Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)

« К Р А С Н О Е З Н А М Я » ® 24 февраля 1979 года ф 3 стр. Д ВА месяца назад в город­ ском Доме культуры от­ крылась, ставшая традици­ онной, выставка работ само­ деятельных художников Ель­ ца. Среди более ста произве­ дений живописи, графики, прикладного искусства, экспо­ нирующихся здесь, признаюсь, с особым пристрастием искал в зале его работы. И хотя за жизнью и творчеством Нико­ лая Якушева, как мог, сле­ дил по газетным материалам, хотелось скорее увидеть и по­ нять самому — что именно изменилось в его «почерке»? Ведь за три- года, как гово­ рят. воды много утекло... Но вот наконец у входа, справа, нахожу и его работы. Два акварельных натюрморта, пейзаж, три портрета, выпол­ ненных карандашом. Неволь­ но внимание мое привлек пейзаж. Зимнее утро... Закутанное туманами только-только начи­ нает вставать солнце. Рассе­ янный свет его вырывает из тьмы припорошенный снегом стожок сена, почерневший от времени рубленый сарай да покосившуюся изгородь из сосновых жердей. Тишина и покой. Природа пробуждается... Детали натюрмортов его также просты, обыденны и даже аскетичны. Собственно это то, что дома постоянно перед нами: литровая банка с водой, головки лука-реп- ки, хлеб, фрукты. И герои портретов — это тоже люди, которых он хорошо знает. Итак, шесть вещей, шесть работ Николая Якушева. Их с заинтересованным вниманием рассматривали, обсуждали зрители. Объективно и при­ страстно, доброжелательно и строго, компетентно и не очень — всяк по-своему, в меру знаний, вкуса и такта судили люди. Невольно услышал я и этот отзыв: — Чувствуется, твердая у автора рука. Видимо, серьезно и много работает художник. Лучшей похвалы Николаю и лучшего ответа на интере­ совавший меня вопрос трудно было и предположить. И еще одна приятная и не­ ожиданная новость ждала ме­ ня на выставке. Оказывается, Якушевы живут с недавних пор в Ельце. 1 / А К и тогда, три года на- **■ зад, встречает меня по- прежнему еще быстрая Анна Федоровна, мать Николая. Ка­ жется, она ничуть не измени­ лась. Годы, пожалуй, больше сказались на отце— Федоре Павловиче. Да и как не ска­ заться, если за плечами их больше семи десятков, да Ве­ ликая Отечественная, ранения и болезни. Тем не менее при­ вычка всей жизни—ни минуты без дела—не дает покоя Яку- шеву-старшему. Хотя вроде бы, какие дела найдешь в город­ ской. квартире? Долго Фе­ дору Павловичу с нами не сидится. Шаркая по полу большими валенками, ти­ хо позвякивая медалями, при­ крепленными на старом пид­ жаке, он успел помочь по дому Анне Федоровне уборку про­ извести, «сбегать» в магазин, обрубить лед с высоких поро­ жек подъезда. Квартиру эту предоставило Якушевым несколько меся­ цев назад государство. Оно, Советское государство, увели­ чило недавно размер пенсий как Федору Павловичу, так и Николаю. Их обслуживает ме­ дицинская сестра. Лекарства отпускаются отцу и сыну бес­ платно. Заботу Советской вла­ сти семья Якушевых ощущает постоянно, зримо. Но есть среди множества пе­ ремен одна, которой заслужен­ но гордится Николай. По сове­ ту старшего методиста област­ ного Дома народного творче­ ства Эммы Алексеевны Гуса­ ковой он поступил и учится теперь в заочном народном университете искусств. Буду­ щая специальность — худож­ ник-график. Каждый месяц посылает Николай в университет 10 работ на рецензирование в строгом соответствии с пла­ ном-графиком занятий. Каж­ дая работа рецензируется преподавателем А . С. Пушка­ ревым, который занимается с Якушевым. Им же даются подробные консультации. По предметам курса: рисунку, живописи, композиции у Ни­ колая четверки. Он третий год учится в университете и все это время без троек. С интересом знакомлюсь с рецензиями преподавателей, с тем, как они оценивают твор­ чество молодого художника. «Вы спрашиваете, как у Вас идет работа с акварелью. Продолжайте обязательно пи­ сать. У Вас, безусловно, спо­ собности к живописи. Вы ред­ костно правильно берете цвет. В Ваших работах чувствуется воздух, что бывает очень редко. Все они хорошо ском- панованы. Старайтесь разно­ образить размеры Ваших ра­ бот. Особенно касается это живописи». «Этюд очень удачный. Благодаря целостности виде­ ния и исполнения он прибли­ жается к картине, произве­ дению искусства, где случай­ ности нет». Это мнение преподавателей об акварельных работах, написанных красками, тем «строгим» материалом, кото­ рый не допускает исправлений и помарок, требует именно твердой руки и безошибочной кисти художника. Ну, а для Якушева эта задача услож­ няется в десятки раз. Дости­ жению поставленной цели и подчинен распорядок дня Ни­ колая. Весь световой день отдан главному делу — живописи. Практически, особенно зимой, это время с рассвета до глу­ боких сумерек. Он бы работал и при свете электрической лампочки. Но искусственное солнце все же не может за­ менить естественного — быст­ ро устают глаза. И хотя дер­ жит Якушев кисть или каран­ даш, вставленными в удлини­ тель, расстояние от глаз до листа ватмана не превышает 25— 30 сантиметров. С года­ ми зрение стало «садиться». Вечером — занятия теори­ ей. В его рабочем дне отведе­ но место чтению газет, жур­ налов. Любит Николай посмот­ реть телепередачи, особенно в цветном изображении. Но главное занятие вечером — письма. А Н И приходят Якушеву- '■* младшему ежедневно. Зримые ниточки связей с внешним миром, они застав­ ляют его задумываться и негодовать, радоваться и вос­ торгаться, грустить и смеять­ ся. Они дают возможность сердцу прикоснуться к «крас­ кам» великолепной палитры чувств, которыми и пишется картина жизни. Огромных затрат душевных и физических сил требует от Николая его сегодняшнее де­ ло — живопись. А родниками, питающими душу, укрепляю­ щими силу духа, служат ему письма. Корреспонденция приходит ежедневно. Особенно много ее — десятки писем, открыток— бывает в предпраздничные дни. Ни одно из писем он не оставляет без ответа. Пишет, также зажав ручку зубами. Однако, читая строки, напи­ санные его каллиграфическим почерком, невозможно поду­ мать, что сделала это не твер­ дая рука. С большим интересом пере­ бираю огромную стопку пи­ сем, бережно положенных на стол Анной Федоровной. Ви­ жу, как светлеет при этом ли­ цо Николая. Я только беру конверт, а он уже говорит, от­ куда пришло письмо, от ко­ го, что это за человек, о чем он пишет. Пробегаю глазами строчки и всякий раз удивля­ юсь — насколько близко к тексту пересказано их содер­ жание. Читать их — документы че­ ловеческой чуткости и добро­ ты — без волнения невозмож­ но/ Казалось бы, обыденное де­ ло — наличие этих качеств в советском характере. Они вос­ питаны в нас с детства, есте­ ственно, нашим образом жизни. И подавляющее боль­ шинство людей, окружающих нас всюду — широкие душой, чуткие сердцем люди. Пони­ маешь это головой. Но вот чи­ таешь простые, искренние строки, и все равно ком подкатывает к горлу. Такая в них эмоциональная сила. Вот строки из письма уча­ щихся профессионально-тех­ нического училища № 27 г. Липецка. Парни, будущие операторы установки непре­ рывной разливки стали (УНРС ) , пишут: «Мы брали обязательство — самостоя­ тельно разлить 200 тонн трансформаторной стали. И по закону металлургов «Дал слово — сдержи, принял обя­ зательство — выполни» мы это обязательство выполнили. Вместо 200 тонн мы оазлили на УНРС 210 тонн. Разность в 10 тонн мы разливали за Вас, на Ваш счет, Николай Федорович. Считаем Вас участником своего труда на передовой — огневой линии молодых людей 70-х». Говорят, сталь должны ва­ рить люди с горячим, как раскаленный металл, серд­ цем. Не знаю, для всех ли ре­ бят из этой группы избранная профессия окажется еще и призванием. Но то, что это будут настоящие люди — не сомневаюсь. Ибо они не толь­ ко хорошо говорят, но и хо­ рошо делают. Всю практику на Новоли- пэцком металлургическом за­ воде Николай был членом их группы. За него ребята прове­ ли не только плавку, но и со­ бирали металлолом, выполня­ ли сменную норму.' Пример мужественного человека, не поковившегося судьбе побе­ дившего тяжелый недуг, за­ ставил семнадцатилетних пар­ ней задуматься, иначе посмот­ реть и на свою собственную жизнь. Иной угол зрения поз­ волил как бы со стороны увидеть себя, переоценить собственные поступки и умо­ заключения. Из этой дружбы молодые металлурги вынесли главное: нужно спешить жить, спешить делать добро на земле. В этом подлинный смысл и счастье жизни. Весной, после окончания практики, в день открытия X V I I I съезда ВЛКСМ , липча­ не нагрянули в гости в Ма­ лые Извалы. Они на зарабо­ танные средства купили Ни­ колаю подарок — цветной телевизор. Со слезами на гла­ зах принимали его хозяева. Любая болезнь человека не красит. Тем более длящаяся годами. И часто бывает, боль­ ной изменяется не только внешне, но и внутренне. Ис­ чезает оптимизм, рождается обида. Болезнь, как ржавчина, разъедает душу. Этого не слу­ чилось с Николаем. Школьни­ ки восьмилетки села Мелихово Чаплыгинского района еще мальчишки, не умудренные жизнью, тем не менее пони­ мают, что Николай Якушев, победив недуг, одержал не только личную победу: «Мы читали Ваше письмо всем ре­ бятам, и тишина стояла та­ кая, словно ни одного челове­ ка не было в школе. Нам очень понравились Ваши ри­ сунки, и мы теперь подолгу стоим около них. Ваше пись­ мо и рисунки мы не случай­ но поместили на стенде рядом с героями нашей Родины, по­ тому что Ваша жизнь, Ваш труд, Ваша учеба — это тоже подвиг». Читаю письма, выписываю из них целые абзацы. Выпи­ сываю, хотя понимаю, что не­ возможно будет привести все их в одном материале. А ка­ кая бы удивительная книга могла бы сложиться из этих писем! И все же не привести выдержку вот из этого пись­ ма просто невозможно. Его прислал Николаю чело­ век трудной судьбы липчанин Александр Кошелев. У него редкое заболевание — отсут­ ствие мышц верхних и ниж­ них конечностей. В шесть лет он научился читать, пи­ сать. Изучил устройство фото­ аппаратов, радиоприемников. Вел атеистическую работу на радио. Сейчас ему около тридцати лет. Заочно окончил 8 классов средней школы, сейчас успешно учится в девя­ том. Удивительно точное, емкое определение всему тому, что делает Николай Якушев, дал Александр: «Согласись, Коля, ведь ты учишься и станешь художником не для того, что­ бы удивить мир, а для того, чтобы стать частицей мира». С ТА Т Ь частицей мира... Знакомясь с содержани­ ем писем, отчетливо сознаешь — это сделать Николаю уда­ лось. У него столько друзей, столько забот... У него по- прежнему трудная, но боль­ шая, полнокровная жизнь. Его труд, его совет, его дело нужны людям. Сознание это­ го удесятеряет силы. Вот сотрудники института «Липецкколхозпроект» Ольга Александровна Журавлева и Валентина Александровна Макеева рассказывают Яку­ шеву о последних новостях институтской жизни. Липчан- ки Анна Николаевна Богояв­ ленская и Анна Федоровна ' Коробкова — ветераны пио­ нерского и комсомольского движения—дают советы Нико­ лаю, как лучше вести ему ра­ боту с пионерами 5 «б» клас­ са 39 школы Липецка. Этот отряд носит имя Николая Якушева. А вообще Николай перепи­ сывается с 15 школами обла­ сти. В каждой из них есть работы Якушева. Причем вы­ сылает он свои лучшие рабо­ ты, ведь они будут на людях. Так что в университет ис­ кусств далеко не всегда попа­ дают его наиболее удачные произведения. Вот письмо супругов Алек­ сандры и Владимира Шаба­ новых, руководителей агит­ бригады «Оптимист» ГПТУ № 27 Липецка. Алек­ сандра и Владимир переска­ зывают содержание сценария будущего выступления. Про­ сят высказать о нем свое мне­ ние. Заказывают ему стихи (Николай пишет и стихи) и рисунки. Просьба эта совсем не слу­ чайна. Николай— боевой два­ дцать первый штык коллекти­ ва. Принимая его в состав агитбригады, ребята торжест­ венно вручили красную блу­ зу — форму членов «Опти­ миста». Но едва ли они тогда сознавали в полной мере, что его жизнь, его рисунки на сцене станут «оружием глав­ ного калибра» агитбригады. Оружием, которое бьет без промаха в сердца сотен зри­ телей, делая людей чище, вы­ ше, прекраснее. Сейчас у Николая пора новых хлопот. Первого марта ему исполнится сорок. В честь этой даты комсомольская ор­ ганизация Липецкого учебно­ опытного производственного комбината художественной росписи организует выставку работ молодого художника. В Елец уже несколько раз при­ езжали мастер производствен­ ного обучения комбината Ни­ на Ивановна Уткина, девчата. Вместе советовались, отбира­ ли работы, обсуждали, где и как их разместить. И теперь Николай волнуется, пережива­ ет — как она пройдет, эта первая в его жизни персональ­ ная выставка. Пишут Николаю из Воро­ нежской, Орловской, Жито­ мирской, Тамбовской, Харь­ ковской и других областей. Вот только писем ельчан поч­ ти нет. Связь с ним поддер­ живают ученики средней школы № 5, школы-интерна­ та № 1 . Самодеятельному художни­ ку нужна помощь. Ведь рабо­ чий инструмент он держит зубами, поэтому нужно снять нагрузку с зубо-челюстного аппарата. А для этого необ­ ходимо разработать конструк­ цию легкого приспособления, подобие маски вратарей, в ко­ тором можно было бы зажи­ мать кисть, карандаш, ручку. Нужно элементарное приспо­ собление для крепления дос­ ки к мольберту, чтобы моль­ берт мог перемещаться. Та­ кой же нужно сделать и кро­ вать Николая — коляской, на которой можно бы подъехать к окну. Остро необходим Якушеву и телефон. Для ре­ шения этих проблем потребу­ ется творческий союз моло­ дых врачей и конструкторов заводов медицинского оборудо­ вания, элементного, «Эльта». Роль координатора работ мог бы взять на себя горком комсо­ мола. Это необходимо сделать и тем самым в какой-то степе­ ни облегчить труд Николая Якушева. Говорят, человек недаром прожил на земле, если поса­ дил дерево... Личный пример Якушева ложится в душу лю­ дей особыми семенами, кото­ рые, прорастая, восходят жаждой борьбы, твердостью духа, большим желанием тру­ диться, приносить пользу лю­ дям. А это, согласитесь, за­ слуга великая. В. ДЕМИН. Г Е Р О И С Р Е Д И Н А С РОДНИКИ ЕГО ДУШИ Три года назад, в феврале 1976 года, в на­ шей газете был опубликован очерк В. Демина «Талант, помноженный на мужество» о само­ деятельном художнике, жителе села Малые Извалы Елецкого района Николае Федорови­ че Якушеве. С юношеских лет Николай Федорович при­ кован болезнью к постели. Он — инвалид первой группы. У него парализованы руки, ноги. Но, проявив волю, мужество, выдержку, Якушев научился рисовать. Он рисует держа кисть, карандаш, ручку зубами. Тогда, три года назад, впервые участвуя в городской и областной выставках работ самодеятельных художников, он стал их дипломантом. Сегодня наш рассказ о тех переменах в жиз­ ни и творчестве молодого художника, что про­ изошли за последние три года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz