Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» @ 12 июля 1980 года ф 3 стр. н р о с н е Е з н а м я Страница Уголок поэзии Лишь бы Отчизна счастливой была. Кормили дети голубей... Кормили дети голубей— Пшеничный мякиш падал градом. Мне стало вдруг не по себе, А женщины смеялись рядом. Они болтали о своем, Сверкая перстнями с камнями. Сиял стеклом высотный дом, И клумбы пенились цветами. Как в двух словах мне им сказать, Что хлеб такая же святыня, Как кровь, как Родина, как мать, Хотя и дешев в магазине? Что хлеб — он хлеб: в нем тяжкий труд, в нем сок земли, в нем милость неба, Что птицы корм себе найдут И без накрошенного хлеба. Подставить хлебной крошке горсть — Извечна истина простая... Но подкатила к горлу злость На тунеядцев сизых стаю. И я сорвался—накричал— В горячке было не до такта. Срамил и костылем стучал. Да вряд ли следовало так-то. Винюсь: во зле бываю слеп, А людям сдерживаться надо. ...Но ребятня бросала хлеб, И матери стояли рядом. А. САКЕЛЛАРИ. Как увлеченно играют маль­ чишки в футбол! Какое им дело до направленного в их сторону объектива фотоап­ парата. У ворот такая опас­ ная ситуация. Чуть зазева­ ешься — гол обеспечен. Фото В. ДУРНЕВА. Строки Так на земле получается: Сколько б не прожил ты лет, Жизнь твоя там продолжается, Где ты оставил свой след. Нам не пристало на жизнь обижаться— Было—и горя хлебнули сполна. Но мы, как и прежде, готовы сражаться, Время не знает усталости, Оно никогда нас не ждет. И даже при самой старости Торопит, куда-то зовет. Нам природой дано Не судьбу сторожить. Болен ты или здоров Надо жить и творить. Годы мчатся, трубя, Их ничем не унять. Если веришь в себя, Можно многое дать. П. ВЕРИН. П О С Л О В И Ц Ы — НА СЛУЖБУ ВОСПИТАНИЯ На всех этапах развития об­ щества пословицы и поговор­ ки были первыми сводами пра­ вил морали и нравственности создавшего их народа. Этого своего значения они не поте­ ряли и в наши дни. Слагаемые советским народом пословицы и поговорки могут быть классифицированы по трем основным направлениям: духовное обновление нашего народа за годы Советской власти; становление и укреп­ ление советского образа жиз­ ни и коммунистической мора­ ли в нашем обществе и борьба с пережитками прошлого в со­ знании и поступках людей. Все эти направления можно выра­ зить одной поговоркой: «Власть Советская пришла — жизнь по- новому пошла». В постановлении Центрального Комитета КПСС «О дальней­ шем улучшении идеологической, политике - воспитательной ра­ боты» говорится о непрерыв­ ном поиске живой и доходчи­ вой формы подачи материала, и, в частности, о необходимо­ сти «разнообразить жанры, осо­ бое внимание уделить языку, стилю, преодолеть многословие и казенщину, заботиться об опе­ ративности, убедительности и доходчивости выступлений». В этой связи живой язык на­ рода и сила образного слова могут быть эффективными средствами в" реализации дан­ ной задачи. В народе не зря говорится «Та речь бедна, где пословица не видна», «Суп с приправою вкуснее, речь с пословицей яснее», «Короче прямой не пройдешь, короче пословицы не скажешь», «Сила пальцев— в кулаке, сила слов —в пословице» и т. п. Ушли в прошлое такие, пере­ дававшиеся из века в век пого­ ворки, как «Что позволено ца­ рю, того нельзя псарю», «По роду и удел», «Бабе дорога от печи до порога», «С сильным не борись, с богатым не судись», «Бог не родит, земля не даст» и другие им подобные. Их ме­ сто. в разговорной речи заня­ ли новые поговорки, отража­ ющие мировоззрение людей, строящих коммунизм: «У вла­ сти стоять — себе лишнего не позволять», «По труду и честь», «Рабой жила Мария на свете, а теперь — депутат в Совете», «Когда правда с тобой — при­ нимай любой бой», «К счастью дорога—без попа и бога». Нали­ чие подобных антиподов—пока­ затель духовного обновления нашего, народа за годы Со­ ветской власти. Становление и укрепление со­ ветского образа жизни и ком­ мунистической морали в нашем обществе нашло свое отраже­ ние в поговорках «Труд руко­ водителя сродни труду учите­ ля», «Как любишь труд, так и тебя чтут», «Больше в общий котел положишь, больше из не­ го получишь», «Береги народ­ ную копейку — она вернется в твою семейку», «Обществен­ ная работа — о людях забо­ та», «Чем больше каждый бу­ дет заботиться о людях, тем меньше каждому придется за­ ботиться о себе», «Нельзя быть счастливым, не принося пользы Родине» и многих других. У этих поговорок нет схожих вариантов с пословицами дру­ гих народов мира. Они присущи только советскому народу. Осуждение пороков и пере­ житков прошлого в сознании и поступках отдельных людей советский народ запечатлел в емких и образных формулах современной крылатой мудро­ сти. Особенно ярко и гневно бичуют современные поговор­ ки такие пороки, как тунеядст­ во, пьянство, грубость, спеку­ ляция, обман и другие: «Туне­ ядец в народе, что сорняк в огороде», «От одного пьяни­ цы сотни трезвых маются», «Нет того хуже, за кем сто­ рож нужен», «Коль в слове есть частица яда — произно­ сить его не надо», «На товари­ ще наживаешься — человеком зря называешься», «Плохо быть обманутым, но еще хуже быть обманщиком», «Курильщик — сам себе могильщик» и т. п. Пословицы и поговорки со­ ветского народа свидетельст­ вуют о монолитном единст­ ве партии и народа, росте по­ литической, гражданской и тру­ довой активности советских лю­ дей в борьбе за построение коммунистического общества в нашей стране. Они звучат кра­ сиво, понимаются легко, запо­ минаются быстро. Использова­ ние их в идейно-воспитатель­ ной работе доступно каждому агитатору и пропагандисту. Не случайно в народе гово­ рят: «Пословица — всем делам помощница». В. СЕРГЕЕВ. В СПОМНИЛСЯ мне рассказ зна­ комых о том, что уборщица, следившая за чистртой в их подъезде, уволилась. Некому стало мыть пол в общем ко­ ридоре. Жители четырех квар­ тир убирали «пятачок» у свое­ го порога, а середина лест­ ничной площадки оставалась грязной. До нее никому не бы­ ло дела, там кончалась «моя» территория, начиналась общест­ венная. К сожалению, встречается у нас еще такое, когда люди чувствуют ответственность лишь за свой дом, защищают лишь свои интересы. Жители Пролетарского пе­ реулка привыкли ссыпать бы­ товые отходы в близлежащий овраг. Председатели уличко- мов организовывали субботни­ ки, воскресники, мусор вычи­ щался, но ненадолго. Совет об­ щественных инспекторов, ра­ ботающий при санэпидстанции, закрепил участок за своим об­ щественником, живущим в пе­ реулке, Л. У. Малютиной. Любовь Устиновна потребо­ вала от председателя уличко- ма Нины Александровны Ермо­ лаевой, чтобы был наведен порядок. — А что я сделаю? — отве­ тила та. — Воскресники устраи­ ваем, договор со спецавтохо- зяйством на вывоз бытового мусора заключили, а его все равно кто-то в овраг сыплет. Слово за слово возникла ссора. Вместо того чтобы дей­ ствовать сообща, инспектор и председатель уличкома стали обвинять друг друга в бездей­ ствии. Отношения обострились. Дело дошло до товарищеского суда, который постановил при­ мирить их, обратить внимание председателя уличкома № 4 Н. А. Ермолаевой на улучше­ ние санитарного состояния пе­ реулка. Но все осталось по-прежне­ му: и свалка, и неприязнь. Д е ­ ло дошло до того, что, когда председатель совета общест­ венных инспекторов М. М. Севе­ рина вместе со своими колле­ гами хотела проверить состоя­ ние переулка, некоторые из жителей встретили их угроза­ ми и не пустили на улицу. А ведь у каждого есть в са­ ду яма для отходов, которая регулярно очищается или... вовсе не заполняется. Сад-то свой, а овраг... Овраг он «ни­ чей», вот и ссыпают в него му­ сор. Оттого вот уже много лет не прекращает расти в овраге свалка. Весь переулок про­ пах гнилью, нечистотами. Не­ далеко и до инфекционных за­ болеваний. О необходимости наведения | санитарного порядка здесь за­ были. Не тот стал микрокли­ мат. Около двадцати дел рас­ смотрено членами товарище­ ского суда за три года. Н. В. НА ТЕМЫ МОРАЛИ = Бурова жаловалась на мужа, Н. В. Москалев — на мать, в мелком хулиганстве Б. С. Клей- менко обвинял В. С. Полякова, М. И. Богданов—Р. В. Саль- кову, а та в свою очередь—се­ стру Л. В. Мореву и т. д. Пытаясь понять взаимоотно­ шения людей, я переходила из дома в дом. беседовала с ни­ ми. Получалось так, что толь­ ко отойдет хозяин дома на минутку, сразу же появляются соседи, начинаются суды-пере­ суды об отошедшем. Чего тут только не слышала: и как ро­ дился тот, и как женился этот, и какие у кого недостатки и наклонности... ...Мы как-то привыкли, что соседи — наши первые друзья. Нужен совет — к ним. Истра­ тили деньги — до получки они помогут. Уезжаем в отпуск — ключ у них. Они и корреспон­ денцию нашу сохранят, и цве­ ты польют. Их горе — наша беда, а радость удваивается, если ее с тобой разделяют зна­ комые тебе люди. Соседи нередко становятся ближе, чем родственники, об­ разуют единый сплоченный коллектив, в котором каждому есть дело до других. И это естественно. Сколько добрых традиций сложилось на улице Льва Тол­ стого. Пройдите по ней там, где находятся дома индиви­ дуальной застройки. Они уто­ пают в цветах, в зелени де ­ ревьев и кустарников. Ранней весной, жители организовывают праздник труда: благоустраива­ ют территорию, разбивают га­ зоны, сажают цветы, наводят порядок. Здесь не бывает ссор, нет причин для недовольства друг другом : общее дело сплачива­ ет, делает людей близкими. Недаром уличком участка на­ гражден переходящим Крас­ ным знаменем горисполкома за победу в социалистическом соревновании, развернувшем­ ся между участками. Хороший микроклимат сло­ жился на улицах Комсомоль­ ской, Советской, Маяковского и других. Неудивительно, что они всегда содержатся в чисто­ те, все вопросы здесь решают­ ся сообща, взаимоотношения у соседей теплые. Резко выделяется на их ф о ­ не Пролетарский переулок. Жалобы от его жителей идут во все инстанции: народный суд, милицию, редакции газет «Правда», «Труд», «Красное знамя». Сколько людей отры­ вается от работы, чтобы разо­ браться в них! Приказами и штрафами не ликвидировать свалку, не нала­ дить взаимоотношения между людьми. Нужно, чтобы каж­ дый' из них понял: нельзя жить только за своим забором. Дом, улица, город, государство — все наше. Наш большой кол­ лектив, наша семья. Если поймут это жители Про­ летарского переулка, если, за­ быв мелочные ссоры, протянут друг другу руки на общем собрании, я уверена, тогда и свалки у них не будет. Потому что она не причина конфликтов, а следствие их... Г. ИВАНОВА. ЗА СВОИМ ЗАБОРОМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz