Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ® 4 мая 1980 г. © 3 стр. красное ЗНАМЯ ■■ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ................... . ......... =— „Землю всю охватывая разом" С именем Владимира Ильича Ленина связан наш край твор­ ческими узами, формировав­ шими в искусстве образ вождя первой в мире социалистиче­ ской революции, «Есть тысячи деревень у нас в России, затерянных среди по­ лей и перелесков. Тысячи де ­ ревень, таких же незаметных, как серое небо, как белоголо­ вые крестьянские дети ... С го­ дами, когда мне лучше при­ шлось узнать страну, я убе­ дился, что почти нет такой де ­ ревни — даже самой захуда­ лой, где бы не было своих за­ мечательных историй и лю­ дей». Таким зачином открыва­ ется рассказ К. Паустовского «Старик в потертой шинели» о революционно - нравственном воздействии на человека ленин­ ской силы духа. Для нас, ельчан, это произве­ дение является особенно вол­ нующим. В нем показана наща елецко-ефремовская округа. Родные нам с детства пейза­ жи Красивой Мечи, Ельца, Ба- барыкина, органично , связан­ ные с именами Тургенева, Лер­ монтова, Бунина, вдруг озаря­ ются ленинской темой, напол­ няют рассказ лиризмом и вы­ сокой патетикой. Скрупулезно собирал мате­ риалы для работы над обра­ зом В И. Ленина наш земляк , почетный гражданин Ельца на­ родный художник СССР , акаде­ мик Николай Николаевич Ж у­ ков. Среди прочих он записы­ вал рассказы людей нашего края, встречавшихся с Влади­ миром Ильичем. Воспоминание участника гражданской и Вели­ кой Отечественной войн майо­ ра Орлова о встрече его, тогда Молодого красноармейца, с 8. И. Лениным 1 мая 1918 года подробно занесено Жуковым в записную книжку: «...в полном параде мы яви­ лись на Красную площадь и устроились поближе к трибуне. Была она деревянная, высо­ кая, Ленина слышали и видели очень ясно. К празднику 1 Мая в то время значки выпустили, и как только Ильич закончил речь, ему этих значков целую фуражку принесли, а он как сошел с трибуны, так — к сол­ датам , и начал им значки эти прикалывать. А я с друзьями впереди Стоял. Подходит он к нашему старшому, здоровает­ ся, осматривает снаряжение и спрашивает: — На фронт, товарищи, от­ правляетесь? — Точно так! — браво отве­ чает наш старшой, — Бить гидру империализма, товарищ вождь мировой пролетарской революции. Ленин улыбнулся и со свойст­ венным ему лукавым прищу­ ром ответил: — Ну уж вы, товарищи, пря­ мо мировой! Тут сначала, дай бо.г, со своей надо справиться! (Н. Н. Жуков «Из записных книжек...») Каждый штрих, любовно со­ храненный народной памятью, обогащал работу художников над образом «самого человеч­ ного человека» и активно при­ общал наш город и край к творческому участию в созда­ нии общенациональной художе- жественной Ленинианы, что не может не вызывать в нас чув­ ства гордости. Небезынтересен ельчанам и еще один литературно-крае­ ведческий аспект связи елец­ кой земли с ленинской темой. В фундаментальной работе 1899 года «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин в ряду других - исследует Елецкий уезд , рассматривает, как зарож­ дается здесь капиталистиче­ ская форма хозяйствования, как происходит социальное расслоение крестьянства. Самые острые противоречия капитализирующейся деревни, отмеченные Владимиром Ильи­ чем, находят тождественное выражение у нашего писателя- земляка М. М. Пришвина в ро­ мане «Кащеева цепь». По на­ глядному анализу сельской экономики последней четвер­ ти XIX века, сделанному на местном материале одной из елецких деревень, этот авто­ биографический роман являет­ ся как бы художественным ком­ ментарием и образной иллюст­ рацией к работе В. И. Ленина. Прежде всего это касается отмечаемого В. И. Лениным «разложения крестьянства на два полярно противоположных типа: с одной стороны, на сельский пролетариат (забра­ сывание земли и продажа ра­ бочей силы), с другой стороны, на крестьянскую буржуазию (покупка земли, аренда в зна­ чительных размерах, наем бат­ раков и поденщиков)». В «Ка­ щеевой цепи» этот процесс представлен отчетливо и убеди­ тельно. Земля алпатовского имения была разделена на по­ лоски, причем лучшие сдавались за деньги «энтим», худшие— «тем», а самые «завалящие кло.- ки» шли под различные «отра­ ботки». В своем произведении Приш­ вин аналитически обнажает «секрет успеха» героини Ма­ рии Ивановны Алпатовой, сде­ лавшей свое имение доходным при помощи складывающейся в деревне разветвленной ка­ питалистической эксплуатации, выражавшейся зачастую в са­ мых мелочных и беззастенчи­ вых формах: сдача в аренду земли и строго взимаемая арендная плата (вплоть до за­ лога полушубков и прочих ве­ щей). Реалистический пришвинский анализ русской действительно­ сти родствен ленинским со­ циально-экономическим поло­ жениям и выводам. Это об­ стоятельство заставляет нас воспринимать творение Приш­ вина в свете ленинских идей и по достоинству оценивать его художественную правду и глу­ бину. С. КРАСНОВА, старший преподаватель педагогического института. «ЛЕШИЙ» Москва. С пьесой А. П. Чехо­ ва «Леший» познакомил зрите­ лей Академический театр име­ ни Евг. Вахтангова. Над спектаклем работали ре­ жиссер А . Борисов, художник И. Сумбаташвили, артисты Ю. Бо­ рисова, Л, Максакова, А. Кацын- ский, Н. Тимофеев, Ю. Яковлев и другие. На снимке: сцена из спектак­ ля «Леший». Ф едор Иванович (в центре) — заслуженный ар­ тист РСФСР В. Шалевич. (Фотохроника ТАСС) Посвящается В. Г. СТЕБАКОВУ, бывшему сотруднику «Красного знамени» • Партии рдяовй Не жалел он нисколько промчавшихся лет. Это время гудело набатом. На земле чуть приметный оставил он след, Был у партии просто солдатом. Он душой не кривил и за правду стоял. Видел счастье свое только в этом, И людей в меру зйаний и сил наставлял И примером, и добрым советом. Вся работа его рядовою л была, Не искал он ни званий, ни славы. Лучшей памятью будут, конечно, дела, Что в наследство потомкам оставил. П. ВЕРИН. НА ТЕМЫ МОРАЛИ А наказали детей 13 ТОТ день трехлетнюю На- ташу повела в ясли старшая сестра Жанна, учени­ ца восьмого класса. По дороге малышка рассказывала, как хо­ рошо в яслях, как они готовят­ ся к . утреннику, учат стихи, песни, танцы. Наташа торопила сестру, ей хотелось побыст­ рее встретиться с подругами. Но в яслях дорогу им пре­ градила заведующая: —За ребенка не заплачено. Принять его не могу. И обеим указала на дверь. Жанна вспомнила, как мама ей говорила, что перечислила деньги, но квитанции не пока­ зала. А дома ее не было, уеха­ ла в командировку в другой город. Очень просила старшая сест­ ра взять младшую хотя бы на этот день, так как в школе должна быть контрольная, но заведующая яслями была не­ умолима. Плачущие девочки вернулись домой. Неделю отсутствовала мать. Неделю не ходила в школу Жанна: не с кем было оста­ вить маленькую Наташу. Случай этот произошел в де­ кабре в яслях № 6, 1 заведует которыми Зинаида Ивановна Целыковская. Жалобу на нее прислала в редакцию мать двух сестер Нина Васильевна Полозкова. Она обвинила 3 . И. Целыковскую в черствости, бездушии, в предвзятом к ней отношении. Н ВОТ я в яслях № 6. Заве- * * дующая 3. И. Целыковская, двадцать лет проработавшая в горздравотделе, к обязанно­ стям своим привыкла отно­ ситься добросовестно. Но факт остается фактом : она действи­ тельно не пустила Наташу в ясли. — Полозкова систематически не платит за ребенка. Сколько раз я с ней разговаривала! Про­ сила, убеждала, предупреж­ дала. И медсестра к ней домой за деньгами ходила, и я сама. Из-за нее за яслями постоянно числится недостача. А тогда кончался год. У Полозковой не было уплачено за два месяца. Потому я и приняла такое ре­ шение, — объясняет Зинаида Ивановна свой поступок. Поднимаю ведомость. Так и есть: уплачено 21 декабря, слу­ чай произошел 17. А ведь в своем письме Н. В. Полозкова утверждает, что заплатила за­ ранее, квитанцию предъявля­ ла медсестре. Но. ни одна из медсестер не помнит этого. Значит, Полозкова обманыва­ ет в надежде, что редакции не удастся установить истину. Более того, проверяю доку­ менты за прошлый год: в фев­ рале, апреле, июне, августе, ноябре деньги от нее свое­ временно не поступали. За февраль и март нынешнего го­ да опять задолженность. Поведение ее более чем стран­ но, Так или иначе, платить ей все равно приходится. Зачем же тогда нужны эти неприятные разговоры' с заведующей яс­ лями? Зачем отрывать От дела бухгалтеров горздравотдела, куда она неоднократно обра­ щалась с жалобами на 3. И. Целыковскую? Там вместе с ней проверяли документы, дока­ зывали, что заведующая пра­ ва, родительница обещала уплатить на днях, но слово свое сдерживала редко. Может быть, *Н. В. Полозкова испытывает материальный не­ достаток? Да нет, вдвоем с мужем они получают более двухсот руб­ лей. Нина Васильевна работала тогда официанткой в ресто­ ране «Заречный», сейчас она— кладовщик в домоуправлении № 1. Муж — шофер ПОТА. Их дочь находится в яслях в груп­ пе продленного дня. За ее со­ держание с них берут около де­ сяти рублей. О ГОРЗДРАВОТДЕЛЕ мне сообщили, ” что такая семья — единственная в го­ роде. Остальные в србк и полностью перечисляют деньги. Среди них есть матери-одиноч- ки, вдовы, имеющие двух-трех малышей, инвалиды. Но для них совесть, гражданский долг пре­ выше всего. И еще одно важно. Только за питание своих ребят платят родители. Все остальное, что предоставляет детям государст­ во,—бесплатное. Средства, пере­ численные отцом или матерью, составляют меньше одной тре­ ти суммы, затраченной на со­ держание ребенка в учрежде­ нии. Так заботится о подраста­ ющем поколении государство. И оно вправе потребовать, чтобы родители исполняли свой гражданский долг. И для этого ёсть немало способов: бухгалтерия гор­ здравотдела по ходатайству заведующей яслями может при­ звать на помощь нотариальную контору, суд, чтобы необхо­ димые средства ежемесячно вы­ считывались из зарплаты отца или матери. Может обратиться к общественным организациям по месту работы родителей. Но 3. И. Целыковская поступи­ ла иначе. Как бы ни хотелось ей выполнить финансовый годовой план, выгонять девочку она не имела права. Ведь ей доверено главное: забота о малышах. А получилось, что вместо ро­ дителей наказание понесли дети. Между тем в приказах, инст­ рукциях Министерстве здра­ воохранения . несколько раз подчеркивается мысль: все принимаемые меры должны быть направлены против нера­ дивых отца и матери. И ни од­ на из них не должна затраги­ вать интересов'ребенка. Г. ИВАНОВА. « З и с о к » Так ласково звали машину, Которая в годы войны Возила и бомбы, и мины: Служила для нашей страны. Был с нею шофёр "неразлучен. Изъездили много дорог. Железною силой могучей Спасал безотказный «зисок». Он был с деревянной кабиной, Невзрачный, но очень родной. Расстались мы с ним под Берлином, И оба ушли на покой. Теперь же его вспоминаю, Как друга , погибшего там. И в праздник Девятого мая Я пью за машину сто грамм. А. МАКАРЫЧЕВ, ветеран войны. Отдых организует «Орбита» Свыше пяти миллионов зару­ бежных туристов примет народ­ ная Болгария в нынешнем году. В их числе —33 тысячи юношей и девушек из Советского Сою­ за, поездку которых в братскую страну организует бюро моло­ дежного туризма «Орбита». Оно, в частности, предлагает гостям интересные тематиче­ ские маршруты. Один из них — «По пути ленинской «Искры». «Орбита» способствует также развитию контактов молодежи НРБ и СССР по линии пород­ ненных областей. На нынешний год запланированы поездки более 150 таких групп. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz