Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

аяян «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 22 декабря 1979 года @ 3 стр. ТВОРИЛИ ПРЯЛКИ МАСТЕРА ------------- :----------------------- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ---- --------------------------------- Старинные русские прялки — интереснейшая область на­ родного искусства. Во время научных экспедиций исследо­ ватели выявляют все новые и новые их разновидности, вво­ дят в искусствоведческую лите­ ратуру определения и харак­ теристики их типов, местных «школ» резьбы и росписи. Обширную группу памятни­ ков народного искусства со­ ставляют сегодня донца пря­ лок, распространенных когда- то в центральных и южных районах России, в том числе и в Елецком уезде. Эти прялоч- ные донца, разнообразные по резьбе и формам. широко представлены в коллекциях Государственного историческо­ го музея и Государственного музея этнографии народов СССР. Изучению елецких прялок посвятила свою работу ленин­ градский искусствовед Н. В. Тарановская. Ее доклад был представлен на научной кон­ ференции по проблемам на­ родного искусства, проведен­ ной в Государственном Рус­ ском музее в Ленинграде. Исследователь особо выде­ лила резные донца из дерев­ ни Казинки. На страницах сборника научных работ «Со­ общения 1 Государственного Русского музея», выпущенно­ го издательством «Изобрази­ тельное искусство», крупным планом репродуцировано дон­ це прялки XIX века из этой деревни. Донце имеет вид расширяю­ щейся к нижнему концу доски с четко вырезанным орнамен­ том и фигурной ручкой. Резь ­ ба неглубокая, суховатая в своей строгой правильности. Вдоль краев доски расположзн резной орнамент в виде цепей трилистников, напоминаю­ щих бутоны овальной формы. Все детали вырезаны с боль­ шим искусством. Основу орна­ мента составляют крупные многолучевые розетки—древ­ ние славянские символы солн­ ца. Об особенностях декоратив­ ного . творчества елецких ма­ стеров мы узнаем и из рабо­ ты Н. В. Тарановской и Н. В. Мальцева «Русские прялки». Чаще всего на донцах из Елецкого уезда можно встре­ тить геометрический орнамент, нередко — и растительный узор. Ручкам прялок иногда при­ давался облик коня — он как бы смотрит на вырезанную на донце розетку-солнце В резь­ бе встречается и стилизован­ ное изображение женской фи­ гуры среди растений и розе­ ток. Эти образы в орнаменте захватывают величавостью и торжественной красотой. Тщательное изучение ста­ ринных прялок XIX века при­ вело исследователей к выво­ ду, что резьба на прядильных досках в Елецком уезде раз­ вивалась как широко распрост­ раненное в крестьянской среде занятие: от самодеятельного творчества до профессиональ­ ного ремесла. 3. АФАНАСЬЕВА, искусствовед. 3 » З и ! О Сашка медленно бредет по улице. Ему холодно, он за­ мерз. Злой январский ветер, забирается под воротник паль­ то. колется жесткими сне­ жинками. Как хочется сейчас Сашке домой, к маме. Мама ласково улыбнется ему и, за­ глянув в глаза, спросит: «Ну, что. замерз? Эх ты, Зяблик!» Она еще в детстве прозва­ ла его Зябликом, ведь он та­ кой болезненный, так любит тепло. Он и родился-то в тепле — на Черном море. До сих пор у мамы хранятся фо­ тографии желтого рассыпча­ того пляжа, домика, где нача­ лась Сашкина жизнь Отец часто брал его с собой в море. — Привыкай, — говорил ему, — будешь, как я, моря­ ком. — Й начинал рассказы­ вать о кораблях, штормах о дальних городах. Сашка слушал, приоткрыв от удивления рот. Как он за­ видовал отцу в такие' мину­ ты. как он хотел быть похо­ жим на него! И поэтому, если у него спрашивали, кем он будет, когда вырастет, он твердо отвечал: — Моряком.—И обязатель­ но добавлял: —Как папа. Сашка тяжело вздыхает, пряча озябшие руки в карма­ ны... А мама и слушать не хочет об этом. Он заметил, как она сразу постарела, уз­ нав о гибели отцовского ко­ рабля. Сашка все понимает, все видит. И как она часто плачет, глядя на папин порт­ рет, и как моря стала боять­ ся, словно за него, Сашку, АФОРИЗМЫ Не уве-рен—не спорь! Скверно живет тот, кто «умеет жить». Л И К волнуется. Они и переехали-то из-за этого. Но и здесь она в постоянной тревоге. — Саша, а ты шарф надел? Неужели она не понимает, что он уже не маленький, что ему целых двенадцать лет и г давным-давно пора закалять­ ся? Она и раньше смеялась над ним: — Куда тебе в море, Зяб­ лику. Ветер дунет, а ты уже дрожишь. А там такие штор­ мы быёают... А Сашка все равно будет моряком. Не зря же всю эту зиму он тайком от мамы ходит без шарфа и варежек. Он бу­ дет сильным и выносливым. Как папа. . ...Завывает вьюга. От нее становится еще холоднее. А 8 ладони зажат пятак — на автобус. Стоит только подой­ ти к остановке—и через де- сят минут будешь дома. Мама откроет дверь, всплеснет рука- •ми: — Ты где так долго гулял? Смотрй, побелел от холода! Нальет ему чаю с малино­ вым вареньем, наберет горя­ чей воды в ванной. И будет тепло и уютно. Сашка с трудом разжимает смерзшиеся пальцы. Вот оно, желтое тепло, желтое солнце! С минуту, колеблясь, он смотрит на монету и вдруг рывком отбрасывает ее дале­ ко в снег. «Я буду моряком» — ду ­ мает он и медленно через весь город бредет к дому пешком. Г. ИВАНОВА. Кто хоть раз был влюблен, тот не лишен воображения. Умные разговоры и разго­ вор умных людей — большая разница. В. БОРИСОВ. ЮМОРЕСКА Г л а в н о е— х о р о ш е е н а с т р о е н и е Жалко мне тех, кто выиг­ рывает. Сидят и думают, ду­ мают, думают. Пока черные фигуры на доске с белыми не сольются. То ли дело, когда проигры­ ваешь. Подтруниваешь над самим собой. Главное — спокойствие. Ве­ селый взгляд, можно даже песенку веселенькую такую спеть. Только тихо, чтоб судья не услышал. Твой противник меняется на глазах. Он начинает нерв­ ничать, ерзать на стуле, по­ дозревать, что ему подго­ товлена ловушка. Его фигу­ ры из блестящей атаки посте­ пенно переходят в защиту. Мат, который должен был последовать на следующем хо­ ду, так и остается несосто- явшимся. А ты не обращаешь на дос­ ку никакого внимания. Над ходами не думаешь, вертишь головой во все стороны, улы­ баешься зрителям. Твой при­ глушенный смех, отвеча­ ющий на чей-то тихий шепот, доканывает партнера. С бес­ помощной наивностью, за ­ дыхаясь от волнения, он пред­ лагает тебе ничью. Ни в коем случае не под­ давайся на уговоры, не обра­ щай внимания на невыгодную для тебя позицию. Главное— настроение. И когда, наконец, твой ос­ лабевший противник начнет сдаваться, ты можешь сни­ сходительно похлопать его по плечу и посоветовать не па­ дать духом. Г. ТАРАСОВА. В з г л я д о м х у д о ж н и к а Читатели «Красного знаме­ ни» хорошо знакомы с твор­ чеством работника бюро тех­ нической информации эле­ ментного завода Ю. Н. Тито­ ва, снимки которого часто появляются на страницах га­ зеты. Они с успехом демонст­ рируются на городских фото­ выставках. Зрители неизмен­ но отмечают умение автора не просто зафиксировать на пленке происходящие собы­ тия, но и наполнить их эмо­ циональным содержанием. На заводе, где трудится Юрий Николаевич, можно увидеть портреты передови­ ков производства, фотовитри­ ны. И все-таки излюбленная те­ ма Титова — природа нашего края. Его фотоработы про­ никнуты необыкновенным ли­ ризмом. Да и сам Юрий Ни­ колаевич считает, что это од­ на из самых любимых им тем. Снимки его в отличие от многих работ, сделанных в фотоателье, обладают удиви­ тельной притягательностью и живостью. И еще: портреты людей точно передают харак­ тер человека, его настроение — создают образ. А это и есть то главное, к чему стремится фотограф. Благодаря постоянному по­ иску Титов добился значи­ тельных успехов в технике фо­ тографии. особенно фотопеча­ ти, обработке материалов. Но она для него не стала само­ целью, а лишь средством бо­ лее выразительного отобра­ жения действительности. Творчество Юрия Николае­ вича — плод огромного тру­ да, настойчивости, требова­ тельности к себе и своим ра­ ботам. Они доказывают: чтобы получать выразительные, жи­ вые снимнй — необязательно иметь дорогостоящую каме­ ру, Дело не в ней, а в умении смотреть на жизнь взглядом художника. Титов — активный член фотоклуба «Елец», созданно­ го при редакции газеты «Крас­ ное знамя». На его заседаниях он щедро делится своим опы­ том с другими фотолюбителя­ ми. помогает им в овладении техникой фотографии, дает со­ веты, как сделать снимок, чтобы в нем не было ничего лишнего, отвлекающего от сю­ жетного замысла. Мы верим: впереди нас ждут новые встречи с его за­ мечательными работами. В. МЕРЕНКОВ, член фотоклуба Елец. Снимок вверху — «Зимою снежной»; на фото внизу — передовик производства слесарь инструментального цеха эле- : ментного завода член горкома КПСС И М. Лариков. Фото Ю. ТИТОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz