Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 5 апреля 1980 года © 3 стр. К 110-й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. И. ДЕНИНА Ильич в творчестве А. В жизни и творчестве А л ек ­ сандра Александровича Верми- шева обра з В. И. Ленина зани­ мал особое место . Д а и могло ли быть иначе, если писатель с юношеских лет связал свою суд ьб у с партией Ленина! А к ­ тивный участник первой р у с ­ ской революции , один из ко­ мандиров рабочих о трядов , штурмовавших Зимний , о твет­ ственный работник органов С о ­ ветской власти в П етро граде , комиссар частей Красной А р ­ мии на фронтах гражданской войны, он до конца жизни ос­ тавался революционером - л е ­ нинцем ... Погибая под шашка­ ми мамонтовцев , он бросил в лицо врагам слова : «Д а здр ав ­ ствует власть Советов! Да здравствуе т товарищ Ленин! Будь те прокляты , палачи!» .. .К о гд а трагическая весть о гибели А лек сандра А ле к с ан д ­ ровича Вермишева пришла в М оскву и в «Еж енедельнике» «Правды» (приложение к га зе ­ те ) был опубликован некролог, В. И. Ленин на первой с тр а ни ­ це своего экзем п л яр а написал : «В особую папку и перепле- ^ сти» ,.. В сравнении со многими пи­ сателями Вермишев имел сча­ стливое преим ущ ество : он встречался с Лениным . Ещ е в 1906 го ду , выполняя партийные поручения , Верми­ шев неоднократно выезжал в Ф инляндию , куд а Ленин пере ­ ехал , чтобы быть ближе к р е ­ волюционным собы тиям . По свидетельству современников , именно то гда писатель позна­ комился с Владимиром Ильи- чем . А 3 апреля 1917 года на Ф инл яндском вокзале Верми­ шев встречал вож дя , приехав­ шего в П етро гр ад , и слушал его речь. Э том у событию Александр Александрович посвятил пер ­ вое стихотворение о Ленине. Оно звучало как страстный призыв следовать за вождем по пути социалистической р е ­ волюции. Вот он застыл , недвижен , Ш апку сжимая в руке , Я , как сейчас, его вижу, С тоящ е го на броневике . С трастный взор пылает Революционным огнем . Речь к борьбе призывает, К битве за правое дело твое ... ...Рабочий , крестьянин , солдат и матрос! Много ты горя по жизни пронес. Помни и следуй совету вож дя : Только в винтовке свобода твоя . Вермишев оценивал свою рабо­ ту в литературе как «опыт твор ­ чества на современную тем у в ра згаре боя» . Эти слова он упо­ требил в письме В. И. Ленину от 6 апреля 1919 го да , когда послал вождю свою пьесу «Красная правда». В самом д еле , стихи Верми­ шева посвящены конкретным событиям и фактам революци­ онной действительности и преследовали агитационную цель . К этому р яд у произведений относится и второе стихотво­ рение Вермишева о вожде . Оно связано с драматическим моментом в жизни партии и страны — с тяжелым ранением Ленина 30 августа 1918 года . По ф орм е и по образной сути стихотворений «О Ленине» было героической клятвой на мщение , произносимой бой- цом-трибуном : Звонок ... Снимаю тр уб к у ,, . Говорят ... О ткуда? В голосе волненье ... Всего лишь три часа назад Предательской рукой В предплечье ранен Ленин ... Кто подлость совершил?! Чья гнусная рука : Посмела посягнуть На жизнь вождя?! С гораю жаждой мщенья я, Негодованье давит грудь , И кисть дрожащ ая Сжим ается в кулак . Держись , коварный враг! Третье и последнее стихо т­ ворение А лександра А лек сан д ­ ровича Вермишева о Ленине «Наш вождь» — всего в четы­ ре строки . Оно написано в 1919 году на Южном фронте Вермишева как агитплакат для РО С ТА : Наш вождь — идеи светлой гений. Он прост, и скромен , и велик. Веди нас в бой, товарищ Ленин, Вперед , в гр яд ущ ее веди! Три стихотворения о вожде — много это или мало? Вспом­ ним, что первое произведение М аяковского о Ленине д атиру ­ ется 1920 годом , Есенина — 1924. А в 1917— 1919 годах поэ­ зия делала лишь первые попыт­ ки изображения Ленина . С трем ясь постичь грандиоз­ ность ленинской мы сли , вели­ чие руководимой им .р еволю ­ ции, поэты создавали обобщ ен ­ ный, условный обр а з : Ленин как символ революционных ра­ бочих масс , м оз г восставшего пролетариата , олицетворение мировой революции . О первых послеоктябрьских стихотворениях , посвященных Ленину, есть интересное свиде ­ тельство поэта В. Каз т а . На праздничных первомайских торжествах в 1919 году Кази- ну посчастливилось стоять не­ подалеку от Ленина. Позж е , делясь пережитым волнением , Казин рассказывал о своем смущении . Ведь он писал о Ленине , как о сказоч­ ном исполине, а Владимир Ильич оказался совсем не та ­ ким . «И как ж е он не похож ,— вспоминал Казин , — на того абстрактного вождя , которого мы ... с таким жаром воспевали в своих первых стихотворных строчках !» В стихах Вермишева Ленин воссоздан в реальных масш та­ бах , подчеркнута диалектика его качеств вождя и человека : «Он прост, и скромен , и велик» . И справедливо б уде т сказать , что А лександр Александрович Вермишев принадлежит к зачи­ нателям ленинской темы , он из тех поэтов, в творчестве кото­ рых уже в 1917— 1919 годах намечались верные пути поэ­ тического изображения Ленина. А . СТРЕЛЬЦОВ , доцент , заведующий «афедрой литературы педагогического , института. ИЗ СОБРАНИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ «Печной Старинная русская печь всегда играла сущ ественную роль в декоративном оформлении жи­ лого интерьера* Нередко печное «зеркало» украшали изразцами , облицовывали к аф елем . «Печи биты, муравлены» — читаем в одном древнерусском стихотворении . Своеобразным элементом д е ­ кора печи был так называемый «печной прибор» , в состав кото­ рого входили чугунные дверцы , заслонки , вьюшки с деталями из латуни и даже из позолоченной бронзы . Постепенно исчезаю т из быта громоздкие старые печи, а вместе с ним — и «печные при­ боры» . Тем не менее с большим интересом знакомишься с ори­ гинальной коллекцией москов­ ского художника по интерьеру В. Резвина . Она состоит из четырех д е ­ сятков чугунных изделий X IX — первой трети XX века— печ­ ных (больших и малы х) и вью­ шечных дверец с архитектурным и цветочно-растительным орна­ ментом , с изображением воен­ ных битв, бытовых сцен и прочих сюжетов . С чугунолитейными предприя­ тиями Липецкой области свя­ зан целый о яд интересных экс ­ понатов. Э то детали «печных приборов» советско го времени . Именно этим р а зделом , включа­ ющим изделия 1920— 1930-х го­ дов , заверш ается построенная хронологически коллекция В . Рез­ вина. прибор» Одна из печных дверец конца двадцатых годов не имеет в своем оформлении никакого дру го го декор а , кроме пятико­ нечной звезды . Она изготовлена на заводе «Свободный сокол» , который позднее перерос в Ли­ пецкую Магнитку— мощный Но­ волипецкий металлургический завод. На дру гой дверце с надписью в центре композиции «Елец» также изображена звезда в оформлении несложного рель­ ефно го орнамента . В тридцатые годы аскетич- ность, даже суровость оформ ­ ления , свойственные дверцам предыдущ его деся тиле тия , не­ сколько смягчаю тся , появляет­ ся виньеточный орнамент. Иног­ да средняя часть дверцы , пре­ жде занятая изображением , це­ ликом заполняется каким-ни­ будь информационным тек­ стом . В собрании коллекционера В. Резвина представлены «печ­ ные приборы», созданные на разных заводах страны и в ра з­ ное врем я : от изделий X IX вера, познавших свои взлеты в эпоху классицизма , до современных, выполненных в период первых советских пятилеток и отразив­ ших новую эмблематику . Лучшие образцы свидетельст­ вуют о незаурядном даровании русских литейщиков , внесших свой вклад в декоративное оформление жилых интерьеров. 3 . А Ф А Н А С Ь Е В А , искусствовед . П. ВЕРИН Каждый в ответе Кипит работа , не смолкая , В цехах , на стройках , на полях ... И каждый , в суть ее вникая, Ей счет ведет в часах и днях . Потом спр ессуе т это в годы— Всю жизнь свою , какая есть . Весну и осень, и восходы , О ткры тия , радости и честь. Все в жизни скручено в едино И перечесть не хватит слов. Вступил ли в бой, прошел ли мимо— Ничто не сбросишь со счетов . О т общих дел стоять в сторонке— Не польза б уде т , а урон . Пусть голос твой не очень громкий , Но в общем хоре нужен он. Другой нам доли нет на свете . Наш тр уд все ярче, горячей. Порознь и вместе мы в ответе За славу Родины своей. След на земле Себя не жалел , каждый день торопил , Рекорд за рекордом он ставил. И все, что руками , умом сотворил , В наследство потомкам оставил. В пути Время не ж де т , не щадит нас в пути, Приходит за юностью зрелость . Чтоб в жизни сум еть свое счастье найти, Нужны и упорство , и смелость . В твоих рунах Бывает в жизни не везет И может вдру г окутать страх. Но ты борись! Успех придет! Твоя судьба — в твоих руках . Быть человеком Все меньше стойкости запас ... Как б удто ты судьбой наказан . Но даже в самый трудный час Ты человеком быть обязан . М. ГЛАЗКОВ На стрельбище В овраге туман мохнатый Таится в самой низине. Нестройный треск автоматов Вспугнул снегирей с осины. Мишень далека , не смутился С тр е ло к , ожидая команды ,— Прочнее с оружием слился Отличник ефр ей тор Мантур . Цель— «противник» фанерный— Маячит далекой точкой. — О гон ь !— и контур мишени Ефрей тор в одно мгновенье Прошил автоматной строчкой. С тоит у мишени воин, Доклады вае т лейтенанту : — Шесть из шести пробоин Сделал ефрейтор Мантур! Спеш ат поздравить героя : — Дай пять!—Молодец , дружищ е ! — Ловко! — «Секрет» открой нам! — Ладно , перед отбоем , Когда автомат почищу, И после занятий приподнято (В окно бьет седая метелица ) Мантур — герой сегодняшний Со взводом опытом дели тся . Серж ант русоголовый , Будто бы между прочим, Ловит каждое слово Да несколько ровных строчек Порою черкнет в блокнотик . И вот в солдатской газете Заметка да подпись сержанта , Призыв под скромным портретом : «Воин, стреляй , как Мантур!» Смущ ен и радостен воин, Бьется в волнении сердце . — Смотри-ка , попал достойным В га зе ту , даже не верится . Вот и первые долгожданные проталины появились в л е с у . Значит, скоро будем собирать под ­ снежники . Весна идет , весне доро гу ! Ф о то э тю д В. Д У РН ЕВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz