Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

2 стр. ф 30 июня 1979 года ф «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ДЕКАБРЬ 1941-го. К о н ф л и к т вспыхнул бездымным порохом. Впрочем, исподволь он назре­ вал дарно. Конечно, формаль­ но они, работники отдела тех­ нического контроля, правы. Да и вообще для них это странно — как он, Зилонов Борис Сергеевич, старший техник военной приемки, че­ ловек, в первую голову боле­ ющий за качество, берет на себя смелость и ответствен- н тть отправлять на фронт... бракованную продукцию. Завод эвакуировали в край бесконечных степей в сентябре сорок первого. В кратчайший срок, не зная сна и отдыха, они смонтировали в бывшей бойне оборудование, наладили вы­ пуск артиллерийских снаря­ дов. Сейчас они нужны были фронту, пожалуй, больше, чем пища. Без хлеба можно про­ жить денв. два, три... Без снарядов артиллеристам не отбить и одной танковой атаки. Фронту нужны снаряды... А они лежат здесь, на скла­ де готовой продукции, забра­ кованные ОТК. Но что это за брак? Едва заметная глазу царапина на внешней поверх­ ности корпуса снаряда, недо- рез резьбы, кольцевая про­ точка, сделанная на несколь­ ко микрон глубже, чем преду­ смотрено технологией. В большинстве своем эти дефек­ ты никоим образом не влия­ ют на баллистические харак­ теристики снаряда, на куч­ ность и осколочность. Это вполне пригодные для боевых целей снаряды — считал Зилонов. Почему же они должны лежать, а не лететь в фашистов? Надо было видеть глаза мальчишек, когда браковали их продукцию. Ведь кто сегодня стоит за токарными станками на снарядных ящиках? Маль­ чишки. Совсем мальчишки. Им по 14—16 лет. Они на универсальном оборудовании делают то, что в других усло­ виях изготавливалось бы на специальных станках да по ко­ пирам, да мастерами токарного дела. А за плечами у этих па­ цанов ФЗУ и недолгие дни практики. А еще за плечами у них горе народное, похорон­ ки на отцов и братьев, бомбеж­ ки эшелонов, смерти родных, случившиеся на их глазах. Вон он, детдомовец Вася Клык. Маленький, худенький. Ветром, кажется, шатает. А за прессом по две смены сто­ ит. И ювелирное дело делает — медные пояски насажива­ ет. Виртуоз. Он смотрел на мальчише­ ские плечи и думал о том, что нет на свете такой силы, Iкоторая смогла бы сломить наш дух, наш народ, когда ее с такой беззаветной отва­ гой и преданностью защища­ ют даже дети. Не может он ждать, когда придут измене­ ния технических условий. Он вспомнил сегодняшний спор и слова, сказанные ему одним из стражей качества, сытенького, с обозначившим­ ся брюшком мужчины. — Вы, батенька мой, не зарывайтесь! Не забывайте— война идет. Вой-на! И потому действуют военные законы,— он подчеркнул интонацией го­ лоса слово «военные» — За брак, поставленный на фронт, с вас так спросят... Переубедить его он не мог. Понимал, нужны факты, а не слова. И Зилонов решил собрать факты, добиться раз­ решения на испытание бра­ кованных снарядов. Партком, дирекция пошли ему навстре­ чу. Испытания показали — Зилонов прав. Партии снаря­ дов были отправлены на фронт. А вскоре пришли из­ мененные технические усло­ вия. И они доказали — стар­ ший техник военной приемки прав. Он мыслил по-государст­ венному. ЯНВАРЬ 1968-го. ФАК случилось, первое * производственное зада­ ние, в первом моем трудовом коллективе (я работал тогда конструктором в ОКБ), по­ лучил от него, Бориса Сер­ геевича Зилонова. — Вот нужно эту штукови­ ну нарисовать. Но не совсем такой, какая она есть... И кратко, толково разъяс­ нил, что прежде пуансон и матрицу следует заэскизиро- вать, продумать, что и как в ней изменить в соответствии с требованиями заказчика, и уж потом сделать рабочие чертежи. В металл ее вопло­ тят прямо по белкам с листа ватмана. Срок—три дня. То ли я больше разгляды­ вал Зилонова, чем слушал, то крепежной, должна иметь лакокрасочное или электро­ химическое покрытие. У ря­ да из них нужно заменить в чертежах материал, сверить размеры, изменить конфигу­ рацию. И так в каждой ма­ шине. Нередко случалось и такое: на одной размерной линии стоит несколько цифр. 'Зна ­ чит, кто-то вносил изменения. Когда, почему? Какой из них истинный? Кто все это, спу­ стя два—три десятилетия, помнит? Все помнил Зилонов. Это поразительно, но факт. Вот он берет старенькую кальку из рук инженера-кон- структора В. И. Меркулова. Долго молчит. Потом пояс­ няет: ЯНВАРЬ 1979-го. Х ОЛОДНО. Морозы стоят крепкие. О встрече мы договорились по телефону за­ ранее, и вот теперь после работы я жду Бориса Сергее­ вича у книжного магазина. Здесь сегодня проверяют оче­ редь на подписные издания. И Зилонов должен прийти на перекличку. Пришел. Проверился. Вконец замерзшие прихо­ дим в его квартиру. — Проходи, проходи, — легонько подталкивает меня Зилонов. — Я сейчас один, жена поехала к сыну внучек проведать. Так что ужин сооб­ ражать придется самому. За ­ одно и погреемся. Я прохожу |на кухню, на П ЛЕМЕН И Т эпизоды из жизни КОНСТРУКТОРА ЗИЛОНОВА. Написал заголовок, рубрику и... остановился в не­ решительности. «Герои среди нас» — не громко ли сказано, не вычурно ли звучит эта фраза применительно к нему, герою моего рассказа — Борису Сергеевичу Зилонову. Заместителю начальника отдела механизации и автоматизации производст­ венных процессов элементного завода по должности и конст­ руктору по призванию. Сорок шесть из шестидесяти одного прожитого года отданы им одному делу — созданию машин и механизмов, облегчаю­ щих труд людей. На его счету четыре изобретения, два десят­ ка рационализаторских предложений. Условный экономиче­ ский эффект, что они принесли заводу, исчисляется сотней тысяч рублей. Зилонов — один из ведущих специалистов, кто определяет техническую политику не только предприятия, но и в значительной мере отрасли. Коммунист, он долгие го­ ды бессменный руководитель на заводе постоянно действую­ щего производственного совещания. И все же будто вижу улыбку, слышу неторопливый его говорок: «Ну, дает. Нашел героя. Да у меня ни орденов, ни медалей». Дело, думаю, не в чинах, не в наградах. «...Герои — это человек, который в решительный момент делает то, что нуж­ но делать в интересах человеческого общества», — говорил Юлиус Фучик. Впрочем, герой ли Борис Сергеевич или нет, судите сами. ли подвело излишнее усердие — но работа у меня не по­ шла. Срок кончался, эскизы были, а вот рабочих черте­ жей, увы, нет. На ватмане ле­ жало несколько вариантов пуансона, и все это было не то.., В коллективе отдела я был новичком." Кругом люди не­ знакомые, обратиться к кому- либо за помощью я постес­ нялся. Выручил меня Зило­ нов. Борис Сергеевич как-то незаметно подошел сзади к пульману, стал, по привыч­ ке спрятав кисти рук подмыш­ ки, и минуты три в задумчиво­ сти смотрел на мои творения. — Рисуешь ты хорошо. И что вариантов несколько—хо­ рошо. Пуансон, говоришь, не идет... А ты представь лепест­ ки ромашки, а? — И ушел. Ушел, а мне стало и радост­ но, и грустно. Радостно, что понял: рабочие элементы пу­ ансона должны быть сегмер- ными, как лепестки у ромаш­ ки, а грустно, что не мог сам до такого додуматься. Так я впервые получил урок — конструктор должен быть человеком наблюдатель­ ным. СЕНТЯБРЬ 1969-го. О СЕНЬ, а стоят по-летне­ му теплые дни. Жарко и в отделе. Работы очень много - • нужно срочно подго­ товить техническую докумен­ тацию на оборудование; соз­ данное за годы существова­ ния отдела. По чертежам бу­ дут изготовлены машины и механизмы для Вьетнама. Задача наша не столь слож­ на, сколь велика по объему. Ведь климатические условия Вьетнама — влажные тропики плюс близость океана, так что каждая деталь, вплоть до — Изменения вносил Ха- лявкин, когда мы изготавлива­ ли оборудование для Ирака. При монтаже пришлось кое-что изменить. Истинный размер вот этот, — и указывал паль­ цем на цифру. У конструктора должна быть крепкая память. ОКТЯБРЬ 1971-го. Н ИЗКО над землей плы­ вут серые облака, со­ чащиеся мелким дождиком. Хмуро, неуютно на поле. Гря­ зи особой нет, но комбайном в такую погоду свеклу не вы­ берешь. А ее вон сколько! Начинаем медленно. Вы­ дергиваем свеклу за зеле­ ную косу и бросаем в кучу. Выдергиваем и бросаем. Постепенно расходимся. Убыстряется темп. Никто не хочет отставать. Жмем так, что жарко стало — испарина покрывает лоб. И дождь кон­ чился. Солнце показалось. Часа через два от такой ра­ боты спина немеет, и разги­ баться становится трудно. Но можно ли остановиться нам, молодым, если видишь, как работают окабевцы Е. И. Де­ вятова, Ю. Н. Барляев. Г. М. Бнагов, В. И. Меркулов. Как можно остановиться, если ви­ дишь впереди Зилонова? Ес­ ли знаешь—у него радикулит. Кончится эта гонка, и он долго будет, потирая ладо­ нями, разгибать спину. Поти­ рать и улыбаться неловко, словно извиняясь: вот, мол, незадача какая с этой спи­ ной. Он. наш руководитель, мог остаться у края поля и, как говорят, «руками водить», давая лишь указания. Но он так не может поступить. А мы—мы не можем плохо рабо­ тать. И продолжаем «жмать»! минуту задерживаюсь у кар­ тин. — А... а... а, рассматрива­ ешь. Говорят, опять картины в моду входят, не слышал? Вот супруга мою.мазню и по- развесила. «Мазня» между тем сдела­ на на профессиональном уров­ не. Знаю, что профессию свою, нынешнюю, он, пятнадцати­ летний мальчишка, в далеком 1931-ом выбрал только пото­ му, что она, как ему каза­ лось, сродни труду художни­ ка. И вообще-то не очень здо­ рово ошибся. Умение рисовать очень нужно конструктору. Дар юности остался на всю жизнь. И первую свою пре­ мию—фотоаппарат «Фотокор» —на механическом заводе (те­ перь завод «Гидропривод») он получил за галерею пере- довиков-стахановцев и портре­ ты вождей В отдел, помню, кто-то принес альбом со снимками. На них Борис Сергеевич изображен в сценах из спек­ такля. в номерах художест­ венной самодеятельности. Увлечение театром было настолько сильным и серьез­ ным, что незадолго до начала Великой Отечественной войны он едва не сменил профессию, не стал актером. Пока я был занят этими мыслями, был готов нехитрый ужин. Борис Сергеевич достал из холодильника рубинового цвета вино. — Не балуешься этим. — постучал он ногтем по стек­ лу бутылки. — Ну и правиль­ но. А я иногда люблю. Вот попробуй —- собственного при­ готовления. За ужином начинаю «пы­ тать» его вопросами. Но о себе он рассказывает неохот­ но. — Да брось ты эти воп­ росы. Пойдем лучше свою ма­ стерскую тебе покажу. — И, сразу оживившись, хитро под­ мигнув, он ведет меня... в ванную. — Видишь, вот тут я вер­ стачок сделал, на ванне уста­ навливается. Стругаю поти­ хоньку, раму для веранды на дачу делаю. Знаешь, из чего горожу? Мебель привезли кое-какую, а каркас защитный остался. Вот из этих брусков и делаю. Рама непростая. Она вся собирается из отдельных эле­ ментов длиной миллиметров триста. Таким образом, Зи­ лонов сразу двух зайцев уби­ вает: отходов почти нет ника­ ких и транспортировать такую раму легко: сложил в сумку и повез. Может, оттого, что для не­ го не существует «мелочей», а буквально все в процессе проектирования является главным, его собственные тво­ рения живут долгую и пло­ дотворную жизнь. Взять тот же АЗЭП—авто­ мат затяжки ■элементов плен­ кой. Ему около трех десятиле­ тий, а еще работает. Создавал­ ся он в то время, когда страна начала залечивать ра­ ны, нанесенные войной. Не было еще в достаточном ко­ личестве электростанций, и батареи так называемого га- летного типа требовались всем. Наращивание выпуска ба­ тарей сдерживала их сборка. Каждая «галета» — это неч­ то напоминающее бутерброд, состоящий из цинковой кар­ точки с нанесенной на нее тонким слоем пастой, бумаж­ ной салфетки и агломерата, затянутых полихлорвинило- вой пленкой. Десятки рабочих выполняли эти операции вруч­ ную, с помощью примитивных приспособлений. Работать бы­ ло тяжело, неудобно и глав­ ное—непроизводительно. Но он сумел «разгрызть» этот «орешек». Так появилось на свет его первое изобрете­ ние. позволившее высвободить труд десятков людей. Сейчас автомат режет пленку не­ обходимой величины, подогре­ вает ее, полностью собирает элемент и затягивает его плен­ кой. На создание АЗЭПа ушло три года. В пятьдесят первом началась разработка, а в пять­ десят четвертом автомат при­ шел в цех. Сейчас на АЗЭПах трудится 38 человек. Чтобы выполнить этот же объем ра­ бот вручную, потребовалось бы людей в шесть раз больше. Кажется, долго. Кажется, медленно работал конструктор — целых три года. Но можно сказать иначе — только три года жизни создавал Зило­ нов автомат. Со стороны он вообще ка­ жется медлительным. В одной из его характеристик так пря­ мо и записано: «Работает хоро­ шо, но медленно, в чем его недостаток». Недостаток, от­ мечу. единственный, указан­ ный в этой характеристике. Да и недостаток ли? Кому нужна поспешность с низким конечным результатом? ИЮНЬ 1979-го. З АХОЖУ в родной отдел. Что-то считает, склонив­ шись над столом, Борис Сер­ геевич. Здороваемся. — Вот, понимаешь, просчи­ тываю ещ* раз экономиче­ ский эффект, который должна принести новая модернизи­ рованная линия сборки «Мар­ са». Хотим довести произво­ дительность до двухсот штук в минуту. Это почти в два ра­ за выше, чем на старых ли­ ниях. Ну и выходит, что од­ на новая линия даст годовой эффект в 148 тысяч рублей. Как, а? У Зилонова новые замыс­ лы. новые заботы и волнения. Что ж, так и должен жить конструктор, человек из пле­ мени творцов технического прогресса. В. ДЕМИН. "Г * Мг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz