Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 26 января 1979 года ф 2 стр. ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: РУКОВОДСТВО ДОБРОВОЛЬНЫМИ НАРОДНЫМИ ДРУЖИНАМИ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ \ ИН ТЕР ЕСУЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДНД ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ ЗАВОДА ТРАКТОРНЫХ ГИДРОАГРЕГАТОВ Ф ОРМАЛИЗМ в решении лю­ бого вопроса к хорошему не приводит. Так случилось и на заводе тракторных гидроагрега­ тов. Численность ДНД здесь из года в год сокращается. Если в 1976 году в ее состав входи­ ло 289 человек, то в 1978-м— 251 . Меньше стало в рядах дру­ жины коммунистов и комсо­ мольцев. Из 251 члена ДНД, числя­ щегося по списку, личные дела оформлены лишь на 50 чело­ век (т . е. имеются заявления, рекомендации, другие докумен­ ты ). Поэтому на дежурство иногда приходят рабочие, кото­ рые не являются дружинника­ ми. Плохо поставлена воспита­ тельная работа среди членов ДНД. Большинство из них явля­ ется на дежурство без нару­ кавных повязок и удостовере­ ний, отдельные — в нетрезвом виде. Зачастую дружцнники за­ вода тракторных гидроагрега­ тов преждевременно уходят с маршрутов патрулирования. Ав­ тотранспорт предприятие для дежурств не выделяет. Отсюда низкая эффективность работы ДНД. В 1977 году было сорва­ но 12 дежурств, в 1978 — 7. В среднем на них бывает 8— 9 человек при норме 15. Такое неблагополучное поло­ жение объясняется тем, что партком слабо доводит до кол­ лектива смысл и значение ме­ роприятий партии и правитель­ ства по повышению ро­ ли общественности в борьбе с правонарушениями. Мало при­ нимается практических мер по претворению в жизнь постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР от 20 мая 1974 года «О дальнейшем совершен­ ствовании деятельности добро­ вольных народных дружин по охране общественного порядка». Правда, в 1977 году на засе­ дании парткома дважды рас­ сматривался вопрос об улучше­ нии работы ДНД. Но фактиче­ ское положение дел не было изучено и конкретные меро­ приятия не разработаны. В по­ становлении было отмечено лишь: «Информацию о работе ДНД принять к сведению». Та­ кое же решение записано на заседаниях парткомов 3 января и 5 сентября 1978 года. Созданный заводской штаб ДНД существует формально и не стал организующим звеном в деятельности цеховых отрядов. Работа ДНД не планируется, итоги не подводятся, не созы­ ваются слеты и общие собрания дружинников. Не уделяется должного вни­ мания подбору командиров це­ ховых отрядов ДНД. Полностью самоустранились от решения этих вопросов профсоюзная и комсомольская организации за­ вода. Неудовлетворительно работает добровольная народная дружина по борьбе с нарушениями обще­ ственного порядка на своем предприятии. В результате со­ стояние трудовой дисциплины ухудшается из года в год. Ес­ ли в 1976 году в гормедвытрез- витель было доставлено 193 человека, то в 1977-м — 212 , в 1978-м — 245 . Не ведется воспитательной и профилактической работы по месту жительства. В неудовлетворительной дея­ тельности заводской дружины повинен и городской отдел внут­ ренних дел; который не прини­ мает действенных мер по обес­ печению повседневного взаи­ модействия с ДНД, организации учебы дружинников формам и методам борьбы с правонару­ шениями. Недавно вопрос «О работе парткома завода тракторных гидроагрегатов по выполнению постановления ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О даль­ нейшем совершенствовании дея­ тельности добровольных на­ родных дружин по охране обще­ ственного порядка» рассмотрен на заседании бюро горкома КПСС. Бюро обратило внима­ ние парткома на серьезные не­ достатки и потребовало от не­ го принять меры, направленные на улучшение деятельности за­ водской ДНД. Рекомендовано ежемесячно анализировать ито­ ги работы дружины, распрост­ ранять положительный опыт це­ ховых отрядов, шире освещать вопросы участия членов ДНД в охране общественного порядка в стенной печати и по завод­ скому радио. Проводить слеты и собрания дружинников, поощ­ рять лучших из них. Участие членов КПСС и ВЛКСМ в работе ДНД рассматривать как важное партийное или комсомольское поручение. г. голышкин, заведующий отделом административных и торгово-финансовых органов ГК КПСС. Семинар пропагандистов На очередном семинаре про­ пагандистов сети партийного и комсомольского просвещения с лекцией «О внешнеполитиче­ ской деятельности ЦК КПСС на современном этапе» выступил лектор городской организации общества «Знание» Я. С. Шафир. Пропагандисты школ основ марксизма-ленинизма и теоре­ тических семинаров по пробле­ мам Конституции развитого со­ циализма получили методиче­ ские рекомендации по теме «Экономическая система СССР . Социальное развитие и культу­ ра». Их дал научный сотрудник краеведческого музея М. Н. Шаров. Консультацию по изучению темы «Идеологическая работа — важный фронт борьбы за коммунизм» пропагандистам тео­ ретических семинаров «Акту­ альные вопросы идеологической работы КПСС» (по книге Л. И. Брежнева) дал заведующий ка­ федрой марксизма-ленинизма педагогического института В. К. Палабугин. На занятиях секций руководи­ телей теоретических семинаров «Передовой опыт комплексного управления качеством», научно­ го атеизма, комсомольских кружков «Конституция развито­ го социализма» выступили на­ чальник бюро стандартизации завода «Эльта» С. Б, Нагалина, преподаватель педагогического института Н. С . Шарова, лектор городской организации общест­ ва «Знание» Г. С. Парахин, пре­ подаватель ТУ-2 Н. И. Белякин. Г / СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЕЛЕКЦАЯМЖУСКАЯВОСКРЕСНАЯШКОЛА НА СНИМКЕ: конопатчица це­ ха № 7 завода «Прожекторные угли» Нина Петровна Андропова. — Хорошая работница, от­ личный товарищ, — говорят о ней члены коллектива, в кото­ ром она трудится. А что может быть лучше этих слов, сказан­ ных о человеке, который с ду­ шой относится к делу. Нина Пет­ ровна и станок свой всегда в порядке содержит, и производ­ ственные операции знает в со­ вершенстве, и на помощь това­ рищу придет, если у того что- нибудь не получается. Она удар­ ник коммунистического труда, перевыполняет план на 10—15 процентов при отличном качест­ ве работы. Фото А. БОЕВА. 15 января 1895 года в зда­ нии третьего приходского учи­ лища состоялось скромное торжество — открытие елецкой мужской воскресной школы, а 22 января было проведено пер­ вое занятие. Вот что писали устроители этой школы в 1895 году, через полгода работы школы: «В начале октября прошлого (1894) года в тесном семейном кружке возникла мысль об уст­ ройстве мужской воскресной школы в Засосенской слободе, как в местности по преимуще­ ству населенной рабочим лю­ дом, служащим в железнодо­ рожных мастерских и депо двух сходящихся здесь линий Орловско-Грязинской и Лебе­ дянской железных дорог. Кру­ жок лиц, сочувствующих этому делу, быстро увеличивался, и в него вошли некоторые из пре­ подавателей железнодорожного училища, все преподаватели городского училища (к сожа­ лению, оставившие впоследст­ вии школу),а также учительни­ цы и учителя некоторых при­ ходских училищ г. Ельца». 15 января 1895 года губерн­ ская газета «Орловский вест­ ник» сообщала: «В Ельце, как известно уже читателям, открывается муж­ ская воскресная школа. Нельзя не порадоваться успехам на­ ших соседей, но при этом не­ вольно краснеешь за нашу соб­ ственную отсталость. Неужели 80-тысячному населению гу­ бернского города менее нужна воскресная школа, чем вдвое меньшему числу ельчан?» И дальше: «В Ельце преподава­ тели гимназий не приняли уча­ стия в возникшем предприя­ тии, что, однако, не помешало его осуществлению». Работать в воскресной школе изъявили желание 33 человека: 19 мужчин и 14 женщин. Учи­ теля имели образование: уни­ верситетское — 2, высшее тех­ ническое — 2, педагогические курсы — 4, учительский инсти­ тут — 4, среднее — 9, техниче­ ское — 1, духовную семина­ рию — 4, епархиальное учи­ лище — 1, с званием приход­ ского городского учителя — 4, с домашним образованием — 2. Каков был социальный состав слушателей? Из работавших на железной дороге: слесарей — 19, столяров — 1, каменщиков — 1, сверловщиков — 1, лам­ повщиков — 1, рассыльных — 1, без определенных занятий— 26. Кто же они, не имеющие оп­ ределенных занятий? 12 — си­ роты, не имеющие отцов, 14 — не имеющие ни отца, ни матери. В конце 1895 года В. И. Ле­ нин в работе «О чем думают наши министры» писал: «.„С особенным ужасом го­ ворит г. министр, что школа в г. Ельце «помещается за рекой Сосной, где живет преимущест­ венно простой» (о, ужас!) «и мастеровой народ и где нахо­ дится железнодорожная ма­ стерская». Как долго работала мужская воскресная школа? Есть раз­ говоры, что деятельность ее была кратковременной, чуть ли не год—два. Это совершен­ но неверно. В источнике за 1899 год есть запись: «В Елецком уезде было 4 воскресные школы: 3 в са­ мом Ельце — мужская одна и женские две, одна женская в селе Ольховце. Две первые помещались бесплатно в зда­ ниях елецких городских учи­ лищ, две последние—в бесплат­ ных зданиях церковно-приход­ ских школ. Учащихся во всех 4-х школах было 281 мужчина и 420 женщин». Итак, в 1899 году в елецкой мужской воскресной школе обучался 281 учащийся. (Прием в школу производился в тече­ ние всего года). Но школа про­ должала работать и (по крайней мере) по 1903 год. В протоко­ лах Елецкого уездного земско­ го собрания •за 1903 год есть строки: «В течение отчетного года елецкая частная мужская воскресная школа помещалась, как и раньше, в здании 3-го приходского мужского учили­ ща за рекой Сосной». Следовательно, с января 1895 года и по 1903 год школа ра­ ботала в здании 3-го училища. В. И. Ленин заканчивал статью призывом к рабочим: «Рабочие! Вы видите, как смер­ тельно боятся наши министры соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не сможет отнять у рабочих сознания! Без знания рабочие — безза­ щитны, со знанием они — си­ ла!» Каков был общественно-поли­ тический вес елецкой мужской воскресной школы? В книге «Прожитое и пере­ житое» Николай Александрович Семашко (он был выслан в 1896 году в Елец под гласный надзор полиции) писал: «В Ель­ це действовала тогда так назы­ ваемая воскресная школа: группа учителей и учительниц по воскресеньям обучала гра­ моте, истории, географии жела­ ющих из жителей Ельца. Уче­ никами школы обычно были ра­ бочие, ремесленники, мелкие служащие... Но были и такие ученики (главным образом же­ лезнодорожные рабочие), кото­ рые желали получить в воск­ ресной школе настоящие зна­ ния и даже знания политическо­ го характера... Я познакомился с наиболее передовыми учи­ телями и учительницами, не­ которых из них склонил к марк­ сизму и помогал им проводить политическую пропаганду в школе под легальным прикры­ тием... Я просил учителей и учительниц подобрать мне наи­ более интересующихся полити­ кой учеников для моего неле­ гального кружка. Так возник в Ельце первый марксистский (со­ циал-демократический! кружок железнодорожных рабочих». Где же находилось 3-е муж­ ское приходское училище, в котором с 1895 по 1903 год ра­ ботала елецкая мужская воск­ ресная школа? В сборнике статистических сведений по начальному народ­ ному образованию в Орлов­ ской губернии за 1895— 1896 годы записано: «Мужское 3-е, год открытия 1870, Елец, в 1 части». Что такое «1 часть»? В спра­ вочнике по Орловской губер­ нии за 1888 год читаем: «Город­ ские части (Ельца): 1-я часть за­ ключает местности, находящие­ ся по правую сторону Орлов­ ской дороги... Во 2 части — местности по левую сторону Орловской дороги...» Этому критерию удовлетворяют ны­ нешняя восьмилетняя школа № 17 и школа, здание которой находилось на углу улиц Рабо­ чей и имени Героя Советского Союза Ивана Мешкова; теперь это место отмечено частично сохранившимися фундаментом и стенами полуподвального эта­ жа. Дополнительный поиск дал следующее. Жители Ельца Ге­ оргий Иванович Кабанов и Иван Иванович Оборотов учились в этой последней школе, но но­ мера школы не помнят. Георгий Иванович назвал фамилию — Гринер Михаил Федорович. В библиотеке им. В. И. Ленина удалось найти «Именной список лиц, служащих в училищах г. Ельца и его уезда. 1899 год». В нем среди других есть за­ пись: «Елецкое 3-е мужское училище. Учитель Михаил Ф е ­ дорович Гринер из 4 кл. Моги­ лев, муж. гимназии, имеет сви­ детельство на звание учителя приходского училища с 1873 го­ да, в этом училище с 1886 го­ да». Следовательно, сохранившие­ ся остатки здания принадлежат 3-му мужскому приходскому училищу, в здании которого и работала елецкая мужская воскресная школа. Е. ДЕРЮГИН, наш внештатный корреспондент. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz