Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» @ 13 октября 1979 года ф 3 стр, СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Главная цепь 9 9 моей жизни ... . Лю бимой темой нашего земляка народного художни ка СССР Н. Н. Жукова был образ Владимира Ильича Ленина. Полторы тысячи рисунков С изображением великого вождя нарисовал Николай Ни колаевич. А ведь живого Ле нина Жуков не видел никогда. Ему исполнилось пятна дцать, когда впервые он на чал рисовать Владимира Ильича. Вернее, даже не ри совать, перерисовывать для стенной газеты. «Делал я эго с величай шей старательностью, лю бовью и каким-то тогда еще не осознанным волнением», — вспоминал впоследствии художник. После окончания художест венной школы Н. Жуков ра ботал над оформлением книг, реклам, политических плака тов. Часто рисовал Ленина. Но образ вождя еще не сло жился в сознании художника. В конце 1940 года у Николая Николаевича в папках накопи лось уже немало рисунков с изображением Ленина. Были они несовершенны. Понимал, что нужно постичь правду ленинского выражения, что цель его не из легких. «Но для человека искусства нет более увлека тельной задачи, чем работа над восстановлением образа этого человечнейшего чело века. мудрость, простота и обаяние которого десятиле тия спустя после смерти про должают владеть сердцами миллионов людей», — гово рил Жуков. И художник стал изучать ленинские документы, кино пленки, скульптурную, гра фическую Лениниану, встре чался и беседовал с людьми, которые близко знали вож дя—с В. Д. Бонч-Бруевичем, Л. А. Фотиевой, Е. Д. Стасо вой, Г. М Кржижановским и другими. Они многое подска- зали'ему. Каждая деталь, каждый "жест Ленина имел для худож ника важное значение. Из беседы с Бонч-Бруеви чем Жуков узнал, что. вер нувшись из эмиграции в ап реле семнадцатого, Владимир Ильич сразу поехал на Вол- ково кладбище, где была по хоронена мать. И появилась работа «Дорогая мамочка». Кладбище в глубоком сне гу. Зимние березы, как све чи прямые, белые. И Ленин в горе. Знал Жуков, что с люби мыми книгами Ленин никог да не расставался, что, пере езжая из страны в страну, он перевозил их с собой. И вот рисунок «Теперь мы са мые богатые»... Юная, тоненькая Крупская стоит над грудой книг на полу. Ленин опустился на ко лено, держит одну, подняв к жене счастливое лицо. И пра вда богат. Счастлив. Книги и Наденька. Всем нам знакома картина «В Разливе». Как верно най дена композиция. Неспокой ное. покрытое тучами небо. Рябь на воде. Ветер. Здесь, у моря, обдумывает Ленин пред стоящие события. Принимает последние решения. Однажды, перебирая свои рисунки, художник остановил ся на одном из них—«Одну минутку». Ленин звонит по те лефону. ему очень дорого время. И вот пришло новбе решение темы, с дпутим на званием «Не теряйте мину ты!» Замысел выражен точ нее. рисунок приобрел боль шую экспрессивность, звуча ние. Новая формулировка обращена и к зрителям( как мудрый ленинский совет. «Рисунки о Ленине Н. Жу кова можно смотреть без кон ца. Они разные, никогда не безразличные», — писала Мария Прилежаева. И это. действительно, вер но. Потому что в стремлении передать характер вождя так, чтобы найденное р.ешение сов падало с представлением зри теля. народа, видел художник правду 'жизни. До последних своих дней работал он над Ленинианой. Говорил, что неустанно изу чать бессмертный образ и стремиться к наиболее полно му и совершенному воплоще нию его в искусстве, он ви дит главное дело -своей жиз ни. Г. ТАРАСОВА. ОС ЕНН ЕЕ Как-то кончилось лето быстро, Разлетелись багряные листья. Их сорвал разъяренный ветер, Обнажив потемневшие ветви. И, лишившись забот материнских, » Потеряв всех знакомых и близких, Оказались они под ногами, Изувеченные сапогами... Но, собрав свои силы, все же В равнодушный поток прохожих Вновь врываются листья смело, Как отважные каравеллы. ...Вот и я без тебя остался, Словно с ветки родной сорвался, Жизнь, как ветер, меня уносит, Неизвестно, куда забросит... В. ТОЛСТОПЯТЫХ, учащийся музыкального училища. Звучит гудулка В Болгарии среди народ ных музыкальных инструмен тов самым популярным яв- вляется гудулка. Ее струны, слегка тронутые смычком, из дают удивительно мелодичный звук. В далеких горных селе ниях ни один праздник не об ходится без гудулки. Сделать гудулку непросто. Для этого нужно иметь осо бо выдержанное дерево, ис кусно подобранные струны и. естественно, талант подлин ного мастера. Именно таким мастером, наследником на родных умельцев, является Иван Бычваров (на снимке). Все свое свободное время он отдает любимому делу. Он соз дал тысячи великолепных ин струментов. Фото БТА—ТАСС СУББОТНИЙ РЕПОРТАЖ Б ь ю т к у р а н т ы Три года назад бывшая во донапорная башня на площа ди (Свердлова обрела вторую молодость. Ее реставрировали, установили куранты. С тех пор через каждые пятнадцать минут над городом плывет ме лодичный перезвон, а каждый час отмечается необходимым количеством звонких ударов. Конструкцию курантов раз работал талантливый самоуч ка, часовых дел мастер из Грязей Михаил Тимофеевич Гребенкин. Ряд его оригиналь ных работ удостоен авторских свидетельств. Его задумку в Ельце пре творили в жизнь рабочие за водов машиностроительного и медоборудования. Они с юве лирной точностью и большой любовью изготовили редукто ры — главные механизмы че тырех часов. Отполировали и отхромировали стрелки и циф ры, украшения, обрамляющие циферблаты. ...Девяносто шесть ступеней металлической винтовой лест ницы ведут на верх башни, к сердцу курантов. Там. на об ширной бетонированной пло щадке, расположено неболь шое помещение. Смотритель курантов электромеханик ра диоузла Николай Николаевич Радин отмыкает Дверь, и мы входим в него. Золотым блеском отливает огромный маятник стоячих ча сов. плавно качающийся из стороны в сторону. Тут же на стене — громко тикающие электронные часы, работаю щие синхронно с тумбовыми. И провода, провода. Одни ве дут к реле -времени, другие — к усилителю звона, третьи — к выпрямителю, заряжаю щему аккумуляторы... Николай Николаевич преж де всего осматривает прибо ры. Затем открывает дверцу электронных часов и аккурат но смазывает их движущиеся части. А вот уже включен прием ник, настроенный на сигналы точного времени, передаваемые Москвой. Идет сверка. Елец кие куранты высоко держат свою марку: отклонения за не делю составляют плюс-минус три секунды. Для столь объ емных и сложных по конст рукции курантов эта погреш ность удивительно мала. — Возможен ли случай от ключения электроэнергии? — спрашиваю у Н. Н. Радина. — Конечно,— говорит смот ритель. — То ведутся ремонт ные работы электролинии, то еще какая-либо случайность. На этот случай часы запиты ваются мощными аккумулято рами, которые автоматически включаются в действие. Авто номное питание может осу ществляться длительное вре мя. Интересуюсь, приходилось ли Николаю Николаевичу уст ранять какие-либо неполадки в обрудовании курантов. Ока зывается, да. Однажды смотрителю не понравился перезвон, был он хриплым и ломаным. Микро фон, усилитель, проводка — все оказалось в порядке. И тогда Радин добрался до са мого верха башни и стал про верять динамики. В одном из них обнаружил сгоревший трансформатор. который и портил мелодию перезвона. Через несколько минут он был отключен, а на его место поставлен новый. А как-то куранты остано вились: подвел конденсатор в формирователе импульса при вода маятника электронных часов. Николай Николаевич быстро устранил и эту неис правность. ...Мягкий щелчок контактов реле времени, и закрутились шестерни всех четырех редук торов. Они плавно передвину ли огромные стрелки на одну минуту. И полился над горо дом. озаренным неярким ок тябрьским солнцем, торжест венный перезвон. Вьют елецкие куранты! А. ЕГОРОВ. ЮМОРЕСКА |1111Ш111т111111!111тт1т1Ш1М|т||Ш1шт111т1тт111111Ш111М111т11!11111111111111111Ш1т11т||| О б ъ е к т и в н ы е п р и ч и н ы п РЕЖДЕ всего, уважае- А'мые читатели, я должен вас предупредить, что моя юмореска не очень интерес ная, скорее всего не смешная, недоработанная и вообще не законченная. Может возник нуть вполне законный воп рос: почему? Поясню по том. А пока' расскажу о не которых своих приключениях. Зашел я на днях в парик махерскую. Решил побрить ся. Мастер лицо намылил. Махнул раз лезвием — поца рапал, провел. другой раз — порезал. Встал я из кресла, на лице живого места нет. Хотел было цирюльника об винить в нерадивости. А он в ответ: -—Извини, брат, не моя ви на. Я с этой бритвой седьмой год не расстаюсь. Ею не толь ко работать опасно, ее в руках держать страшно. Но в поодаже новых нет. Что же делать? Пришлось его простить. Как-никак — объективная причина. А вчера у меня зуб забо лел. Кинулся в стоматоло гическую поликлинику, а в ответ: — Извините, товарищ, на 1ШШ1МШ1111111Ш1111|Г|1111!111111111111111Ш1111М11М|1||М|ШН111!11111111111111П1111МШ1111Ш1111Ш1|11111|1||||1Ш1Ш11М11111|| сегодня талончиков больше нет. И на завтра тоже. При ходите послезавтра в семь утра. Ну что тут поделаешь? На нет и суда нет. Тоже объек тивная причина. Стиснул зу бы и пошел прочь. Кстати, я сегодня еще ни чего не ел. С утра занят был. А после трех" часов забежал в столовую, раздатчица го ворит: —Извините. Первого нет. Второе кончилось. Ну что ей скажешь в от вет? Причина, как видно, объ ективная. Взял два кусочка хлеба. Пожевал. Запил коМ- потиком. И снова на работу. Впрочем, все это мелочи. Мне вот три года назад обе щали квартиру благоустро енную предоставить. Даже дом и этаж указали: вот. мол, где будет твой семейный очаг. С тех пор и хожу, на блюдаю: когда же можно бу дет свой очаг разжечь. Но дело не очень-то движется. У строителей рсть на то объ ективные причины: то раст вора нет, то кирпича нет. то их на другой—пусковой—объ ект перебросили. Им легко. У них объектив ные причины. А мне каково? Признаться честно, за это время ни разу не искупался как следует, ёсе жду —ско ро будет и у меня своя ван на с душем. Да и где искупа ешься? Баню-то нашу тоже по каким-то объективным причинам никак в эксплуата цию не сдадут. Ну, а теперь поясню, поче му у меня юмореска такая неудачная выходит. Во-пер вых, я ее пишу в последний день квартала. Наша редак ция не выполнила плана по юмору и нужно срочно вос полнить пробел. Сами пони маете, в суматохе и впопыхах ничего дельного не напи шешь. Во-вторых, как вам уже известно, чувствую я себя не очень-то хорошо. На себя в зеркало взглянуть страшно, зуб болит, голодный, неумы- ’тый. Ну, разве тут что-ни будь смешное придет на ум? Ну и, в-третьих, все. с кем я встречался в последнее время, оправдывали свою не удачную работу объективны ми причинами. У меня их, как видите, тоже немало. Так что. извините, придется вам читать, что написал. Г. ШАЛЕЕВ. Вундеркинд из шестого «В» Ворошиловград. Этот ученик шестого класса «В» средней школы № 20 значи тельно моложе своих одно классников: Алеше Шистко нет еще и девяти лет. В шко лу он пришел г в неполных семь, и сразу — в четвертый класс. Программу первых трех лет мальчик освоил в детском саду. Все эти годы он — круглый отличник. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz