Красное знамя. 1980 г. (г. Елец)

2 стр. 15 марта 1980 года ® «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 5| М И ХАИ Л Иванович Калинин | ■I” подошел , к группе ж елез ­ нодорож ников, сразу же ока­ зался в центре ее и начал зада­ вать вопросы. Его внимание при­ влек высокий молодой чело ­ век с пышном шевелюрой. —Ск ольк о вам лет?— спросил Калинин. —Двадцать пятый, — послы­ шалось в ответ. —Вы женаты? - Д а . —А где же ваша жена? —В гостинице. —Ай- яй- яй. Как же нехорошо. М уж получает орден, а жена сидит взаперти. Нехорошо. Не­ хорошо, — нарочито сердито повторил Михаил Иванович,— В каком ж е номере вы ее пря­ чете?— и, получив ответ, ск азал: —Если она не будет возраж ать, мы попробуем ее оттуда вы­ красть. Ко гда в Георгиевск ом зале Большого Кремлевск о го двор ­ ца началось вручение прави­ тельственных наград героям труда, рядом с машинистом ло ­ комотивного депо станции Елец Виталием Васильевичем Ерак - синым сидела его жена Анна. Один за другим подходили к столу награж денные. Когда Ви­ талий Васильевич услышал свою фамилию и пошел к столу, ноги вдруг словно ватными стали. Бесконечно длинным показался путь по красной ковровой до ­ рож к е. Михаил Иванович узнал его . Ко гда раздались аплоди ­ сменты, хитровато прищурился и заговорщически ск азал: —А ж ену вашу мы все- таки выкрали. Виталий Васильевич долго не мо г себе простить, что, отвечая на поздравление Михаила Ива­ новича, сильно сж ал его ма­ леньк ую ладонь, хотя к аж дого предупреж дали заранее, что де- 1 лать этого не следует. А назавтра они с Анной с гранитных трибун Красной пло ­ щади смотрели военный парад и демонстрацию трудящихся М о ­ сквы. Незабываемое зрелище! ...И вот уж е поезд мчит их в родной Елец . За окном проплы­ вают телеграфные столбы, де ­ ревья. С грохотом пронесся встречный состав. На какое- то мгновение пок азалось, что ва­ гон стоит на месте, а все, что находится за окном, стреми ­ тельно беж ит навстречу. «Вот так ж е неумолимо летит время», — подумал Виталий Васильевич. В КОНЦЕ двадцатых годов Виталий Ераксин после окончания школы фабрично- заводского обучения пришел работать слесарем в паровоз­ ное депо станции Елец . Высо ­ кий худощавый паренек выде­ лялся из числа своих сверстни ­ ков добросовестным отношени ­ ем к любому порученному де ­ лу. Он брался за все, пытаясь познать секреты мастерства. Довольно ск оро ему стали по­ ручать слож ные задания, и он с ними успешно справлялся. Каких только паровозов тогда в депо не было! Но все они бы­ ли в таком состоянии, что после каж дой поездки требовали ос­ новательного ремонта. Не бы­ ло запасных частей, не хватало металла и инструмента. И все же поезда продолж али перево ­ зить грузы первой пятилетки, работать на социализм. И в этом была немалая их заслуга— слесарей - ремонтников. Как - то в депо создалось очень серьезное положение. Более половины паровозного парка требовало ремонта. И тогдакомсомольцы пришли к сек ретарю партийной организа­ ции с просьбой помочь им со ­ здать Комсомольске - молодеж ­ ную ремонтную бригаду. Они хорошо понимали всю ответственность, которая те­ перь лож илась на них. Ведь раньше ребята работали в со ­ ставе многих бригад. Ими рук о ­ водили старые опытные рабо ­ чие, отдавшие своему делу мно ­ го лет ж изни, в совершенстве его знающие. Далек о не все они доверяли молодым рабо ­ чим. Зачастую использовали их на подсобных работах — «под­ неси — отнеси». В бригаду вошло 12 человек . Все они знали др уг друга с са­ мого детства, пацанами гоняли по засосенским улицам. Кол­ лектив друж ный. Возглавил его по общему согласию Ни­ колай Карягин, Наиболее опыт­ ными к тому времени считались Виталий Ерак син, Павел Зама- раев, Нил Родионов, А*\иха«л Се ­ вастьянов, Константин Смагин. В первый же месяц ребята отремонтировали 51 паровоз вместо 48 по плану. Это была первая победа. Комсомольцы на деле доказали, на что они способны. А вскоре они умень­ шенным на одну треть составом бригады справились с месяч ­ ным заданием. Накануне работы IX съезда к омсомола бригада в нерабо ­ чее время отремонтировала паровоз и сама проверила ка­ чество ремонта, отправившись на нем по маршруту Елец — Валуйки. Обычно на этом ше­ стикилометровом отрезк е со ­ став вели два локомотива. Ком ­ сомольцы провели его одним паровозом н улож ились в гра­ фик . М олодеж ь тридцатых само ­ отверж енно работала и страст­ но тянулась к знаниям. Вскоре Виталий поступил в воронеж ­ ский ж елезнодорож ный техни ­ к ум, успешно закончил его и стал сначала помощником ма­ шиниста, а потом и машинистом. Работая слесарем, он в со ­ вершенстве изучил к онструк ­ цию и устройство паровозов многих марок . И это теперь здо ­ рово помогало ему в новом деле. Он быстро обнаруживал малейшее нарушение в работе любой системы машины. Постепенно росло профессио ­ нальное мастерство молодого машиниста. Со временем Вита­ лий Васильевич понял, что ло ­ комотив способен на большее, чем от него берут сегодня. Ск о ­ рости продвиж ения составов были явно занижены, Но они были законом. За соблюдением их строго следили и консерва­ торы - перестраховщики, не ве­ рящие в людей и техник у, и скрытые враги, тормозящие продвиж ение вперед. ' На отдельных участках мар ­ шрутов Виталий Васильевич уж е не раз' развивал скорость соста­ ва больше нормативной. Дости ­ гал этого включением боль­ шого клапана. Длительная ра­ бота с его применением в то время считалась чуть ли не вре­ дительством. И вот 16 февраля 1936 года на участке Елец—Касторная он решил доказать, на что спосо ­ бен локомотив. Ко гда поезд пришел в конечный пункт, одни поздравляли, другие недву­ смысленно намекали на по­ следствия подобного своево ­ лия. А назавтра пришла телеграм ­ ма от начальника дороги Анд­ реева. В ней — поздравление с успехом, с одержанной победой. «Вы разбили всяк ого рода те­ ории о невозмож ности работать иначе, мнения о том, что на больших участках требуется на­ бор воды. Прак тически, не на словах, а на деле, на участке протяж ением 122 к илометра вы провели состав за 2 часа 12 ми ­ нут при норме по график у 3 часа 53 минуты, и при том без набора воды на всем участке. Объявляю вам, помощнику Картавых, к очегару Каменеву благодарность с занесением в трудсписок». В СТРАНЕ развертывалось стахановское движ ение. Зачинателем его на ж елезнодо ­ рож ном транспорте стал маши ­ нист Петр Кривонос, а первым его последователем был Вита­ лий Васильевич Ерак син. С началом всенародного дви ­ ж ения, направленного на пере­ смотр трудовых норм, на повы­ шение производительности труда заметно изменилась к лучшему обстановка и на стан ­ ции Елец , Ломались старые гра­ фики и привычные ск орости движ ения составов. Значительно вырос грузооборот. Сами брига­ ды изыскивали новые внутрен ­ ние резервы. Одним из них был опыт В. В. Ерак сина. Виталий Васильевич охотно делился им со своими товарищами. Не раз он по-кри- воносовски проводил составы, обновляя свои же рекорды. И вот его представили к ордену Трудового Красного Знамени. ...В вагоне уж е давно все спа­ ли. И только у одного окна сто ­ ял молодой ж елезнодорож ник . Проходящий мимо него пожи­ лой проводник с уваж ением посматривал на поблескиваю ­ щий на груди новенький орден. Большой жизненный путь про­ шел Виталий Васильевич Ерак ­ син. 38 лет проработал он на ж елезнодорож ном транспорте. Бып слесарем, помощником ма­ шиниста, машинистом, заме­ стителем начальника и началь­ ником депо. Он представлял ельчан на двух съездах Советов, голосовал за Конституцию СССР в 1936 году. В 1972 году Виталий Василье­ вич умер, но память о нем ж и­ ва. И сегодня его бывшие уче­ ники водят составы, являются командирами транспорта. Доб­ рым словом вспоминают своего наставника кавалер ордена Ле­ нина делегат XXV съезда КПСС Валентин Павлович Ильинский, ударник коммунистического тру­ да Николай Яковлевич Карасев и многие, многие другие. Водит поезда сын Ераксина Борис, награжденный медалью. В локомотивном депо, так же, как когда-то начинал и дед, слесарем работает внук Игорь. Люди, которые лично знали Виталия Васильевича, высказы­ вают мысль увековечить имя Ераксина. Одни предлагают на­ звать его именем локомотивную колонну, другие — учредить переходящий вымпел имени знатного земляка. Неважно, как это будет сде­ лано. Но нужно, чтобы новое поколение ■помнило о тех, кто был первым, кто жил и работал, как коммунист Ераксин, с мак ­ симальной нагрузкой — «на большом клапане». Г. СКАРЕДНОВ, наш внештатный' корреспондент В течение 14 лет ведет про­ пагандистскую работу на швей­ ной фабрике массового поши­ ва старший инж енер планово­ производственного отдела Га­ лина Васильевна Вихрова. Сей ­ час она руководит школой основ марксизма - ленинизма, изучающей курс «Учение, пре­ образующее мир». Все 14 слу­ шателей успешно используют полученные знания в производ­ ственной работе, перевыполня­ ют задания. НА СНИМ КЕ: пропагандист Г. В. Вихрова. Фото И. СТЯГОВА. Отзовитесь, фронтовики! Клуб «Красная гвоздика» на­ шего педагогического училища разыскивает ветеранов бывшей 328-й Варшавской Краснознамен ­ ной стрелковой дивизии, которая была сформирована в грозном 1942 году на дагестанск ой зем ­ ле и прошла славный боевой путь от предгорий Кавказа до Берлина. Члены клуба создали музей дивизии, организовали первую встречу ветеранов, участвовали в их встречах, которые состоя­ лись в Москве, Ковеле, Туапсе. Наш адрес: 363200 ДАССР, Буйнакск, педагогическое учи­ лище. Р. ЯКОБСОН, руководитель клуба «Красная гвоздика». е =^ . . .......... ОЧЕРК - ............ ■ = „ Н А Б О Л Ь Ш О М К Л А П А Н Е " В стране по инициативе московских ж елезнодорож ников все шире развертывается соревнование локомотивных бригад за звание «тысячник», за перевозку тяж еловесных составов, за пе­ рекрытие норм и графиков движ ения поездов. Истоки почина московских ж елезнодорож ников берут свое на­ чало из далеких тридцатых годов. Из движ ения стахановцев стальных магистралей Петра Кривоноса, его последователя на Елецком отделении дороги Виталия Ераксина. Это их традиции развивают и множат нынешние машинисты тепловозов и элект­ ровозов. Сегодня, как и пятьдесят лет назад, ведут их люди с такими ж е горячими сердцами, продолж атели дел отцов и де­ дов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очерк о зачина­ теле стахановского движ ения, одном из первых в нашем городе кавалеров ордена Трудового Красного Знамени Виталии Василье­ виче Ераксине. МИРОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ПРОТЕСТУЕТ СИ Л Ь Н Е Е З А Г О В О Р О В И М П Е Р И А Л И З М А Представители прогрессивной общественности Перу, деятели науки, к ультуры и литературы решительно осуж даю т попытки правящих кругов СШ А подо ­ рвать разрядк у меж дународной напряж енности, дик товать в ду ­ хе «холодной войны» свою во ­ лю другим народам. Для при­ крытия своего воинствующего гегемонизма, отмечают в бесе­ дах с к орреспондентом АПН перуанские общественные дея­ тели, империалистически^ к ру ­ ги СШ А раздуваю т истерию о «советской угро зе», грубо из­ вращаю т события в Афганиста­ не, Бурж уазная пресса подняла невероятную шумиху в связи с так называемым «попранием свободы а Афганистане», гово ­ рит известный перуанский ме­ дик , член Всемирного Совета Мира, председатель Националь­ ного комитета в защиту мира, док тор Асунсьон Кабальеро М ендес. Однак о после убийст­ ва президента Сальвадора Аль ­ енде и сверж ения законного правительства Народного един ­ ства, возглавивших борьбу чи­ лийского народа за освобож де­ ние от капиталистической эк с­ плуатации, после преступлений в Кампучии головорезов Пол Пота и ряда других преступле­ ний реакции в различных стра­ нах мира мы лучше понимаем истинный смысл и историческое значение действий Советск ого Сою за в отношении народа Аф­ ганистана. Верный ленинским принципам внешней политики и духу пролетарск ого интерна­ ционализма, СССР по просьбе правительства Афганистана пришел на помощь этой стране, чтобы защитить ее, помочь от­ стоять завоевания апрельской революции. Советск о - афганские отноше­ ния имеют давнюю историю и всегда основывались на взаим ­ ной друж бе, уважении и со ­ трудничестве, продолж ает до к ­ тор М ендес. Они еще более ук ­ репились после апрельской ре­ волюции 1978 года, которая ликвидировала власть фео да­ лов и вручила судьбу страны в руки афганских трудящихся. М еж дународный империализм, обеспокоенный ослаблением своего «стратегическ ого пояса» на юж ных границах СССР, сра­ зу ж е начал плести заговоры против революционных сил Афганистана. Реакция нашла себе союзников в лице китай ­ ских руководителей и в ли ­ це Амина, который сверг, а за­ тем физически уничтожил ру­ к оводителя апрельской рево ­ люции Тараки. Однак о свое­ временные действия Советск о ­ го Сбю за сорвали преступные замыслы. Не вызывают сомнений слова Л. И. Бреж нева о том, что Со ­ ветский Сою з помогает новому Афганистану по просьбе его правительства защитить нацио ­ нальную независимость, свобо ­ ду и честь этой страны против вооруженной агрессии извне, заявил известный писатель ди ­ рек тор Национального институ­ та андской к ультуры Эрнесто Море. В. ДУНАЕВ, соб. корр. АПН. Лима.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz