Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ» ф 14 апреля 1979 года ® 3 стр. ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ Н а я з ы к е э с п е р а н т о РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА В течение нескольких дней проходил общегородской смотр художественной самодеятельности средних и восьми­ летиях школ. Для всех коллективов, каждого участника он был, словно лесенка, — встал на ступеньку, постарайся под­ няться на другую. А сделать это было не так-то просто. И на виутришколь- ных смотрах, и на зональных, концерты которых состоялись в городском Доме культуры, Дворце культуры завода «Эль- та», клубе железнодорожников, члены жюри предъявляли высокие требования к репертуару и исполнительскому ма­ стерству. Финалом общегородского смотра стал заключитель­ ный концерт, показанный на днях во Дворце культуры завода «Эльта». Зрительный зал был заполнен до отказа. И это естественно. Заключи­ тельный концерт пред­ ставлял повышенный инте­ рес и для детей, и для взрос­ лых, ибо его программа во­ брала в себя самое лучшее, чем сегодня располагает школьная художественная самодеятельность города. Зрители не обманулись в своих ожиданиях. На сцене Дворца выступили коллек­ тивы художественной само­ деятельности первой, второй пятой, двадцать третьей, двадцать четвертой и других школ, и каждая представила интересные номера. Бесспорно, в коллективах, принявших участие в этой программе, подробно проана­ лизируют выступление каж­ дого своего представителя. Мы же обратим внимание на те стороны концерта, в которых отчетливо прояви­ лись характерные черты се­ годняшней художественной самодеятельности школьников. На сцене выступило не­ сколько хоровых и вокаль­ ных коллективов — первой, _ В программе было немало и других интересных номе­ ров. Так, учащиеся второй школы показали спортивные упражнения, Александр Щекланов (школа № 1) хо­ рошо исполнил матросский танец, Сергей Пищулин (школа № 2) — песню «За того парня». Так что члены жюри получили большую возможность отобрать для областного смотра нрмера, исполнители которых могут претендовать на призовые места. Вместе с тем заключи­ тельный концерт выявил и слабые места в школьной ху­ дожественной самодеятель­ ности города. Так, зрители не увидели вокально-инстру­ ментальных ансамблей, хо­ рошо подготовленных солис­ тов. чтецов, конферансье. Ребята пока еще слабо вла­ деют музыкальными инстру­ ментами. Правда, в заклю­ чительном концерте принял участие духовой оркестр До­ ма пионеров, исполнивший вальс, польку и марш. Но этот коллектив создан не­ давно, и его более весомые успехи еще впереди. И все-таки нынешний смотр показал, что школьная худо­ жественная самодеятельность города сделала шаг вперед. В концертах приняло участие около четырех тысяч человек. И в большинстве своем коллективы показали хорошую подготовку. Не случайно многие из них отмечены Почетными грамотами. Очень важно закрепить сделанное, обеспечить дальнейшее развитие школьной самодеятельности. Большую роль в этом деле может сыграть повсеместное использование всего лучше­ го, что есть в практике коллективов-призеров. Н. БАДУЛИН. На снимке: выступает вокальная группа первоклассниц сред­ ней школы № 5. Фото И. Стягова. Почтовая марка — это, во- первых, визитная карточка страны, во-вторых, произведе­ ние искусства малых форм, своеобразная художественная миниатюра, в-третьих, неболь­ шой политический плакат. И, наконец, это особый малофор­ матный памятник знаменатель­ ным датам, великим историче­ ским событиям, выдающимся представителям народа и их повседневной деятельности. Марки эпохи социализма — широкое поле пропаганды ве­ ликих гуманистических идей. За 61 год своего существова­ ния СССР выпустил несколь­ ко тысяч марок. В них нашли свое отражение все выдающие­ ся события и деятели СССР, а также других стран. Впервые за свою историю язык эсперанто отмечен в об­ ласти марок на 38-ом году своего существования. Это бы­ ло в 1925 году, когда появи­ лись две советские почтовые марки (№ 229 и 230), по­ священные 30-летню изобрете­ ния радио А. С. Поповым. На этих марках была сделана на эсперанто надпись: «Изобрета­ тель радио — Попов». В 1926 году в Ленинграде состоялся международный съезд рабочих-эсперантистов. Почетным представителе^ съезда был А. В. Луначар­ ский, который в своем привет­ ствии, в частности, сказал: «...Не признавать фактов нель­ зя. Они заставят себя при­ знать. А факты говорят в пользу эсперанто». В связи с этим событием были выпуще­ ны две марки (№ 243 и 244), которые изображали обелиск Свободы в Москве, помещен­ ный в овале двух надписей «Пролетарии всех стран, со­ единяйтесь!», сделанных азбу­ кой Морзе на двух языках: на русском и международном. К 40-летию создания эспе­ ранто в 1927 году были выпу­ щены две марки (№ 271 и 272) с портретом доктора Л. За- менгофа, создателя эсперанто, на фоне индустриального пей­ зажа. В 1929 году, а потом и в 1932-ом вышлд марка, кото­ рая отметила вступление в строй нового сооружения в Москве — центрального теле­ графа. На марке (№ 323) на русском и эсперанто постав­ лены надписи «Центральный телеграф в Москве». А в 1930 году на марке (№ 329) была изображена Вол­ ховская электростанция им. В. И. Ленина с надписями на этих же двух языках. Следует отметить, что эспе­ ранто посвящали почтовые марки и другие социалистиче­ ские страны. Этим они показывают всему миру, какое огромное значе­ ние придают международному языку — языку мира и друж­ бы между народами. 3. КИРИЛЛОВА, отличник народного просвещения. Присяга С торжественным звоном куранты Минуту заветную бьют. Стране присягают курсанты, На верность ей клятву дают. Их знает страна поименно И, нежность в глазах не тая, Свои развернула знамена, Покрытые славой в боях. Вот эти знамена отныне С надеждой доверены вам. Храните их, словно святыню, Как мир, как любовь к матерям. Стоите вы гордо и бодро, Отцовскому делу верны. И Ленин отечески смотрит На вас, дорогие сыны. М. ГЛАЗКОВ. двадцать четвертой и других Е,1|11111Ш111Ш111111111М111М11ШШ1МШ1Ш11111111Ш1111Ш1Ш1М111111Ш11Ш111111Ш11ШШШШШ11ШШ||П|П11111111Ш111111111Н1111Ш1Ш11Ш111111Ш111111111М11Ш11111111 средних школ. Их за- Е ___ _ _ _ _ К Р О С С В О Р Д метное представительство не = случайно. Такие коллекти- = вы созданы практически при Е всех школах. И многие из Е них настойчиво идут по пу- Е ти повышения мастерства. Е Дружными аплодисмента- Е ми награждали зрители Е представителей пятой сред- Е ней школы. Их октябрят- Е ский хор, исполнивший пес- = ни «Звездочка» и «Надо г только захотеть», заслужи- Е вает высокой оценки. Сла- = женность, чистота голосов, Е хорошее владение музыкаль- Е ной грамотой — вот что ха- Е рактерно для этого хора. Е Много было хореографи- = ческих номеров. Их предста- = вили коллективы художе- = ственной самодеятельности = .школ первой (школьный = вальс), двадцать . четвертой = (украинский танец), девяно- = сто пятой («Молдавские = тройки») и других. Особенно Е удачно выступила ученица чет- = вертого класса средней школы = № 21 Марина Васильченко. = Вначале она показала Е танец Красной Шапочки, а Е затем в паре с одноклассни- = ком Геной Кисиль — шу- Е точный танец «Шу-шу-шу». Е Пластика, легкость в дви- = жениях, эмоциональность, Е искорки детской фантазии Е юной танцовщицы покорили Е сердца зрителей. Е По горизонтали: 7. Заклю­ чительная торжественная сце­ на спектакля. 8. Река в Рос­ товской области. 9. Действую­ щее лицо драмы М. Ю. Лер­ монтова «Маскарад». 11. Пра­ вильный восьмигранник. 12. Бессмыслица, нелепость. 13. Крупная и сильная африкан­ ская птица. 14. Город в Крас­ ноярском крае. 17. Воинское звание. 18. Повесть Л. Н. Толстого. 21. Своеобразное выражение, словосочетание. 22. Часть ствола дерева. 24. Договор, соглашение. 25. Ли­ цо, возглавляющее военный комиссариат. 26. Отрывистое воспроизведение музыкально­ го звука. 29. Корпуса не­ скольких самолетов. 30. Пят­ нистый тюлень. 31. Кормовая культура. 35. Млечный сок, содержащийся у многих ра­ стений. 36. Учение о ритме. 37. Река на Новой Земле. 40. Американский писатель. 41. Музыкальный ансамбль из пяти исполнителей. 42. Вид рыси с шерстью серо-желтого цвета. 45. Травянистое расте­ ние с теневыми листьями. 46. Русский композитор, ав­ тор вокального дуэта «Моря­ ки» и оперы «Наташа, или волжские разбойники». 47. Трехстопный стих. По вертикали: 1. Скульп­ тор, автор памятника А. М. Горькому в Москве. 2. Персо- •наж романа В. Гюго «Отвер­ женные». 3. Мастер гипсовых дел Киево-Печерской лавры. 4. Комнатный цветок. 5. Убор­ ка зерновых культур. 6. Мно­ голетнее травянистое арома­ тическое растение семейства валериановых. 10. Название числа, определяющего поло­ жение точки на прямой отно­ сительно другой определен­ ной точки. 15. Перевозка гру­ за. 16. Выдающаяся русская актриса. 19. Широко распро­ страненный минерал, входя­ щий в состав базальта. 20. Снежный барс. 22. Остров в Сахалинской области. 23. Тонкая книжка в мягкой об­ ложке, не в переплете. 27. Друг, приятель, с которым устанавливаются отношения особой близости. 28. Предел, ограничение чего-либо. 32. Озеро в Венесуэле. 33. Балет А. Глазунова. 34. Масса, со­ стоящая из глины с примесью веществ, препятствующих ее высыханию. 38. Город в Ко­ ми АССР. 39. Совокупность различных неровностей на земной поверхности. 43. Кри­ волинейное перекрытие прое­ мов или пролетов между дву­ мя опорами. 441 Вид теат­ рального искусства. Составил В. САВИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz