Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» 4 мая 1979 года 3 стр. НОВАТОР СТРАНИЦА РАЦИОНАЛИЗАТОРА И ИЗОБРЕТАТЕЛЯ № 35 Состоялся II 1-й городской слет юных рационализа торов и конструкторов, который открыл первый секре тарь ГК ВЛКСМ В. С. Филиппов. Представители школ города сдали рапорты о техническом творчестве, а за тем приняли участие в конкурсе «Это вы можете». На слете подведены итоги городской выставки работ юных новаторов, вручены награды ГК ВЛКСМ и городско го совета ВОИР лучшим школам и рационализато рам. Этому важному событию в жизни учащихся го рода мы посвящаем очередную страницу «Новатор». С з а б о т о й о б у д у щ е м —Валерий Михайлович, рас скажите о формах воспитания молодых новаторов, будуще го пополнения рабочего клас са Ельца. —В "текущем учебном году в различных технических кружках школ города занима ется более тысячи ребят. На этих занятиях они изготавли вают действующие модели машин и механизмов, прибо ры, наглядные пособия, при обретают необходимые тру довые навыки. Это позволяет школьникам получить пред ставление о многих профес сиях, прививает им любовь к технике. Лучшие поделки учащихся демонстрируются на ставших традиционными выставках детского техниче ского творчества, городских слетах рационализаторов. В период их проведения ребята знакомятся с изделиями сво их сверстников, обменивают ся опытом работы. Перед ни ми выступают инженеры, пе редовики производства. Стало традиционным и про ведение олимпиад по веду щим дисциплинам среди стар шеклассников. Это развивает интерес учащихся к таким наукам, как физика, химия, математика. Победители этих конкурсов награждаются гра мотами гороно, ценными по дарками горкома комсомола и горсовета ВОИР. Развитию творчества школьников способствует так же проведение экскурсий на предприятия города. Надол го запомнятся ребятам по ездки на машиностроитель ный завод, теплоэлектроцент раль, в локомотивное депо. — Как могли бы способ ствовать развитию детско го технического творчества коллективы предприятий го- •рода? —Действительно, нам необ ходима такая помощь, но по ка она не отвечает требовани ям сегодняшнего дня. Вот по чему следует школьные орга низации ВОИР ввести в со став (на правах цеховых) пер вичных организаций предпри ятий. Это позволило бы при Одно из требований, предъявляемых в насто ящее время общеобразо вательной школе, состо ит в том, что в период учебы ребята должны овладеть не только зна ниями наук, но и приоб рести трудовые навыки, освоить основы опреде ленной профессии. Этой благородной цели во мно гом служит развитие ра ционализации и изобре тательства среди школь ников. Недавно наш кор респондент встретился с председателем меж школьного совета ВОИР В. М. Тяпиным и задал ему несколько вопросов, касающихся техническо го творчества ребят. влекать специалистов к чтению лекций и проведению бесед по различным техниче ским вопросам, улучшению работы кружков. Заводские советы ВОИР могли бы нам оказывать и материальную помощь, что имеет немало важное значение. Именно та ким образом можно прибли зить школу к производству. Совместным постановлени ем бюро горкома КПСС и ис полкома городского Совета народных депутатов за каж дой средней школой закреп лено базовое предприятие. Но, к сожалению'; отдельные их руководители самоустранились от работы с учащимися. Так, над средней школой № 8 шеф ствует коллектив завода «Гид ропривод», на котором к на чалу нынешнего учебного го да должен быть создан школь ный цех. Однако пока ничего не сделано. Правда, ребята обучаются в эксперименталь ном цехе, но там рабочие не всегда могут допустить их к сложному оборудованию. Здесь есть достаточная пло щадь, где могли бы занимать ся и учащиеся средней шко лы № 3. Не выполнил данно го постановления и коллек тив завода медоборудования. В городе ощущается не хватка квалифицированных строителей. Было решено за^ крепить за средней ' школой № 5 сельский строительный комбинат. Однако обучение ребят специальностям соот ветствующего профиля до сих пор не организовано. Хороший учебный цех созда ли на заводе тракторных гид роагрегатов, а оборудовали -его всего двумя станками. В результате ребятам прихо дится ждать очереди, чтобы поработать. В тесном помеще нии занимаются учащиеся средней школы № 2 на эле ментном заводе. — Помимо организации школьных цехов, предприя тия, очевидно, могут оказы вать и другую помощь юным новаторам? — Разумеется. В этом отно шении нас прежде всего вол нует станция юных техников. Она имеет прекрасное здание с выставочным залом, но от сутствие надлежащей мате риальной базы, квалифици рованных преподавателей не позволяет вести работу дол жным образом. Этот вопрос мы также не можем’ решить без помощи производственни ков. Ведь не так уж трудно, за крепить за каждым кружком базовое предприятие. Скажем, коллектив завода «Эльта» мо жет взять шефство над ра диолюбителями: выделить специалистов для проведения занятий и консультаций, сред ства на приобретение аппара туры и приборов. Точно так же работники завода медицин ского оборудования могут по мочь нам в улучшении дея тельности фотокружка, а аг регатчики— в пополнении ста ночного парка, обеспечении инструментом. Развитие детского техни ческого творчества — дело не только учителей и препо давателей. Ведь речь идет о воспитании подрастающего поколения, будущей рабочей смены. « 1 П О О О р И Т « С и г н а л » ! » «Внимание! Говорит ра диоузел «Сигнал»!» Такими словами начинают ся передачи по радио в сред ней школе № 1. Собствен ными силами ребята оборудо вали в пионерской комнате радирузел, радиофицировали все классы, и теперь во время перемен и после заня тий можно послушать переда чи школьной радиогазеты. Активное участие в ее ра боте принимают Таня Лука- нова, Лена Силкина, Галя I к о н к у р с « Э т о Конкурсы «Это вы може те» стали недавно проводить ся в Ельце, но сразу же завоевали популярность у мальчишек и девчонок. Ни в каком другом соревновании нет такой возможности для проявления творческой сме калки, находчивости, инициа тивы. Вот и недавно стан цию юных техников до от каза заполнили учащиеся школ. Первое задание получают юные конструкторы. Им пред стоит придумать приспособ ление для экономии воды в то время, когда человек умыва ется под краном. Задача до вольно сдожная, так как ре шение должно отвечать совре менному уровню развития нау ки и техники. Представители команд начинают демонст рировать свои изделия, кото рые предстояло сделать в пе риод подготовки домашнего задания. В зале то и дело слышатся аплодисменты. Это учащиеся дают должную оценку твор ческой смекалке и мастерст ву своих сверстников, изго товивших электронный флю гер, светомузыкальную при ставку магнитофона, универ сальный автосторож, модель электровоза, управляемого по радио, электрогитару. В ходе |демонстрации ребята объяс няют принцип действия экс понатов. Кудрявцева, Лена Щепенко и другие учащиеся. Они про водят политинформации, рас сказывают о новостях из жиз ни школы, о мероприятиях со вета пионерской дружины, поздравляют преподавателей и ребят с праздниками, с днем рождения. Радио занимает большое место в техническом творчест ве школьников, помогает им лучше учиться и отдыхать. Ребятами радиофицировано 11 кабинетов, изготовлена радиоаппаратура для школь ного эстрадного ансамбля, оборз'дованы наглядные' учеб ные пособия и стенды. вы можете» Следующее задание кон курса для девочек — членов команд. Им предлагается найти в рисунках различных изделий ошибки конструкто ра. На обдумывание ответа дается вс?го 20 секунд. Луч ше всех этот экзамен выдер жали девчата из СШ № 21. Следом -за ними в конкурс включаются болельщики. Им предстоит вспомнить историю советского изобретательства. Видно, что эта тема хорошо известна ребятам. Почти на каждый вопрос следует обсто ятельный ответ. Тем временем в зал возвра щаются конструкторы. Ребя та разработали различные ва рианты экономии воды. Жюри отдает предпочтение сенсорно му приспособлению В. Мар- тяхина из СШ № 22. Чтобы правильно и быст ро собрать электрическую схему, нужно не только зна ние электротехники, но и оп ределенные практические на выки. Лучше всех эти качест ва проявил Н. Страхов из СШ № 22. По итогам всех туров кон курса победила команда средней школы № 22. На втором месте — учащиеся СШ №5 , на третьем — СШ№ 241 Победители награждены По четными грамотами и па мятными подарками гороно, ГК ВЛКСМ и городского со вета ВОИР. Б. КИРИЕВСКИИ. Дорога к завтрашнему дню С большим успехом на стан ции юных техников прошла выставка изделий учащихся школ города, посвященная Международному году ребен ка. На ней было представле но около 900 поделок ребят: действующие модели стан ков, машин ц механизмов, электромеханические игрушки, наглядные учебные пособия, радио-и электроприборы, рабо ты по прикладному искусству. Многие экспонаты отличает высокая общественно-политиче ская значимость, соответствие современному уровню разви тия науки и техники, новизна конструкций. Немало умельцев воспиты вается в средней школе № 5. Здесь действует 11 техниче ских кружков, в которых за нимается каждый второй уча щийся. На выставке ребята представили такие уникаль ные экспонаты, как электрон ное зажигание автомобилей, универсальный автосторож, электроорган, усилители к ра диоприемникам. Их творче ская смекалка по достоинству оценена жюри. Победителям вручен переходящий кубок, диплом ГК ВЛКСМ и город ского совета ВОИР. Последующие места заняли юные рационализаторы из средних школ № 21 и 95. Они и стали призерами вто рого этапа технического смот ра молодежи. Большое внимание посети телей выставки привлекли мо дели спортивных самолетов, электровоза, управляемого по радио, крейсера «Аврора», ряд электротехнических прибо ров. Их авторы — Д. Кур ский (СШ№95). А. Давыдов (школа-интернат № 8) В. Кар ташов. Ю. Петров (СШ№21), А. Ракитин (СШ№1) и дру гие — награждены памятными подарками. НА СНИМКЕ: команда-победительница.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz