Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
2 сгр. ф Я марта 1979 года ф «КРАСНОЕ ЗЯАМЯ» НАСТАВНИЧЕСТВО — ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ „УНИВЕРСИТЕТ Ы“ Р а з г о в о р наш поначалу не клеился. Когда я расспра шивал Василия Александрови ча Толстых о его участии в на ставничестве, тот отвечал ску по, не вдаваясь в подробности. Но видно было, что сказать ему хочется о многом. Глаза наставника теплели, голос ста новился мягче, когда речь за шла о Борисе Медведеве, его успехах. Что же сдерживало Василия Александровича? Чувство ра бочей скромности. Нежелание, и даже лучше сказать, неуме ние выставлять напоказ то, что считается обязанностью, дол гом, нормой нашего советско го образа жизни. ...Хмурый ноябрьский день. И настроение совсем под стать погоде. Еще бы1 То, о чем по просил его вчера начальник цеха, явно не предвещало ни чего хорошего. Эх, отказаться бы, сослаться на возраст..., Ведь уже 28 лет на заводе слесарем, а это не шутка. Ну, были у него ученики. Разные попадались. И хорошие, и пло хие, но такого™ На учете в милиции парень состоял, и хо тя сейчас вроде бы исправил ся, срывы бывают. Василий Александрович по пытался представить, как вы глядит его будущий ученик. Воображение почему-то рисо вало великовозрастного детину с длинной гривой волос и на хально улыбающегося. Да что он с ним сделать сможет? Ка кой из него педагог? Семь классов всего за плечами... Надо бы объяснить все вчера начальнику цеха. Но не сделал этого. Не потому ли, что в мо мент разговора вспомнил, как, возвращаясь недавно с завода, встретил троих ребят-подрост- ков. Пьяных. Трехэтажная ру гань лилась рекой. Попытался было образумить юнцов, а в ответ: «Гуляй, дядя, тебе что, больше всех надо?» Случай этот долго не выхо дил из головы. Думал: не потому ли ребята стали на скользкий путь, что рядом в критическую минуту не оказа лось человека, способного на править их энергию в нужное русло? В размышлениях Василий Александрович не заметил, как подошел к проходной завода «Гидропривод». Серые тучи пробил солнеч ный луч, заиграл, огоньками на опавшей осенней листве. На душе стало веселее. «Ладно, посмотрим... , Там видно будет, какой к подрост ку «педагогический подход» нужен», — подумал Василий Александрович. Когда начальник экспери ментального цеха Вячеслав Вла димирович Секретарев привел нового подопечного к Толстых, тот готовил к работе свое сле сарное хозяйство. — Знакомься, Василий Алек сандрович, твой ученик. Фа милия Медведев. Зовут Бо- итоги ПОДВЕДЕНЫ В кинотеатре «Рбссия» со стоялось профсоюзно-комсо мольское собрание учащихся ГПТУ № 4, на котором под ведены итоги соцсоревнования за 1 квартал 1979 года. Общеучилищное первое ме сто заняла группа № 15 элект риков, где мастером произ водственного обучения Н. С. Панков. Ей вручено перехо дящее Красное знамя. Вымпе- рисом. Окончил техническое училище № 2. Прошу любить и жаловать. Ученик был не таким, как представлял Толстых. Неболь шого роста, аккуратно под стрижен, веселые глаза. Мельк нула мысль: «Может, это совсем другой парень?» Сомнения развеял Секрета рев: — Характеристика у него не ахти. Ты построже с ним будь. А в это время Борис с не скрываемым любопытством ог лядывался по сторонам. По его глазам можно было прочи тать, что производственная об становка ему по душе. — Ну, что, нравится в цехе? — спросил Василий Александ рович. Огонек в глазах ; паренька погас, теперь он смотрел на стороженно. — Воспитанием, значит, мо им займетесь? — Нет, работать вместе бу дем, — просто ответил Тол стых. И началась работа. Повсе дневная. Кропотливая. Знаний и опыта, полученных Борисом в училище, оказалось недостаточно. И в этом была его вина: спустя рукава от носился он к занятиям. Слесарь-сборщик должен уметь выполнять многие опе рации. Поэтому в цехе решили, что Борис Медведев пока прой дет узкую специализацию — освоит профессию сверловщи ка. Первое время Василий Алек сандрович присматривался к парню. Нравилось ему в нем желание трудиться, но вот при вычки «улицы» подчас брали верх. О его прошлом Толстых не расспрашивал, видел, что тот легко раним. Просто, доступно объяснял Василий Александрович учени ку секреты производства. И как лучше сверло заточить, и как организовать работу, что бы на выполнение операций уходило минимум времени. Обучал наневению резьбы внут ри втулки, рассказывал об уст ройстве механизмов и распо ложении узлов сверлильного станка. Не раз заводил разговор с учеником о своем цехе. Его название говорит само за себя — экспериментальный. В нем изготавливают опыт ные образцы деталей и зани маются отработкой их конст рукций. Цех самый молодой на предприятии и самый пер спективный. Отсюда начинает свой путь будущая продукция завода. Современная техноло гия на каждом шагу, а это ли не простор для творчества молодых? Нельзя сказать, что все у Бо риса шло гладко. Были срывы. Иногда опаздывал на завод, стремился уйти из цеха до конца смены. Наставнику за всем не уследить. Парня оста навливали товарищи по работе. Строго спрашивал Василий лами награждены: за вто рое место — группа № 3 слесарей КИП и автоматики (мастер производственного обучения В. М. Еремеев), за третье — группа № 21 слеса рей КИП и автоматики (мас тера производственного обуче ния Н. С. Каширин и С. В. Трубицына). Победители социалистиче ского соревнования, разверну того в училище, активно уча ствуют в общественной жиз ни, хорошо учатся и трудятся на производственной практике, занимаются в коужках худо - Аяександрович за такие про ступки, а сам думая: «Нет, не доходят до парня мои увещевания. Не убедишь его разговорами, что так делать нельзя». Вскоре произошло «ЧГЬ. Бо рис Медведев не вышел на ра боту. Явившись на следующий день, сослался на то, что про спал. Разговор с наставником был серьезным. — Вижу я, Борис, — говорил Толстых ученику, — не отда ешь ты себе отчета в том, что трудишься в коллективе. И нет ответственности у тебя перед ним. Работа, которую мы де лаем, не твоя и не моя, а на ша. Обратил внимание, как то варищи сегодня на тебя смот рели? Ты вот вчера прогулял, а кто-то из них за тебя зада ние выполнил. Подумай над этим. Обычно после «нравоучений» от Бориса следовал ответ: — Да, ладно уж, исправлюсь. На этот раз промолчал. Василий Александрович знал, что не стоит делать прежде временных выводов — Борис не сразу поймет свою вину, и еще будут с его стороны ошиб ки и промахи. Но главное __ разговор запал парню в душу. Теперь нужно стараться при влечь Бориса к участию в об щественной жизни. Узнал Толстых, что его уче ник хорошо рисует. Через не сколько дней подошел к Бори су секретарь комсомольской организации цеха Геннадий Глушко, попросил оформить стенгазету. Не отказался па рень. Сделал — любо-дорого посмотреть. Как бы ни был занят настав ник, какой бы сложности ра боту ни выполнял, всегда при ходил на помощь своему уче нику. И не только в производ стве. Расспрашивал о домаш них делах, интересовался, как идет учеба в школе рабочей молодежи, в какой компании проводит вечера. Шло время. Борис уже впол не освоился в цехе. Появились новые друзья — комсомольцы. Стал выступать в художествен ной самодеятельности — петь в хоре. Парень менялся на глазах. Когда на собраниях говори ли о Василии Александровиче как об одном из лучших сле сарей экспериментального це ха, передовике производства, ветеране труда предприятия, неоднократном победителе со циалистического соревнования, душу Бориса наполняла гор- дость за своего учителя. Однажды в конце смены, по дошел Толстых к ученику спро сить, как дела идут. А Борис, не дожидаясь вопроса и с тру дом скрывая радость, сказал: — Сегодня я норму выра ботки выполнил, Василий Алек сандрович. И брака совсем нет. Глаза парня светились ра достью. — Молодец, Борис! — отве тил наставник. Возвращаясь после трудово го дня домой, Василий Алек сандрович думал об ученике. Нет, все-таки не зря столько времени он отдал ему. Какое У него сегодня счастливое ли цо было! Вот и еще один че ловек в рабочую семью влился. А, ДЕМЕНТЬЕВ. жественной самодеятельности и спортивных секциях. На собрании рассмотрен вопрос о ходе подготовки к коммунистическому субботни ку. Был утвержден штаб по его проведению. Секретарь комитета ВЛКСМ С. И. Шамрина призвала всех комсомольцев, молодежь друж но и добросовестно потрудить ся в этот день на благоуст ройстве территории училища и города. В. ПЕТРОВ, председатель профбюро учащихся ГПТУ № 4. ком сомольская жизнь Ц Н Ф О РМ А Ц И Я Курсом июльского Пленума Во всех цехах и на участ ках завода «Гидропривод» проходят сейчас комсомоль ские собрания. Их повестка дня «О задачах комсомоль ской организации, вытекаю щих из решений июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС». Юноши и девушки пред приятия полны решимости еще больше крепить связь с селом. Они подхватили почин своих товарищей-эльтовцев создать комсомольско-моло дежные отряды по заготовке кормов для животноводства. Решено организовать пять таких отрядов общей числен ностью в 100 человек и про вести в подшефном совхозе «Луч» Елецкого района три субботника. Д. АЛЕКСАНДРОВ. Спортивный вечер Спорткомитет железнодо рожного техникума совмест но с комитетом ВЛКСМ ор ганизовал спортивный ве чер, на котором подведены итоги минувшего года. Лучшим спортсменам учеб ного заведения были вруче ны Почетные грамоты и цен ные подарки, в том числе капи тану команды по волейболу Еле не Воробьевой, чемпиону города по лыжам Василию Семенихи- ну, баскетболистке Ираиде Не делиной и многим другим. Йеред собравшимися с по казательной программой вы ступили юные гимнасты дет ской спортивной школы и боксеры клуба «Радуга». Юноши и девушки приняли участие в многочисленных спортивных конкурсах. Ю. СТЕБАКОВ, учащийся техникума железнодорожного транспорта член внештатной молодежной редакции. В ДНД ГОРОДА Наша спецдружина Два года назад на заводе «Эльта» создана спецдружи на по работе с подростками. Возглавляют ее мастер участ ка цветных кинескопов Тать яна Шулепова и инженер вто рого сборочного цеха Вера Козьминична Самойлова. Деятельность спецдружи- ны многогранна. Тут и рейды по микрорайону в вечерние часы, и беседы с «трудными» ребятами, и посещение не благополучных семей. Не так давно мы провели заседание в средних школах № 22 и 24. Перед коллекти вами учащихся ответ держа ли те несовершеннолетние, которые нарушают обще ственный порядок. Их родите ли были строго предупрежде ны. Активное участие в работе спецдружины принимают Н. С. Тимошенко, 3. С. Се- леменева, А. В. Фроликова, Л. П. Коробчак и другие. Все мероприятия проводятся в тес ном контакте с работником милиции Г. П. Прокофьевым. Большую помощь оказывает нам и второй секретарь ГК ВЛКСМ К. Г. Коробчак. Наша работа не проходит даром. Многие ребята, кото рые плохо вели себя на ули це и в школе, встали на пра вильный путь и сейчас хоро шо учатся, занимаются в раз личных кружках, спортивных секциях. Р. КУЗЬМИН, член спецдружины завода «Эльта». Комсомолки первого про изводства завода медицинско го оборудования сверловщица Валентина Клейменова (на снимке слева) и фрезеровщи ца Антонина Невструева ра ботают по талонам комсомоль ской гарантии. Это право они заслужили не случайно. И Ва лентина, и Антонина — ударники коммунистического труда, каждая овладела смеж ными специальностями, может успешно заменить своих това рищей на сборке и клепке заушников. Сегодня на трудовом кален даре Клейменовой и Невструе- вой — август 1979 года. Мо лодые производственницы не только успешно работают, но и принимают активное участие в общественной жизни коллек тива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz