Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

1ЯДМИ8е г:а1Ч"-п!иг-ет^;г-- ■ .-.т- ..... -, «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 6 октября 1979 года ф 3 стр. ЗАВТРА — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Добрые наставники, верные друзья Воспитатели Глубоко ■ примечательно, что в нынешнем году профес­ сиональный праздник совет­ ского учительства совпадает со знаменательной датой в жизни нашей страны — Днем Конституции. Более тысячи педагогов трудятся в учебных заведе­ ниях. Ельца. Среди них нема­ ло учителей, которые строят свою работу в духе современ­ ных требований. Применяя методику развивающего обу­ чения. творчески используя возможности новых программ, они добиваются замечатель­ ных результатов. Хорошо известны педагоги­ ческой общественности на­ шего города имена таких учи­ телей, как В. М. Сазонова (СШ № 21), Е. Н. Копаева (СШ № 3), Г. В. Коннова (СШ № 1), Т. И. Бурцева (СШ № 24). Е. Т. Саранцева и Л. А. Фастова (СШ № 8)! Они умело соединяют обуче­ ние и воспитание, повышают свой идейно - политический уровень, совершенствуют пе­ дагогическое мастерство. Опи­ раясь на испытанные, прове­ ренные жизнью формы и ме­ тоды учебного процесса, ре­ шительно отказываются от всего показного, устаревше­ го, противоречащего совре­ менному уровню развития детей и подростков. Благородный труд наших учителей по достоинству оце­ нен Родиной.■ Свыше 20 ель- чан за высокие достижения в области педагогики удосто­ ены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», бо­ лее 200 работников учебных и детских внешкольных за­ ведений награждены знаком «Отличник народного про­ свещения». Каждый учитель старает­ ся планировать материал урока так, чтобы все привыч­ ное для него стало новым и необычным для учеников, чтобы внести в школьную работу что-то свое, новое. Каждый преподаватель дол­ жен быть знаком с ре­ зультатами новейших педаго­ гических и психологических исследований в области мето­ дики и организации учебного процесса. Показателен в этом отно­ шении пример педагогиче­ ского коллектива средней школы № 22. В методическом кабинете учебного заведе­ ния можно увидеть стенды «Рекомендуем прочитать», «В помощь классному руково­ дителю», «Самообразование учителя — путь повышения мастерства», «Основные тре­ бования к современному уро­ ку». Здесь регулярно выве­ шиваются рекомендательные списки научно - политиче­ ской, педагогической и мето­ дической литературы. ----------а и я а а я а а а а а в нашей смены Городской отдел народного образования и многие педа­ гогические коллективы в те­ чение ряда лет работают над проблемой управления каче­ ством учебно - воспитатель­ ного процесса. Много дела­ ется в этом направлении в школах № 24, 22, 5, 8. Здесь около половины учащихся имеют только хорошие и отличные оценки. Об успехах педагогов - ель- чан говорит и тот факт, что в текущем году 49 человек из 730 учеников закончили шко­ лу с золотой медалью. Глубоко задуматься над проблемой совершенствова­ ния педагогического мастер­ ства заставляет каждого учи­ теля постановление ЦК КПСС «Об улучшении идеологиче­ ской, политике - воспитатель­ ной работы». Современный пе­ дагог должен быть источни­ ком нравственного влияния, эффективно воздействовать на ученика, на становление его как личности. В настоящее время в шко­ лах города педагоги трудятся под девизом «От творчески работающего учителя — к творчески работающему кол­ лективу». Поэтому постоян­ ное совершенствование зна­ ний и повышение . квали­ фикации работников просве­ щения—от учителя до дирек­ тора школы — главная зада­ ча, от успешного решения которой зависит улучшение качества и повышение эффек­ тивности всего дела обуче­ ния и коммунистического воспитания подрастающего поколения. А. САМОХИН, заведующий городским отделом народного образования. И о п ы т В школе систематически проводятся коллективные чте­ ния или конференции на на­ учно - педагогические темы, например, такие, как «Акту­ альные проблемы начально­ го обучения», «Как воспиты­ вать настоящего человека», «Роль научной организации труда и оптимизации учебно- воспитательного процесса». Для более удобного пользова­ ния фондом методической ли­ тературы в школьной библио­ теке создана специальная картотека. Все эти начинания не про­ ходят даром. Используя дан­ ные педагогических и пси­ хологических исследований в области методики и организа­ ции учебного процесса, каж­ дый учитель углубляет свои знания. А это радует. Ведь элементы творчества неотдели­ мы от усвоения достигнутого другими. Т. ТИМОШИНА, наш внештатный корреспондент. Веселой трелью рассыпался по просторным и светлым ко­ ридорам средней школы № 5 звонок.' Перемена. Высыпают из классов шумные стайки мальчишек и девчонок. Сколь­ ко их здесь, таких непохожих друг на друга. С такими раз­ ными характерами... Невольно задумываешься, сколько нужно иметь учите­ лю выдержки, терпения, эн­ тузиазма. сочетаемых с чув­ ством глубокого уважения к маленькому человеку, что­ бы направить неуемную дет­ скую энергию в нужное рус­ ло. И, наверное, основная нагрузка ложится на первую учительницу ребят — препо­ давателя начальных классов. Ведь она первой вводит детей в мир знаний. И первое про­ читанное слово, и первая на­ писанная буква — все начина­ ется с нее, первой учи­ тельницы. И опять звенит звонок. И опять тишина воцаряется в школе. Только чуть-чуть слыш­ ны размеренные голоса учи­ телей. Давайте с вами тихонько приоткроем дверь кабинета, где ведет занятия с третьеклас­ сниками заслуженная учи­ тельница школы РСФСР На­ дежда Александровна Водо­ пьянова. Идет урок чтения. Вмес­ те с ребятами она разби­ рает сказку «Лягушка-путе­ шественница». Не раз мы слышали и чи­ тали в детстве эту сказку Гар­ шина, а вот всегда ли заду­ мывались над тем, что под об­ разом глупой лягушки автор высмеял человеческие пороки — лень, хвастовство, самона­ деянность... А третьеклассники подтверждают это словами текста, убедительно доказы­ вают на примерах. Надежда Александровна ве­ дет урок эмоционально. На каждый ее вопрос — лес под­ нятых рук. Никто не остается без дела. В работе участвуют все. Ребята грамотно выража­ ют свои мысли, выразитель­ но читают, хорошо переска­ зывают содержание. Педагогическое мастерство. Надежды Александровны чув­ ствуется во всем. В умении последовательно и наиболее до­ ступно преподнести материал, научить детей работать твор­ чески. быть активными. И еще проявлять огромное вни­ мание и доброжелательность к детям. ...Сколько было у нее учени­ ков! Усидчивых и непоседли­ вых, смешливых и серьезных, озорных и тихих. Разных. И всех она помнит. Нынешние третьеклассники — ее пятый выпуск. Двадцать дет работы в шкоде, И за эти годы — ни одного оставленного на второй год ученика. Стопро­ центная успеваемость. Правильно говоря!’„ что все начинается с? детства. Именно в эту пору, когда на ребенка так сильно влияние взрослого, рождаются его мечты о будущем... Школьницей Надежда Алек­ сандровна решила стать пе­ дагогом, таким, как кавалер ордена Ленина Нина Дмитри­ евна Лебедева — преподава­ тель школы села Паниковец Елецкого района. Она обучила не одно поколение семьи На­ дежды Александровны. На всю жизнь запомнила девуш­ ка уроки своей первой учи­ тельницы. Надежда Александровна Водопьянова осталась верна своей мечте на всю жизнь. Окончила педагогическое училище, педагогический ин­ ститут. Работала воспитате­ лем в детском саду, старшей пионервожатой, учителем на­ чальных классов в средней школе № 21. — Именно в это время, — рассказывает Надежда Алек­ сандровна, — мне оказала ог­ ромную помощь преподаватель этой же школы Валентина Максимовна Сазонова, кото­ рая стала моим наставником в практическом овладении профессией. Верны слова о том, что учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится. И я училась у Вален­ тины Максимовны строить урок, стремилась, как и она, к его насыщенности, четко­ сти подачи материала. Мне нравились ее взаимоотноше­ ния с учениками, сочетание требовательности к ним с чув­ ством глубокого такта. Надежда Александровна за­ думчиво смотрит в окно. Там, в ярких лучах солнца, дого­ рает рыжая осень. В безоб­ лачной синеве кружатся жел­ тые, красные листья. С этим временем года связаны самые дорогие воспоминания. Первое, сентября, первый урок в первом классе. И боль­ ше всего получает Надежда Александровна писем от быв­ ших своих воспитанников то­ же осенью, накануне Дня учителя. А пишут они часто. Делится со своей 1 первой учительницей радостями и горестями Вячеслав Мерку­ лов, ныне офицер Советской Армии. Вспомнила его На­ дежда Александровна—и улыб­ нулась. Никогда не забудет она. как пришлось ей од­ нажды вытаскивать из лопу­ хов курящего Славку. А те­ перь у него самого сын Алеш­ ка... •Многие из ее учеников тоже стали педагогами. напри­ мер, Маргарита Александров­ на Лыгина, которая тоже ра­ ботает в средней школе № 5. ...Звенит звонок. Спешат мальчики и девочки в класс. И опять звучат слова Надеж­ ды Александровны Водопья­ новой: , — Тихо, ребята, тихо. Успо­ каивайтесь. На сегодняшнем уроке мы с вами и з у ч и м ... А, ДЕМЕНТЬЕВ. НА СНИМКЕ: Н. А. Водо­ пьянова. Фото А. БОЕВА. З н а н и я Мы не простились с вами У каждого из нас в начале жизненного пути бывает вол­ нующий час. когда рядом с родителями встает еше одни человек. Имя ему — учитель. Чуть больше года прошло с того дня. как закончил я и мои друзья - одноклассники среднюю школу № 24. прос­ тившись сп своими преподава­ телями. Мы, конечно, потом приходили к ним, писали пись­ ма, дарили цветы, потому что в характерах, 'судьбах на­ ших оставили они глубокий след, воспитали много хоро­ ших качеств, щедро делились с нами своими знаниями, жизненным опытом. Никогда не забуду я уроки химии, которые проводила наш классный руководитель Людмила Николаевна Андро­ сова. Все мои одноклассника были увлечены этим предме­ том Нам нрабилось прово­ дить лабораторные и практи­ ческие работы, самостоятель­ но исследовать свойства ве­ ществ. решать задачи Иа каждом у ро ке п р о и с х о д и л о малень кое ч у д о и м ы о т к р ы ­ вали для себя много нового. Я знаю, что некоторые из моих одноклассников посту­ пили в педагогические инсти­ туты страны. Думаю, что на всю жизнь подлинным об­ разцом учителя станут для них преподаватели ру с с к о г о языка и литературы Тамара Ивановна Бурцева и Татьяна Дм.итриевна Киселева. Много теплых слов благо­ дарности хочется * сказать в День учителя любимым пре­ подавателям Людмиле Ива­ новне Раевских, Ольге Нико­ лаевне Швыревой. Олегу Ивановичу Ростовцеву, Алек­ сею Алексеевичу Мезенцеву и. конечно, первой учительни­ це Марии Ивановне Глущенко. От всей души мы поздрав­ ляем вас, дорогие учителя, с большим и светлым праздни­ ком. Большого счастья вам! В. КАМЕНЕВ, студент первого курса липецкого политехнического института, в ы п у с к н и к средней школы Кд 24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz