Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
г «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 22 сентября 1979 года @ 3 стр. М у з ы к а - т и с т о ч н и к р а д о с т и Осенью 1969 года в культурной жизни Ельца произошло знаменательное событие: открылось новое специальное учебное заведение — музыкальное училище. Этому активно спо- собствовал наш знатней земляк секретарь правления Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников._______ С тех пор прошло десять лет. Сейчас коллектив училища готовится отметить свой день рождения, критическим взгля дом посмотреть на пройденное и наметить перспективы на будущее. М УЗЫКАЛЬНОЕ училище подготовило и выпустило 253 специалиста-музыканта со , средним образованием, кото рые были направлены в дет ские музыкальные школы Ельца и сел Липецкой области. Благодаря этому в них качественно улучшился педагогический состав, что не могло не сказаться на состоя нии учебно-воспитательной ра боты. Добросовестным трудом и общественной активностью большой авторитет в школах завоевали такие наши выпуск ники, как Т. Родионова (му зыкальная школа № 1), В. До- марева (музыкальная школа № 2), Т. Хабарова (Тербуны), Е. Ерилова (Волово). Н. Ку лак и Л. Смирнова (Измалко- во), Е. Голубева (Елецкий район) и другие. Немало выпускников учили ща поступили в различные ву зы. В Воронежский институт искусств приняты А. Ядыкина, Н. Горюнов, С. Быканов, И. Комаров. В институтах культуры учатся И. Дедушев, С‘ Морга- чев, Л. Винникова. Е. Фирсо ва. Л. Жуковский, в педаго гических вузах — Н. Ганина, Т. Калашник и другие. Н. Кнсельер, Н. Мерен- кова, сестры Таня и Вера Мар тыновы, О. Череватенко ста ли студентами консерваторий. То, что лучшие выпускники продолжают учиться дальше, — отрадное . явление, потому, что все еще не хватает спе циалистов с высшим образова нием. Однако задачи музыкально го училища не могут ограни чиваться только подготовкой педагогических кадров. Не менее важны му зыкальное просвещение насе ления, эстетическое воспита ние масс, особенно молодежи. В этом направлении учили ще пока ограничивается толь ко концертной деятельностью. Изредка читаются лекции на музыкальные темы, но вы ступают с ними далеко не все преподаватели. Наиболее активно в лектор ской работе участвует И. Б. Надеждин. Его можно встре тить на предприятиях и в школах. Свой рассказ он всег да иллюстрирует музыкальны ми произведениями. Кроме то- гэ, Игорь Борисович помогает готовить лекции и организует выступления учащихся. Он сам сочиняет музыку и ежегодно знакомит с ней на авторских вечерах учащихся и всех любителей. Некоторые преподаватели много внимания уделяют художественной самодея тельности. Например, Л. Р. Петрова, В. А. Клеван — пре подаватели училища и наши выпускники (теперь тоже учи теля) Н. Щербаков, Ю. Мор- гачев, В. Климчук и Е. Коз лова. Важную роль в пропаганде классической музыки играют отчетные концерты, которые ежегодно проводит училище в Доме культуры. Они стали уже популярны среди населе ния и собирают большое коли чество слушателей. Кроме того, концертные бригады систематически вы ступают на праздничных ве черах в отдельных школах и на предприятиях, обслужи вают избирательные участки в дни выборов. Немаловажным является и то, что по приглашению адми нистрации училища в город приезжают известные артисты, которые выступают не только для учащихся: их концерты общедоступны. В Ельце за десять лет по бывало очень много прекрас ных исполнителей: скрипачи Виктор Пикайзен, Марина Яш- вили, пианистка Оксана Яблон ская. певец Александр Нозум и многие другие. В 1970 году учебное заве дение посетил лауреат IV Международного конкурса имени Чайковского наш зем ляк Аркадий Севидов. Слуша тели узнали от него много ин тересного о конкурсе, прослу шали в его исполнении люби мые им произведения Скря бина. В работе педагогического коллектива еще много нере шенных задач и немало труд ностей. но молодой, квалифи цированный. энергичный, он вполне может преодолеть их. Руководствуясь постановле нием ЦК КПСС «О дальней шем улучшении идеологиче ской. политико-воспитательной работы», преподаватели, наме чают сейчас пути дальнейшего совершенствования учебно- воспитательного процесса. И можно не сомневаться в том, ’что свой нынещний год кол лектив музыкального училища отметит новыми успехами и более активным участием в деле музыкального просвеще ния широких масс города и района. А. БИРЮКОВА, наш нештатный корреспондент. И. ДОРДИЕВ. Сколько стоят три рубля ( Ю М О РЕСКА -------------------- —Будьте любезны, — ска зал незнакомый прохожйй, протягивая мне три рубля. — Ну и дела! С каких это пор людям стали давать день ги только\за то, чтоб они ста ли любезными? — сказал я, меряя взглядом прохожего с трояком в руке. — Это же ваши деньги. Л собственными глазами видел, как они выпали у вас из кар мана, когда вы доставали но совой платок. — Благодарю. Очень бла годарю. — Не за что. — Как же «не за что»? Вы порядочный человек. — На моем месте так по ступил бы каждый. —Не знаю, как поступил бы на вашем месте каждый, но вы за свой поступок за служиваете вознаграждения. — Да что вы, уважаемый! Оставьте... — Ведь вы же просто мог ли полошить найденные день ги себе в карман, и с чем бы я тогда остался? Нет. нет, я перед вами в долгу. Идемте, и не вздумайте упираться. Все равно деньги пропали бы. Заходим в буфет. Пьем по 'одной. Потом повторяем. Захо дят несколько моих знако мых. Не замедлили явиться и несколько его друзей. И всем я рассказываю про бла городный поступок моего но вого приятеля, про его исклю чительную честность. Под нимаем тост за его честность. ...По дороге домой пере считываю деньги, которые ос тались от зарплаты. Шарю по карманам. Ага, вот и тро ячок. Как раз вместе с ним выходит сумма в половину зарплаты... Ну вот, теперь вЫ знаете, сколько стоят три рубля. Перевел с украинского Г. ШАЛЕЕВ. Н е у в я д а е м о й прелесть к р уж ев Недавно центральное издательство «Планета» приступило к изданию тематической сувенирной серии крупноформат ных цветных художественных открыток «Искусство народ ных художественных промыслов». Во втором только что вышедшем выпуске новой серии представлен комплект из восемнадцати открыток «Русское кружево». Он подготовлен сотрудниками Московского науч но - исследовательского института художественной промыш ленности. В числе сюжетов, посвященных русскому кружеву, — ре продукции с изображением изделии широко известного в на шей стране производственного художественного объединения «Елецкие кружева». С ДАВНИХ времен Рос сия славилась своими кружевами. Первое упомина ние о них относится к XIII ве ку. Плетение кружев было любимым женским домашним занятием. Почерк рус ских мастериц узнавали по безукоризненному вкусу, тон чайшему плетению и самобыт ной прелести рисунка. Ста ринные образцы русских кру жев (XV—XVIII веков) спле тены из крученых золотых, серебряных ниток и цветного шелка. Ими отделывали цер ковные и светские одежды. В XVII — XVIII веках было распространено кружево из серебряных ниток. Узоры на поминали богато орнаменти рованные парчовые ткани, расшитые жемчугом и дра гоценными камнями. На Ру си, где широко было разви то возделывание льна, из давна плелись кружева из его нитей. Они отличались большой плотностью, отсутст вием ажурных фигур. Из поколения в поколение передавалось мастерство ру кодельниц старинных ху дожественных центров: Во логды, Ельца, Рязани. Торж ка, Твери, Галича. Балахны. На основе, традиций, народ ного кружевоплетения в раз личных районах РСФСР вы рабатывались свои художе ственные особенности орна мента и технические приемы его выполнения. На восьми репродукциях из подборки «Русское кружево» запечатлены самые различ ные по форме и назначению изделия елецких кружевниц. Крупным планом во весь фор мат открытки дано изобра жение фрагмента кружевной занавеси: многолепестковые цветы в обрамлении удлин- ненных листьев объединяют ся с миниатюрными ажурны ми букетиками в цельную красивую композицию. — Для елецкого кружева, — рассказывает_ научный со трудник НИИ "художествен^ ной промышленности Н. По скребышева, — характерны мягкость светотеневых пере ходов, изящество и тонкая проработка некоторых де талей, нежность и воздуш ность узоров. Лента-велюшка в нем дается более разре женной, что делает плавны ми линии узора. Фон произ водит впечатление мерца ющего звездного неба, или мягко падающих снежинок- звезд. На репродукции изображе ны также кружевные пелери ны, воротник к платью (ис полненный в изысканной чер но - белой гамме), разнооб разные по форме и узору манжеты. Производственное художест венное объединение «Елец кие кружева» славится и сво ими изящными салфетками- сухарницами и салфетками- подстаканниками! Четырна дцать образцов этих пре красных изделий воссоздано на открытках. Рисунок для их орнамента елецкие кру жевницы часто заимствуют у родной природы. Заснежен ные ветви, снежинки, иней на морозных окнах, фантасти ческие цветы, пышные узоры — все это вдохновляет масте риц на создание интересных орнаментальных композиций. В изяществе линий, в боль шой декоративности й .выра зительности орнаментов, ли ричности узоров кружева жи вет неувядаемая прелесть исконно русского народного искусства. Нежные и воздуш ные, похожие на белую пе ну морской волны, со слож ными и выразительными узо рами, русские кружева и, изде лия с ними приобрели за служенную славу. Не раз они завоевывали на международ ных выставках награды и ди пломы, Гран-При, золотые медали и почетные грамоты, в которых отвечалось высо кое качество изделий, создан ных искусными руками кру жевниц «Второе современное рождение» русского кружева запечатлено на страницах аль бомов и" художественных от крытках. 3. АФАНАСЬЕВА, искусствовёд. I!11!!!11!11111!11Щ1111111!11П111111111111!1111!11111Н1111111III111>1111ИИ!III111111!111111111!1111111МI!IШ1111111:1111!11II111 (Ш1111М11П УЛИЦА ВЕРМИШЕВА, Фото А. БОЕВА. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz