Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» в 28 ноября 1979 года @ 3 стр. ВЕНН АЯ МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРОМЫСЛА 6 0 л е т п р о и з в о д с т в е н н о м у х у д о ж е с т в е н н о м у о б ъ е д и н е н и ю я Е л е ц к и е к р у ж е в а я И м и восхищается мир Внушительных размеров альбом. Его деревянная об ложка отделана тончайшей резьбой, удивительно точно воссоздающая характерный стиль елецких кружев — воз душных. •ажурных. В центре надпись «Союз елецких кружевниц СССР. Высшая на града на Всероссийской сель скохозяйственной выставке. Москва. 1923 год». Раскроем эту драгоценную реликвию, бережно хранящую ся в музее предприятия. В ней — 'лучшие образцы кру жевных изделий, выпускаемых в то время. Это первая награда, кото рой удостоена в нашей стра не продукция мастериц древ него промысла. Гордо шествуют по миру елецкие кружева, покоряя кра сотой , людей во всех странах и континентах. Вот лишь не которые вехи этого пути. 1937 год — Большая зо лотая медаль и Диплом на международной выставке в Париже. ' 1958 год — Большая се ребряная медаль и Диплом на всемирной выставке в Брюсселе. 1967 год — Диплом пер вой степени на международ ной выставке «Одежда-67» в Москве. Неоднократно демонстри ровалась и отмечалась про дукция объединения на ВДНХ СССР. Елецкие кружева успеш но конкурируют с брюссель скими и вологодскими. Они демонстрировались в США, Англии, Португалии, Вене суэле, Югославии, Польше, Греции, во многих городах и столицах мира. В 1977 году они экспониро вались на международной яр марке товаров широкого пот ребления в Брно, где получили высокую оценку посетителей и специалистов. На разных языках и наре чиях произносят люди сло ва восхищения искусством елецких кружевниц. Стремительно меняет свои веяния мода. Но эти переме ны не касаются кружев. ОНИ модны вечно: всегда пользо вались и будут пользоваться спросом. Народное искусство не может кануть в Лету. 3. ВАНИНА, кружевница. «А разве можно не залюбоваться кружевной метелью вологодских или елецких кружевниц, списывающих свои узоры с окон, деревьев, разукрашенных русским РАЗ И НАВСЕГДА З ВАНИЕ «Лучший моло дой рабочий» присуж дается кружевнице Наталье Челядиной, — прозвучало в зале. Она сразу даже и не поня ла, в чем дело. Слышала только, что назвали ее фами лию. Потом подумала: да, пе ревыполняла план, была в чис ле передовиков. Но чтобы та кое... — Очнись, наконец. Неу жели не рада? — спраши вали подруги. Она была рада. Вспомни ла то время, когда сделала в жизни выбор. Раз и навсегда. Как приходилось трудно. Как иногда хотелось бросить все... Но бросить не могла. О НА никогда не меч тала стать кружевни цей. Планы на будущее строи ла самые разные. То хотелось быть врачом, то учительни цей... — Нет в тебе постоянства. Выбери себе цель в жизни и иди к чей намеченной доро гой, — говорили родители. В десятом классе Наташа приехала погостить в Елец к родственникам. Решила побы вать в краеведческом музее. От одной из экспозиций она долго не могла оторвать взор — так поразили девушку своей чарующей красотой и изяществом кружевные изде лия. Смотрела на них как за чарованная. Часто приходилось Наташе слышать и читать о чудо-кру жевах елецких. Но то. что увидела впервые, превзошло все ожидания: бесконечное разнообразие узоров, тончай ший ажурный орнамент пока зались ей сказкой. Думала: «И все это из про стых хлопчатобумажных ниток крученого льна. Надо же! Но ведь не по мановению волшеб ной палочки сделано это, а руками людей. Вот бы и мне такому научиться!» Позже Наташа угнала: в го роде есть техническое учили ще, в котором готовят кружев ниц. Туда она и поступила после окончания школы. Упор но постигала искусство древ него промысла. Очень хоте лось узнать о нем как мож но больше. Поэтому часто бы вала в объединении «Елецкие кружева». Много внимания уделяла рисованию. Ведь кружевница должна не только плести, но и уметь делать эскизы к сво им работам. И. наверное, это было самым трудным в уче бе. Иногда плакать хотелось от досады. Рвала готовые на броски, и тогда вставали перед глазами чудо-кружева. что видела она в музее. Сколько труда вложили в них кружев ницы! А .она вот раскисла. . Нет, не годится так. Пересилив себя, начинала работу заново. Выпускные экзамены. Од ним из самых трудных зада ний была подготовка эски за будущего кружевного пан но. Наташа решила сделать его по мотивам сказки «Лиса и колобок». И выполнила ра боту блестяще. про. что пришла Наташа *' Челядина в училище, было лишь первой ступенькой к овладению профессиональ ным мастерством. В производ ственном художественном объ единении «Елецкие кружева» ее наставниками стали старей шие кружевницы Валентина Михайловна Иванова и Клав дия Григорьевна Пальчикова. Под их руководством Ната ша прошла всю школу кру- жевоплетенкя. Училась быст роте в работе, усидчивости и. конечно, терпению. Училась творчеству, ведь всего из че тырех элементов кружев — плетешка, пологнянки, сетки, насновки — можно создавать неповторимые, удивительно разнообразные изделия. Наташа плела салфетки квадратные и круглые, дорож ки, воротнички. Ей мало было только передать рисунок при помощи ниток. Ей нужно^ что бы он ожил. А для этого кру жевница непременно должна обладать художественным вос приятием мира. Наташа по няла это сразу. Выполняя ту или иную работу, Наташа видела не просто кружевные узоры, а... посеребренные инеем лапы елей, падающие снежинки, хо ровод полевых цветов, первые листочки на дереве. И еще. Кружевоплетение требует внимательности. Даже если окажется еле заметный глазу брак,- изделие приходит ся расплетать, начинать все заново. Много горьких минут до ставляли Наташе такие про махи. Старшие товарищи ус покаивали. говорили, мол, ни чего, и с ними такое бывало. Все равно было обидно. Но шло время, ошибок станови лось меньше. И вот уже На таше доверили выполнять изделия, отмеченные Знаком качества. А потом работа в экспери ментальной группе, откуда на чинают путь опытные образ цы кружев. Вместе с другими мастерицами Наташа прини мала участие в работе над из делиями. которые демонстри ровались на ВДНХ СССР, были удостоены дипломов. ...А теперь о сегодняшнем дне Наташи Челядиной. Она ударник коммунистического труда, секретарь комитета ВЛКСМ объединения. Завер шила личное пятилетнее за дание. П ро д у к ц и ю сдает с пер вого предъявления. Возглав ляемая ею комсомольская организация считается одной из лучших в городе. И немного о будущем. В следующем году Наташа по едет на выставку кружев в Брюссель, где отдельную экс позицию займет продукция елецких мастериц. В бельгий ской столице ей предстоит рассказать об особенностях елецких кружев, показать, как их плетут. Вот такой Наташа Челяди на человек, избравший, ска жем прямо, необычную про фессию. Избравший раз и навсегда. А. ДЕМЕНТЬЕВ. НА СНИМКЕ: Наташа Че лядина. Фото А. БОЕВА. Счастливое число 13 В канун 60-летия со дня основания производ ственного художествен ного объединения «Елец кие кружева» Государ ственная комиссия под писала акт об атте стации на Знак качества еще тринадцати видов кружевных изделий, вы пускаемых на предприя тии. Воротники, салфетки, удо стоенные почетного пятиуголь ника, отличают удивитель ная ажурность, легкость, ори гинальность орнамента Раз нообразные по форме, рисун ку, они выполнены с исполь зованием новой технологии плетения. Особое место в продукции, отмеченной высшей категори ей качества, занимают мер ные кружева. Они все бйльше пользуются спросом у потре бителей, так как служат ве ликолепной отделкой для жен ских платьев. В разработке образцов при нимали участие художники предприятия П. Г, Петрова, Н. Ф. Пашкина, Н. Г. Пальчи кова, 3. V. Долгошеева. Авто рами нескольких видов изде лий являются и сами масте рицы — Н. Н. Скляр, Н. Н. Селиванова, А. Н. Рогачева, мастер второго участка кру- жевоплетения А. И. Севрюко- ва. В настоящее время каждое пятое кружевное изделие объединения имеет Знак ка чества. Т. ПАНИНА, работница объединения. В честь знаменательной да- • ты в жизни предприятия а объединении прошел кон курс на лучшую разработку новых образцов кружевных изделий, строчевышивки, су вениров из рога. В нем при няли участие 39 человек — художники, мастера, ИТР, ра бочие. Первое место было присуж дено скатерти (автор — художник П. Г. Петрова). Пелагея Георгиевна создала свою работу в народном сти ле. В стиле, присущем толь ко елецкому кружевному про мыслу. Изящный раститель ный орнамент дополнен не исчерпаемым богатством де коративной разработки — ажурной фоновой решетки. Применение утолщенной ни ти скали дало возможность выявить особенности рисун ка. подчеркнуть рельефность и сочность узора. Такое раз нообразие в плетении придает Кружевная кружеву необычайную жи вость и легкость. В широкую кайму хорошо вписываются сказочные птицы. Вторые места получили две блузки и пелерина. Их эскизы разработаны худож никами А. Д. Николаевой, К. Г. Пальчиковой, 3. Е. Дол- гошеевой. Новинки вполне отвечают современной моде. В од ной из блузок — рукав «летучая мышь», что делает ее очень элегантной. Интерес но решен автором и рисунок, а прозрачная кружевная ре шетка придает изделию лег кость и ажурность. Вечерняя блузка с капю шоном выполнена в серебря ном цвете, подходит к лю бому однотонному платью. Третьих мест удостоены четырнадцать видов изде- метелица лий — накидки, косынки, дет ский сарафанчик, дорожки, салфетки и другая продукция. В конкурсе кружевных рд- бот приняли участие В. М. Иванова, М. Я. Мигунова, 3. В. Ванина, 3. К. Архипо ва, В. К. Прокофьева, А. М. Орехова, Т. И. Шалатонова и многие другие. Главный инженер област ного управления местной про мышленности Н. Ф. Воротни ков, товаровед базы «Рос- галантерея» 3. Ф. Русинова, научный сотрудник краевед ческого музея В. В Лиль да ли представленным на кон курс изделиям высокую оценку. Е. ШПАКОВА, • главный художник объединения «Елецкие кружева».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz