Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

г «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 22 сентября 1979 года @ 3 стр. М у з ы к а - т и с т о ч н и к р а д о с т и Осенью 1969 года в культурной жизни Ельца произошло знаменательное событие: открылось новое специальное учебное заведение — музыкальное училище. Этому активно спо- собствовал наш знатней земляк секретарь правления Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников._______ С тех пор прошло десять лет. Сейчас коллектив училища готовится отметить свой день рождения, критическим взгля­ дом посмотреть на пройденное и наметить перспективы на будущее. М УЗЫКАЛЬНОЕ училище подготовило и выпустило 253 специалиста-музыканта со , средним образованием, кото­ рые были направлены в дет­ ские музыкальные школы Ельца и сел Липецкой области. Благодаря этому в них качественно улучшился педагогический состав, что не могло не сказаться на состоя­ нии учебно-воспитательной ра­ боты. Добросовестным трудом и общественной активностью большой авторитет в школах завоевали такие наши выпуск­ ники, как Т. Родионова (му­ зыкальная школа № 1), В. До- марева (музыкальная школа № 2), Т. Хабарова (Тербуны), Е. Ерилова (Волово). Н. Ку­ лак и Л. Смирнова (Измалко- во), Е. Голубева (Елецкий район) и другие. Немало выпускников учили­ ща поступили в различные ву­ зы. В Воронежский институт искусств приняты А. Ядыкина, Н. Горюнов, С. Быканов, И. Комаров. В институтах культуры учатся И. Дедушев, С‘ Морга- чев, Л. Винникова. Е. Фирсо­ ва. Л. Жуковский, в педаго­ гических вузах — Н. Ганина, Т. Калашник и другие. Н. Кнсельер, Н. Мерен- кова, сестры Таня и Вера Мар­ тыновы, О. Череватенко ста­ ли студентами консерваторий. То, что лучшие выпускники продолжают учиться дальше, — отрадное . явление, потому, что все еще не хватает спе­ циалистов с высшим образова­ нием. Однако задачи музыкально­ го училища не могут ограни­ чиваться только подготовкой педагогических кадров. Не менее важны му­ зыкальное просвещение насе­ ления, эстетическое воспита­ ние масс, особенно молодежи. В этом направлении учили­ ще пока ограничивается толь­ ко концертной деятельностью. Изредка читаются лекции на музыкальные темы, но вы­ ступают с ними далеко не все преподаватели. Наиболее активно в лектор­ ской работе участвует И. Б. Надеждин. Его можно встре­ тить на предприятиях и в школах. Свой рассказ он всег­ да иллюстрирует музыкальны­ ми произведениями. Кроме то- гэ, Игорь Борисович помогает готовить лекции и организует выступления учащихся. Он сам сочиняет музыку и ежегодно знакомит с ней на авторских вечерах учащихся и всех любителей. Некоторые преподаватели много внимания уделяют художественной самодея­ тельности. Например, Л. Р. Петрова, В. А. Клеван — пре­ подаватели училища и наши выпускники (теперь тоже учи­ теля) Н. Щербаков, Ю. Мор- гачев, В. Климчук и Е. Коз­ лова. Важную роль в пропаганде классической музыки играют отчетные концерты, которые ежегодно проводит училище в Доме культуры. Они стали уже популярны среди населе­ ния и собирают большое коли­ чество слушателей. Кроме того, концертные бригады систематически вы­ ступают на праздничных ве­ черах в отдельных школах и на предприятиях, обслужи­ вают избирательные участки в дни выборов. Немаловажным является и то, что по приглашению адми­ нистрации училища в город приезжают известные артисты, которые выступают не только для учащихся: их концерты общедоступны. В Ельце за десять лет по­ бывало очень много прекрас­ ных исполнителей: скрипачи Виктор Пикайзен, Марина Яш- вили, пианистка Оксана Яблон­ ская. певец Александр Нозум и многие другие. В 1970 году учебное заве­ дение посетил лауреат IV Международного конкурса имени Чайковского наш зем­ ляк Аркадий Севидов. Слуша­ тели узнали от него много ин­ тересного о конкурсе, прослу­ шали в его исполнении люби­ мые им произведения Скря­ бина. В работе педагогического коллектива еще много нере­ шенных задач и немало труд­ ностей. но молодой, квалифи­ цированный. энергичный, он вполне может преодолеть их. Руководствуясь постановле­ нием ЦК КПСС «О дальней­ шем улучшении идеологиче­ ской. политико-воспитательной работы», преподаватели, наме­ чают сейчас пути дальнейшего совершенствования учебно- воспитательного процесса. И можно не сомневаться в том, ’что свой нынещний год кол­ лектив музыкального училища отметит новыми успехами и более активным участием в деле музыкального просвеще­ ния широких масс города и района. А. БИРЮКОВА, наш нештатный корреспондент. И. ДОРДИЕВ. Сколько стоят три рубля ( Ю М О РЕСКА -------------------- —Будьте любезны, — ска­ зал незнакомый прохожйй, протягивая мне три рубля. — Ну и дела! С каких это пор людям стали давать день­ ги только\за то, чтоб они ста­ ли любезными? — сказал я, меряя взглядом прохожего с трояком в руке. — Это же ваши деньги. Л собственными глазами видел, как они выпали у вас из кар­ мана, когда вы доставали но­ совой платок. — Благодарю. Очень бла­ годарю. — Не за что. — Как же «не за что»? Вы порядочный человек. — На моем месте так по­ ступил бы каждый. —Не знаю, как поступил бы на вашем месте каждый, но вы за свой поступок за ­ служиваете вознаграждения. — Да что вы, уважаемый! Оставьте... — Ведь вы же просто мог­ ли полошить найденные день­ ги себе в карман, и с чем бы я тогда остался? Нет. нет, я перед вами в долгу. Идемте, и не вздумайте упираться. Все равно деньги пропали бы. Заходим в буфет. Пьем по 'одной. Потом повторяем. Захо­ дят несколько моих знако­ мых. Не замедлили явиться и несколько его друзей. И всем я рассказываю про бла­ городный поступок моего но­ вого приятеля, про его исклю­ чительную честность. Под­ нимаем тост за его честность. ...По дороге домой пере­ считываю деньги, которые ос­ тались от зарплаты. Шарю по карманам. Ага, вот и тро­ ячок. Как раз вместе с ним выходит сумма в половину зарплаты... Ну вот, теперь вЫ знаете, сколько стоят три рубля. Перевел с украинского Г. ШАЛЕЕВ. Н е у в я д а е м о й прелесть к р уж ев Недавно центральное издательство «Планета» приступило к изданию тематической сувенирной серии крупноформат­ ных цветных художественных открыток «Искусство народ­ ных художественных промыслов». Во втором только что вышедшем выпуске новой серии представлен комплект из восемнадцати открыток «Русское кружево». Он подготовлен сотрудниками Московского науч­ но - исследовательского института художественной промыш­ ленности. В числе сюжетов, посвященных русскому кружеву, — ре­ продукции с изображением изделии широко известного в на­ шей стране производственного художественного объединения «Елецкие кружева». С ДАВНИХ времен Рос­ сия славилась своими кружевами. Первое упомина­ ние о них относится к XIII ве­ ку. Плетение кружев было любимым женским домашним занятием. Почерк рус­ ских мастериц узнавали по безукоризненному вкусу, тон­ чайшему плетению и самобыт­ ной прелести рисунка. Ста­ ринные образцы русских кру­ жев (XV—XVIII веков) спле­ тены из крученых золотых, серебряных ниток и цветного шелка. Ими отделывали цер­ ковные и светские одежды. В XVII — XVIII веках было распространено кружево из серебряных ниток. Узоры на­ поминали богато орнаменти­ рованные парчовые ткани, расшитые жемчугом и дра­ гоценными камнями. На Ру­ си, где широко было разви­ то возделывание льна, из­ давна плелись кружева из его нитей. Они отличались большой плотностью, отсутст­ вием ажурных фигур. Из поколения в поколение передавалось мастерство ру­ кодельниц старинных ху­ дожественных центров: Во­ логды, Ельца, Рязани. Торж­ ка, Твери, Галича. Балахны. На основе, традиций, народ­ ного кружевоплетения в раз­ личных районах РСФСР вы­ рабатывались свои художе­ ственные особенности орна­ мента и технические приемы его выполнения. На восьми репродукциях из подборки «Русское кружево» запечатлены самые различ­ ные по форме и назначению изделия елецких кружевниц. Крупным планом во весь фор­ мат открытки дано изобра­ жение фрагмента кружевной занавеси: многолепестковые цветы в обрамлении удлин- ненных листьев объединяют­ ся с миниатюрными ажурны­ ми букетиками в цельную красивую композицию. — Для елецкого кружева, — рассказывает_ научный со­ трудник НИИ "художествен^ ной промышленности Н. По­ скребышева, — характерны мягкость светотеневых пере­ ходов, изящество и тонкая проработка некоторых де­ талей, нежность и воздуш­ ность узоров. Лента-велюшка в нем дается более разре­ женной, что делает плавны­ ми линии узора. Фон произ­ водит впечатление мерца­ ющего звездного неба, или мягко падающих снежинок- звезд. На репродукции изображе­ ны также кружевные пелери­ ны, воротник к платью (ис­ полненный в изысканной чер­ но - белой гамме), разнооб­ разные по форме и узору манжеты. Производственное художест­ венное объединение «Елец­ кие кружева» славится и сво­ ими изящными салфетками- сухарницами и салфетками- подстаканниками! Четырна­ дцать образцов этих пре­ красных изделий воссоздано на открытках. Рисунок для их орнамента елецкие кру­ жевницы часто заимствуют у родной природы. Заснежен­ ные ветви, снежинки, иней на морозных окнах, фантасти­ ческие цветы, пышные узоры — все это вдохновляет масте­ риц на создание интересных орнаментальных композиций. В изяществе линий, в боль­ шой декоративности й .выра­ зительности орнаментов, ли­ ричности узоров кружева жи­ вет неувядаемая прелесть исконно русского народного искусства. Нежные и воздуш­ ные, похожие на белую пе­ ну морской волны, со слож­ ными и выразительными узо­ рами, русские кружева и, изде­ лия с ними приобрели за­ служенную славу. Не раз они завоевывали на международ­ ных выставках награды и ди­ пломы, Гран-При, золотые медали и почетные грамоты, в которых отвечалось высо­ кое качество изделий, создан­ ных искусными руками кру­ жевниц «Второе современное рождение» русского кружева запечатлено на страницах аль­ бомов и" художественных от­ крытках. 3. АФАНАСЬЕВА, искусствовёд. I!11!!!11!11111!11Щ1111111!11П111111111111!1111!11111Н1111111III111>1111ИИ!III111111!111111111!1111111МI!IШ1111111:1111!11II111 (Ш1111М11П УЛИЦА ВЕРМИШЕВА, Фото А. БОЕВА. Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz