви к делу, людям привива­ ется чувство прекрасного, а значит, их жйзнь становится полнее и богаче. Е. ЧУИКО, старший инженер дистанции защитных лесонасаждений. В о с п и тыв а т ь любовь к земле К ОГДА весной я вижу об­ ломанные кусты сирени и черемухи, расставленные силки для птиц, когда читаю в газетах или слышу по радио о браконьерах, я всегда мыс­ ленно оцениваю свой труд — труд учителя и воспитателя. Все ли я сделала, чтобы мои ученики не только не прино­ сили вреда природе, но и, на­ оборот, поймали за руку тех, кто наносит вред приро­ де, не остались равно­ душными к сохранению и ум­ ножению природных ресурсов? Правильно говорил Влади­ мир Ильич Ленин на третьем съезде комсомола: «Надо, что­ бы все дело воспитания, обра­ зования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической мо­ рали». Нелегкая это задача. До­ биться, чтобы школьники не только усваивали определен­ ную систему знаний, умений и навыков, но и приобретали при этом лучшие моральные каче­ ства, которые должны быть присущи советскому человеку. При изучении биологии у ребят развивается чувство пре­ красного, ведется правовое про­ свещение, прививается береж­ ное и хозяйское отношение к природе, воспитываются куль­ тура труда, патриотизм. Ведь любовь к родной природе и любовь к родине неотделимы. Поэтому на уроках я боль­ шое внимание уделяю вопро­ сам биологического равнове­ сия в природе, роли человека в этом процессе. Знакомлю ре­ бят с последствиями, к кото­ рым приводят нарушения при­ родных закономерностей. Ученики сами в докладах по общей биологии подчеркива­ ют, что проблема охраны окружающей среды — соци­ альная проблема, цитируют материалы XXV съезда КПСС, постановлений партии и правительства об охране вод­ ных ресурсов, флоры и фауны страны. Например, при изучении те­ мы «Биосфера и человек» ре­ бята делают краткие сообще­ ния. Они рассказывают не только о том, что делается в стране, области, городе по ох­ ране природы, но и говорят, что это наш социалистический путь, наша система хозяйство­ вания. I На уроках химии в седьмом классе школьники не просто характеризуют состав, свойст­ ва воды и воздуха, но и гово­ рят об их применении, важно­ сти ленинского отношения к природе. Земля, ее недра, ле ­ са, вода находятся в собствен­ ности всего государства, и охра- .нять их, приумножать — долг ■каждого гражданина Страны Советов. Зачитывают статьи 11, 18, 67 Конституции СССР. В десятом классе на уроке биологии при изучении темы «Роль человека в биосфере» внимание учащихся заостряю на научно-обоснованном ра­ циональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов. Вычерчиваю на дос­ ке схему, отражающую систе­ му мероприятий по охране ред­ ких видов растений и живот­ ных. Знакомлю с системой уч­ реждений, осуществляющих научные исследования и госу­ дарственный контроль за вы­ полнением природоохрани­ тельных мер и законов. В кон­ це урока просматриваем фраг­ менты фильма «Охрана приро­ ды». На дом задаю подгото­ вить краткие сообщения о проблемах и достижениях би­ оники. Кроме уроков, у нас в шко­ ле проводятся конференции по охране природы «Очевнд- Наши плюсы и минусы Звание «Предприятие высо­ кой культуры производства» бршо присвоено в минувшем году городским очистным со­ оружениям. • Нам очень приятно, что наш труд оценен так высоко. Чуть больше трех лет про­ шло с - тех пор, как очистные сооружения пущены в эксплу­ атацию. Освоение и отладка их закончены досрочно. Произво­ дительность — 64 тысячи ку­ бических метров воды в сутки. Теперь, после биологической очистки, вода отвечает усло­ виям сброса ее в водоем, а г.о некоторым показателям—выше предъявляемых требований. По предложению рационали­ заторов коллектив провел пе­ реоборудование бездействую­ щих метантенков — сооруже­ ний для сбраживания осадков без доступа воздуха. Если раньше осадки перекачивались на иловые поля без обработки и там подсыхали, создавая ан­ тисанитарные условия, то те­ перь эксплуатация иловых по­ лей намного улучшилась. Много труда вложили мы и в благоустройство территории. Заасфальтировали проходы и подъезды, разбили цветники и газоны, построили фонтан, вы­ садили более 2500 кустарни­ ков и около 4000 корней мно­ голетних цветов. Это плюсы нашей работы. Но она была бы еще эффек­ тивней, если бы у нас в пол­ ную мощность действовали аэротенки — сооружения для биологической очистки воды. Во время строительства очи­ стных сооружений работники СУ-11 допустили брак. Вме­ сто сборных железобетонных каналов вмонтировали каналы из монолитного, не гидротех­ нического бетона, что значи­ тельно снижает качество. Ка­ налы пропускают воздух, раз ­ рушаются крепления плит. Первый из аэротенков уже вы­ шел из строя. Пришлось мак­ симально нагрузить два дру­ гих. Но и они недолговечны. Если хотя бы один придется отключить, биологическую очистку сточных вод мы про­ изводить не сможем. Строители согласны с на­ шими требованиями, признают, что допустили брак. Для устра­ нения его составили совмест­ ный договор. Но с тех пор про­ шло три года, а обещания ис­ править положение остаются на бумаге. В. ИЛЬИН, начальник очистных сооружений. ное-невероятное», беседы за круглым столом на темы «За­ поведники страны и края», «Виды и видовая борьба», .«Красная книга природы». На уроках и внеклассных мероприятиях мы часто поль­ зуемся растениями из тепли­ цы, которая создана у нас при школе. За цветами здесь под наблюдением учителей ухажи­ вают сами школьники. В прош­ лом учебном году здесь выра­ стили 800 штук гвоздик, 4 тысячи астр, 20 канн и других растений. Учащиеся двух восьмых классов за ак­ тивное участие в посадке были премированы поездкой в Крас­ нодон. Каждой весной ребята са­ жают деревья и кустарники в районах города. В прошлом году из их саженцев образова­ лась живая изгородь от авто­ колонны № 1499 до питомника. Гуще стал зеленый наряд во­ круг школы — восьмиклассни­ ки высадили сто саженцев остролистного клена. А быв­ шие десятиклассники в честь окончания школы обсадили ря­ биной и кленом стадион. Почему так много внимания уделяем мы воспитанию чув­ ства люб'ви к родному краю у школьников? — могут спро­ сить меня. Да потому, что и я, и мои коллеги хорошо понима­ ем, что зерна, которые мы се­ годня закладываем в души ка- ших воспитанников, скоро да­ дут урожай. От них, наших сегодняшних учеников, зави­ сит будущее природы. А ис­ пользовать ее можно по-разно­ му. Можно — и история чело­ вечества знает тому немало примеров — оставлять за со­ бой бесплодные, безжизнен­ ные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно «...облагораживать при­ роду, помогать природе пол­ нее раскрывать ее жизненные силы», Так говорил на XXV съезде КПСС Леонид Ильич Бреж­ нев. В. ШУСТОВА, преподаватель биологии средней школы № 23. Учиться, чтобы лучше охранять Около шестидесяти слуша­ телей проходят сейчас курс обучения в народном универ­ ситете по охране природы, со­ зданном при педагогическом институте. Основная задача универси­ тета — подготовка инструк- торов-общественников по пропаганде природоохрани­ тельных знаний. Учебно-те­ матический план включает в себя вопросы по изучению научных и правовых основ охраны окружающей среды: воздуха, водных бассейнов, почвы, растительного и живот­ ного мира. Сорок часов насчи­ тывает лекционная программа. Наряду с теоретической подготовкой предусматрива­ ются практические меро­ приятия по исследованию природных ресурсов Липец­ кой и других областей Чер­ ноземья, по охране ландшаф­ тов в районах массового ту­ ризма и отдыха ельчан. Весной, летом и осенью намечено провести экскур­ сии в заповедные места края: на Галичью гору, Плю« щань и другие. Слушатели посетят водные заповедники, примут участие в работе по выращиванию рыб, бобров. ’Интересной обещает быть поездка в Мичуринск. Частыми гостями станут наши питомцы в Мещерской лесостепной станции, где в центропарке представлены растения разных континен­ тов планеты. Сотрудники ее расскажут историю сажен­ цев, правила ухода за ними, введут в курс тех научных проблем, разработку кото­ рых о т ведут. А пока для студентов, преподавателей, сотрудни­ ков института, представите­ лей общественных органи­ заций у нас читаются лек­ ции, показываются , кино­ фильма^ выпускается инфор­ мационный бюллетень, соз­ дана специальная библио; течка в кабинете физиологии. Чтобы охранять природу, нужно ее знать. Г. л я м к и н , ректор народного университета по охране природы, ' кандидат биологических наук. Животный мир Беловежской пущи насчитывает 53 вида млекопитающих, 224 вида птиц, 24 вида рыб, 7 — пресмыка­ ющихся и 11 — земноводных, а мир насекомых, по далеко не полным данным, насчитывает более 8500 видов. Все это мно­ гочисленное «население» пущи находится под постоянным на­ блюдением научных сотрудников заповедника. Первыми нарушают утреннюю тишину лесники, очищающие лес от валежника и гнилых деревьев. Не меньше хлопот у егерей. Могучие зубры приходят в по­ луденное время к «столовой» и требуют обеда. Многочислен­ ным оленям, косулям и кабанам корма пока хватает в лесу, но егери уже сделали для них запасы на зиму, привели в порядок- кормушки. Зверей не только подкармливают, но в случае необходимости и лечат. Человек здесь — заботливый друг, хозяин и мастер. На снимке: зубры — хозяева пущи. I Фото А. Пушкарева и Э. Кобяка (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz