Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
2 стр. ф 30 июня 1979 года ф «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ДЕКАБРЬ 1941-го. К о н ф л и к т вспыхнул бездымным порохом. Впрочем, исподволь он назре вал дарно. Конечно, формаль но они, работники отдела тех нического контроля, правы. Да и вообще для них это странно — как он, Зилонов Борис Сергеевич, старший техник военной приемки, че ловек, в первую голову боле ющий за качество, берет на себя смелость и ответствен- н тть отправлять на фронт... бракованную продукцию. Завод эвакуировали в край бесконечных степей в сентябре сорок первого. В кратчайший срок, не зная сна и отдыха, они смонтировали в бывшей бойне оборудование, наладили вы пуск артиллерийских снаря дов. Сейчас они нужны были фронту, пожалуй, больше, чем пища. Без хлеба можно про жить денв. два, три... Без снарядов артиллеристам не отбить и одной танковой атаки. Фронту нужны снаряды... А они лежат здесь, на скла де готовой продукции, забра кованные ОТК. Но что это за брак? Едва заметная глазу царапина на внешней поверх ности корпуса снаряда, недо- рез резьбы, кольцевая про точка, сделанная на несколь ко микрон глубже, чем преду смотрено технологией. В большинстве своем эти дефек ты никоим образом не влия ют на баллистические харак теристики снаряда, на куч ность и осколочность. Это вполне пригодные для боевых целей снаряды — считал Зилонов. Почему же они должны лежать, а не лететь в фашистов? Надо было видеть глаза мальчишек, когда браковали их продукцию. Ведь кто сегодня стоит за токарными станками на снарядных ящиках? Маль чишки. Совсем мальчишки. Им по 14—16 лет. Они на универсальном оборудовании делают то, что в других усло виях изготавливалось бы на специальных станках да по ко пирам, да мастерами токарного дела. А за плечами у этих па цанов ФЗУ и недолгие дни практики. А еще за плечами у них горе народное, похорон ки на отцов и братьев, бомбеж ки эшелонов, смерти родных, случившиеся на их глазах. Вон он, детдомовец Вася Клык. Маленький, худенький. Ветром, кажется, шатает. А за прессом по две смены сто ит. И ювелирное дело делает — медные пояски насажива ет. Виртуоз. Он смотрел на мальчише ские плечи и думал о том, что нет на свете такой силы, Iкоторая смогла бы сломить наш дух, наш народ, когда ее с такой беззаветной отва гой и преданностью защища ют даже дети. Не может он ждать, когда придут измене ния технических условий. Он вспомнил сегодняшний спор и слова, сказанные ему одним из стражей качества, сытенького, с обозначившим ся брюшком мужчины. — Вы, батенька мой, не зарывайтесь! Не забывайте— война идет. Вой-на! И потому действуют военные законы,— он подчеркнул интонацией го лоса слово «военные» — За брак, поставленный на фронт, с вас так спросят... Переубедить его он не мог. Понимал, нужны факты, а не слова. И Зилонов решил собрать факты, добиться раз решения на испытание бра кованных снарядов. Партком, дирекция пошли ему навстре чу. Испытания показали — Зилонов прав. Партии снаря дов были отправлены на фронт. А вскоре пришли из мененные технические усло вия. И они доказали — стар ший техник военной приемки прав. Он мыслил по-государст венному. ЯНВАРЬ 1968-го. ФАК случилось, первое * производственное зада ние, в первом моем трудовом коллективе (я работал тогда конструктором в ОКБ), по лучил от него, Бориса Сер геевича Зилонова. — Вот нужно эту штукови ну нарисовать. Но не совсем такой, какая она есть... И кратко, толково разъяс нил, что прежде пуансон и матрицу следует заэскизиро- вать, продумать, что и как в ней изменить в соответствии с требованиями заказчика, и уж потом сделать рабочие чертежи. В металл ее вопло тят прямо по белкам с листа ватмана. Срок—три дня. То ли я больше разгляды вал Зилонова, чем слушал, то крепежной, должна иметь лакокрасочное или электро химическое покрытие. У ря да из них нужно заменить в чертежах материал, сверить размеры, изменить конфигу рацию. И так в каждой ма шине. Нередко случалось и такое: на одной размерной линии стоит несколько цифр. 'Зна чит, кто-то вносил изменения. Когда, почему? Какой из них истинный? Кто все это, спу стя два—три десятилетия, помнит? Все помнил Зилонов. Это поразительно, но факт. Вот он берет старенькую кальку из рук инженера-кон- структора В. И. Меркулова. Долго молчит. Потом пояс няет: ЯНВАРЬ 1979-го. Х ОЛОДНО. Морозы стоят крепкие. О встрече мы договорились по телефону за ранее, и вот теперь после работы я жду Бориса Сергее вича у книжного магазина. Здесь сегодня проверяют оче редь на подписные издания. И Зилонов должен прийти на перекличку. Пришел. Проверился. Вконец замерзшие прихо дим в его квартиру. — Проходи, проходи, — легонько подталкивает меня Зилонов. — Я сейчас один, жена поехала к сыну внучек проведать. Так что ужин сооб ражать придется самому. За одно и погреемся. Я прохожу |на кухню, на П ЛЕМЕН И Т эпизоды из жизни КОНСТРУКТОРА ЗИЛОНОВА. Написал заголовок, рубрику и... остановился в не решительности. «Герои среди нас» — не громко ли сказано, не вычурно ли звучит эта фраза применительно к нему, герою моего рассказа — Борису Сергеевичу Зилонову. Заместителю начальника отдела механизации и автоматизации производст венных процессов элементного завода по должности и конст руктору по призванию. Сорок шесть из шестидесяти одного прожитого года отданы им одному делу — созданию машин и механизмов, облегчаю щих труд людей. На его счету четыре изобретения, два десят ка рационализаторских предложений. Условный экономиче ский эффект, что они принесли заводу, исчисляется сотней тысяч рублей. Зилонов — один из ведущих специалистов, кто определяет техническую политику не только предприятия, но и в значительной мере отрасли. Коммунист, он долгие го ды бессменный руководитель на заводе постоянно действую щего производственного совещания. И все же будто вижу улыбку, слышу неторопливый его говорок: «Ну, дает. Нашел героя. Да у меня ни орденов, ни медалей». Дело, думаю, не в чинах, не в наградах. «...Герои — это человек, который в решительный момент делает то, что нуж но делать в интересах человеческого общества», — говорил Юлиус Фучик. Впрочем, герой ли Борис Сергеевич или нет, судите сами. ли подвело излишнее усердие — но работа у меня не по шла. Срок кончался, эскизы были, а вот рабочих черте жей, увы, нет. На ватмане ле жало несколько вариантов пуансона, и все это было не то.., В коллективе отдела я был новичком." Кругом люди не знакомые, обратиться к кому- либо за помощью я постес нялся. Выручил меня Зило нов. Борис Сергеевич как-то незаметно подошел сзади к пульману, стал, по привыч ке спрятав кисти рук подмыш ки, и минуты три в задумчиво сти смотрел на мои творения. — Рисуешь ты хорошо. И что вариантов несколько—хо рошо. Пуансон, говоришь, не идет... А ты представь лепест ки ромашки, а? — И ушел. Ушел, а мне стало и радост но, и грустно. Радостно, что понял: рабочие элементы пу ансона должны быть сегмер- ными, как лепестки у ромаш ки, а грустно, что не мог сам до такого додуматься. Так я впервые получил урок — конструктор должен быть человеком наблюдатель ным. СЕНТЯБРЬ 1969-го. О СЕНЬ, а стоят по-летне му теплые дни. Жарко и в отделе. Работы очень много - • нужно срочно подго товить техническую докумен тацию на оборудование; соз данное за годы существова ния отдела. По чертежам бу дут изготовлены машины и механизмы для Вьетнама. Задача наша не столь слож на, сколь велика по объему. Ведь климатические условия Вьетнама — влажные тропики плюс близость океана, так что каждая деталь, вплоть до — Изменения вносил Ха- лявкин, когда мы изготавлива ли оборудование для Ирака. При монтаже пришлось кое-что изменить. Истинный размер вот этот, — и указывал паль цем на цифру. У конструктора должна быть крепкая память. ОКТЯБРЬ 1971-го. Н ИЗКО над землей плы вут серые облака, со чащиеся мелким дождиком. Хмуро, неуютно на поле. Гря зи особой нет, но комбайном в такую погоду свеклу не вы берешь. А ее вон сколько! Начинаем медленно. Вы дергиваем свеклу за зеле ную косу и бросаем в кучу. Выдергиваем и бросаем. Постепенно расходимся. Убыстряется темп. Никто не хочет отставать. Жмем так, что жарко стало — испарина покрывает лоб. И дождь кон чился. Солнце показалось. Часа через два от такой ра боты спина немеет, и разги баться становится трудно. Но можно ли остановиться нам, молодым, если видишь, как работают окабевцы Е. И. Де вятова, Ю. Н. Барляев. Г. М. Бнагов, В. И. Меркулов. Как можно остановиться, если ви дишь впереди Зилонова? Ес ли знаешь—у него радикулит. Кончится эта гонка, и он долго будет, потирая ладо нями, разгибать спину. Поти рать и улыбаться неловко, словно извиняясь: вот, мол, незадача какая с этой спи ной. Он. наш руководитель, мог остаться у края поля и, как говорят, «руками водить», давая лишь указания. Но он так не может поступить. А мы—мы не можем плохо рабо тать. И продолжаем «жмать»! минуту задерживаюсь у кар тин. — А... а... а, рассматрива ешь. Говорят, опять картины в моду входят, не слышал? Вот супруга мою.мазню и по- развесила. «Мазня» между тем сдела на на профессиональном уров не. Знаю, что профессию свою, нынешнюю, он, пятнадцати летний мальчишка, в далеком 1931-ом выбрал только пото му, что она, как ему каза лось, сродни труду художни ка. И вообще-то не очень здо рово ошибся. Умение рисовать очень нужно конструктору. Дар юности остался на всю жизнь. И первую свою пре мию—фотоаппарат «Фотокор» —на механическом заводе (те перь завод «Гидропривод») он получил за галерею пере- довиков-стахановцев и портре ты вождей В отдел, помню, кто-то принес альбом со снимками. На них Борис Сергеевич изображен в сценах из спек такля. в номерах художест венной самодеятельности. Увлечение театром было настолько сильным и серьез ным, что незадолго до начала Великой Отечественной войны он едва не сменил профессию, не стал актером. Пока я был занят этими мыслями, был готов нехитрый ужин. Борис Сергеевич достал из холодильника рубинового цвета вино. — Не балуешься этим. — постучал он ногтем по стек лу бутылки. — Ну и правиль но. А я иногда люблю. Вот попробуй —- собственного при готовления. За ужином начинаю «пы тать» его вопросами. Но о себе он рассказывает неохот но. — Да брось ты эти воп росы. Пойдем лучше свою ма стерскую тебе покажу. — И, сразу оживившись, хитро под мигнув, он ведет меня... в ванную. — Видишь, вот тут я вер стачок сделал, на ванне уста навливается. Стругаю поти хоньку, раму для веранды на дачу делаю. Знаешь, из чего горожу? Мебель привезли кое-какую, а каркас защитный остался. Вот из этих брусков и делаю. Рама непростая. Она вся собирается из отдельных эле ментов длиной миллиметров триста. Таким образом, Зи лонов сразу двух зайцев уби вает: отходов почти нет ника ких и транспортировать такую раму легко: сложил в сумку и повез. Может, оттого, что для не го не существует «мелочей», а буквально все в процессе проектирования является главным, его собственные тво рения живут долгую и пло дотворную жизнь. Взять тот же АЗЭП—авто мат затяжки ■элементов плен кой. Ему около трех десятиле тий, а еще работает. Создавал ся он в то время, когда страна начала залечивать ра ны, нанесенные войной. Не было еще в достаточном ко личестве электростанций, и батареи так называемого га- летного типа требовались всем. Наращивание выпуска ба тарей сдерживала их сборка. Каждая «галета» — это неч то напоминающее бутерброд, состоящий из цинковой кар точки с нанесенной на нее тонким слоем пастой, бумаж ной салфетки и агломерата, затянутых полихлорвинило- вой пленкой. Десятки рабочих выполняли эти операции вруч ную, с помощью примитивных приспособлений. Работать бы ло тяжело, неудобно и глав ное—непроизводительно. Но он сумел «разгрызть» этот «орешек». Так появилось на свет его первое изобрете ние. позволившее высвободить труд десятков людей. Сейчас автомат режет пленку не обходимой величины, подогре вает ее, полностью собирает элемент и затягивает его плен кой. На создание АЗЭПа ушло три года. В пятьдесят первом началась разработка, а в пять десят четвертом автомат при шел в цех. Сейчас на АЗЭПах трудится 38 человек. Чтобы выполнить этот же объем ра бот вручную, потребовалось бы людей в шесть раз больше. Кажется, долго. Кажется, медленно работал конструктор — целых три года. Но можно сказать иначе — только три года жизни создавал Зило нов автомат. Со стороны он вообще ка жется медлительным. В одной из его характеристик так пря мо и записано: «Работает хоро шо, но медленно, в чем его недостаток». Недостаток, от мечу. единственный, указан ный в этой характеристике. Да и недостаток ли? Кому нужна поспешность с низким конечным результатом? ИЮНЬ 1979-го. З АХОЖУ в родной отдел. Что-то считает, склонив шись над столом, Борис Сер геевич. Здороваемся. — Вот, понимаешь, просчи тываю ещ* раз экономиче ский эффект, который должна принести новая модернизи рованная линия сборки «Мар са». Хотим довести произво дительность до двухсот штук в минуту. Это почти в два ра за выше, чем на старых ли ниях. Ну и выходит, что од на новая линия даст годовой эффект в 148 тысяч рублей. Как, а? У Зилонова новые замыс лы. новые заботы и волнения. Что ж, так и должен жить конструктор, человек из пле мени творцов технического прогресса. В. ДЕМИН. "Г * Мг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz