Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 4 мая 1979 года 3 стр. НОВАТОР СТРАНИЦА РАЦИОНАЛИЗАТОРА И ИЗОБРЕТАТЕЛЯ № 35 Состоялся II 1-й городской слет юных рационализа ­ торов и конструкторов, который открыл первый секре ­ тарь ГК ВЛКСМ В. С. Филиппов. Представители школ города сдали рапорты о техническом творчестве, а за ­ тем приняли участие в конкурсе «Это вы можете». На слете подведены итоги городской выставки работ юных новаторов, вручены награды ГК ВЛКСМ и городско­ го совета ВОИР лучшим школам и рационализато ­ рам. Этому важному событию в жизни учащихся го­ рода мы посвящаем очередную страницу «Новатор». С з а б о т о й о б у д у щ е м —Валерий Михайлович, рас­ скажите о формах воспитания молодых новаторов, будуще­ го пополнения рабочего клас­ са Ельца. —В "текущем учебном году в различных технических кружках школ города занима­ ется более тысячи ребят. На этих занятиях они изготавли­ вают действующие модели машин и механизмов, прибо­ ры, наглядные пособия, при­ обретают необходимые тру­ довые навыки. Это позволяет школьникам получить пред­ ставление о многих профес­ сиях, прививает им любовь к технике. Лучшие поделки учащихся демонстрируются на ставших традиционными выставках детского техниче­ ского творчества, городских слетах рационализаторов. В период их проведения ребята знакомятся с изделиями сво­ их сверстников, обменивают­ ся опытом работы. Перед ни­ ми выступают инженеры, пе­ редовики производства. Стало традиционным и про­ ведение олимпиад по веду­ щим дисциплинам среди стар­ шеклассников. Это развивает интерес учащихся к таким наукам, как физика, химия, математика. Победители этих конкурсов награждаются гра­ мотами гороно, ценными по­ дарками горкома комсомола и горсовета ВОИР. Развитию творчества школьников способствует так­ же проведение экскурсий на предприятия города. Надол­ го запомнятся ребятам по­ ездки на машиностроитель­ ный завод, теплоэлектроцент­ раль, в локомотивное депо. — Как могли бы способ­ ствовать развитию детско­ го технического творчества коллективы предприятий го- •рода? —Действительно, нам необ­ ходима такая помощь, но по­ ка она не отвечает требовани­ ям сегодняшнего дня. Вот по­ чему следует школьные орга­ низации ВОИР ввести в со­ став (на правах цеховых) пер­ вичных организаций предпри­ ятий. Это позволило бы при­ Одно из требований, предъявляемых в насто­ ящее время общеобразо­ вательной школе, состо­ ит в том, что в период учебы ребята должны овладеть не только зна­ ниями наук, но и приоб­ рести трудовые навыки, освоить основы опреде­ ленной профессии. Этой благородной цели во мно­ гом служит развитие ра­ ционализации и изобре­ тательства среди школь­ ников. Недавно наш кор­ респондент встретился с председателем меж­ школьного совета ВОИР В. М. Тяпиным и задал ему несколько вопросов, касающихся техническо­ го творчества ребят. влекать специалистов к чтению лекций и проведению бесед по различным техниче­ ским вопросам, улучшению работы кружков. Заводские советы ВОИР могли бы нам оказывать и материальную помощь, что имеет немало­ важное значение. Именно та­ ким образом можно прибли­ зить школу к производству. Совместным постановлени­ ем бюро горкома КПСС и ис­ полкома городского Совета народных депутатов за каж­ дой средней школой закреп­ лено базовое предприятие. Но, к сожалению'; отдельные их руководители самоустранились от работы с учащимися. Так, над средней школой № 8 шеф­ ствует коллектив завода «Гид­ ропривод», на котором к на­ чалу нынешнего учебного го­ да должен быть создан школь­ ный цех. Однако пока ничего не сделано. Правда, ребята обучаются в эксперименталь­ ном цехе, но там рабочие не всегда могут допустить их к сложному оборудованию. Здесь есть достаточная пло­ щадь, где могли бы занимать­ ся и учащиеся средней шко­ лы № 3. Не выполнил данно­ го постановления и коллек­ тив завода медоборудования. В городе ощущается не­ хватка квалифицированных строителей. Было решено за^ крепить за средней ' школой № 5 сельский строительный комбинат. Однако обучение ребят специальностям соот­ ветствующего профиля до сих пор не организовано. Хороший учебный цех созда­ ли на заводе тракторных гид­ роагрегатов, а оборудовали -его всего двумя станками. В результате ребятам прихо­ дится ждать очереди, чтобы поработать. В тесном помеще­ нии занимаются учащиеся средней школы № 2 на эле­ ментном заводе. — Помимо организации школьных цехов, предприя­ тия, очевидно, могут оказы­ вать и другую помощь юным новаторам? — Разумеется. В этом отно­ шении нас прежде всего вол­ нует станция юных техников. Она имеет прекрасное здание с выставочным залом, но от­ сутствие надлежащей мате­ риальной базы, квалифици­ рованных преподавателей не позволяет вести работу дол­ жным образом. Этот вопрос мы также не можем’ решить без помощи производственни­ ков. Ведь не так уж трудно, за­ крепить за каждым кружком базовое предприятие. Скажем, коллектив завода «Эльта» мо­ жет взять шефство над ра­ диолюбителями: выделить специалистов для проведения занятий и консультаций, сред­ ства на приобретение аппара­ туры и приборов. Точно так же работники завода медицин­ ского оборудования могут по­ мочь нам в улучшении дея­ тельности фотокружка, а аг­ регатчики— в пополнении ста­ ночного парка, обеспечении инструментом. Развитие детского техни­ ческого творчества — дело не только учителей и препо­ давателей. Ведь речь идет о воспитании подрастающего поколения, будущей рабочей смены. « 1 П О О О р И Т « С и г н а л » ! » «Внимание! Говорит ра­ диоузел «Сигнал»!» Такими словами начинают­ ся передачи по радио в сред­ ней школе № 1. Собствен­ ными силами ребята оборудо­ вали в пионерской комнате радирузел, радиофицировали все классы, и теперь во время перемен и после заня­ тий можно послушать переда­ чи школьной радиогазеты. Активное участие в ее ра­ боте принимают Таня Лука- нова, Лена Силкина, Галя I к о н к у р с « Э т о Конкурсы «Это вы може­ те» стали недавно проводить­ ся в Ельце, но сразу же завоевали популярность у мальчишек и девчонок. Ни в каком другом соревновании нет такой возможности для проявления творческой сме­ калки, находчивости, инициа­ тивы. Вот и недавно стан­ цию юных техников до от­ каза заполнили учащиеся школ. Первое задание получают юные конструкторы. Им пред­ стоит придумать приспособ­ ление для экономии воды в то время, когда человек умыва­ ется под краном. Задача до­ вольно сдожная, так как ре­ шение должно отвечать совре­ менному уровню развития нау­ ки и техники. Представители команд начинают демонст­ рировать свои изделия, кото­ рые предстояло сделать в пе­ риод подготовки домашнего задания. В зале то и дело слышатся аплодисменты. Это учащиеся дают должную оценку твор­ ческой смекалке и мастерст­ ву своих сверстников, изго­ товивших электронный флю­ гер, светомузыкальную при­ ставку магнитофона, универ­ сальный автосторож, модель электровоза, управляемого по радио, электрогитару. В ходе |демонстрации ребята объяс­ няют принцип действия экс­ понатов. Кудрявцева, Лена Щепенко и другие учащиеся. Они про­ водят политинформации, рас­ сказывают о новостях из жиз­ ни школы, о мероприятиях со­ вета пионерской дружины, поздравляют преподавателей и ребят с праздниками, с днем рождения. Радио занимает большое место в техническом творчест­ ве школьников, помогает им лучше учиться и отдыхать. Ребятами радиофицировано 11 кабинетов, изготовлена радиоаппаратура для школь­ ного эстрадного ансамбля, оборз'дованы наглядные' учеб­ ные пособия и стенды. вы можете» Следующее задание кон­ курса для девочек — членов команд. Им предлагается найти в рисунках различных изделий ошибки конструкто­ ра. На обдумывание ответа дается вс?го 20 секунд. Луч­ ше всех этот экзамен выдер­ жали девчата из СШ № 21. Следом -за ними в конкурс включаются болельщики. Им предстоит вспомнить историю советского изобретательства. Видно, что эта тема хорошо известна ребятам. Почти на каждый вопрос следует обсто­ ятельный ответ. Тем временем в зал возвра­ щаются конструкторы. Ребя­ та разработали различные ва­ рианты экономии воды. Жюри отдает предпочтение сенсорно­ му приспособлению В. Мар- тяхина из СШ № 22. Чтобы правильно и быст­ ро собрать электрическую схему, нужно не только зна­ ние электротехники, но и оп­ ределенные практические на­ выки. Лучше всех эти качест­ ва проявил Н. Страхов из СШ № 22. По итогам всех туров кон­ курса победила команда средней школы № 22. На втором месте — учащиеся СШ №5 , на третьем — СШ№ 241 Победители награждены По­ четными грамотами и па­ мятными подарками гороно, ГК ВЛКСМ и городского со­ вета ВОИР. Б. КИРИЕВСКИИ. Дорога к завтрашнему дню С большим успехом на стан­ ции юных техников прошла выставка изделий учащихся школ города, посвященная Международному году ребен­ ка. На ней было представле­ но около 900 поделок ребят: действующие модели стан­ ков, машин ц механизмов, электромеханические игрушки, наглядные учебные пособия, радио-и электроприборы, рабо­ ты по прикладному искусству. Многие экспонаты отличает высокая общественно-политиче­ ская значимость, соответствие современному уровню разви­ тия науки и техники, новизна конструкций. Немало умельцев воспиты­ вается в средней школе № 5. Здесь действует 11 техниче­ ских кружков, в которых за­ нимается каждый второй уча­ щийся. На выставке ребята представили такие уникаль­ ные экспонаты, как электрон­ ное зажигание автомобилей, универсальный автосторож, электроорган, усилители к ра­ диоприемникам. Их творче­ ская смекалка по достоинству оценена жюри. Победителям вручен переходящий кубок, диплом ГК ВЛКСМ и город­ ского совета ВОИР. Последующие места заняли юные рационализаторы из средних школ № 21 и 95. Они и стали призерами вто­ рого этапа технического смот­ ра молодежи. Большое внимание посети­ телей выставки привлекли мо­ дели спортивных самолетов, электровоза, управляемого по радио, крейсера «Аврора», ряд электротехнических прибо­ ров. Их авторы — Д. Кур­ ский (СШ№95). А. Давыдов (школа-интернат № 8) В. Кар­ ташов. Ю. Петров (СШ№21), А. Ракитин (СШ№1) и дру­ гие — награждены памятными подарками. НА СНИМКЕ: команда-победительница.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz