Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» в 28 ноября 1979 года @ 3 стр. ВЕНН АЯ МОЛОДОСТЬ ДРЕВНЕГО ПРОМЫСЛА 6 0 л е т п р о и з в о д с т в е н н о м у х у д о ж е с т в е н н о м у о б ъ е д и н е н и ю я Е л е ц к и е к р у ж е в а я И м и восхищается мир Внушительных размеров альбом. Его деревянная об­ ложка отделана тончайшей резьбой, удивительно точно воссоздающая характерный стиль елецких кружев — воз­ душных. •ажурных. В центре надпись «Союз елецких кружевниц СССР. Высшая на­ града на Всероссийской сель­ скохозяйственной выставке. Москва. 1923 год». Раскроем эту драгоценную реликвию, бережно хранящую­ ся в музее предприятия. В ней — 'лучшие образцы кру­ жевных изделий, выпускаемых в то время. Это первая награда, кото­ рой удостоена в нашей стра­ не продукция мастериц древ­ него промысла. Гордо шествуют по миру елецкие кружева, покоряя кра­ сотой , людей во всех странах и континентах. Вот лишь не­ которые вехи этого пути. 1937 год — Большая зо­ лотая медаль и Диплом на международной выставке в Париже. ' 1958 год — Большая се­ ребряная медаль и Диплом на всемирной выставке в Брюсселе. 1967 год — Диплом пер­ вой степени на международ­ ной выставке «Одежда-67» в Москве. Неоднократно демонстри­ ровалась и отмечалась про­ дукция объединения на ВДНХ СССР. Елецкие кружева успеш­ но конкурируют с брюссель­ скими и вологодскими. Они демонстрировались в США, Англии, Португалии, Вене­ суэле, Югославии, Польше, Греции, во многих городах и столицах мира. В 1977 году они экспониро­ вались на международной яр­ марке товаров широкого пот­ ребления в Брно, где получили высокую оценку посетителей и специалистов. На разных языках и наре­ чиях произносят люди сло­ ва восхищения искусством елецких кружевниц. Стремительно меняет свои веяния мода. Но эти переме­ ны не касаются кружев. ОНИ модны вечно: всегда пользо­ вались и будут пользоваться спросом. Народное искусство не может кануть в Лету. 3. ВАНИНА, кружевница. «А разве можно не залюбоваться кружевной метелью вологодских или елецких кружевниц, списывающих свои узоры с окон, деревьев, разукрашенных русским РАЗ И НАВСЕГДА З ВАНИЕ «Лучший моло­ дой рабочий» присуж­ дается кружевнице Наталье Челядиной, — прозвучало в зале. Она сразу даже и не поня­ ла, в чем дело. Слышала только, что назвали ее фами­ лию. Потом подумала: да, пе­ ревыполняла план, была в чис­ ле передовиков. Но чтобы та­ кое... — Очнись, наконец. Неу­ жели не рада? — спраши­ вали подруги. Она была рада. Вспомни­ ла то время, когда сделала в жизни выбор. Раз и навсегда. Как приходилось трудно. Как иногда хотелось бросить все... Но бросить не могла. О НА никогда не меч­ тала стать кружевни­ цей. Планы на будущее строи­ ла самые разные. То хотелось быть врачом, то учительни­ цей... — Нет в тебе постоянства. Выбери себе цель в жизни и иди к чей намеченной доро­ гой, — говорили родители. В десятом классе Наташа приехала погостить в Елец к родственникам. Решила побы­ вать в краеведческом музее. От одной из экспозиций она долго не могла оторвать взор — так поразили девушку своей чарующей красотой и изяществом кружевные изде­ лия. Смотрела на них как за­ чарованная. Часто приходилось Наташе слышать и читать о чудо-кру­ жевах елецких. Но то. что увидела впервые, превзошло все ожидания: бесконечное разнообразие узоров, тончай­ ший ажурный орнамент пока­ зались ей сказкой. Думала: «И все это из про­ стых хлопчатобумажных ниток крученого льна. Надо же! Но ведь не по мановению волшеб­ ной палочки сделано это, а руками людей. Вот бы и мне такому научиться!» Позже Наташа угнала: в го­ роде есть техническое учили­ ще, в котором готовят кружев­ ниц. Туда она и поступила после окончания школы. Упор­ но постигала искусство древ­ него промысла. Очень хоте­ лось узнать о нем как мож­ но больше. Поэтому часто бы­ вала в объединении «Елецкие кружева». Много внимания уделяла рисованию. Ведь кружевница должна не только плести, но и уметь делать эскизы к сво­ им работам. И. наверное, это было самым трудным в уче­ бе. Иногда плакать хотелось от досады. Рвала готовые на­ броски, и тогда вставали перед глазами чудо-кружева. что видела она в музее. Сколько труда вложили в них кружев­ ницы! А .она вот раскисла. . Нет, не годится так. Пересилив себя, начинала работу заново. Выпускные экзамены. Од­ ним из самых трудных зада­ ний была подготовка эски­ за будущего кружевного пан­ но. Наташа решила сделать его по мотивам сказки «Лиса и колобок». И выполнила ра­ боту блестяще. про. что пришла Наташа *' Челядина в училище, было лишь первой ступенькой к овладению профессиональ­ ным мастерством. В производ­ ственном художественном объ­ единении «Елецкие кружева» ее наставниками стали старей­ шие кружевницы Валентина Михайловна Иванова и Клав­ дия Григорьевна Пальчикова. Под их руководством Ната­ ша прошла всю школу кру- жевоплетенкя. Училась быст­ роте в работе, усидчивости и. конечно, терпению. Училась творчеству, ведь всего из че­ тырех элементов кружев — плетешка, пологнянки, сетки, насновки — можно создавать неповторимые, удивительно разнообразные изделия. Наташа плела салфетки квадратные и круглые, дорож­ ки, воротнички. Ей мало было только передать рисунок при помощи ниток. Ей нужно^ что­ бы он ожил. А для этого кру­ жевница непременно должна обладать художественным вос­ приятием мира. Наташа по­ няла это сразу. Выполняя ту или иную работу, Наташа видела не просто кружевные узоры, а... посеребренные инеем лапы елей, падающие снежинки, хо­ ровод полевых цветов, первые листочки на дереве. И еще. Кружевоплетение требует внимательности. Даже если окажется еле заметный глазу брак,- изделие приходит­ ся расплетать, начинать все заново. Много горьких минут до­ ставляли Наташе такие про­ махи. Старшие товарищи ус­ покаивали. говорили, мол, ни­ чего, и с ними такое бывало. Все равно было обидно. Но шло время, ошибок станови­ лось меньше. И вот уже На­ таше доверили выполнять изделия, отмеченные Знаком качества. А потом работа в экспери­ ментальной группе, откуда на­ чинают путь опытные образ­ цы кружев. Вместе с другими мастерицами Наташа прини­ мала участие в работе над из­ делиями. которые демонстри­ ровались на ВДНХ СССР, были удостоены дипломов. ...А теперь о сегодняшнем дне Наташи Челядиной. Она ударник коммунистического труда, секретарь комитета ВЛКСМ объединения. Завер­ шила личное пятилетнее за­ дание. П ро д у к ц и ю сдает с пер­ вого предъявления. Возглав­ ляемая ею комсомольская организация считается одной из лучших в городе. И немного о будущем. В следующем году Наташа по­ едет на выставку кружев в Брюссель, где отдельную экс­ позицию займет продукция елецких мастериц. В бельгий­ ской столице ей предстоит рассказать об особенностях елецких кружев, показать, как их плетут. Вот такой Наташа Челяди­ на человек, избравший, ска­ жем прямо, необычную про­ фессию. Избравший раз и навсегда. А. ДЕМЕНТЬЕВ. НА СНИМКЕ: Наташа Че­ лядина. Фото А. БОЕВА. Счастливое число 13 В канун 60-летия со дня основания производ­ ственного художествен­ ного объединения «Елец­ кие кружева» Государ­ ственная комиссия под­ писала акт об атте­ стации на Знак качества еще тринадцати видов кружевных изделий, вы­ пускаемых на предприя­ тии. Воротники, салфетки, удо­ стоенные почетного пятиуголь­ ника, отличают удивитель­ ная ажурность, легкость, ори­ гинальность орнамента Раз ­ нообразные по форме, рисун­ ку, они выполнены с исполь­ зованием новой технологии плетения. Особое место в продукции, отмеченной высшей категори­ ей качества, занимают мер­ ные кружева. Они все бйльше пользуются спросом у потре­ бителей, так как служат ве­ ликолепной отделкой для жен­ ских платьев. В разработке образцов при­ нимали участие художники предприятия П. Г, Петрова, Н. Ф. Пашкина, Н. Г. Пальчи­ кова, 3. V. Долгошеева. Авто­ рами нескольких видов изде­ лий являются и сами масте­ рицы — Н. Н. Скляр, Н. Н. Селиванова, А. Н. Рогачева, мастер второго участка кру- жевоплетения А. И. Севрюко- ва. В настоящее время каждое пятое кружевное изделие объединения имеет Знак ка­ чества. Т. ПАНИНА, работница объединения. В честь знаменательной да- • ты в жизни предприятия а объединении прошел кон­ курс на лучшую разработку новых образцов кружевных изделий, строчевышивки, су­ вениров из рога. В нем при­ няли участие 39 человек — художники, мастера, ИТР, ра­ бочие. Первое место было присуж­ дено скатерти (автор — художник П. Г. Петрова). Пелагея Георгиевна создала свою работу в народном сти­ ле. В стиле, присущем толь­ ко елецкому кружевному про­ мыслу. Изящный раститель­ ный орнамент дополнен не­ исчерпаемым богатством де­ коративной разработки — ажурной фоновой решетки. Применение утолщенной ни­ ти скали дало возможность выявить особенности рисун­ ка. подчеркнуть рельефность и сочность узора. Такое раз ­ нообразие в плетении придает Кружевная кружеву необычайную жи­ вость и легкость. В широкую кайму хорошо вписываются сказочные птицы. Вторые места получили две блузки и пелерина. Их эскизы разработаны худож­ никами А. Д. Николаевой, К. Г. Пальчиковой, 3. Е. Дол- гошеевой. Новинки вполне отвечают современной моде. В од­ ной из блузок — рукав «летучая мышь», что делает ее очень элегантной. Интерес­ но решен автором и рисунок, а прозрачная кружевная ре­ шетка придает изделию лег­ кость и ажурность. Вечерняя блузка с капю­ шоном выполнена в серебря­ ном цвете, подходит к лю­ бому однотонному платью. Третьих мест удостоены четырнадцать видов изде- метелица лий — накидки, косынки, дет­ ский сарафанчик, дорожки, салфетки и другая продукция. В конкурсе кружевных рд- бот приняли участие В. М. Иванова, М. Я. Мигунова, 3. В. Ванина, 3. К. Архипо­ ва, В. К. Прокофьева, А. М. Орехова, Т. И. Шалатонова и многие другие. Главный инженер област­ ного управления местной про­ мышленности Н. Ф. Воротни­ ков, товаровед базы «Рос- галантерея» 3. Ф. Русинова, научный сотрудник краевед­ ческого музея В. В Лиль да­ ли представленным на кон­ курс изделиям высокую оценку. Е. ШПАКОВА, • главный художник объединения «Елецкие кружева».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz