Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

2 сгр. ф Я марта 1979 года ф «КРАСНОЕ ЗЯАМЯ» НАСТАВНИЧЕСТВО — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ „УНИВЕРСИТЕТ Ы“ Р а з г о в о р наш поначалу не клеился. Когда я расспра­ шивал Василия Александрови­ ча Толстых о его участии в на­ ставничестве, тот отвечал ску­ по, не вдаваясь в подробности. Но видно было, что сказать ему хочется о многом. Глаза наставника теплели, голос ста­ новился мягче, когда речь за­ шла о Борисе Медведеве, его успехах. Что же сдерживало Василия Александровича? Чувство ра­ бочей скромности. Нежелание, и даже лучше сказать, неуме­ ние выставлять напоказ то, что считается обязанностью, дол­ гом, нормой нашего советско­ го образа жизни. ...Хмурый ноябрьский день. И настроение совсем под стать погоде. Еще бы1 То, о чем по­ просил его вчера начальник цеха, явно не предвещало ни­ чего хорошего. Эх, отказаться бы, сослаться на возраст..., Ведь уже 28 лет на заводе слесарем, а это не шутка. Ну, были у него ученики. Разные попадались. И хорошие, и пло­ хие, но такого™ На учете в милиции парень состоял, и хо­ тя сейчас вроде бы исправил­ ся, срывы бывают. Василий Александрович по­ пытался представить, как вы­ глядит его будущий ученик. Воображение почему-то рисо­ вало великовозрастного детину с длинной гривой волос и на­ хально улыбающегося. Да что он с ним сделать сможет? Ка­ кой из него педагог? Семь классов всего за плечами... Надо бы объяснить все вчера начальнику цеха. Но не сделал этого. Не потому ли, что в мо­ мент разговора вспомнил, как, возвращаясь недавно с завода, встретил троих ребят-подрост- ков. Пьяных. Трехэтажная ру­ гань лилась рекой. Попытался было образумить юнцов, а в ответ: «Гуляй, дядя, тебе что, больше всех надо?» Случай этот долго не выхо­ дил из головы. Думал: не потому ли ребята стали на скользкий путь, что рядом в критическую минуту не оказа­ лось человека, способного на­ править их энергию в нужное русло? В размышлениях Василий Александрович не заметил, как подошел к проходной завода «Гидропривод». Серые тучи пробил солнеч­ ный луч, заиграл, огоньками на опавшей осенней листве. На душе стало веселее. «Ладно, посмотрим... , Там видно будет, какой к подрост­ ку «педагогический подход» нужен», — подумал Василий Александрович. Когда начальник экспери­ ментального цеха Вячеслав Вла­ димирович Секретарев привел нового подопечного к Толстых, тот готовил к работе свое сле­ сарное хозяйство. — Знакомься, Василий Алек­ сандрович, твой ученик. Фа­ милия Медведев. Зовут Бо- итоги ПОДВЕДЕНЫ В кинотеатре «Рбссия» со­ стоялось профсоюзно-комсо­ мольское собрание учащихся ГПТУ № 4, на котором под­ ведены итоги соцсоревнования за 1 квартал 1979 года. Общеучилищное первое ме­ сто заняла группа № 15 элект­ риков, где мастером произ­ водственного обучения Н. С. Панков. Ей вручено перехо­ дящее Красное знамя. Вымпе- рисом. Окончил техническое училище № 2. Прошу любить и жаловать. Ученик был не таким, как представлял Толстых. Неболь­ шого роста, аккуратно под­ стрижен, веселые глаза. Мельк­ нула мысль: «Может, это совсем другой парень?» Сомнения развеял Секрета­ рев: — Характеристика у него не ахти. Ты построже с ним будь. А в это время Борис с не­ скрываемым любопытством ог­ лядывался по сторонам. По его глазам можно было прочи­ тать, что производственная об­ становка ему по душе. — Ну, что, нравится в цехе? — спросил Василий Александ­ рович. Огонек в глазах ; паренька погас, теперь он смотрел на­ стороженно. — Воспитанием, значит, мо­ им займетесь? — Нет, работать вместе бу­ дем, — просто ответил Тол­ стых. И началась работа. Повсе­ дневная. Кропотливая. Знаний и опыта, полученных Борисом в училище, оказалось недостаточно. И в этом была его вина: спустя рукава от­ носился он к занятиям. Слесарь-сборщик должен уметь выполнять многие опе­ рации. Поэтому в цехе решили, что Борис Медведев пока прой­ дет узкую специализацию — освоит профессию сверловщи­ ка. Первое время Василий Алек­ сандрович присматривался к парню. Нравилось ему в нем желание трудиться, но вот при­ вычки «улицы» подчас брали верх. О его прошлом Толстых не расспрашивал, видел, что тот легко раним. Просто, доступно объяснял Василий Александрович учени­ ку секреты производства. И как лучше сверло заточить, и как организовать работу, что­ бы на выполнение операций уходило минимум времени. Обучал наневению резьбы внут­ ри втулки, рассказывал об уст­ ройстве механизмов и распо­ ложении узлов сверлильного станка. Не раз заводил разговор с учеником о своем цехе. Его название говорит само за себя — экспериментальный. В нем изготавливают опыт­ ные образцы деталей и зани­ маются отработкой их конст­ рукций. Цех самый молодой на предприятии и самый пер­ спективный. Отсюда начинает свой путь будущая продукция завода. Современная техноло­ гия на каждом шагу, а это ли не простор для творчества молодых? Нельзя сказать, что все у Бо­ риса шло гладко. Были срывы. Иногда опаздывал на завод, стремился уйти из цеха до конца смены. Наставнику за всем не уследить. Парня оста­ навливали товарищи по работе. Строго спрашивал Василий лами награждены: за вто­ рое место — группа № 3 слесарей КИП и автоматики (мастер производственного обучения В. М. Еремеев), за третье — группа № 21 слеса­ рей КИП и автоматики (мас­ тера производственного обуче­ ния Н. С. Каширин и С. В. Трубицына). Победители социалистиче­ ского соревнования, разверну­ того в училище, активно уча­ ствуют в общественной жиз­ ни, хорошо учатся и трудятся на производственной практике, занимаются в коужках худо - Аяександрович за такие про­ ступки, а сам думая: «Нет, не доходят до парня мои увещевания. Не убедишь его разговорами, что так делать нельзя». Вскоре произошло «ЧГЬ. Бо­ рис Медведев не вышел на ра­ боту. Явившись на следующий день, сослался на то, что про­ спал. Разговор с наставником был серьезным. — Вижу я, Борис, — говорил Толстых ученику, — не отда­ ешь ты себе отчета в том, что трудишься в коллективе. И нет ответственности у тебя перед ним. Работа, которую мы де­ лаем, не твоя и не моя, а на­ ша. Обратил внимание, как то­ варищи сегодня на тебя смот­ рели? Ты вот вчера прогулял, а кто-то из них за тебя зада­ ние выполнил. Подумай над этим. Обычно после «нравоучений» от Бориса следовал ответ: — Да, ладно уж, исправлюсь. На этот раз промолчал. Василий Александрович знал, что не стоит делать прежде­ временных выводов — Борис не сразу поймет свою вину, и еще будут с его стороны ошиб­ ки и промахи. Но главное __ разговор запал парню в душу. Теперь нужно стараться при­ влечь Бориса к участию в об­ щественной жизни. Узнал Толстых, что его уче­ ник хорошо рисует. Через не­ сколько дней подошел к Бори­ су секретарь комсомольской организации цеха Геннадий Глушко, попросил оформить стенгазету. Не отказался па­ рень. Сделал — любо-дорого посмотреть. Как бы ни был занят настав­ ник, какой бы сложности ра­ боту ни выполнял, всегда при­ ходил на помощь своему уче­ нику. И не только в производ­ стве. Расспрашивал о домаш­ них делах, интересовался, как идет учеба в школе рабочей молодежи, в какой компании проводит вечера. Шло время. Борис уже впол­ не освоился в цехе. Появились новые друзья — комсомольцы. Стал выступать в художествен­ ной самодеятельности — петь в хоре. Парень менялся на глазах. Когда на собраниях говори­ ли о Василии Александровиче как об одном из лучших сле­ сарей экспериментального це­ ха, передовике производства, ветеране труда предприятия, неоднократном победителе со­ циалистического соревнования, душу Бориса наполняла гор- дость за своего учителя. Однажды в конце смены, по­ дошел Толстых к ученику спро­ сить, как дела идут. А Борис, не дожидаясь вопроса и с тру­ дом скрывая радость, сказал: — Сегодня я норму выра­ ботки выполнил, Василий Алек­ сандрович. И брака совсем нет. Глаза парня светились ра­ достью. — Молодец, Борис! — отве­ тил наставник. Возвращаясь после трудово­ го дня домой, Василий Алек­ сандрович думал об ученике. Нет, все-таки не зря столько времени он отдал ему. Какое У него сегодня счастливое ли­ цо было! Вот и еще один че­ ловек в рабочую семью влился. А, ДЕМЕНТЬЕВ. жественной самодеятельности и спортивных секциях. На собрании рассмотрен вопрос о ходе подготовки к коммунистическому субботни­ ку. Был утвержден штаб по его проведению. Секретарь комитета ВЛКСМ С. И. Шамрина призвала всех комсомольцев, молодежь друж­ но и добросовестно потрудить­ ся в этот день на благоуст­ ройстве территории училища и города. В. ПЕТРОВ, председатель профбюро учащихся ГПТУ № 4. ком сомольская жизнь Ц Н Ф О РМ А Ц И Я Курсом июльского Пленума Во всех цехах и на участ­ ках завода «Гидропривод» проходят сейчас комсомоль­ ские собрания. Их повестка дня «О задачах комсомоль­ ской организации, вытекаю­ щих из решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС». Юноши и девушки пред­ приятия полны решимости еще больше крепить связь с селом. Они подхватили почин своих товарищей-эльтовцев создать комсомольско-моло­ дежные отряды по заготовке кормов для животноводства. Решено организовать пять таких отрядов общей числен­ ностью в 100 человек и про­ вести в подшефном совхозе «Луч» Елецкого района три субботника. Д. АЛЕКСАНДРОВ. Спортивный вечер Спорткомитет железнодо­ рожного техникума совмест­ но с комитетом ВЛКСМ ор­ ганизовал спортивный ве­ чер, на котором подведены итоги минувшего года. Лучшим спортсменам учеб­ ного заведения были вруче­ ны Почетные грамоты и цен­ ные подарки, в том числе капи­ тану команды по волейболу Еле­ не Воробьевой, чемпиону города по лыжам Василию Семенихи- ну, баскетболистке Ираиде Не­ делиной и многим другим. Йеред собравшимися с по­ казательной программой вы­ ступили юные гимнасты дет­ ской спортивной школы и боксеры клуба «Радуга». Юноши и девушки приняли участие в многочисленных спортивных конкурсах. Ю. СТЕБАКОВ, учащийся техникума железнодорожного транспорта член внештатной молодежной редакции. В ДНД ГОРОДА Наша спецдружина Два года назад на заводе «Эльта» создана спецдружи­ на по работе с подростками. Возглавляют ее мастер участ­ ка цветных кинескопов Тать­ яна Шулепова и инженер вто­ рого сборочного цеха Вера Козьминична Самойлова. Деятельность спецдружи- ны многогранна. Тут и рейды по микрорайону в вечерние часы, и беседы с «трудными» ребятами, и посещение не­ благополучных семей. Не так давно мы провели заседание в средних школах № 22 и 24. Перед коллекти­ вами учащихся ответ держа­ ли те несовершеннолетние, которые нарушают обще­ ственный порядок. Их родите­ ли были строго предупрежде­ ны. Активное участие в работе спецдружины принимают Н. С. Тимошенко, 3. С. Се- леменева, А. В. Фроликова, Л. П. Коробчак и другие. Все мероприятия проводятся в тес­ ном контакте с работником милиции Г. П. Прокофьевым. Большую помощь оказывает нам и второй секретарь ГК ВЛКСМ К. Г. Коробчак. Наша работа не проходит даром. Многие ребята, кото­ рые плохо вели себя на ули­ це и в школе, встали на пра­ вильный путь и сейчас хоро­ шо учатся, занимаются в раз­ личных кружках, спортивных секциях. Р. КУЗЬМИН, член спецдружины завода «Эльта». Комсомолки первого про­ изводства завода медицинско­ го оборудования сверловщица Валентина Клейменова (на снимке слева) и фрезеровщи­ ца Антонина Невструева ра­ ботают по талонам комсомоль­ ской гарантии. Это право они заслужили не случайно. И Ва­ лентина, и Антонина — ударники коммунистического труда, каждая овладела смеж­ ными специальностями, может успешно заменить своих това­ рищей на сборке и клепке заушников. Сегодня на трудовом кален­ даре Клейменовой и Невструе- вой — август 1979 года. Мо­ лодые производственницы не только успешно работают, но и принимают активное участие в общественной жизни коллек­ тива.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz