Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 23 июня 1979 года & 3 стр. краснее знамя л н и ц л Д 1 «Создаем красивое» Я вошла в небольшую комнату и увидела одинна дцати • тринадцатилетних школьниц. Звенели коклюшки. Сосредоточенные девочки плели кружева. —Мои ученицы уже многое могут, — рассказывает ин женер - технолог производст венного художественного объединения «Елецкие кру жева» Нина Филипповна Кашкина. — Сейчас они из готавливают отделочное кру жево из черной нитки с ме- тонитом. Занимаются с ин тересом. И когда бывают в цехах, обсуждают увиден ное, хотят научиться настоя щему искусству кружевопле- тения. Звенят коклюшки. Вот они сложены вместе, а вот часть отделена, откинута в сторо ну. Потом перемещена булав ка... И на глазах рождается узор. — Кружево состоит из разных элементов. Это по- лотняночка, плетешки. Мы плетем по сколку. Без него нельзя. Здесь все рассчита но. — говорит Оля Парахи- на. — Мне и всем моим под ругам это занятие очень нравится, ведь мы создаем красивое. Галя Симоновская, Галя Шишкова,- Наташа Прокура- това. Ира Батуркина, Лари са Кононова и другие, полу чая созданный художником рисунок, дают ему жизнь. — Кружевоплетение —про мысле древнее. Елецкому производственному объеди нению в этом году исполнит ся 60 лет. Чтобы большое и чудесное искусство нашло новых пок лонников и почитателей, мы приобщаем к нему юных, — делится своими мыслями директор объединения Вик тор Алексеевич Меркулов. — О наших мастерицах и их учениках, об изготовлен ных ими старинных узорах и о работах художников, о кружевницах из сел Извалы и Соловьево работники Цент рального телевидения дела ют сейчас фильм. Радует, что к нашему древнему’ ре меслу пробуждается все боль ший интерес. Звенят коклюшки. Рож даются оригинальные узоры. Значит, скоро на прилавках магазинов появятся новые кружева. Древнее ремесло живет. Н. БЕЛЫХ. И вновь рассвет июньский над Ельцом, И вновь поля—автобусу навстречу. И вот уж с лесом ты к лицу лицом Листвой лещина обнимает плечи. А клены, как зеленые зонты. Они прикроют в знойный час от солнца. Вверху синеют чистые оконца, Внизу — трава, качаются цветы. Прошепчешь вдруг в зеленой тишине, Душою став светлее и моложе: «Мой отчий край, ты счастьем даден мне. Что может быть, скажи, тебя дороже». Б. НИКОЛАЕВ, НОВЫЕ КНИГИ «И это называется будни» Под таким названием не давно вышел в свет роман Владимира Попова, автора книг «Сталь и шлак», «Заки пела сталь», «Разорванный круг», «Обретешь в бою». Новое сочинение писателя удостоено первой премии Все союзного конкурса ВЦСПС и Союза писателей СССР на лучшее произведение худо жественной прозы о совре менном рабочем классе. В. Попов рассказывает о творчески беспокойных, целе устремленных людях. Таковы члены семьи Рудаевых, по томственных сталеваров, ди ректор завода Збандут, се кретарь горкома партии До- док, молодой сталевар Сенин, грузчик и талантливый мате матик Глаголин. Все эти лю ди увлечены большими идея ми, живут богатой духовной жизнью. На другом полюсе главный инженер Гребенщи ков, энергичный, эрудирован ный человек, но который пре выше всего ставит свое мне ние, а людей держит в стра хе и всячески принижает, что бы самому ярче выделиться на их фоне. Автор романа остро реша ет проблему современного стиля руководства, ибо от взаимоотношений людей в коллективе, от их личных ка честв зависит ускорение тех нического прогресса. И это правильно. Как свидетельствуют социо логические исследования, од ной из главных причин теку чести кадров являются гру бость и несправедливость на чальников. И писатель пока зывает, как руководитель ле нинского типа директор заво да Збандут заботливо отно сится к людям, борется с технической трусостью, кон серватизмом. Он создает ко декс руководителей, помогаю щий рождению здорового микроклимата на заводе. Вот некоторые его положения. У руководителя не должно быть ни сынков, ни пасын ков, он не имеет права под даваться влиянию симпатий и антипатий. Отношение к под чиненным должно опреде ляться их объективной зна чимостью для производства. Самым недопустимым про ступком следует считать пре следование за критику, в ка кой бы замаскированной и юридически правильной фор ме оно ни выражалось. Одним из главных его до стоинств является умение слу шать людей, их мнение, сове ты, предложения, умение по буждать высказываться от кровенно, без боязни, что по том тебе аукнется. Он обя зан всем своим поведением вызывать у подчиненных бла гожелательное к себе отно шение и полное доверие. Серьезный порок для него —сознание собственной непо грешимости. Руководитель должен быть человеком слова, свято вы полнять свои обещания, памя туя, что обманутое доверие не восстанавливается. И, на конец, он должен воспиты вать подчиненных не речами своими, поучениями и нраво учениями, а всем поведением своим. Но для этого он сам должен быть глубоко поря дочным человеком, т. е. мо рально чистоплотным. На страницах романа по казаны непростые семейные отношения героев, работа ба летной студии на заводе и многое другое, что вызывает интерес у читателя. А. СВЯТКИН, доцент пединститута. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСКРЕШАЯ ШКОЛА В. И. Ленин в статье «О чем думают наши ми нистры?» приводит содер жание письма министра внутренних дел Дурново обер - прокурору святого синода Победоносцеву о воскресных школах. Дурново писал: «...лица, неблагонадежные в поли тическом отношении, а также часть молодежи из вестного направления, по примеру 60-х годов, стре мятся к поступлению в воскресные школы в ка честве преподавателей, лекторов, библиотекарей и т. д.», что «вышеозна ченное явление представ ляет собою одно из средств борьбы... с су ществующим в России государственным поряд ком и общественным строем противоправи тельственных элементов». «Кончается письмо, — пишет Владимир Ильич, — перечислением «не благонадежных» учителей в церковно - приходской воскресной школе при московской фабрике То варищества прохоровской мануфактуры, воскрес ной школы в Ельце и предполагаемой школы в Тифлисе». Так характеризуется отношение министра вну тренних дел к воскрес ным школам. Контингент Елецкой вос кресной школы представлял «самый обездоленный люд». Учащиеся школы жили пре имущественно в Засосенской слободе и других пригородных слободах (Лучок, Аргамач, Черная слобода), значитель но отдаленных от школы. Как была организована работа в школе? Все ученики были разде лены на 3 основные группы, которые, в свою очередь, в со ответствии с возрастом и зна ниями учащихся подразделя лись на отделения — с каждым из них занимался отдельный преподаватель. В 1 группу поступали со вершенно неграмотные и по луграмотные, то есть умею щие только читать. Во II — умеющие читать и писать, но слабо. Контингент III груп пы состоял из грамотных, окончивших курс начальных и церковно-приходских школ. При поступлении в течение года новых учеников образо вывались новые отделения, а в соответствии с успевае мостью происходили пере группировки учащихся. За порядком ведения дел в каждой отдельной группе наблюдали представитель ницы групп (учительницы). В школе осуществлялся идивидуальный подход к учащимся. По единодушному заявлению всех преподава телей II группы, большинст во учеников необыкновенно внимательно и старательно относились к занятиям и про являли большую любозна тельность, особенно это за мечалось в отделениях взрос лых. Так, например, пред ставительница II группы, да вая характеристику пятого от деления, пишет в своем груп повом отчете: «Все ученики этого отде ления поступали в школу с определенными требования ми от нее, со стремлением приобрести новые знания, возобновить или пополнить прежде полученные, — отсю да аккуратное по возможно сти посещение школы, ис полнительность, большая лю бознательность и полное внимание к словам учитель ницы». Была, например, прочита на статья «Воздух» с объ яснением некоторых физиче ских явлений. Эта статья и беседы по поводу нее вы звали в учениках живейший интерес. При прохождении русской истории была сделана попыт ка организовать выполнение домашнего задания — со ставление конспекта прослу шанного урока. И хотя боль шинство учащихся выполня ло его с большим трудом, так как не владело в долж ной мере уменьем излагать свои мысли, — постановка такой цели примечательна. Подводя итоги за I полу годие 1895 года, учителя воскресной школы говорили о необходимости придать за нятиям более развивающий характер, о выдвижении на первый план умственного и духовного развития учащихся. Воскресные школы долж ны были работать или по программе церковно-приход ской школы, или школы гра моты. В Елецкой мужской воскресной школе пробивала себе дорогу новаторская тен денция. Например, с 1895 по 1903 год в учебный план школы входило черчение. «Большинство пожелавших изучать черчение были сле сари железнодорожных ма стерских, столяры, печники и другие». Нелишне привести и мнение преподавателей черчения (их было двое) о своих учениках: «Что касается отношения учеников к занятиям черче нием, то подобной внима тельности и прилежания трудно было ‘ожидать. Мно гие из них сразу же применя ли полученные сведения к своим ежедневным зацятиям и потому являлись в следую щее воскресенье с целым за пасом вопросов, возникших у них за истекшую неделю»... Идеи умственного и духов ного развития учащихся, упор на постоянное исполь зование метода объяснитель ного чтения, естественно-науч ное направление в обучении, индивидуальный подход к .учащимся, — все это могло исходить только от прогрес сивно настроенной части учи телей, которые в течение ря да лет бесплатно вели заня тия в воскресные дни. В статье «О чем думают наши министры?» В. И. Ленин пишет: «Из образованных людей находятся такие, ко торые хотят поделиться свои ми знаниями с рабочими, хо тят, чтобы ученье приносило пользу не одним им, а и на роду...» Своей деятельностью, уче бой слушатели Елецкой муж ской воскресной школы как бы утверждали призыв Ле нина: «Рабочие! Вы видите, как смертельно боятся наши ми нистры соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не сможет отнять у рабочих сознания! Без знания рабо чие — беззащитны, со зна нием они г— сила!» Е. ДЕРЮГИН, нащ внештатный корреспондент. Чудное мгновенье По широкой лестнице го сти поднимаются на второй этаж Дворца культуры заво да «Эльта» и словно перехо дят из века XX в век XIX. Сумерки. В гостиной плы вут чарующие звуки музыки П. И. Чайковского. Тихо и торжественно, как это, навер ное, и делалось 180 лет на зад. зажигаются свечи. Их трепетное пламя освещает бюст великого поэта. К бю сту ложатся алые розы. Так начался театрализованный вечер* посвященный 180-ле тию со дня рождения А. С. Пушкина. Здесь все было осенено лю бовью и уважением к велико му русскому поэту. Приме ты эти находишь даже в ме лочах: в том, как оформлены пригласительные билеты. В интерьере гостиной, обстав ленной мебелью пушкинских времен. И в сценах, сыгран ных самодеятельными арти стами и показавших счастли вые и грустные мгновения из жизни поэта. Добавьте сюда еще роман сы Римского-Корсакова, Чай ковского на стихи А. С. Пушкина, ноктюрны и валь сы Шопена, великолепное свето- и звукооформление. артистизм и вдохновение ведущих — преподавателя пединститута Т. П. Селезне вой и художественного руко водителя Дворца культуры Ю. В. Зубахина — и вы вполне поймете тех, кто оста вил отзыв о вечере: «Как это чудно! Будто на яву мы побывали в XIX веке в гостях у Пушкина. Спасибо вам, сумевшим перенести нас в этот прекрасный мир поэ зии». В. ДЕМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz