Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 23 июня 1979 года & 3 стр. краснее знамя л н и ц л Д 1 «Создаем красивое» Я вошла в небольшую комнату и увидела одинна­ дцати • тринадцатилетних школьниц. Звенели коклюшки. Сосредоточенные девочки плели кружева. —Мои ученицы уже многое могут, — рассказывает ин­ женер - технолог производст­ венного художественного объединения «Елецкие кру­ жева» Нина Филипповна Кашкина. — Сейчас они из­ готавливают отделочное кру­ жево из черной нитки с ме- тонитом. Занимаются с ин­ тересом. И когда бывают в цехах, обсуждают увиден­ ное, хотят научиться настоя­ щему искусству кружевопле- тения. Звенят коклюшки. Вот они сложены вместе, а вот часть отделена, откинута в сторо­ ну. Потом перемещена булав­ ка... И на глазах рождается узор. — Кружево состоит из разных элементов. Это по- лотняночка, плетешки. Мы плетем по сколку. Без него нельзя. Здесь все рассчита­ но. — говорит Оля Парахи- на. — Мне и всем моим под­ ругам это занятие очень нравится, ведь мы создаем красивое. Галя Симоновская, Галя Шишкова,- Наташа Прокура- това. Ира Батуркина, Лари­ са Кононова и другие, полу­ чая созданный художником рисунок, дают ему жизнь. — Кружевоплетение —про­ мысле древнее. Елецкому производственному объеди­ нению в этом году исполнит­ ся 60 лет. Чтобы большое и чудесное искусство нашло новых пок­ лонников и почитателей, мы приобщаем к нему юных, — делится своими мыслями директор объединения Вик­ тор Алексеевич Меркулов. — О наших мастерицах и их учениках, об изготовлен­ ных ими старинных узорах и о работах художников, о кружевницах из сел Извалы и Соловьево работники Цент­ рального телевидения дела­ ют сейчас фильм. Радует, что к нашему древнему’ ре­ меслу пробуждается все боль­ ший интерес. Звенят коклюшки. Рож­ даются оригинальные узоры. Значит, скоро на прилавках магазинов появятся новые кружева. Древнее ремесло живет. Н. БЕЛЫХ. И вновь рассвет июньский над Ельцом, И вновь поля—автобусу навстречу. И вот уж с лесом ты к лицу лицом Листвой лещина обнимает плечи. А клены, как зеленые зонты. Они прикроют в знойный час от солнца. Вверху синеют чистые оконца, Внизу — трава, качаются цветы. Прошепчешь вдруг в зеленой тишине, Душою став светлее и моложе: «Мой отчий край, ты счастьем даден мне. Что может быть, скажи, тебя дороже». Б. НИКОЛАЕВ, НОВЫЕ КНИГИ «И это называется будни» Под таким названием не­ давно вышел в свет роман Владимира Попова, автора книг «Сталь и шлак», «Заки­ пела сталь», «Разорванный круг», «Обретешь в бою». Новое сочинение писателя удостоено первой премии Все­ союзного конкурса ВЦСПС и Союза писателей СССР на лучшее произведение худо­ жественной прозы о совре­ менном рабочем классе. В. Попов рассказывает о творчески беспокойных, целе­ устремленных людях. Таковы члены семьи Рудаевых, по­ томственных сталеваров, ди­ ректор завода Збандут, се­ кретарь горкома партии До- док, молодой сталевар Сенин, грузчик и талантливый мате­ матик Глаголин. Все эти лю­ ди увлечены большими идея­ ми, живут богатой духовной жизнью. На другом полюсе главный инженер Гребенщи­ ков, энергичный, эрудирован­ ный человек, но который пре­ выше всего ставит свое мне­ ние, а людей держит в стра­ хе и всячески принижает, что­ бы самому ярче выделиться на их фоне. Автор романа остро реша­ ет проблему современного стиля руководства, ибо от взаимоотношений людей в коллективе, от их личных ка­ честв зависит ускорение тех­ нического прогресса. И это правильно. Как свидетельствуют социо­ логические исследования, од­ ной из главных причин теку­ чести кадров являются гру­ бость и несправедливость на­ чальников. И писатель пока­ зывает, как руководитель ле­ нинского типа директор заво­ да Збандут заботливо отно­ сится к людям, борется с технической трусостью, кон­ серватизмом. Он создает ко­ декс руководителей, помогаю­ щий рождению здорового микроклимата на заводе. Вот некоторые его положения. У руководителя не должно быть ни сынков, ни пасын­ ков, он не имеет права под­ даваться влиянию симпатий и антипатий. Отношение к под­ чиненным должно опреде­ ляться их объективной зна­ чимостью для производства. Самым недопустимым про­ ступком следует считать пре­ следование за критику, в ка­ кой бы замаскированной и юридически правильной фор­ ме оно ни выражалось. Одним из главных его до­ стоинств является умение слу­ шать людей, их мнение, сове­ ты, предложения, умение по­ буждать высказываться от­ кровенно, без боязни, что по­ том тебе аукнется. Он обя­ зан всем своим поведением вызывать у подчиненных бла­ гожелательное к себе отно­ шение и полное доверие. Серьезный порок для него —сознание собственной непо­ грешимости. Руководитель должен быть человеком слова, свято вы­ полнять свои обещания, памя­ туя, что обманутое доверие не восстанавливается. И, на­ конец, он должен воспиты­ вать подчиненных не речами своими, поучениями и нраво­ учениями, а всем поведением своим. Но для этого он сам должен быть глубоко поря­ дочным человеком, т. е. мо­ рально чистоплотным. На страницах романа по­ казаны непростые семейные отношения героев, работа ба­ летной студии на заводе и многое другое, что вызывает интерес у читателя. А. СВЯТКИН, доцент пединститута. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСКРЕШАЯ ШКОЛА В. И. Ленин в статье «О чем думают наши ми­ нистры?» приводит содер­ жание письма министра внутренних дел Дурново обер - прокурору святого синода Победоносцеву о воскресных школах. Дурново писал: «...лица, неблагонадежные в поли­ тическом отношении, а также часть молодежи из­ вестного направления, по примеру 60-х годов, стре­ мятся к поступлению в воскресные школы в ка­ честве преподавателей, лекторов, библиотекарей и т. д.», что «вышеозна­ ченное явление представ­ ляет собою одно из средств борьбы... с су­ ществующим в России государственным поряд­ ком и общественным строем противоправи­ тельственных элементов». «Кончается письмо, — пишет Владимир Ильич, — перечислением «не­ благонадежных» учителей в церковно - приходской воскресной школе при московской фабрике То­ варищества прохоровской мануфактуры, воскрес­ ной школы в Ельце и предполагаемой школы в Тифлисе». Так характеризуется отношение министра вну­ тренних дел к воскрес­ ным школам. Контингент Елецкой вос­ кресной школы представлял «самый обездоленный люд». Учащиеся школы жили пре­ имущественно в Засосенской слободе и других пригородных слободах (Лучок, Аргамач, Черная слобода), значитель­ но отдаленных от школы. Как была организована работа в школе? Все ученики были разде­ лены на 3 основные группы, которые, в свою очередь, в со­ ответствии с возрастом и зна­ ниями учащихся подразделя­ лись на отделения — с каждым из них занимался отдельный преподаватель. В 1 группу поступали со­ вершенно неграмотные и по­ луграмотные, то есть умею­ щие только читать. Во II — умеющие читать и писать, но слабо. Контингент III груп­ пы состоял из грамотных, окончивших курс начальных и церковно-приходских школ. При поступлении в течение года новых учеников образо­ вывались новые отделения, а в соответствии с успевае­ мостью происходили пере­ группировки учащихся. За порядком ведения дел в каждой отдельной группе наблюдали представитель­ ницы групп (учительницы). В школе осуществлялся идивидуальный подход к учащимся. По единодушному заявлению всех преподава­ телей II группы, большинст­ во учеников необыкновенно внимательно и старательно относились к занятиям и про­ являли большую любозна­ тельность, особенно это за­ мечалось в отделениях взрос­ лых. Так, например, пред­ ставительница II группы, да­ вая характеристику пятого от­ деления, пишет в своем груп­ повом отчете: «Все ученики этого отде­ ления поступали в школу с определенными требования­ ми от нее, со стремлением приобрести новые знания, возобновить или пополнить прежде полученные, — отсю­ да аккуратное по возможно­ сти посещение школы, ис­ полнительность, большая лю­ бознательность и полное внимание к словам учитель­ ницы». Была, например, прочита­ на статья «Воздух» с объ­ яснением некоторых физиче­ ских явлений. Эта статья и беседы по поводу нее вы­ звали в учениках живейший интерес. При прохождении русской истории была сделана попыт­ ка организовать выполнение домашнего задания — со­ ставление конспекта прослу­ шанного урока. И хотя боль­ шинство учащихся выполня­ ло его с большим трудом, так как не владело в долж­ ной мере уменьем излагать свои мысли, — постановка такой цели примечательна. Подводя итоги за I полу­ годие 1895 года, учителя воскресной школы говорили о необходимости придать за­ нятиям более развивающий характер, о выдвижении на первый план умственного и духовного развития учащихся. Воскресные школы долж­ ны были работать или по программе церковно-приход­ ской школы, или школы гра­ моты. В Елецкой мужской воскресной школе пробивала себе дорогу новаторская тен­ денция. Например, с 1895 по 1903 год в учебный план школы входило черчение. «Большинство пожелавших изучать черчение были сле­ сари железнодорожных ма­ стерских, столяры, печники и другие». Нелишне привести и мнение преподавателей черчения (их было двое) о своих учениках: «Что касается отношения учеников к занятиям черче­ нием, то подобной внима­ тельности и прилежания трудно было ‘ожидать. Мно­ гие из них сразу же применя­ ли полученные сведения к своим ежедневным зацятиям и потому являлись в следую­ щее воскресенье с целым за­ пасом вопросов, возникших у них за истекшую неделю»... Идеи умственного и духов­ ного развития учащихся, упор на постоянное исполь­ зование метода объяснитель­ ного чтения, естественно-науч­ ное направление в обучении, индивидуальный подход к .учащимся, — все это могло исходить только от прогрес­ сивно настроенной части учи­ телей, которые в течение ря­ да лет бесплатно вели заня­ тия в воскресные дни. В статье «О чем думают наши министры?» В. И. Ленин пишет: «Из образованных людей находятся такие, ко­ торые хотят поделиться свои­ ми знаниями с рабочими, хо­ тят, чтобы ученье приносило пользу не одним им, а и на­ роду...» Своей деятельностью, уче­ бой слушатели Елецкой муж­ ской воскресной школы как бы утверждали призыв Ле­ нина: «Рабочие! Вы видите, как смертельно боятся наши ми­ нистры соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не сможет отнять у рабочих сознания! Без знания рабо­ чие — беззащитны, со зна­ нием они г— сила!» Е. ДЕРЮГИН, нащ внештатный корреспондент. Чудное мгновенье По широкой лестнице го­ сти поднимаются на второй этаж Дворца культуры заво­ да «Эльта» и словно перехо­ дят из века XX в век XIX. Сумерки. В гостиной плы­ вут чарующие звуки музыки П. И. Чайковского. Тихо и торжественно, как это, навер­ ное, и делалось 180 лет на­ зад. зажигаются свечи. Их трепетное пламя освещает бюст великого поэта. К бю­ сту ложатся алые розы. Так начался театрализованный вечер* посвященный 180-ле­ тию со дня рождения А. С. Пушкина. Здесь все было осенено лю­ бовью и уважением к велико­ му русскому поэту. Приме­ ты эти находишь даже в ме­ лочах: в том, как оформлены пригласительные билеты. В интерьере гостиной, обстав­ ленной мебелью пушкинских времен. И в сценах, сыгран­ ных самодеятельными арти­ стами и показавших счастли­ вые и грустные мгновения из жизни поэта. Добавьте сюда еще роман­ сы Римского-Корсакова, Чай­ ковского на стихи А. С. Пушкина, ноктюрны и валь­ сы Шопена, великолепное свето- и звукооформление. артистизм и вдохновение ведущих — преподавателя пединститута Т. П. Селезне­ вой и художественного руко­ водителя Дворца культуры Ю. В. Зубахина — и вы вполне поймете тех, кто оста­ вил отзыв о вечере: «Как это чудно! Будто на­ яву мы побывали в XIX веке в гостях у Пушкина. Спасибо вам, сумевшим перенести нас в этот прекрасный мир поэ­ зии». В. ДЕМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz