Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
1ЯДМИ8е г:а1Ч"-п!иг-ет^;г-- ■ .-.т- ..... -, «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 6 октября 1979 года ф 3 стр. ЗАВТРА — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Добрые наставники, верные друзья Воспитатели Глубоко ■ примечательно, что в нынешнем году профес сиональный праздник совет ского учительства совпадает со знаменательной датой в жизни нашей страны — Днем Конституции. Более тысячи педагогов трудятся в учебных заведе ниях. Ельца. Среди них нема ло учителей, которые строят свою работу в духе современ ных требований. Применяя методику развивающего обу чения. творчески используя возможности новых программ, они добиваются замечатель ных результатов. Хорошо известны педагоги ческой общественности на шего города имена таких учи телей, как В. М. Сазонова (СШ № 21), Е. Н. Копаева (СШ № 3), Г. В. Коннова (СШ № 1), Т. И. Бурцева (СШ № 24). Е. Т. Саранцева и Л. А. Фастова (СШ № 8)! Они умело соединяют обуче ние и воспитание, повышают свой идейно - политический уровень, совершенствуют пе дагогическое мастерство. Опи раясь на испытанные, прове ренные жизнью формы и ме тоды учебного процесса, ре шительно отказываются от всего показного, устаревше го, противоречащего совре менному уровню развития детей и подростков. Благородный труд наших учителей по достоинству оце нен Родиной.■ Свыше 20 ель- чан за высокие достижения в области педагогики удосто ены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», бо лее 200 работников учебных и детских внешкольных за ведений награждены знаком «Отличник народного про свещения». Каждый учитель старает ся планировать материал урока так, чтобы все привыч ное для него стало новым и необычным для учеников, чтобы внести в школьную работу что-то свое, новое. Каждый преподаватель дол жен быть знаком с ре зультатами новейших педаго гических и психологических исследований в области мето дики и организации учебного процесса. Показателен в этом отно шении пример педагогиче ского коллектива средней школы № 22. В методическом кабинете учебного заведе ния можно увидеть стенды «Рекомендуем прочитать», «В помощь классному руково дителю», «Самообразование учителя — путь повышения мастерства», «Основные тре бования к современному уро ку». Здесь регулярно выве шиваются рекомендательные списки научно - политиче ской, педагогической и мето дической литературы. ----------а и я а а я а а а а а в нашей смены Городской отдел народного образования и многие педа гогические коллективы в те чение ряда лет работают над проблемой управления каче ством учебно - воспитатель ного процесса. Много дела ется в этом направлении в школах № 24, 22, 5, 8. Здесь около половины учащихся имеют только хорошие и отличные оценки. Об успехах педагогов - ель- чан говорит и тот факт, что в текущем году 49 человек из 730 учеников закончили шко лу с золотой медалью. Глубоко задуматься над проблемой совершенствова ния педагогического мастер ства заставляет каждого учи теля постановление ЦК КПСС «Об улучшении идеологиче ской, политике - воспитатель ной работы». Современный пе дагог должен быть источни ком нравственного влияния, эффективно воздействовать на ученика, на становление его как личности. В настоящее время в шко лах города педагоги трудятся под девизом «От творчески работающего учителя — к творчески работающему кол лективу». Поэтому постоян ное совершенствование зна ний и повышение . квали фикации работников просве щения—от учителя до дирек тора школы — главная зада ча, от успешного решения которой зависит улучшение качества и повышение эффек тивности всего дела обуче ния и коммунистического воспитания подрастающего поколения. А. САМОХИН, заведующий городским отделом народного образования. И о п ы т В школе систематически проводятся коллективные чте ния или конференции на на учно - педагогические темы, например, такие, как «Акту альные проблемы начально го обучения», «Как воспиты вать настоящего человека», «Роль научной организации труда и оптимизации учебно- воспитательного процесса». Для более удобного пользова ния фондом методической ли тературы в школьной библио теке создана специальная картотека. Все эти начинания не про ходят даром. Используя дан ные педагогических и пси хологических исследований в области методики и организа ции учебного процесса, каж дый учитель углубляет свои знания. А это радует. Ведь элементы творчества неотдели мы от усвоения достигнутого другими. Т. ТИМОШИНА, наш внештатный корреспондент. Веселой трелью рассыпался по просторным и светлым ко ридорам средней школы № 5 звонок.' Перемена. Высыпают из классов шумные стайки мальчишек и девчонок. Сколь ко их здесь, таких непохожих друг на друга. С такими раз ными характерами... Невольно задумываешься, сколько нужно иметь учите лю выдержки, терпения, эн тузиазма. сочетаемых с чув ством глубокого уважения к маленькому человеку, что бы направить неуемную дет скую энергию в нужное рус ло. И, наверное, основная нагрузка ложится на первую учительницу ребят — препо давателя начальных классов. Ведь она первой вводит детей в мир знаний. И первое про читанное слово, и первая на писанная буква — все начина ется с нее, первой учи тельницы. И опять звенит звонок. И опять тишина воцаряется в школе. Только чуть-чуть слыш ны размеренные голоса учи телей. Давайте с вами тихонько приоткроем дверь кабинета, где ведет занятия с третьеклас сниками заслуженная учи тельница школы РСФСР На дежда Александровна Водо пьянова. Идет урок чтения. Вмес те с ребятами она разби рает сказку «Лягушка-путе шественница». Не раз мы слышали и чи тали в детстве эту сказку Гар шина, а вот всегда ли заду мывались над тем, что под об разом глупой лягушки автор высмеял человеческие пороки — лень, хвастовство, самона деянность... А третьеклассники подтверждают это словами текста, убедительно доказы вают на примерах. Надежда Александровна ве дет урок эмоционально. На каждый ее вопрос — лес под нятых рук. Никто не остается без дела. В работе участвуют все. Ребята грамотно выража ют свои мысли, выразитель но читают, хорошо переска зывают содержание. Педагогическое мастерство. Надежды Александровны чув ствуется во всем. В умении последовательно и наиболее до ступно преподнести материал, научить детей работать твор чески. быть активными. И еще проявлять огромное вни мание и доброжелательность к детям. ...Сколько было у нее учени ков! Усидчивых и непоседли вых, смешливых и серьезных, озорных и тихих. Разных. И всех она помнит. Нынешние третьеклассники — ее пятый выпуск. Двадцать дет работы в шкоде, И за эти годы — ни одного оставленного на второй год ученика. Стопро центная успеваемость. Правильно говоря!’„ что все начинается с? детства. Именно в эту пору, когда на ребенка так сильно влияние взрослого, рождаются его мечты о будущем... Школьницей Надежда Алек сандровна решила стать пе дагогом, таким, как кавалер ордена Ленина Нина Дмитри евна Лебедева — преподава тель школы села Паниковец Елецкого района. Она обучила не одно поколение семьи На дежды Александровны. На всю жизнь запомнила девуш ка уроки своей первой учи тельницы. Надежда Александровна Водопьянова осталась верна своей мечте на всю жизнь. Окончила педагогическое училище, педагогический ин ститут. Работала воспитате лем в детском саду, старшей пионервожатой, учителем на чальных классов в средней школе № 21. — Именно в это время, — рассказывает Надежда Алек сандровна, — мне оказала ог ромную помощь преподаватель этой же школы Валентина Максимовна Сазонова, кото рая стала моим наставником в практическом овладении профессией. Верны слова о том, что учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится. И я училась у Вален тины Максимовны строить урок, стремилась, как и она, к его насыщенности, четко сти подачи материала. Мне нравились ее взаимоотноше ния с учениками, сочетание требовательности к ним с чув ством глубокого такта. Надежда Александровна за думчиво смотрит в окно. Там, в ярких лучах солнца, дого рает рыжая осень. В безоб лачной синеве кружатся жел тые, красные листья. С этим временем года связаны самые дорогие воспоминания. Первое, сентября, первый урок в первом классе. И боль ше всего получает Надежда Александровна писем от быв ших своих воспитанников то же осенью, накануне Дня учителя. А пишут они часто. Делится со своей 1 первой учительницей радостями и горестями Вячеслав Мерку лов, ныне офицер Советской Армии. Вспомнила его На дежда Александровна—и улыб нулась. Никогда не забудет она. как пришлось ей од нажды вытаскивать из лопу хов курящего Славку. А те перь у него самого сын Алеш ка... •Многие из ее учеников тоже стали педагогами. напри мер, Маргарита Александров на Лыгина, которая тоже ра ботает в средней школе № 5. ...Звенит звонок. Спешат мальчики и девочки в класс. И опять звучат слова Надеж ды Александровны Водопья новой: , — Тихо, ребята, тихо. Успо каивайтесь. На сегодняшнем уроке мы с вами и з у ч и м ... А, ДЕМЕНТЬЕВ. НА СНИМКЕ: Н. А. Водо пьянова. Фото А. БОЕВА. З н а н и я Мы не простились с вами У каждого из нас в начале жизненного пути бывает вол нующий час. когда рядом с родителями встает еше одни человек. Имя ему — учитель. Чуть больше года прошло с того дня. как закончил я и мои друзья - одноклассники среднюю школу № 24. прос тившись сп своими преподава телями. Мы, конечно, потом приходили к ним, писали пись ма, дарили цветы, потому что в характерах, 'судьбах на ших оставили они глубокий след, воспитали много хоро ших качеств, щедро делились с нами своими знаниями, жизненным опытом. Никогда не забуду я уроки химии, которые проводила наш классный руководитель Людмила Николаевна Андро сова. Все мои одноклассника были увлечены этим предме том Нам нрабилось прово дить лабораторные и практи ческие работы, самостоятель но исследовать свойства ве ществ. решать задачи Иа каждом у ро ке п р о и с х о д и л о малень кое ч у д о и м ы о т к р ы вали для себя много нового. Я знаю, что некоторые из моих одноклассников посту пили в педагогические инсти туты страны. Думаю, что на всю жизнь подлинным об разцом учителя станут для них преподаватели ру с с к о г о языка и литературы Тамара Ивановна Бурцева и Татьяна Дм.итриевна Киселева. Много теплых слов благо дарности хочется * сказать в День учителя любимым пре подавателям Людмиле Ива новне Раевских, Ольге Нико лаевне Швыревой. Олегу Ивановичу Ростовцеву, Алек сею Алексеевичу Мезенцеву и. конечно, первой учительни це Марии Ивановне Глущенко. От всей души мы поздрав ляем вас, дорогие учителя, с большим и светлым праздни ком. Большого счастья вам! В. КАМЕНЕВ, студент первого курса липецкого политехнического института, в ы п у с к н и к средней школы Кд 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz