Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«*■ * «КРАСНОЕ ЗНАМЯ) 25 августа 1979 года 3 стр* Страна Эсперантида Жизнь и творчество ве­ ликого русского поэта М. Ю. Лермонтова связаны и с на­ шим краем. В деревне Кропо- тово находилась усадьба от­ ца поэта Ю. П. Лермонтова. По соседству было имение Васильевское. принадлежав­ шее Арсеньевым. После смерти матери трех­ летний будущий поэт против воли отца был взят на воспи­ тание бабушкой Е. А. Арсень­ евой. Известно, как глубоко страдал поэт от того, что его родственники по матери счи­ тали ее брак с отставным ар­ мейским ^капитаном Ю. П. Лермонтовым неравным бра­ ком, поскольку, по их поня­ тиям, этот Лермонтов был «захудалого, незнатного ро­ да». В связи с этим обращают на себя внимание недавно опубликованные в централь­ ной печати и переданные по Всесоюзному радио сообще­ ния, относящиеся к биографии Лермонтова. Большой инте­ рес вызвало сообщение о том, что он находился в родстве с другим великим поэтом — Байроном. Как отмечалось, сам Лермонтов ничего или почти ничего не знал о своих предках из Шотландии, а о родстве с Байроном даже и не подозревал. Из других источников вы­ ясняется и еще одна любопыт­ ная страница биографии поэ­ та. В метрической книге 1831 года в графе умерших в октябре записано: «Перво­ го числа, корпус-капитан Ев- тихий Петров Лермонтов, неслужащий, вдовый». Из этой записи следует, что офи­ циальное имя отца поэта бы­ ло не Юрий, а Евтихий. Это подтверждается и другими до­ кументами. В церковной кни­ ге села Тарханы от 1826 года М. Ю. Лермонтов (ему было тогда 12 лет) записан Михаи­ лом Евтихиевичем. В чем же дело? Известный лермонтовед профессор Б. Эй­ хенбаум дал этому следующее объяснение: «Имя Евтихий бы­ ло родовым в семье отца. В XIX веке оно уже звучало слишком простонародно и, как это часто бывало, оста­ лось в официальных докумен­ тах, а в быту было заменено другим, более светским». Однако специалисты-истори­ ки не согласились с таким объяснением. Они при этом ссылались на обычай двой­ ных имен, издревле существо­ вавший на Руси. Н. И. Косто­ маров, например, приписывал этот обычай предрассудку, ве­ ре в то, что «лихие ■люди, зная имя человека, могут де­ лать ему вред чародейским способом... Поэтому прикры­ вались чужим именем, скры­ вая настоящее». В исторической литературе приводится немало случаев, когда люди имели два имени. Летописец XIV века повест­ вует о кончине суздальского князя в 1383 году так: «Пре­ ставился князь великий Дмит­ рий Константинович.., наре­ ченный в святом крещении Фома». Царь Иван III, кро­ ме своего мирского имени, имел второе — Тимофей, ко­ торое ему дали при креще­ нии. Борис Годунов имел вто­ рое имя — Яков, князь Дмит­ рий Пожарский — Козьма. Это второе, тайное имя че­ ловека обычно знали только он сам, его родители, его ду­ ховный и крестный отцы. Оно открывалось только при отпе­ вании покойного. Обычай этот постепенно исчезает с начала XVIII века, но кое-где сохра­ няется еще долго. Например, все дети драматурга и поэта XIX века И. М. Долгорукова имели двойные имена. Можно предполагать, что в этих слу­ чаях поводом для второго тай­ ного, имени было не суеверие, а давняя семейная традиция. С полным основанием это можно утверждать и в отно­ шении второго имени отца по­ эта М. Ю. Лермонтова. Уместно напомнить также, что двойные имена встреча: лись у русских крестьян даже в конце XIX—начале XX ве­ ков. Б. ШАТУНОВ. Драматург • Афанасий Са­ лынский (на снимке) за пьесу «Долгожданный» представлен на соискание Государственной премии СССР. Драматургия Салынского воплощает историю нашего времени. Тема подвига явля­ ется основной в творчестве писателя. Широко известны и люби-, мы такие его пьесы, как «Барабанщица», «Хлеб и ро­ зы», «Камешки на ладони», «Мария». В них нашел отра­ жение образ нашего совре­ менника, самоотверженного в труде и бою. Фото В. Савостьянова (Фотохроника ТАСС). С песней по ж изни «Пою мое Отечество»— под таким девизом прошел фестиваль самодеятельного творчества трудящихся, в ко­ тором участвовали 50 тысяч жителей Томской области. Почти семьсот эстрадных, драматических, хоровых кол­ лективов показали свое ис­ кусство в отдаленных посел­ ках нефтяников, лесодо­ бытчиков и мелиораторов. (По сообщениям корреспондентов ТАСС). Не ищите эту страну на географической карте — ее не увидят даже всезнающие географы. Однако Эсперан­ тида существует: она прости­ рается на весь земной шар, ее населяют люди всех со­ циальных слоев, наций, про­ фессий. Что же объединяет людей в Эспераитиде? Во-первых, стремление укрепить мир и взаимопонимание между наро­ дами. Во-вторых, сам между­ народный язык эсперанто, ко­ торый унаследовал все луч­ шее, логичное, который спосо­ бен выражать все то, что есть в национальных языках. Миллионы жителей Эспе- рантиды читают на междуна­ родном языке беллетристиче­ ские, социально-политиче­ ские, научно-технические кни­ ги. сотни журналов, слушают передачи двух десятков радио­ станций, смотрят спектакли и кинофильмы, переписывают­ ся, поют, разговаривают во время конгрессов и встреч, в лагерях и клубах. Эсперантида — это акаде­ мия, которая следит за развитием языка. В ней функционируют объединения по интересам — ученых, сту­ дентов, учителей, железнодо­ рожников. автомобилистов, журналистов, медиков, юри­ стов, филологов, работников сельского хозяйства, почтови­ ков, музыкантов, филатели­ стов и т. д. Советский Союз первый издал почтовые марки на языке эсперанто, их коли­ чество постепенно увеличива­ ется. Эсперантисты усердные пу­ тешественники. Сейчас, когда вы читаете эти строки, по всему земному шару путеше­ ствуют жизнерадостные люди со значками в виде зеленой звездочки на груди. И куда они прибывают, везде их ожи­ дают приветливые слова; «Добро пожаловать, товари­ щи!» и теплый прием. ^ «Островки» Эсперантидь; есть всюду, включая Всемир­ ные фестивали молодежи и студентов, где бывают встречи эсперантистов. Во время последних Олимпийских игр работали переводчики языка эсперанто, публикова­ лись терминологические сло­ вари и разговорники на спор­ тивные темы. Увеличивается число эспе­ рантистов в Советском Союзе Создана Ассоциация Совет­ ских Эсперантистов (АСЭ) при ССОД, работают сотни клубов, кружков и курсов эспе ранто, Издаются книги и аль­ манахи. Организуются конфе­ ренции, летние лагери отдыха, строительные отряды, област­ ные встречи эсперантистов. Ежегодно в советской прессе печатаются сотни статей о международном языке и о деятельности его сторонников, В полной мере используется эсперанто для того, чтобы рассказать правду о нашем со­ циалистическом государстве, для того, чтобы укреплять ин­ тернациональную дружбу, обмениваться научно-техниче­ ской информацией. Чудесная символическая страна Эсперантида зовет перейти ее порог! 3. КИРИЛЛОВА. Москва. Большой театр Союза ССР подготовил новый спектакль-балет С. Прокофьева «Ромео и ' Джульетта». Либ­ ретто С. Прокофьева, С. Радлова, А. Пиотровского в редак­ ции Ю. Григоровича. Главные партии в спектакле танцуют народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ле­ нинского комсомола Н. Бессмертнова и заслуженный артист РСФСР А. Богатырев, заслуженные артисты РСФСР, лау­ реаты премии Ленинского комсомола Н. Павлова и В. Гор­ деев. На снимке: сцена из спектакля. В центре—Джульетта и Ромео—Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев. Фото А. Конькова (Фотохроника ТАСС). А Поэт со всеобъемлющ им сердцем К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. А. ВЕРМИШЕВА 1912 г. ноябрь. Батум. Новая глава в жизни Саши. Пройден путь университет­ ской учебы. Навсегда покон­ чено с гнетущей воинской повинностью. Надо строить свою жизнь. Много дорог. Ка­ кую выбрать? Мог прекрасно устроиться в Баку через боль­ шие связи д. Христофора. Но не этим бурлит голова: «...и технику свою, и адвокатуру, и журналистику — все хочет­ ся двинуть в ход». Влечет «борьба, которая есть единст­ венная радость жизни и цель, и смысл ее!». В Петербурге легче развернуть крылья для многогранной натуры его. И что больше всего связывает его с этим городом—это то, о чем не мог говорить вслух, Хради чего не раз лишался свободы. Путь взят на север. Настал день отъезда. Каж­ дый из нас волновался по- своему. Заметнее всех отец. Тревога за трудного сына, ко­ торый не хочет вкусно есть и тепло устраиваться, хочет своей мятежной жизни, ищет своего журавля. Сам научил его жить не хлебом единым, сам зажег огоньком своих студенческих лет, теперь, об­ ремененный семьей, уставший от косности чиновничьей службы, гордится неуемным бунтарем, брыкучим, не ус­ тупающим первому ему же ни в чем, но и щемит, сосет тревога: знает — перед опас­ ностью упрямой головы не сло­ жит. Мы на перроне. Уже пыхтит паровоз, готовясь в дальний путь. Последние напутствия, всегда такие лишние, напря­ женные улыбки, тягостНёю паузы, сжатые сердца. Саша заметно нервничает, хоть и старается шутками под­ нять наше настроение. Но вот вслед за двумя ударами колокола монотонный голос неумолимо гнусавит: «Второй звонок, Батум — Тифлис!..» Нарочито грубо, чтоб не расст­ раиваться, Саша наспех проща­ ется, крепко целуя нас всех по старшинству, последнюю меня... Потом — взгляд снова на отца, долгий, проникновен­ ный — «Батько!», и снова прижался к его щеке, но уже мягко, как маленький. Поезд отходил. Саша легко вскочил на ступеньку-. Мед­ ленно поползли вагоны, потом быстрее,, быстрее. Судорога свела мне челюсти. Я сразу потеряла его из виду, и ■толь­ ко сквозь призму слез двои­ лись уходящие огоньки по­ следнего вагона... Больше я его не видела. Кончились загородные про­ гулки, домашние спектакли, уютные вечера, задушевное пение под гитару, отчаянные, до исступления, споры с отцом. Шло время... Мы росли, мужали, удивленно смотрели на то, чего не замечали вчера. Мир открывал головокружи­ тельные тайны. Весна по-но­ вому щекотала ноздри. И все, что рождало новые мысли и эмоции, все, на что не могли найти сами ответа, всю не­ разбериху юного сердца и го­ ловенки. несли только Са­ ше,—только он мог понять и ,решить, только он мог отве­ тить и успокоить. Сначала Лева, потом я. Почему же ему? Ведь был папа, которого обожали, все­ гда внимательный и нежный с нами. Была мама... не знаю, какая, слишком близкая, не­ отделимая, как часть меня самой. Почему же не им, а Саше, за тридевять земель, в Петербург? Я даже не показывала маме его писем, Настолько они бы­ ли для" меня сокровенными. Что ж было в нем? «Лишь он один душой сво­ ей объемлет чужие горести и радость, и печаль...» Так вот он кто! Поэт со все­ объемлющим сердцем, рас­ крытым для каждого малого и большого, героя и падшего. Вот почему все новое, что удерживало взгляд, что вол­ новало нас, начиная с детских «Му, бэ и кукиля!» и до само­ го затаенного в юности, — все доверчиво отдавалось на суд ему, всегда очень строго­ му и неумолимому, старшему брату. Е, ВЕРМИШЕВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz