Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)
2 стр. 15 марта 1980 года ® «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 5| М И ХАИ Л Иванович Калинин | ■I” подошел , к группе ж елез нодорож ников, сразу же ока зался в центре ее и начал зада вать вопросы. Его внимание при влек высокий молодой чело век с пышном шевелюрой. —Ск ольк о вам лет?— спросил Калинин. —Двадцать пятый, — послы шалось в ответ. —Вы женаты? - Д а . —А где же ваша жена? —В гостинице. —Ай- яй- яй. Как же нехорошо. М уж получает орден, а жена сидит взаперти. Нехорошо. Не хорошо, — нарочито сердито повторил Михаил Иванович,— В каком ж е номере вы ее пря чете?— и, получив ответ, ск азал: —Если она не будет возраж ать, мы попробуем ее оттуда вы красть. Ко гда в Георгиевск ом зале Большого Кремлевск о го двор ца началось вручение прави тельственных наград героям труда, рядом с машинистом ло комотивного депо станции Елец Виталием Васильевичем Ерак - синым сидела его жена Анна. Один за другим подходили к столу награж денные. Когда Ви талий Васильевич услышал свою фамилию и пошел к столу, ноги вдруг словно ватными стали. Бесконечно длинным показался путь по красной ковровой до рож к е. Михаил Иванович узнал его . Ко гда раздались аплоди сменты, хитровато прищурился и заговорщически ск азал: —А ж ену вашу мы все- таки выкрали. Виталий Васильевич долго не мо г себе простить, что, отвечая на поздравление Михаила Ива новича, сильно сж ал его ма леньк ую ладонь, хотя к аж дого предупреж дали заранее, что де- 1 лать этого не следует. А назавтра они с Анной с гранитных трибун Красной пло щади смотрели военный парад и демонстрацию трудящихся М о сквы. Незабываемое зрелище! ...И вот уж е поезд мчит их в родной Елец . За окном проплы вают телеграфные столбы, де ревья. С грохотом пронесся встречный состав. На какое- то мгновение пок азалось, что ва гон стоит на месте, а все, что находится за окном, стреми тельно беж ит навстречу. «Вот так ж е неумолимо летит время», — подумал Виталий Васильевич. В КОНЦЕ двадцатых годов Виталий Ераксин после окончания школы фабрично- заводского обучения пришел работать слесарем в паровоз ное депо станции Елец . Высо кий худощавый паренек выде лялся из числа своих сверстни ков добросовестным отношени ем к любому порученному де лу. Он брался за все, пытаясь познать секреты мастерства. Довольно ск оро ему стали по ручать слож ные задания, и он с ними успешно справлялся. Каких только паровозов тогда в депо не было! Но все они бы ли в таком состоянии, что после каж дой поездки требовали ос новательного ремонта. Не бы ло запасных частей, не хватало металла и инструмента. И все же поезда продолж али перево зить грузы первой пятилетки, работать на социализм. И в этом была немалая их заслуга— слесарей - ремонтников. Как - то в депо создалось очень серьезное положение. Более половины паровозного парка требовало ремонта. И тогдакомсомольцы пришли к сек ретарю партийной организа ции с просьбой помочь им со здать Комсомольске - молодеж ную ремонтную бригаду. Они хорошо понимали всю ответственность, которая те перь лож илась на них. Ведь раньше ребята работали в со ставе многих бригад. Ими рук о водили старые опытные рабо чие, отдавшие своему делу мно го лет ж изни, в совершенстве его знающие. Далек о не все они доверяли молодым рабо чим. Зачастую использовали их на подсобных работах — «под неси — отнеси». В бригаду вошло 12 человек . Все они знали др уг друга с са мого детства, пацанами гоняли по засосенским улицам. Кол лектив друж ный. Возглавил его по общему согласию Ни колай Карягин, Наиболее опыт ными к тому времени считались Виталий Ерак син, Павел Зама- раев, Нил Родионов, А*\иха«л Се вастьянов, Константин Смагин. В первый же месяц ребята отремонтировали 51 паровоз вместо 48 по плану. Это была первая победа. Комсомольцы на деле доказали, на что они способны. А вскоре они умень шенным на одну треть составом бригады справились с месяч ным заданием. Накануне работы IX съезда к омсомола бригада в нерабо чее время отремонтировала паровоз и сама проверила ка чество ремонта, отправившись на нем по маршруту Елец — Валуйки. Обычно на этом ше стикилометровом отрезк е со став вели два локомотива. Ком сомольцы провели его одним паровозом н улож ились в гра фик . М олодеж ь тридцатых само отверж енно работала и страст но тянулась к знаниям. Вскоре Виталий поступил в воронеж ский ж елезнодорож ный техни к ум, успешно закончил его и стал сначала помощником ма шиниста, а потом и машинистом. Работая слесарем, он в со вершенстве изучил к онструк цию и устройство паровозов многих марок . И это теперь здо рово помогало ему в новом деле. Он быстро обнаруживал малейшее нарушение в работе любой системы машины. Постепенно росло профессио нальное мастерство молодого машиниста. Со временем Вита лий Васильевич понял, что ло комотив способен на большее, чем от него берут сегодня. Ск о рости продвиж ения составов были явно занижены, Но они были законом. За соблюдением их строго следили и консерва торы - перестраховщики, не ве рящие в людей и техник у, и скрытые враги, тормозящие продвиж ение вперед. ' На отдельных участках мар шрутов Виталий Васильевич уж е не раз' развивал скорость соста ва больше нормативной. Дости гал этого включением боль шого клапана. Длительная ра бота с его применением в то время считалась чуть ли не вре дительством. И вот 16 февраля 1936 года на участке Елец—Касторная он решил доказать, на что спосо бен локомотив. Ко гда поезд пришел в конечный пункт, одни поздравляли, другие недву смысленно намекали на по следствия подобного своево лия. А назавтра пришла телеграм ма от начальника дороги Анд реева. В ней — поздравление с успехом, с одержанной победой. «Вы разбили всяк ого рода те ории о невозмож ности работать иначе, мнения о том, что на больших участках требуется на бор воды. Прак тически, не на словах, а на деле, на участке протяж ением 122 к илометра вы провели состав за 2 часа 12 ми нут при норме по график у 3 часа 53 минуты, и при том без набора воды на всем участке. Объявляю вам, помощнику Картавых, к очегару Каменеву благодарность с занесением в трудсписок». В СТРАНЕ развертывалось стахановское движ ение. Зачинателем его на ж елезнодо рож ном транспорте стал маши нист Петр Кривонос, а первым его последователем был Вита лий Васильевич Ерак син. С началом всенародного дви ж ения, направленного на пере смотр трудовых норм, на повы шение производительности труда заметно изменилась к лучшему обстановка и на стан ции Елец , Ломались старые гра фики и привычные ск орости движ ения составов. Значительно вырос грузооборот. Сами брига ды изыскивали новые внутрен ние резервы. Одним из них был опыт В. В. Ерак сина. Виталий Васильевич охотно делился им со своими товарищами. Не раз он по-кри- воносовски проводил составы, обновляя свои же рекорды. И вот его представили к ордену Трудового Красного Знамени. ...В вагоне уж е давно все спа ли. И только у одного окна сто ял молодой ж елезнодорож ник . Проходящий мимо него пожи лой проводник с уваж ением посматривал на поблескиваю щий на груди новенький орден. Большой жизненный путь про шел Виталий Васильевич Ерак син. 38 лет проработал он на ж елезнодорож ном транспорте. Бып слесарем, помощником ма шиниста, машинистом, заме стителем начальника и началь ником депо. Он представлял ельчан на двух съездах Советов, голосовал за Конституцию СССР в 1936 году. В 1972 году Виталий Василье вич умер, но память о нем ж и ва. И сегодня его бывшие уче ники водят составы, являются командирами транспорта. Доб рым словом вспоминают своего наставника кавалер ордена Ле нина делегат XXV съезда КПСС Валентин Павлович Ильинский, ударник коммунистического тру да Николай Яковлевич Карасев и многие, многие другие. Водит поезда сын Ераксина Борис, награжденный медалью. В локомотивном депо, так же, как когда-то начинал и дед, слесарем работает внук Игорь. Люди, которые лично знали Виталия Васильевича, высказы вают мысль увековечить имя Ераксина. Одни предлагают на звать его именем локомотивную колонну, другие — учредить переходящий вымпел имени знатного земляка. Неважно, как это будет сде лано. Но нужно, чтобы новое поколение ■помнило о тех, кто был первым, кто жил и работал, как коммунист Ераксин, с мак симальной нагрузкой — «на большом клапане». Г. СКАРЕДНОВ, наш внештатный' корреспондент В течение 14 лет ведет про пагандистскую работу на швей ной фабрике массового поши ва старший инж енер планово производственного отдела Га лина Васильевна Вихрова. Сей час она руководит школой основ марксизма - ленинизма, изучающей курс «Учение, пре образующее мир». Все 14 слу шателей успешно используют полученные знания в производ ственной работе, перевыполня ют задания. НА СНИМ КЕ: пропагандист Г. В. Вихрова. Фото И. СТЯГОВА. Отзовитесь, фронтовики! Клуб «Красная гвоздика» на шего педагогического училища разыскивает ветеранов бывшей 328-й Варшавской Краснознамен ной стрелковой дивизии, которая была сформирована в грозном 1942 году на дагестанск ой зем ле и прошла славный боевой путь от предгорий Кавказа до Берлина. Члены клуба создали музей дивизии, организовали первую встречу ветеранов, участвовали в их встречах, которые состоя лись в Москве, Ковеле, Туапсе. Наш адрес: 363200 ДАССР, Буйнакск, педагогическое учи лище. Р. ЯКОБСОН, руководитель клуба «Красная гвоздика». е =^ . . .......... ОЧЕРК - ............ ■ = „ Н А Б О Л Ь Ш О М К Л А П А Н Е " В стране по инициативе московских ж елезнодорож ников все шире развертывается соревнование локомотивных бригад за звание «тысячник», за перевозку тяж еловесных составов, за пе рекрытие норм и графиков движ ения поездов. Истоки почина московских ж елезнодорож ников берут свое на чало из далеких тридцатых годов. Из движ ения стахановцев стальных магистралей Петра Кривоноса, его последователя на Елецком отделении дороги Виталия Ераксина. Это их традиции развивают и множат нынешние машинисты тепловозов и элект ровозов. Сегодня, как и пятьдесят лет назад, ведут их люди с такими ж е горячими сердцами, продолж атели дел отцов и де дов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очерк о зачина теле стахановского движ ения, одном из первых в нашем городе кавалеров ордена Трудового Красного Знамени Виталии Василье виче Ераксине. МИРОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТЕСТУЕТ СИ Л Ь Н Е Е З А Г О В О Р О В И М П Е Р И А Л И З М А Представители прогрессивной общественности Перу, деятели науки, к ультуры и литературы решительно осуж даю т попытки правящих кругов СШ А подо рвать разрядк у меж дународной напряж енности, дик товать в ду хе «холодной войны» свою во лю другим народам. Для при крытия своего воинствующего гегемонизма, отмечают в бесе дах с к орреспондентом АПН перуанские общественные дея тели, империалистически^ к ру ги СШ А раздуваю т истерию о «советской угро зе», грубо из вращаю т события в Афганиста не, Бурж уазная пресса подняла невероятную шумиху в связи с так называемым «попранием свободы а Афганистане», гово рит известный перуанский ме дик , член Всемирного Совета Мира, председатель Националь ного комитета в защиту мира, док тор Асунсьон Кабальеро М ендес. Однак о после убийст ва президента Сальвадора Аль енде и сверж ения законного правительства Народного един ства, возглавивших борьбу чи лийского народа за освобож де ние от капиталистической эк с плуатации, после преступлений в Кампучии головорезов Пол Пота и ряда других преступле ний реакции в различных стра нах мира мы лучше понимаем истинный смысл и историческое значение действий Советск ого Сою за в отношении народа Аф ганистана. Верный ленинским принципам внешней политики и духу пролетарск ого интерна ционализма, СССР по просьбе правительства Афганистана пришел на помощь этой стране, чтобы защитить ее, помочь от стоять завоевания апрельской революции. Советск о - афганские отноше ния имеют давнюю историю и всегда основывались на взаим ной друж бе, уважении и со трудничестве, продолж ает до к тор М ендес. Они еще более ук репились после апрельской ре волюции 1978 года, которая ликвидировала власть фео да лов и вручила судьбу страны в руки афганских трудящихся. М еж дународный империализм, обеспокоенный ослаблением своего «стратегическ ого пояса» на юж ных границах СССР, сра зу ж е начал плести заговоры против революционных сил Афганистана. Реакция нашла себе союзников в лице китай ских руководителей и в ли це Амина, который сверг, а за тем физически уничтожил ру к оводителя апрельской рево люции Тараки. Однак о свое временные действия Советск о го Сбю за сорвали преступные замыслы. Не вызывают сомнений слова Л. И. Бреж нева о том, что Со ветский Сою з помогает новому Афганистану по просьбе его правительства защитить нацио нальную независимость, свобо ду и честь этой страны против вооруженной агрессии извне, заявил известный писатель ди рек тор Национального институ та андской к ультуры Эрнесто Море. В. ДУНАЕВ, соб. корр. АПН. Лима.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz