Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
аяян «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 22 декабря 1979 года @ 3 стр. ТВОРИЛИ ПРЯЛКИ МАСТЕРА ------------- :----------------------- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ---- --------------------------------- Старинные русские прялки — интереснейшая область на родного искусства. Во время научных экспедиций исследо ватели выявляют все новые и новые их разновидности, вво дят в искусствоведческую лите ратуру определения и харак теристики их типов, местных «школ» резьбы и росписи. Обширную группу памятни ков народного искусства со ставляют сегодня донца пря лок, распространенных когда- то в центральных и южных районах России, в том числе и в Елецком уезде. Эти прялоч- ные донца, разнообразные по резьбе и формам. широко представлены в коллекциях Государственного историческо го музея и Государственного музея этнографии народов СССР. Изучению елецких прялок посвятила свою работу ленин градский искусствовед Н. В. Тарановская. Ее доклад был представлен на научной кон ференции по проблемам на родного искусства, проведен ной в Государственном Рус ском музее в Ленинграде. Исследователь особо выде лила резные донца из дерев ни Казинки. На страницах сборника научных работ «Со общения 1 Государственного Русского музея», выпущенно го издательством «Изобрази тельное искусство», крупным планом репродуцировано дон це прялки XIX века из этой деревни. Донце имеет вид расширяю щейся к нижнему концу доски с четко вырезанным орнамен том и фигурной ручкой. Резь ба неглубокая, суховатая в своей строгой правильности. Вдоль краев доски расположзн резной орнамент в виде цепей трилистников, напоминаю щих бутоны овальной формы. Все детали вырезаны с боль шим искусством. Основу орна мента составляют крупные многолучевые розетки—древ ние славянские символы солн ца. Об особенностях декоратив ного . творчества елецких ма стеров мы узнаем и из рабо ты Н. В. Тарановской и Н. В. Мальцева «Русские прялки». Чаще всего на донцах из Елецкого уезда можно встре тить геометрический орнамент, нередко — и растительный узор. Ручкам прялок иногда при давался облик коня — он как бы смотрит на вырезанную на донце розетку-солнце В резь бе встречается и стилизован ное изображение женской фи гуры среди растений и розе ток. Эти образы в орнаменте захватывают величавостью и торжественной красотой. Тщательное изучение ста ринных прялок XIX века при вело исследователей к выво ду, что резьба на прядильных досках в Елецком уезде раз вивалась как широко распрост раненное в крестьянской среде занятие: от самодеятельного творчества до профессиональ ного ремесла. 3. АФАНАСЬЕВА, искусствовед. 3 » З и ! О Сашка медленно бредет по улице. Ему холодно, он за мерз. Злой январский ветер, забирается под воротник паль то. колется жесткими сне жинками. Как хочется сейчас Сашке домой, к маме. Мама ласково улыбнется ему и, за глянув в глаза, спросит: «Ну, что. замерз? Эх ты, Зяблик!» Она еще в детстве прозва ла его Зябликом, ведь он та кой болезненный, так любит тепло. Он и родился-то в тепле — на Черном море. До сих пор у мамы хранятся фо тографии желтого рассыпча того пляжа, домика, где нача лась Сашкина жизнь Отец часто брал его с собой в море. — Привыкай, — говорил ему, — будешь, как я, моря ком. — Й начинал рассказы вать о кораблях, штормах о дальних городах. Сашка слушал, приоткрыв от удивления рот. Как он за видовал отцу в такие' мину ты. как он хотел быть похо жим на него! И поэтому, если у него спрашивали, кем он будет, когда вырастет, он твердо отвечал: — Моряком.—И обязатель но добавлял: —Как папа. Сашка тяжело вздыхает, пряча озябшие руки в карма ны... А мама и слушать не хочет об этом. Он заметил, как она сразу постарела, уз нав о гибели отцовского ко рабля. Сашка все понимает, все видит. И как она часто плачет, глядя на папин порт рет, и как моря стала боять ся, словно за него, Сашку, АФОРИЗМЫ Не уве-рен—не спорь! Скверно живет тот, кто «умеет жить». Л И К волнуется. Они и переехали-то из-за этого. Но и здесь она в постоянной тревоге. — Саша, а ты шарф надел? Неужели она не понимает, что он уже не маленький, что ему целых двенадцать лет и г давным-давно пора закалять ся? Она и раньше смеялась над ним: — Куда тебе в море, Зяб лику. Ветер дунет, а ты уже дрожишь. А там такие штор мы быёают... А Сашка все равно будет моряком. Не зря же всю эту зиму он тайком от мамы ходит без шарфа и варежек. Он бу дет сильным и выносливым. Как папа. . ...Завывает вьюга. От нее становится еще холоднее. А 8 ладони зажат пятак — на автобус. Стоит только подой ти к остановке—и через де- сят минут будешь дома. Мама откроет дверь, всплеснет рука- •ми: — Ты где так долго гулял? Смотрй, побелел от холода! Нальет ему чаю с малино вым вареньем, наберет горя чей воды в ванной. И будет тепло и уютно. Сашка с трудом разжимает смерзшиеся пальцы. Вот оно, желтое тепло, желтое солнце! С минуту, колеблясь, он смотрит на монету и вдруг рывком отбрасывает ее дале ко в снег. «Я буду моряком» — ду мает он и медленно через весь город бредет к дому пешком. Г. ИВАНОВА. Кто хоть раз был влюблен, тот не лишен воображения. Умные разговоры и разго вор умных людей — большая разница. В. БОРИСОВ. ЮМОРЕСКА Г л а в н о е— х о р о ш е е н а с т р о е н и е Жалко мне тех, кто выиг рывает. Сидят и думают, ду мают, думают. Пока черные фигуры на доске с белыми не сольются. То ли дело, когда проигры ваешь. Подтруниваешь над самим собой. Главное — спокойствие. Ве селый взгляд, можно даже песенку веселенькую такую спеть. Только тихо, чтоб судья не услышал. Твой противник меняется на глазах. Он начинает нерв ничать, ерзать на стуле, по дозревать, что ему подго товлена ловушка. Его фигу ры из блестящей атаки посте пенно переходят в защиту. Мат, который должен был последовать на следующем хо ду, так и остается несосто- явшимся. А ты не обращаешь на дос ку никакого внимания. Над ходами не думаешь, вертишь головой во все стороны, улы баешься зрителям. Твой при глушенный смех, отвеча ющий на чей-то тихий шепот, доканывает партнера. С бес помощной наивностью, за дыхаясь от волнения, он пред лагает тебе ничью. Ни в коем случае не под давайся на уговоры, не обра щай внимания на невыгодную для тебя позицию. Главное— настроение. И когда, наконец, твой ос лабевший противник начнет сдаваться, ты можешь сни сходительно похлопать его по плечу и посоветовать не па дать духом. Г. ТАРАСОВА. В з г л я д о м х у д о ж н и к а Читатели «Красного знаме ни» хорошо знакомы с твор чеством работника бюро тех нической информации эле ментного завода Ю. Н. Тито ва, снимки которого часто появляются на страницах га зеты. Они с успехом демонст рируются на городских фото выставках. Зрители неизмен но отмечают умение автора не просто зафиксировать на пленке происходящие собы тия, но и наполнить их эмо циональным содержанием. На заводе, где трудится Юрий Николаевич, можно увидеть портреты передови ков производства, фотовитри ны. И все-таки излюбленная те ма Титова — природа нашего края. Его фотоработы про никнуты необыкновенным ли ризмом. Да и сам Юрий Ни колаевич считает, что это од на из самых любимых им тем. Снимки его в отличие от многих работ, сделанных в фотоателье, обладают удиви тельной притягательностью и живостью. И еще: портреты людей точно передают харак тер человека, его настроение — создают образ. А это и есть то главное, к чему стремится фотограф. Благодаря постоянному по иску Титов добился значи тельных успехов в технике фо тографии. особенно фотопеча ти, обработке материалов. Но она для него не стала само целью, а лишь средством бо лее выразительного отобра жения действительности. Творчество Юрия Николае вича — плод огромного тру да, настойчивости, требова тельности к себе и своим ра ботам. Они доказывают: чтобы получать выразительные, жи вые снимнй — необязательно иметь дорогостоящую каме ру, Дело не в ней, а в умении смотреть на жизнь взглядом художника. Титов — активный член фотоклуба «Елец», созданно го при редакции газеты «Крас ное знамя». На его заседаниях он щедро делится своим опы том с другими фотолюбителя ми. помогает им в овладении техникой фотографии, дает со веты, как сделать снимок, чтобы в нем не было ничего лишнего, отвлекающего от сю жетного замысла. Мы верим: впереди нас ждут новые встречи с его за мечательными работами. В. МЕРЕНКОВ, член фотоклуба Елец. Снимок вверху — «Зимою снежной»; на фото внизу — передовик производства слесарь инструментального цеха эле- : ментного завода член горкома КПСС И М. Лариков. Фото Ю. ТИТОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz