Красное знамя. 1979 г. (г. Елец)
« К Р А С Н О Е З Н А М Я » ® 24 февраля 1979 года ф 3 стр. Д ВА месяца назад в город ском Доме культуры от крылась, ставшая традици онной, выставка работ само деятельных художников Ель ца. Среди более ста произве дений живописи, графики, прикладного искусства, экспо нирующихся здесь, признаюсь, с особым пристрастием искал в зале его работы. И хотя за жизнью и творчеством Нико лая Якушева, как мог, сле дил по газетным материалам, хотелось скорее увидеть и по нять самому — что именно изменилось в его «почерке»? Ведь за три- года, как гово рят. воды много утекло... Но вот наконец у входа, справа, нахожу и его работы. Два акварельных натюрморта, пейзаж, три портрета, выпол ненных карандашом. Неволь но внимание мое привлек пейзаж. Зимнее утро... Закутанное туманами только-только начи нает вставать солнце. Рассе янный свет его вырывает из тьмы припорошенный снегом стожок сена, почерневший от времени рубленый сарай да покосившуюся изгородь из сосновых жердей. Тишина и покой. Природа пробуждается... Детали натюрмортов его также просты, обыденны и даже аскетичны. Собственно это то, что дома постоянно перед нами: литровая банка с водой, головки лука-реп- ки, хлеб, фрукты. И герои портретов — это тоже люди, которых он хорошо знает. Итак, шесть вещей, шесть работ Николая Якушева. Их с заинтересованным вниманием рассматривали, обсуждали зрители. Объективно и при страстно, доброжелательно и строго, компетентно и не очень — всяк по-своему, в меру знаний, вкуса и такта судили люди. Невольно услышал я и этот отзыв: — Чувствуется, твердая у автора рука. Видимо, серьезно и много работает художник. Лучшей похвалы Николаю и лучшего ответа на интере совавший меня вопрос трудно было и предположить. И еще одна приятная и не ожиданная новость ждала ме ня на выставке. Оказывается, Якушевы живут с недавних пор в Ельце. 1 / А К и тогда, три года на- **■ зад, встречает меня по- прежнему еще быстрая Анна Федоровна, мать Николая. Ка жется, она ничуть не измени лась. Годы, пожалуй, больше сказались на отце— Федоре Павловиче. Да и как не ска заться, если за плечами их больше семи десятков, да Ве ликая Отечественная, ранения и болезни. Тем не менее при вычка всей жизни—ни минуты без дела—не дает покоя Яку- шеву-старшему. Хотя вроде бы, какие дела найдешь в город ской. квартире? Долго Фе дору Павловичу с нами не сидится. Шаркая по полу большими валенками, ти хо позвякивая медалями, при крепленными на старом пид жаке, он успел помочь по дому Анне Федоровне уборку про извести, «сбегать» в магазин, обрубить лед с высоких поро жек подъезда. Квартиру эту предоставило Якушевым несколько меся цев назад государство. Оно, Советское государство, увели чило недавно размер пенсий как Федору Павловичу, так и Николаю. Их обслуживает ме дицинская сестра. Лекарства отпускаются отцу и сыну бес платно. Заботу Советской вла сти семья Якушевых ощущает постоянно, зримо. Но есть среди множества пе ремен одна, которой заслужен но гордится Николай. По сове ту старшего методиста област ного Дома народного творче ства Эммы Алексеевны Гуса ковой он поступил и учится теперь в заочном народном университете искусств. Буду щая специальность — худож ник-график. Каждый месяц посылает Николай в университет 10 работ на рецензирование в строгом соответствии с пла ном-графиком занятий. Каж дая работа рецензируется преподавателем А . С. Пушка ревым, который занимается с Якушевым. Им же даются подробные консультации. По предметам курса: рисунку, живописи, композиции у Ни колая четверки. Он третий год учится в университете и все это время без троек. С интересом знакомлюсь с рецензиями преподавателей, с тем, как они оценивают твор чество молодого художника. «Вы спрашиваете, как у Вас идет работа с акварелью. Продолжайте обязательно пи сать. У Вас, безусловно, спо собности к живописи. Вы ред костно правильно берете цвет. В Ваших работах чувствуется воздух, что бывает очень редко. Все они хорошо ском- панованы. Старайтесь разно образить размеры Ваших ра бот. Особенно касается это живописи». «Этюд очень удачный. Благодаря целостности виде ния и исполнения он прибли жается к картине, произве дению искусства, где случай ности нет». Это мнение преподавателей об акварельных работах, написанных красками, тем «строгим» материалом, кото рый не допускает исправлений и помарок, требует именно твердой руки и безошибочной кисти художника. Ну, а для Якушева эта задача услож няется в десятки раз. Дости жению поставленной цели и подчинен распорядок дня Ни колая. Весь световой день отдан главному делу — живописи. Практически, особенно зимой, это время с рассвета до глу боких сумерек. Он бы работал и при свете электрической лампочки. Но искусственное солнце все же не может за менить естественного — быст ро устают глаза. И хотя дер жит Якушев кисть или каран даш, вставленными в удлини тель, расстояние от глаз до листа ватмана не превышает 25— 30 сантиметров. С года ми зрение стало «садиться». Вечером — занятия теори ей. В его рабочем дне отведе но место чтению газет, жур налов. Любит Николай посмот реть телепередачи, особенно в цветном изображении. Но главное занятие вечером — письма. А Н И приходят Якушеву- '■* младшему ежедневно. Зримые ниточки связей с внешним миром, они застав ляют его задумываться и негодовать, радоваться и вос торгаться, грустить и смеять ся. Они дают возможность сердцу прикоснуться к «крас кам» великолепной палитры чувств, которыми и пишется картина жизни. Огромных затрат душевных и физических сил требует от Николая его сегодняшнее де ло — живопись. А родниками, питающими душу, укрепляю щими силу духа, служат ему письма. Корреспонденция приходит ежедневно. Особенно много ее — десятки писем, открыток— бывает в предпраздничные дни. Ни одно из писем он не оставляет без ответа. Пишет, также зажав ручку зубами. Однако, читая строки, напи санные его каллиграфическим почерком, невозможно поду мать, что сделала это не твер дая рука. С большим интересом пере бираю огромную стопку пи сем, бережно положенных на стол Анной Федоровной. Ви жу, как светлеет при этом ли цо Николая. Я только беру конверт, а он уже говорит, от куда пришло письмо, от ко го, что это за человек, о чем он пишет. Пробегаю глазами строчки и всякий раз удивля юсь — насколько близко к тексту пересказано их содер жание. Читать их — документы че ловеческой чуткости и добро ты — без волнения невозмож но/ Казалось бы, обыденное де ло — наличие этих качеств в советском характере. Они вос питаны в нас с детства, есте ственно, нашим образом жизни. И подавляющее боль шинство людей, окружающих нас всюду — широкие душой, чуткие сердцем люди. Пони маешь это головой. Но вот чи таешь простые, искренние строки, и все равно ком подкатывает к горлу. Такая в них эмоциональная сила. Вот строки из письма уча щихся профессионально-тех нического училища № 27 г. Липецка. Парни, будущие операторы установки непре рывной разливки стали (УНРС ) , пишут: «Мы брали обязательство — самостоя тельно разлить 200 тонн трансформаторной стали. И по закону металлургов «Дал слово — сдержи, принял обя зательство — выполни» мы это обязательство выполнили. Вместо 200 тонн мы оазлили на УНРС 210 тонн. Разность в 10 тонн мы разливали за Вас, на Ваш счет, Николай Федорович. Считаем Вас участником своего труда на передовой — огневой линии молодых людей 70-х». Говорят, сталь должны ва рить люди с горячим, как раскаленный металл, серд цем. Не знаю, для всех ли ре бят из этой группы избранная профессия окажется еще и призванием. Но то, что это будут настоящие люди — не сомневаюсь. Ибо они не толь ко хорошо говорят, но и хо рошо делают. Всю практику на Новоли- пэцком металлургическом за воде Николай был членом их группы. За него ребята прове ли не только плавку, но и со бирали металлолом, выполня ли сменную норму.' Пример мужественного человека, не поковившегося судьбе побе дившего тяжелый недуг, за ставил семнадцатилетних пар ней задуматься, иначе посмот реть и на свою собственную жизнь. Иной угол зрения поз волил как бы со стороны увидеть себя, переоценить собственные поступки и умо заключения. Из этой дружбы молодые металлурги вынесли главное: нужно спешить жить, спешить делать добро на земле. В этом подлинный смысл и счастье жизни. Весной, после окончания практики, в день открытия X V I I I съезда ВЛКСМ , липча не нагрянули в гости в Ма лые Извалы. Они на зарабо танные средства купили Ни колаю подарок — цветной телевизор. Со слезами на гла зах принимали его хозяева. Любая болезнь человека не красит. Тем более длящаяся годами. И часто бывает, боль ной изменяется не только внешне, но и внутренне. Ис чезает оптимизм, рождается обида. Болезнь, как ржавчина, разъедает душу. Этого не слу чилось с Николаем. Школьни ки восьмилетки села Мелихово Чаплыгинского района еще мальчишки, не умудренные жизнью, тем не менее пони мают, что Николай Якушев, победив недуг, одержал не только личную победу: «Мы читали Ваше письмо всем ре бятам, и тишина стояла та кая, словно ни одного челове ка не было в школе. Нам очень понравились Ваши ри сунки, и мы теперь подолгу стоим около них. Ваше пись мо и рисунки мы не случай но поместили на стенде рядом с героями нашей Родины, по тому что Ваша жизнь, Ваш труд, Ваша учеба — это тоже подвиг». Читаю письма, выписываю из них целые абзацы. Выпи сываю, хотя понимаю, что не возможно будет привести все их в одном материале. А ка кая бы удивительная книга могла бы сложиться из этих писем! И все же не привести выдержку вот из этого пись ма просто невозможно. Его прислал Николаю чело век трудной судьбы липчанин Александр Кошелев. У него редкое заболевание — отсут ствие мышц верхних и ниж них конечностей. В шесть лет он научился читать, пи сать. Изучил устройство фото аппаратов, радиоприемников. Вел атеистическую работу на радио. Сейчас ему около тридцати лет. Заочно окончил 8 классов средней школы, сейчас успешно учится в девя том. Удивительно точное, емкое определение всему тому, что делает Николай Якушев, дал Александр: «Согласись, Коля, ведь ты учишься и станешь художником не для того, что бы удивить мир, а для того, чтобы стать частицей мира». С ТА Т Ь частицей мира... Знакомясь с содержани ем писем, отчетливо сознаешь — это сделать Николаю уда лось. У него столько друзей, столько забот... У него по- прежнему трудная, но боль шая, полнокровная жизнь. Его труд, его совет, его дело нужны людям. Сознание это го удесятеряет силы. Вот сотрудники института «Липецкколхозпроект» Ольга Александровна Журавлева и Валентина Александровна Макеева рассказывают Яку шеву о последних новостях институтской жизни. Липчан- ки Анна Николаевна Богояв ленская и Анна Федоровна ' Коробкова — ветераны пио нерского и комсомольского движения—дают советы Нико лаю, как лучше вести ему ра боту с пионерами 5 «б» клас са 39 школы Липецка. Этот отряд носит имя Николая Якушева. А вообще Николай перепи сывается с 15 школами обла сти. В каждой из них есть работы Якушева. Причем вы сылает он свои лучшие рабо ты, ведь они будут на людях. Так что в университет ис кусств далеко не всегда попа дают его наиболее удачные произведения. Вот письмо супругов Алек сандры и Владимира Шаба новых, руководителей агит бригады «Оптимист» ГПТУ № 27 Липецка. Алек сандра и Владимир переска зывают содержание сценария будущего выступления. Про сят высказать о нем свое мне ние. Заказывают ему стихи (Николай пишет и стихи) и рисунки. Просьба эта совсем не слу чайна. Николай— боевой два дцать первый штык коллекти ва. Принимая его в состав агитбригады, ребята торжест венно вручили красную блу зу — форму членов «Опти миста». Но едва ли они тогда сознавали в полной мере, что его жизнь, его рисунки на сцене станут «оружием глав ного калибра» агитбригады. Оружием, которое бьет без промаха в сердца сотен зри телей, делая людей чище, вы ше, прекраснее. Сейчас у Николая пора новых хлопот. Первого марта ему исполнится сорок. В честь этой даты комсомольская ор ганизация Липецкого учебно опытного производственного комбината художественной росписи организует выставку работ молодого художника. В Елец уже несколько раз при езжали мастер производствен ного обучения комбината Ни на Ивановна Уткина, девчата. Вместе советовались, отбира ли работы, обсуждали, где и как их разместить. И теперь Николай волнуется, пережива ет — как она пройдет, эта первая в его жизни персональ ная выставка. Пишут Николаю из Воро нежской, Орловской, Жито мирской, Тамбовской, Харь ковской и других областей. Вот только писем ельчан поч ти нет. Связь с ним поддер живают ученики средней школы № 5, школы-интерна та № 1 . Самодеятельному художни ку нужна помощь. Ведь рабо чий инструмент он держит зубами, поэтому нужно снять нагрузку с зубо-челюстного аппарата. А для этого необ ходимо разработать конструк цию легкого приспособления, подобие маски вратарей, в ко тором можно было бы зажи мать кисть, карандаш, ручку. Нужно элементарное приспо собление для крепления дос ки к мольберту, чтобы моль берт мог перемещаться. Та кой же нужно сделать и кро вать Николая — коляской, на которой можно бы подъехать к окну. Остро необходим Якушеву и телефон. Для ре шения этих проблем потребу ется творческий союз моло дых врачей и конструкторов заводов медицинского оборудо вания, элементного, «Эльта». Роль координатора работ мог бы взять на себя горком комсо мола. Это необходимо сделать и тем самым в какой-то степе ни облегчить труд Николая Якушева. Говорят, человек недаром прожил на земле, если поса дил дерево... Личный пример Якушева ложится в душу лю дей особыми семенами, кото рые, прорастая, восходят жаждой борьбы, твердостью духа, большим желанием тру диться, приносить пользу лю дям. А это, согласитесь, за слуга великая. В. ДЕМИН. Г Е Р О И С Р Е Д И Н А С РОДНИКИ ЕГО ДУШИ Три года назад, в феврале 1976 года, в на шей газете был опубликован очерк В. Демина «Талант, помноженный на мужество» о само деятельном художнике, жителе села Малые Извалы Елецкого района Николае Федорови че Якушеве. С юношеских лет Николай Федорович при кован болезнью к постели. Он — инвалид первой группы. У него парализованы руки, ноги. Но, проявив волю, мужество, выдержку, Якушев научился рисовать. Он рисует держа кисть, карандаш, ручку зубами. Тогда, три года назад, впервые участвуя в городской и областной выставках работ самодеятельных художников, он стал их дипломантом. Сегодня наш рассказ о тех переменах в жиз ни и творчестве молодого художника, что про изошли за последние три года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz