Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

ж в «КРАСНОЕ ЗНАМ Я* ф 4 августа 1979 года # 3 стр- * > * РЕЦЕНЗИЯ 1111111111111М1МИ11П1111|||||||||||||||||||и11111Ш11 «Учение с увлечением» ! Внимание посетителей на­ шего музея привлекает экспо­ зиция, рассказывающая о ве­ ликой исторической битве на поле Куликовом. Несмотря на огромную давность событий, этот исторический период борьбы русского народа с та­ таро-монгольскими завоева­ телями вызывает и интерес, и чувство гордости за подвиг народа, сбросившего ярмо на­ силия. В музее в числе памятных медалей к различным исто­ рическим событиям есть ме­ даль, выпущенная сто лет на­ зад: к 500-летию Куликовской битвы. На медали изображен московский князь с мечом и щитом. На щите — Георгий Победоносец. По окружности медали написано: «Великий князь Дмитрий Иванович Дон­ ской». Для ельчан особенно инте­ ресно вспомнить события тех далеких времен, потому что наши предки-ельчане принима­ ли самое прямое участие в . свержении татарского ига. «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой чер­ те, за которой некогда прости­ рались «земли дикие, незнае­ мые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важней­ шим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вды­ хали бурю, пыль и хлад из- под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страш­ ных ночных и дневных пожа­ рищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о гряду­ щей беде и первыми ложились костьми за нее» (И. Бунин, «Жизнь Арсеньева»), В период усиления Москвы, подготовки князя московского Дмитрия Ивановича к решаю­ щей битве с Мамаем, Елец входил в состав Рязанского княжества, которое заняло особую позицию. Но высокий патриотизм ельчан сыграл свою положительную роль. Елец выделился в ' самостоя­ тельное княжество, и елецкий князь Федор повел ельчан на помощь Дмитрию. В 75 верстах от Ельца 8 сентября 1380 года на бере­ гах Дона и Непрядвы сошлись- две рати противников. Елецкая дружина во главе с князем Федором храбро би­ лась с врагом. К исходу дня битва закончилась победой русских. Победа досталась це­ ной больших потерь. Летопис­ цы свидетельствовали, что на­ ши воины целую неделю не покидали поле боя, ибо «мерт­ вые лежащи, аки копны». Дмитрий Донской повелел на костях убиенных поставить церковь, которая была сруб­ лена из дубов той рощи, где скрывался в засаде до нужно­ го момента запасный полк. Церковь эта до наших дней не сохранилась. В экспозиции нашего музея можно увидеть фотографию па­ мятника, выполненного по про­ екту профессора архитектуры А. Брюлова — брата знаме­ нитого художника. Памятник выполнен из чугуна. Детали чугунной колонны, отлитые на петербургском заводе, бы­ ли доставлены на поле Кули­ ково и собраны на Красном холме. Памятник, посвящен­ ный великой битве и полко­ водцу Дмитрию Ивановичу Донскому, украшен, шлемами и щитами с московским гер­ бом. В нашем музее, в экспо­ зиции, можно увидеть оружие, относящееся к периоду освобо­ дительной борьбы против тата­ ро-монгольского ига. На поле Куликовом, неда­ леко от колонны, на Красном холме возвышается мемори­ альный храм Сергия Родонеж- ского. Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиев- ский монастырь, своей поли­ тической деятельностью спо­ собствовал объединению рус­ ских княжеств вокруг Москвы. Проект -этого храма разра­ ботал выдающийся русский архитектор А. Шусев. Компо­ зиция башен ” глав напоми­ нает картину Васнецова «Бо­ гатыри». На русской земле немало священных мест, исторических памятников во славу русской го народа и его освободитель­ ного подвига. Зона Куликова поля объявлена заповедной. К 1980 году, 600-летнему юбилею великой победы, комп­ лекс будет открыт для посе­ тителей. И на поле Кулико­ вом покоится прах наших предков-ельчан. принявших участие в одной из величай­ ших битв русского народа за свою свободу. В. СМЫКОВА, научный сотрудник * краеведческого музея. Фото автора. Книга с таким названием вышла в этом году в изда­ тельстве «Детская литера­ тура», И хотя написана она для школьников, ее с боль­ шой пользой для себя могут прочитать и родители, ибо она отвечает на волнующий всех вопрос, как сделать, чтобы наши дети хорошо учи­ лись. Автор книги—Симон Льво­ вич Соловейчик — журна­ лист, хорошо известный мно­ гим по статпям и книгам на педагогические темы, Его новое произведение — не методическое пособие и не ученые записки, хотя здесь есть и методические указа­ ния для ребят, и научные обоснования выводов со ссылками на психологию и пе­ дагогику. Книга замечательна тем, что в ней все просто, ясно, четко и логически последо­ вательно. Без холодных на­ зиданий, а очень доброжела­ тельно, иногда с мягким юмо­ ром автор ведет разговор со своими юными читателями о самом важном в их жизни — об учебе. Он говорит, что теперь в нашей стране никто не спра­ шивает: «Для" чего надо учиться?» Все понимают: знания нужны, чтобы стать Человеком. Теперь главная проблема — добиться хоро­ шей ’ успеваемости детей, по­ тому что жизнь быстрыми темпами идет вперед, и че­ ловек не может, не имеет права отставать от бурного роста науки и техники. Вот почему перед школой сейчас стоит задача не только дать ученикам определенный объ­ ем знаний, но и развить в них стремление учиться самосто­ ятельно, дальше, умение ув­ лекаться любым полезным делом, повысить их интерес к общественной жизни. С. Л. Соловейчик утверж­ дает, что хорошо учиться мо­ гут все. Для этого нужно, чтобы школьник сумел за­ ставить себя полюбить каж­ дый предмет, изучаемый в его классе. «Учение с увлечением, — пишет Симон Львович,—пер­ вый шаг к будущей ответст­ венной, серьезной жизни, полной смысла н радости. Умение работать с любовью на всякой машине, умепне с увлечением заниматься лю­ бым необходимым и важным делом, умение искать и нахо­ дить интерес в нем —это свойство характера самому можно воспитать в себе». «Человек может сам на­ учиться работать с увлечени­ ем!» — такова главная мысль книги Соловейчика. Автор проверял свою ги­ потезу на практике, проводил эксперимент, обратившись к школьникам со страниц жур­ нала «Пионер», и получил тысячи писем от ребят, при­ нявших участие в опытах. Многие из этих писем автор цитирует в своей книге, под­ тверждая тем самым реаль­ ность ‘ и выполнимость его советов. А он учит своей книгой, как можно укрепить волю, развить свою память, на­ учиться внимательно читать и слушать учителя, объясняет, как правильно организовать умственный труд и сделать его увлекательным. Симон Львович обращает внимание на то, что уже в школе надо работать не только головой, но и серд­ цем. В главе «Труд души» он говорит детям: «Будем учиться понимать, что чувствуют мама, друг, учитель... Может быть, им грустно? Тогда бестактно быть веселым... Может быть, у них большая радость? Тогда не стоит лезть со своими мел­ кими неприятностями. Сло­ вом, будем настраиваться на чувства других людей, боль­ ше всего на свете боясь ос­ корбить эти чужие чувства Невниманием или непонимани­ ем. И так постепенно наше сердце станет отзывчивым к сердцам других людей, мы обретем богатство чувств, богатство души». В конце каждой главы кни­ ги Соловейчика есть раздел «Опыты на себе». Здесь да­ ются практические советы школьникам, что конкретно нужно делать по каждому вопросу, освещенному в гла­ ве, как добиться успеха. Думаю, что эта книга за­ интересует и учителей, осо­ бенно ее последние главы: «Уроки в школе», «Уроки до­ ма» и «Чтение». В первой — автор дает советы детям, как надо от­ вечать у доски. Он настойчи­ во советует взрослым обра­ тить серьезное внимание на общий уровень развития клас­ са или интеллектуальный фон, как назвал его Сухом- линский. Этот фон определя­ ется тем, что говорят дети, когда они одни. Если рас­ сказывают о книгах, кино­ фильмах, работе в кружке и т. п., это хорошо. Такие раз­ говоры вызывают у детей желание больше знать, .а \ значит, лучше учиться. И, наоборот, пустые разговоры, неуважительные замечания об учителях и уроках, то есть низкий интеллектуальный фон класса очень тормозит раз­ витие детей. Поэтому забота о том, чтобы его повысить,— одна из важнейших задач учителя. В последней главе «Чте­ ние» автор выдвигает очень важное требование: все школьники ежедневно дол­ жны читать художественную литературу. При этом преж­ де всего надо познакомиться с классической литературой, русской и зарубежной, то есть, как минимум, прочи­ тать около трежсот книг. За десять лет пребывания в школе каждый ученик легко может это сделать. Думаю, что увлекательная книга Соловейчика никого не оставит равнодушным, ибо она актуальна и нужна мно­ гим. Тем, кто воспитывает де­ тей, она станет добрым по­ мощником в решении многих педагогических вопросов. А для школьников книга явит­ ся мудрым наставником, от­ крывающим секреты, как можно хорошо учиться, со­ единяя учение с увлечением. А. БИРЮКОВА, член общества «Знание». «Сюрпризы» Лейк- Плэсида Стало известно, что после того, как в американском го­ роде Лейк-Плэсиде ■(штат Нью-Йорк) пройдет зимняя Олимпиада-80, вся олимпий­ ская деревня будет отдана под... тюрьму. Этот факт уже породил немало проблем. Как писал недавно журнал «Олим- пишес фойер», президент На­ ционального олимпийского комитета ФРГ Вилли Дауме указал прежде всего на воз­ можность нежелательных пси­ хологических последствий для спортсменов, проживаю­ щих в такой «деревне», что может отразиться на резуль­ татах их выступлений. Что касается пятидесяти тысяч болельщиков и тури­ стов, то им также предстоит убедиться в том, что олим­ пийская деревня в виде «ка­ зенного дома» не единствен­ ный «сюрприз» организато­ ров Игр. Гостей разместят не в самом городе, где пройдет Олимпиада, а будут привозить сюда автобусами. Например. от Албены и Берлингтона, где найдут приют двадцать тысяч болельщиков, до Лейк- Плэсида около двух часов ез- 1 ды. Кроме того, несколько десятков тысяч мест для го­ стей оргкомитет заброниро­ вал в .. Монреале ю шп -мгов. (АПН) 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz