Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«*■ * «КРАСНОЕ ЗНАМЯ) 25 августа 1979 года 3 стр* Страна Эсперантида Жизнь и творчество ве ликого русского поэта М. Ю. Лермонтова связаны и с на шим краем. В деревне Кропо- тово находилась усадьба от ца поэта Ю. П. Лермонтова. По соседству было имение Васильевское. принадлежав шее Арсеньевым. После смерти матери трех летний будущий поэт против воли отца был взят на воспи тание бабушкой Е. А. Арсень евой. Известно, как глубоко страдал поэт от того, что его родственники по матери счи тали ее брак с отставным ар мейским ^капитаном Ю. П. Лермонтовым неравным бра ком, поскольку, по их поня тиям, этот Лермонтов был «захудалого, незнатного ро да». В связи с этим обращают на себя внимание недавно опубликованные в централь ной печати и переданные по Всесоюзному радио сообще ния, относящиеся к биографии Лермонтова. Большой инте рес вызвало сообщение о том, что он находился в родстве с другим великим поэтом — Байроном. Как отмечалось, сам Лермонтов ничего или почти ничего не знал о своих предках из Шотландии, а о родстве с Байроном даже и не подозревал. Из других источников вы ясняется и еще одна любопыт ная страница биографии поэ та. В метрической книге 1831 года в графе умерших в октябре записано: «Перво го числа, корпус-капитан Ев- тихий Петров Лермонтов, неслужащий, вдовый». Из этой записи следует, что офи циальное имя отца поэта бы ло не Юрий, а Евтихий. Это подтверждается и другими до кументами. В церковной кни ге села Тарханы от 1826 года М. Ю. Лермонтов (ему было тогда 12 лет) записан Михаи лом Евтихиевичем. В чем же дело? Известный лермонтовед профессор Б. Эй хенбаум дал этому следующее объяснение: «Имя Евтихий бы ло родовым в семье отца. В XIX веке оно уже звучало слишком простонародно и, как это часто бывало, оста лось в официальных докумен тах, а в быту было заменено другим, более светским». Однако специалисты-истори ки не согласились с таким объяснением. Они при этом ссылались на обычай двой ных имен, издревле существо вавший на Руси. Н. И. Косто маров, например, приписывал этот обычай предрассудку, ве ре в то, что «лихие ■люди, зная имя человека, могут де лать ему вред чародейским способом... Поэтому прикры вались чужим именем, скры вая настоящее». В исторической литературе приводится немало случаев, когда люди имели два имени. Летописец XIV века повест вует о кончине суздальского князя в 1383 году так: «Пре ставился князь великий Дмит рий Константинович.., наре ченный в святом крещении Фома». Царь Иван III, кро ме своего мирского имени, имел второе — Тимофей, ко торое ему дали при креще нии. Борис Годунов имел вто рое имя — Яков, князь Дмит рий Пожарский — Козьма. Это второе, тайное имя че ловека обычно знали только он сам, его родители, его ду ховный и крестный отцы. Оно открывалось только при отпе вании покойного. Обычай этот постепенно исчезает с начала XVIII века, но кое-где сохра няется еще долго. Например, все дети драматурга и поэта XIX века И. М. Долгорукова имели двойные имена. Можно предполагать, что в этих слу чаях поводом для второго тай ного, имени было не суеверие, а давняя семейная традиция. С полным основанием это можно утверждать и в отно шении второго имени отца по эта М. Ю. Лермонтова. Уместно напомнить также, что двойные имена встреча: лись у русских крестьян даже в конце XIX—начале XX ве ков. Б. ШАТУНОВ. Драматург • Афанасий Са лынский (на снимке) за пьесу «Долгожданный» представлен на соискание Государственной премии СССР. Драматургия Салынского воплощает историю нашего времени. Тема подвига явля ется основной в творчестве писателя. Широко известны и люби-, мы такие его пьесы, как «Барабанщица», «Хлеб и ро зы», «Камешки на ладони», «Мария». В них нашел отра жение образ нашего совре менника, самоотверженного в труде и бою. Фото В. Савостьянова (Фотохроника ТАСС). С песней по ж изни «Пою мое Отечество»— под таким девизом прошел фестиваль самодеятельного творчества трудящихся, в ко тором участвовали 50 тысяч жителей Томской области. Почти семьсот эстрадных, драматических, хоровых кол лективов показали свое ис кусство в отдаленных посел ках нефтяников, лесодо бытчиков и мелиораторов. (По сообщениям корреспондентов ТАСС). Не ищите эту страну на географической карте — ее не увидят даже всезнающие географы. Однако Эсперан тида существует: она прости рается на весь земной шар, ее населяют люди всех со циальных слоев, наций, про фессий. Что же объединяет людей в Эспераитиде? Во-первых, стремление укрепить мир и взаимопонимание между наро дами. Во-вторых, сам между народный язык эсперанто, ко торый унаследовал все луч шее, логичное, который спосо бен выражать все то, что есть в национальных языках. Миллионы жителей Эспе- рантиды читают на междуна родном языке беллетристиче ские, социально-политиче ские, научно-технические кни ги. сотни журналов, слушают передачи двух десятков радио станций, смотрят спектакли и кинофильмы, переписывают ся, поют, разговаривают во время конгрессов и встреч, в лагерях и клубах. Эсперантида — это акаде мия, которая следит за развитием языка. В ней функционируют объединения по интересам — ученых, сту дентов, учителей, железнодо рожников. автомобилистов, журналистов, медиков, юри стов, филологов, работников сельского хозяйства, почтови ков, музыкантов, филатели стов и т. д. Советский Союз первый издал почтовые марки на языке эсперанто, их коли чество постепенно увеличива ется. Эсперантисты усердные пу тешественники. Сейчас, когда вы читаете эти строки, по всему земному шару путеше ствуют жизнерадостные люди со значками в виде зеленой звездочки на груди. И куда они прибывают, везде их ожи дают приветливые слова; «Добро пожаловать, товари щи!» и теплый прием. ^ «Островки» Эсперантидь; есть всюду, включая Всемир ные фестивали молодежи и студентов, где бывают встречи эсперантистов. Во время последних Олимпийских игр работали переводчики языка эсперанто, публикова лись терминологические сло вари и разговорники на спор тивные темы. Увеличивается число эспе рантистов в Советском Союзе Создана Ассоциация Совет ских Эсперантистов (АСЭ) при ССОД, работают сотни клубов, кружков и курсов эспе ранто, Издаются книги и аль манахи. Организуются конфе ренции, летние лагери отдыха, строительные отряды, област ные встречи эсперантистов. Ежегодно в советской прессе печатаются сотни статей о международном языке и о деятельности его сторонников, В полной мере используется эсперанто для того, чтобы рассказать правду о нашем со циалистическом государстве, для того, чтобы укреплять ин тернациональную дружбу, обмениваться научно-техниче ской информацией. Чудесная символическая страна Эсперантида зовет перейти ее порог! 3. КИРИЛЛОВА. Москва. Большой театр Союза ССР подготовил новый спектакль-балет С. Прокофьева «Ромео и ' Джульетта». Либ ретто С. Прокофьева, С. Радлова, А. Пиотровского в редак ции Ю. Григоровича. Главные партии в спектакле танцуют народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ле нинского комсомола Н. Бессмертнова и заслуженный артист РСФСР А. Богатырев, заслуженные артисты РСФСР, лау реаты премии Ленинского комсомола Н. Павлова и В. Гор деев. На снимке: сцена из спектакля. В центре—Джульетта и Ромео—Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев. Фото А. Конькова (Фотохроника ТАСС). А Поэт со всеобъемлющ им сердцем К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. А. ВЕРМИШЕВА 1912 г. ноябрь. Батум. Новая глава в жизни Саши. Пройден путь университет ской учебы. Навсегда покон чено с гнетущей воинской повинностью. Надо строить свою жизнь. Много дорог. Ка кую выбрать? Мог прекрасно устроиться в Баку через боль шие связи д. Христофора. Но не этим бурлит голова: «...и технику свою, и адвокатуру, и журналистику — все хочет ся двинуть в ход». Влечет «борьба, которая есть единст венная радость жизни и цель, и смысл ее!». В Петербурге легче развернуть крылья для многогранной натуры его. И что больше всего связывает его с этим городом—это то, о чем не мог говорить вслух, Хради чего не раз лишался свободы. Путь взят на север. Настал день отъезда. Каж дый из нас волновался по- своему. Заметнее всех отец. Тревога за трудного сына, ко торый не хочет вкусно есть и тепло устраиваться, хочет своей мятежной жизни, ищет своего журавля. Сам научил его жить не хлебом единым, сам зажег огоньком своих студенческих лет, теперь, об ремененный семьей, уставший от косности чиновничьей службы, гордится неуемным бунтарем, брыкучим, не ус тупающим первому ему же ни в чем, но и щемит, сосет тревога: знает — перед опас ностью упрямой головы не сло жит. Мы на перроне. Уже пыхтит паровоз, готовясь в дальний путь. Последние напутствия, всегда такие лишние, напря женные улыбки, тягостНёю паузы, сжатые сердца. Саша заметно нервничает, хоть и старается шутками под нять наше настроение. Но вот вслед за двумя ударами колокола монотонный голос неумолимо гнусавит: «Второй звонок, Батум — Тифлис!..» Нарочито грубо, чтоб не расст раиваться, Саша наспех проща ется, крепко целуя нас всех по старшинству, последнюю меня... Потом — взгляд снова на отца, долгий, проникновен ный — «Батько!», и снова прижался к его щеке, но уже мягко, как маленький. Поезд отходил. Саша легко вскочил на ступеньку-. Мед ленно поползли вагоны, потом быстрее,, быстрее. Судорога свела мне челюсти. Я сразу потеряла его из виду, и ■толь ко сквозь призму слез двои лись уходящие огоньки по следнего вагона... Больше я его не видела. Кончились загородные про гулки, домашние спектакли, уютные вечера, задушевное пение под гитару, отчаянные, до исступления, споры с отцом. Шло время... Мы росли, мужали, удивленно смотрели на то, чего не замечали вчера. Мир открывал головокружи тельные тайны. Весна по-но вому щекотала ноздри. И все, что рождало новые мысли и эмоции, все, на что не могли найти сами ответа, всю не разбериху юного сердца и го ловенки. несли только Са ше,—только он мог понять и ,решить, только он мог отве тить и успокоить. Сначала Лева, потом я. Почему же ему? Ведь был папа, которого обожали, все гда внимательный и нежный с нами. Была мама... не знаю, какая, слишком близкая, не отделимая, как часть меня самой. Почему же не им, а Саше, за тридевять земель, в Петербург? Я даже не показывала маме его писем, Настолько они бы ли для" меня сокровенными. Что ж было в нем? «Лишь он один душой сво ей объемлет чужие горести и радость, и печаль...» Так вот он кто! Поэт со все объемлющим сердцем, рас крытым для каждого малого и большого, героя и падшего. Вот почему все новое, что удерживало взгляд, что вол новало нас, начиная с детских «Му, бэ и кукиля!» и до само го затаенного в юности, — все доверчиво отдавалось на суд ему, всегда очень строго му и неумолимому, старшему брату. Е, ВЕРМИШЕВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz