Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» @ 12 июля 1980 года ф 3 стр. н р о с н е Е з н а м я Страница Уголок поэзии Лишь бы Отчизна счастливой была. Кормили дети голубей... Кормили дети голубей— Пшеничный мякиш падал градом. Мне стало вдруг не по себе, А женщины смеялись рядом. Они болтали о своем, Сверкая перстнями с камнями. Сиял стеклом высотный дом, И клумбы пенились цветами. Как в двух словах мне им сказать, Что хлеб такая же святыня, Как кровь, как Родина, как мать, Хотя и дешев в магазине? Что хлеб — он хлеб: в нем тяжкий труд, в нем сок земли, в нем милость неба, Что птицы корм себе найдут И без накрошенного хлеба. Подставить хлебной крошке горсть — Извечна истина простая... Но подкатила к горлу злость На тунеядцев сизых стаю. И я сорвался—накричал— В горячке было не до такта. Срамил и костылем стучал. Да вряд ли следовало так-то. Винюсь: во зле бываю слеп, А людям сдерживаться надо. ...Но ребятня бросала хлеб, И матери стояли рядом. А. САКЕЛЛАРИ. Как увлеченно играют маль чишки в футбол! Какое им дело до направленного в их сторону объектива фотоап парата. У ворот такая опас ная ситуация. Чуть зазева ешься — гол обеспечен. Фото В. ДУРНЕВА. Строки Так на земле получается: Сколько б не прожил ты лет, Жизнь твоя там продолжается, Где ты оставил свой след. Нам не пристало на жизнь обижаться— Было—и горя хлебнули сполна. Но мы, как и прежде, готовы сражаться, Время не знает усталости, Оно никогда нас не ждет. И даже при самой старости Торопит, куда-то зовет. Нам природой дано Не судьбу сторожить. Болен ты или здоров Надо жить и творить. Годы мчатся, трубя, Их ничем не унять. Если веришь в себя, Можно многое дать. П. ВЕРИН. П О С Л О В И Ц Ы — НА СЛУЖБУ ВОСПИТАНИЯ На всех этапах развития об щества пословицы и поговор ки были первыми сводами пра вил морали и нравственности создавшего их народа. Этого своего значения они не поте ряли и в наши дни. Слагаемые советским народом пословицы и поговорки могут быть классифицированы по трем основным направлениям: духовное обновление нашего народа за годы Советской власти; становление и укреп ление советского образа жиз ни и коммунистической мора ли в нашем обществе и борьба с пережитками прошлого в со знании и поступках людей. Все эти направления можно выра зить одной поговоркой: «Власть Советская пришла — жизнь по- новому пошла». В постановлении Центрального Комитета КПСС «О дальней шем улучшении идеологической, политике - воспитательной ра боты» говорится о непрерыв ном поиске живой и доходчи вой формы подачи материала, и, в частности, о необходимо сти «разнообразить жанры, осо бое внимание уделить языку, стилю, преодолеть многословие и казенщину, заботиться об опе ративности, убедительности и доходчивости выступлений». В этой связи живой язык на рода и сила образного слова могут быть эффективными средствами в" реализации дан ной задачи. В народе не зря говорится «Та речь бедна, где пословица не видна», «Суп с приправою вкуснее, речь с пословицей яснее», «Короче прямой не пройдешь, короче пословицы не скажешь», «Сила пальцев— в кулаке, сила слов —в пословице» и т. п. Ушли в прошлое такие, пере дававшиеся из века в век пого ворки, как «Что позволено ца рю, того нельзя псарю», «По роду и удел», «Бабе дорога от печи до порога», «С сильным не борись, с богатым не судись», «Бог не родит, земля не даст» и другие им подобные. Их ме сто. в разговорной речи заня ли новые поговорки, отража ющие мировоззрение людей, строящих коммунизм: «У вла сти стоять — себе лишнего не позволять», «По труду и честь», «Рабой жила Мария на свете, а теперь — депутат в Совете», «Когда правда с тобой — при нимай любой бой», «К счастью дорога—без попа и бога». Нали чие подобных антиподов—пока затель духовного обновления нашего, народа за годы Со ветской власти. Становление и укрепление со ветского образа жизни и ком мунистической морали в нашем обществе нашло свое отраже ние в поговорках «Труд руко водителя сродни труду учите ля», «Как любишь труд, так и тебя чтут», «Больше в общий котел положишь, больше из не го получишь», «Береги народ ную копейку — она вернется в твою семейку», «Обществен ная работа — о людях забо та», «Чем больше каждый бу дет заботиться о людях, тем меньше каждому придется за ботиться о себе», «Нельзя быть счастливым, не принося пользы Родине» и многих других. У этих поговорок нет схожих вариантов с пословицами дру гих народов мира. Они присущи только советскому народу. Осуждение пороков и пере житков прошлого в сознании и поступках отдельных людей советский народ запечатлел в емких и образных формулах современной крылатой мудро сти. Особенно ярко и гневно бичуют современные поговор ки такие пороки, как тунеядст во, пьянство, грубость, спеку ляция, обман и другие: «Туне ядец в народе, что сорняк в огороде», «От одного пьяни цы сотни трезвых маются», «Нет того хуже, за кем сто рож нужен», «Коль в слове есть частица яда — произно сить его не надо», «На товари ще наживаешься — человеком зря называешься», «Плохо быть обманутым, но еще хуже быть обманщиком», «Курильщик — сам себе могильщик» и т. п. Пословицы и поговорки со ветского народа свидетельст вуют о монолитном единст ве партии и народа, росте по литической, гражданской и тру довой активности советских лю дей в борьбе за построение коммунистического общества в нашей стране. Они звучат кра сиво, понимаются легко, запо минаются быстро. Использова ние их в идейно-воспитатель ной работе доступно каждому агитатору и пропагандисту. Не случайно в народе гово рят: «Пословица — всем делам помощница». В. СЕРГЕЕВ. В СПОМНИЛСЯ мне рассказ зна комых о том, что уборщица, следившая за чистртой в их подъезде, уволилась. Некому стало мыть пол в общем ко ридоре. Жители четырех квар тир убирали «пятачок» у свое го порога, а середина лест ничной площадки оставалась грязной. До нее никому не бы ло дела, там кончалась «моя» территория, начиналась общест венная. К сожалению, встречается у нас еще такое, когда люди чувствуют ответственность лишь за свой дом, защищают лишь свои интересы. Жители Пролетарского пе реулка привыкли ссыпать бы товые отходы в близлежащий овраг. Председатели уличко- мов организовывали субботни ки, воскресники, мусор вычи щался, но ненадолго. Совет об щественных инспекторов, ра ботающий при санэпидстанции, закрепил участок за своим об щественником, живущим в пе реулке, Л. У. Малютиной. Любовь Устиновна потребо вала от председателя уличко- ма Нины Александровны Ермо лаевой, чтобы был наведен порядок. — А что я сделаю? — отве тила та. — Воскресники устраи ваем, договор со спецавтохо- зяйством на вывоз бытового мусора заключили, а его все равно кто-то в овраг сыплет. Слово за слово возникла ссора. Вместо того чтобы дей ствовать сообща, инспектор и председатель уличкома стали обвинять друг друга в бездей ствии. Отношения обострились. Дело дошло до товарищеского суда, который постановил при мирить их, обратить внимание председателя уличкома № 4 Н. А. Ермолаевой на улучше ние санитарного состояния пе реулка. Но все осталось по-прежне му: и свалка, и неприязнь. Д е ло дошло до того, что, когда председатель совета общест венных инспекторов М. М. Севе рина вместе со своими колле гами хотела проверить состоя ние переулка, некоторые из жителей встретили их угроза ми и не пустили на улицу. А ведь у каждого есть в са ду яма для отходов, которая регулярно очищается или... вовсе не заполняется. Сад-то свой, а овраг... Овраг он «ни чей», вот и ссыпают в него му сор. Оттого вот уже много лет не прекращает расти в овраге свалка. Весь переулок про пах гнилью, нечистотами. Не далеко и до инфекционных за болеваний. О необходимости наведения | санитарного порядка здесь за были. Не тот стал микрокли мат. Около двадцати дел рас смотрено членами товарище ского суда за три года. Н. В. НА ТЕМЫ МОРАЛИ = Бурова жаловалась на мужа, Н. В. Москалев — на мать, в мелком хулиганстве Б. С. Клей- менко обвинял В. С. Полякова, М. И. Богданов—Р. В. Саль- кову, а та в свою очередь—се стру Л. В. Мореву и т. д. Пытаясь понять взаимоотно шения людей, я переходила из дома в дом. беседовала с ни ми. Получалось так, что толь ко отойдет хозяин дома на минутку, сразу же появляются соседи, начинаются суды-пере суды об отошедшем. Чего тут только не слышала: и как ро дился тот, и как женился этот, и какие у кого недостатки и наклонности... ...Мы как-то привыкли, что соседи — наши первые друзья. Нужен совет — к ним. Истра тили деньги — до получки они помогут. Уезжаем в отпуск — ключ у них. Они и корреспон денцию нашу сохранят, и цве ты польют. Их горе — наша беда, а радость удваивается, если ее с тобой разделяют зна комые тебе люди. Соседи нередко становятся ближе, чем родственники, об разуют единый сплоченный коллектив, в котором каждому есть дело до других. И это естественно. Сколько добрых традиций сложилось на улице Льва Тол стого. Пройдите по ней там, где находятся дома индиви дуальной застройки. Они уто пают в цветах, в зелени де ревьев и кустарников. Ранней весной, жители организовывают праздник труда: благоустраива ют территорию, разбивают га зоны, сажают цветы, наводят порядок. Здесь не бывает ссор, нет причин для недовольства друг другом : общее дело сплачива ет, делает людей близкими. Недаром уличком участка на гражден переходящим Крас ным знаменем горисполкома за победу в социалистическом соревновании, развернувшем ся между участками. Хороший микроклимат сло жился на улицах Комсомоль ской, Советской, Маяковского и других. Неудивительно, что они всегда содержатся в чисто те, все вопросы здесь решают ся сообща, взаимоотношения у соседей теплые. Резко выделяется на их ф о не Пролетарский переулок. Жалобы от его жителей идут во все инстанции: народный суд, милицию, редакции газет «Правда», «Труд», «Красное знамя». Сколько людей отры вается от работы, чтобы разо браться в них! Приказами и штрафами не ликвидировать свалку, не нала дить взаимоотношения между людьми. Нужно, чтобы каж дый' из них понял: нельзя жить только за своим забором. Дом, улица, город, государство — все наше. Наш большой кол лектив, наша семья. Если поймут это жители Про летарского переулка, если, за быв мелочные ссоры, протянут друг другу руки на общем собрании, я уверена, тогда и свалки у них не будет. Потому что она не причина конфликтов, а следствие их... Г. ИВАНОВА. ЗА СВОИМ ЗАБОРОМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz