Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
ж в «КРАСНОЕ ЗНАМ Я* ф 4 августа 1979 года # 3 стр- * > * РЕЦЕНЗИЯ 1111111111111М1МИ11П1111|||||||||||||||||||и11111Ш11 «Учение с увлечением» ! Внимание посетителей на шего музея привлекает экспо зиция, рассказывающая о ве ликой исторической битве на поле Куликовом. Несмотря на огромную давность событий, этот исторический период борьбы русского народа с та таро-монгольскими завоева телями вызывает и интерес, и чувство гордости за подвиг народа, сбросившего ярмо на силия. В музее в числе памятных медалей к различным исто рическим событиям есть ме даль, выпущенная сто лет на зад: к 500-летию Куликовской битвы. На медали изображен московский князь с мечом и щитом. На щите — Георгий Победоносец. По окружности медали написано: «Великий князь Дмитрий Иванович Дон ской». Для ельчан особенно инте ресно вспомнить события тех далеких времен, потому что наши предки-ельчане принима ли самое прямое участие в . свержении татарского ига. «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой чер те, за которой некогда прости рались «земли дикие, незнае мые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важней шим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вды хали бурю, пыль и хлад из- под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страш ных ночных и дневных пожа рищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о гряду щей беде и первыми ложились костьми за нее» (И. Бунин, «Жизнь Арсеньева»), В период усиления Москвы, подготовки князя московского Дмитрия Ивановича к решаю щей битве с Мамаем, Елец входил в состав Рязанского княжества, которое заняло особую позицию. Но высокий патриотизм ельчан сыграл свою положительную роль. Елец выделился в ' самостоя тельное княжество, и елецкий князь Федор повел ельчан на помощь Дмитрию. В 75 верстах от Ельца 8 сентября 1380 года на бере гах Дона и Непрядвы сошлись- две рати противников. Елецкая дружина во главе с князем Федором храбро би лась с врагом. К исходу дня битва закончилась победой русских. Победа досталась це ной больших потерь. Летопис цы свидетельствовали, что на ши воины целую неделю не покидали поле боя, ибо «мерт вые лежащи, аки копны». Дмитрий Донской повелел на костях убиенных поставить церковь, которая была сруб лена из дубов той рощи, где скрывался в засаде до нужно го момента запасный полк. Церковь эта до наших дней не сохранилась. В экспозиции нашего музея можно увидеть фотографию па мятника, выполненного по про екту профессора архитектуры А. Брюлова — брата знаме нитого художника. Памятник выполнен из чугуна. Детали чугунной колонны, отлитые на петербургском заводе, бы ли доставлены на поле Кули ково и собраны на Красном холме. Памятник, посвящен ный великой битве и полко водцу Дмитрию Ивановичу Донскому, украшен, шлемами и щитами с московским гер бом. В нашем музее, в экспо зиции, можно увидеть оружие, относящееся к периоду освобо дительной борьбы против тата ро-монгольского ига. На поле Куликовом, неда леко от колонны, на Красном холме возвышается мемори альный храм Сергия Родонеж- ского. Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиев- ский монастырь, своей поли тической деятельностью спо собствовал объединению рус ских княжеств вокруг Москвы. Проект -этого храма разра ботал выдающийся русский архитектор А. Шусев. Компо зиция башен ” глав напоми нает картину Васнецова «Бо гатыри». На русской земле немало священных мест, исторических памятников во славу русской го народа и его освободитель ного подвига. Зона Куликова поля объявлена заповедной. К 1980 году, 600-летнему юбилею великой победы, комп лекс будет открыт для посе тителей. И на поле Кулико вом покоится прах наших предков-ельчан. принявших участие в одной из величай ших битв русского народа за свою свободу. В. СМЫКОВА, научный сотрудник * краеведческого музея. Фото автора. Книга с таким названием вышла в этом году в изда тельстве «Детская литера тура», И хотя написана она для школьников, ее с боль шой пользой для себя могут прочитать и родители, ибо она отвечает на волнующий всех вопрос, как сделать, чтобы наши дети хорошо учи лись. Автор книги—Симон Льво вич Соловейчик — журна лист, хорошо известный мно гим по статпям и книгам на педагогические темы, Его новое произведение — не методическое пособие и не ученые записки, хотя здесь есть и методические указа ния для ребят, и научные обоснования выводов со ссылками на психологию и пе дагогику. Книга замечательна тем, что в ней все просто, ясно, четко и логически последо вательно. Без холодных на зиданий, а очень доброжела тельно, иногда с мягким юмо ром автор ведет разговор со своими юными читателями о самом важном в их жизни — об учебе. Он говорит, что теперь в нашей стране никто не спра шивает: «Для" чего надо учиться?» Все понимают: знания нужны, чтобы стать Человеком. Теперь главная проблема — добиться хоро шей ’ успеваемости детей, по тому что жизнь быстрыми темпами идет вперед, и че ловек не может, не имеет права отставать от бурного роста науки и техники. Вот почему перед школой сейчас стоит задача не только дать ученикам определенный объ ем знаний, но и развить в них стремление учиться самосто ятельно, дальше, умение ув лекаться любым полезным делом, повысить их интерес к общественной жизни. С. Л. Соловейчик утверж дает, что хорошо учиться мо гут все. Для этого нужно, чтобы школьник сумел за ставить себя полюбить каж дый предмет, изучаемый в его классе. «Учение с увлечением, — пишет Симон Львович,—пер вый шаг к будущей ответст венной, серьезной жизни, полной смысла н радости. Умение работать с любовью на всякой машине, умепне с увлечением заниматься лю бым необходимым и важным делом, умение искать и нахо дить интерес в нем —это свойство характера самому можно воспитать в себе». «Человек может сам на учиться работать с увлечени ем!» — такова главная мысль книги Соловейчика. Автор проверял свою ги потезу на практике, проводил эксперимент, обратившись к школьникам со страниц жур нала «Пионер», и получил тысячи писем от ребят, при нявших участие в опытах. Многие из этих писем автор цитирует в своей книге, под тверждая тем самым реаль ность ‘ и выполнимость его советов. А он учит своей книгой, как можно укрепить волю, развить свою память, на учиться внимательно читать и слушать учителя, объясняет, как правильно организовать умственный труд и сделать его увлекательным. Симон Львович обращает внимание на то, что уже в школе надо работать не только головой, но и серд цем. В главе «Труд души» он говорит детям: «Будем учиться понимать, что чувствуют мама, друг, учитель... Может быть, им грустно? Тогда бестактно быть веселым... Может быть, у них большая радость? Тогда не стоит лезть со своими мел кими неприятностями. Сло вом, будем настраиваться на чувства других людей, боль ше всего на свете боясь ос корбить эти чужие чувства Невниманием или непонимани ем. И так постепенно наше сердце станет отзывчивым к сердцам других людей, мы обретем богатство чувств, богатство души». В конце каждой главы кни ги Соловейчика есть раздел «Опыты на себе». Здесь да ются практические советы школьникам, что конкретно нужно делать по каждому вопросу, освещенному в гла ве, как добиться успеха. Думаю, что эта книга за интересует и учителей, осо бенно ее последние главы: «Уроки в школе», «Уроки до ма» и «Чтение». В первой — автор дает советы детям, как надо от вечать у доски. Он настойчи во советует взрослым обра тить серьезное внимание на общий уровень развития клас са или интеллектуальный фон, как назвал его Сухом- линский. Этот фон определя ется тем, что говорят дети, когда они одни. Если рас сказывают о книгах, кино фильмах, работе в кружке и т. п., это хорошо. Такие раз говоры вызывают у детей желание больше знать, .а \ значит, лучше учиться. И, наоборот, пустые разговоры, неуважительные замечания об учителях и уроках, то есть низкий интеллектуальный фон класса очень тормозит раз витие детей. Поэтому забота о том, чтобы его повысить,— одна из важнейших задач учителя. В последней главе «Чте ние» автор выдвигает очень важное требование: все школьники ежедневно дол жны читать художественную литературу. При этом преж де всего надо познакомиться с классической литературой, русской и зарубежной, то есть, как минимум, прочи тать около трежсот книг. За десять лет пребывания в школе каждый ученик легко может это сделать. Думаю, что увлекательная книга Соловейчика никого не оставит равнодушным, ибо она актуальна и нужна мно гим. Тем, кто воспитывает де тей, она станет добрым по мощником в решении многих педагогических вопросов. А для школьников книга явит ся мудрым наставником, от крывающим секреты, как можно хорошо учиться, со единяя учение с увлечением. А. БИРЮКОВА, член общества «Знание». «Сюрпризы» Лейк- Плэсида Стало известно, что после того, как в американском го роде Лейк-Плэсиде ■(штат Нью-Йорк) пройдет зимняя Олимпиада-80, вся олимпий ская деревня будет отдана под... тюрьму. Этот факт уже породил немало проблем. Как писал недавно журнал «Олим- пишес фойер», президент На ционального олимпийского комитета ФРГ Вилли Дауме указал прежде всего на воз можность нежелательных пси хологических последствий для спортсменов, проживаю щих в такой «деревне», что может отразиться на резуль татах их выступлений. Что касается пятидесяти тысяч болельщиков и тури стов, то им также предстоит убедиться в том, что олим пийская деревня в виде «ка зенного дома» не единствен ный «сюрприз» организато ров Игр. Гостей разместят не в самом городе, где пройдет Олимпиада, а будут привозить сюда автобусами. Например. от Албены и Берлингтона, где найдут приют двадцать тысяч болельщиков, до Лейк- Плэсида около двух часов ез- 1 ды. Кроме того, несколько десятков тысяч мест для го стей оргкомитет заброниро вал в .. Монреале ю шп -мгов. (АПН) 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz