Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» @ 13 октября 1979 года ф 3 стр, СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Главная цепь 9 9 моей жизни ... . Лю бимой темой нашего земляка народного художни­ ка СССР Н. Н. Жукова был образ Владимира Ильича Ленина. Полторы тысячи рисунков С изображением великого вождя нарисовал Николай Ни­ колаевич. А ведь живого Ле­ нина Жуков не видел никогда. Ему исполнилось пятна­ дцать, когда впервые он на­ чал рисовать Владимира Ильича. Вернее, даже не ри­ совать, перерисовывать для стенной газеты. «Делал я эго с величай­ шей старательностью, лю­ бовью и каким-то тогда еще не осознанным волнением», — вспоминал впоследствии художник. После окончания художест­ венной школы Н. Жуков ра­ ботал над оформлением книг, реклам, политических плака­ тов. Часто рисовал Ленина. Но образ вождя еще не сло­ жился в сознании художника. В конце 1940 года у Николая Николаевича в папках накопи­ лось уже немало рисунков с изображением Ленина. Были они несовершенны. Понимал, что нужно постичь правду ленинского выражения, что цель его не из легких. «Но для человека искусства нет более увлека­ тельной задачи, чем работа над восстановлением образа этого человечнейшего чело­ века. мудрость, простота и обаяние которого десятиле­ тия спустя после смерти про­ должают владеть сердцами миллионов людей», — гово­ рил Жуков. И художник стал изучать ленинские документы, кино­ пленки, скульптурную, гра­ фическую Лениниану, встре­ чался и беседовал с людьми, которые близко знали вож­ дя—с В. Д. Бонч-Бруевичем, Л. А. Фотиевой, Е. Д. Стасо­ вой, Г. М Кржижановским и другими. Они многое подска- зали'ему. Каждая деталь, каждый "жест Ленина имел для худож­ ника важное значение. Из беседы с Бонч-Бруеви­ чем Жуков узнал, что. вер­ нувшись из эмиграции в ап­ реле семнадцатого, Владимир Ильич сразу поехал на Вол- ково кладбище, где была по­ хоронена мать. И появилась работа «Дорогая мамочка». Кладбище в глубоком сне­ гу. Зимние березы, как све­ чи прямые, белые. И Ленин в горе. Знал Жуков, что с люби­ мыми книгами Ленин никог­ да не расставался, что, пере­ езжая из страны в страну, он перевозил их с собой. И вот рисунок «Теперь мы са­ мые богатые»... Юная, тоненькая Крупская стоит над грудой книг на полу. Ленин опустился на ко­ лено, держит одну, подняв к жене счастливое лицо. И пра­ вда богат. Счастлив. Книги и Наденька. Всем нам знакома картина «В Разливе». Как верно най­ дена композиция. Неспокой­ ное. покрытое тучами небо. Рябь на воде. Ветер. Здесь, у моря, обдумывает Ленин пред­ стоящие события. Принимает последние решения. Однажды, перебирая свои рисунки, художник остановил­ ся на одном из них—«Одну минутку». Ленин звонит по те­ лефону. ему очень дорого время. И вот пришло новбе решение темы, с дпутим на­ званием «Не теряйте мину­ ты!» Замысел выражен точ­ нее. рисунок приобрел боль­ шую экспрессивность, звуча­ ние. Новая формулировка обращена и к зрителям( как мудрый ленинский совет. «Рисунки о Ленине Н. Жу­ кова можно смотреть без кон­ ца. Они разные, никогда не безразличные», — писала Мария Прилежаева. И это. действительно, вер­ но. Потому что в стремлении передать характер вождя так, чтобы найденное р.ешение сов­ падало с представлением зри­ теля. народа, видел художник правду 'жизни. До последних своих дней работал он над Ленинианой. Говорил, что неустанно изу­ чать бессмертный образ и стремиться к наиболее полно­ му и совершенному воплоще­ нию его в искусстве, он ви­ дит главное дело -своей жиз­ ни. Г. ТАРАСОВА. ОС ЕНН ЕЕ Как-то кончилось лето быстро, Разлетелись багряные листья. Их сорвал разъяренный ветер, Обнажив потемневшие ветви. И, лишившись забот материнских, » Потеряв всех знакомых и близких, Оказались они под ногами, Изувеченные сапогами... Но, собрав свои силы, все же В равнодушный поток прохожих Вновь врываются листья смело, Как отважные каравеллы. ...Вот и я без тебя остался, Словно с ветки родной сорвался, Жизнь, как ветер, меня уносит, Неизвестно, куда забросит... В. ТОЛСТОПЯТЫХ, учащийся музыкального училища. Звучит гудулка В Болгарии среди народ­ ных музыкальных инструмен­ тов самым популярным яв- вляется гудулка. Ее струны, слегка тронутые смычком, из­ дают удивительно мелодичный звук. В далеких горных селе­ ниях ни один праздник не об­ ходится без гудулки. Сделать гудулку непросто. Для этого нужно иметь осо­ бо выдержанное дерево, ис­ кусно подобранные струны и. естественно, талант подлин­ ного мастера. Именно таким мастером, наследником на­ родных умельцев, является Иван Бычваров (на снимке). Все свое свободное время он отдает любимому делу. Он соз­ дал тысячи великолепных ин­ струментов. Фото БТА—ТАСС СУББОТНИЙ РЕПОРТАЖ Б ь ю т к у р а н т ы Три года назад бывшая во­ донапорная башня на площа­ ди (Свердлова обрела вторую молодость. Ее реставрировали, установили куранты. С тех пор через каждые пятнадцать минут над городом плывет ме­ лодичный перезвон, а каждый час отмечается необходимым количеством звонких ударов. Конструкцию курантов раз­ работал талантливый самоуч­ ка, часовых дел мастер из Грязей Михаил Тимофеевич Гребенкин. Ряд его оригиналь­ ных работ удостоен авторских свидетельств. Его задумку в Ельце пре­ творили в жизнь рабочие за­ водов машиностроительного и медоборудования. Они с юве­ лирной точностью и большой любовью изготовили редукто­ ры — главные механизмы че­ тырех часов. Отполировали и отхромировали стрелки и циф­ ры, украшения, обрамляющие циферблаты. ...Девяносто шесть ступеней металлической винтовой лест­ ницы ведут на верх башни, к сердцу курантов. Там. на об­ ширной бетонированной пло­ щадке, расположено неболь­ шое помещение. Смотритель курантов электромеханик ра­ диоузла Николай Николаевич Радин отмыкает Дверь, и мы входим в него. Золотым блеском отливает огромный маятник стоячих ча­ сов. плавно качающийся из стороны в сторону. Тут же на стене — громко тикающие электронные часы, работаю­ щие синхронно с тумбовыми. И провода, провода. Одни ве­ дут к реле -времени, другие — к усилителю звона, третьи — к выпрямителю, заряжаю­ щему аккумуляторы... Николай Николаевич преж­ де всего осматривает прибо­ ры. Затем открывает дверцу электронных часов и аккурат­ но смазывает их движущиеся части. А вот уже включен прием­ ник, настроенный на сигналы точного времени, передаваемые Москвой. Идет сверка. Елец­ кие куранты высоко держат свою марку: отклонения за не­ делю составляют плюс-минус три секунды. Для столь объ­ емных и сложных по конст­ рукции курантов эта погреш­ ность удивительно мала. — Возможен ли случай от­ ключения электроэнергии? — спрашиваю у Н. Н. Радина. — Конечно,— говорит смот­ ритель. — То ведутся ремонт­ ные работы электролинии, то еще какая-либо случайность. На этот случай часы запиты­ ваются мощными аккумулято­ рами, которые автоматически включаются в действие. Авто­ номное питание может осу­ ществляться длительное вре­ мя. Интересуюсь, приходилось ли Николаю Николаевичу уст­ ранять какие-либо неполадки в обрудовании курантов. Ока­ зывается, да. Однажды смотрителю не понравился перезвон, был он хриплым и ломаным. Микро­ фон, усилитель, проводка — все оказалось в порядке. И тогда Радин добрался до са­ мого верха башни и стал про­ верять динамики. В одном из них обнаружил сгоревший трансформатор. который и портил мелодию перезвона. Через несколько минут он был отключен, а на его место поставлен новый. А как-то куранты остано­ вились: подвел конденсатор в формирователе импульса при­ вода маятника электронных часов. Николай Николаевич быстро устранил и эту неис­ правность. ...Мягкий щелчок контактов реле времени, и закрутились шестерни всех четырех редук­ торов. Они плавно передвину­ ли огромные стрелки на одну минуту. И полился над горо­ дом. озаренным неярким ок­ тябрьским солнцем, торжест­ венный перезвон. Вьют елецкие куранты! А. ЕГОРОВ. ЮМОРЕСКА |1111Ш111т111111!111тт1т1Ш1М|т||Ш1шт111т1тт111111Ш111М111т11!11111111111111111Ш1т11т||| О б ъ е к т и в н ы е п р и ч и н ы п РЕЖДЕ всего, уважае- А'мые читатели, я должен вас предупредить, что моя юмореска не очень интерес­ ная, скорее всего не смешная, недоработанная и вообще не законченная. Может возник­ нуть вполне законный воп­ рос: почему? Поясню по­ том. А пока' расскажу о не­ которых своих приключениях. Зашел я на днях в парик­ махерскую. Решил побрить­ ся. Мастер лицо намылил. Махнул раз лезвием — поца­ рапал, провел. другой раз — порезал. Встал я из кресла, на лице живого места нет. Хотел было цирюльника об­ винить в нерадивости. А он в ответ: -—Извини, брат, не моя ви­ на. Я с этой бритвой седьмой год не расстаюсь. Ею не толь­ ко работать опасно, ее в руках держать страшно. Но в поодаже новых нет. Что же делать? Пришлось его простить. Как-никак — объективная причина. А вчера у меня зуб забо­ лел. Кинулся в стоматоло­ гическую поликлинику, а в ответ: — Извините, товарищ, на 1ШШ1МШ1111111Ш1111|Г|1111!111111111111111Ш1111М11М|1||М|ШН111!11111111111111П1111МШ1111Ш1111Ш1|11111|1||||1Ш1Ш11М11111|| сегодня талончиков больше нет. И на завтра тоже. При­ ходите послезавтра в семь утра. Ну что тут поделаешь? На нет и суда нет. Тоже объек­ тивная причина. Стиснул зу­ бы и пошел прочь. Кстати, я сегодня еще ни­ чего не ел. С утра занят был. А после трех" часов забежал в столовую, раздатчица го­ ворит: —Извините. Первого нет. Второе кончилось. Ну что ей скажешь в от­ вет? Причина, как видно, объ­ ективная. Взял два кусочка хлеба. Пожевал. Запил коМ- потиком. И снова на работу. Впрочем, все это мелочи. Мне вот три года назад обе­ щали квартиру благоустро­ енную предоставить. Даже дом и этаж указали: вот. мол, где будет твой семейный очаг. С тех пор и хожу, на­ блюдаю: когда же можно бу­ дет свой очаг разжечь. Но дело не очень-то движется. У строителей рсть на то объ­ ективные причины: то раст­ вора нет, то кирпича нет. то их на другой—пусковой—объ­ ект перебросили. Им легко. У них объектив­ ные причины. А мне каково? Признаться честно, за это время ни разу не искупался как следует, ёсе жду —ско­ ро будет и у меня своя ван­ на с душем. Да и где искупа­ ешься? Баню-то нашу тоже по каким-то объективным причинам никак в эксплуата­ цию не сдадут. Ну, а теперь поясню, поче­ му у меня юмореска такая неудачная выходит. Во-пер­ вых, я ее пишу в последний день квартала. Наша редак­ ция не выполнила плана по юмору и нужно срочно вос­ полнить пробел. Сами пони­ маете, в суматохе и впопыхах ничего дельного не напи­ шешь. Во-вторых, как вам уже известно, чувствую я себя не очень-то хорошо. На себя в зеркало взглянуть страшно, зуб болит, голодный, неумы- ’тый. Ну, разве тут что-ни­ будь смешное придет на ум? Ну и, в-третьих, все. с кем я встречался в последнее время, оправдывали свою не­ удачную работу объективны­ ми причинами. У меня их, как видите, тоже немало. Так что. извините, придется вам читать, что написал. Г. ШАЛЕЕВ. Вундеркинд из шестого «В» Ворошиловград. Этот ученик шестого класса «В» средней школы № 20 значи­ тельно моложе своих одно­ классников: Алеше Шистко нет еще и девяти лет. В шко­ лу он пришел г в неполных семь, и сразу — в четвертый класс. Программу первых трех лет мальчик освоил в детском саду. Все эти годы он — круглый отличник. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz