Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» © 17 ноября 1979 года @ 3 стр. А К В А Р Е Л Ь — Дима, не гони машину. Слышишь? — Годится. Но «какой же русский не л'юбит быстрой ез ды»? — Я не люблю. — Ну, братец! Димка ёсе-таки йбавил ско рость. прикурил от зажигалки и, затянувшись, спросил: —■Есть хочешь?, А то да вай. перекусим. Скоро село... Дорога змейкой юркнула под гору, круто повернула и вынесла нас на холм, с кото рого стало видно утопающее в садах село. Лихе притормозив возле та буретки с крынками деревен ского молока. Димка отстег нул ремень и первым вышел на обочину. Шаркающей походкой к ма шине заторопилась старушка, метя юбкой придорожную пыль. — Здравствуйте, бабушка! — издали закричал Димка. — Молочко почем будет? Старуха пристально посмот рела на него и. разведя рука ми. прошамкала: — Ить как у всех, сыноч ки. Руль двадцать крынка — Раскошеливайся, «сыно чек», — засмеялся Димка. — Я пока бак подзаправлю. — А кружка у вас найдет ся? — обратился я к старухе, расплачиваясь за молоко. — Как же. милок, есть кружка. Нетто с крынки пить? Пойдем до хаты. Я отряхнул гу.стую пыль с ботинок и. пригнувшись, ныр нул в низкую скрипучую дверь. — Проходь в горницу. Про- ходь. проходь, — позвала ме ня старушка. Я вошел в выбеленную, про сторную горницу и остановил ся возле порога. В красном углу вместо ико ны висела слегка выцветшая скромная акварель’ на пригор ке, поросшем серебристым ко вылем. стояла аккуратная, зе лено-белая церковка с золо ченой главкой и приземистой колокольней, зияющей пусто той звонницы, — без колоко- 1лов. Старуха, молча протягивая сухой жилистой рукой вычи щенную ^до блеска алюминие вую кружку, вопрошающе смотрела на меня. — Бабушка, — удивленно начал я. не отводя глаз от мастерски выполненной аква рели — Кто это написал? Она перевела взгляд на крас ный угол и переспросила: — Акварелку?: — Да. Посмотреть ее мож но? Старуха засуетилась, суну ла кружку в мои руки и. шле пая тапками по выскобленному полу, пошла за акварелью. Сняв, она сдула с нее неви димые пылинки и подала мне. — Меньшого моего, Петень ки, — горько вздохнула она. — Последний мой. Остальные- то все девки. До войны он эту акварелку нарисовал. Учи тель хвалил не нахвалился. Я с интересом рассмотрел хорошо выписанную акварель в самодельной деревянной рамке и вспомнил церковь, стоящую при въезде в село, — Бабушка, это та церков ка? — Та, та, — обрадованно закивала старуха. — Успения. Еше в порядке была. Уже пос ле войны крышу сняли: хаты крыть нечем было, и ограду церковную из тесу разобрали. Жить-то людям надоть, не все богу. Как дом-то в тридцать пятом сгорел, колх'оз да сосе ди. мы дружноть с соседя ми жили, помогли хатку поста вить. В пожаре все материны ■иконки-то и пошли прахом. А как же без иконы-то — в но вый. дом? Вот Петенька и на рисовал в утешенье. Ему тогда шащнадцать было, ай пятна дцать... • — Вы одна живете? — по интересовался я. — Одна.' как перст, одна. Дочки, окромя старшей, в го роде. Она рядом живет, по со седству. Средняя в то лето гостить приезжала. Из Бело руссии. А от Петеньки только вот эта акварелка и осталась. Петруша под Воронежем про пал. Без вести, — сказала она, горестно покачивая головой. — Домой забеж&л, нескладный такой в шанелке... Ох, да что ж это я! — всплеснула она ру ками. —" Ты ж пить хочешь! С улицы призывно вякнул сигнал Димкиной машины, по том еще один. — Спасибо, вам, бабушка. Нам пора ехать. Я осторожно положил аква рель на круглый стол, покры тый кружевной скатертью, и, попрощавшись, вышел. — Ты что там застрял? — недовольно буркнул Димка. — Трогай, — сказал я. Машина рванулась. Я обер нулся. чтобы запомнить и еще раз, поблагодарить гостепри имную старущку-. Она стояла на низком поро ге и шурийась нам вслед из- под скрюченной ладони. Наверное, так же долго и неотрывно смотрела она вслед и своему младшенькому, по редкой случайности в то суро вое и беспощадное время су мевшему забежать на несколь ко минут в родной дом. чтобы еще раз взглянуть в глубокие и печальные материнские гла за, прижаться колючей щекой к теплой и ласковой руке ма тери, на мгновенье почувство вать себя защищенным, как в детстве, от всех бед и невзгод всемогущей материнской доб ротой. Он уходил, часто кидая пол ный невысказанной любви взгляд на маленькую "сухую фигурку, безмолвно . смотрев шую ему вслед даже тогда, когда его батальон в добела выгоревших гимнастерках скрылся из виду. Раскаленный степняк играл поседевшей прядью волос, тре пал концы скорбного сатино вого платка... А она оставалась стоять на крыльце, прислушиваясь к далеким раскатам боя, и что- то шептала сухими горячими губами, крепко прижав к гру ди сильные руки. Г. СЕРГИЕВИЧ, рабочий. Сценическая повесть о Катерине Измайловой , Москва. История трагиче ской любви Катерины Измай ловой вновь ожила на теат ральной сЦене. Премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» по моти вам одноименного очерка Н. Лескова показал Москов ский академический театр Вл. Маяковского. В спектакле занята твор ческая молодежь театра. Глаз ные роли исполняют лауреат премии Ленинского комсомола Н. Гундарева и выпускник те атрального училища им. Щеп кина В. Корешков. Сделанный в жанре хорового сказа, спек такль насыщен музыкой, ав тором которой является за служенный деятель искусств РСФСР И. Меерович. На снимке: сцена из спек такля. Катерина Львовна — артистка Н. "Гундарева (сле ва). Аксинья — артистка И. Домнинская. Фото М. Строкова. (Фотохроника ТАСС). Л ун н ой ночью Какая ночь! Как пристально лума Мне смотрит в душу взглядом" одиноким, И чем-то светлым, юным и далеким Меня манит родная сторона. Как важно осень ходит по селу, Бесшумно Листья желтые срывает, И шалый ветер с ними затевает Веселую, наивную игру. Как дышится спокойно и легко! Я нахожусь под чувством небывалым: Смотрю, как вдаль белесым покрывалом, Плывет туман над лунною рекой. Я кисть рябины бережно сорву, Губами ягод прикоснусь несмело. Мне все ж не жаль, что лето отгорело: ■ Я думами о будущем живу. А. ТЕЛЕГИН, работник завода «Эльта». Мое место На ветке осенней мой нынче шестою: я там, где синица роняет листок. Весной же на пашне, плугами разверстой, ' средь стаи грачиной мое было место. Еще где бываю? По стройкам летаю, у и носит меня воробьиная стая. Да помню, летал я над белой волною в компании чаек за рыбой морского. А дома, где стол, да бумага, да перья, я не был ни разу. Не там и теперь я. . И. ФЕДОРИН. Нас время лечит от разлуки Я думала, что пережить Разлуку нашу не смогу. А мир все,продолжает жить. Я в нем—травинка на лугу... И стынет теплая слеза. Проходят дни и гаснут муки. И затихает чувств гроза. Нас время лечит 1 от разлуки. И хоть зови, хоть не зови, Моя душа тебя не слышит. И не тобою сердце дышит. Хоть ты/зови, хоть не зови Ничто не помнит о тебе. (И льды по речке уж . проплыли, Деревья вновь листву сменили). Ничто не помнит о тебе. И вырос новый светлый дом На месте нашего двора. Где мы мечтали до утра, Там вырос новый светлый дом. И лишь во сне забвенья нет. (Бегу тебе навстречу я. В твоей руке рука моя). И лишь вр сне забвенья нет. У зеркала (уж' день затих), Я прядь волос перебираю. Седая нить блеснула в них-, И я на миг как замираю, Я не готова к седине, Душа моя всё молодая. Я всё еше в своей весне, Я вс ё еше в средине мая. Еше любовь полна тревог, Разлуки сердце рвут на части. Еще в пути, среди дорог, Моя судьба, мечта о счастье, Вот так среди июльских дней Увидишь лист, как солнце. красный. И отчего-то в глубине Душа встревожится неясно. И у времен на вираже Еще горит, пылает лето. А в волосах моих уже Блеснула осень красным I светом. Н. ВИНОГРАДСКАЯ, конструктор. Г И Л На пашне, от лемеха сизой, Где даже грачи не видны, Нашел я от шмайсера гильзу — Безмолвную метку войны. Дожди ее всю источили. Бесформенным вид ее стал. С презреньем к убийственной силе Земля победила металл. Вдали куковала кукушка, Считая кому-то года.., Наверное, так же с опушки Умирают люди, . Угасают.- Словно звезды В небе голубом. А потом Навечно воскресают В Хлебных зернах, В дереве любом. Умирают люди, Изменяют Облик свой, Название свое. И, конечно. ------------- М. ГЛАЗКОВ. Ъ » 3 А Неслось кукованье тогда. И смолило. Взлетела ракета. И встал из траншеи боец. Но срезал его у кювета Из этой вот гильзы свинец... Кукует вещунья, ликует. Кому-то бессмертье сулит. А мне-то бы долю такую. Какую лишь сердце велит. Кукует кукушка, являет Душевную щедрость свою. Мне жить на земле завещает За павших в жестоком бою. Мертвые не знают, Что еще их длится Бытие. Ополчится вдруг •Жизнь с чего-то, Понагонит Кромешных туч,. И спасает тогда Работа, Как немеркнущий Солнца луч. . I Как единственная Опора, Панацея От зол и бед. И опять , Шагается спо-ро, Словно бед И в помине нет. Что же ты подводишь. ретивое, Жизнь кипит и дел невпроворот, Ты же норовишь, как неживое, Почему-то сбавить прежний ход. Слушай, сердце, снова не пора ли Биться так, как время нам велит! Мы еще с тобой не перебрали Жизнью нам отпущенный лимит. Литературная страница под готовлена членами лзтгруп- пы, созданной при редакции газеты «Красное знамя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz