Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 19 января 1980 года @ 3 сту. I----- —--------------------------------- 5------------------------ ----- - Радость ее Часто, когда у нас заказы вают букеты или корзины с цветами на различные торже ства, просят, чтобы оформля ла их Екатерина Ивановна Ку- зо'влева. У нее хороший вкус, цветы, собранные ею, не толь ко хорошо сочетаются, но и дополняют друг друга. Цйеты КатюшВ Кузовлева любила с детства. Любила со бирать их, выращивать. В до ме, где она росла, всегда было много растений. Катюше нра вилось удобрять землю, поли вать ростки, пересаживать их весной и осенью. Как-то заглянула она в оран жерею елецкой дистанции за щитных лесонасаждений, да так и осталась здесь работать. Ухаживать за растениями — стало главным делом ее жизни, С тех пор прошло восемна дцать лет. И ни разу она не по жалела о сделанном выборе. Екатерина Ивановна гото вит растительную смесь, высе вает семена в ящики, лучше и быстрее всех пикирует рас саду. Много хлопот доставляют ей, комнатные цветы. От тща тельного, своевременного ухо да за ними во многом зависят их внешний вид, сроки цвете ния. Черенкование растений, пе ресадка укоренившихся черен ков — работа очень кропот ливая, требует большого вни мания. Но Екатерине Иванов не она приносит радость. Неда ром результатами своего тру да рабочая по праву гордится. ...Когда я вижу, как весной и летом жители нашего города любуются цветниками, разби тыми нами, я всегда вспоми наю таких скромных, незамет ных тружениц, как Е. И. Ку зовлева. Благодаря их добро совестности, старательности, любви к делу, людям привива ется чувство прекрасного, а значит, их жйзнь становится полнее и богаче. Е. ЧУИКО, старший инженер дистанции защитных лесонасаждений. В о с п и тыв а т ь любовь к земле К ОГДА весной я вижу об ломанные кусты сирени и черемухи, расставленные силки для птиц, когда читаю в газетах или слышу по радио о браконьерах, я всегда мыс ленно оцениваю свой труд — труд учителя и воспитателя. Все ли я сделала, чтобы мои ученики не только не прино сили вреда природе, но и, на оборот, поймали за руку тех, кто наносит вред приро де, не остались равно душными к сохранению и ум ножению природных ресурсов? Правильно говорил Влади мир Ильич Ленин на третьем съезде комсомола: «Надо, что бы все дело воспитания, обра зования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической мо рали». Нелегкая это задача. До биться, чтобы школьники не только усваивали определен ную систему знаний, умений и навыков, но и приобретали при этом лучшие моральные каче ства, которые должны быть присущи советскому человеку. При изучении биологии у ребят развивается чувство пре красного, ведется правовое про свещение, прививается береж ное и хозяйское отношение к природе, воспитываются куль тура труда, патриотизм. Ведь любовь к родной природе и любовь к родине неотделимы. Поэтому на уроках я боль шое внимание уделяю вопро сам биологического равнове сия в природе, роли человека в этом процессе. Знакомлю ре бят с последствиями, к кото рым приводят нарушения при родных закономерностей. Ученики сами в докладах по общей биологии подчеркива ют, что проблема охраны окружающей среды — соци альная проблема, цитируют материалы XXV съезда КПСС, постановлений партии и правительства об охране вод ных ресурсов, флоры и фауны страны. Например, при изучении те мы «Биосфера и человек» ре бята делают краткие сообще ния. Они рассказывают не только о том, что делается в стране, области, городе по ох ране природы, но и говорят, что это наш социалистический путь, наша система хозяйство вания. I На уроках химии в седьмом классе школьники не просто характеризуют состав, свойст ва воды и воздуха, но и гово рят об их применении, важно сти ленинского отношения к природе. Земля, ее недра, ле са, вода находятся в собствен ности всего государства, и охра- .нять их, приумножать — долг ■каждого гражданина Страны Советов. Зачитывают статьи 11, 18, 67 Конституции СССР. В десятом классе на уроке биологии при изучении темы «Роль человека в биосфере» внимание учащихся заостряю на научно-обоснованном ра циональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов. Вычерчиваю на дос ке схему, отражающую систе му мероприятий по охране ред ких видов растений и живот ных. Знакомлю с системой уч реждений, осуществляющих научные исследования и госу дарственный контроль за вы полнением природоохрани тельных мер и законов. В кон це урока просматриваем фраг менты фильма «Охрана приро ды». На дом задаю подгото вить краткие сообщения о проблемах и достижениях би оники. Кроме уроков, у нас в шко ле проводятся конференции по охране природы «Очевнд- Наши плюсы и минусы Звание «Предприятие высо кой культуры производства» бршо присвоено в минувшем году городским очистным со оружениям. • Нам очень приятно, что наш труд оценен так высоко. Чуть больше трех лет про шло с - тех пор, как очистные сооружения пущены в эксплу атацию. Освоение и отладка их закончены досрочно. Произво дительность — 64 тысячи ку бических метров воды в сутки. Теперь, после биологической очистки, вода отвечает усло виям сброса ее в водоем, а г.о некоторым показателям—выше предъявляемых требований. По предложению рационали заторов коллектив провел пе реоборудование бездействую щих метантенков — сооруже ний для сбраживания осадков без доступа воздуха. Если раньше осадки перекачивались на иловые поля без обработки и там подсыхали, создавая ан тисанитарные условия, то те перь эксплуатация иловых по лей намного улучшилась. Много труда вложили мы и в благоустройство территории. Заасфальтировали проходы и подъезды, разбили цветники и газоны, построили фонтан, вы садили более 2500 кустарни ков и около 4000 корней мно голетних цветов. Это плюсы нашей работы. Но она была бы еще эффек тивней, если бы у нас в пол ную мощность действовали аэротенки — сооружения для биологической очистки воды. Во время строительства очи стных сооружений работники СУ-11 допустили брак. Вме сто сборных железобетонных каналов вмонтировали каналы из монолитного, не гидротех нического бетона, что значи тельно снижает качество. Ка налы пропускают воздух, раз рушаются крепления плит. Первый из аэротенков уже вы шел из строя. Пришлось мак симально нагрузить два дру гих. Но и они недолговечны. Если хотя бы один придется отключить, биологическую очистку сточных вод мы про изводить не сможем. Строители согласны с на шими требованиями, признают, что допустили брак. Для устра нения его составили совмест ный договор. Но с тех пор про шло три года, а обещания ис править положение остаются на бумаге. В. ИЛЬИН, начальник очистных сооружений. ное-невероятное», беседы за круглым столом на темы «За поведники страны и края», «Виды и видовая борьба», .«Красная книга природы». На уроках и внеклассных мероприятиях мы часто поль зуемся растениями из тепли цы, которая создана у нас при школе. За цветами здесь под наблюдением учителей ухажи вают сами школьники. В прош лом учебном году здесь выра стили 800 штук гвоздик, 4 тысячи астр, 20 канн и других растений. Учащиеся двух восьмых классов за ак тивное участие в посадке были премированы поездкой в Крас нодон. Каждой весной ребята са жают деревья и кустарники в районах города. В прошлом году из их саженцев образова лась живая изгородь от авто колонны № 1499 до питомника. Гуще стал зеленый наряд во круг школы — восьмиклассни ки высадили сто саженцев остролистного клена. А быв шие десятиклассники в честь окончания школы обсадили ря биной и кленом стадион. Почему так много внимания уделяем мы воспитанию чув ства люб'ви к родному краю у школьников? — могут спро сить меня. Да потому, что и я, и мои коллеги хорошо понима ем, что зерна, которые мы се годня закладываем в души ка- ших воспитанников, скоро да дут урожай. От них, наших сегодняшних учеников, зави сит будущее природы. А ис пользовать ее можно по-разно му. Можно — и история чело вечества знает тому немало примеров — оставлять за со бой бесплодные, безжизнен ные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно «...облагораживать при роду, помогать природе пол нее раскрывать ее жизненные силы», Так говорил на XXV съезде КПСС Леонид Ильич Бреж нев. В. ШУСТОВА, преподаватель биологии средней школы № 23. Учиться, чтобы лучше охранять Около шестидесяти слуша телей проходят сейчас курс обучения в народном универ ситете по охране природы, со зданном при педагогическом институте. Основная задача универси тета — подготовка инструк- торов-общественников по пропаганде природоохрани тельных знаний. Учебно-те матический план включает в себя вопросы по изучению научных и правовых основ охраны окружающей среды: воздуха, водных бассейнов, почвы, растительного и живот ного мира. Сорок часов насчи тывает лекционная программа. Наряду с теоретической подготовкой предусматрива ются практические меро приятия по исследованию природных ресурсов Липец кой и других областей Чер ноземья, по охране ландшаф тов в районах массового ту ризма и отдыха ельчан. Весной, летом и осенью намечено провести экскур сии в заповедные места края: на Галичью гору, Плю« щань и другие. Слушатели посетят водные заповедники, примут участие в работе по выращиванию рыб, бобров. ’Интересной обещает быть поездка в Мичуринск. Частыми гостями станут наши питомцы в Мещерской лесостепной станции, где в центропарке представлены растения разных континен тов планеты. Сотрудники ее расскажут историю сажен цев, правила ухода за ними, введут в курс тех научных проблем, разработку кото рых о т ведут. А пока для студентов, преподавателей, сотрудни ков института, представите лей общественных органи заций у нас читаются лек ции, показываются , кино фильма^ выпускается инфор мационный бюллетень, соз дана специальная библио; течка в кабинете физиологии. Чтобы охранять природу, нужно ее знать. Г. л я м к и н , ректор народного университета по охране природы, ' кандидат биологических наук. Животный мир Беловежской пущи насчитывает 53 вида млекопитающих, 224 вида птиц, 24 вида рыб, 7 — пресмыка ющихся и 11 — земноводных, а мир насекомых, по далеко не полным данным, насчитывает более 8500 видов. Все это мно гочисленное «население» пущи находится под постоянным на блюдением научных сотрудников заповедника. Первыми нарушают утреннюю тишину лесники, очищающие лес от валежника и гнилых деревьев. Не меньше хлопот у егерей. Могучие зубры приходят в по луденное время к «столовой» и требуют обеда. Многочислен ным оленям, косулям и кабанам корма пока хватает в лесу, но егери уже сделали для них запасы на зиму, привели в порядок- кормушки. Зверей не только подкармливают, но в случае необходимости и лечат. Человек здесь — заботливый друг, хозяин и мастер. На снимке: зубры — хозяева пущи. I Фото А. Пушкарева и Э. Кобяка (Фотохроника ТАСС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz